Научная статья на тему '11. 5. Проблемы правового регулирования обеспечения общественной безопасности на региональном уровне'

11. 5. Проблемы правового регулирования обеспечения общественной безопасности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / REGIONAL LEGISLATION / PUBLIC SAFETY / CONCEPTION OF PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамхоев Б. Т.

В статье на конкретных примерах анализируются существующие проблемы правового регулирования обеспечения общественной безопас-ности в субъектах Российской Федерации. Отмеча-ется, что одной из причин слабой урегулированно-сти этой деятельности на региональном уровне яв-ляется отсутствие единого доктринального документа Концепции общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хамхоев Б. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC SAFETY PROVISION AT THE REGIONAL LEVEL

The article analyzes and exemplifies the ex-isting problems of legal regulation of public safety provi-sion in the subjects of the Russian Federation. It is speci-fied that one of the reasons of weak legal control of this activity at the regional level is the absence of the doctrinal document Conception of public safety.

Текст научной работы на тему «11. 5. Проблемы правового регулирования обеспечения общественной безопасности на региональном уровне»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Хамхоев Б.Т.

11.5. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

продолжение1

Хамхоев Б.Т., к.ю.н., докторант. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: bumer2008@bk.ru

Аннотация: В статье на конкретных примерах анализируются существующие проблемы правового регулирования обеспечения общественной безопасности в субъектах Российской Федерации. Отмечается, что одной из причин слабой урегулированно-сти этой деятельности на региональном уровне является отсутствие единого доктринального документа - Концепции общественной безопасности.

Ключевые слова: региональное законодательство, общественная безопасность, концепция общественной безопасности.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC SAFETY PROVISION AT THE REGIONAL LEVEL

Hamhoev B.T., PhD in law, competitor at Doctor’s degree. Place of study: Management academy of MIA Russia. E-mail: bumer2008@bk.ru

Annotation: The article analyzes and exemplifies the existing problems of legal regulation of public safety provision in the subjects of the Russian Federation. It is specified that one of the reasons of weak legal control of this activity at the regional level is the absence of the doctrinal document - Conception of public safety.

Keywords: regional legislation, public safety, conception of public safety.

Московской городской Думой в 1996 г. принят закон г. Москвы «О пожарной безопасности» (ред. 09.10.2006г.). Данный закон регулирует правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности в городе Москве.

В качестве достоинства данного закона можно отметить следующие моменты. Закон устанавливает основные понятия, используемые в нем. Вторая глава закона определяет виды пожарной охраны в г. Москве, гарантии социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, ее полномочия.

Отдельная глава закона посвящена обеспечению пожарной безопасности, основным правам и обязанностям органов исполнительной власти, организаций города, его граждан по обеспечению пожарной безопасности. В главе раскрыты положения сертификации и лицензирования.

гПс предоставлено право приостанавливать и запрещать деятельность по оказанию услуг, выпуску и реализации продукции, не соответствующих сертификационным требованиям. По ее представлению Правительством г. Москвы может быть дополнен перечень видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию.

Заключения ГПС о соответствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, технологического и иного оборудования являются обязательным условием получения лицензий на право осуществления иных видов деятельности. Закон обязывает должностных лиц ГПС при осуществлении ими функций

1 Начало см. в журнале «Пробелы в российском законодательстве» №3.2010, стр. 346-347.

государственного пожарного надзора проверять наличие лицензий у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности.

Другое достоинство данного закона состоит в том, что он устанавливает ответственность должностных лиц и граждан, организаций за невыполнение его положений и требований, а также порядок наложения административных взысканий.

В качестве вывода из сказанного следует отметить, что подобные законы субъектов Российской Федерации: законы «О пожарной безопасности» Саратовской области № 19-ЗСО 2005 г. (ред. 14.08.2006 г.); Тюменской области № 316 2004 г. (ред. 18.08.2006 г.), Рязанской области № 28-ОЗ от 16.03.2006 г. (ред. 05.05.2009 г.) и др. значительно уступают в качестве московскому закону. Какими причинами это вызвано, то ли недоработками территориальных органов МЧС России, то ли некомпетентностью региональных законодателей - это предмет отдельного исследования. Главное в том, что пожарная безопасность едва ли не единственное направление, составляющая часть общественной безопасности, которое все-таки нашло отражение в региональном законодательстве и дело за малым - сделать их качественными. В качестве примера можно взять федеральный и московский законы.

Несколько слов о законодательстве Республики Ингушетия. Конституция Республики Ингушетия 1994 г. (ред. 14.06.2005 г.) в ст. 12. не допускает образование и деятельность общественных объединений и политических организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и подрыв безопасности республики, разжигание расовой, социальной, межнациональной и религиозной розни, пропаганду насилия, войны и терроризма. Президент Республики Ингушетия принимает необходимые меры по защите прав и свобод человека и гражданина, охране безопасности и территориальной целостности Республики Ингушетия (ст. 65). Он формирует и руководит Советом Безопасности Республики Ингушетия, принимает меры по обеспечению общественной безопасности и правопорядка (ст. 70).

Правительство Республики Ингушетия принимает меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка и борьбе с преступностью (ст. 87).

