Научная статья на тему '11-я европейская конференция по психологической оценке'

11-я европейская конференция по психологической оценке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «11-я европейская конференция по психологической оценке»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2. С. 105-107

www.orgpsyjournal.hse.ru

КОНФЕРЕНЦИИ

11-я европейская конференция по психологической оценке

ОРЕЛ Екатерина Алексеевна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва) E-mail: eorel@hse.ru

С 31 августа по 3 сентября 2011 г. в Риге прошла 11-я европейская конференция по психологической оценке (11th European Conference on Psychological Assessment1), организованная Европейской ассоциацией психологической оценки. Это крупное международное мероприятие охватывало все области психологии, в которых применяются диагностика и оценка, и организационная психология была представлена на нем достаточно широко.

С одним из ключевых докладов на конференции выступил Дейв Бартрам (Dave Bartram), представляющий консалтинговую группу SHL. Бартрам, который на протяжении долгого времени являлся руководителем направления разработки и исследований в SHL, представил доклад, обобщающий опыт многолетних международных исследований в области оценки компетенций, - «Вклад личностных черт в конкурентоспособность и экономическое благополучие наций»1 2. В этом докладе были обобщены результаты более миллиона оценок по пятифакторной модели личности, которую консалтинговая группа SHL широко использует во всем мире. Результаты были представлены для 31 страны и 20 языков. На них Бартрам продемонстрировал сильную взаимосвязь между средними баллами по Большой пятерке с одной стороны, и двумя из четырех измерений национальной культуры из модели Гирта Хофстеде - с другой. Бартрам показал, что, если добавить данные по личностным чертам к модели Хофстеде, способность предсказать конкурентоспособность страны в целом существенно вырастет. Таким образом, доклад Бартрама переводил контекст психологической оценки с индивидуального и организационного уровня на уровень социально-экономический.

На конференции три дня работала секция по организационной психологии. Много докладов было посвящено исследованиям различных сторон эффективности профессиональной деятельности: личностные черты и проактивное поведение как предиктор эффективности, условия эффективной работы проектных команд. Также несколько докладов было посвящено оценке потенциала лидеров в организации. Конечно, в связи со спецификой конференции практически в каждом докладе были представлены либо оригинальная тестовая методика, либо результаты использования уже известного инструмента в организационном контексте.

1 http://www.ecpa11.lu.lv/

2 http://www.ecpa11.lu.lv/files/Keynote%20Dave%20Bartram.pdf

105

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

Среди новых инструментов оценки, представленныхна конференции, можно отметить методику, разработанную португальским исследователем Аристидисом Ферейрой: его шкала организационной оценки позволяет выявить распределение времени сотрудника между работой и внерабочей активностью в его рабочее время. Шкала, состоящая из двенадцати пунктов, позволяет оценить, как в работе сотрудника проявляются различные типы развлекательной и прочей посторонней по отношению к работе активности в течение рабочего дня. Результаты по этой шкале связываются с показателями эффективности деятельности, а также организационного стресса и с типами рабочих ролей.

Большое количество докладов на секции «Организационная психология» были посвящены оценке лидерского потенциала сотрудников, их проактивного поведения на рабочем месте, эмоционального интеллекта. Все эти вопросы были рассмотрены докладчиками с точки зрения эффективности деятельности конкретных сотрудников и организации в целом.

На конференции работали и другие секции, содержание которых может заинтересовать психолога, работающего в организации. Так, в секции, посвященной использованию интернет-технологий в тестировании (online assessment), был представлен ряд интересных докладов, касающихся грамотного применения интернет-технологий в психологическом тестировании. Интернет предоставляет широкие возможности для сбора данных как для исследователей, так для практиков. Однако и возможностей для разнообразных искажений в интернете гораздо больше, чем при обычном бланковом тестировании, где психолог может формировать мотивацию участников и контролировать процесс прохождения теста. Именно контролю данных, собранных через интернет, в работе этой секции уделялось особое внимание.

Также стоит отметить секцию по измерению личностных свойств (Personality assessment) и когнитивных способностей (Cognitive abilities). В докладах, представленных на ней, в основном описывался опыт разработки и применения различных личностных тестов, большая часть которых вполне может быть использована и для целей организационного психолога. Так, Лииза Раудсеп из Университета Тарту описала опыт применения опросника Большая пятерка для изучения карьерных предпочтений студентов и взрослых, Марис Майорс из Академии образовательного менеджмента рассказал о разработке мультифакторного опросника, оценивающего субъективное благополучие. На секции, посвященной оценке когнитивных способностей, большое внимание было уделено диагностике эмоционального интеллекта, в том числе в организационном контексте.

Из общих тенденций в современной психодиагностике, представленных на конференции, в первую очередь можно выделить популярность пятифакторной модели личности. Несмотря на то что ее история насчитывает уже более 30 лет, она так или иначе используется в большинстве современных исследований. Пять личностных факторов используются в качестве эталона для сравнения и валидизации новых психодиагностических методов, разрабатываются новые методики их диагностики, с ними соотносятся критерии эффективности, скажем, в профессиональной деятельности. Подобный масштаб применения этой модели, на наш взгляд, может быть истолкован как жажда профессионального психологического сообщества найти некоторую универсальную и компактную меру, оценивающую все многообразие проявлений личности в самых разных сферах ее деятельности.

Стоит отметить, что на конференции практически не были представлены качественные и проективные методы оценки. В силу своей сложности они, по-видимому, отпугивают массовое психологическое сообщество и развиваются в рамках психотерапевтических кругов.

106

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

Конференция, организуемая Европейской ассоциацией психологической оценки, проходит регулярно - раз в два года. Следующая состоится в 2013 г. в Сан-Себастьяне (Испания). Следите за новостями!

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.