Научная статья на тему '10-летний опыт применения инновационных разработок российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития И. М. Мирошник для медико-психологической реабилитации детей с овз в клиническом санатории'

10-летний опыт применения инновационных разработок российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития И. М. Мирошник для медико-психологической реабилитации детей с овз в клиническом санатории Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / ДЕТИ / CHILDREN / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ УСЛОВИЯ / SANATORIUM AND RESORT CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирошник И.М., Креслов А.И., Гаврилин Е.В.

В статье представлена современная методология и эффективные методики психологической реабилитации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья по инновационной системе психологической координации Мирошник в санаторно-курортных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мирошник И.М., Креслов А.И., Гаврилин Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a modern methodology and effective methods of psychological rehabilitation and development of children with spe-cial needs by an innovative System of Psychological Coordination by I. M. Miroshnik in sanatorium-resort conditions

Текст научной работы на тему «10-летний опыт применения инновационных разработок российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития И. М. Мирошник для медико-психологической реабилитации детей с овз в клиническом санатории»

УДК 616.862-05

И.М. Мирошник1, А.И. Креслов2, Е.В. Гаврилин1

10-летний опыт применения инновационных разработок российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития и.м. мирошник для медико-психологической реабилитации детей с овз в клиническом санатории

1 НПЦ модернизации психологической помощи, г. Москва, РФ 2 ГБУЗ РК "Санаторий им. Н.К.Крупской для детей и детей с родителями", г. Евпатория, РФ

РЕЗЮМЕ

В статье представлена современная методология и эффективные методики психологической реабилитации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья по инновационной системе психологической координации Мирошник в санаторно-курортных условиях

Ключевые слова: психологическая реабилитация, дети, санаторно-курортные условия.

SUMMARY

The article presents a modern methodology and effective methods of psychological rehabilitation and development of children with special needs by an innovative System of Psychological Coordination by I. M. Miroshnik in sanatorium-resort conditions Key words: psychological rehabilitation, children, sanatorium and resort conditions.

задача организации психологической помощи детям с овз в условиях санатория. В современных условиях весьма актуальна, обладает научной новизной и практической значимостью задача организации психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на этапе санаторно-курортной реабилитации. При разработке методологии, психологических моделей, программ и средств этого современного реабилитационного направления важно учитывать мировые тенденции и отечественные традиции. В мировой и отечественной психологии известны фундаментальные работы Л.С. Выготского о негативном стигматизирующем (от греч. «stigma» - клеймо, пятно) влиянии социума на детей с нарушениями в развитии и его учение о компенсации [1]. Для преодоления явления «стигматизации», которое Л.С. Выготский образно называл «социальным вывихом», такие понятия как аномальный ребенок, ребенок с нарушениями в развитии, ребенок с отклоняющимся развитием и, особенно, конкретизирующие их понятия (инвалид, дебил и т.д.), традиционно отражающие ненормальность, недоразвитость человека, в современной психологии вытесняются понятиями: «ребенок с особыми (образовательными) потребностями», «дети с особенностями психофизического развития» или «дети с ограниченными возможностями здоровья». А эти обобщающие понятия разделяются по типу нарушений в развитии (или, точнее, по типу особенностей развития): дети с аутизмом и эмоционально-волевыми нарушениями; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями зрения; с нарушениями интеллекта; с речевыми нарушениями и. т.д. Каждая группа, в свою очередь, дифференцируется. В процессе комплексной медико-психологической реабилитации детей и подростков с ОВЗ в санаторно-курортных условиях нами применяется коррекция и компенсация. Коррекция это - система психолого-педагогических и лечебных мероприя-

тий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей. Компенсация - сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Компенсация по Л.С. Выготскому - это возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Процесс компенсации понимается Выготским не как автоматическое замещение пострадавшей функции, а как следствие ее упражнения и результат воспитания сохранных сторон психики и личности ребенка. В зависимости от успешности компенсации и коррекции изменяется структура дефекта. Важно понимать, что исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов.

Наряду с работами Л.С. Выготского методологическим и методическим базисом нашего исследования является новая Координационная парадигма развития (КПР) и Система психологической координации (СПК) с мотивационным эффектом обратной связи, разработанные И.М. Мирошник [1217].

российская научная школа координационной психофизиологии и психологии развития. Теоретическим фундаментом координационной психофизиологии и психологии развития является альтернативная диалектике и синергетике Координационная парадигма развития (КПР), в которой координация в эволюционных процессах впервые рассматривается как фактор развития, а субординация как фактор устойчивости (сохранения изменений) [13,14]. К базовым законам и методологическим принципам КПР И.М. Мирошник, которая фактически определяет новую философию и методологию компле-ментарности, относятся: закон эволюции форм и

способов селективной динамической координации и самокоординации; закон единства и координации комплементарных противоположностей (альтернативный диалектическому закону единства и борьбы взаимоотрицающих противоположностей); методологический принцип гармонической компле-ментарности; закон хиазмы и ее обращения; принцип координационного триединства и др.

Комплементарность (по определению И.М. Ми-рошник) — это фундаментальное эволюционное свойство природного, социального и духовного мира, его универсальная способность к селективной взаимной координации взаимосоответствующих, комплементарных противоположностей с целью создания органичной непротиворечивой целостности (например, координационная способность нуклеотидов к избирательному соединению, координационное перекрестно-обращенное взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга с левой и правой половинами тела человека). В контексте философии и методологии компле-ментарности развитие универсальных координационных способностей (свойства комплементар-ности) определяет эволюционную пластичность мозга, а высшая нервная координационная деятельность (ВНКД) рассматривается как процесс и результат эволюции форм и способов динамической селективной координации. Метод координации комплементарных (взаимно соответствующих) противоположностей базируется на законах и принципах КПР и является системообразующим для СПК с мотивационным эффектом обратной связи И.М. Мирошник. На основе этого метода разработана координационная терапия и персонализированная психокоррекция по СПК, которая включает авторские инновационные методы и технологии: Личностно-ориентированную компьютеризированную психотерапию (ЛОК-терапию) с применением мультимедийной программы «Интерактивный Психологический Театр» Мирошник и Гаврилина; синестетическую кроссмодальную терапию; аудио-визуальные психотренинги; персонализированную библио-кино-терапию; нейро-координационное эстетическое ауто- и гетеропро-граммирование; транспоэтическую нейрокоорди-нацию (психопрактику нейропоэзиса) и др.

