Научная статья на тему '10 лет цси Гз МЧС России'

10 лет цси Гз МЧС России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акимов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «10 лет цси Гз МЧС России»

10 лет ЦСИ ГЗ МЧС России

В.А. Акимов

Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, Москва

10 years to Center for Strategic Researches under EMERCOM of Russia

V.A. Akimov

Centre for Strategic Researches, EMERCOM of Russia, Moscow

Содержание

1. Предыстория создания ЦСИ ГЗ МЧС России

2. Создание ЦСИ ГЗ МЧС России (1995-1996 гг.)

3. Становление ЦСИ ГЗ МЧС России (1997-2001 гг.)

4. Развитие ЦСИ ГЗ МЧС России (2002-2005 гг.)

5. Перспективы развития ЦСИ ГЗ МЧС России

1. Предыстория создания ЦСИ ГЗ МЧС России

В России 90-е годы XX века связаны с масштабной работой по формированию новой, первой в истории, самостоятельной государственной структуры в области гражданской защиты населения страны. Основные усилия были направлены на формирование Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, создание и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), повышение готовности сил гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также формирование экономических механизмов и правовой основы деятельности системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и развитие гражданской обороны.

Необходимость выработки приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в области защиты от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, обусловила по-

требность в системных научных исследованиях для определения направлений строительства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России, развитие и совершенствование гражданской обороны.

Столь серьезные и ответственные задачи не могли быть решены без наличия научной организации, способной вести комплексные научные исследования стратегии развития деятельности, входящей в компетенцию МЧС России. Такой организацией в 1995 году стал Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России.

ЦСИ ГЗ МЧС России создавался не на пустом месте. У него была своя предыстория. В конце 60-х годов прошлого столетия вопросы гражданской обороны приобрели особую значимость. Решение проблем защиты всего населения страны от оружия массового уничтожения становилось все более сложным, требовало разработки научно-методического обеспечения развития гражданской обороны, её строительства, применения сил.

Поэтому в начале 1967 г. Советом Министров СССР было принято решение о создании Научно-методического центра гражданской обороны СССР (НМЦ). Инициатором создания НМЦ стал Начальник гражданской обороны СССР

дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович.

Перед НМЦ были поставлены сложные проблемные задачи, связанные с разработкой основ методологии подготовки руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны, ведением научно-методической работы по вопросам управления гражданской обороной, а также подготовкой учебно-методических материалов.

Первым начальником НМЦ был Герой Советского Союза генерал-лейтенант профессор Позд-няк В.Г. В последующие годы во главе НМЦ стояли такие известные в гражданской обороне руководители, как генерал-майор Боленко Е.Д., генерал-полковник Алексеев П.В., генерал-майор Мартынов В.И., генерал-лейтенант Афанасьев Ю.Н., генерал-майор Варягов Н.П., генерал-майор Лозовой Ю.А., генерал-лейтенант Дук Ю.И., генерал-майор Беньяш В.В. Заметный след в работе НМЦ оставили генералы Вареников И.С., Жеребин Д.С., Ильин А.С.

Создание НМЦ положительно сказалось на подготовке руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны, органов управления и сил.

В период с 1967 г. по 1992 г. НМЦ участвовал в разработке важнейших служебных и учебно-методических материалов, в т.ч. уставов и руководств, наставлений, инструкций, рекомендаций, учебных пособий и трудов по гражданской обороне.

В 1992 году при реформировании Гражданской обороны СССР НМЦ был преобразован в Научно-аналитический центр (НАЦ), предназначенный для осуществления разработок, обеспечивающих формирование и проведение государственной политики в области строительства и дальнейшего развития РСЧС и её функционирования, методического руководства научно-практическими работами, выполняемыми региональными центрами и территориальными штабами ГОЧС.

Первым начальником НАЦ был полковник Макеев В.А., которого в апреле 1994 года сменил генерал-майор Баринов А.М.

Научно-аналитическим центром МЧС России была проделана большая работа в области научно-методического обеспечения деятельности территориальных органов МЧС России.

