Научная статья на тему '127-139 СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОМСКИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК'

127-139 СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОМСКИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / УСТАНОВКИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ПОЛ / ВОЗРАСТ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА / СОСТАВ СЕМЬИ / КЛАСС И ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ВНЕУЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маленова А. Ю., Потапова Ю. В., Маленов А. А., Потапов А. К.

Представлены результаты исследования омских школьников с разными миграционными установками с целью выявления их социально-демографических особенностей. В качестве факторов потенциального миграционного поведения обучающихся выделены пол, возраст, национальность, место жительства, состав семьи, класс и профиль обучения, направленность и уровень внеучебной активности. Замысел исследования связан с проверкой гипотезы о формировании миграционных установок в подростковом возрасте при наличии соответствующих социально-демографических предпосылок. Выборку исследования составили 498 школьников г. Омска и Омской области в возрасте от 14 до 17 лет, 290 девушек и 208 юношей с разными семейно-средовыми признаками. Методы сбора данных - анкетирование и тестирование (Шкала миграционных установок личности С.А. Кузнецовой, Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер)), обработки - частотный, факторный, кластерный виды анализа. Выделены четыре типа школьников по уровню выраженности компонентов миграционных установок: готовые и не готовые к миграции, неуверенные и сомневающиеся. Основными факторами миграционных установок в подростковом возрасте являются: женский пол, городская среда проживания, гуманитарный профиль обучения, уровень достижений в интеллектуальной и творческой сферах деятельности. Установлено, что у школьников с высоким уровнем миграционных установок сильнее выражены карьерные ориентации, направленные на личностную самореализацию, тогда как у не готовых к миграции доминирует ориентация на стабильность места жительства. Перспективы исследования связаны с организацией срезов на студенческой выборке для проверки влияния выделенных факторов на динамику миграционных установок. Прикладным результатом является выделение оснований и целевых групп обучающихся для разработки и внедрения в образовательный процесс социально-ориентированных технологий для контроля миграционной активности молодёжи сибирского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-DEMOGRAPHIC PORTRAIT OF OMSK SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF MIGRATION ATTITUDES

The article presents the results of a study of Omsk schoolchildren with different migration attitudes in order to identify their socio-demographic characteristics. Gender, age, nationality, place of residence, family composition, study grade and profile, area and level of extracurricular activity are selected as factors of potential migration behavior of students. The purpose of the study is to test the hypothesis of the teenagers’ migration attitudes formation in the presence of appropriate socio-demographic preconditions. The study sample consisted of 498 schoolchildren from Omsk and the Omsk region aged of 14 to 17 years, 290 girls and 208 boys with different family and environmental characteristics. Methods of data collection - questioning and testing (Scale of personal migration attitudes by S.A. Kuznetsova, Methods of studying the motivation of professional career by E. Schein (adapted by V.E. Vinokurova and V.A. Chiker)), processing - frequency, factor and cluster analysis. There are four types of schoolchildren according to the level of expression of the migration attitudes components: those who are ready and who are not ready for migration, those who are not secure and who doubt. The main factors of teenagers’ migration attitudes are: female gender, urban living environment, humanitarian study profile, the level of achievements in intellectual and creative activities. It was found that students with a high migration attitudes level have more expressed career ambitions with a purpose of personal self-realization, while those who are not ready for migration primarily focus on the stability of their place of residence. The prospects of the study are connected with the organization of cross-sections of the student sample to check the influence of the selected factors on the migration attitudes dynamics. The applied result is the identification of the bases and target groups of students to develop and implement socially-oriented technologies in the educational process in order to control the migration activity of young people in the Siberian region.

Текст научной работы на тему «127-139 СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОМСКИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК»

УДК 159.922.6+316.6+316.444+314.7 JEL: R23, Y80

DO110.24147/1812-3988.2022.20(3).127-139

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОМСКИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК

А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова, А.А. Маленов, А.К. Потапов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 15 сентября 2022 г.

Дата принятия в печать 30 сентября 2022 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Ключевые слова

Миграция, установки, учащаяся молодежь, пол, возраст, национальность, место жительства, состав семьи, класс и профиль обучения, внеучебная активность

Аннотация. Представлены результаты исследования омских школьников с разными миграционными установками с целью выявления их социально-демографических особенностей. В качестве факторов потенциального миграционного поведения обучающихся выделены пол, возраст, национальность, место жительства, состав семьи, класс и профиль обучения, направленность и уровень внеучебной активности. Замысел исследования связан с проверкой гипотезы о формировании миграционных установок в подростковом возрасте при наличии соответствующих социально-демографических предпосылок. Выборку исследования составили 498 школьников г. Омска и Омской области в возрасте от 14 до 17 лет, 290 девушек и 208 юношей с разными семейно-средовыми признаками. Методы сбора данных - анкетирование и тестирование (Шкала миграционных установок личности С.А. Кузнецовой, Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер)), обработки -частотный, факторный, кластерный виды анализа. Выделены четыре типа школьников по уровню выраженности компонентов миграционных установок: готовые и не готовые к миграции, неуверенные и сомневающиеся. Основными факторами миграционных установок в подростковом возрасте являются: женский пол, городская среда проживания, гуманитарный профиль обучения, уровень достижений в интеллектуальной и творческой сферах деятельности. Установлено, что у школьников с высоким уровнем миграционных установок сильнее выражены карьерные ориентации, направленные на личностную самореализацию, тогда как у не готовых к миграции доминирует ориентация на стабильность места жительства. Перспективы исследования связаны с организацией срезов на студенческой выборке для проверки влияния выделенных факторов на динамику миграционных установок. Прикладным результатом является выделение оснований и целевых групп обучающихся для разработки и внедрения в образовательный процесс социально-ориентированных технологий для контроля миграционной активности молодежи сибирского региона.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-20375, https://rscf.ru/project/22-28-20375/; за счет гранта в форме субсидии, предоставленного из бюджета Омской области, Соглашение № 22-с.

