Научная статья на тему 'Самомотивация человека'

Самомотивация человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6468
920
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОМОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / САМОСО-ВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белкина Надежда Андреевна

Статья посвящена важному фактору личностного развития проблеме самомотивации. Автор излагает оригинальную идею-концепцию перманентного самостимулирования рычагов личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самомотивация человека»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Н. А. Белкина

САМОМОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена важному фактору личностного развития - проблеме самомотивации. Автор излагает оригинальную идею-концепцию перманентного самостимулирования рычагов личностного роста.

Ключевые слова: самомотивация, мотивация, личностный рост, самосовершенствование, проблема выбора.

Понятие «мотив» произошло от латинского слова movere - побуждать, приводить в движение. Имеется множество различных современных определений понятия «мотив», активно используемых психологами, социологами и экономистами. Разные исследователи понимают под мотивом внутренний двигатель человека; то, что является причиной его поступков и действий; средство объяснения поведения человека; феномен сознания; образ завершенного действия; проявляющуюся потребность и т. д.

Понятие «мотивация» также широко используется в современном деловом мире. Под ним понимается, как правило, стремление удовлетворять потребности человека, побуждение индивида к действиям, совокупность внутренних и внешних движущих сил и т. д.

Все эти понятия показывают отдельные аспекты таких многогранных и разнообразных явлений, как мотив и мотивация - различных сторон деятельности человека, отраженных в определенных авторских концепциях.

Понятие «самомотивация» пока редко используется в мировой науке и практике. Автору известна лишь следующая точка зрения на данный малоизученный феномен. Иванова Светлана в своей книге «Мотивация на 100 %» пишет: «Самомотивация - это явление, при котором человек может длительное время в сложных и ответственных ситуациях обходиться без внешнего положительного подкрепления, мотивируя себя сам. При этом главным мотиватором для человека является самореализация» [2. С. 199].

Я вкладываю в свою концепцию следующее содержание вышеизложенных понятий.

Мотив - это то, что движет человеком. Мотив возникает в сознании человека, он - внутренний побудитель его поступков.

Но человеком движет мысль. Поэтому мотивы - это мысли, первоначально возникающие в сознании человека и побуждающие его чувствовать, говорить и действовать определенным образом.

Самомотивация - это процесс создания, поддержания и реализации собственных мотивов, основанных на сознательном выборе человека и направленных на удовлетворение его потребностей.

Самомотивация используется автором в нескольких аспектах: управленческом, психологическом, экономическом и организационном.

Самомотивация управленческая - это процесс создания, поддержания и реализации собственных мотивов управления своей жизнью во всех ее направлениях.

Психологическая самомотивация - это процесс создания, поддержания и реализации собственных вдохновляющих, воодушевляющих и облагораживающих мотивов во всех направлениях жизнедеятельности.

Экономическая самомотивация - это процесс создания, поддержания и реализации человеком собственных мотивов, направленных на удовлетворение его экономических интересов.

Организационная самомотивация - это процесс создания, поддержания и реализации человеком собственных мотивов, направленных на рациональную и эффективную организацию его жизни.

Поскольку мотив - это мысль, то необходимо рассмотреть это понятие. Мысль - это то, что наполняет сознание; убеждение, взгляд [6. С. 315]. Это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Существует мнение, что мысль - это есть начало и конец всего [1. С. 12]. Все, что создано вокруг нас и внутри нас - дома, дороги, произведения искусства, наше отношение к себе и другим людям, - все это сначала было мыслью внутри нас, которая позднее воплотилась в материю. Мысль - это есть то внутреннее, которое полностью и до конца определяет то, что происходит с нами во внешнем мире. Внешний мир полностью и до конца отражает то, что происходит у нас внутри. Принято считать, что окружающий мир влияет на человека. Но мы часто забываем или по определенным причинам не хотим видеть, что и внутреннее влияет на внешнее.