Многочисленные практические исследования в лечебно-оздоровительных учреждениях, опубликованные в научной литературе: И.М. Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1993-2017; Н.В. Сакун, 2001 (санаторий для детей с родителями «Приморье», г. Евпатория); В.А. Журавлев, 2003 (кардиологический санаторий «Роща»); Г.Д. Кулик, 2006 (детский оздоровительный санаторий «Смена», г. Евпатория); В.И. Кононенко, И.Н. Соболь, 2007-2008 (ГУП Медицинский центр Мэрии и правительства г. Москвы им. Т.Г. Шевченко, г. Евпатория); Б.В. Михайлов, А.И. Сердюк, 2008-2012 (санаторий «Курорт Березовские минеральные воды»); А.И. Креслов 2009-2017 (детский клинический санаторий им. Н.К. Крупской, г. Евпатория); С.П. Запо-рожану, Р.В. Светенко, Т.А. Зеникова, 2010-2017 (ЗАО Санаторий «Утес», г. Алушта) и др., убедительно доказали, что модернизация психологической помощи с использованием методов и технологий, разработанных в научной школе координа-

ционной психофизиологии и психологии развития И.М. Мирошник, существенно повышает эффективность комплексной медико-психологической реабилитации, содействует полноценному оздоровлению и гармоничному развитию личности взрослых (родителей), детей и подростков в условиях санатория [2-5,11,13,15,16,18].

Российская научная школа координационной психофизиологии и психологии развития (РНШ КППР Мирошник), опираясь на традиции отечественной психофизиологии и психологии, заложенные в трудах выдающихся российских ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, ПК. Анохина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейна, А.В. Брушлинского и др., решает актуальную задачу замещения импортированной западной психологии, основанной на разрушающих русско-культурную цивилизацию принципах глобальной субординации, амбивалентности и дискоординации общественного сознания. Рекомендуя методы и технологии координационной психологии развития к широкому внедрению в РФ, академик Д.И. Фельдштейн отмечал: «Сегодня имеется большой опыт эффективного применения инновационной психологической помощи по Системе психологической координации И.М. Мирошник для медико-психологической реабилитации в санаторно-курортных условиях специалистов МЧС, взрослых и детей, пострадавших в терактах, техногенных и антропогенных катастрофах, для организации психологической помощи детям с особыми потребностями развития (ограниченными возможностями), семейного консультирования и др. В целом, психологическая помощь по Системе психологической координации является современным, универсальным, высокотехнологичным, мультивозрастным и экстранозологическим методом, который может особенно успешно и широко применяться в санаторно-курортных условиях".

Система психологической координации, основанная на КПР, как философии и методологии комплементарности, задает вектор гармоничного развития ребенка и раскрывает новый компенсаторный потенциал детей с ОВЗ, чем и объясняется ее высокая эффективность в психолого-педагогических, психокоррекционных и реабилитационных процессах.

СПК с мотивационным эффектом психометрической обратной связи включает инновационные авторские технологии, с помощью которых осуществляется развитие на природном (биологическом), социальном и духовном онтологических уровнях различных форм и способов селективной динамической координации и соответствующих селективных координационных способностей: сенсорно-перецептивных, эмоциональных, когнитивных, сенсомоторных, кроссмодальных синесте-тических, аттенционных, мнестических, поведенческих, вербальных, коммуникативных, антиципа-ционных, целеобразующих, креативных и др.

Согласно теории И.М. Мирошник, базовые селективные координационные способности связаны с пластичностью мозга и определяют психические возможности саморегуляции, обучаемости, интеллекта, креативности и развития личности в раз-

личных видах координационной деятельности (игровой, учебной, трудовой и в условиях рекреации) [14]. Важную роль в развитии универсальных координационных способностей человека играет фундаментальная селективная координационная способность мозга, т. е. его способность к самоизменению и саморазвитию, которая проявляется в межполушарном взаимодействии, нейрональной и синаптической пластичности, нейрогенезе и позволяет посредством пластических перестроек устанавливать новые комплементарные нейроди-намические координационные связи. Инновационная СПК Мирошник, потенцируя универсальные селективные координационные способности (психофизические, социальные, духовные) и развивая пластичность мозга, позволяет преодолеть различные дискоординации в деятельности мозга, организма, психики, лежащие в основе многих заболеваний, в том числе у детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождение по Системе психологической координации с мотивационным эффектом информирующей психометрической обратной связи (СПК И.М. Мирошник) применяется в детском клиническом санатории им. Н.К. Крупской, начиная с 2007 года, и стало сегодня важной компонентой оздоровления и комплексной медико-психологической реабилитации детей и подростков. С помощью ЛОК-терапии по СПК, проводимой в соответствии с методическими рекомендациями, ребенок становится активным субъектом рекреационно-оздоровительной деятельности; он не только осваивает современные методы компьютеризированного мониторинга и регуляции психоэмоционального состояния, психических процессов и свойств личности, но и, как показано в работах И.М. Мирошник, развивает комплексные, универсальные координационные способности личности [3-5,16].

Обобщая в данной работе опыт применения инновационных разработок Российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития для медико-психологической реабилитации детей с ОВЗ в санаторно-курортных условиях, приведем некоторые результаты практических исследований, проведенных под научным руководством канд. психологических наук И.М. Мирошник в Детском клиническом санатории им. Н.К. Крупской (г. Евпатория) за 10-летний период (2007-2017 годы).