Article info

Received

September 15, 2022 Accepted

September 30, 2022

Type paper

Research paper

SOCIO-DEMOGRAPHIC PORTRAIT OF OMSK SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF MIGRATION ATTITUDES

A.Yu. Malenova, Yu.V. Potapova, A.A. Malenov, A.K. Potapov

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. The article presents the results of a study of Omsk schoolchildren with different migration attitudes in order to identify their socio-demographic characteristics. Gender, age, nationality, place of residence, family composition, study grade and profile, area and level of extracurricular activity are selected as factors of potential migration behavior of students. The purpose of the study is to test the hypothesis of the teenagers' migration attitudes formation in the presence of appropriate socio-demographic preconditions. The study sample consisted of 498 schoolchildren from Omsk and the Omsk region aged of 14 to 17 years, 290 girls and 208 boys with different family and environmental characteristics. Methods of data collection -questioning and testing (Scale of personal migration attitudes by S.A. Kuznetsova, Methods of studying the motivation of professional career by E. Schein (adapted by V.E. Vinokurova and V.A. Chiker)), processing - frequency, factor and cluster analysis. There are four types of schoolchildren according to the level of expression of the migration attitudes components: those who are ready and who are not ready for migration, those who are not secure and who

Keywords

Migration, attitudes, students, gender, age, nationality, place of residence, family composition, study grade and profile, extracurricular activity

doubt. The main factors of teenagers' migration attitudes are: female gender, urban living environment, humanitarian study profile, the level of achievements in intellectual and creative activities. It was found that students with a high migration attitudes level have more expressed career ambitions with a purpose of personal self-realization, while those who are not ready for migration primarily focus on the stability of their place of residence. The prospects of the study are connected with the organization of cross-sections of the student sample to check the influence of the selected factors on the migration attitudes dynamics. The applied result is the identification of the bases and target groups of students to develop and implement socially-oriented technologies in the educational process in order to control the migration activity of young people in the Siberian region.

Acknowledgements. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (RSF) No. 22-28-20375, https://rscf.ru/en/project/22-28-20375/; by a grant in the form of a subsidy provided from the budget of the Omsk Region, Agreement No. 22-s.

1. Постановка проблемы. Подвижность населения Сибири во многом обусловлена образовательной мобильностью молодежи. Несмотря на приток абитуриентов из соседних государств, убыль будущих студентов из Омска продолжается, обедняя не только интеллектуальный, но и репродуктивный стратегический человеческий капитал. Причинами стремления мигрировать из Омской области становятся не только неудовлетворенность экономическим статусом региона и условиями жизни в нем, но и стремление молодых людей к перспективам обучения в более престижных учебных заведениях, а также надежда на дальнейшее построение карьеры в европейской части России. Очевидно, что миграционные установки и намерения не появляются внезапно, формируясь в течение достаточно длительного периода жизни. Но, как правило, триггером для их запуска является событийный механизм, обусловленный традиционным ходом социализации подрастающего поколения - поступление в высшие учебные заведения после завершения средних. Следовательно, заинтересованность потенциальными предикторами миграционного поведения должна распространяться на жителей региона школьного возраста, в первую очередь подросткового, когда начинают оформляться образовательные планы и карьерные ориентации. Поскольку на этом этапе личность и психика молодежи отличается гибкостью, имеется возможность и настоятельная необходимость коррекции миграционных установок с целью сохранения молодых людей, способных продвинуть развитие всего региона на качественно иной уровень, понимающих свою роль в этом процессе, а также осознающих ресурсы своей малой родины для собственной самореализации. Однако, прежде чем внедрять программы сопровождения школьников, необхо-

димо определить уровень сформированности миграционных установок и факторы, способствующие их усилению, для определения целевых групп «риска».

2. Обзор литературы. Изучение миграционных установок как в разной степени сформированного представления о том, где человек хотел бы проживать [1], достаточно плотно вошло в пространство исследований, претендуя в связи со спецификой предмета на междисциплинарный статус. Большая часть ученых сконцентрирована на поиске факторов формирования миграционных установок. К ним причисляют мировую и федеральную политическую повестку, климатические и экологические условия, территориальное расположение субъектов, их уровень экономического развития, конкретные региональные факторы от политики до уровня дохода и инфраструктуры городской и семейной среды [2-5].

Одним из самых очевидных и хорошо изученных факторов миграции молодежи из субъектов Российской Федерации, в том числе Сибирского федерального округа, является экономический. Согласно статистическим данным, представленным на Портале трудоустройства выпускников (http://graduate.edu.ru/), Омская и Томская области и Республика Хакасия лидируют по количеству мигрировавших (табл. 1).

При этом видимая связь между показателями миграции и разностью в заработных платах, которые получают уехавшие и оставшиеся выпускники, наблюдается только для Омской области, где ее соотношение со средним уровнем зарплаты составляет 57 % (таким образом, мигрировавшие молодые люди получают почти вдвое больше оставшихся в родном городе). При этом для Томской области и Республики Хакасия эти показатели проявляются на уровне 30,5 и 15,61 % соответственно,

а в Алтайском крае, где также разрыв между зарплатами уехавших и оставшихся является весьма значительным, миграционный отток не

Так, можно предположить, что намерение совершить внешнюю миграцию положительно коррелирует с размером населенного пункта: жители крупных городов реже рассматривают для себя вариант профессиональной реализации только в России, допуская возможность переезда в связи с работой в другой стране [6]. Ухудшение инфраструктуры (особенно выделяются в этом смысле доступность профессионального образования, медицинской помощи и культурная жизнь) в сельской местности стимулирует молодых людей уезжать в города, поддерживая тенденции урбанизации. В работе А.М. Сергиенко с соавторами (одной из немногих, в которых обсуждаются факторы не только миграции, но и реэмиграции) отмечается, что дети сельских предпринимателей часто, получив образование в городе, возвращаются в сельскую местность, чтобы занять свою нишу в семейном бизнесе. Этот пример, однако, является слишком частным, чтобы распространить данную практику на широкие слои на-

столь ярко выражен. Косвенно это подтверждает необходимость искать нефинансовые факторы миграционных намерений молодежи.

селения, хотя он и отражает общую идею о том, что создание или поддержание имеющихся предприятий способствует сохранению человеческого капитала в местах, откуда молодежь предпочитает уезжать [7].

