13-я Ежегодная международная конференция европейской сети мониторинга региональных рынков труда (en rlmm). «Развитие навыков в изменяющемся мире труда: концепции, измерения и данные, применяемые на региональном и местном уровнях в мониторинге рынков труда в Европе»
13 International Conference of the European Network for Regional Labour Market Monitoring (EN RLMM). Developing Skillsin a Chainging World of Work: Concepts, Measurement and Data Applied in Regional and Local Market Monitoring Across Europe
Получено 08.09.2018 Одобрено 17.09.2018 Опубликовано 08.10.2018 УДК: 33 DOI: 10.24411/1999-9836-2018-10033
БОБКОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, главный научный сотрудник научной школы «Управление человеческими ресурсами» Российского экономического университета им. Г В. Плехановa Email: [email protected]
10-11 сентября т.г. в Англии в Университете г. Эксетер проходила 13-ая международная конференция, посвященная развитию навыков в изменяющемся мире труда. Конференцию проводила некоммерческая Европейская сеть регионального мониторинга рынков труда (EN RLMM), созданная в 2006 году на базе Института Гёте (Франкфурт, Германия). EN RLMM имеет большой опыт изучения региональных рынков труда в странах Европы, Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Эта сетевая организация ежегодно проводит международные научные конференции. Состав зарубежных участников конференций составляет 40-50 человек, являющих ведущими экспертами по вопросам рынка труда в своих странах.
В конференции участвовали эксперты из 15 стран, представляющие государственные, коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся проблемами изучения рынков труда. Были сделаны и обсуждены доклады: о концепциях, измерении и данных, применяемых в мониторинге изменения необходимых трудовых навыков; о роли системы образования в формировании навыков для будущего сферы труда; о сквозных компетенциях и мягких навыках в цифровых профессиях; о возможностях использования больших данных (big data) для получения новых знании о рынках труда и др.
Российские участники конференции: д.э.н, проф. Бобков В.Н., зав. лабораторией проблем уровня и качества жизни ИСЭПН РАН, в.н.с. РЭУ им. Г.В. Плеханова; Новикова И.В., д.э.н.,
BOBKOV, VYACHESLAV NIKOLAYEVITCH
Doctor of Economics, Professor, Honoured Science Worker of the Russian Federation, Head of the Laboratory of Problems of Living Standards and Quality of Life at the Institute of Socioeconomic Studies of Population, Russian Academy of Sciences, Chief Research Worker of the Scientific School «Human Resource Management» at G V Plekhanov Russian University of Economics Email: [email protected]
доцент, в.н.с. Центра стратегических исследований Института комплексных систем математических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова; Квачев В.Г., к.с.н., доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РЭУ им. Г.В. Плеханова, подготовили доклад по теме: «Подходы к созданию интегрированной модели измерения профессиональных навыков и их применение к социально уязвимым группам». Эта проблема исследовалась российскими докладчиками в рамках проекта Российского научного Фонда (РНФ) «Неустойчивая занятость в Российской Федерации: состояние и направления снижения» (№16-18-10140).
В совместном докладе, с которым выступил проф. Бобков В.Н., была дана характеристика российской «Национальной системы квалификаций», включающей институты профессиональных стандартов; стандартов образования и центры сертификации, которые регулярно подтверждают профессиональные навыки работников. Были охарактеризованы три основных международных подхода к мониторингу трудовых навыков: 1) Европейская система формирования трудовых навыков, включающая информационный, цифрового контента, безопасности, а также решения проблем блоки компетенций; 2) Американская система формирования трудовых навыков, включающая когнитивную, личную и межличностную компетентности; 3) система, представленная на Международном экономическом форуме в Давосе в 2016 году, предусматривавшая формирование
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
таких компонентов, как способности, базовые и кросс-функциональные навыки.
В докладе был сделан вывод об отсутствии интегрированного международного подхода к формированию и измерению профессиональных навыков и предложены обоснование и элементы интегрированного подхода к измерению профессиональных навыков. В качестве обоснования необходимости создания международной интегрированной системы профессиональных навыков были выдвинуты следующие аргументы:
■ работодатель должен определять свои потребности в трудовых ресурсах, которые будут ясны в любой стране, с тем, чтобы иметь возможность нанять требуемый персонал;
■ единая система измерения профессиональных навыков (компетенций) должна помочь работнику позиционировать себя на глобальном рынке труда и оценить свои конкурентные преимущества;
■ необходимо создать систему компетенций, которая предоставит возможность анализировать страновые трудовые ресурсы с точки зрения конкуренции на глобальном рынке труда и, как следствие, настраивать национальные системы обучения на новые требования и переобучать работников.
