Научная статья на тему '100-ЛЕТИЕ КПК И ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО'

100-ЛЕТИЕ КПК И ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хао Лун

100-летняя история Коммунистической партии Китая - это история партии и народа, которая зафиксировала первоначальные намерения партии и её достижения, а также доказывает, что без Коммунистической партии не было бы нового Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

100TH ANNIVERSARY OF THE CCP AND STATE BUILDING

The geopolitical and military-strategic situation in the world is undergoing unprecedented changes since the Caribbean crisis of 1962. In the conditions of crisis macrosystemic transformations of the world order, the very development of world political processes - non-linear by definition - with their contradictions, complexities and surprises, extremely actualizes the problems associated with unforeseen risks for global strategic security.

Текст научной работы на тему «100-ЛЕТИЕ КПК И ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_9-10_128 УДК 327. (510)

100-летие КПК и государственное строительство*

Хао ЛУН

Коммунистическая партия Китая с момента своего основания в 1921 г. считает главным направлением своей деятельности решение задач по возрождению нации.

За свою 100-летнюю историю партия всегда придерживалась коммунистического идеала и социалистической веры, объединяла и вела людей всех этнических групп страны к большим победам в новой демократической и социалистической революциях в социалистической модернизации.

Коммунистическая партия Китая прошла славный столетний путь. За этот период, наполненный взлётами, падениями, успехами и промахами, она объединила и повела китайский народ к решительному подъёму, новым прорывам, строительству нового Китая.

В настоящее время нестабильность и неопределённость международного сообщества нарастают, а международная конкуренция становится всё более жёсткой.

Ещё в 2017 г. Генеральный секретарь Си Цзиньпин на рабочем совещании дипломатов, находящихся за рубежом, отметил, что «мы находимся в ситуации небывалых перемен за столетие, а развитие Китая оказалось перед лицом беспрецедентных возможностей и вызовов. В процессе преодоления

ХАО Лун - доктор политических наук Пекинского университета, кандидат политических наук МГУ, Школы гуманитарных и социальных наук Харбинского инженерного университета, научный сотрудник. Е-тай: haolong@pku.edu.cn

Ключевые слова: Комунистическая партия Китая, социализм с китайской спецификой.

* Статья опубликована в рамках гранта общего проекта Национального фонда социальных наук Китая № 20BSS009 «Историческая эволюция и идеологическая реконструкция Новой историографии в Средней Азии».

128

OBOGPEBATEflb-OBSERVER

9-10/2022

великих изменений, невиданных за столетие, мы должны признать философские основы проблемы изменения и неизменности».

«Изменение» здесь представляет собой крупное развитие и корректировку с глобальной точки зрения, а также вековое изменение в процессе глобализации. Неизменным остаётся «руководство Коммунистической партии Китая и её первоначальное стремление и миссия».

От партийного строительства к государственному строительству

Руководство КПК страной - это выбор истории, выбор народа и осознание прекрасной традиционной китайской культуры [1]. Коммунистическая партия Китая при строительстве нового Китая показала своеобразную природу людей. После Опиумных войн 1839-1861 гг. Китай постепенно превратился в полуколониальное и полуфеодальное общество.

Для спасения нации в различные исторические периоды предпринимались определённые шаги.

Так, например, в 1850-1860-е годы XIX в. было восстание тайпинов - крестьянская война против феодального правления и иностранной агрессии; с 1860-х по 1890-е годы феодальные аристократы фракции вестернизации в конце династии Цин начали Движение самоусиления; далее последовали реформисты и революционеры, революция 1911 г. свергла монархию и установила республику.

Период с 1911 по 1949 г. включает в себя эпоху милитаризма, «Нанкинское десятилетие», гражданскую войну, освободительную войну против японских захватчиков и др.

В конце 20-х годов ХХ в. бэйянские военачальники попытались установить военный режим.

На таком историческом фоне была создана Коммунистическая партия Китая, сочетающая марксизм-ленинизм с китайской практикой.

Очевидно, что современная история КНР и КПК также требует обоснованной периодизации.

По существу, следует отметить, что кроме марксистского пути, избранного Коммунистической партией Китая, предлагаемые другими партиями варианты развития трудно было бы приспособить к истории Китая и реальным национальным условиям того времени. Среди них конституционная монархия, олицетворяемая династией Цин, представляет собой диверсифицированную и децентрализованную структуру с точки зрения структуры власти, которая не соответствует принципу «мир - одна семья» [2]. Традиционный китайский культурный ген «объединения... всего мира в одну семью» [3].