исследование эффективности кросс-модальной синестетической терапии и лок-терапии по спк. В работах И.М. Мирошник (1983-2017), посвященных исследованию психологических механизмов эволюции синестетиче-ских способностей человека, представлен новый подход, отличающийся от традиционных клинического, ассоциативного (Б.М. Галеев, И.Л. Ванечкина) и других подходов к пониманию синестезии. На основе координационной теории синестезии И.М. Мирошник вводятся понятия координационная синестетическая деятельность и координационные синестетические способности, которые определяются как имманентные способности субъекта в процессе селективной координационной деятельности осуществлять эмоционально опосредованную координацию стимула одной мо-

дальности и ряда разнохарактерных стимулов другой модальности, предъявляемых симуль-танно, (например, осуществлять селективную координацию музыкального стимула и ряда разнохарактерных цветовых стимулов, цветового стимула и ряда ароматических или поэтических стимулов или осуществлять координацию вербальных и/или невербальных стимулов во всех возможных вариантах синестетической стимуляции). Такое согласование интер-модальных (или интра-модальных стимулов, например, цвет и ряд графических форм или зрительно предъявляемое слово и цветовой ряд) осуществляется как предметная деятельность, имеющая внешний и внутренний план. Синесте-тические способности личности могут быть развиты в процессе синестетической координационной деятельности с помощью метода координации комплементарных противоположностей, предложенного И.М. Мирошник. Метод синестетической координации И.М. Мирошник принципиально отличается от других известных методов исследования синестезии (анкетного опроса Б.М. Галеева, метода семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда и основанных на нем психосемантических исследований Е.Ю. Артемьевой, В.Ф. Петренко и др.). Метод синестетической координации Ми-рошник позволяет без применения психосемантических методик выявлять в условиях неопределенности, то есть отсутствия общепринятых соответствий между различными стимулами, синестети-ческие комплементарные пары стимулов, в том числе имеющие интерсубъектное значение. Причем, в отличие от психосемантики метод синесте-тической координации Мирошник позволяет не только выявлять, но и развивать уже на раннем этапе онтогенеза имманентно свойственные ребенку синестетические координационные способности, содействуя расширению возможностей человека будущего [14].

Новый метод исследования (метод координации) позволил И.М. Мирошник в 1983-1986 годах разработать и внедрить в практику авторские методики развития синестетических способностей, эмоционально-эстетической активности и творческого воображения у детей дошкольного (начиная с 3-4 лет) и школьного возраста: Звуко-цветовая симультанная координация (ЗЦС); Цветовая актуализация эмоционально-образных представлений в процессе музыкального восприятия; ЗЦС-2 (Звуко-цветоформы); методика Аудио-визуального си-мультанирования (АВС); методика Образ движения («Перцептограмма»); Методика троичных координационных соединений («Симультанный художественный образ»); Темброво-колористическая инструментовка [6-10,12, 14]. В дальнейшем И.М. Мирошник была так же разработана синестетиче-ская координационная терапия, в рамках которой впервые сформулировано и экспериментально подтверждено фундаментальное теоретическое положение о том, что сам процесс эмоционально опосредованной координации комплементарных разномодальных эстетических стимулов обладает мощным терапевтическим и развивающим эффектами.

Применение метода синестетической координации Мирошник стимулирует нейропластичность и

нейрогенез, улучшает межполушарное взаимодействие, развивает селективные координационные способности, активизирует когнитивные функции мозга, гармонизирует деятельность организма и психики, снижает агрессивность, развивает эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности личности и обогащает ее духовную культуру, создавая необходимые предпосылки синестетической революции человека будущего, его качественных психобиологических, психосоциальных и психодуховных преобразований [14].

Одной из эффективных инновационных технологий координационной кроссмодальной синестети-ческой терапии, разработанных И.М. Мирошник, является метод Арома-Звуко-Цветовой Координации (АЗЦК) [1;3;9;10;12;14]. Метод АЗЦК (по Лицензионным договорам) успешно применяется в санаториях Крыма, начиная с 2007 года. По методу АЗЦК, в соответствии с законом хиазмы и ее обращения, осуществляется попарная кроссмодаль-ная селективная координация комплементарных рядов разномодальных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных, тактильных, вкусовых) между собой и/или с актуальными и потенцируемыми психоэмоциональными состояниями, объективированными с помощью вербальных и невербальных психодиагностических методик с обратной связью, например «Супос-8» О. Микшика, цветового теста Люшера и др. Процесс эмоционально-когнитивной координации синестетических образов в единстве с вербальной психологической установкой формируют у пациента новое координационное качество - новую функциональную систему, вытесняющую сложившийся ранее психопатологический комплекс и блокирующую механизмы возникновения и развития психических и соматических заболеваний. Возникающее в сенсорно-перцептивной деятельности эмоциональное отражение и его обращение (принцип обращенного отражения) порождают синестетические комплементарные межчувственные явления на уровнях экстеро-, интеро- и проприорецепции. Такое синестетическое обращение эмоций открывает новые возможности для немедикаментозных системных психофизиологических воздействий и раскрывает психофизиологические механизмы, обеспечивающие мощный терапевтический, компенсаторный и развивающий эффект кроссмодальных технологий СПК И. Ми-рошник, например, кроссмодальной музыко-цвето-ароматерапии. С целью повышения эффективности этой кросс-технологии в Системе психологической координации применяются: координирующий светодиодный фрейм Мирошник, нейрогим-настика с перекрестно-обращенными движениями, методика «Поэтическая координация», метод «Перекрестно-обращенной координации образных и вербальных систем в когнитивной деятельности», а так же компьютерная методика «Темп» (модификация таблиц Шульте) для тренинга концентрации внимания и повышения работоспособности нервной системы. Для оптимизации «Я-концепции» личности применяется инновационная психотехнология потенцирования позитивных свойств личности, включающая компьютеризированную мето-

дику ЛОК-терапии «Я и другие» в сочетании с методом «Арома-Цвето-Музыкальный психологический портрет» и персонализированной библио-кинотерапией с помощью DVD "Психологический кинотеатр».

