Научная статья на тему '12:4=3. Геополитическое уравнение библейского Израиля'

12:4=3. Геополитическое уравнение библейского Израиля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «12:4=3. Геополитическое уравнение библейского Израиля»

Елена Федотова

(Москва)

12:4=3.

Геополитическое уравнение библейского Израиля

В библейском иврите и названия чисел, и их буквенные обозначения следуют десятичной системе счета. Однако само число 10, столь значимое для греков, в Танахе почему-то в явном виде не «играет»; совершенную полноту евреи предпочитали обозначать числом 12.

В частности, 12 колен Израиля представляют собой Израиль во всей его полноте. Насколько этот идеал согласуется с действительностью, сказать трудно; пророчица Девора, например, называет 10 колен, среди которых отсутствуют Симеон, Левий, Иуда, Манассия и Гад, зато включены неизвестные обычному списку Махир и Галаад (Суд 5); таким образом, варьируют не только количество колен, но и их названия.

В то же время число 12, инвариантное для прочих списков, получается при помощи искусственного приема: левиты, как группа скорее функциональная, чем этническая, не должны, вообще говоря, находиться в списке племен, хотя их эпоним Левий и принадлежит к числу сыновей Иакова. Пытаясь исправить ситуацию, библейский автор заменяет Левия на двух сыновей Иосифа: Ефрема и Манассию. При этом для самого Иосифа тоже не остается места в списках - и автора это не беспокоит; возможно, он даже вкладывает особый смысл в устранение Иосифа из числа эпонимов. На самом деле трудно сказать, какова именно первичная цель автора, производящего такие перестановки колен и их эпонимов, но в любом случае искусственность сохранения числа 12 как характеристики племенной полноты Израиля сама по себе говорит об особой значимости и даже необходимости этого числа.

Можно думать, что его авторитетность связана с вавилонским влиянием и / или с лунно-солнечным календарем, но заметим также, что число 12 очень удобно с точки зрения некоторых ходов библей-

ской идеологии. Например, оно в отличие от десятки делится на 4, и в результате получается сакрально-символическое число 3.

Смысл такого деления извлекается из нарратива, то есть из текста, из контекста и из подтекста1. В данном случае релевантна книга Чисел, где описано путешествие Израиля по пустыне. Само это путе-шествие есть сакральный акт, протяженный во времени и в пространстве, весьма напоминающий по многим параметрам обрядовые шествия, описанные Ольгой Фрейденберг как общекультурный образ, семантизирующий движение общины от смерти в жизнь, победу жизни над смертью. «Процессия - такой же стабильный элемент обрядов, как еда, борьба, производительный акт; эти элементы семантически тождественны, при внешнем их метафорическом различии»2.

Ряд общих черт сближает движение Израиля по пустыне с шествиями, описанными в обрядах и ритуалах разных культур3. Прежде всего возглавляется такая процессия Спасителем, роль которого в нашем случае играет Облачный Столп - видимое проявление Божества среди Израиля. В рассказе неоднократно подчеркивается, что израильтяне двигались только по указанию Господа.

Помимо этого перед тем, как отправиться в путь, они совершают ряд очевидно сакральных и культовых действ. Например, производят перепись (народа - в качестве будущих владельцев Земли, способных ее защищать, левитов - как служителей культа и выкуп за первенцев Израиля); выполняют ритуалы очищения и посвящения; приносят жертвы; выслушивают повеления Господа о священных праздниках и других необходимых действиях. В том числе Господь тщательно оговаривает порядок расположения станов израильских племен на стоянках; этот порядок совпадает с порядком выступлений племен и шествия их в походе (Числ 2: 1 и сл.; Числ 10: 14 и сл.), а также, что теперь не кажется удивительным, с порядком жертвенных приношений племен в скинию (Числ 6: 12-83). Это последнее показывает, что весь порядок имеет сакральный и нормативный характер.

Жизнь Израиля в пустыне, так сказать, в литературно-историческом плане, протекает между «Благословением Иакова» (Быт 49), где праотец наставляет сыновей, то есть эпонимов племен, и «Благословением Моисея» (Втор 33), где объектом благословления выступают даже не просто племена, а племена организованные, снабженные властями и Законом - иными словами, готовые к созидательному вторжению в Землю, готовые ее завоевать и ею владеть.

Схема наделов израильских племен в Палестине

Таблица Список сакрального порядка

(Числ 2: 1 и сл.; 6: 12-83; 10: 14 и сл.)

