Научная статья на тему '110 лет М. А. Сресели'

110 лет М. А. Сресели Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.А. СРЕСЕЛИ / ЮБИЛЕЙ / M.A. SRESELY / JUBILEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Большаков О.П., Петришин В.Л.

31 июля 2014 г. исполняется 110 лет со дня рождения известного ученого, Заслуженного деятеля науки РСФСР профессора М.А. Сресели. В статье освещены основные этапы деятельности в качестве заведующего кафедрой оперативной хирургии с 1947 по 1979 г. и проректора 1 ЛМИ им. акад. И.П. Павлова с 1950 по 1969 г. С его именем связана целая эпоха истории не только кафедры, но и института. Труды М.А. Сресели посвящены развитию учения о крайних формах изменчивости, созданного его учителем академиком В.Н. Шевкуненко. Под его руководством защищены 16 докторских и 32 кандидатские диссертации. М.А. Сресели состоял членом Президиума Правления Всесоюзного и Ленинградского научных обществ АГЭ, избирался депутатом Петроградского районного совета народных депутатов. Он награжден орденами Отечественной войны Красного знамени. Профессор М.А. Сресели пример ученого, педагога и воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

110-birth anniversary of professor, honorable scientist of Russian Federative Socialist Republic M.A. Sresely

On the 31 of July the University pays tribute to the memory of a famous scientist, surgeom and lecturer Michail Andreevich Sresely. Since 1947 up to 1979 M.A. Sresely was in charge of the Operative Surgery Department and the vicerector of the 1st Leningrad Medical Institute (1950-1969 ys). His name is linked not only with the history of the Operative Surgery Department but with the history of the Institute as well. His scientific works deal with the problems of borerline forms of variability started by his scientific adviser-academician V.N. Sherkunenko. Besides, M.A. Sresely supervised doctoral dissertation (n=16) and master''s theses (n = 32). For a long period of time he was a member of the Presidium of the Board of the All-union and Leningrad Anatomist''s, thistologist''s and Embryologist''s Society. M.A. Sresely was awarded with the Order of the Patriotic war and the Order of the Red Banner. Professor M.A. Sresely is a symbol of a scientist, teacher and tutor.

Текст научной работы на тему «110 лет М. А. Сресели»

© О. П. Большаков, В. Л. Петришин, 2014 г. УДК 617-089:092 Сресели

О. П. Большаков, В. Л. Петришин 110 ЛЕТ М. А. СРЕСЕЛИ

Кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

В этом году, 31 июля, исполняется 110 лет со дня рождения известного ученого, Заслуженного деятеля науки РСФСР, заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии 1 ЛМИ им. акад. И. П. Павлова профессора Михаила Андреевича Сресели. С его именем связана целая эпоха истории не только кафедры, но и института.

Деятельность М. А. Сресели в качестве заведующего кафедрой оперативной хирургии 1 Ленинградского медицинского института им. акад. И. П. Павлова (ныне — Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад И. П. Павлова) началась с сентября 1947 г.

Первой задачей нового заведующего стало восстановление учебных и научных помещений кафедры, которая размещалась в хорошо распланированном, но еще не вполне достроенном «новом» анатомическом корпусе. В помещении кафедры в период войны и блокады Ленинграда располагался один из госпиталей Ленинградского фронта. Оно нуждалось в серьезном ремонте и приспособлении к нуждам, в первую очередь, учебного процесса. Несмотря на трудности первых послевоенных лет, в короткий срок удалось выполнить необходимый объем работ и обеспечить возможность проведения учебных занятий. Здесь сказались не только организаторские способности заведующего кафедрой, но и самоотверженный труд сотрудников, с энтузиазмом участвовавших в восстановительных работах. В этот трудный период на кафедре работали доценты И. Л. Иоффе и Р. Г. Сидоренко, ассистенты Г. И. Корчанов, Р. В. Зимина, П. И. Тофило, Л. М. Селиванова, В. В. Каверина, перешедшая из ВМА Н. А. Пентешина (Буркано-ва), старший лаборант Т. А. Богдяж, а также аспиранты Е. П. Цветов, Д. П. Бойко, И. А. Пономарева, В. Ф. Машанский. За короткий срок были оснащены учебные комнаты для практических занятий, оборудована экспериментальная операционная для работы на лабораторных животных. На практических занятиях основное внимание стало уделяться самостоятельной работе студентов, выполнявших в учебных операционных под наблюдением преподавателей не только препарирование топографо-анатомических областей, но и ряд наи-

Профессор Михаил Андреевич Сресели

более распространенных оперативных вмешательств. Преподавание оперативной хирургии стало проводиться не только на Ш — 1У курсах, но было введено также и на VI курсе. Кроме того, на кафедре стали заниматься клинические ординаторы и аспиранты хирургических кафедр.