Компьютеризированная методика «Я и другие» позволяет осуществить художественно-образную идентификацию, то есть создать реальный и желаемый психологический портрет личности, а затем по инновационной кросс-технологии сравнить эти портреты и автоматически подобрать из ряда персонажей отечественной и мировой литературы ху-дожестенный образ-портрет, наиболее соответствующий (то есть, комплементарный) реальному и/или перспективному «Я-образу» субъекта координационной деятельности. Как показали исследования, проведенные в санатории им. Н.К. Крупской и санатории им. Т.Г. Шевченко [3,5,18], ЛОК-психотренинг с применением методики «Я и Другие» формирует у подростков психологические механизмы осознанной саморегуляции, способствует повышению уровней самоорганизации и личностной культуры. Психологические портреты идеальных (перспективных) «Я-образов», составленных подростками индивидуально и в группах, в большинстве случаев наиболее близки к положительным в этическом плане художественным образам-персонажам русской и зарубежной классической литературы. Это свидетельствует о том, что, во-первых, подростки могут четко дифференцировать позитивные и негативные характеристики стиля межличностных отношений, а во-вторых, о том, что, несмотря на распространение в социуме жестоких, безнравственных функционально-ролевых и поведенческих стереотипов, подростки сохраняют свойственное гармонично развивающейся личности стремление к нравственному, этическому совершенству. Следовательно в России постепенно восстанавливаются разрушенные в 90-х годах «механизмы наследования культурно-исторического опыта» (Д.И. Фельдштейн), а ЛОК-терапия по СПК является методом, потенцирующим такое восстановление.

Апробация и оценка эффективности ЛОК-терапии по СПК с применением метода АЗЦК Мирошник впервые проводилась нами в процессе комплексной медико-психологической реабилитации подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы в специализированном детском санатории [3]. Подростки были разделены на две группы: основная группа - 120 человек (46 мальчиков и 74 девочки), которые получили на фоне базовой медицинской реабилитации, сеансы с применением усовершенствованного ПМК ЛОК-терапии; контрольная группа, 59 человек (20 мальчиков и 39 девочек), в которую вошли подростки, получившие на фоне базовой медицинской реабилитации, традиционную психокоррекцию. Подробно эти исследования представлены в публикации [3]. Здесь приведем некоторые результаты по оценке эффективности синестетической кроссмо-дальной терапии по методу АЗЦК И.М. Мирош-ник.

В результате применения метода Арома-звуко-цветовой координации И.И. Мирошник наблюдалось существенное улучшение показателей эффек-

тивности психологической помощи в основной группе относительно контрольной. Статистически достоверно (р<0,05) средний уровень стресса в основной группе снизился на 36% (с 43% до 7%), а в контрольной на 12% (с 44% до 32%); среднее отклонение от аутогенной нормы в основной группе уменьшилось на 49% (с 66% до 17%), а в контрольной на 27% (с 65% до 38%).

Развитие способностей кроссмодальной координации по методу АЗЦК Мирошник применялось сочетано с процедурой направленной регуляции уровня активного внимания и темпа сенсомотор-ных реакций (аттенционной и сенсомоторной координации). В процессе психологической реабилитации в основной группе эта процедура с применением компьютерной диагностико-коррекцион-ной методики «Темп» (модификация таблиц Шульте) выполнялась подростками два-четыре раза (но не более одного раза на сеансе), что обеспечило повышение уровня активного внимания в среднем по возрастной группе подростков 10 - 12 лет: с 32% до 52% (на 20 %), а по возрастной группе подростков 13 - 15 лет: с 49% до 74% (на 25%). В контрольной группе это исследование не проводилось.

По психодиагностической методике САН также наблюдалось существенное улучшение показателей эффективности психологической помощи в основной группе (120 человек, Р < 0,01) относительно контрольной (59 человек, Р < 0,05). Самочувствие - в основной группе 68%, в контрольной 56% (относительная эффективность 12%). Активность - в основной группе 59%, в контрольной 36% (относительная эффективность 23%). Настроение - в основной группе 77%, в контрольной 45% (относительная эффективность 32%).

В процессе применения метода АЗЦК И.М. Ми-рошник у 117 детей основной группы (независимо от нозологии, возраста и пола) наблюдалось постепенное, статистически достоверное улучшение психоэмоционального состояния с его последующей стабилизацией на оптимальном уровне, что составляет 97,5% выборки (120 детей). В результате 3-5 индивидуально-групповых сеансов психологической помощи (общей продолжительностью не более 5 часов) с применением усовершенствованного ПМК ЛОК-терапии, включающего в систему психологической координации новый метод Аро-ма-звуко-цветовой координации Мирошник, практически у всех подростков наблюдалось уменьшение невротических реакций, психоэмоционального напряжения, появление оптимистического настроения, бодрости, наблюдалось повышение физической и умственной активности. Одновременно с улучшением клинической картины происходила коррекция психопатических черт, акцентуаций личности, позитивное изменение общего настроения и психологического климата во временных детских коллективах.

Укажем также на аналогичные данные по оценке эффективности ЛОК-терапии и синестетической кроссмодальной терапии по методу АЗЦК Ми-рошник для медико-психологической реабилитации в санаторно-курортных условиях больных с непсихотическими нарушениями психической сферы, полученные в санатории "Утес" (г. Алу-

шта). Эти данные, впервые опубликованные в статье [2], подтверждают результаты исследований, проведенных в санатории им. Н.К. Крупской.

При потенцировании позитивных психоэмоциональных состояний по СПК И.М. Мирошник (с применением метода АЗЦК и методики «Тонус») в санатории им. Н.К. Крупской нами было выявлено, в частности, что в группе пациентов подросткового возраста дети нередко принимают согласованные решения, выбирая в процессе синестетиче-ской координационной терапии из ряда флаконов с эфирными маслами, ароматы соответствующие психометрическому, цветовому, музыкальному, поэтическому художественному образу, объективирующему желаемое психоэмоциональное состояние. (Аналогичные данные по взрослым пациентам были получены и в других санаториях Крыма, работающих с применением СПК Мирошник). Эти данные свидетельствуют о том, что эфирные (ароматические) масла имеют интерсубъектное эмоциональное значение и, следовательно, можно предположить, что в процессе координационной крос-смодальной терапии эмоция выступает координатором кроссмодальных взаимодействий между зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, тактильной и вкусовой сенсорными модальностями, а также между этими сенсорными модальностями, кинестетическими ощущениями и вербальными дескрипторами. Причем, такая селективная кросс-конверсионная координация является не пассивной, ассоциативной, т.е. условно-рефлекторной, но активной, творческой, синесте-тической деятельностью субъекта, которая осуществляется в эмоционально-образной и вербальной формах. Формирование комплексных образных и вербальных эмоционально-опосредованных координационных соединений в единстве с тренингом концентрации внимания (методика «Темп») и другими технологиями Системы психологической координации позволяет гармонизовать взаимодействие больших полушарий головного мозга, его корковых и подкорковых образований, симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