Иуда 74 600 Иссахар 54 400 Завулон 57 400 Общее число 186. 400 ВОСТОК

Рувим 46 500 Симеон 59 300 Гад 45 650 Общее число 151 450 ЮГ

Левий ЦЕНТР

Ефрем 40 500 Манассия 32 200 Вениамин 35 400 Общее число 108 100 ЗАПАД

Дан 62 700 Асир 41 500 Неффалим 53 400 Общее число 157 600 СЕВЕР

За время путешествия по пустыне создается нормативная структура отношений, включающая в себя отношение племен друг к другу, к пространству и к окружающим народам. Ключевым образчиком такой структуры можно считать указания Господа относительно походного и лагерного порядка племен, повторяющего порядок жертвоприношений.

В частности, в книге Чисел (2: 1 и сл.) описано расположение станов во время остановок в пустыне, названа численность племен (то есть перечислено количество мужчин каждого племени, годных к строевой службе). В данном порядке племена располагаются группами, ориентированными определенным образом по четырем сторонам света (восток - запад - север - юг). Это, очевидно, символизирует освоение и сакрализацию пространства, в котором располагается Израиль в данном хронотопе.

Понятно, что, разделившись на 4 группы, 12 племен объединяются в тройки; в каждой тройке есть свое лидирующее племя и два менее значимых, можно сказать, сателлитных по отношению к лидеру. Лидерство явным образом определяется из соображений родства: в каждой родственной по матери группе выделен старший сын, эпоним лидирующего племени, а остальные члены тройки племен - это потомки младших сыновей той же матери, и они составляют довольно естественную группу поддержки для своего лидера. Возможен и общий лидер; он, конечно, будет назван первым.

Заметим, что лидирующее племя в походе буквально ведет свою группу вслед за Облачным Столпом, то есть перенимает спасительную функцию от Божественного Спасителя, выступая своего рода промежуточным спасителем, или посредником между Богом и людьми. Ведомые же племена (а в случае Иуды это фактически весь Израиль), являясь тем субстратом, который и делает вожака вожаком, одновременно свидетельствуют на все четыре стороны света о своем доверии и подчинении как Божественному Спасителю, так и вожак, и это есть свидетельство подлинности спасения.

Сведения, представленные выше, содержатся в основном в текстах Числ 1-4; они сгруппированы в таблице (см. с. 22). Дальнейшая работа с полученным списком предполагает извлечение уже не столь явной информации и из других библейских контекстов или даже из внетекстовых, но релевантных источников. Наиболее информативными представляются несколько позиций, с которых и следует в первую очередь рассмотреть наш текст:

1. Порядок выступлений.

2. Состав групп - в контексте статуса и родства эпонимов; здесь важно также учесть будущее географическое расселение племен в Палестине (см. схему на с. 21).

3. Структурные обозначения отношений между группами и внутри групп.

4. Ориентация групп в пространстве.

5. Численные соотношения групп.

Итак, попробуем из текста Числ 1-4 и соответствующих контекстов извлечь тот подтекст, если хотите, то послание, которое автор вложил в него, выразив это на структурном языке. Возможно, мы

увидим здесь в закодированном виде определенную геополитическую программу для народа Израиля.

Начнем с порядка выступлений. Очевидно, в этом порядке ранг племени понижается сверху вниз, как внутри групп, так и по группам (см. таблицу). Первым назван Иуда со своими двумя младшими братьями, детьми Лии.

Основное в будущем население Севера Палестины4, того государства, которое и подарило народу имя Израиль, племена Эфраим и Менашше - даже не вторые; между тройками Иуды и Ефрема разместилась тройка Рувима; это старшие дети Лии, лишенные старшинства (по разным причинам). Гад - сын наложницы, но он заменяет здесь Левия в силу функциональности последнего, а сам Левий выделен в некий центр, даже, можно сказать, ось, вокруг которой симметризуется вся картинка. Центральность левитов связана с их служением: они выделены и отделены от прочих племен для обслуживания скинии, соответственно их пространственная позиция определяется этой отделенностью. Другими словами, левиты и идут, и останавливаются не по общему счету, а лишь ориентируясь на то, чтобы быть «вокруг скинии» (Числ 2: 17).

