Научная статья на тему '10 самых красивых автомобильных дорог России'

10 самых красивых автомобильных дорог России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1063
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / REGULATIONS / ROADS / HIGHWAYS / ROAD INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Анна Петровна

О дорогах России обычно говорят только то, что они плохие. А между тем у нас есть тысячи километров дорог, построенных в сложнейших условиях, немало грандиозных мостов и эстакад, крупных транспортных развязок и длиннейших тоннелей. Состояние отечественной дорожной инфраструктуры позволяет пересечь всю нашу огромную страну с запада на восток и с юга на север. Это стало возможным благодаря труду не одного поколения инженеров, учёных и строителей, что хочется особенно отметить накануне Дня дорожника. Мы решили подготовить обзор российских автомобильных дорог - уникальных не только по своим инженерным решениям, но и по красоте открывающихся видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

10 of the most beautiful Russian roads

Usually they say about Russian roads only that they are bad. Meanwhile there are thousands kilometers of roads, constructed in difficult conditions, a lot of grandiose bridges and overpasses, great road interchanges and long tunnels. The state of native road infrastructure allows to cross our vast country from west to east and from south to north. That became possible due to the work of engineers, scientists and builders. The article describes the overview of Russian roads, unique not only by their engineering solutions, but also by their views.

Текст научной работы на тему «10 самых красивых автомобильных дорог России»

ОБЩЕСТВО

к самых красивых Ёавтомобильных у дорог России

Кузнецова А.П., начальник отдела продаж ООО «ИндорСофт»

О дорогах России обычно говорят только то, что они плохие. А между тем у нас есть тысячи километров дорог, построенных в сложнейших условиях, немало грандиозных мостов и эстакад, крупных транспортных развязок и длиннейших тоннелей. Состояние отечественной дорожной инфраструктуры позволяет пересечь всю нашу огромную страну с запада на восток и с юга на север. Это стало возможным благодаря труду не одного поколения инженеров, учёных и строителей, что хочется особенно отметить накануне Дня дорожника. Мы решили подготовить обзор российских автомобильных дорог — уникальных не только по своим инженерным решениям, но и по красоте открывающихся видов.

1. Чуйский тракт___________________

Чуйский тракт вошёл в «десятку» самых красивых дорог мира, представленную научно-популярным географическим журналом National Geographic. Эта дорога действительно может стать самодостаточным поводом для путешествий. Она проходит по горным хребтам, возвышаясь на 2000 метров над уровнем моря, километрами тянется вдоль быстроводной реки Катуни,

пересекает Курайскую степь и Чуйскую долину. Чуйским трактом называют дорогу от Бийска до Ташанты. Она входит в состав федеральной трассы Р-256, которая начинается в Новосибирске и идёт по Алтайскому краю и Республике Алтай к границе с Монголией.

История Чуйского тракта — некогда ответвления Великого шёлкового пути — уходит в глубь времён. В Х веке упоминания о нём встречаются

Рис. 1. Чуйский тракт, река Катунь

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 127

ОБЩЕСТВО

Рис. 2. Автомобильная дорога Кату-Ярык - Балыкча, перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай

как о «Китайской дороге». Несколько полочек древнего серпантина, проложенного во времена господства в этих краях «кытаев», можно увидеть и по сей день.

В 1756 году южные алтайцы вошли в состав Российской империи, что послужило причиной активного освоения Чуйского тракта русскими купцами, торговавшими с Монголией и Китаем.

Путь в Монголию пролегает через Теректинский хребет. Дорога между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами с одной стороны и глубокими обрывами с другой более десяти километров вьётся серпантином сначала вверх, а потом вниз. Речь идёт о перевале Чике-Таман, вершина которого находится на высоте 1295 метров над уровнем моря. «Ета не Чике-Таман, а Чёрт-Атаман, сорок восемь грехов» — так, говорят, в сердцах ругались ямщики, оказавшись со своими подводами у начала крутого перевала.

В начале XX века на месте тропы построили первую дорогу. Работы по трассировке и составлению карт Чуйского тракта возглавлял инженер ведомства путей сообщения — знаменитый автор «Угрюм-реки» В.Я. Шишков. Результаты исследова-

ний его экспедиции легли в основу дальнейшего проектирования дороги, на которой в 1924 году открылось автомобильное движение.