Мысли обладают интересным свойством. Находясь в сознании, они, будучи частью нас самих, полностью определяют наше понимание и видение мира. На любое событие в любой сфере нашей жизни мы смотрим сквозь соответствующую мысль. Но мы не видим, как это происходит. Единственное, что может дать нам намек на то, что какая - то мысль начала контролировать нас, это ситуации, которые происходят с нами в данный момент. Именно они, будучи внешними, полностью отражают то, что происходит внутри нас. Как только с нами начинает что - то происходить, это означает, что соответствующая мысль стоит на поверхности и моделирует ситуацию. В Агни Йоге написано, что мысль - это живая сущность, обладающая самостоятельным бытием; что наступает эпоха овладения психической энергией мысли.

Все мы стремимся быть красивыми, сильными, богатыми и счастливыми. Но как ни странно, это мало кому удается. Что же не позволяет нам стать такими? Наши мысли - мотивы. Они могут манипулировать нами, если мы ими не управляем. Любая мысль, пришедшая в голову, может превратиться в нашего господина. Например, нам в голову пришла мысль купить автомобиль. Еще и еще раз возвращаясь к этой мысли, человек усиливает ее, делает сильнее и сильнее. Пока, наконец, эта мысль не поглощает его. С этого момента наша жизнь уже подчиняется этой мысли - мотиву. Мы думаем, чувствуем, говорим и действуем в соответствии с этим мотивом.

Как показывают исследования, всех успешных людей объединяло одно качество: они осознали, что мысли-мотивы определяют их жизнь. Поняв это, они стали хозяевами своих мыслей. Только мысль может сделать нас сильными в этой жизни. Мысль есть та сила, которая составляет суть мира людей. Если есть мысль, значит, есть чувство, слово и действие. У мысли-мотива нет границ, она одновременно присутствует и внутри нас, и снаружи, только в виде ситуации, проблемы, материальной формы.

Человек обладает тем, чего нет у других живых существ. Он имеет большую внутреннюю свободу - свободу выбора. Об этом пишет Стивен Р. Кови. Он говорит о том, что свобода выбора содержит внутри себя те уникальные качества, которые делают нас людьми; помимо сознания, мы обладаем воображением -способностью создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности; мы обладаем совестью - глубоким внутренним осознанием, что правильно, а что нет; мы располагаем независимой волей - способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от всякого влияния извне. Наше поведение зависит от нашего выбора (решения), а не от окружающих условий. Мы можем подчинить наши мысли, чувства и слова нашим ценностям [3. С. 89].

«Человек создает или не создает себя. При правильном выборе он восходит все выше. Как существо, наделенное силой, разумом и любовью, как господин собственных мыслей он держит ключ для каждой ситуации», - это слова Джеймса Алена [5. С. 5].

Ог Мандино в своей книге «Выбор» говорит о том, что «каждому из нас приходится выбирать сотни раз, и в большинстве случаев выбор столь рабски привычен, что делается автоматически, почти как вдох и выдох. Что съесть на завтрак, что надеть на себя, какой дорогой добираться на работу, какие телепрограммы смотреть, что сделать сегодня, с кем встретиться - ничто из этого не хранится в памяти больше часа. Но время от времени мы обязаны делать иной выбор, принимать решение, на которое будем оглядываться с любого жизненного плато и которое будем вспоминать с горечью неудачника или с радостью триумфатора -так сильно оно может повлиять на последующие годы» [5. С. 9].

Выбор - это определение того, какими мотивами (мыслями, чувствами и словами) руководствоваться при принятии каких-либо решений и совершении определенных поступков.

Но каждый выбор имеет определенные последствия. Делая выбор мотива, человек автоматически выбирает и последствия этого выбора. Все в жизни человека зависит от того выбора мотивов, который им будет сделан; от самого мотива и его последствий.

Далее речь пойдет о выборах (осознанных или нет) важнейших мотивов человека, которые определяют качество всей его жизни и ее результаты.

Первый определяющий выбор - это выбор мотива Личности.

Это выбор того, будет ли человек познавать, осознавать, развивать себя как Личность, реализуя высшие человеческие потребности, или будет просто существовать, удовлетворяясь лишь своими низшими потребностями. Если человек выбирает быть Личностью, то он руководствуется следующими мотивами - мыслями, чувствами и словами: «Я управляю своей жизнью. Я непрерывно познаю и осознаю себя. Мои возможности безграничны. Мой потенциал огромен. Я рожден для высоких и социально значимых целей. Саморазвитие и самореализация на благо себе и другим людям - вот главные мотивы моей жизни». Последствия выбора данных мотивов нетрудно представить. Основные из них: непрерывное развитие; уважение и общественное признание; реализация человеческого потенциала; высокая удовлетворенность жизнью; осознание себя как уникального талантливого и творческого человека, который способен многого достичь; более полная самореализация; яркая и насыщенная жизнь; высокие результаты и достижения. Плата за такой стиль жизни - это непрерывный труд и работа над собой. Но результаты жизни очень велики.

