2020
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПСИХОЛОГИЯ
Т. 10. Вып. 4
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
УДК 616.8+159.973+159.9.01
К 120-летию со дня рождения Августы Викторовны Ярмоленко
И. И. Мамайчук
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Для цитирования: Мамайчук И. И. К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. Вып. 4. С. 442-449.
https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.405
Статья посвящена 120-летию со дня рождения профессора Ленинградского государственного университета, заслуженного деятеля науки А. В. Ярмоленко. Изложена краткая биография А. В. Ярмоленко, дана характеристика ее теоретического и практического наследия. Анализируется ее роль в исследованиях детей и взрослых с сенсорными, моторными и речевыми нарушениями. Многолетние исследования слепоглухих позволили Августе Викторовне выделить этапы и стадии развития познавательных процессов. В ее работах показано, что углубленный анализ психомоторных функций здоровых и больных детей с качественной интерпретацией полученных данных может быть противопоставлен тестированию, направленному только на количественную характеристику отдельных психических функций. Занимаясь проблемами многоязычия, Августа Викторовна Ярмоленко впервые выделила структурную модель многоязычия, его варианты с учетом функции языка, его форм. Овладение речью и превращение осязания в средство познания, согласно А. В. Ярмоленко, дает возможность слепоглу-хим овладеть культурным богатством мира. Комплексный анализ сенсорных, речевых и психомоторных функций у слепоглухих позволил ей проследить, каким образом осуществляется компенсация утраченных функций, а также выявить роль второй сигнальной системы в эффективности формирования компенсаторных приспособлений детей. Работы А. В. Ярмоленко были новаторскими и сохранили актуальность и сегодня. Рассматривается роль А. В. Ярмоленко в исследованиях теоретического, практического аспектов в психологии нарушенного развития, а также направленность ее преподавательской деятельности. Описаны основные вехи научного пути А. В. Ярмоленко, ее становление как ученого в определенном историческом контексте. Показано формирование ее научного мировоззрения в результате влияния как определенных ученых, так и ее собственного практического опыта работы с детьми (юными нарушителями
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
закона, слепоглухонемыми и т. д.). Ее идеи заложили фундамент отечественной дефектологии и психологии слепоглухонемых.
Ключевые слова: А. В. Ярмоленко, нарушенное развитие, исследования слепоглухонемых.
Анализируя вклад Августы Викторовны Ярмоленко в психологию, нельзя не остановится на некоторых фактах ее биографии, которые отражают личность будущего психолога-исследователя и педагога.
Августа Викторовна избрала своей специальностью психологию, пойдя по пути своей матери А. А. Дерновой-Ярмоленко, выдающегося врача-педагога, одной из первых женщин-врачей, ученицы и коллеги академика В. М. Бехтерева.
С детских лет Августа Викторовна проявляла интерес к людям и неслучайно поступила в Екатеринославле (ныне Днепропетровске) в Высший институт народного образования, который успешно закончила в 1922 г. Еще до поступления в институт, будучи школьницей, Августа Викторовна работала на детских площадках воспитателям, а затем инструктором по подготовке воспитателей и учителей. Уже на первых этапах педагогической деятельности Августы Викторовны проявились те качества, которые определили ее дальнейший жизненный путь: любовь и интерес к детям, инициативность, любознательность, стремление глубже разобраться в психологии, чтобы использовать эти знания для более эффективного воспитания и обучения.
Обучаясь в Екатеринославском институте, Августа Викторовна успешно сочетала свою учебную деятельность с практической, продолжая работать на детских площадках. После окончания института она была рекомендована в аспирантуру. В характеристике старшего инспектора Народного комиссариата по просвещению, данной Августе Викторовне при поступлении в аспирантуру, подчеркивалась «ее значительная образованность, специальная эрудиция при ранней установке на науку». В заключение отмечалось, что пролетарское государство нуждается в таких специалистах, как А. В. Ярмоленко, и она оправдает себя на поприще науки (из личного архива А. В. Ярмоленко).