Как говорил Баррингтон Мур, изменить в корне традиционную систему ценностей страны крайне

1

сложно, даже если народ подвергают пыткам [4].

С точки зрения международного опыта только несколько западных стран (например, Великобритания) успешно практиковали конституционную монархию, и только после серьёзных реформ. В России, Франции, Германии и других странах конституционные монархии потерпели неудачу. В известной мере это доказывает низкую универсальность системы: Боксёрское восстание и восстание тайпинов были скованы идеологическими путами крестьянского класса и не могли выдвинуть революционной программы современного содержания с институциональным строительством страны. Поэтому они были устранены ходом истории. После революции 1911 г. парламентская Китайская Республика всё ещё демонстрировала плюралистическую децентрализованную структуру с точки зрения структуры власти.

Различные политические силы, фракции и местные сепаратистские силы не соответствуют традиционным китайским культурным генам «великого единства». Такая структура не имеет сильного единого контроля. С точки зрения развития трудно завершить крупномасштабное развёртывание ресурсов, необходимых для эволюции Китая, а военный режим, установленный бэйянской армией, из-за восстановления монархии военным лидером Юань Шикая не сделал страну преуспевающей и сильной, как это произошло благо-

даря Кемалю в Турции или Пак Чон Хи в Южной Корее. В конце концов военная группировка Бэй-ян распалась.

С созданием Коммунистической партии Китая (1921 г.) у китайской нации вновь появилась надежда национального воссоединения и национального возрождения.

Товарищ Мао Цзэдун отмечал: «Появление Коммунистической партии в Китае - это великое событие, которое открыло мир... С тех пор развитие китайской истории изменило своё направление» [5].

В отличие от политических организаций, созданных ранее, Коммунистическая партия Китая взяла на себя миссию «национального спасения и выживания» и «национального самоукрепления и омоложения». С 1921 по 1949 г., в период Новой Демократической революции, Коммунистическая партия Китая успешно объединила советский опыт с практикой китайской революции и повела китайский народ по пути «захватить власть оружием» и «окружать города из сельской местности».

Под руководством партии китайский народ после многолетних кровопролитных сражений разгромил японских захватчиков, сверг реакционную власть Гоминьдана, выполнил историческую задачу Новой Демократической революции и успешно создал Китайскую Народную Республику. Американский политолог Теда Скотчпол была потрясена успехом китайской революции и правильным выбором пути после неё, о чём написала в своей книге

4 >

±»#£ЖШ±.2013^,;®5К =

130

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-С^ЕКУЕК

9-10/2022

«Государство и социальная революция: сравнительный анализ Франции, России и Китая»: «Китайская революция разразилась в результате краха диктаторской и полубюрократической старой системы. В то время дворяне и помещики ещё сохраняли присущие им привилегии в деревне, в то время как военачальники доминировали над военной властью в большинстве провинций и регионов страны. Встретившись с такой жёсткой политической, военной и традиционной культурной мо-

нополией, китайские революционеры, казалось, столкнулись с непреодолимым сопротивлением. Но они сумели объединить крестьянский класс, составляющий подавляющее большинство населения... Кроме того, после успеха революции революционные лидеры Китая необычным образом выбрали и установили новую модель режима, которая является централизованной, способствует широкому участию населения и является более рациональной и бюрократической, чем раньше» [6].

Продвижение вперёд с помощью «трудных задач» и «реформ и открытости» для построения социализма с китайской спецификой

Впервые дни основания Китайской

Народной Республики государство столкнулось с чрезвычайно трудными и сложными внутренними и внешними ситуациями. Внутри страны - с застойной экономикой, гоминьдановские реакционные силы упорно сопротивлялись, до конца не была освобождена почти треть территории страны. На международном уровне страна страдала от политической изоляции, экономической блокады и серьёзных военных провокаций со стороны западного лагеря во главе с США [7].

В июне 1950 г. с молчаливого согласия Советского Союза вспыхнула гражданская война между Северной и Южной Кореей, которая фактически являлась противостоянием США и коммунистического блока, а впоследствии Соединён-

ные Штаты направили Седьмой флот прямо в Тайваньский пролив КНР. Таким образом, национальный суверенитет и территориальная безопасность нового Китая оказались перед серьёзной угрозой. При таких обстоятельствах председатель Мао Цзэдун решительно заявил, что, «если вы нанесёте один удар, вы не избежите сотни ударов». Под руководством партии китайская Народно-освободительная армия после более чем двух лет кровопролитных боёв укрепила национальный престиж нового Китая, успешно преодолевая американскую агрессию и помогая Корее, защитила мир в Азии.