Особое место в деятельности профессора М. А. Сресели занимала научно-методическая работа. На кафедре были детально разработаны методические указания для каждого практического занятия, планы чтения и демонстрационного обеспечения лекций. На лекциях для демонстрации стали использоваться не только таблицы, рисунки и схемы оперативных вмешательств, но нашли широкое применение также и рентгенограммы, диапозитивы и учебные кинофильмы. Настоящей школой преподавательского мастерства являлись еженедельные кафедральные заседания, на которых регулярно обсуждалась методика проведения занятий, рассматривались вопросы обеспечения их учебным материалом, наглядными пособиями, инструментами. Каждый начинающий преподаватель обязательно «закреплялся» за кем-либо из доцентов или опытных ассистентов, которые становились постоянными кураторами-наставниками. Широко использовался метод проведения «показательных» занятий с обязательным последующим методическим разбором и оценкой качества на кафедральном заседании. Чрезвычайно строго соблюдалась

ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛ

учебная дисциплина, что позволяло с максимальной продуктивностью использовать каждую минуту академического часа для работы студентов на учебном материале, освоения практических навыков. Опозданий студентов на практические занятия и лекции не существовало, поскольку одновременно со звонком, оповещающем о начале учебного часа, двери на кафедру или в аудиторию закрывались, и все недостаточно дисциплинированные студенты вынуждены были отрабатывать программный материал в вечернее время, вне сетки расписания. Опытом организационно-методической и педагогической работы М. А. Сресели охотно делился с коллегами, выступая с обобщающими докладами на многочисленных симпозиумах и конференциях.

Большое значение придавал профессор М. А. Сресели подбору и обучению преподавательских кадров, начиная эту работу со студенческого научного кружка, в котором с большим интересом занимались ежегодно до 30 — 40 студентов. Наиболее способные студенты из числа участников научного кружка получали рекомендации в аспирантуру и в дальнейшем оставались в качестве преподавателей на кафедре. Кафедральный кружок СНО был основным резервом, из которого формировались преподавательские кадры. Высокая требовательность заведующего кафедрой, умение заинтересовать сотрудников научно-исследовательской работой способствовали воспитанию преподавателей, обладающих широкой эрудицией не только в своей специальности, но и в смежных областях.

Под руководством М. А. Сресели на кафедре развернулась творческая научная работа. Она была направлена главным образом на изучение различий в строении и топографии органов и систем человека в хирургическом аспекте, развивая, таким образом, основные идеи школы академика В. Н. Шев-куненко. Тематика научно-исследовательских работ объединялась общей проблемой общесоюзного значения «Функциональная и прикладная анатомия». Анализ полученных материалов, а также выявление крайних форм изменчивости проводились на основе данных фило- и онтогенеза с учетом влияния факторов внешней среды и возрастной изменчивости. Результаты этих исследований способствовали разработке и совершенствованию рациональных доступов и приемов, расширяли понимание некоторых вопросов патогенеза, течения и прогноза ряда заболеваний, а также позволили вскрыть более глубокие закономерности общебиологического характера. Наиболее значимые, проблемные исследования, выполнявшиеся на кафедре, не только отражались в научных журналах и сборниках, но служили основой кандидатских и докторских диссертаций. В подготовке диссертационных работ участвовали как преподаватели и аспиранты ка-

федры, так и сотрудники других кафедр и клиник хирургического профиля, а также практические врачи больниц города. Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии 1 Ленинградского медицинского института им. акад. И. П. Павлова активно помогала одноименным кафедрам многих периферийных вузов страны в подготовке преподавательских и научных кадров, в организации учебного процесса. На кафедре регулярно проводились семинары, стажировка сотрудников, читались выездные показательные лекции и т. п. За период с 1947 по 1979 г. (профессор М. А. Сресели заведовал кафедрой 32 года, после чего до 1993 г. работал в должности профессора-консультанта) под его руководством были подготовлены и защищены 16 докторских и 32 кандидатские диссертации. Его ученики успешно руководили кафедрами в Ленинграде (Ленинградский санитарно-гигиенический институт — профессор В. В. Каверина), Калинине (профессор П. И. Тофи-ло), Петрозаводске (профессор Н. А. Пентешина), Тюмени (профессор И. А. Пономарева), Ташкенте (профессор А. И. Саидалиев), Кемерово (профессор Е. Н. Шерстенников), занимали должности доцентов и ассистентов в вузах Армении, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и др.

