14.5. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Золин Эдуард Викторович, соискатель, Академия управления МВД России
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена региональным аспектам деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности. Социально-экономическая обстановка на территориях с особым статусом непосредственным образом влияет на состояние криминогенной ситуации. Это должно учитываться при формировании системы обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности закрытых административно-территориальных образований.
Ключевые слова: закрытые административнотерриториальные образования, комплекс мер, органы внутренних дел, экономическая безопасность, экономические и налоговые преступления
FORMATION OF SYSTEM OF MAINTENANCE BY LAW-ENFORCEMENT BODIES OF ECONOMIC SAFETY OF THE CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATIONS
Zolin Edward Viktorovich, the competitor, Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation: Article is devoted regional aspects of activity of law-enforcement bodies on maintenance of economic safety. Social and economic conditions in territories with the special status directly influence a condition криминогенной situations. It should be considered at formation of system of maintenance by law-enforcement bodies of economic safety of the closed administrative-territorial formations.
Keywords: the closed administrative-territorial formations, series of measures, law-enforcement bodies, economic safety, economic and tax crimes
Анализ криминологической и управленческой литературы1 позволяет выделить ряд организационных ас-
1 См.: Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений: Учеб. пособие. - М., 1995; Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. - М., 2000; Малков В.Д. Основные направления предупреждения организованной преступности органами внутренних дел / Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел: Труды Академии управления МВД России. - М., 1999; Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. - М.: ЭКМОС, 2002 и др.
пектов в деятельности органов внутренних дел (далее
- ОВД) по предупреждению преступлений. К их числу относятся:
- информационное обеспечение;
- криминологическое планирование;
- криминологическое прогнозирование;
- координация, взаимодействие, контроль.
В своей совокупности эти элементы могут составить основу построения и осуществления деятельности ОВД по предупреждению преступлений, совершаемых в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО).
Учитывая специфику рассматриваемой проблемы, следует отметить, что разрабатываемые мероприятия должны носить системный характер. Это обусловлено тем, что предупреждение и борьба с преступностью является все-таки проблемой более низкого порядка, чем решение социально-экономических проблем в регионе. Такой вывод вытекает из анализа криминогенной ситуации в ЗАТО, в которых наблюдается достаточно высокий уровень корыстной экономической и корыстно-насильственной преступности. Это указывает и на главный объект профилактического воздействия -совокупность нарушений в социально-экономической жизни ЗАТО.
Анализ содержания социально-экономической обстановки в регионах неизменно подтверждает, что ситуация в данной сфере непосредственным образом влияет на состояние криминогенной ситуации.
Социально-экономическая составляющая является составной частью внешней среды функционирования ОВД, причем ее основной определяющей частью. Многочисленные криминологические исследования подтверждают, что именно в социальноэкономической характеристике территории содержатся основные причины и условия преступности, т.е. система негативных для соответствующей общественноэкономической формации и данного региона явлений, детерминирующих преступность как свое следствие. Поэтому специфика и разнохарактерность факторов, способствующих совершению преступлений в ЗАТО, собственно преступность обусловливает комплексность деятельности служб и подразделений ОВД, направленных на борьбу с преступностью. Успех комплексного воздействия на преступность зависит от умения правильно объединять усилия различных служб, подразделений и ведомств, а также от учета и правильной оценки криминальной ситуации.2
Особую значимость в решении задач противодействия экономической преступности имеет качественное обновление правовой базы деятельности ОВД, устранение пробелов, коллизий и противоречий, доведение до соответствия с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Правовая база должна обеспечивать:
- все общественные отношения, связанные с функционированием ОВД;
- приоритет закона при сведении до минимума ведомственных нормативных предписаний, адресованных физическим и юридическим лицам;
- системное регулирование однородных направлений противодействия экономической преступности;
2 Матиев Р.З. Криминологические особенности преступности и предупреждения органами внутренних дел ее проявлений в регионе с особым экономическим статусом: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. С.126.
Золин Э.В.
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- юридические механизмы исполнения правовых решений, регулирующих противодействие экономической преступности;
- конструктивное взаимодействие всех правоохранительных и других органов, исключение фактов дублирования деятельности, разночтений в ведомственных актах.
Предупреждение экономической преступности с учетом высокого процента ее организованности должно включать:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих воспроизводству организованных преступных формирований в экономической сфере;
- выявление и ликвидацию организованных преступных формирований в экономике;
- организацию взаимодействия государственных органов с целью координации усилий по борьбе с организованными преступными формированиями.