В 1975 г. политологи Ч. Тилли, С. Хантингтон и Г. Алмонд из Американской ассоциации изучения сравнительной политики опублико-

6 7

вали книгу «Формирование национальных государств в Западной Европе», где указали, что всё развитие и выживание страны зависит от построения внутренней и внешней среды, среди которых национальный суверенитет и территориальная безопасность считаются наиболее важными факторами для завершения «самостроительства» страны [8].

В 1956 г., после завершения социалистических преобразований, Китай приступил к масштабному народнохозяйственному строительству.

Комунистическая партия Китая объединила и повела за собой народ всей страны, в упорной духовной борьбе добилась успехов в создании нового Китая. До этапа реформ и открытости была создана независимая и относительно современная промышленная система в структуре национальной экономики, которые в основном решали жизненные проблемы сотен миллионов жителей страны, т. е. объективно была создана экономическая основа для нового этапа реформ.

В своей книге «Возвращение страны» западный политолог Т. Скотчпол указывает, что экономическое развитие и его сбалансированность имеют особое значение для страны, так как именно оно может не только укрепить национальную принадлежность основного этноса к своей стране, но и преодолеть препятствия в государственной политике многонациональной страны.

Известно, что в развивающихся странах Латинской Америки, Африки и Азии, а также в промыш-ленно развитых странах Европы, в Америке и Японии экономика оказала огромное влияние на политическое развитие общества [9].

С диалектической точки зрения если есть развитие, неизбежно будут и ошибки. В конце 50-х годов страна пережила такие неудачи, как «большой скачок вперёд» и «движение народных коммун». В середине 60-х годов вспыхнула «культурная революция», которая за 10 лет ввергла партию, страну и всё население Китая в катастрофу. После «культурной революции» руководители партии и государства провели всестороннее и глубокое осмысление ошибок левых и их серьёзных последствий.

В этот период Коммунистическая партия Китая пережила исторический поворот во взглядах от «учиться у Советского Союза» до «принятия Советского Союза как зеркала» по пути построения социализма и модернизации Китая.

В 1978 г. на третьем пленуме ЦК КПК 11-го созыва второе поколение центрального руководства партии во главе с товарищем Дэн Сяопином глубоко обобщило положительный и отрицательный опыт социалистического строительства в стране и выступило с заявлением: «рабочий центр» партии и страны, перешедший к экономическому строительству, будет энергично претворять в жизнь великое историческое реше-

8 The Formation of National States in Western Europe / Tilly Ch. (ed.). [M], Princeton Univ Press, 1975-6-1.

132 OEO3PEBATEflb-OBSERVER 9-10/2022

ние «реформы и открытость» [ 10]. Это - новый этап развития Китая, чтобы самостоятельно реализовать строительство социализма с китайской спецификой.

После четвёртого пленума ЦК Коммунистической партии Китая 13-го созыва в 1989 г. руководство партии (третье поколение партии) во главе с товарищем Цзян Цзэми-нем выдвинуло основную стратегию «управления страной в соответствии с законом» и установило основные рамки реформы социалистической рыночной экономической системы. В этот период постепенно формировалась важная идея «трёх представительств», создавая новую историческую ситуацию «всеобъемлющей реформы и открытости», развития стратегии «построения социалистического гармоничного общества».

Постепенно складывалась «концепция научного развития». В историческом процессе «всестороннего построения среднезажиточного общества» Китай успешно развивал социализм с китайской спецификой. Одновременно начала формироваться система государственной и партийной власти, основанная на новых принципах и коллективном руководстве.

От «реформы и открытости» до XVIII съезда КПК экономика Китая под руководством партии быстро развивалась и добилась блестящих достижений, что привлекло внима-

ние всего мира. За этот период КНР стала второй по величине экономикой мира, а её ВВП превзошёл ВВП таких развитых стран, как Италия, Франция, Великобритания, Германия и Япония. С точки зрения производства и производственных мощностей после Соединённого Королевства, Соединённых Штатов, Японии и Германии КНР стала пятой «мировой страной фабричного уровня».

Стоит отметить, что в 90-е годы распад Советского Союза поставил в тупик развитие мирового социализма [ 11].

В этой связи активизировались взгляды западных учёных, таких как Фрэнсис Фукуяма и Чарльз Тилли, о превосходстве западного капитализма.