Интересно отметить, что тройка Рувима - это какая-то мифическая группа несуществующих реально племен. Действительно, все они со временем куда-то исчезают, перестают упоминаться в текстах, растворяются в окружении, да и изначально у них нет удела в Палестине; им назначена земля в Заиорданье (кроме Симеона, который располагался посреди Иуды и со временем растворился в нем). Замечательно, что даже такие (но старшие!) дети Лии оказываются выше тройки Ефрема, объединяющей в себе потомков Рахили. (После общего рассмотрения нам еще придется признать, что дети Рахили умаляются по всем приведенным здесь показателям, но об этом - в свой черед. Пока мы видим, что ниже тройки Ефрема располагаются только потомки наложниц.)

Рассмотрим теперь состав групп.

В первой тройке, помимо Иуды, помещены племена Иссахара и Завулона; их эпонимы - младшие братья Иуды, его опора и поддержка; во всех списках Иуда выступает совместно с Иссахаром и Завулоном5. Однако если посмотреть на схему, то можно заметить, что упомянутые племена жили на севере Палестины и в своем географическом «естестве» должны, конечно, относиться к группе пле-

мен Ефрема. Таким образом, мы имеем здесь явную геополитическую заявку на лидерство и родственное старшинство Иуды над северными племенами.

В тройку Рувима тоже внедрена неявно подчиненная Иуде группировка: это южное племя Симеона, которое, как уже сказано, потом растворилось в Иуде и перестало упоминаться в качестве отдельного племени. В некотором смысле вся тройка Рувима - это тоже группа поддержки Иуды: эпонимы этих племен были старшими братьями Иуды, хоть и лишенными старшинства; однако судя по расположению троек они, даже такие, ранжированы выше Иосифа, отца Ефрема и Манассии.

От Гада, помещенного здесь в тройку Рувима, очень естественен переход к Левию, с которым Гад связан особыми родственными свя-зями6; однако Левий теперь вне обсуждения и осуждения. Да, в свое время он был осужден на лишение старшинства за жестокость, но в этом качестве его заменил Гад. Теперь по данному списку Левий остается абсолютным центром, отдельной от всех группой, посвященной на служение Господу. Еще одно служение левитов, связанное с сакральным статусом, - быть заменой израильских первенцев в их посвящении Господу (Числ 3: 11-13); соответственно племена левитов и расчислены отдельно и по-другому, и в походе ориентируются исключительно на скинию.

Рассмотрим теперь, как представлена тройка племен Ефрема. Заметим, что Иосиф, который должен был бы как брат входить в такой список, даже не эпоним; среди племен его имя не значится. В список входят имена его сыновей, Ефрема и Манассии, но что представляют собой эти эпонимы? В конце концов, они - такие же дети египтянки, как Измаил. И, видимо, чтобы унизить их окончательно, автор, перечисляя племена, предлагает (только в этой группе!) вместо прямого порядка по рождению эпонимов обратный. Прямой порядок по старшинству был бы такой: Вениамин - Манассия - Ефрем. Кажется, что все эти нарушения порядка выдают неприязненное отношение автора к будущим северянам.

Наконец, последняя тройка. Здесь эпонимы - сыновья наложниц; им и положено быть последними. А кроме того, эти племена в будущем должны были располагаться на самом севере Палестины, на границе с Финикией и Сирией (см. схему). Семитские племена арамейцев и финикийцев, естественно, были в родстве с евреями, но

где-то они выступали как противники и конкуренты, опасные именно своей высокой культурой и силой. Поэтому территорию Дана, Асира и Неффалима следовало бы рассматривать как буферную и несколько сомнительную с точки зрения лояльности, и это обстоятельство может быть еще одной причиной для того, чтобы поместить их в конце списка.

По той же причине, как кажется, на стоянках племена тройки Дана должны быть ориентированы на север; они как бы стерегут это направление. (Надо сказать, что враги в Палестину чаще всего приходили с севера.) Само еврейское слово 1133 («цафон», север) имеет

7

семантику чего-то скрытого, темного .

Вообще, обсуждая рекомендуемую Господом ориентацию станов племен в пространстве, следует сказать, что ее в принципе можно рассматривать с двух позиций: реалистически, по отношению к Синаю, где племена находятся в данный момент согласно нарративу, или же символически, по отношению к их будущему расселению в Палестине; оба рассмотрения достаточно осмысленны и информативны.