В 1923 г. Августа Викторовна с семьей переезжает в Ленинград и поступает в Психоневрологическую академию на факультет социального воспитания, где преподавали такие крупные ученые, как профессор В. М. Бехтерев, профессор В. И. Осипова и др. Будучи слушателем академии, Августа Викторовна начинает работать в Государственном рефлексологическом институте по изучению мозга, в лаборатории по рефлексологии детства под руководством В. И. Осиповой. В тот период Августа Викторовна проводила свои первые научные исследования по проблеме нарушений поведения у детей. После лекций она работала в приемнике-распределителе для беспризорных детей и в первой своей научной публикации, изданной в 1925 г., провела анализ особенностей негативизма и упрямства у беспризорных детей, подчеркивая роль социальной среды в формировании патохарактерологи-ческих реакций.
В этой же лаборатории были начаты первые исследования по изучению психомоторики здоровых детей и детей с нарушениями в развитии. В тот период проводилось много исследований по изучению психомоторных функций, появились первые тесты М. О. Гуревича и Н. И. Озерецкого, направленные на оценку психо-
моторики человека. К сожалению, мало кто знает об исследованиях матери Августы Викторовны А. А. Дерновой-Ярмоленко по проблеме психомоторного развития человека. Методы, предложенные Дерновой-Ярмоленко и используемые ее дочерью, позволили не только выявить потенциальные возможности развития психомоторики у ребенка, но и определить типы моторного развития. На основе изучения статических и динамических особенностей движений и разработанной системы метрических приемов изучения жизненно необходимых движений Августа Викторовна выявила возрастно-половые характеристики развития движений. В дальнейших исследованиях Августа Викторовна продолжает изучать моторные функции школьников в процессе различных видов деятельности: учебной, трудовой, спортивной, игровой, — а также особенности развития психомоторики у детей с нарушениями в психическом развитии. В своих работах она ориентировалась на качественную интерпретацию полученных метрических данных, подчеркивала, что нельзя ограничиваться только одним методом, а необходимо наблюдать ребенка в динамике и в процессе деятельности. В 1931 г. выходит в свет первая монография Августы Викторовны «Исследование моторной сферы нормальных и аномальных детей» [1], высокую оценку которой дала профессор В. И. Осипова: «Все работы А. В. Ярмоленко, относящиеся к психомоторике, имеют большой научный интерес, дающий право получить степень кандидата психологии без защиты. Выдающиеся способности и ее большая эрудиция, полное овладение литературой предмета, прекрасное овладение иностранными языками дают мне возможность характеризовать ее как способного самостоятельного научного работника» (из личного архива А. В. Ярмоленко).
Монография А. В. Ярмоленко вышла в разгар острой борьбы материалистических концепций отечественной психологии с субъективным идеализмом. Это был период широкого увлечения тестированием с ориентацией на выделение количественных характеристик познавательных функций. Монографическое исследование А. В. Ярмоленко по сравнительному анализу развития психомоторики у здоровых и больных детей резко отличалось от работ того периода и своим методологическим и методическим подходом до сих пор не потеряло своего научного значения. Углубленный анализ психомоторных функций здоровых и больных детей с качественной интерпретацией полученных данных стал важным методическим направлением в противовес тестированию, направленному только на количественную характеристику отдельных психических функций.
После окончания аспирантуры в 1932 г. Августа Викторовна возглавила лабораторию экспериментальной психологии в Ленинградском институте охраны здоровья детей и подростков.
Широта и многоплановость научных интересов молодого ученого А. В. Ярмоленко проявляется в ее исследованиях по проблемам школьной неуспеваемости у детей и подростков. В этих работах проводится всесторонний анализ неуспеваемости, подчеркивается значимость качественного многостороннего анализа в противовес бытующему в тот период увлечению тестированием с ориентацией на количественные показатели развития психических функций у ребенка. А. В. Ярмоленко также проявляет интерес к развитию речевых функций у ребенка и, будучи кандидатом педагогических наук, заканчивает экстернатуру по логопедии, успешно сдает экзамены и начинает исследования по проблеме слепоглухонемоты у детей.
