Вестник Курганской ГСХА № 3, 2012
Гуманитарные и общественные науки
УДК 37.1
А. М. Белобороденко, М. А. Белобороденко, Т. А. Белобороденко, И. А. Родин
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ
ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ
ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»
A. M. Beloborodenko, M. A. Beloborodenko, T. A. Beloborodenko, I. A. Rodin DEPENDENCE OF PRODUCTIVITY OF SPRING WHEAT ON THE MAINTENANCE IN SOIL
OF ACCESSIBLE FORMS OF PHOSPHORUS Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Tyumen State Agricultural Academy»
Концепция регионального развития включает группы факторов подготовки высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства. В этой связи большое внимание при изучении курса акушерства, гинекологии и биотехники размножения обращается на внедрение в производство элементов научных исследований. Большое значение придается практическим навыкам и умению специалистов своевременно выделять наиболее актуальные задачи и грамотно их решать.
Ключевые слова: подготовка специалистов, инновационные технологии, достижения, наука, передовой опыт.
The concept of regional development includes groups of factors of training of highly skilled agriculture specialists. In this regard the great attention when studying a course of obstetrics, gynecology and biotechnics of reproduction addresses on introduction of elements of scientific researches in production. The great value is given to practical skills and ability of experts to allocate the most actual tasks in due time and to solve them competently.
Keywords: training of specialists, innovative technologies, achievements, science, best practices.
f 1
àià
Анатолий Михайлович Белобороденко
Anatoliy Mikhaylovich Beloborodenko доктор ветеринарных наук, профессор Россия, 625051, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы 97
E-mail: ambeloborodenko@mail.ru
Михаил Анатольевич Белобороденко
Mikhail Anatolyevich Beloborodenko кандидат биологических наук, доцент E-mail: ambeloborodenko@mail.ru
Татьяна Анатольевна Белобороденко
Tatyana Anatolyevna Beloborodenko кандидат биологических наук, доцент E-mail: ambeloborodenko@mail.ru
Игорь Алексеевич Родин
Igor Alexeevich Rodin
доктор ветеринарных наук, профессор
E-mail: ambeloborodenko@mail.ru
Введение. Активное участие Тюменской области в реализации межрегионального проекта УФО «Урал промышленный - Урал Полярный», её деятельность в соответствии со стратегией развития Тюменской области вообще и аграрно-промышленного комплекса в частности, предполагает изменения в образовательной среде высших учебных заведений сельскохозяйственного направления. Так, концепция регионального развития выделяет группы факторов, определяющих тенденции устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Большое значение при этом отводится тому, какое влияние на текущее и перспективное развитие региона и страны будут оказы-
вать специалисты сельского хозяйства.
В настоящее время в Государственном аграрном университете Северного Зауралья, созданном приказом Рособрнадзора РФ от 04 октября 2012, исключительно важная роль отводится подготовке высококвалифицированных специалистов для современных промышленных комплексов. В Институте биотехнологий и ветеринарной медицины, вошедшем в состав университета, на кафедре акушерства и незаразных болезней сельскохозяйственных животных проводятся занятия по ветеринарному акушерству на четырех факультетах очной и заочной форм обучения в соответствии с инновационными технологиями по всем
78 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА
составным частям данного курса.
Методика. Задача студентов состоит в том, чтобы научиться самостоятельно принимать производственные решения, делать обоснованные выводы и предложения по исследуемым вопросам, использовать полученные знания в дальнейшем обучении при выполнении курсовых и дипломных работ, а также в будущей производственной деятельности.
Большое внимание обращается на внедрение в производство элементов научных исследований. По полученным данным делаются выводы об эффективности зооветеринарных мероприятий и даются практические рекомендации хозяйствам области. Ежегодно студенты по результатам научных исследований готовят 16-20 докладов и выступают на студенческих научных конференциях, что позволяет им приобрести бесценный опыт общения в научной среде.
Результаты. В студенческом научном кружке кафедры, работающем в рамках Студенческого научного общества (СНО), студенты выполняют исследования по различным вопросам под руководством кандидата биологических наук, доцента Белобороденко М. А. Результаты исследований студенты докладывают на заседаниях кружка СНО. Кроме того, они проводят такие показательные операции, как овари-оэктомия, наложение фистулы на матку, подготовка самцов-пробников, блокада нервов и внутри аортальное введение раствора новокаина и лекарственных веществ, отрабатывают методику интраректального введения сапропеля, препарата пелоидина и виброакустического массажа с инфракрасным излучением.
В современных условиях развитие животноводства происходит в условиях дальнейшего углубления специализации и концентрации производства. В то же время усиливается связь животноводства с другими отраслями народного хозяйства. Следовательно, большое значение имеют навыки и умения специалистов своевременно и активно выявлять наиболее актуальные проблемы, грамотно решать задачи производства, использовать резервы эффективности сельскохозяйственного производства. Необходимо применять такие формы и методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность студентов, совершенствуют профессиональное умение и навыки, активизируют процесс освоения передового опыта.
Важная роль при этом отводится инновациям, «активным методам обучения», анализу конкретных ситуаций и взаимосвязи этого процесса с теорией данной дисциплины. Так, изучение студентами акушерства, гинекологии и биотехники размножения сельскохозяйственных животных сопровождается использованием деловых игр, тематических дискуссий, то есть носит исследовательский характер.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) является одной из важнейших форм повышения качества специалистов для агропромышленного комплекса РФ. У студентов есть отличная возможность развивать свой творческий потенциал, который непременно окажется востребованным в регионе, где предусматривается активное развитие животноводческой отрасли, ветеринарной медицины.