Итак, группа Иуды ориентируется при остановках на восток. Что такое восток? По отношению к Синаю на востоке располагается Палестина (Земля Обетованная), Иерусалим, Храм - иными словами, это направление сакральное. Если евреи уже в Палестине, то на востоке от них - Вавилон, сильнейшее государство региона, которое долго играло роль патрона по отношению к Иудее; библейский нар-ратив даже настаивает на родстве евреев с народами этой области: ведь праотец Авраам был родом из Ура Халдейского. В таком аспекте, восток - это направление с ориентацией на силу и поддержку.

Можно добавить, что из чисто лексических соображений восток кажется в каком-то смысле самым естественным направлением для ивритоязычного человека. Действительно, слово р»' («йамин», правый, правая сторона) в библейском иврите одновременно означает «юг»8, а словом («сэмоль», левый, левая сторона) задается направление на север9. Такое сочетание возможно только в том случае, если человек обращен лицом к востоку. Само слово В7р («кедем», восток) означает также «начало», «передняя часть», «идти вперед»10; другая словоформа для обозначения востока, тт» («мизрах») связана с глаголом тт («зарах») - «подниматься», «выступать»11. (Наверное, это относится в основном к солнцу, но ведь сакральное шествие,

как показала О. Фрейденберг, имеет именно семантику передвижения солнца по небосводу, поэтому к путе-шествию Израиля по пустыне этот глагол тоже должен иметь отношение.)

В любом случае надо отметить, что восток - это самое перспективное направление для Израиля, направление будущего.

Тройка Рувима стережет юг. Где бы ни располагались евреи в этот момент, на юг от них всегда - пустыня, земля смерти и уничтожения. Вполне подходяще для исчезающих племен.

Ефрем смотрит на запад. На западе - море12, где тонет солнце; там Египет, земля, куда запрещено возвращаться. Пройденный этап, никакой перспективы.

Про тройку Дана сказано выше. Эти племена, располагаясь на севере и ориентируясь на север, могут быть двулики и не очень надежны. Но если они войдут в союз с иудеями, то роль им должна быть определена сторожевая и фильтрующая.

Надо вспомнить, что ко времени написания библейских текстов там, на севере Палестины, уже жили самаритяне, которые были помесью местных израильских племен и пришлых, переселенных сюда ассирийцами. Судя по Книгам Эзры и Неемии самаритяне претендовали на исключительность своей израильской аутентичности, и данную проблему надо было как-то решать иудеям, пришедшим из Вавилонии после плена; этих сомнительных самаритян следовало попытаться вовлечь в иудейскую религиозную и культурную среду. Нельзя исключить, что в геополитической программе, представленной нашим списком, прототипом тройки Дана выступают именно самаритяне.

Рассмотрим теперь, о чем может сообщить структурная симметрия относительно центра (то есть Левия) в этом списке. Можно взять зеркальную симметрию, и тогда тройка Иуды сопоставляется с тройкой северных племен. Это выглядит намеком на их родственную связь и необходимость держаться вместе. А тройка Ефрема тогда сопоставляется с тройкой исчезающих племен; тоже многозначительно.

Можно сопоставить тройки иначе, учитывая симметрию сдвига относительно оси списка (то есть опять-таки относительно Левия). Тогда Иуда, виртуально старший, сопоставляется с Ефремом, который реально был когда-то самым сильным племенем в Палестине. Этим сопоставлением однозначно подчеркивается старшинство Иуды. Однако, как уже говорилось, дети Рахили представлены в обратном порядке расположения имен по отношению к старшинству. В пря-

мом порядке старший Иуда был бы сопоставлен Вениамину, младшему с особыми правами благодати, то есть любимцу Бога. Этим опять возвышен Иуда, за счет семьи Иосифа.

Случай симметрии по сдвигу дает также сопоставление племен по пространственному признаку: восток - запад, север - юг. Это похоже на претензию обладания Израилем всей полнотой пространства, в пределах территории, обещанной еще Аврааму (Быт 13: 14-15)13 и захваченной потом Давидом: от Реки до Реки, от Моря до Моря (2 Сам 8). При этом тройка Рувима сопоставляется тройке Дана. С одной стороны, такая связь может намекать на некую непрочность положения самых северных племен, а с другой стороны, сопоставление детей наложниц со старшими детьми Лии, несомненно, возвышает тройку Дана. В этой связи можно заметить, что общая численность упомянутых троек почти одинакова, и это значимо на языке нашего кода.