В 1939 г. совместно с педагогом Ю. А. Якимовой выходит первая статья Августы Викторовны «О некоторых психических особенностях слепоглухонемых детей» [2].
Проблема изучения слепоглухонемых детей выходит далеко за рамки психологии, интерес к ней проявляли медики, философы, педагоги, теологи и многие другие специалисты. Нельзя не отметить гуманистическую направленность исследований Августы Викторовны в этой области. Они были направлены на то, чтобы дать возможность детям, лишенным зрения и слуха, стать полноценными членами общества. А. В. Ярмоленко скрупулезно изучает особенности обоняния, осязания, вкуса, кинестетические ощущения у слепоглухих детей. В ее работах [3-9] подчеркивается наличие конкретных пространственных представлений, существующих у слепорожденных детей, и то, что только при соответствующем педагогическом процессе слепоглухонемые переходят к систематизации пространственных представлений с помощью обучения и вербализации пространственных отношений, усвоению счетных операций, а затем интеллектуализации пространственных представлений. Овладение речью и превращение осязания в средство познания дает возможность слепоглухим овладеть культурным богатством мира.
А. В. Ярмоленко не ограничивается теоретическим анализом интересующей ее проблемы. Успешно овладев дактилологией, точечной азбукой, она свободно общается с людьми, лишенными зрения и слуха. В течение долгих лет она переписывалась с психологом и писателем слепоглухой Ольгой Ивановной Скороходовой. Созданная ею научная группа по реабилитации слепоглухих на базе Ленинградского института речи привлекала внимание ученых и практиков. С. Л. Рубинштейн отмечал, что изучение слепоглухих позволяет выявить: 1) роль чувственного в процессе индивидуального развития; 2) значение центральных аппаратов для умственного развития; 3) роль осязания как специфическую форму познания; 4) проблемы генезиса и формирования представлений [10]. Исследования А. В. Ярмоленко успешно проводились в этих направлениях.
Великая Отечественная война прервала ее научные изыскания. Оставшись в блокадном Ленинграде, Августа Викторовна поступает на работу в военный госпиталь на должность старшей медсестры. Как вспоминали современники А. В. Ярмоленко, это была ответственная работа, Августа Викторовна, обладая высокими волевыми качествами, успешно с ней справлялась и была награждена медалями за оборону Ленинграда и доблестный труд.
В 1948 г. Августа Викторовна переходит на работу в Ленинградский государственный университет, на кафедру общей психологии при философском факультете, и до конца жизни ее научная деятельность была связана с университетом.
В 1955 г. она защитила докторскую диссертацию, а в 1961 г. вышла в свет ее монография «Очерки психологии слепоглухонемых» [9], где автор освещает труднейшие вопросы динамики выпадения и восстановления утраченных функций, подчеркивает роль педагогических методов компенсации сенсорных дефектов. Уникальные исследования, представленные в монографии, не потеряли свою актуальность и сегодня. Скрупулезный анализ сенсорных, речевых и психомоторных функций у слепоглухих позволил автору проследить динамику компенсации утраченных функций, подчеркнуть роль второй сигнальной системы в эффективности формирования компенсаторных приспособлений [9; 11].
А. В. Ярмоленко была соавтором коллективной монографии кафедры общей психологии ЛГУ «Осязание в процессе познания и труда» (1958) [12], где ею написан раздел патологии осязания и его компенсаторного значения. Августа Викторовна анализирует особенности осязания у слепых, глухих и слепоглухих детей, подчеркивает важное значение формирования активного и пассивного осязания для аномального ребенка и позитивное значение речи в формировании дифференцированных осязательных образов. Коллективная монография получила премию имени К. Д. Ушинского в Академии педагогических наук РСФСР. Намеченные ленинградскими психологами под руководством Б. Г. Ананьева основные методологические и методические подходы к анализу сенсорных процессов успешно были продолжены московскими коллегами, и актуальность этих исследований не утрачена и сегодня.