Современная — третья — дорога через Чике-Таман была пущена в 1984 году. Чтобы расширить дорогу, строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта и взорвать около десятка скал. В наши дни дорога через перевал по-прежнему изобилует зигзагами, нередки камнепады, но ширина проезжей части, качество дорожного покрытия и разметки делают движение безопасным. Главное — не засмотреться на открывающиеся за поворотами виды.

Подробно с историей Чуйского тракта можно познакомиться в его собственном музее (отдел Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки). Экспозиции представляют флору и фауну, окружающие тракт, портреты и биографию знаменитых людей, жизнь и творчество которых были связаны с трактом (В.А. Обручев, Г.Н. Потанин, Н.К. Рерих, В.М. Шукшин, М.С. Евдокимов). Широко представлены экспонаты 30-х годов XX века — времени, когда 12 тысяч заключённых пробивали дорогу в многометровых снежных заносах, вели лесоповал

вдоль всей трассы, строили крупнейший в СССР наплавной понтонный мост. В 1934 году этот мост через реку Бию открыл выход Чуйского тракта к железнодорожным путям, за что начальники Сиблага получили денежные премии и велосипеды.

Сегодня Чуйский тракт — это единственная ниточка, соединяющая Республику Алтай с железнодорожными и водными путями Сибири и другими федеральными трассами, идущими как в сторону Москвы, так и в сторону Владивостока. За качеством асфальтобетонного покрытия тщательно следят. Поэтому, за исключением опасных участков, средняя скорость движения автомобиля по трассе — 90 км/ч.

От тракта отходит и много других интересных дорог. Так, если свернуть влево в селе Акташ, то, чтобы добраться до Телецкого озера, можно выехать на автомобильную дорогу Кату - Ярык - Балыкча (рис. 2). 77-километровый автомобильный спуск в долину реки Чулышман появился в 1989 году, благодаря трём отчаянным бульдозеристам Ухановым (отец, сын и племянник). Со стороны или с вертолёта эта дорога выглядит фантастически.

2. Автомобильная дорога «Енисей»

Федеральная автомобильная дорога «Енисей» Р-257 начинается в Красноярске, проходит через Красноярские столбы, серпантином взбирается на Восточный Саян, затем спускается к Красноярскому водохранилищу, а потом через Республику Хакасия идёт в Туву и, как и Чуйский тракт, выходит к границе с Монголией. Участок трассы от Абакана до монгольской границы носит историческое название Усинский тракт. В 2002 году здесь рухнул вертолёт генерала Лебедя.

Строительство этого тракта проходило в период с 1910 по 1916 год. В 1932 году участок протяжённостью 415 км был адаптирован под автомобильное движение и связал между собой города Абакан и Кызыл. Вторая очередь трассы «Енисей» была построена только в 1966 году. Этот отрезок уже связал Абакан с Красноярском.

128 | САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014

ОБЩЕСТВО

Рис. 3. Трасса «Енисей», Республика Тыва

Дорога «Енисей» (рис. 3) — единственная большая трасса, связывающая Республику Тыва с Монголией и Красноярском, откуда можно выйти на федеральные трассы, ведущие в Москву и Владивосток. На всём своём протяжении дорога имеет хорошее покрытие.

Усинский тракт проходит по Буйбинскому перевалу, высота которого доходит до 1400 метров, где находится Ойское озеро и открывается вид

на Спящий Саян. На 611-м километре трассы разбита горнолыжная база, где лыжники могут подниматься на вершину спуска не только на подъёмнике, но и на автомобиле — прямо по федеральной трассе.

После спуска и переезда через первый мост на речке Нижняя Буйба слева от трассы располагается природный парк Ергаки. Этот участок проходит через красивейшую тёмнохвойную тайгу.

Рис. 4. Транспортная развязка «Адлерское кольцо»

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 129

ОБЩЕСТВО

Рис. 6. «Русский Мост» в г. Владивосток

3. Сочинские трассы. Олимпийская победа над пробками________________

Сочи — третий город в России, в котором к проведению мероприятия мирового уровня полностью реорганизована улично-дорожная сеть. Саммит АТЭС во Владивостоке (2012 г.), Всемирная летняя универсиада в Казани (2013 г.), Зимняя Олимпиада в Сочи (2014 г.) — в рамках подготовки к встрече участников и гостей этих мероприятий были развёрнуты беспрецедентные дорожные стройки. Ренессанс дорожной отрасли дал специалистам-дорожникам возможность раскрыть свой накопленный потенциал, и результат не может не радовать.