По мнению Е.В. Гольцовой, помимо трудовой (наличие работы, вакансий) и экономической (уровень обеспеченности, дохода) составляющих социальной среды как важнейших для формирования миграционных установок факторов, необходимо оценивать еще целый ряд важных ее аспектов: правовой (защищенность прав, соблюдение норм), пространственный (организация пространства и транспортная доступность), политический (взаимодействие с органами власти), рекреационный (организация отдыха, туризм) [3]. При этом необходимо соотносить позиции экспертов с мнением самой молодежи, которая имеет свою иерархию этих условий, а также может предлагать свои, не вошедшие в уже имеющиеся списки, предпосылки миграции. К числу последних

Таблица 1. Статистические характеристики выпускников по критериям миграции,

трудоустройства и заработной платы

Table 1. Statistical characteristics of graduates by criteria of migration, employment and wages

Регион Число выпускников Доля трудоустроенных, % Доля уехавших, % Средняя сумма выплат уехавшим, руб. Средняя сумма выплат оставшимся, руб. Отношение разности в зарплатах уехавших и оставшихся к средней сумме выплат в целом, %

Омская область 16 462 78,39 46,39 40 106 22 530 57,28

Новосибирская область 22 613 76,75 33,52 34 713 24 881 34,89

Томская область 11 545 77,88 42,60 38 635 28 608 30,50

Кемеровская область 14 208 75,77 32,23 28 694 24 658 15,55

Иркутская область 19 804 73,01 29,3 36 098 30 597 17,08

Алтайский край 13 412 76,88 37,17 28 277 18 414 44,67

Красноярский край 16 136 75,06 19,29 33 577 31 595 6,20

Республика Алтай 654 64,07 30,07 20 207 17 836 12,78

Республика Тыва 1 397 69,65 7,91 26 275 21 324 22,80

Республика Хакасия 1 876 74,63 45,36 27 584 23 616 15,61

Москва 199 115 72,81 37,11 33 702 51 732 -40,03

Санкт-Петербург 72 896 78,21 26,92 42 887 36 589 16,45

автор относит информационную (доступность информации и своевременность ее получения), образовательную (возможность получения и повышения уровня образования) и культурную (возможность организации качественного досуга, посещения культурных мероприятий) составляющие среды [3]. Об уровне образования и стремлении его полноценной реализации при построении карьеры как доминирующих у молодежи факторах переезда сообщают многие исследователи, отмечая их качественную составляющую - удовлетворенность знаниями через призму желаемого трудоустройства [5].

Если рассмотренные факторы относятся к макро- и мезоуровням детерминации миграционных установок, то социально-демографические, представляющие особый интерес в рамках нашего исследования, содержательно раскрывают микроуровень данной проблемы. К этой группе можно отнести:

- пол (мужчины осуществляют намерения переехать с большей вероятностью) [8];

- возраст и жизненный этап (самые молодые люди чаще поддерживают идею миграции [9-11]; к примеру, в Иркутской области три четверти респондентов, стремящихся покинуть регион, составляют лица моложе 40 лет, а на долю убывших 20-29-летних приходится 26 % всего миграционного оттока [12]; при этом исследования показывают, что миграционные установки молодежи могут стать надежным предиктором популяционной динамики сообщества в целом [13]);

- влияние референтной группы (миграционная установка развивается за счет интерио-ризации мнений близкого окружения, прежде всего семейного [14; 15]);

- уровень образования (наличие высшего образования способствует большей миграционной мобильности [16], однако повышение его уровня от бакалавра к магистру снижает вероятность принятия решения о миграции внутри страны [5]);

- род занятий (чаще склонны мигрировать студенты, представители науки, торговли и предпринимательства, малого и среднего бизнеса, сферы финансов, здравоохранения, транспорта и торговли, а военнослужащие, работники органов правоохранения и государственного управления, представители сферы энергетики стремятся это делать реже [4; 12; 17]);

- материальное и семейное положение, наличие детей (миграцию как более вероят-

ный вариант склонны рассматривать для себя несемейные люди без детей, с низким доходом

[3; 18]);

- опыт миграции (его наличие и позитивная оценка окружением усиливает миграционную подвижность населения [19-21]).

Вместе с тем часть исследователей отмечает неоднозначность оценок миграционной активности населения и ее факторов, обращая внимание на опосредованный и противоречивый характер явления, в частности при отслеживании динамики миграционных намерений у тех, кто возвратился на прежнее место жительства или изменил отношение к своим решениям о переезде в прошлом или настоящем. И по-прежнему недостаточно исследований на подростковых выборках, что ограничивает проверку гипотез о предпосылках формирования миграционных установок на более ранних этапах развития личности.

3. Организация исследования. Цель исследования - создание социально-демографического портрета омских школьников на основе их типов миграционных установок. Задачи исследования:

1) создание типологии школьников на основе доминирующих компонентов миграционных установок;

2) оценка карьерных ориентаций школьников с миграционными установками разного типа;

3) определение социально-демографических характеристик школьников с разным типом миграционных установок.

Основными социально-демографическими критериями определения выборочной совокупности выступили: статус (учащиеся), пол, возраст, национальность, место жительства, состав семьи, класс и профиль обучения, направленность внеучебной активности и уровень достижений в ней.

В исследовании приняли участие 498 школьников из 39 учебных заведений г. Омска (351 чел. - 70,5 %) и Омской области (147 чел. - 29,5 %), из них 290 девушек (58,2 %) и 208 юношей (41,8 %). 89,4 % идентифицируют себя как русские, 10,6 % имеет иную национальность (казахи, украинцы, татары, немцы). 381 чел. (76,5 %) проживает в полных, 103 (20,7 %) в неполных (чаще всего с матерью), 14 (2,8 %) в составных семьях (чаще всего в составе мать-отчим-дети). Средний возраст испытуемых 15,52 года, это уча-

щиеся 8-11 классов. В 54,2 % случаев школьники учатся в классах, не имеющих конкретного профиля, еще 19,1 % выбрала гуманитарный, 14,5 % - физико-математический, 9,8 % -социально-экономический, 2,4 % - химико-

биологический профиль. 11 % опрошенных учащихся занимаются волонтерской деятельностью. Частота участия в интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях представлена в табл. 2.