Осталось попытаться сделать выводы из сопоставления численности племен. На самом деле, цифры, приведенные в таблице, показывают, что этот пункт не нуждается в особых комментариях. Первый по численности, конечно, Иуда, как и по всем другим показателям. Второй - Дан. Это определенно можно рассматривать как заигрывание с северянами, в том же духе, что и приписка Иссахара и Завулона (северных племен) к семье Иуды (племени южному). Но здесь видится и попытка объединения семьи Иакова: Иуда, условно старший среди детей Лии, несколько приближен к Дану, условно старшему среди детей Рахили (но, конечно, с перевесом Иуды).

Дальше идет полуисчезающая тройка Рувима, и только после них - бедный Ефрем (который в 1Х-УШ вв. до н.э. в реальности был самым многочисленным племенем в Израиле). Даже карта показывает, что реально земля Палестины и ее население были сконцентрированы вокруг территории Ефрема, а Иудея размещалась на южных окраинах палестинского мира.

Однако библейский автор строит свою квазиреальность, в которой все 12 колен Израиля объединены под водительством Иуды; лидерство северных племен - в прошлом. Четыре стороны света отмечают в этой картине сакральное пространство, принадлежащее Израилю, но граничащее с четырьмя чуждыми мирами, от которых Израилю следует защищаться: на востоке это Месопотамия, на юге -Эдом и арабы, на западе - Египет и Филистия, на севере - Финикия, Сирия и, может быть, хетты.

Упомянутый квазимир представляет собой не выдумку библейского автора, а осмысленный с особых позиций идеал или мечту о правильном устройстве Земли, своего рода геополитическую программу для населения Палестины. Подобную программу можно обнаружить и в других библейских текстах, где она может быть пред-

14

ставлена другими литературными средствами ; вместе с тем очевидная настойчивость автора в этом вопросе только подкрепляет правомерность нашей интерпретации.

Остается добавить, что сочетание цифр 12, 4 и 3 использовано также в Евангелиях и примерно по той же схеме, что в Танахе.

Действительно, 12 апостолов прямо представляют 12 колен Нового Израиля (см. Мф 19: 28 и др.). Четверо евангелистов, несомненно, проповедуют Благую Весть на четыре стороны света, чем освящается и христианизируется все доступное им пространство. Что касается младших братьев, составляющих группу поддержки для ведущего их Спасителя, то следует отметить, что во многих критических случаях, по тексту, Иисус появляется в сопровождении двух (или трех) самых доверенных учеников. Можно думать, что здесь учитывается требование библейского закона о необходимости по меньшей мере двух свидетелей для признания достоверности заявленного факта (трое сопровождающих, как в сцене преображения, вероятно, представляют собой простое расширение числа свидетелей).

Сюда можно отнести двух призванных первыми учеников, Андрея и Симона (Ин 1: 37-42; Мф 4: 18-20); двух учеников Иоанна Крестителя, посланных им к Иисусу (Мф 11: 1-19; Лк 7: 19-23); двух пророков (Моисея и Илию), дружески беседующих с Иисусом на горе преображения; Марфу и Марию, внимавших Учителю (Лк 10: 38-42); Петра и Иоанна, явно выделявшихся на пасхальном ужине и следовавших за Иисусом при его аресте (Ин 18: 15); они же прибежали вслед за Марией к пустому гробу (Ин 20: 4-10). Именно как свидетелям явился Иисус по своем воскресении двум ученикам в Эммаусе (Мф 16: 12; Лк 24: 13); в дальнейшем он подтвердил необходимое число свидетелей: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18: 20).

Не так ясна роль тех двух, что располагаются (или хотят расположиться) по правую и по левую руку Иисуса (сыновья Зеведея, Мф 20: 20; распятые вместе с Иисусом разбойники, Мф 27: 38 и пар.). В те времена в домашних собраниях по правую и по левую руку хо-

зяина располагались его самые близкие или наиболее доверенные лица. Сам Иисус должен сидеть по «правую руку» Отца в Царстве Небесном - в качестве наследника славы (Евр 1: 3). Иакову и Иоанну Иисус ничего не обещает; однако разбойники de facto оказались рядом с Иисусом, буквально «по правую и по левую руку» в самый момент его славы, то есть распятия. Эта деталь описана во всех четырех Евангелиях15, а значит, подчеркнута.