Проблему знаменитых сочинских пробок решила «великолепная десятка» новых дорожных объектов: пять транспортных развязок («Виноградная — Донская», «Стадион», «Голубые Дали», «Адлеровское кольцо», «Аэропорт»), два участка автодороги А-147 Джубга - Сочи, автодорога «Дублёр курортного проспекта», мост

через реку Сочи, обход Сочи. Каждый из этих объектов уникален. Так, «Дублёр Курортного проспекта» представляет собой сложнейшую систему современных тоннелей и мостовых сооружений общей протяжённостью более 16 км. Сама дорога занимает всего 2 км. Всё остальное — это 15 тоннелей, 6 из которых парные, а также 20 мостов и эстакад и 7 транспортных развязок. Значительная часть «Дублёра Курортного проспекта» представляет собой череду эстакад. Самая крупная из них в длину достигает 2,2 км.

Вместе и по отдельности новые дорожные объекты Сочи формируют новую транспортную инфраструктуру огромного города (рис. 4), где движение без автомобильных заторов — теперь реальность.

4. Автомобильная дорога с низководным мостом Де-Фриз - Седанка. Проезжая по' Волнам_________

Один из объектов транспортной инфраструктуры Владивостока, построенный к саммиту АТЭС в 2012

году, — автомобильная дорога посёлок Новый - полуостров Де-Фриз -Седанка - бухта Патрокл. Общая протяжённость дороги составляет чуть более 42 километров, из них: 4,378 км — длина моста над водами Амурского залива (Японское море). Эстакада занимает третье место в рейтинге самых длинных мостов России. Четырёхполосное движение позволяет развивать скорость свыше 100 км/ч. Наблюдая за автомобилями, находящимися всего в 6 метрах над морской акваторией, создаётся впечатление, что они едут прямо по воде (рис. 5).

Сама дорога проходит по лесному массиву и пересекает полуостров Муравьёва-Амурского, на котором расположен Владивосток, от Амурского до Уссурийского залива. Конечная точка на юге — выход к Русскому мосту (рис. 6) — длиннейшему вантовому мосту в России. Высота пилонов этого вантового моста составляет 327 метров — это самые высокие пилоны в мире. От них идут ванты, выкрашенные в цвета российского флага. На сегодняшний день этот мо-

130 | САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014

ОБЩЕСТВО

Рис. 7. М-29 «Кавказ»

стовой переход имеет самый длинный в мире вантовый пролёт — 1104 метра. Находящимся в 70 метрах над водами пролива Босфора Восточного автопутешественникам открываются уникальные по своей живописности морские панорамы.

5. М-29 «Кавказ».

Самая горячая трасса

Автомобильная дорога Р-217 «Кавказ» общей протяжённостью 1118 км проходит от Краснодара через Грозный и Махачкалу до границы с Азербайджаном и связывает между собой Кабардино-Балкарию, Ингушетию, Северную Осетию, Ростовскую область, Чечню, Дагестан,

Ставропольский и Краснодарский края (рис. 7).

Горячей трассу называют не из-за климатических особенностей и захватывающих дух изгибов серпантина. Плотное сосредоточение блокпостов, бронетехники и вооружённых силовиков делают трассу напряжённой. Вероятно, поэтому её состоянию уделяется особое внимание. Реконструкция и стройка ведутся на многих участках дороги в Ставропольском крае и Республиках Кабардино-Балкария и Дагестан. Общая протяжённость проектируемых и строящихся участков дороги «Кавказ» в 2013-2015 гг. составит 288 км.

В результате реконструкции чеченского участка автодорога здесь станет первой категории, что предусматривает расширение её до четырёх полос с устройством разделительных ограждений, возведение двадцати четырёх транспортных развязок, а также строительство дороги в обход г. Гудермес. На многих участках трассы в Ставропольском крае также активно реализуются проекты реконструкции и строительства: обход Пятигорска, три транспортные развязки, восемь путепроводов. Все работы планируют закончить не позже 2017 года.

Но не стоит ждать три года, в автопутешествие по красивейшим местам южной части России можно пуститься прямо сейчас, чтобы оценить то, что уже сделано дорожниками, а также насладиться горными ландшафтами и культурными достопримечательностями.

6. Автомобильная дорога Баксан — Эльбрус.