Таблица 2. Направленность и уровень внеучебной активности омских школьников Table 2. Orientation and level of extracurricular activity of Omsk schoolchildren

Факт участия, уровень мероприятия Олимпиады, конференции Творческие конкурсы Спортивные соревнования

частота процент частота процент частота процент

Не участвует 156 32,3 272 54,8 282 56,83

Школьный уровень 111 22,3 72 14,5 77 15,46

Районный / городской уровень 89 17,9 70 14,1 41 8,23

Областной / региональный уровень 110 22,1 38 7,6 52 10,44

Всероссийский уровень 21 4,2 23 4,6 34 6,83

Международный уровень 6 1,2 22 4,4 11 2,21

Наибольшую активность опрошенные школьники проявили в плане участия в интеллектуальных конкурсах - предметных олимпиадах и конференциях (68,97 %). На втором месте располагается творческая активность (45,4 %), спорт занимает третью позицию (43,4 %). Такое расположение частот в рейтинге обусловлено спецификой выборки: многие из опрошенных обучаются в престижных школах и образовательных центрах г. Омска, где подготовке к интеллектуальным конкурсам отводится значительное время, идет планомерное развитие одаренности учащихся.

Методы сбора данных: письменный опрос (авторская анкета для оценки социально-демографических характеристик школьников) и психологическое тестирование. Методический инструментарий: Шкала миграционных установок личности С.А. Кузнецовой [14]; Методика изучения мотивации профессиональной карьеры («Якоря карьеры») Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер) [22]. Методы математической обработки: первичные описательные статистики, частотный анализ, критерий Колмогорова-Смирнова, факторный анализ методом главных компонент с вращением Варимакс, кластерный анализ методом ^-средних.

Для получения дифференцированных данных о компонентах миграционных установок школьников факторному анализу были подвергнуты не шкалы целиком, а вопросы методики С.А. Кузнецовой (оценка с помощью ме-

ры адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина, равная 0,928, и критерий сферичности Бартлетта, р < 0,01, показали пригодность полученных данных для факторизации). Кумулятивный процент дисперсии полученной модели равнялся 60,9 %, получены три фактора, по вошедшим в них формулировкам вопросов обозначенные нами как поведенческий (39,75 %, пример утверждения: Я занимаюсь подготовкой к переезду), эмоциональный (13,47 %, В другом городе настроение и самочувствие у меня были бы лучше) и когнитивный (7,41 %, Я собираю важную для меня информацию о жилье, работе, учебе в другом городе) компоненты миграционной установки.

4. Результаты исследования и их обсуждение. На основании данных о миграционных установках учащейся молодежи была создана типология с использованием иерархического кластерного анализа. Кластеры были сопоставлены с помощью двух основных методов. Для номинальных шкал (пол, состав семьи, место жительства и пр.) использованы таблицы сопряженности с измерением X', для количественных шкал - ^-критерий Краскел-ла-Уоллеса. Первоначально вся выборка была разделена на четыре группы по уровню выраженности миграционных установок. Самая многочисленная из них (Ы = 220) объединила подростков, наименее склонных к миграции: самые низкие и отрицательные показатели по всем компонентам миграционной установки -эмоциональному (-0,15, X = 267,29 при

р = 0,00), когнитивному (-0,12, X = 258,01 при р = 0,00) и поведенческому (-0,82, X = 3297,44 при р = 0,00). Полярной к этой группе выступили школьники, активно стремящиеся покинуть регион (N = 94): 0,89, 1,1, 0,44 балла соответственно. Первую группу мы условно обозначили как «не готовые», а вторую - как «готовые к миграции». Это, в некоторой степени, согласуется с результатами исследований А.В. Бакиной и О.А. Орловой [15] и Е.П. Си-гаревой и С.Ю. Сивоплясовой [6], в которых были выделены две контрастные группы молодежи по уровню выраженности миграционных установок - «патриоты» (позитивно оценивающие свою жизнь и территориальную идеен-тичность, лояльно относящиеся к имеющемуся образованию, видящие для себя возможности реализации в родном городе, не стремящиеся покинуть его) и «антипатриоты» (с выраженной негативной оценкой своего настоящего, города, региона, его населения, активно настроенные на смену места жительства). Авторы также выделяют еще одну, самую многочисленную группу - «прагматиков», проживающих в городе, но дистанцирующих себя от него, готовых его покинуть при появлении благоприятных для этого условий [15]. При этом Е.П. Сигарева и С.Ю. Сивоплясова отмечают, что прагматические настроения в большей степени распространятся на сферу профессиональной самореализации, чем семейной [6].

В нашем случае всё же готовых остаться оказалось большинство. Мы вряд ли можем

однозначно назвать их патриотами, поскольку в рамках данного исследования не изучалось отношение школьников к самому городу, однако мы и не исключаем такую возможность. Что касается «прагматиков», то вместо этой группы у нас были обнаружены две, внутренние компоненты миграционной установки у которых содержит противоречие: оба типа школьников потенциально поддерживают переезд на поведенческом уровне (0,93 и 0,42 балла), но одни из них не готовы к нему эмоционально -«неуверенные» (-0,95 балла против 0,97) -119 чел., другие - когнитивно - «сомневающиеся» (-1,45 балла против 0,14) - 65 чел.

Таким образом, несмотря на присутствие ориентации на переезд, у большей части омских школьников миграционные установки либо не сформированы (44,2 %), либо не закреплены (36,9 %), что обнадеживает в плане коррекции миграционных настроений в подростковом возрасте.

Однако, это не означает, что в дальнейшем, после завершения обучения в школе и в вузе, эти молодые люди не изменят своего настроя. С целью предварительной проверки этой гипотезы мы в рамках решения второй задачи изучили карьерные ориентации школьников с миграционными установками разного типа. Во всех случаях (за исключением стабильности места жительства) самый высокий уровень карьерных ориентаций был обнаружен у школьников, готовых к миграции (табл. 3).