Исследования речевого развития ребенка, анализ патологии и речевого развития, успешно разрабатываемые Августой Викторовной и ее многочисленными учениками, привели ее к изучению новой проблемы — психологии многоязычия и нарушений речи при многоязыки [13; 14]. Владея многими иностранными языками, она стала изучать способность к многоязычию, динамику его развития, что имеет несомненное теоретическое и практическое значение. Ее исследования привлекали внимание не только отечественных и зарубежных психологов, но и лингвистов.
Многогранность научных интересов Августы Викторовны широко проявлялась в ее преподавательской деятельности. Среди курсов, читаемых А. В. Ярмоленко в период многолетней работы сначала на отделении психологии, а с 1966 г. — на факультете психологии Ленинградского государственного университета, были лекции по общей и экспериментальной психологии, дефектологии, психологии речи. Нельзя не выделить курс юридической психологии, разработанный Августой Викторовной [15]. Интерес к этой проблемы у нее не был случайным. Многолетний опыт работы с беспризорными детьми, малолетними правонарушителями обобщен в работах А. В. Ярмоленко по изучению особенностей формирования правосознания. Методологическая четкость, аргументированность проявлялась в лекционных курсах, статьях и монографиях. Она умела правильно поставить проблему, наметить ее научную перспективу и оценить практическую значимость. Все это привлекало к А. В. ее многочисленных учеников и коллег. Я помню, когда посещала лекции А. В., обучаясь на вечернем отделении факультета, в аудитории всегда было много незнакомых слушателей, среди них были и психологи-практики, и преподаватели других вузов, и другие специалисты (логопеды, дефектологи). У Августы Викторовны было много учеников, она щедро делилась своими научными взглядами, всегда подчеркивала необходимость новизны научного исследования и обязательно практическую значимость. Под ее руководством были успешно зачищены докторские и кандидатские диссертации. Ее учениками были ведущий специалист по логопсихологии профессор Л. М. Шкловский, специалист по юридической психологии профессор В. Л. Васильев и многие другие.
Многолетние научные исследования А. В. Ярмоленко обобщены в многочисленных научных публикациях, которые выходили на русском и иностранных языках, докладывались на интернациональных психологических конгрессах, всесоюзных съездах и конференциях. Будучи полиглотом, А. В. выступала на международных конференция на различных языках (английском, немецком, французском
и др.). А собираясь на международную конференцию в Югославию, Августа Викторовна за очень короткий период выучила сербский язык и успешно выступила с докладом на нем.
Гуманистическая направленность научной и практической деятельности Августы Викторовны отражалась в особенностях ее личности. В ней гармонично сочетались такие качества, как интеллигентность и требовательность, доброжелательность и неутомимый творческий поиск, любовь к людям и неиссякаемый юмор. Эти качества притягивали к Августе Викторовне студентов, аспирантов, докторантов и коллег.
Любовь к избранной специальности, трудолюбие проявлялись у Августы Викторовна даже во время неизлечимой болезни. Я заканчивала свою кандидатскую диссертацию под руководством Августы Викторовны уже в период ее тяжелой болезни. Несмотря на плохое самочувствие, Августа Викторовна до конца своих дней много работала. Она торопила меня, говорила, что надо успеть написать автореферат и защититься до ее смерти. Но, увы, я не успела порадовать моего дорогого учителя окончанием работы над диссертацией и успешной защитой.
Светлая память о большом ученом, мудром и добром человеке и человековеде останется в сердцах ее многочисленных учеников и коллег. Еще многие поколения психологов будут пользоваться научным наследием профессора, заслуженного деятеля науки Августы Викторовны Ярмоленко.