Важное значение имеет законодательное закрепление контроля ОВД за должностными лицами, направленного на выявление преступлений в экономической сфере, при заключении договоров, при передаче собственности и т.д. и, как следствие, направленного на предупреждение экономических преступлений.
Но самое главное - необходима четкая, продуманная и хорошо финансируемая программа противодействия экономической преступности, которая была бы сориентирована на устранение всего комплекса факторов, приводящих к разрастанию и укреплению экономической преступности.
Важнейшим направлением деятельности государства должно стать постоянное повышение финансирования ОВД, а также расширение их полномочий при расследовании экономических и налоговых преступлений.
Эффективность противодействия экономическим преступлениям предполагает не только координацию деятельности правоохранительных органов, но и их взаимодействие как между собой внутри правоохранительной системы, так и с другими субъектами обеспечения экономической безопасности. При координации деятельности необходимо использовать участие общественности в укреплении правопорядка, систему профилактики правонарушений, правового воспитания и просвещения населения.
Предупреждение экономических и налоговых преступлений в ЗАТО является наиболее перспективным направлением деятельности ОВД, направленным на повышение уровня его экономической безопасности.
Итак, решение проблемы обеспечения экономической безопасности ЗАТО в пределах компетенции органов внутренних дел должно достигаться путем выявления и прогнозирования угроз, выработки стратегии и определения приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности, а также реализации адекватных мер противодействия выявленным и спрогнозированным угрозам.
Угрозами экономической безопасности ЗАТО компетенции органов внутренних дел являются факторы и условия, создающие опасность жизненно важным интересам ЗАТО в сфере экономики.
На основе изучения оперативной обстановки, мониторинга показателей экономического развития, анализа и обобщения информации об угрозах экономической безопасности ЗАТО необходимо осуществлять ранжирование угроз. Ранжирование ведется по источникам и природе их возникновения, объектам посягательства, времени наступления и вероятности реали-
зации, регионам действия, степени значимости, в том числе, по величине нанесенного или ожидаемого ущерба. При этом выделяются наиболее важные угрозы, имеющие долговременный характер, определяющие целевую установку по созданию системы обеспечения экономической безопасности ЗАТО и задачи по ее реализации.
Целевая установка деятельности органов внутренних дел в ЗАТО состоит в создании эффективной системы экономической безопасности данного вида образований в пределах своей компетенции, удовлетворяющей определенным требованиям и характеризующейся способностью решения органами внутренних дел задач по обеспечению экономической безопасности ЗАТО. К таким задачам относится:
- своевременное выявление реальных внутренних и внешних угроз экономической безопасности ЗАТО;
- прогнозирование потенциальных угроз, связанных с особенностями функционирования экономики ЗАТО;
- разработка и реализация адекватных мер противодействия выявленным и спрогнозированным угрозам;
- выработка решений по совершенствованию организации оперативно-служебной деятельности;
- разработка в пределах своей компетенции предложений по совершенствованию мер правового регулирования и оценке эффективности тех из них, которые в установленном порядке реализуются государственными и муниципальными органами власти.
В процессе решения вышеизложенных задач осуществляется их дальнейшая конкретизация на основе использования принципов создания системы мер, таких, как законность, комплексность, непрерывность, плановость, экономическая целесообразность, сочетание гласности и конфиденциальности.
В систему обеспечения экономической безопасности ЗАТО в пределах компетенции органов внутренних дел входят:
- объекты, на которые направлены внешние и внутренние угрозы
- экономическая система государства в целом, отдельных его регионов, а также отраслей и сфер экономики;
- субъекты - подразделения ОВД;
- функции системы обеспечения экономической безопасности, основанные на реализации основных задач;
- способы обеспечения экономической безопасности;
- организационные и практические меры обеспечения экономической безопасности;
- организационная структура управления системой обеспечения безопасности;
- методический инструментарий оценки состояния экономической безопасности;
- задействованные силы и средства;
- система анализа и оценки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
Угрозы экономической безопасности ЗАТО в наиболее общем виде по степени значимости относятся к одной из трех категорий:
- выявленные экономические и налоговые преступления, совершенные в крупном и особо крупном размере, связанные с нанесением значительного ущерба экономике ЗАТО;
- выявленные или прогнозируемые новые способы и схемы совершения представляющих наибольшую общественную опасность преступлений и правонарушений;
- негативные факты, явления и процессы в экономике ЗАТО, представляющие или при определенных условиях могущие представлять угрозу экономической безопасности.