Важная роль координационной аромакоррекции и ароматерапии в СПК Мирошник обусловлена тем фактом, что включение сенсорного канала обоняния в межчувственные синестетические взаимодействия повышает эффективность кроссмо-дальной терапии в целом, что, по-видимому, обусловлено особой координационной активацией обонятельного мозга, большая часть структур которого входят в лимбическую систему, обеспечивающую ряд ключевых функций (мотивационно-эмоциональная сфера, механизмы памяти, обучения, вегетативные и др.). Такая особая активация обонятельного мозга, достигаемая в СПК посредством «дегустации» набора эфирных масел и одновременного их попарного согласования с комплементарными эстетическими стимулами других сенсорных каналов (например, слухового — музыка или зрительного — цвет), как показали исследования в санатории им. Н.К. Крупской, обладает особым оздоровительным, развивающим и пролонгированным терапевтическим эффектами не только для пациентов, приезжающих на общее

оздоровление, но и для детей с врожденными и приобретенными ортопедическими нарушениями, ДЦП, аутизмом, ЗПР, деменцией, фобиями, СДВ и др. заболеваниями.

исследование эффективности спк мирошник для психологической реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями. Наше исследование показало, в частности, что психологическая реабилитация детей с аутизмом в санатории с помощью ЛОК-терапии по СПК Мирошник с применением методик АЗЦК, «ЗЦС», «АВС», «Баланс», «Я и другие», «Темп» (модификация таблиц Шуль-те), «Тонус», метода «Перекрестно-обращенной координации образных и вербальных систем в когнитивной деятельности», метода «Троичных координационных соединений» (Симультанный художественный образ) более эффективна, чем их реабилитация стандартными методами психологической помощи (например, арт-терапии и сказко-терапии). Причем, терапевтический и развивающий эффекты терапии, кроссмодальной синесте-тической терапии, ЛОК-терапии по СПК закрепляются и имеют пролонгированный характер, что, например, отмечают родители несколько лет подряд специально приезжающие с детьми аутистами из различных городов РФ на медико-психологическую реабилитацию в санаторий им. Н.К. Крупской. Наши исследования показали, что ЛОК-терапия по СПК, синестетическая терапия, включающая кроссмодальную музыко-цвето-ароматерапию по СПК И.М. Мирошник, имеет чрезвычайно широкий терапевтический спектр для детей с различными особенностями (нарушениями) психофизического развития.

результаты оценки эффективности спк, полученные в 2011. По данным И.В. Кольцовой (психолога-педагога санатория им. Н.К. Крупской), сеансы ЛОК-терапии по СПК Мирошник с применением инновационных сине-стетических кросс-технологий в 2011 году прошли 127 подростков в возрасте от 10 до 15 лет с врожденными и приобретенными ортопедическими заболеваниями. Для мониторинга динамики психического статуса подростков под наблюдением психолога находилось 59 подростков основной группы в возрасте от 10 до 15 лет (35 девочек и 24 мальчика) с врожденной и приобретенной ортопедической патологией, каждый из которых комплементарно с медицинской реабилитацией в санатории получил 4-5 сеансов ЛОК-терапии по СПК. Контрольная группа включала 10 подростков (6 девочек, 4 мальчика) 11-14 лет, для которых на фоне процедур медицинской реабилитации применялись стандартные методики арт-терапии и сказкотерапии.

Для сравнительной оценки эффективности инновационных психотехнологий кроме диагности-ко-коррекционных методик ЛОК-терапии (8-ми цветовой тест Люшера («Баланс»), методика Микшика Супос-8 («Тонус»), Таблицы Шульте («Темп») применялись: подростковый опросник Айзенка (вариант В), тест тревожности Спилбер-гера-Ханина, методика САН, исследование памяти с помощью методики А.Р. Лурия. Первичное

обследование показало, что у подростков в основной и контрольной группах наблюдаются непсихотические нарушения психической сферы. Выявлены типовые психические симптомы: эмоциональные нарушения; проблемы в общении; неадекватная самооценка; раздражительность, враждебность, агрессивность; обидчивость, ранимость, тревожность; повышенная истощае-мость нервной системы, сниженные работоспособность, память, внимание; расстройства сна и др.

После проведенных сеансов ЛОК-терапии по СПК Мирошник относительно контрольной группы наблюдалось выраженное снижение нейротиз-ма по опроснику Айзенка. Нейротизм в основной группе первоначально был на низком уровне у 19%, на среднем - 30% и на высоком - у 51% детей. После курса ЛОК-терапии по СПК нейротизм имел следующие показатели: на низком уровне -42% (+23%), на среднем - 41% (+11%) и на высоком - 17% (-34%), то есть наблюдалось существенная положительная динамика. Значения контрольной группы существенно не изменялись: высокие - с 49% до 47%, средние - с 32% до 31%, и низкие - с 19% до 22%. По методике Спилбергера-Ханина наблюдалось: снижение реактивной (ситуативной) тревожности в основной группе в среднем на 24%; в контрольной группе на 11%; снижение личностной тревожности в основной группе в среднем на 17%; в контрольной группе на 4%. По методике САН также наблюдалась позитивная динамика показателей более выраженная в основной группе. Мнестические расстройства (по методике А.Р. Лурия) наблюдались у 74% обследованной категории подростков в основной и контрольной группах и проявлялись, прежде всего, в снижении объема непосредственного запоминания (до 56% в среднем по основной группе и до 58% по контрольной группе), а также в повышенной тормо-зимости следов памяти интерферирующими воздействиями. После проведенной психологической помощи в основной группе наблюдалось существенное улучшение (до 82% в среднем по группе, т.е. +26%). В контрольной группе существенных улучшений памяти не наблюдалось (в среднем на 3%). Уровень активного внимания и темпа сенсо-моторных реакций подростков исследовался по методике «Темп» (таблицы Шульте). В основной группе отмечен рост уровня активного внимания в среднем по группе на 22% (с 47% до 69%). В контрольной группе уровень активного внимания остался без существенных изменений (около 50%). По методике экспресс-диагностики «Баланс» (8-ми цветовой тест Люшера) у 95% подростков основной группы уже после 2-го сеанса ЛОК-терапии улучшалось и стабилизировалось в оптимальной зоне психоэмоциональное состояние, т.е. наблюдалось ускорение психологической реабилитации. В результате ЛОК-терапии по СПК Мирошник отмечалась так же гармонизация профиля гипертимных и экспансивных подростков по методике «Я и Другие»: в среднем снижение агрессивности на 31%, снижение опережающей враждебности на 68%; наблюдалась гармонизация профиля у подростков с акцентуацией по психастеническому типу: снижение тревожности, формирование позитивной Я-

концепции, снижение зависимости от внешних воздействий.