В 1992 г. Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» предположил, что существуют явления конвергенции с точки зрения логики эволюционного развития, закономерности развития, направления демократического общественного развития и механизма человеческого исторического развития, которые направляют развитие капитализма в направлении «всеобщего» [12].

В том же году Чарльз Тилли в книге «Принуждение, капитал и европейское государство. 9901992 гг.» [13] отмечал, что принудительный путь капитализации может напрямую включать капиталистов и капитал в государствен-

10

310,^43^. ±,2003^,В5-7М.

ную структуру, так что капитал и принуждение могут идеально сочетаться, а получившееся «национальное государство» неизбежно будет применяться различными странами, в том числе используя войны для получения преимущество в конкурентной борьбе.

В первом десятилетии XXI в. западные политологи также выдвинули концепцию так называемых «слабых и несостоявшихся государств». Они считают, что в условиях глобализации проблемы внутреннего управления в некоторых постсоветских республиках и странах Азии и Африки привели к весьма серьёзным международным последствиям (нищета, наркотики, СПИД, терроризм). Возникшие и нерешаемые проблемы напрямую угрожают безопасности других государств. Некоторые западные политологи предположили, что причина, по которой эти так называемые слабые и несостоявшиеся страны потерпели неудачу, заключается в том, что они механически копировали западную институциональную модель, которая не соответствовала их собственному уровню развития. Неудачи были вызваны эндогенностью и противоречиями данных стран.

Соответственно, в 90-е годы некоторые западные учёные поставили под сомнение «универсальную теорию» капитализма, особенно «приспособляемость» стран третьего мира.

Известный американский учёный С. Хантингтон в своей книге

«Политический порядок в меняющемся обществе» пишет: «Единственный способ для стран третьего мира искоренить внутриполитические волнения - это установить сильное правительство, т. е. иметь возможность контролировать политическое участие, и правительство, достигшее политической институ-ционализации. Кроме того, предполагается, что наличие и поддержание сильного правительства зависит от поддержки сильных политических партий. Сила политических партий заключается не только в количестве членов, но и в силе, т. е. степени поддержки институционализированных масс» [14].

Британский учёный Энтони Гидденс утверждает в своей книге «Национальное государство и насилие» [15], что современная страна для сохранения авторитета страны и стабильности правления, должна создать сильное правительство. О степени возможностей правительства следует судить по фактическому уровню его «системной интеграции». Он также пишет, что сильное правительство через административные институты проникло в общество с целью получить сильную административную мобилизационную способность и возможность социального контроля. Только так может существовать государственное управление и могут быть устранены проблемы «аномии» и «культурного конфликта» социальных и культурных ценностей.

14 [Ш Ш/ р Ш > (#) > йжй Ш : ШШ^ФЙШШ^ ,

Создать новую эпоху социализма с китайской спецификой

Центральный комитет КПК во

главе с Си Цзиньпином после XVIII съезда КПК успешно утвердил «Мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры» в качестве направляющей идеологической основы, объединил и возглавил всю партию и представителей всех этнических групп страны для координации и продвижения расширенной общей схемы «пять в одном». Стратегическая схема «четыре всеобъемлющих плана» постоянно способствует модернизации национальной системы управления и потенциала управления страной [16].

XIX Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая выдвинул стратегический план содействия реализации «двух целей столетия» [17]. В новую эпоху под руководством Коммунистической партии Китая дело партии и страны достигло исторических успехов и претерпело исторические изменения [18].

В настоящее время КНР стала крупнейшей в мире промышленной страной, крупнейшей торговой державой и крупнейшим держателем валютных резервов, на долю КНР приходится более 30% мирового экономического роста. Кроме того, достигнуто большое количество

знаковых достижений, таких как пилотируемый космический полёт, исследование Луны, квантовая связь, суперкомпьютеры, глубоководные погружения на подводных лодках, производство крупных самолётов и строительство авианосцев [19].

В сфере жизнеобеспечения населения значительно улучшилось здоровье, повысился уровень жизни и продолжительность жизни населения.

Начиная с XVIII Всекитайского съезда КПК, ЦК КПК во главе с товарищем Си Цзиньпином делает упор на «защиту здоровья людей, на стратегическую позицию приоритетов развития». Принято важное решение о реализации строительства здорового Китая.