Авторами данной статьи в 2007 году издано учебное руководство «Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных», допущенное учебно-методическим объединением вузов РФ для обучения по специальности «Зоотехния» и «Ветеринария». В 2009 году издана монография «Физиология и воспроизводство животных в условиях гиподинамии», а в 2011 разработаны и изданы рекомендации «Воспроизводство и профилактика бесплодия крупного рогатого скота в хозяйствах Тюменской области», методические указания по выполнению лабораторно-практических работ, в которые включены научные исследования по тематике курсовых и дипломных работ. Также изданы указания к прохождению производственной практики, где изложена методика научных исследований в животноводческом комплексе, в ветеринарной клинике.
Участие преподавателей в научно-исследовательской работе способствует привлечению студентов к учебно-исследовательской работе, может увлечь студентов, развить у них исследовательские навыки в работе. Активизации научной работы студентов также способствует повышение уровня преподавания дисциплин: чтение лекций, организация и проведение практических и лабораторных занятий в условиях, максимально приближенных к реальным условиям животноводческих комплексов. Такая организация учебного процесса будет наиболее эффективной для получения желаемых результатов. В рамках курса лекций важно, чтобы перед студентами лектор ставил новые научные задачи и вовлекал их в исследовательскую работу.
Так, например, в первой вводной лекции важно показать результаты научных исследований по ветеринарному акушерству, гинекологии и биотехнике размножения животных, перспективу их дальнейшего развития, роль и форму участия в них студентов. Благодаря этому студент получает навыки работы с научной литературой и принципами составления рефератов, изучает перспективные направления исследований, теоретические и практические основы акушерской науки, методику и технику клинических экспериментов. Совместно с руководителем студенты разрабатывает индивидуальное задание, в котором формулируется тема и основные разделы научного исследования, приводится календар-
Вестник Курганской ГСХА № 3, 2012
Гуманитарные и общественные науки
ный план выполнения задания по этапам, включающим учебно-методическую практику.
На основе индивидуального задания в условиях конкретного хозяйства студент получает научные данные путем постановки клинического эксперимента, проводит лабораторные анализы и исследования, обрабатывает полученные данные, осуществляет производственную проверку и внедряет полученные результаты и передовые приемы, готовит отчет по научной работе и докладывает его на кружке СНО кафедры.
Важное место в совершенствования организации НИРС и подведения итогов занимают публичные научные мероприятия:
- конкурсы научных работ студентов;
- студенческие научные конференции;
- выставки научно технического творчества студентов;
- смотры-конкурсы на лучшую организацию НИРС кафедры, факультета;
- олимпиады.
На кафедре акушерства применяются следующие формы НИРС:
- УИРС, предусмотренная учебным планом и включаемая в учебный процесс;
- работа, выполняемая во внеучебное время, организуемая Студенческим научным обществом (СНО).
Основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются:
- выполнение научных заданий на лабораторно-практических занятиях, курсовых работ, содержащих элементы научных исследований;
- прохождение производственной практики на современных животноводческих комплексах, плем-предприятиях, убойных пунктах, посещение научно-исследовательских институтов, научных лабораторий с целью изучения производственных процессов, современных технологий и специфики отрасли;
- подготовка научных рефератов и научных отчетов по НИРС;
- изучение основ организации и выполнения научных исследований;
- изучение основ методики и техники эксперимента, сбора исходной информации для решения поставленной задачи;
- выполнение самостоятельной исследовательской работы в специально выделенный для студентов день НИРС;
- обработка данных, полученных по теме иссле-
дования, производственная проверка, внедрение в производство достижений науки и передового опыта.
Молодой специалист должен уметь работать не только на действующем производстве, но и уметь планировать его дальнейшее развитие, совершенствуя и применяя инновационные технологии.
На производственной практике студент выполняет индивидуальное задание с элементами научных исследований, для чего ему необходимо воспользоваться методическими указаниями по прохождению производственной практики.
Организация учебного процесса на кафедре акушерства и незаразных болезней Института биотехнологии и ветеринарной медицины дает возможность выявить у студентов творческий потенциал, заинтересовать их в конечном результате исследования. Такие академические традиции в исследовательской работе способствуют получению профессиональных навыков в постановке и решении конкретных зооветеринарных задач, повышению качества подготовки специалистов для современного инновационного уровня производства.
После изучения разделов курса проводятся конкурсы и олимпиады, в которых участвуют до 90 % студентов. Конкурсы и олимпиады предусматривают проверку знаний изучаемого материала, изучение дополнительного материала по специальности, отвечающего основным факторам развития сельскохозяйственного производства.
Один из основных принципов научно-исследовательской работы студентов заключается в ее постоянной интеграции с различными формами обучения. Так, во время лекции студенты сначала знакомятся с результатами научных исследований кафедры акушерства и незаразных болезней сельскохозяйственных животных, затем самостоятельно находят эту информацию в различных разделах учебных пособий дисциплины, руководствуясь ссылками на научные исследования.
Выводы. Прививать студентам основы научного поиска и исследований необходимо, так как в последующей своей производственной деятельности специалистам будут необходимы инновационные знания и навыки их воплощения для решения производственных задач. Описанная выше практика организации НИР и участия в ней студентов позволяет эффективно развивать способности студентов к аналитической работе, а также навыки самостоятельного решения поставленной производственной задачи.