Если человек делает противоположный выбор, то перед нами уже совершенно другой человек. Он не осознает себя как личность; он движется как бы по течению, не управляет своей жизнью; не имеет мотивов заниматься самопознанием, самоанализом и самореализацией, им управляют другие люди и обстоятельства; он живет, руководствуясь мелкими и сиюминутными мотивами и целями, обвиняя весь мир в своих неудачах и болезнях. Плата за такую жизнь, как правило, плохое здоровье; хроническая неудовлетворенность собой и жизнью, ощущение несчастного и никому не нужного человека; отсутствие позитивных результатов и высоких достижений.

Есть еще и промежуточное состояние, когда человек в различных ситуациях делает то один выбор, то другой; пребывая то в роли Личности, то в роли обывателя. Такой человек, как правило, большую часть жизни не имеет мотивов быть Личностью, поэтому и результаты невелики.

Второй основополагающий выбор мотива - выбор центра мировоззрения. Данный выбор касается вопроса о том, кто и что будет мотивировать человека в жизни, ради кого и чего он будет жить, кому или чему будет посвящать большую часть своей жизни? Большое внимание выбору центра мировоззрения уделено в книге Стивена Р. Кови [3. С. 144].

У каждого человека есть свой центр, хотя обычно он этого не осознает, как не понимает и огромного влияния этого центра на различные сферы его жизни. Необходимо хотя бы вкратце остановиться на наиболее распространенных выбо-

Если центром - главным мотивом в жизни человека - является семья: супруг, родители или дети, то возникает сильная эмоциональная зависимость от них. Человек становится чрезмерно чувствительным к настроениям и чувствам, поведению своих близких и ко всему, что может повлиять на отношения с ними. Как правило, нередко возникают разногласия и конфликты с самыми близкими людьми. В результате получаются отношения, в которых соседствуют крайние проявления чувства любви, но в то же время горечи, обиды, злости, раздражения, агрессивности, отчуждения, давления и т. д. Человек, выбирая центром своей жизни семью, становится уязвимым; он выбирает и предпочитает мотивы, направленные на удовлетворение прежде всего интересов своих близких, часто в ущерб всем другим интересам, в том числе и своим собственным. Такой выбор препятствует формированию и развитию Личности как всякая зависимость, способствует накоплению чувства жертвенности, обиды, нереализованных личных возможностей, болезней и т. д.

Если главным мотивом человека выступают деньги, вещи и их накопление, то отношение к деньгам и вещам как к центру жизни приводит в итоге к противоположному результату. В том случае, когда самооценка человека базируется на финансовом и материальном капитале, которым он владеет, то он становится уязвимым для всего, что может на него повлиять. Если капитал теряется, то одновременно теряется смысл жизни такого человека.

Центральный мотив жизни - работа. Люди, сконцентрированные на работе, становятся «трудоголиками», старающимися трудиться изо всех сил даже в ущерб здоровью, семье и другим важнейшим сторонам жизни. Поскольку восприятие себя и чувство самооценки у них тесно связано с работой, они очень уязвимы и зависимы прежде всего от того, как обстоят дела у них на работе. Они не развиваются как Личности - на это у них не хватает времени. К сожалению, такие люди часто оцениваются руководством ниже, чем ожидает человек, посвятивший

всего себя работе, поэтому его часто ждет разочарование и неудовлетворенность своим служебным положением, потеря уверенности в себе, а нередко и здоровья.

Если в центре жизни человека находятся друзья/враги, то появляются отношения зависимости от них. Концентрация на враге - явление очень распространенное, особенно, когда люди находящиеся в серьезном конфликте, вынуждены общаться друг с другом. Самооценка такого человека изменчива и зависит от настроения и поведения друзей или врагов. Такой человек лишен власти над собой и своей жизнью.