В республике приняты закон «Об утверждении республиканской целевой программы «Профилактика правонарушений в Республике Ингушетия на 2008 - 2011 годы»; Указы Президента Республики Ингушетия от 4 августа 2007 г. № 196 «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Республики Ингушетия», от 15 октября 2007 г. № 242 «О мерах по профилактике правонарушений в Республике Ингушетия»; Постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 декабря 2007 г. № 211 «О проекте Республиканской целевой программы «Профилактика правонарушений в Республике Ингушетия на 2008 - 2011 годы»; другие нормативные правовые акты.

Однако закона республики в сфере обеспечения общественной безопасности до настоящего времени не принято.

В качестве положительного примера следует отметить законодательство Омской области и Республики Удмуртия.

В одном из немногих субъектов Российской Федерации в Омской области 28.12.2005 г. принят закон № 720-ОЗ «Об общественной безопасности на территории Омской области» (ред. 16.08.2006 г.), в котором установлена компетенция Правительства Омской области в сфере общественной безопасности. Интересно, что в соответствии с данным законом основные направления

4'2010

Пробелы в российском законодательстве

государственной политики Омской области в сфере общественной безопасности определяет Губернатор Омской области, а Правительство области данные направления реализует.

Правительство Омской области по согласованию с МВД России устанавливает численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств областного бюджета, определяет порядок ее создания, реорганизации и ликвидации. МОБ подчиняется федеральным органам исполнительной власти, определяемым федеральным законодательством, и Правительству Омской области.

Важными, на наш взгляд, можно считать следующие положения закона:

- об участии органов государственной власти Омской области, государственных унитарных предприятий Омской области, государственных учреждений Омской области в обеспечении общественной безопасности;

- о государственной поддержке общественных объединений, участвующих в обеспечении общественной безопасности на территории Омской области.

В Республике Удмуртия законодатель пошел по иному пути: им принят закон УР от 20.04.2001 г. № 14-РЗ «О Совете общественной безопасности Удмуртской Республики». Совет является совещательным и консультативным органом, возглавляемым Президентом Удмуртской Республики, осуществляющим подготовку рекомендаций по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества, проведения единой государственной политики в сфере общественной безопасности. Законодатель подчеркивает, что Совет формируется Президентом Удмуртской Республики в соответствии с федеральными законами и законодательством республики.

Очень интересно определение общественной безопасности, данное в законе: это система общественных отношений, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов от различных условий и факторов, представляющих для них угрозу, в том числе неприкосновенность личности, жизни и здоровья населения, материальных и духовных ценностей, спокойствие, труд и отдых граждан, деятельность организаций, учреждений и предприятий на территории Удмуртской Республики, относящихся к основным объектам общественной безопасности. Кроме этого определения законодатель дает и некоторые другие, которые используются в целях данного закона.

Закон формулирует основные принципы деятельности Совета, его задачи, функции, полномочия Совета и всех его членов.

Резюмируя данную часть выступления, хотелось бы поддержать законодателей Омска и Удмуртии в их начинаниях. Конечно же, данные законы несовершенны, но в большинстве субъектов России и таких нет. Проблема в том, что федеральный законодатель пока еще не может разобраться на своем, федеральном уровне, что же говорить об уровне субъектов. Важна роль в этом процессе и соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Если, например, МЧС России занимается проблемой формирования законодательства в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, если на своем уровне эти общественные отношения в целом и совсем неплохо урегулированы, то и результат налицо.

Заканчивая выступление не могу не коснуться еще одной проблемы - проблемы формирования регионального административного законодательства в сфере общественной безопасности2. Федеральный Кодекс об

2 Подробно см. Масленников М.Я. Региональное законодательство об административной ответственности: Учебно-практическое пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2006.

административных правонарушениях имеет разделы, посвященные исключительно правонарушениям в данной сфере. Не анализируя их, отмечу лишь наиболее важные моменты.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

КоАП РФ содержит отдельную главу «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». В нее включены 29 составов, среди которых мелкое хулиганство, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, нарушение требований режима чрезвычайного положения, блокирование транспортных коммуникаций и др.

Следует отметить, что законодатель не достаточно точно структурировал административные правонарушения, если сравнивать, например, с УК РФ. КоАП РФ содержит главы, в которых собраны правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации, содержащие составы, которые можно отнести и к главе 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». Причиной тому двойной принцип формирования особенной части КоАП РФ: в основу положены отраслевая направленность составов административных правонарушений и объекты посягательства.

Итак, заканчивая выступление, хотелось бы отметить проблемы и факторы, которыми они обусловлены.

Во-первых. Проблема чисто теоретическая. При том, что проблема обеспечения общественной безопасности в теоретическом плане достаточно глубоко разработана, до настоящего времени отсутствует легальное определение общественной безопасности. Необходимо не только сформулировать понятия отраслевых видов безопасности: национальной, региональной, информационной, транспортной, продовольственной и т.д., требуется связать все их с общим понятием безопасности.

Во-вторых. Проблема правовая. Требуется сформулировать концептуальные положения обеспечения общественной безопасности, которые могли бы стать основой Федерального закона «Об общественной безопасности». Следующим шагом могло бы стать принятие федеральных законов по отраслевым видам безопасности.

В-третьих. Проблемы организационного порядка. Каждый федеральный орган исполнительной власти просто должен исполнить свои функции, предписанные ему Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г., а именно функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Иначе говоря, он должен стать инициатором не только научных разработок, но и подготовки и принятия соответствующих нормативных правовых актов.

При выполнении этих трех условий, задача обеспечения общественной безопасности будет, несомненно, решена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.