Средняя продолжительность жизни жителей Китая увеличилась с 35 лет в 1949 г. до 77,3 года в 2019 г., а показатели материнской и младенческой смертности снизились до 17,8 на 100 000 и 5,6%о соответственно, что в целом лучше, чем средний уровень в странах со средним и высоким уровнем дохода.

КНР входит в число 10 стран с высокими показателями в области охраны здоровья матери и ребёнка [20].

В стране создана крупнейшая в мире система социального обеспечения с базовым медицинским страхованием, охватывающим более 1,3 млрд чел.,

16

№«»>Ш±£»>2О2О^1ОЯ15 0о

20 —ЙЙ^».2О21^6Я24 0.

и базовым пенсионным страхованием, охватывающим почти 1 млрд чел.

Достижения КНР в борьбе с нищетой привлекают внимание всего мира.

В первые дни основания Народной Республики около 80% сельского населения Китая жили за чертой бедности.

К концу 2018 г. уровень бедности в сельских районах снизился до 17% [21].

К 2020 г., в соответствии с действующими в стране стандартами, все сельские бедняки вырвутся из нищеты.

Согласно статистике ООН, бедность, которую Китай ликвидировал за последние 40 лет, составляет почти 80% от общего сокращения бедности в мире.

В области экологии ситуация с загрязнением окружающей среды и ухудшением её состояния также изменилась, и у людей появилось чувство удовлетворения, счастья и безопасности [22].

Успешная реализация политики КПК требует изучения прежде всего такого аспекта, как политическая культура, формирование которой всё чаще объясняют традициями древней китайской цивилизации. В этой связи интересен вопрос о «социализме с китайской спецификой» в идеологической основе КПК и её курсе.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что само утверждение о социализме в КНР - это лишь ширма, часто используемая для прикрытия реального развития государства вовсе не по социалисти-

ческому пути. В качестве доказательств используется текст Конституции КНР, где указывается необъективность термина - страна находится в начальной стадии социализма... пока социализм является теоретическим конструктом, а не реальностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что ориентация на социализм в Китае во многом объясняется универсальным подходом в политике того периода. В современном исследовательском поле можно выделить, пожалуй, два подхода: первый - идеологическая база строится на идеях социализма с китайской спецификой и синоцентриз-мом и второй - идеология КПК и есть продукт китайской традиции, что, в принципе, также возвращает к теории синоцентризма.

В этой связи для анализа политической жизни современного Китая необходимо сосредоточиться на изучении основ китайской цивилизации, основных положениях конфуцианства, легизма, моизма и др.

В данном контексте также дискутируется вопрос о влиянии западных теорий на современную идеологию КПК. Как уже подчёркивалось, идеология КПК, её тезисы развивались и изменялись, менялись и методы реализации политики КПК. Известно, что политические процессы в странах Запада осложняются всё новыми факторами.

Ещё в 40-х годах ХХ в. западный учёный Джон Кин предположил, что представительная демократия является отсталой демократией «цивили-

21

|ШЮ>.Ш±£».2020^10Я15В„

зации промышленной печати» и должна быть включена в более широкую новую «демократическую модель» при поддержке новых технологий заменены [23]. Однако для защиты своих классовых интересов представители крупных западных стран, не заботясь о системной реформе, игнорируют развитие науки и технологий, выбирают дальнейшее существование представительной демократии.

Западные учёные, такие как Джо-ванни Сартори, обнаружили отсталость представительной демократии, предполагая, что избирательная или конкурентная демократия могут быть лишь минимумом демократии [24]. На протяжении всей национальной истории США существует «миф о слабом государстве», который отличает индивидуализм, частные права, гражданское общество, свободный труд и развитие свободной экономики и не дооцени-вает роль государства, коллективное принятие решений, публичное право, правящую власть и др., т. е. отвергается или не учитывается роль многих факторов влияния.

А. Токвиль предсказывал в своей книге «Демократия в Америке»: «Федеральное правительство Соединённых Штатов будет продолжать слабеть, и его способность брать на себя обязательства будет постепенно снижаться. Наконец, оно должно ограничивать свою деятельность постоянно сокращающимся диапазо-

ном». Как и указал Токвиль, сегодняшнее правительство США постоянно слабеет, внутренняя политика постепенно поляризуется, внутриполитические решения имеют хаотичный характер, а эффективность национального управления продолжает снижаться. Объективно это привело к острому дефициту доверия населения, межпартийным разногласиям, межэтническим конфликтам и локальному сепаратизму.

Кроме того, некоторые учёные предполагают в аспекте «признание личности», что нынешнее противостояние идентичностей в западных странах становится всё более интенсивным, а политический упадок представляется неизбежным [ 25].