Когда в мотивационном центре находится только сам человек, то этот центр сужается до «я»; он как Мертвое море, поглощает, но не отдает; производит собственный эгоизм.

Если же человек стремится к саморазвитию, с тем, чтобы потом с большей отдачей служить другим, работать более эффективно и вносит более значимый вклад в улучшение мира, то это создает основу для необыкновенного развития Личности.

Часто центр человека представляет собой комбинацию из нескольких разных центров. В зависимости от внешних и внутренних условий в разное время разные центры могут активизироваться и мотивируют до тех пор пока не будут удовлетворены связанные с ними потребности. Постоянное перемещение от одного центра к другому напоминает катание на американских горках: то человек на высоте, то у него спад. При этом не может быть устойчивой внутренней самомотивации, свободы выбора, управления своей жизнью, цельности Личности и ощущения чувства собственного достоинства.

Мотивационный центр, основанный на высших духовных ценностях (мотивах) мировой культуры - вот тот центр, который дает прочную основу для развития Личности. Высшие духовные, нравственные ценности не меняются, в то время как другие мотивационные центры основываются на людях или явлениях, подверженных частым и быстрым изменениям. Высшие ценности ни на что не реагируют. Они не зависят от поведения других людей и от обстоятельств.

Жизнь, в центре которой находятся высшие ценности, сопровождается мудростью и внутренней ориентированностью. Это верные карты, по которым можно делать правильный выбор. Высшим ценностям всегда сопутствуют их естественные последствия. Когда человек живет в соответствии с высшими мотивами, он имеет позитивные последствия; когда игнорирует - негативные последствия. И чем больше мы узнаем о высших ценностях - истине, добре, правде, любви, красоте, честности, искренности, верности, патриотизме и т. д., тем шире становится наша личная свобода выбора вдохновляющих и облагораживающих мотивов.

Они не умирают, не горят в огне, не гибнут от землетрясений, их невозможно у нас украсть. Высшие ценности - это глубокие, фундаментальные, классические истины, общие знаменатели. Это прочные нити, которые с точностью, последовательностью, красотой и силой вплетены в ткань жизни.

Даже оказавшись среди людей и обстоятельств, игнорирующих эти ценности, человек может чувствовать себя уверенно и защищено от сознания того, что высшие ценности мировой культуры - это нечто гораздо большее, чем люди и обстоятельства, и что об их неизменном триумфе свидетельствует тысячелетняя история человечества. Высшие ценности не меняются; меняется наше понимание их.

Третий выбор - выбор мотива как движущей силы: быть свободным человеком или «жертвой». Свободный человек - это человек, который сам делает любой выбор и несет за него полную ответственность. «Жертва» - это человек, кото-

рый не делает своего выбора, а живет в соответствии с выборами других людей, зависит от обстоятельств и не хочет нести ответственность за то, что происходит с ним, его жизнью и окружающими его людьми.

Свободный человек сам выбирает и несет ответственность за свои мысли, чувства и поступки. Он считает, что от него зависит все, он источник того, что происходит с ним и вокруг него. Он уверен в том, что окружающий мир можно изменить, только изменив себя, и он выбирает путь непрерывного самосовершенствования. При таком выборе человек чувствует себя уверенно, оптимистично, он управляет своей жизнью сам. От этого свободный человек удовлетворен собой и своей жизнью, имеет успехи и достижения.

Человек-«жертва» считает, что от него ничего не зависит, другие люди и обстоятельства сильнее его. Во всех своих бедах он обвиняет жизнь, страну, правительство, людей и ситуации - виноваты все вокруг, кроме него. Он не управляет собой и своей жизнью. Поэтому человек-«жертва» живет в постоянном страхе, беспокойстве, раздражении, апатии, депрессии. Он постоянно ищет оправдания, сочувствия, внимания и опеки со стороны окружающих. В результате такого образа мышления и поведения он имеет заниженную самооценку, низкие результаты своей жизни, неудовлетворенность ею, потерю здоровья и работоспособности.