Литература
1. Ярмоленко А. В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л. ; М.: Огиз; Гос. мед. изд-во, 1931. 123 с.
2. Ярмоленко А. В., Якимова Ю. А. О некоторых психических особенностях слепоглухонемых детей // Труды Ленинградского института слуха и речи. 1940. Т. III.
3. Ярмоленко А. В. Психология слепоглухонемых до обучения // Советская нейропсихиатрия. 1941. Вып. VI.
4. Ярмоленко А. В. Вопросы психологии речи слепоглухонемых детей // Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. 1946. Т. 53.
5. Ярмоленко А. В. Психическое развитие слепоглухонемых до обучения // Труды Ленинградского института слуха и речи. 1947. Т. VII.
6. Ярмоленко А. В. К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / под ред. М. Л. Шкловского. Л.: 2-я тип. Трансжелдориздата, 1947. С. 15-58.
7. Ярмоленко А. В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики // Ученые записки ЛГУ 1949. Т. 119. С. 54-65.
8. Ярмоленко А. В. Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых: дис. ... д-ра пед. наук: в 2 т. Л., 1954. Т. 1. 433 с. Т. 2. 537 с.
9. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 162 с.
10. Рубинштейн С. Л. Несколько замечаний к психологии слепоглухонемых. Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Т. 35. Л.: Изд-во ЛПИ им. Герцена, 1941. С. 226228.
11. Ярмоленко А. В. Роль речи в отражении пространства // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 69-72.
12. Осязание в процессах познания и труда / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.
13. Ярмоленко А. В. Структура и фазы многоязычия // Проблемы общей инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. С. 159-167.
14. Ярмоленко А. В. Нарушение речи при многоязычии // Труды Ленингр. науч.-исслед. психонев-рологич. ин-та. Вопросы совр. психоневрологии. 1966. Т. 38.
15. Ярмоленко А. В., Платонов К. К., Васильев В. Л. Судебная психология для следователей // Вопросы психологии: четырнадцатый год издания. 1968. № 6. С. 141-143.
Статья поступила в редакцию 4 августа 2020 г.; рекомендована в печать 10 сентября 2020 г.
Контактная информация:
Мамайчук Ирина Ивановна — д-р психол. наук, проф.; [email protected]
To the 120th anniversary of the birth of A. V. Yarmolenko
1.1. Mamaichuk
St. Petersburg State University,
7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
For citation: Mamaichuk I. I. To the 120th anniversary of the birth of A. V. Yarmolenko. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2020, vol. 10, issue 4, pp. 442-449. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.405 (In Russian)
The article is dedicated to the 120th anniversary of the birth of Professor of Leningrad State University, Honored Scientist A. V. Yarmolenko. The article contains a brief biography of A. V. Yarmolenko, a characteristic of the theoretical and practical heritage of her numerous works is given. It is shown the role of A. V. Yarmolenko in studies of children and adults with sensory, motor and speech disorders. Long-term research of deaf-blind people allowed Augusta Viktorovna to identify the stages of development of cognitive processes. In her works, it is shown that an in-depth analysis of the psychomotor functions of healthy and impaired children with a qualitative interpretation of the data obtained can be opposed to testing aimed only at the quantitative characteristics of individual mental functions. Dealing with the problems of multilingualism, Avgusta Viktorovna Yarmolenko for the first time identified the structural model of multilingualism, its variants, taking into account the function of language, its forms. The mastery of speech and the transformation of touch into a means of cognition, according to A. V. Yarmolenko, enables the deaf-blind to master the cultural wealth of the world. A comprehensive analysis of sensory, speech and psychomotor functions in deaf-blind people allowed her to trace how compensation for lost functions is carried out, and also to identify the role of the second signal system in the effectiveness of the formation of compensatory adaptations in children. The works of A. V. Yarmolenko were innovative and remain relevant today. The article shows the role of A. V. Yarmolenko in the research of theoretical, practical aspects in the psychology of impaired development, as well as the direction of her teaching. The main milestones in the scientific path of A. V. Yarmo-lenko, her formation as a scientist in a certain historical context are described. Attention is paid to show how her scientific worldview was formed — both as a result of the influence of certain scientists and her own practical experience of working with children (young violators of the law, deaf-blind children, etc.); it is shown how her ideas laid the foundation for Russian defectology and psychology of the deaf-blind.