Дорога в облаках__________

Эльбрус — высочайшая вершина в России (рис. 8). Прямо из Москвы к Приэльбрусью на своём автомобиле можно было проехать уже в семидесятые годы прошлого столетия. Правда, автомобиль должен был быть специфическим, например, ВАЗ-2121 «Нива». В наши дни трасса А-158 (Р 289) Баксан — Эльбрус представляет собой современную автомобильную дорогу с отличным покрытием, по ко-

Рис. 9. Приэльбрусье. Верхняя долина Баксана

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 131

ОБЩЕСТВО

10. Трасса Амур»

торой комфортно ездить на легковом автомобиле круглый год.

Дорога к Приэльбрусью (южная граница России в республике Кабардино-Балкария) проходит по территории горных массивов Главного Кавказского хребта (рис. 9). Горный серпантин поднимается до высоты 2340 метров над уровнем моря. Есть очень узкие участки дороги, где введено реверсивное движение. Под особым контролем дорожников — места, подверженные регулярным осыпям. Последние вызваны значительными колебаниями температуры воздуха: днём может быть +30, а ночью ниже нуля. Нагревания и замерзания почвы разрушают верхний каменный слой, что становится причиной осыпей.

Эта высокогорная автомагистраль соединяет горные сёла с центром и открывает путешественникам широкий доступ к ошеломляющим видам: многочисленные водопады, нависающие стены белёсых известняковых скал Баксанского и Чегемского ущелий, величественные покрытые ледяными шапками вершины Эльбруса и Чегета, облака на уроне глаз. «Баксан — Эльбрус» — это дорога к незабываемому.

7. Трасса «Амур».

Широка страна моя родная__________

По мнению автомобильного журнала «За рулём» (№5, 2011), именно эта дорога является самой красивой трассой России (рис. 10). В данном случае причиной столь высокой оценки красоты дороги послужили не рельефный ландшафт, пересекаемый дорогой, как в случае М-52 и М-54, не грандиозность сооружений (тоннели и развязки в Сочи, мосты во Владивостоке), а... политическая ситуация.

Строительство федеральной автомобильной дороги Р-297 «Амур» Чита — Хабаровск официально было завершено в 2010 году. Работа тянулась многие десятилетия и все эти годы демонстрировала остроту вековых проблем отечественной дорожной отрасли. Открытие трассы стало знаковым событием, важность которого сложно переоценить. Ведь теперь у нас есть своя «самая длинная в мире автомобильная дорога» — «Владивосток - Москва - Санкт-Петербург» — протяжённостью в 10 000 км. В отличие от занесённого в книгу рекордов Гиннеса Панамериканского шоссе (24 140 км), наша автомагистраль не имеет «пробелов», то есть движение на автомобиле возможно от начала до конца, и, что наиболее важно, она государственная — с востока на запад через всю Россию

Рис. 11. Пустынная трасса «Астрахань - Махачкала»

132 | САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014

ОБЩЕСТВО

Рис. 12. Трасса «Кола»

Г

к

Рис. 13. Трасса «Кола». г. Мурманск

можно проехать бесплатно. Ни то, ни другое Панамериканскому шоссе не присуще.

Если трасса «Амур» не самая красивая, то, уж точно, в современной истории России самая знаменитая: на центральной площади Хабаровска трассе «Амур» установили памятный знак «Нулевой километр»; инспектирование дороги В.В. Путиным на жёлтой «Ладе-Калине» в 2010 году надолго взбудоражило народный фольклор; на самой крупной — пятитысячной — денежной купюре России изображён Хабаровский мост, являющийся частью М-58.

ницы с Республикой Калмыкией, были заасфальтированы последние грунтовые участки. Далее трасса будет проходить через Республику Калмыкию к границе с Дагестаном по полупустыне. Проект подготовлен ООО ПСФ «ДОРПРОЕКТ» (г. Астрахань), специалисты этой организации используют в своей работе систему IndorCAD («ИндорСофт», Томск).

Конечно, астраханские пустыни не сравнятся по протяжённости, размерам и засушливости с пустынями, например, Африки. Скорее, это полупустыня с песчаным грунтом, поросшим травой и другой растительностью. Но тем не менее на отдельных участках растительности практически нет, а есть лишь навеянные ветром барханы. И из окна автомобиля вполне можно увидеть сайгаков, сусликов и лис.