мониторинг эффекивности лок-терапии по спк мирошник в 2013 году. По данным И.В.Кольцовой, для мониторинга эффективности инновационного метода ЛОК-терапии по СПК (с применением инновационных синестетических кросс-технологий) за период с мая по декабрь 2013 г. под наблюдением психолога санатория им. Н.К. Крупской находилось 28 детей с ОВЗ (в возрасте от 9 до 16 лет, 16 девочек, 11 мальчиков и одна девочка с ДЦП в возрасте 5 лет), каждый из которых комплементарно с медицинской реабилитацией в санатории получил 4-5 сеансов ЛОК-терапии по СПК. Диагнозы детей: ско-леотическая болезнь, врожденные вывихи, последствия травм, посттравматические контрактуры, врожденные аномалии развития костной системы, дисплазия тазобедренных суставов, остеохондро-патии различной локализации, множественные эпифизарные дисплазии, туберкулез, остеомиелит, ДЦП, микроофтальмия, микроцефалия, задержка развития речи, ЗПР (задержка психического развития), аутизм.

Для оценки эффективности инновационных психотехнологий кроме объективных медицинских и диагностико-терапевтических методик ЛОК-терапии применялись: метод наблюдения, проективная методика ДДЧ, исследование памяти с помощью методики А.Р. Лурия, исследование когнитивной сложности личностных конструктов в задаче классификации эстетических объектов (модификация методики личностных конструктов Келли - методика И.М. Мирошник «Симультанный художественный образ» [14, С.67-77]), таблицы Шульте и др. тестовые методики. У всех 28 детей с ОВЗ в результате психологической реабилитации по инновационной СПК наблюдалось развитие базовых координационных способностей личности и, как следствие, отмечались значительное улучшение психического статуса, психоэмоционального состояния, купирование разного рода патопсихологической симптоматики, частичная компенсация психофизических нарушений и развитие когнитивных психических функций (памяти, внимания, мышления), гармонизация стиля межличностных отношений, поведенческих паттернов и развитие личности в целом.

По результатам работы выделены общие (экстранозологические) задачи психологической реабилитации по СПК И.М. Мирошник в санаторно-курортных условиях для детей с ОВЗ: 1) компенсация нарушенных психических функций (память, внимание, мышление, координация и др.); 2) снятие (купирование) разного рода патопсихологической симптоматики; 3) развитие личности и формирование способностей, обеспечивающих успешную социальную адаптацию ребенка; 4) психологическое обеспечение оптимальной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий в санатории (медицинских, педагогических и т.п.); 5) формирование во временном детском коллективе и в семье оптимальной социальной ситуации развития для ребенка с ОВЗ (психокоррекционная работа с родителями ребенка и педагогами-воспитателями).

Кроме общих задач, в каждом конкретном случае, в зависимости от нозологии и индивидуально-личностных особенностей ребенка, определяются основные и частные задачи. Например, у детей-аутистов, как правило, не формируется адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях, а также способности сопереживания, сочувствия (эмпатии). Поэтому важной задачей психологической реабилитации детей с нарушениями аутисти-ческого спектра является развитие способности эмоциональной координации. Наше исследование показало, в частности, что психологическая реабилитация детей-аутистов в санатории с помощью ЛОК-терапии, синестетической кросс-модальной терапии по СПК Мирошник более эффективна, чем их реабилитация стандартными методами психологической помощи. Причем, терапевтический и развивающий эффекты методов и методик, разработанных в РНШ КППР Мирошник, закрепляются и имеют пролонгированный характер, что, например, отмечают родители несколько лет подряд специально приезжающие с детьми-аутистами из различных городов РФ на медико-психологическую реабилитацию в санаторий им. Н.К. Крупской.

Как показали наши 10-летние исследования, СПК Мирошник имеет чрезвычайно широкий терапевтический спектр для детей с различными особенности психофизического развития. Требуется только правильно подобрать входящую в систему основную методику (технологию) для конкретной нозологии. Например, для детей с нарушениями аутистического спектра эффективно использование разработанного в диссертационном исследовании И.М. Мирошник метода «Когнитивных троичных координационных соединений» [14;67-77]. Метод Мирошник позволяет создать симультанный художественный образ из трех компонентов, то есть по принципу сходства и различия выбрать из ряда репродукций картин (например, Айвазовского, Шишкина и др.), сходную с характером предложенной к прослушиванию музыкальной композиции, а из галереи абстрактной живописи (фрактальной графики) выбрать репродукцию, контрастную, не соответствующую характеру музыки (или наоборот, выбрать картину сходную с музыкой - из абстрактной живописи Чюрлениса, а контрастную - из галереи репродукций Айвазовского), а затем описать словами, что именно делает схожими или различными эти зрительные и музыкальный художественные образы. Эта кросс-технология эмоционально-образной идентификации формирует и развивает базовые координационные способности и позволяет активизировать когнитивные функции мозга у детей с аутизмом и другими особенностями психофизического развития. В процессе работы с этой методикой у детей с ОВЗ от сеанса к сеансу увеличивается когнитивная активность, о чем свидетельствует возрастание количества и сложности слов-образов-понятий, используемых детьми для интерпретации симультанного сходства и различия разномодальных художественных образов.