Плодотворной и многогранной была научная деятельность профессора М. А. Сресели. Им опубликованы в отечественной и зарубежной печати 79 научных работ, в том числе 2 монографии и 8 глав в руководствах и учебниках. Труды М. А. Сре-сели в основном были посвящены углублению и развитию учения о крайних формах изменчивости органов и систем человека, созданного его учителем — академиком В. Н. Шевкуненко. Они содержали глубокие теоретические обобщения и имели четко выраженную прикладную направленность. Особо следует выделить работы о значении меж-фасциальных пространств при ранении нижних конечностей («Труды Пленума Главного Военно-санитарного управления РККА», 1945 г.), об анато-мо-топографических особенностях нервов верхней и нижней конечности («Опыт Советской медицины в Великой Отечественной войне», том 20) и др. В послевоенные годы М. А. Сресели продолжал развитие этого направления, разрабатывая, в частности, топографо-анатомические обоснования к операциям на пищеводе, применительно к запросам торакальной хирургии. Он внес весомый вклад в развитие детской хирургии («О доступах к передней стенке желудка детей раннего возраста», 1955 г.; «Об изменчивости формы и положения желудка детей», 1956 г.). Большой научный и практический интерес представляют публикации результатов изучения изменчивости органов и систем у людей пожилого возраста (1972, 1974 гг.), выполненные в связи с развитием гериатрии и геронтохирургии

сосудов. Большой интерес представляли исследования, имевшие целью раскрытие на основе морфологических данных механизмов патогенеза ряда заболеваний (в частности, тромбозов и тромбофлебитов), а также обоснование новых диагностических приемов и способов лечения. Результаты этих работ внесли весомый вклад в развитие отечественной функциональной морфологии. Особое значение имели материалы по изменчивости вен лица, обобщенные в монографии «Различия в строении вен лица и их значение в хирургии» (1957 г.). Эта работа стала одним из первых капитальных трудов, показавших изменение кровотока в венах при развитии воспалительных очагов на лице, выявивших пути распространения эмболов и тромбов при тромбофлебитах, их роль в возникновении внутричерепных осложнений.

Не меньшее научное и практическое значение имели и другие работы аналогичного плана, выполненные М. А. Сресели и его учениками. Так, например, большой интерес для понимания распространения остеомиелитов нижней конечности имело исследование «Внутрисуставные связки и их роль в распространении нагноительных процессов» (Г. А. Михайлов, Л. И. Гаевская). Новые материалы к патогенезу гидроцефалии дала работа «Особенности строения венозных сплетений боковых желудочков мозга» (Р. В. Амбарджанян) и др.

Дальнейшее углубление исследований структурно-функциональных закономерностей и корреляций логически привело М. А. Сресели к созданию нового направления в топографической анатомии и экспериментальной хирургии, которое может быть названо медико-биологическим. В основу этого направления были положены фундаментальные исследования изменчивости сосудистой и нервной систем человека на микро- и макроскопическом уровне, оригинальные серии опытов на животных и клинические наблюдения. В разработке этого направления в течение многих лет участвовали ближайшие ученики и соратники М. А. Сресели — профессора В. В. Каверина, Н. А. Пентешина, О. П. Большаков, доценты Г. А. Михайлов, А. Г. Орлов и др. В результате выполнения большого комплекса исследовательских работ удалось установить принципиально новые положения о гетерогенной регенерации нервов (В. В. Каверина), разработать новую концепцию о механизмах регуляции внутричерепного кровообращения (О. П. Большаков), выявить факторы, влияющие на тромбообразование при протезировании артерий (А. Г. Орлов), исследовать анатомические предпосылки к развитию синдрома невралгии тройничного нерва (Н. А. Пентешина). На основе этих материалов решались многие вопросы, имеющие первостепенное значение для клинической практики. В частности, были установлены особенности реиннервации мышц лица при по-

ражениях лицевого (двигательного) нерва и доказаны возможности замещения его передними ветвями шейных нервов, содержащих преимущественно чувствительные волокна (В. В. Каверина). Результаты этих исследований не только позволили разработать новую методику пластики лицевого нерва, успешно апробированную в клинике, но выявить также ряд закономерностей общебиологического характера, касающихся восстановления двигательной функции при гетерогенной регенерации.

Большое научное значение имели и материалы о роли венозных синусов (в частности, пещеристой пазухи) в регуляции мозгового кровообращения и развитии гипертензионных неврологических синдромов (О. П. Большаков), обобщенные в монографии «Клинико-физиологические аспекты морфологии синусов твердой мозговой оболочки» (М. А. Сресели и О. П. Большаков, 1977 г.). Установленные при исследовании этого вопроса функционально-анатомические особенности синусов твердой мозговой оболочки позволили по-новому осветить патогенез нарушений мозгового кровообращения на основе выявленных в процессе исследования механизмов, обеспечивающих движение крови в полости черепа. Таким образом, исследования медико-биологического направления способствовали более глубокому пониманию сложных процессов в организме, вооружая физиологов и клиницистов данными, являющимися морфологической основой функциональных проявлений в норме и при патологии.