Keywords: A. V. Yarmolenko, impaired development, studies of deaf-blind children. References
1. Yarmolenko A. V. Examination of movements of normal and abnormal children. Leningrad; Moscow, Ogiz; State. medical. Publ., 1931. 123 р. (In Russian)
2. Yarmolenko A. V., Yakimova Yu. A. On some mental characteristics of deaf-blind children, 1939, vol. III. (In Russian)
3. Yarmolenko A. V. Psychology of the deaf-blind before training. Soviet neuropsychiatry, 1941, vol. VI. (In Russian)
4. Yarmolenko A. V. Questions of speech psychology of deaf-blind children. Proceedings of the Leningrad Pedagogical Institute A. I. Herzen, 1946, vol. 53. (In Russian)
5. Yarmolenko A. V. Mental development of the deaf-blind before training. Proceedings of the Leningrad Institute of Hearing and Speech, 1947, vol. VII. (In Russian)
6. Yarmolenko A. V. On the history of training and education of the deaf-blind and dumb Blind-deaf-mute, ed. by M. L. Shklovsky. Leningrad, Transzheldorizdat Publ., 1947, pp. 15-58. (In Russian)
7. Yarmolenko A. V. Development of consciousness with extreme limitation of sensing. Uchenye zapiski LGU, 1949, vol. 119, pp. 54-65. (In Russian)
8. Yarmolenko A. V. Development of cognitive activity of deaf-blind and dumb people. Doct. dis. Leningrad, 1954. In 2 vol., vol. I; p. 433, vol. II. 537 p. (In Russian)
9. Yarmolenko A. V Essays on the Psychology of the Deaf-Blind Mute Leningrad. Leningrad, Leningrad University Press, 1961. 162 p. (In Russian)
10. Rubinstein S. L. A few remarks on the psychology of the deaf-blind. Proceedings of the Leningrad Pedagogical Institute A. I. Herzen, vol. 35. Leningrad, Leningradskiy pedagogicheskiy institut im. A. I. Her-zena Publ., 1941, pp. 226-228. (In Russian)
11. Yarmolenko A. V The role of speech in the reflection of space. Problema vospriiatiia prostranstva i prostranstvennykh predstavlenii, ed. by B. G. Ananyev, B. F. Lomov. Moscow, APN RSFSR Publ., 1961, pp. 69-72. (In Russian)
12. Tactile Perception in the Process of Cognition and Labor, ed. by B. G. Ananiev. Moscow, Acad. ped. Sciences of the RSFSR Publ., 1959. 263 p. (In Russian)
13. Yarmolenko A. V. Structure and phases of multilingualism. Problemi obshchei inzhenernoi psik-hologii. Leningrad, Leningrad University Press, 1964, pp. 159-167. (In Russian)
14. Yarmolenko A. V. On the issue of multilingualism. Uchenye zapiski LGU, 1955, no. 203, issue 8, pp. 32-45. (In Russian)
15. Yarmolenko A. V., Platonov K. K., Vasiliev V. L. Forensic psychology for investigators, Voprosy psykhologii: chetyrnadcatii god izdaniia, 1968, no. 6, pp. 141-143.
Received: August 4, 2020 Accepted: September 10, 2020
Author's information:
Irina I. Mamaichuk — Dr. Sci. in Psychology, Professor; [email protected]