В 2015-2016 годах в санатории им. Н.К. Крупской сеансы персонализированной психологической помощи (ППП) по системе Мирошник получили 859 детей и подростков в возрасте от 5 до 16 лет с

врожденными и приобретенными ортопедическими заболеваниями и другими особенностями психофизического развития (ДЦП, микроофтальмия, микроцефалия, задержка развития речи, ЗПР, аутизм, СДВГ, прогрессирующая деменция, фобии и др.). Каждый пациент в процессе медико-психологической реабилитации в санатории получил 4-6 сеансов психологической помощи по системе психологической координации продолжительностью от 30 мин до 1 часа, включая ЛОК-терапию, синестетическую кросс-модальную терапию, аудио-визуальные гетеротренинги и др. методы и технологии, разработанные в РНШ КППР Ми-рошник. В результате по наблюдению психолога, отзывам родителей, воспитателей и объективным данным обследования у большинства детей наблюдалось развитие способностей, значительное улучшение психоэмоционального состояния, гармонизация поведенческих паттернов, купирование разного рода патопсихологической симптоматики, частичная компенсация психофизических нарушений, развитие когнитивных психических функций (памяти, внимания, мышления) и личности в целом.

Таким образом, за 10-летний период (2007-2017) эффективную психологическую помощь по Системе психологической координации И.М. Ми-рошник получили более четырех тысяч детей и подростков, проходивших оздоровление и реабилитацию в санатории им. Н.К. Крупской. Апробирован и внедрен в практику санаторно-курортной рекреации метод психологической реабилитации и развития детей с ОВЗ с применением инновационных технологий, разработанных в РНШ КППР Мирошник. В результате для группы детей с ОВЗ наблюдалось существенное ускорение и повышение на 25-30% эффективности комплексной медико-психологической реабилитации, что отражено в многочисленных научных публикациях. Полученный позитивный опыт позволяет рассматривать координационную терапию (синестетическую терапию, ЛОК-терапию по СПК и др. технологии Мирошник) как неотъемлемые компоненты комплексной медико-психологической реабилитации детей и подростков с ОВЗ и важный фактор повышения эффективности психологической помощи в детском санатории.

Литература

1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. - СПб. —2003. - 654 с.

2. Запорожану С.П. Светенко Р.В. Медико-психологическая реабилитация в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник //Вестник физиотерапии и курортологии. — 2010. — №2. — С. 59 —61.

3. Креслов А.И., Кольцова И.В. Медико-психологическая реабилитация и развитие личности подростков в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник // Вестник физиотерапии и курортологии. —2009. —№4. — С. 54—60.

4. Креслов А. И., Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Применение высоких гуманитарных технологий системы психологической координации И.М.Мирошник на санаторном этапе реабилитации детей с ортопедической патологией// Вестник физиотерапии и курортологии. — 2012. — №2. — С. 152.

5. Креслов А.И., Мирошник И.М., Гаврилин Е.В., Кольцова И.В. Опыт применения в детском клиническом санатории методов и технологий, разработанных в российской научной школе координационной психологии И.М.Мирошник //Вестник физиотерапии и курортологии. — 2016. — №3. — С. 71 —72.

6. Мирошник, И. М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей / И. М. Мирошник // Новые исследования в психологии. — М.: «Педагогика». — 1987. — №1. — С. 55—58.

7. Мирошник, И.М. Возрастные особенности зрительно-слуховых представлений/ И.М.Мирошник //Формирование личности: психолого-педагогические проблемы: Сб. науч. тр. /Под ред.А.В.Петровского. — М.: изд. АПН СССР, 1989. — С. 51— 60.

8. Мирошник, И. М. Возрастная динамика феномена звуко-цветового симультанирования /И. М. Мирошник// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М.: «Педагогика». —1990. — № 2. — С. 29—33.

9. Мирошник И.М. Опыт клинического применения компьютерной системы "Тоника" в лечебно-диагностической работе/ И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин //Психическое здоровье населения России: Матер. Всерос. научн.-практ. конф.—М.; Ижевск. 1994. — С.267-269.

10. Мирошник И.М. Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография — Харьков: Рубикон, 1999. — 240 с.

11. Мирошник И.М., Сакун Н.В., Гаврилин Е.В. Применение лич-ностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии в целях комплексной реабилитации детей с родителями // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2001. — № 1—С.31.

12. Мирошник И.М. Метод психической координации и феномен синестезии // Синестезия: содружество чувств и синтез искусств: Матер. междун. научно-практ. конф. — Казань: КГТУ им. А.Н.Туполева. —2008. — С.39—44.

13. Мирошник И.М. Координационная парадигма развития как методологический базис рекреативной психологической помощи на курортном этапе медицинской реабилитации / //Вестник физиотерапии и курортологии. —2010. —№4. — С.63—74.

14. Мирошник, И.М. Координационная парадигма развития и Система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего //Мир психологии. —2013. — №2 (74). — С.145—161.

15. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Инновационная психологическая служба санатория как фактор повышения эффективности лечебно-оздоровительных программ//Материалы научно-практ. конф. «Актуальные вопросы физиотерапии и курортологии». НИИ им. И.М. Сеченова, Ялта, 9-10 октября 2014 г. - Ялта, Крым, РФ. — С.292—294.

16. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В., Каладзе Н.Н., Креслов А.И., Запорожану С.П. Российская научная школа координационной психологии И.М.Мирошник в аспекте модернизации психологической помощи в санаторно-курортных условиях//Вестник физиотерапии и курортологии. —2015. —№1. — С.31—44.

17. Мирошник И.М. Эволюционная пластичность мозга в контексте координационной парадигмы развития как философии и методологии комплементарности// Нейронаука для медицины и психологии»: 13-й международный междисц. конгресс (Судак, Крым, Россия, 4-10 июня 2017 года). Труды Конгресса /Под ред. Лосевой Е.В. - М.: МГУ, 2017. — С.286.

18. Соболь, И.Н. ЛОК-терапия И. Мирошник и Е. Гаврилина как метод психокоррекции и развития личности детей и подростков в период санаторно-курортной реабилитации //Мир психологии. —2008. — №3 (55). —С.186—197.

References

1. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii. - SPb. —2003. - 654 s.