После терактов 11 сентября «третья волна политики идентичности» в западных странах пережила глобальный финансовый кризис, гражданскую войну в Сирии, иммиграционный кризис в Европе, политический раскол между двумя партиями в Соединённых Штатах и достигла своего пика. Это проявляется в следующем:

- под влиянием мультикультура-лизма и глобальной конкуренции экономический статус некоторых белых групп продолжает снижаться, формируя острое ощущение кризиса идентичности;

- развиваются правый популизм, расизм, религиозный консерватизм, ксенофобия, антииммиграция и унилатерализм.

23 Kean J. Democracy and Media Decadence, Cambrige: Cambrige University Press, 2013.

109 «,2021 ^ 4 n 20 0 // URL: http://www. iiss. pku. edu. cn/research/bulletin/4297. html,2O21^5n2O0„

9-10/2022

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

137

Противоречия различных социальных групп становятся более рефлексивными и организованными, осуществляется интенсивная социальная мобилизация и политическая конкуренция, социальная и политическая поляризация всё больше усиливается; основной консенсус находится в стадии кризиса.

Стоит также отметить, что политические требования маргинальных групп в рамках «третьей волны политики идентичности» в западных странах отличаются от требований «второй волны», выступающей за объединение маргинальных групп и интеграцию в основное общество. В настоящее время эти группы считают, что их различия имеют внутреннюю культурную ценность, требуют уважения их различий в идентичности и больше не стремятся интегрироваться в основное общество.

Кроме того, «третья волна политики идентичности» также тесно связана с постмодернизмом и постструктурализмом, которые подчёркивают роль культурного конструирования и рассматривают идентичность как результат субъективного опыта и индивидуальной интерпретации [26]. В результате были получены различные темы «социального конструктивизма», это: этнические группы, субкультуры, массовое потребление и т. д. [ 27]. В настоящее время, в период больших перемен в мире, политические и социальные потрясения, вызванные «третьей

волной политики идентичности» в западных странах, становятся всё более интенсивными и сложными.

Однако некоторые западные учёные предполагают, что социально-политическая война сопротивления, спровоцированная «третьей волной политики идентичности», не может быть полностью негативной.

Так, согласно теории «политической борьбы» Чарльза Тилли, при высоком уровне мобилизации и трений на всех уровнях общества возникающий в результате новый политический порядок может быть более устойчивым и инклюзивным. Однако с точки зрения культурной природы самой «политики идентичности» эту точку зрения трудно поддерживать.

В этой связи любопытны выводы исследователя Н. С. Кулешовой, которая уточняет, что этничность осмысливается в процессе идентификации, выступает в качестве индикатора принадлежности к социальной общности и «при рассмотрении социальной реальности, как символического поля множества смыслов, этничность оказывается "рассеивающимся" дискурсом, который может быть предъявляем во множестве интерпретаций» [28, с. 113114]. Таким образом, понятен политико-идеологический смысл конструирования этничности. Автор уточняет, что теоретическое осмысление проблематики этнично-сти в современных политических

26 AlcoffL, Hames G, Garcia M., Mohanty S., Moya P. M. (ed.). Identitt Politiic Reecnsiderrd, Springer, 2006. Р. 5-7.

28 Кулешова Н. С. Население современной России: этносоциокулыурный подход. М.: Ключ, 2011.

138

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

9-10/2022

условиях приобретает особенное значение и имеет прямой выход на практику бытия современных народов и государств. «...Этнос легко интерпретируется как конкретный политический инструмент, некоторая сознательно сконструированная политическая иллюзия, своего рода козырная карта, используемая политическими силами в борьбе за власть и влияние» [28, с. 115].

Поскольку политика идентичности заменяет «класс» на «идентичность», окончательная ориентация

всех видов политики идентичности направлена на неравенство определённого «культурного атрибута». Поэтому политика идентичности ограничена культурным горизонтом, и в лучшем случае она может лишь стать частью определённой социальной и культурной конструкции, но не может привести к действительно фундаментальным и институциональным изменениям, а её прогрессивная сила серьёзно растворяется в собственных культурных атрибутах.