Следующий выбор - выбор мотива достаточности или обогащения. Человек, выбравший для себя мотив достаточности, чувствует себя самодостаточным при любом уровне материального дохода. Он рассуждает так: «У меня все есть для нормальной жизни. Мне всего хватает. Я готов поделиться тем, что у меня есть с другими людьми». Он сознательно ограничивает свои потребности разумными и рациональными пределами. Такой человек живет в соответствии с поговорками «Счастье не в деньгах», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». От таких мыслей он чувствует себя уверенным и довольным.

Человек, выбравший для себя путь обогащения, рассуждает совершенно по-другому: « Мне всегда чего-то не хватает. Мне мало денег и собственности, внимания и заботы. Я хочу... Дайте мне...» Такой человек стремится везде и всюду обогащаться любым путем. Ему не дают покоя чувства жадности, зависти, ненависти к тем, кто богаче и благополучнее него. Такой человек в постоянном конфликте с собой и другими людьми. При таком менталитете теряется здоровье и ухудшаются отношения с людьми.

Пятое - выбор мотива мыслить, чувствовать и говорить позитивно или негативно. Человек, мыслящий позитивно, является, как правило, оптимистом. В его сознании преобладают следующие мысли: « Жизнь прекрасна и удивительна. Хороших людей больше, чем плохих. Все можно изменить к лучшему. Нет худа без добра». Такой человек всегда в хорошем настроении, он верит в успех. Оптимист уверен в себе, энергичен, полон вдохновения и радости от добрых ожиданий. Он легко преодолевает препятствия и имеет высокие результаты и достижения. Пессимист, как правило, чувствует себя несчастным человеком, все у него всегда плохо, нечего не получается; он постоянно жалуется другим на погоду, на здоровье, на своих близких, начальство и сослуживцев. Он считает себя неудачником, раздражен и зол на весь мир. Пессимист не верит другим людям, ругает всех подряд, не ждет от жизни ничего хорошего. В результате такого менталитета пессимисты - это малоэффективные и больные люди.

Шестой выбор мотива - воспринимать жизнь как долг или как удовольствие. Многие люди воспринимают жизнь, работу и отношения как сплошные обязанности. Их мотивами на этот счет являются следующие установки: я должен

(должна), я обязан (обязана), меня заставляют, меня вынуждают, мне навязывают. В ответ на такие установки возникает внутреннее нежелание, сопротивление, избегание, раздражение и злость. В такой ситуации человек не может эффективно работать и строить добрые отношения с другими людьми.

Если же человек выбирает воспринимать жизнь как удовольствие, то он превращает установку «должен, обязан» в мотив «хочу, могу; это способствует моему развитию, моей карьере, моим отношениям». И тогда обязанности воспринимаются совершенно по-другому: как собственный выбор, а не навязанный извне. Появляется хорошее настроение, желание выполнять ту или иную работу и, как следствие, высокие результаты.

Седьмой выбор мотива времени жизни: вчера, завтра или сегодня. Большое количество людей живут вчерашним и завтрашним днем: они встают с воспоминаниями о прошлом, чаще всего неприятными; в течение дня часто думают о том, что уже произошло и что уже не изменишь; достаточно много времени они уделяют своим беспокойным мыслям о том, что их ждет завтра. И часто получается, что наслаждаться днем настоящим уже нет времени. Многие люди живут, сожалея о прошлом и страшась завтрашнего дня. И проходит день как «миг между прошлым и будущим», в котором человек не работает над собой, делает мало добра другим людям, не улучшает свою жизнь созидательным и радостным трудом. День нередко проходит тяжело, изнурительно, безрезультатно. Все самое ценное, созидательное, доброе откладывается на потом. Человек ложится в постель с мыслью: «Слава богу, день прошел».

В замечательной книге Джона Максвелла «Важно только сегодня» [4. С. 116] говорится о том, что сегодня - это единственное время, которым располагает человек. Вчера - уже прошло. А завтра еще не наступило. Есть только сегодня. И та жизнь, которую человек хотел бы прожить: счастливую, успешную, радостную, созидательную, в любви и добре, должна быть прожита именно сегодня. Ведь жизнь - это то, что мы имеем сегодня. Человек должен каждую минуту своего дня - от подъема до «отбоя» - прожить и прочувствовать так, как будто это единственный и последний день на этой земле; прожить ярко, насыщенно, вдохновенно, благородно, красиво, радуясь солнцу, людям, себе и всему живому.