Исходя из вышеуказанных аргументов, россиянами была предложена следующая компоновка основных групп навыков, которые важны для всех групп работников:
■ основные навыки: знание родного и иностранного языка; умения пользоваться компьютером, цифровыми оборудованием и системами;
■ когнитивные навыки: способности формулировать проблемы и осуществлять самообразование;
■ психологические навыки: устойчивость к стрессу и адаптивность к изменениям.
Наряду с этим в докладе было выдвинуто положение о том, что в интегрированной системе формирования профессиональных навыков необходим также блок специфических навыков, которые необходимо формировать для больших повсеместно представленных социально уязвимых групп работников. Было предложено разрабатывать этот блок для:
■ молодежи;
■ пожилых людей;
■ женщин после завершения отпуска по беременности и родам;
■ людей с ограниченными возможностями;
■ трудовых внешних мигрантов.
Необходимость в специфических навыках и
их содержание было прокомментированы на при-
мере молодых работников, которые, как правило, плохо адаптированы к изменениям на рынке труда, имеют довольно незначительный опыт работы и низкий уровень профессиональной ориентации. Недостаточно у молодых выпускников учебных заведений также навыков коммуникации и работы в команде. Все это ограничивает их возможности трудоустройства, поскольку это очень важные навыки, которым придает значение современный работодатель. С другой стороны, работодатель заинтересован в трудоустройстве молодежи, потому что, как правило, она активна, хорошо разбирается в современных цифровых технологиях и готова к гибким формам занятости.
Было показано, что в России для развития навыков, которых не хватает молодым работникам, работодатели принимают активное участие в разработке образовательных стандартов, участвуют в учебном процессе; учреждают специальные стипендии, мотивирующие учащихся и студентов лучше осваивать навыки, требуемые на рынках труда; создают базовые кафедры в учебных заведениях и т.д. Совместные усилия работодателей, колледжей и университетов дают возможность развивать когнитивные, личностные и межличностные компетенции среди учащейся молодежи. Таким образом, эта группа молодых специалистов становится менее уязвимой на рынках труда и может быть лучше интегрирована в единую глобальную систему трудовых навыков.
В докладе было отмечено также, что международная интегрированная система трудовых навыков наряду с блоками основных и специфических навыков должна включать в себя и региональный компонент, обусловленный особенностями национальных рынков труда.
Материалы конференции опубликованы в книге: «Developing Skills in a Changing World of Work: Concepts, Measurement and Data Applied in Regional and Lokal Labour Varket Monitoring Across Europe/ Crista Larsen, Sigrid Rand, Alfons Schmid, Andrew Dean (Eds). Rainer Hampp Verlag, Augusburg, Mu'nchen 2018 - 487 p.
Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭПН РАН) получил приглашение от международной некоммерческой неправительственной сетевой группы Европейская сеть по мониторингу региональных рынков труда (EN REMM) провести очередную международную конференцию в 2019 г. в России в г. Москве (ориентировочно в сентябре).
По просьбе организаторов Конференции проф. В.Н. Бобков и доцент В.Г. Квачев провели краткую презентацию о России, г. Москве, Рос-
Бобков В.Н.
сийской академии наук и институте социально-экономических проблем народонаселения РАН. Россиянами по согласованию с руководством ИСЭПН РАН была предложена тема следующей международной конференции: "Оценка занятости и спроса на навыки в неформальной экономике: подходы и выводы из мониторинга региональных и локальных рынков труда".
Эта тематика является актуальной для Российской Федерации с учетом усилий, которые принимаются Правительством РФ, научными и образовательными организациями по выводу из тени неформальной экономики и повышению эффективности занятости, а также решению стратегических задач, выдвинутых в майском указе
Президента РФ В.В. Путина 2018 года. Она соответствует направлениям научных исследований ИСЭПН РАН. Проведение вышеуказанной международной конференции будет способствовать формированию ответов на вызовы глобальной проблемы роста неустойчивости (прекаризации) занятости, сопровождающей развитие ее гибких форм, и повышению роли Отделения общественных наук РАН в научном обосновании путей решения стратегических задач развития Российской Федерации с учетом имеющегося международного опыта.
Приглашение в Россию, в г. Москву и тематика очередной международной конференции были тепло встречены и поддержаны.