Толкования данной сцены варьируют, например: «... евангелист видит трагическую иронию в том, что Иисус и во время казни занимает почетное место»16; или: «Диавол, желая составить и внушить дурное мнение о Господе, устраивает так, что с ним распинаются два разбойника»17.

Вместе с тем текст подразумевает неявную ссылку на Ис 53: 12 («.и к злодеям причтен был.»), иными словами, выстраивает мессианскую параллель; просматривается также намек, что раскаявшиеся грешники (или обратившиеся язычники) раньше фарисеев войдут в Царство небесное18; эта концепция присутствует и в других евангельских сюжетах19.

Однако, как бы ни толковать спорные места Евангелий, очевидно, что геополитическая программа, которая встает за числовыми соотношениями в новозаветных текстах, проявляет сходство с таковой в Танахе; а именно, она содержит следующие пункты: сохранение полноты Нового Израиля, освоение и сакрализация им всего доступного пространства, лидерство божьего Избранника, а также свидетельская и поддерживающая функция ведомых, хотя теперь

уже, в соответствии с предсказанием Исайи (65: 17) все должно

20

иметь новый смысл, в том числе понятие родства .

Примечания

1 Не могу не сослаться здесь на Ури Гершовича, который демонстрирует подобную стратегию интерпретации, в том числе художественного текста, в ряде курсов, которые он ведет с 2013 г. в Еврейском музее и центре толерантности (Москва).

2 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 107.

3 См.: Там же. С. 107, 113, 114, 136, 138-140, 143, 153-154.

4 Автор отдает себе отчет в некорректности использования здесь названия «Палестина», поскольку оно появилось только во времена римского владычест-

ва и не было известно создателям Библии. Тем не менее есть определенное удобство в применении привычного всем термина, позволяющего без долгих объяснений понять, о какой территории идет речь.

5 См.: Федотова Е. «Благословение Иакова» (Быт 49) и «Благословение Моисея» (Втор 33) в аспекте структурного исследования // Научные труды по иудаике. Материалы XVII Международной ежегодной конференции по иудаике. М., 2010. Т. 1. С. 48-72.

6 Гад - старший сын Зелфы - служанки Лии; он рожден сразу после Иуды (Быт 30: 10), и с него начинается новая серия младших детей клана Лии. Иуда, по порядку рождения эпонимов, как бы заключен между Левием и Гадом.

7 См.: Brown F., Driver S., Briggs C. The Brown - Driver - Briggs Hebrew and English Lexicon. Peabody, Mass., 1999 (далее BDB). P. 861.

8 См., например, 1 Сам 23: 19, 24; Иез 16: 46; Пс 89: 13; 107: 3.

9 См., например, Быт 14: 15; Ис Нав 19: 27; Иез 16: 46.

10 См.: BDB. P. 869.

11 Ibid. P. 280.

12 В Библии слово Q' («йам», море) может означать также «запад» (см. Числ 2: 18).

13 Стоит привести здесь соответствующую цитату: «Когда Лот и Аврам расстались, ГОСПОДЬ сказал Авраму: - Оглянись! Посмотри отсюда на север и юг, на восток и на запад. Всю эту землю, которую ты видишь, Я навеки отдам тебе и твоим потомкам» (перевод РБО).

14 На эту тему см. ряд моих работ, например: Федотова Е. «Благословение Иакова» (Быт 49) и «Благословение Моисея» (Втор 33) в аспекте структурного исследования; Она же. Семантический план звуковых и графических соответствий в тексте Быт 49 // Научные труды по иудаике. Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. М., 2011. Т. 1. С. 24-47; Она же. «Сын старости» - «Сын моего горя»: Вениамин и братья // Диалог поколений в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2010. С. 47-63; Она же. Пророк Элиша - мудрец, праведник или святой? // Мудрость - праведность - святость в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2011. С. 17-40.

15 Мф 27: 38; Мк 15: 27; Лк 23: 32-33; Ин 19: 18.

16 Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий. М., 2002. С. 542.

17 Бл. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. М., 2000. С. 359.

18 Бл. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2000. С. 302-303.

19 Скорее всего, она заимствована из книг Пророков; ср. Ис 66: 2.

20 Ученики, избранные Иисусом, любимые им и любящие его, становятся новой семьей, или Церковью, куда призваны войти также те, кто поверит в Христа по их слову (см. Мф 12: 46-50; Мк 3: 31-35; Лк 8: 19-21; Ин 13: 18, 33; 14: 18; 15: 10-19; 17: 9-26).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.