Таблица 3. Особенности карьерных ориентаций школьников с миграционными установками разного типа (нормированные показатели, средние значения)

Table 3. Features of career orientations of schoolchildren with different types of migration attitudes (normalized indicators, average values)

Кластеры X

Карьерные ориентации Не готовые Неуверен- Сомне- Готовые Р

к миграции ные вающиеся к миграции

Профессиональная компетентность 50,41 50,19 47,25 50,68 1,16 0,76

Менеджмент 49,43 50,77 47,39 52,16 3,50 0,32

Автономия 49,82 50,27 47,10 52,08 3,36 0,34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стабильность места работы 50,24 50,15 47,12 51,26 4,65 0,20

Стабильность места жительства 52,41 47,81 49,89 47,20 39,53 0,00

Служение 49,97 50,78 47,22 50,99 2,09 0,55

Вызов 49,70 50,42 48,14 51,44 2,80 0,42

Интеграция стилей жизни 50,47 50,13 46,53 51,15 2,55 0,47

Предпринимательство 49,54 50,31 47,41 52,48 2,73 0,43

Примечание. Полужирным начертанием выделены самые высокие показатели карьерных ориентаций у школьников разных типов.

Таким образом, готовые к осуществлению миграционных намерений школьники (на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях) в большей степени ориентированы на развитие и признание своих талантов окружающими, оказывая им в ответ помощь и поддержку, заинтересованы в стабильности и предсказуемости рабочей среды, допуская ее конкурентный характер, направлены на баланс разных сфер жизни, стремятся к автономии и независимости в деятельности, в том числе за счет управления другими или создания своего дела. Реализация всех этих мотивов, по мнению учащихся, может сопровождаться их географической мобильностью как способом управления своей карьерой и достижения ее определенных уровней. Следует отметить, что именно последний показатель имеет статистическую значимость, тогда как различия между разными типами школьников по всем остальным шкалам отражают лишь

общую тенденцию. По факту: карьерные ориентации учащихся имеют средний уровень выраженности и находятся в стадии активного становления. Доминирующим ориентиром для тех, кто не готов уезжать из города, является стремление к балансу будущей работы с личной жизнью, для «неуверенных» и, по всей видимости, зависимых от своего окружения, -служение, оно же доминирует и у «сомневающихся», карьерные ориентации которых проявляются слабее, чем у других типов, и, наконец, у готовых к переезду преобладает установка на независимость от других и от места жительства.

Что касается социально-демографических характеристик, опосредующих миграционные установки в школьном возрасте, то было обнаружено достаточное их количество. При этом доминирующими факторами являются пол, место жительства, профиль обучения и направленность внеучебной активности (табл. 4).

Переменные Кластеры Х/н Р

Не готовые к миграции Неуверенные Сомневающиеся Готовые к миграции

Пол

Мужской пол, % 46,80 35,30 49,20 33,00 8,83 0,032

Женский пол, % 53,20 64,70 50,80 67,00

Возраст, лет 15,53 15,50 15,68 15,46 2,16 0,54

Место жительства

Город, % 69,10 79,80 44,60 79,80 30,02 0,00

Село, % 30,90 20,20 55,40 20,20

Национальность

Русский, % 91,80 88,20 90,80 84,00 4,487 0,213

Не русский, % 8,20 11,80 9,20 16,00

Состав семьи

Неполная, % 17,70 19,30 26,20 25,50 8,012 0,237

Полная, % 80,00 75,60 73,80 71,30

Составная, % 2,30 5,00 0,00 3,20

Профиль

Нет профиля, % 55,9 47,1 75,4 44,7 26,287 0,01

Гуманитарный, % 17,3 21,8 9,2 26,6

Физико-математический, % 12,7 19,3 10,8 14,9

Естественно-научный, % 1,4 3,4 1,5 4,3

Социально-экономический, % 12,7 8,4 3,1 9,6

Внеучебная активность

Общий уровень внеучебной активности, балл из 5 3,29 4,32 2,55 3,86 20,48 0,00

Волонтерство, % 10,90 10,90 14,10 9,60 0,804 0,848

Таблица 4. Социально-демографические характеристики школьников с миграционными установками разного типа

Table 4. Socio-demographic characteristics of schoolchildren with different types of migration attitudes

Окончание табл. 4 The end of Table 4

Кластеры

Переменные Не готовые Неуверен- Сомне- Готовые Х/н Р

к миграции ные вающиеся к миграции

Олимпиады, конференции

Не участвует, % 40,0 21,8 44,62 19,1

Школьный уровень, % 19,5 26,1 21,54 24,5

Районный / городской уровень, % 17,7 16,0 12,31 24,5 35,571 0,002

Областной уровень, % 18,2 31,1 18,45 22,3

Всероссийский уровень, % 3,2 4,2 1,54 8,5

Международный уровень, % 1,4 0,8 1,54 1,1

Искусство

Не участвует, % 59,5 40,4 66,1 54,2

Школьный уровень, % 14,5 14,3 13,9 14,9

Районный / городской уровень, % 12,3 16,8 13,9 14,9 31,476 0,008

Областной уровень, % 5,5 10,9 4,6 10,6

Всероссийский уровень, % 5,5 8,4 0,0 1,1

Международный уровень, % 2,7 9,2 1,5 4,3

Спорт

Не участвует, % 54,1 57,2 69,2 54,3

Школьный уровень, % 16,8 15,1 12,3 14,9

Районный / городской уровень, % 8,2 9,2 3,1 10,6 11,728 0,699

Областной уровень, % 10,5 10,9 4,6 13,8

Всероссийский уровень, % 7,7 5,1 9,2 5,3

Международный уровень, % 2,7 2,5 1,6 1,1

Примечание. Полужирным начертанием выделены доминирующие показатели у школьников разных типов.

Сравнивая и обобщая полученные характеристики кластеров, можно составить их описание через сравнение и выделение групп, в которых тот или иной показатель проявляется в большей или меньшей степени, чем в других кластерах.