«Западный хаос» и «китайское правление»

В последние годы мир охватила новая глобальная эпидемия. В условиях пандемии более очевидным становится контраст между «господством на Востоке» и «беспорядком на Западе» [29]. Некоторые западные страны увидели отчуждение «традиционного западного свободомыслия» от параноидальной «абсолютной свободы» и даже считают базовые меры профилактики, такие как ношение масок и домашняя изоляция, символом «препятствия свободе». Там появилось большое количество «антиинтеллектуалистов», утверждающих, что новый коронавирус - это ложь. Даже Ф. Фукуяма, политолог, занимающийся изучением институциональных преимуществ Запада, вынужден был признать в статье «Что определяет устойчивость страны к коронавирусу», что для изучения и анализа ответных мер на эпи-

демию в странах по всему миру решающим фактором является потенциал правительства страны [30].

Так, например, в Китае благодаря руководству КПК люди работали вместе и добились больших успехов в борьбе с новой эпидемией и её профилактикой.

С 24 января по 8 марта 2020 г. по всей стране были мобилизованы более 300 национальных медицинских бригад, и более 40 тыс. медицинских работников поехали в Хубэй, чтобы обеспечить бесплатное лечение всех пациентов.

Государство пообещало покрыть все медицинские расходы. Далее государство решило сделать новую вакцинацию от коронарной пневмонии бесплатной для всего населения при добровольном согласии.

В борьбе с эпидемией китайское правительство поставило на первое место жизнь населения.

29 12К =

30 Фукуяма Ф. Что определяет устойчивость страны к коронавирусу // URL: https://news. myseldon.com/ru/news/index/256751182

9-10/2022

OBOGPEBATEflb-OBSERVER

139

Кроме того, осознав серьёзность эпидемии, китайское правительство не только оперативно приняло эффективные меры по борьбе, поместило соответствующий персонал на карантин, но и перекрыло каналы распространения в зоне вспышки. Характеристики и генетическая последовательность нового коронавируса определяются, и об этом немедленно информируется мировая общественность. Подобный подход в полной мере отражает ответственность руководства страны и её граждан.

В настоящее время борьба с эпидемией в Китае достигла значительных результатов, в большинстве районов быстро возобновились работа и производство, а экономика и общество начали стабильно функционировать.

В конце 2020 г. из-за серьёзного воздействия эпидемии уровень безработицы в городах Китая оставался ниже 6%, а количество новых рабочих мест в городах достигло 11,86 млн в течение года, превысив ожидаемые 9 млн [31].

Некоторые западные учёные предприняли попытку обобщения политики Китая в период эпидемии, начали изучать опыт эффективного реагирования китайского правительства, а также учитывать его в своих работах. Произошло международное признание результатов Китая в данном направлении.

Как уточнял известный американский политолог С. Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций», политические системы и политическое развитие отнюдь не одно и то же. Странам с разными цивилизациями необходимо выбрать путь развития, соответствующий их

цивилизационным и культурным особенностям с собственным национальным строительством, чтобы избежать серьёзных внутренних конфликтов [32].

Так, после XVIII съезда КПК Генеральный секретарь Си Цзиньпин предложил концепцию построения сообщества с общим будущим для человечества и реализовал эту концепцию в рамках инициативы «Пояс и путь», чтобы постоянно укреплять международное и региональное влияние Китая [33]. Социалистический строй с китайской спецификой научно унаследовал и развил марксистскую теорию; правильность её идей, теорий и методов давно доказана фактами. С момента основания Китайской Народной Республики под руководством Коммунистической партии реализованы многие исторические чудеса, достижения которых нарушили теоретические догмы и логические основы теорий западного мира [34].

В 2016 г. Генеральный секретарь КПК в речи от 17 мая предложил ускорить построение системы философии и социальных наук с китайской спецификой, превратить преимущества развития страны в дискурсивные преимущества и не использовать ценности системы западного капитализма, а адаптировать философию Китая. В политической практике экономическое и социальное развитие Китая не может быть измерено системой оценок западного

31 —йй^».2021^6Я24В.

32 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.; СПб.: АСТ, 2003.

34 // URL: http://chinaps.cass.cn/

zxcg/202102/t20210202_5309388.shtml

140

OBOGPEBATEflb-OBSERVER

9-10/2022

капитализма [35]. В настоящее время Коммунистическая партия Китая находится в ситуации «великих перемен, невиданных за столетие», и она должна продолжать придерживаться результатов ценного опыта, накопленного за столетие развития.

Подводя итоги, необходимо отметить роль партийного руководства с позиции марксизма на всех уровнях, а также верность социалистической идеологии с учётом китайской специфики при всестороннем и строгом управлении партией. Необходимо упомянуть о роли лидеров КНР, это так называемое «поколение руководителей» [36].