Восьмое. Выбор парадигмы человеческих отношений. Различают 6 парадигм (менталитетов) взаимодействия между людьми [3. С. 278]: Выиграл / Выиграл; Выиграл / Проиграл; Проиграл / Выиграл; Проиграл / Проиграл; Выиграл; Ничья.

Парадигма «Выиграл / Проиграл» соответствует авторитарному стилю отношений, когда один выигрывает (начальник, родители, учителя и т. д.), а другой при этом проигрывает(подчиненный, ребенок, ученик и т. д.). Люди с такой установкой используют свое положение, власть, состояние или личные качества, чтобы обязательно добиться своего. Большинство людей программируются в духе менталитета «Выиграл / Проиграл». Но данный менталитет неэффективен, т. к. один человек из двоих проигрывает, при этом ущемляется чувство его собственного достоинства и тормозится развитие; теряется доверие, уважение, и долгосрочных перспектив эти отношения не имеют.

Парадигма «Проиграл / Выиграл» предполагает сдачу без боя тому, кто сильнее, у кого парадигма «Выиграл / Проиграл»; готовность соглашаться и угождать; подавление личности. Но накапливающиеся при этом отрицательные эмоции, глубокое разочарование и крушение иллюзий, подавляемых менталитетом Проиграл / Выиграл, часто оборачиваются психосоматическими заболеваниями. Чрезмерный гнев, ярость, неадекватная реакция на незначительное раздражение и

цинизм - таковы последствия подавления личности. Данный менталитет также неэффективен, т. к. основывается на слабостях личности и подавляет ее развитие.

Парадигма «Проиграл / Проиграл» возникает тогда, когда взаимодействуют две решительные, упрямые и эгоистические натуры. Эта парадигма - менталитет конфликта, философия войны; отказ от взаимоотношений и сотрудничества. Проигрывают обе стороны.

Парадигма «Выиграл» характерна для людей, которые мыслят в терминах защиты своих интересов и не обязательно хотят, чтобы кто-то проигрывал. Такие люди не спорят, не конфликтуют, они достигают своих целей, не заботясь о других, когда видят, что в конкуренции и споре нет смысла. Они имеют лишь краткосрочные отношения, что само по себе малоэффективно.

Парадигма «Ничья» свойственна при отказе от взаимоотношений и сотрудничества, когда один человек не согласен с другим и остается при своих интересах.

Парадигма «Выиграл / Выиграл» - единственно эффективная стратегия человеческих отношений. Это особый настрой сердца и ума, направленный на постоянный поиск взаимной выгоды при взаимодействиях людей друг с другом.

Данный менталитет означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны и удовлетворяют обе стороны, поэтому они обе довольны и привержены принятому плану действий. Эти отношения - арена для сотрудничества, а не для соперничества. Мотив «Выиграл / Выиграл» - это уверенность в существовании третьей альтернативы, при которой принимается решение не твое и не мое, а лучшее решение, решение более высокого порядка.

Девятое. Выбор мотива - принципа отношений к другим людям. Люди очень часто поступают неэтично по отношению друг к другу. Во всем мире наблюдается кризис морали и доверия. Каждый руководствуется своими собственными эталонами, которые меняются в зависимости от ситуации. В результате люди наносят вред друг другу и всему обществу. Но существует так называемое «Золотое правило этики», которое гласит: «При принятии решений во всех жизненных ситуациях исходи из следующего принципа: поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Обзор основных вариантов выбора позволяет установить главные стратегии самомотивации, одновременно обосновывая проблемность перехода к самомоти-вирующим методикам развития Личности.

Список литературы

1. Жикаренцев В. В. Путь к Свободе: Как изменить свою жизнь. СПб. : Диля, 2004. С. 12-27.

2. Иванова С. В. Мотивация на 100 %: А где же у него кнопки? - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

3. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к Этике Характера / пер. с англ. М. : Вече, Персей, АСТ, 1999.

4. Максвелл Дж. Важно только сегодня / пер. с англ. Минск : ООО «Попурри», 2005.

5. Мандино Ог. Выбор / пер. с англ. А. Кудряшова. М. : ФАИР-ПРЕСС,

2000.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 17-е изд. М. : Рус. яз., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.