Для реализации целевой установки деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности ЗАТО необходимо разработать комплекс мер, который в общем виде можно представить следующим образом:
- совершенствование структуры подразделений органов внутренних дел ЗАТО;
- разработка плана по реализации разработанной системы мер, планов работы ОВД;
- определение приоритетных направлений деятельности и объектов первоочередного оперативного внимания;
- организация практической деятельности ОВД в ЗАТО;
- развитие системы обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности ЗАТО в пределах их компетенции, адаптация ее к изменяющимся условиям, совершенствование форм и методов работы;
- информационно-технологическое, оперативнотехническое и ресурсное обеспечение оперативнослужебной деятельности;
- организация взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами;
- обеспечение контроля за эффективностью выполнения планов.
С целью оценки эффективности реализации комплекса мер по обеспечению органами внутренних экономической безопасности ЗАТО целесообразно осуществлять на постоянной основе:
- анализ соответствия результатов практической реализации комплекса мер целевой установке и задачам по противодействию реальным и потенциальным угрозам, а также защите от них наиболее уязвимых объектов;
- определение причин недостаточной эффективности реализации комплекса мер, в т.ч. организационноуправленческого, информационно-технологического, технического и иного характера, способности ОВД в ЗАТО решать стоящие перед ними задачи, достаточности выделяемых финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.;
- внесение необходимых изменений в организацию мероприятий по обеспечению экономической безопасности ЗАТО, дополнение реализуемой системы мер новыми элементами.
В итоге, общую схему участия ОВД в деле обеспечения экономической безопасности ЗАТО можно представить следующим образом:
- выявление преступлений и лиц, их совершающих, а также потерпевших от этих преступлений не только в самом регионе, но и на близь лежащих территориях, перемещение в которые осуществляется по упрощенной схеме;
- анализ преступлений и их классификация на основе не только критериев местного законодательства, но и критериев, принятых для соседних стран;
- максимально полная оценка ущерба, причиняемого преступностью. Сюда должен включаться ущерб, причиненный собственно ЗАТО и ущерб соседним регионам и их субъектам хозяйствования;
- выявление и изучение причин и условий, способствующих преступлениям, их квалификация и предотвращение. При построении криминологических прогнозов в ЗАТО следует активно использовать возможно-
сти экономико-правового анализа, который целесообразно осуществлять в три этапа: проведение анализа общей социально-экономической обстановки; сопоставление нормативной правовой базы региона и всех его соседей с целью выявления имеющихся противоречий; анализ выявленных противоречий на фоне сложившейся социально-экономической обстановке;
- предотвращение прогнозируемых негативных явлений и преступности путем координации действий правоохранительных органов и всех заинтересованных субъектов обеспечения экономической безопасности.
Список литературы:
1. Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России.
- М., 2000.
2. Малков В.Д. Основные направления предупреждения организованной преступности органами внутренних дел / Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел: Труды Академии управления МВД России. - М., 1999.
3. Матиев Р.З. Криминологические особенности преступности и предупреждения органами внутренних дел ее проявлений в регионе с особым экономическим статусом: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.
4. Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений: Учеб. пособие. - М., 1995.
5. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. - М.: ЭКМОС, 2002.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Э.В. Золина написана на актуальную тему. Социально-экономическая составляющая является составной частью внешней среды функционирования органов внутренних дел, причем ее основной определяющей частью. Многочисленные криминологические исследования подтверждают, что именно в социально-экономической характеристике территории содержатся основные причины и условия преступности, т.е. система негативных для соответствующей общественноэкономической формации и данного региона явлений, детерминирующих преступность как свое следствие. Поэтому специфика и разнохарактерность факторов, способствующих совершению преступлений в ЗАТО, собственно преступность обусловливает комплексность деятельности служб и подразделений ОВД, направленных на обеспечение экономической безопасности региона.
Особое внимание в статье уделено решению задач противодействия экономической преступности на основе качественного обновления правовой базы деятельности ОВД, устранения пробелов, коллизий и противоречий, доведения до соответствия с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Но самое главное, что прописано в статье - необходима четкая, продуманная и хорошо финансируемая программа противодействия экономической преступности, которая была бы сориентирована на устранение всего комплекса факторов, приводящих к возникновению угроз экономической безопасности криминального характера.
Достоинством статьи является то, что она нацелена на позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования региональных подразделений органов внутренних дел, связанных с обеспечением экономической безопасности ЗАТО.
Вывод: статья Э.В. Золина может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
Докторант факультета
подготовки научно-педагогических кадров
Академии управления МВД России
к.э.н., доцент В.В. Новиков