Исследователи уточняют, что для системы подсчёта «поколений» следует использовать не должность председателя КНР или Генерального секретаря КПК, а должность председателя Центрального военного совета КНР и соответствующего партийного органа - Военного совета Центрального Комитета КПК.

Необходимо использование комплексного подхода к исследованию истории КНР, включающего анализ реализации различных программ развития страны и партийных персоналий в контексте политики реформ и открытости и связанных с ними идеологем КПК. Новый этап в развитии КНР - этап с 2012 г. - это этап реализации «китайской мечты» и важнейших реформ, этап в истории КНР под руководством Си Цзиньпина и формирования и акту-

ализации новых идеологических установок КПК.

В качестве главных приоритетов партии современного управления выдвигается:

- ориентированность на человека;

- развитие реформ и открытости;

- верность демократическому централизму;

- необходимость в научном, демократическом и правовом управлении;

- укрепление и развитие широчайшего патриотического единого фронта и многое другое.

Необходимо отметить, что сохраняемое руководство Коммунистической партии в Китае является наиболее существенной чертой социализма с китайской спецификой. Без Коммунистической партии не было бы нового Китая и его достижений. «Партийное руководство» всегда стояло у руля процесса национального строительства и развития в новом Китае. Сейчас, 100 лет спустя, партия находится в полном расцвете и развитии, несмотря на возникающие проблемы.

Коммунистическая партия выполнила свои первоначальные задачи. Сегодня она объединяет и ведёт китайский народ по пути «великого возрождения китайской нации», мобилизует для борьбы с вызовами настоящего времени. Идеологический курс КПК является одним из инструментов политического развития КНР.

35

36 Румянцев Е. Н. Си Цзиньпин и новое поколение руководителей Коммунистической партии Китая // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 5. С. 48-49.

Библиография • References

Кулешова Н. С. Население современной России: этносоциокультурный подход.

М.: Ключ, 2011. - 300 с. [Kuleshova N. S. Naselenie sovremennoj Rossii: etnosociokul'turnyj podhod. M.:

Klyuch, 2011. - 300 s.] Румянцев Е. Н. Си Цзиньпин и новое поколение руководителей Коммунистической партии Китая // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 5. С. 47-64. [Rumyancev E. N. Si Czin'pin i novoe pokolenie rukovoditelej Kommunisticheskoj partii Kitaya // Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. 2017. T. 10. № 5. S. 47-64] Фукуяма Ф. Что определяет устойчивость страны к коронавирусу // URL: https://

news.myseldon.com/ru/news/index/256751182 [Fukuyama F. CHto opredelyaet ustojchivost' strany k koronavirusu // URL: https://

news.myseldon.com/ru/news/index/256751182] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.; СПб.: АСТ, 2003. - 603 с. [Hantington S. Stolknovenie civilizacij. M.; SPb.: AST, 2003. - 603 s.] Alcojf L, Hames G, Garcia M, Mohanty S, Moya P. M. (ed.) Identitt Politiic Reecnsiderrd.

2006. Springer. - 289 р. Kean J. Democracy and Media Decadence, Cambrige: Cambrige University Press, 2013. Р. 77-108.

The Formation of National States in Western Europe / Tilly Ch. ^d.). [M], Princeton Univ Press, 1975-6-1.

2021^2Л3Р

ФИ" :ш№вштшшшт%'¥'ъ»,{шт%», 2017

ш шш^мпэдт т , (#): «я^ш^^ дая. Ш^Ф

ш шм-шм, (s^): «даят

^■ЙЙ—2009^,^95-96^.

Ш] (т) , ШШ (#) : ШФй^&йё^Л» ,

М±> 2003^,^5-7^. ЛйШМ±, 2007^,^35-41^.

*,^373-377Й.

142

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

9-10/2022

1998^, 372-374^.

-2021^

02Л10 0О

--2021^6Я24 0О

5Я„

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020^10Л15 0О

109 ш, 2021

4 М 20 0 // иИЬ: http://www. юте. рки. е<1и. сп/ге8еагсЬ/Ьи11е11п/4297. Ь1т1, 2021^5М 20 0„

2021^1

К.А.Й-^^^КФЯЙЖШЖ^Ш'ШШ.ШШ^Ш. 2018^,

ЖЙФ: . 2021^02Я2Р // ииь: http://chinaps.cass.cn/

zxcg/202102/t20210202_5309388.shtm1

Статья поступила в редакцию 23 июня 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.