Сама трасса, по словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта, отвечает европейским стандартам: «Всё, что может быть на дороге, здесь есть. Тут и три моста, и скотопрогонники, и освещение, и разметка, и пешеходные переходы, и современные остановки, и установленные санузлы». Последнее, кстати, особенно важно для дороги, вдоль которой не найти ни кустов, ни деревьев.

8. Трасса Астрахань — Махачкала

Судя по интернет-картам, дорога из Астрахани к Каспийскому морю существует, и сложности проехать на автомобиле из России в Дагестан нет. На самом деле эту дорогу прокладывают только сейчас, и лишь к 2017 году она будет соответствовать тому, что нам показывают навигаторы сегсдня (рис. 11).

В этом году на автомобильной дороге А-153, проходящей через Астраханский край до гра-

9. Трасса «Кола». По тундре в заполярье за северным сиянием

Самая северная в мире скоростная автомобильная дорога находится у нас, в России — это заполярная трасса «Кола» (рис. 12). Кола в переводе с финно-угорского означает «рыбная река». В честь речки, протекающей на Кольском полуострове, и назвали автомобильную дорогу Р-21. Дорога берёт начало в Санкт-Петербурге, про-

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 133

ОБЩЕСТВО

ходит через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу и упирается в норвежскую границу (посёлок Борисоглебский).

Дорога на Русский север проходит мимо Ладожского озера, через километры тёмнохвойной тайги, вдоль Онежского озера. На Кольском полуострове тайгу сменяют лесотундра и тундра, дорога пересекает болота. Сильнейшее впечатление оставляют Хибины — крупнейший горный массив на Кольском полуострове, вид на который открывается прямо с трассы.

Этот путь был проложен в стародавние времена, по всей видимости, именно по нему пришёл на Русь княжить Рюрик. В современном виде автотрасса Санкт-Петербург — Мурманск была обозначена только в 1986 году (рис. 13). А доступной для комфортного круглогодичного проезда она становится уже в наши дни, когда к концу подходят реконструкция неудовлетворительных участков. Кстати, многие реконструируемые участки проектируются ЗАО «ВАД», инженеры этой компании также создают свои проекты в IndorCAD.

Дороги севера — это дорогое удовольствие: специфические методы реконструкции (например взрывные работы по выторфовыванию) и сложное содержание и эксплуатация (требуется постоянная уборка снега). И тем не менее сегодня мы можем доехать из столиц до заполярья на своём автомобиле, покататься в Кировске на горных лыжах в полярную ночь, увидеть северное сияние, в течение одного часа встретить рассвет и проводить закат.

10. Зимники.

Суровая красота для настоящих мужчин

Стоимость строительства дорог на Севере, конечно, фантастическая. В Ханты-Мансийском автономном округе есть несколько дорог, по которым можно на своей машине доехать до Северного Ледовитого океана и которыми можно гордиться. Но, взглянув на карту автомобильных дорог России, мы увидим огромные площади, где дорожной инфраструктуры нет. И дело здесь не только в дороговизне вопроса.

Нет более непредсказуемой почвы, чем грунты с вечной мерзлотой. Какой бы «золотой» ни была дорога, она в любой момент может уйти под землю. Поэтому на многих северных территориях автомобильное сообщение возможно только по сезонным дорогам — зимникам.

Временные зимники — дороги, которых нет, трассы, тысячи километров которых прокладываются в начале каждой зимы с наступлением первых морозов (рис. 14). В первую очередь это дороги по замёрзшим рекам, но

есть и намороженные трассы — по болотам, озёрам, топям, тайге накидывают лёд, снег, торф и укатывают автогрейдером. С наступлением первой оттепели дорога снова превращается в непроходимую топь, и наземное движение прекращается.

Путешествие в край алмазов и белых ночей подстать только самым суровым ценителям красоты. Жесточайший мороз и безлюдье не располагают к массовым путешествиям. Но, пройдя специальную подготовку и набравшись мужества, автопутешествие вполне реализуемо (рис. 15).

Безусловно, наш выбор самых красивых дорог не мог быть не субъективным. Мы не стремились ставить оценки по тем или иным показателям и выводить их в общий рейтинг, наша цель — напомнить о том ценном, что мы имеем. Впереди ещё много работы, и осознание результатов проделанного труда отлично помогает двигаться дальше. Как говорят дорожники на Кавказе — построив дорогу, ты проложил себе дорогу в рай. я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.15. Зимник.

Куда-то в сторону Северного Ледовитого...

Рис.14.

Обустройство

зимника

134 | САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.