Первый кластер, обозначенный нами как не готовые к миграции, представляет собой группу школьников, примерно равномерную по полу, в которой преобладают горожане, в большинстве своем русские, живущие в полных семьях, чаще прочих учащиеся в социально-экономических классах, со средней активностью во всех сферах, исключая школьные спортивные соревнования, в которых они принимают участие чаще других групп.

Во втором кластере - миграционно неуверенных - больше девушек, живущих в г. Омске. Там сравнительно чаще встречаются представители иных национальностей, составные семьи. Чаще прочих эти школьники учатся в физико-математических классах, принимают участие в олимпиадах и конференциях школьного и областного уровней, занимаются искусством, показывая свои результаты на

уровне от городского и выше, но при этом реже занимающиеся спортом.

В третьем кластере, обозначенном как сомневающиеся, также равномерный гендер-ный состав, в нем превалируют сельские учащиеся, больше неполных семей (чаще состав мать-дети). Реже прочих эти школьники учатся в профильных классах (так как не всегда они есть в школах Омского района), они пассивнее во всех сферах внеучебной активности.

В четвертом кластере - готовых к миграции - превалируют девушки-горожанки, также там часто встречаются представители иных национальностей. Чаще прочих они учатся в классах с гуманитарным и естественно-научным профилем. Реже других эти школьники занимаются общественной активностью, но зато хорошо показывают себя на интеллектуальных мероприятиях (районного, городского и российского уровней), художественных конкурсах и спортивных соревнованиях школьного и городского уровней.

5. Заключение. Проведенное исследование позволяет утверждать, что миграционные установки формируются в школьном

возрасте и имеют достаточно выраженные социально-демографические предпосылки. К числу последних относится пол (к миграции больше склонны девушки), место проживания (городская среда оказывает более сильное влияние, чем сельская), профиль обучения (гуманитарный и естественно-научный), уровень достижений (начиная со школьного и заканчивая всероссийским), прежде всего в интеллектуальных и творческих испытаниях. К числу потенциальных предикторов миграционных настроений можно отнести национальность, отличающуюся от доминирующей в популяции места проживания, структуру семьи (ее неполный состав), уровень вне-учебной активности школьников (в том числе предполагающий географическое перемещение в рамках организуемых мероприятий). Таким образом, готовность к переезду в большей степени демонстрируют молодые люди, представляющие стратегический потенциал для региона - активные, достигающие, интеллектуально одаренные. Сопутствующим и, возможно, доминирующим фактором, усиливающим миграционные намерения школьников, выступает неудовлетворенность условиями и качеством своей жизни, стремление к автономии, независимости, личностному и профессиональному самоопределению, обостренные их возрастными особенностями. Однако, это предположение требует дальнейшей проверки, как и связь установок на переезд с семейной ситуацией, в которую могут быть включены, помимо состава семьи, особенности детско-родительских отношений, а также позиция самих значимых взрослых относи-

тельно географической мобильности подрастающего поколения.

Несмотря на это, довольно оптимистичным фактом является то, что всё же большая часть опрошенных подростков на данном жизненном этапе по разным причинам ориентирована на стабильность места жительства, связывая дальнейшее профессиональное развитие со своим регионом. При этом предпосылкой для отказа «пустить корни» в родном городе может выступать негативное эмоциональное отношение к нему, в том числе из-за затрудненности профессиональной самореализации. Полагаем, что последнее может оказать решающее влияние на динамику миграционных установок в студенческом возрасте, когда карьерные ориентации не только сформированы, но и зачастую апробированы. В связи с этим напрашиваются два момента, требующие дальнейшего развития - исследовательский, направленный на изучение факторов и предпосылок миграционных установок студентов и молодых специалистов, и прикладной - направленный на разработку и внедрение в образовательный процесс, прежде всего в школах, социально ориентированных технологий, расширяющих кругозор учащихся относительно перспектив профессионального развития и самореализации в родном регионе. Полагаем, что отсутствие целостного представления об этом во многом способствует недооценке молодежью (вплоть до обесценивания) не только имеющихся в Омске и Омской области возможностей для роста, но и уверенности в себе, своих силах самостоятельно менять условия жизни к лучшему.

Литература

1. Лычко С. К., Мосиенко Н. Л. Привлекательность города как фактор формирования миграционных установок студентов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2014. - Т. 14, вып. 1. - С. 160-169.

2. Скрипник Е. О. Миграционные намерения городского населения Хабаровского края // Пространственная экономика. - 2010. - № 4. - С. 42-57. - DOI: 10.14530^е.2010.4.042-057.

3. Гольцова Е. В. Факторы социальной среды как детерминанты миграционного поведения молодежи Иркутской области // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. -2015. - № 14. - С. 51-55.

4. Половинко В. С., Арбуз А. В. Миграционные установки населения в контексте регионального рынка труда // Известия УрГЭУ. - 2018. - Т. 19, № 1. - С. 38-50. - DOI: 10.29141/2073-10192018-19-1-4.

5. Бюраева Ю. Г., Пискунов Е. Ю. Миграционные установки студенческой молодежи дальневосточного региона (на материалах Республики Бурятия) // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 459. - С. 98-106. - DOI: 10.17223/15617793/459/12.

6. Сигарева Е. П., Сивоплясова С. Ю. Некоторые аспекты миграционной мотивации российской молодежи // Народонаселение. - 2014. - № 2 (64). - С. 65-71.

7. Сергиенко А. М., Родионова Л. В., Колесникова О. Н., Иванова О. А. Практики и драйверы миграционного поведения сельской молодежи в сибирском аграрном регионе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2019. - № 47. - С. 168178. - DOI: 10.17223/1998863X/47/18.

8. Chort I. Mexican Migrants to the US: What Do Unrealized Migration Intentions Tell Us about Gender Inequalities? // World Development. - 2014. - Vol. 59. - P. 535-552. - DOI: 10.1016/J.WORLDDEV.2014.01.036.

9. Waldorf B. Determinants of International Return Migration Intentions // The Professional Geographer. - 1995. - Vol. 47, no. 2. - P. 125-136.

10. Манцерова О. В. О роли фронтира в социальной мобильности российской молодежи (на примере Астраханской области) // Гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (44). - С. 270-274.