До последних лет своей жизни М. А. Сресели состоял членом Президиума Правления Всесоюзного и Ленинградского научных обществ анатомов, гистологов и эмбриологов, членом редакционного совета журнала «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии», неоднократно избирался депутатом Петроградского районного совета народных депутатов.

Плодотворную научную и педагогическую деятельность на кафедре М. А. Сресели в течение многих лет сочетал с организационной работой в 1 Ленинградском медицинском институте им. акад. И. П. Павлова. Почти 20 лет (с 1950 по 1969 г.) он занимал должность заместителя директора (первого проректора) института. Большую часть этого периода (1950-1954 и 1963- 1969 гг.) М. А.Сресели занимал пост проректора по учебной, а в 1954 — 1963 гг. — по научной работе. На этих постах он многое сделал для совершенствования организации научно-исследовательской работы и, особенно, учебного процесса в институте. Отличительными чертами административной деятельности профессора М. А. Сресели были высокая требовательность к себе и сотрудникам, четкость и обоснованность распоряжений, жесткий контроль за их исполне-

ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛ

нием. Эти качества сочетались с уважительным отношением не только ко всем «соратникам», но и к каждому студенту, с умением, по возможности, помогать в сложных жизненных ситуациях, «открытостью» проводимых реорганизационных мероприятий. Проректор М. А. Сресели работал в тесном взаимодействии с Ученым советом, он не делегировал полномочий вспомогательным подразделениям или отделам института, но в полной мере управлял учебным процессом с помощью деканов факультетов и их помощников. В этот период в институте был осуществлен переход на новые учебные планы с двухгодичной первичной специализацией в субординатуре и интернатуре, в 1967 г. организован и открыт стоматологический факультет. При активном участии проректора М. А. Сресели ректоратом института было осуществлено строительство зданий Института пульмонологии, Центральной научно-исследовательской лаборатории, нового корпуса факультетской хирургической клиники с аудиторией № 9, физкультурного комплекса с плавательным бассейном.

Плодотворная и многообразная деятельность профессора М. А. Сресели, его заслуги в научной работе, развитии высшего образования, участие в Великой Отечественной войны отмечены рядом правительственных наград. Он был удостоен почетного звания Заслуженного деятеля науки РСФСР, награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красного знамени, восемью медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и др.

Для учеников профессора М. А. Сресели, для молодых сотрудников кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова он запомнился как пример ученого, педагога и воспитателя, создатель одной из широко известных в нашей стране школ топографо-ана-томов и оперативных хирургов. Он ушел из жизни 1 мая 1994 г., не дожив 3-х месяцев до своего 90-летия.

РЕЗЮМЕ

О. П. Большаков, В. Л. Петришин

110 лет М. А. Сресели

31 июля 2014 г. исполняется 110 лет со дня рождения известного ученого, Заслуженного деятеля науки РСФСР профессора М. А. Сресели. В статье освещены основные этапы деятельности в качестве заведующего кафедрой оперативной хирургии с 1947 по 1979 г. и проректора 1 ЛМИ им. акад. И. П. Павлова с 1950 по 1969 г. С его именем связана целая эпоха истории не только кафедры, но и института. Труды М. А. Сресели посвящены развитию учения о крайних формах изменчивости, созданного его учителем — академиком В. Н. Шевкуненко. Под его руководством защищены 16 докторских и 32 кандидатские диссертации. М. А. Сресели состоял членом Президиума Правления Всесоюзного и Ленинградского научных обществ АГЭ, избирался депутатом Петроградского районного совета народных депутатов. Он награжден орденами Отечественной войны Красного знамени. Профессор М. А. Сресели — пример ученого, педагога и воспитателя.

Ключевые слова: М. А. Сресели, юбилей.

SUMMARY

O. P. Borshakov, V. L. Petrishev

110-birth anniversary of professor, honorable scientist of Russian Federative Socialist Republic M. A. Sresely

On the 31 of July the University pays tribute to the memory of a famous scientist, surgeom and lecturer — Michail Andre-evich Sresely. Since 1947 up to 1979 M. A. Sresely was in charge of the Operative Surgery Department and the vice-rector of the 1st Leningrad Medical Institute (1950— 1969 ys). His name is linked not only with the history of the Operative Surgery Department but with the history of the Institute as well. His scientific works deal with the problems of borerline forms of variability started by his scientific adviser-academician V. N. Sherkunenko. Besides, M. A. Sresely supervised doctoral dissertation (n=16) and master's theses (n = 32). For a long period of time he was a member of the Presidium of the Board of the All-union and Leningrad Anatomist's, thistologist's and Embryologist's Society. M. A. Sresely was awarded with the Order of the Patriotic war and the Order of the Red Banner. Professor M. A. Sresely is a symbol of a scientist, teacher and tutor.

Key words: M. A. Sresely, Jubilee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.