2. Zaporozhanu S.P., Svetenko R.V. Mediko-psihologicheskaja reabili-tacija v sanatorno-kurortnyh uslovijah s primeneniem Sistemy psi-hologicheskoj koordinacii I.M.Miroshnik //Vestnik fizioterapii i ku-rortologii. — 2010. — №2. — S. 59 —61.

3. Kreslov A.I. Kol'cova I.V. Mediko-psihologicheskaja reabilitacija i razvitie lichnosti podrostkov v sanatorno-kurortnyh uslovijah s

primeneniem Sistemy psihologicheskoj koordinacii I.M.Miroshnik // Vestnik fizioterapii i kurortologii. —2009. —№4. — S. 54—60.

4. Kreslov A. I., Miroshnik I.M., Gavrilin E.V. Primenenie vysokih gumanitarnyh tehnologij sistemy psihologicheskoj koordinacii I.M.Miroshnik na sanatornom jetape reabilitacii detej s ortopedicheskoj patologiej// Vestnik fizioterapii i kurortologii. — 2012. — №2. — S. 152.

5. Kreslov A.I., Miroshnik I.M., Gavrilin E.V., Kol'cova I.V. Opyt primenenija v detskom klinicheskom sanatorii metodov i tehnologij, razrabotannyh v rossijskoj nauchnoj shkole koordinacionnoj psi-hologii I.M.Miroshnik //Vestnik fizioterapii i kurortologii. — 2016. — №3. — S. 71 —72.

6. Miroshnik, I. M. Cvet kak stimul formirovanija neposredstvenno-jemocional'nogo otnoshenija k muzyke u detej // Novye issledo-vanija v psihologii. — M.: «Pedagogika». — 1987. — №1. — S. 55—58.

7. Miroshnik, I.M. Vozrastnye osobennosti zritel'no-sluhovyh pred-stavlenij //Formirovanie lichnosti: psihologo-pedagogicheskie prob-lemy: Sb. nauch. tr. /Pod red.A.V.Petrovskogo. — M.: izd. APN SSSR, 1989. — S. 51—60.

8. Miroshnik, I. M. Vozrastnaja dinamika fenomena zvuko-cvetovogo simul'tanirovanija // Novye issledovanija v psihologii i vozrastnoj fiziologii. — M.: «Pedagogika». —1990. — № 2. — S. 29—33.

9. Miroshnik I.M. Gavrilin E.V. Opyt klinicheskogo primenenija komp'juternoj sistemy "Tonika" v lechebno-diagnosticheskoj rabote //Psihicheskoe zdorov'e naselenija Rossii: Mater. Vseros. nauchn.-prakt. konf.—M.; Izhevsk. 1994. — S.267-269.

10. Miroshnik I.M. Gavrilin E.V.. Osnovy lichnostno-orientirovannoj komp'juterizovannoj psihoterapii: monografija— Har'kov: Rubikon, 1999. — 240 s.

11. Miroshnik I.M. Sakun N.V., Gavrilin E.V. Primenenie lichnostno-orientirovannoj komp'juterizirovannoj psihoterapii v celjah kom-pleksnoj reabilitacii detej s roditeljami // Vestn. fizioterapii i ku-rortologii. — 2001. — № 1—S.31.

12. Miroshnik I.M. Metod psihicheskoj koordinacii i fenomen sinestezii // Sinestezija: sodruzhestvo chuvstv i sintez iskusstv: Mater.

mezhdun. nauchno-prakt. konf. — Kazan': KGTU im. A.N.Tupoleva. —2008. — S.39—44.

13. Miroshnik I.M. Koordinacionnaja paradigma razvitija kak metodo-logicheskij bazis rekreativnoj psihologicheskoj pomoshhi na ku-rortnom jetape medicinskoj reabilitacii //Vestnik fizioterapii i kurortologii. —2010. —№4. — S.63—74.

14. Miroshnik I.M. Koordinacionnaja paradigma razvitija i Sistema psihologicheskoj koordinacii: puti jevoljucii sposobnostej cheloveka budushhego //Mir psihologii. —2013. — №2 (74). — S.145—161.

15. Miroshnik I.M., Gavrilin E.V. Innovacionnaja psihologicheskaja sluzhba sanatorija kak faktor povyshenija jeffektivnosti lechebno-ozdorovitel'nyh programm//Materialy nauchno-prakt. konf. «Ak-tual'nye voprosy fizioterapii i kurortologii». NII im. I.M. Sechenova, Jalta, 9-10 oktjabrja 2014 g. - Jalta, Krym, RF. — S.292—294.

16. Miroshnik I.M., Gavrilin E.V., Kaladze N.N., Kreslov A.I., Zapo-rozhanu S.P. Rossijskaja nauchnaja shkola koordinacionnoj psi-hologii I.M.Miroshnik v aspekte modernizacii psihologicheskoj pomoshhi v sanatorno-kurortnyh uslovijah//Vestnik fizioterapii i ku-rortologii. —2015. —№1. — S.31—44.

17. Miroshnik I.M. Jevoljucionnaja plastichnost' mozga v kontekste koordinacionnoj paradigmy razvitija kak filosofii i metodologii kom-plementarnosti// Nejronauka dlja mediciny i psihologii»: 13-j mezhdunarodnyj mezhdisc. kongress (Sudak, Krym, Rossija, 4-10 ijunja 2017 goda). Trudy Kongressa /Pod red. Losevoj E.V. - M.: MGU, 2017. — S.286.

18. Sobol I.N. LOK-terapija I. Miroshnik i E. Gavrilina kak metod psi-hokorrekcii i razvitija lichnosti detej i podrostkov v period sanatorno-kurortnoj reabilitacii //Mir psihologii. —2008. — №3 (55). — S. 186—197.

Сведения об авторах

МИРОШНИК ИРИНА МАКАРОВНА (Miroshnik Irina) - кандидат психологических наук, Научный руководитель НПЦ модернизации психологической помощи по системе Мирошник, е-mail: psyhelp-777@mail.ru.

КРЕСЛОВ АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧ - кандидат медицинских наук, ГБУРК "Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями", г. Евпатория, РФ.

ГАВРИЛИН ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат технических наук, НПЦ модернизации психологической помощи по системе Мирошник, е-mail: evgeny_gavrilin@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 12.08.2017 Received 12.08.2017

Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.