11. Иванова Е. И. Миграционные намерения современных поколений россиян: новая волна миграции // Проблемы прогнозирования. - 2017. - № 3. - С. 106-118.

12. Григоричев К. В. Демографические «резервы» экономического развития Иркутской области: исчерпание ресурса // Известия Иркутского государственного университета. Серия: политология. Религиоведение. - 2011. - № 2. - С. 67-77.

13. Bjarnason T. Adolescent Migration Intentions and Population Change: A 20-Year Follow-Up of Icelandic Communities // Sociologia Ruralis. - 2014. - Vol. 54, no. 4. - P. 500-515. - DOI: 10.1111/soru.12050.

14. Кузнецова С. А., Кузнецов И. Ю., Фещенко А. В. Разработка шкалы миграционных установок личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2014. - № 1. - С. 83-90.

15. Бакина А. В., Орлова О. А., Яремчук С. В. Образ социально-психологического пространства города в представлении молодежи с разными миграционными намерениями (на примере города Комсомольска-на-Амуре) // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. - Т. 9, № 7. -С. 36-62. - DOI: 10.12731/2218-7405-2018-7-36-62.

16. Docquier F., Peri G., Ruyssen I. The Cross-Country Determinants of Potential and Actual Migration // International Migration Review. - 2014. - Vol. 48, no. 1. - P. 37-99. - DOI: 10.1111/imre.12137 10.1142/9789814719902_0012.

17. van Mol C. Migration Aspirations of European Youth in Times of Crisis // Journal of Youth Studies. - 2016. - Vol. 19, no. 10. - P. 1303-1320. - DOI: 10.1080/13676261.2016.1166192.

18. Акьюлов Р. И. Миграционные установки молодежи как индикатор миграционной подвижности населения. Миграционные мосты в Евразии // Миграционные мосты в Евразии : между-нар. симп. : докл. и материалы участников II Междунар. науч.-практ. конф. «Регулируемая миграция - реальный путь сотрудничества между Россией и Вьетнамом в XXI веке» и VI Междунар. науч.-практ. конф. «Миграционный мост между Россией и странами Центральной Азии: актуальные вопросы социально-экономического развития и безопасности», Москва, 6-7 нояб. 2012 г. / под науч. ред. С. В. Рязанцева. - М. : Экон-Информ, 2012. - С. 393-395.

19. Зайончковская Ж. А., Ноздрина Н. А. Миграционный опыт населения региональных центров России (на примере социологического опроса в 10 городах) // Проблемы прогнозирования. -2008. - № 4. - C. 98-111.

20. Ivlevs A., King R. M. Family Migration Capital and Migration Intentions. Journal of Family and Economic Issues. - 2012. - Vol. 33, no. 1. - P. 118-129. - DOI: 10.1007/s10834-011-9269-9.

21. Kandel W., Massey D. S. The Culture of Mexican Migration: A Theoretical and Empirical Analysis // Social Forces. - 2002. - Vol. 80, no. 3. - P. 981-1004. - DOI: 10.1353/sof.2002.0009.

22. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб. : Речь, 2004. -176 с.

References

1. Lychko S.K., Mosienko N.L. City attractiveness as a factor of formation of students' attitudes to migration. Vestnik NSU. Series: Social and economics sciences, 2014, Vol. 14, iss. 1, pp. 160-169. (in Russian).

2. Skripnik E.O. Migration Intentions of Urban Population in the Khabarovsk Territory. Spatial Economics, 2010, No. 4, pp. 42-57. DOI: 10.14530/se.2010.4.042-057. (in Russian).

3. Goltsova E.V. Factors of social environment as determinants of migratory behavior of youth in the Irkutsk region. BSUbulletin. Philosophy, 2015, No. 14, pp. 51-55. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Polovinko V.S., Arbuz A.V. Migration Intentions of Population in the Context of Regional Labour Market. Journal of New Economy, 2018, Vol. 19, no. 1, pp. 38-50. DOI: 10.29141/2073-10192018-19-1-4. (in Russian).

5. Byuraeva Yu.G., Piskunov E.Yu. The Migrational Intentions of Student Youth of the Far Eastern Region (On the Materials of the Republic of Buryatia). Tomsk State University Journal, 2020, No. 459, pp. 98-106. DOI: 10.17223/15617793/459/12. (in Russian).

6. Sigareva E.P., Sivoplyasova S.Yu. Some aspects of migration motivation of the Russian youth. Population, 2014, No. 2 (64), pp. 65-71. (in Russian).

7. Sergienko A.M., Rodionova L.V., Kolesnikova O.N., Ivanova O.A. Practices and drivers of the migration behavior of rural youth in the Siberian agricultural region. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2019, No. 47, pp. 168-178. DOI: 10.17223/1998863X/47/18. (in Russian).

8. Chort I. Mexican Migrants to the US: What Do Unrealized Migration Intentions Tell Us about Gender Inequalities?. World Development, 2014, Vol. 59, pp. 535-552. DOI: 10.1016/J.WORLDDEV.2014.01.036.

9. Waldorf B. Determinants of International Return Migration Intentions. The Professional Geographer, 1995, Vol. 47, no. 2, pp. 125-136.

10. Mantserova O.V. On the role of frontier in social mobility of Russian young people (by the example of the Astrakhan region). Humanitarian Researches, 2012, No. 4 (44), pp. 270-274. (in Russian).

11. Ivanova E.I. Migration intentions of contemporary generations in Russia: a new wave. Studies on Russian Economic Development, 2017, Vol. 28, no. 3, pp. 317-326.

12. Grigorichev K.V. «Demographic Reserves» for Economic Development in the Irkutsk Region: Exhaustion of Resources?. The Bulletin of Irkutsk State University. Series "Political Science and Religion Studies", 2011, No. 2, pp. 67-77. (in Russian).

13. Bjarnason T. Adolescent Migration Intentions and Population Change: A 20-Year Follow-Up of Icelandic Communities. Sociologia Ruralis, 2014, Vol. 54, no. 4, pp. 500-515. DOI: 10.1111/soru.12050.

14. Kuznetsova S.A., Kuznetsov I.U., Feshchenko A.V. Working out migratory attitudes scale of personality. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2014, No. 1, pp. 83-90. (in Russian).

15. Bakina A.V., Orlova O.A., Yaremtchuk S.V. Socio-psychological space of Komsomolsk-on-Amur among young people with different migration intentions. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, Vol. 9, no. 7, pp. 36-62. DOI: 10.12731/2218-7405-2018-7-36-62. (in Russian).

16. Docquier F., Peri G., Ruyssen I. The Cross-Country Determinants of Potential and Actual Migration. International Migration Review, 2014, Vol. 48, no. 1, pp. 37-99. DOI: 10.1111/imre.1213710.1142/9789814719902_0012.

17. van Mol C. Migration Aspirations of European Youth in Times of Crisis. Journal of Youth Studies, 2016, Vol. 19, no. 10, pp. 1303-1320. DOI: 10.1080/13676261.2016.1166192.

18. Ak'yulov R.I. Migratsionnye ustanovki molodezhi kak indikator migratsionnoi podvizhnosti naseleniya [Migration attitudes of young people as an indicator of migration mobility of the population. Migration bridges in Eurasia], in: Ryazantsev S.V. (ed.). Migratory bridges in Eurasia, International Symposium, reports and proceedings of participants of the 2nd International Scientific and Practical Conference "Regulated Migration - a real way of cooperation between Russia and Vietnam in the 21st century" and the 6th International Scientific and Practical Conference "Migration Bridge between Russia and Central Asian countries: current issues of socio-economic development and security", Moscow, November 6-7, 2012, Moscow, Ekon-Inform publ., 2012, pp. 393-395. (in Russian).

19. Zaionchkovskaya Zh.A., Nozdrina N.N. The migration experience of the population of Russian regional centers, based on a sociological survey in 10 cities. Studies on Russian Economic Development, 2008, Vol. 19, no. 4, pp. 395-404.

20. Ivlevs A., King R.M. Family Migration Capital and Migration Intentions. Journal of Family and Economic Issues, 2012, Vol. 33, no. 1, pp. 118-129. DOI: 10.1007/s10834-011-9269-9.

21. Kandel W., Massey D.S. The Culture of Mexican Migration: A Theoretical and Empirical Analysis. Social Forces, 2002, Vol. 80, no. 3, pp. 981-1004. DOI: 10.1353/sof.2002.0009.

22. Chiker V.A. Psikhologicheskaya diagnostika organizatsii i personala [Psychological diagnostics of the organization and personnel]. St. Petersburg, Rech' publ., 2004. 176 p. (in Russian).

Сведения об авторах

Маленова Арина Юрьевна - канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Адрес для корреспонденции: 644053, Россия, Омск, ул. Нефтезаводская, 11 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5778-0739 SPIN-код РИНЦ: 8179-3954; AuthorID: 678318

Потапова Юлия Викторовна - канд. психол. наук,

доцент кафедры общей и социальной психологии

Адрес для корреспонденции: 644053, Россия, Омск,

ул. Нефтезаводская, 11

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-1226-8982

SPIN-код РИНЦ: 5026-5940; AuthorID: 675403

Маленов Александр Александрович - канд. психол.

наук, заведующий учебно-научной лабораторией

Адрес для корреспонденции: 644053, Россия, Омск,

ул. Нефтезаводская, 11

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-3654-956X

SPIN-код РИНЦ: 9545-2314; AuthorID: 678262

Потапов Александр Константинович - канд. ист. наук, преподаватель Института среднего профессионального образования и довузовской подготовки Адрес для корреспонденции: 644053, Россия, Омск, ул. Нефтезаводская, 11 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5890-9987 SPIN-код РИНЦ: 9006-6277; AuthorID: 734548

Вклад авторов

Маленова А.Ю. - планирование исследования, постановка целей и задач, разработка методики исследования, руководство проведением исследования, анализ результатов, корреспонденция с журналом. Потапова Ю.В. - теоретический обзор, разработка методики исследования, обработка данных, анализ результатов.

Маленов А.А. - сбор эмпирической информации, визуализация и представление данных, оформление статьи. Потапов А.К. - сбор эмпирической информации, подготовка метаданных, оформление списка литературы, перевод на иностранный язык.

About the authors

Arina Yu. Malenova - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology

Postal address: 11, Neftezavodskaya ul., Omsk, 644053, Russia

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0001-5778-0739

SPIN-code RSCI: 8179-3954; AuthorID: 678318

Yuliya V. Potapova - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology

Postal address: 11, Neftezavodskaya ul., Omsk, 644053, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-1226-8982 SPIN-code RSCI: 5026-5940; AuthorID: 675403

Alexander A. Malenov - PhD in Psychological Sciences, Head of Educational and Scientific Laboratory Postal address: 11, Neftezavodskaya ul., Omsk, 644053, Russia

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-3654-956X

SPIN-code RSCI: 9545-2314; AuthorID: 678262

Alexander K. Potapov - PhD in Historical Sciences, teacher of the Institute of Secondary Vocational Education and Pre-University Training Postal address: 11, Neftezavodskaya ul., Omsk, 644053, Russia

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0001-5890-9987

SPIN-code RSCI: 9006-6277; AuthorID: 734548

Authors' contributions

Malenova A.Yu. - conceptualization, methodology, data curation, investigation, project administration, supervision, writing - review & editing.

Potapova Yu.V. - methodology, theoretical review, data processing, formal analysis.

Malenov A.A. - data curation, investigation, visualization, writing - original draft.

Potapov A.K. - data curation, investigation, writing - original draft.

Для цитирования

Маленова А. Ю., Потапова Ю. В., Маленов А. А., Потапов А. К. Социально-демографический портрет омских школьников с разным типом миграционных установок // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2022. - Т. 20, № 3. - С. 127-139. -DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(3).127-139.

For citations

Malenova A.Yu., Potapova Yu.V., Malenov A.A., Pota-pov A.K. Socio-demographic portrait of Omsk schoolchildren with different types of migration attitudes. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2022, Vol. 20, no. 3, pp. 127-139. DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(3).127-139. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.