Особенно следует отметить работы по анализу возможных опасностей и угроз на территории субъектов Российской Федерации и по обобщению, анализу и распространению опыта действий сил РСЧС, по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, по организации в системе МЧС России научно-практических работ, по подготовке предложений в нормативные правовые документы в об-

ласти гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Специалистами НАЦ МЧС России был подготовлен ряд методических документов для использования в работе территориальными органами МЧС России.

Вместе с тем новые требования к уровню и организации научных исследований определяли необходимость формирования на базе Научно-аналитического центра нового, более высокого уровня, научного подразделения, которое решало бы задачи стратегического характера. Следует отметить, что такие учреждения к тому времени уже были созданы в Минобороны, пограничных войсках и ряде других ведомств. Такой организацией в 1995 году стал Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России (ЦСИ).

2. Создание ЦСИ ГЗ МЧС России (1995-1996 гг.)

В начальный период создания ЦСИ главной задачей была задача по выбору и обоснованию направлений исследований стратегических проблем развития РСЧС и гражданской обороны, деятельности МЧС России. Во главе ЦСИ в этот период был генерал-лейтенант Долгин Н. Н.

ЦСИ строился как уникальное научное учреждение МЧС России, орган координации научных исследований в масштабе РСЧС и головная научно-исследовательская организация МЧС России на стратегическом уровне.

Организационно ЦСИ в этот период подразделялся на специализированные научные группы, нацеленные на решение проблем, связанных с организацией научных исследований, развитием гражданской защиты, мобилизационной подготовкой и гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией ЧС, историей МПВО—ГО—РСЧС и ведением банка данных чрезвычайных ситуаций. В этот период в научных группах Центра плодотворно трудились ведущие специалисты системы Министерства: гене-

рал-лейтенанты запаса Смыслов Б.К., Палий А.А., Медведев В.А., Дутов Б.П., Козлов А.М., генерал-майоры запаса Баринов А.М., Суль-дин Ю.Н., Черничко Б.И., Владимирский В.К., Кимстач И.Ф., Мистюков Н.А., Смагин В.Ф., капитан 1 ранга запаса Измалков В.И., полковники запаса Макеев В.А., Мартынов Б.П., Малани-чев Ф.Г., Виноградов С.Д., Артюхов А.М., Редин В.В., Соколов Ю.И., Колесов В.П., Ящук В.П., Могильников А.С., Сорокин В.И. и другие.

В формировании ЦСИ и организации его деятельности значительную помощь оказали первый заместитель Министра МЧС России Воробьев Ю.Л. и заместитель Министра Владимиров В.А.

Первой большой научно-стратегической работой, поставленной руководством Министерства перед ЦСИ, была комплексная научно-исследовательская работа «Лавина» по разработке исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны. Результаты, полученные в ходе этих исследований, были реализованы при разработке Плана гражданской обороны Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации.

Кроме этого, следует отметить такие научные работы, выполненные в начальный период деятельности ЦСИ, как «Анализ готовности сил и средств РСЧС к ликвидации радиационных аварий» и «Анализ готовности сил и средств РСЧС к ликвидации химических аварий».

Наряду с выполнением ряда научно-исследовательских работ, основные усилия в период создания Центра были направлены на формирование творческого коллектива ученых и специалистов, создание атмосферы дружной и плодотворной работы. В основном эта задача была успешно выполнена.

Последующие годы деятельности Центра показали правильность выбранного пути по его формированию и развитию.

3. Становление ЦСИ ГЗ МЧС России (1997-2001 гг.)

Период 1997—2001 гг. был в основном связан с разработкой основополагающих документов по стратегии строительства и развития гражданской обороны страны и РСЧС на основе оперативно-стратегических показателей, военно-экономического обоснования и системного анализа опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций.

Центром в этот период руководил заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук контр-адмирал запаса Владимиров Виктор Алексеевич.

В эти годы произошло становление ЦСИ прежде всего как научной организации. Тематика проводимых в Центре исследований получила стратегический характер, стала более направленной на перспективу развития системы МЧС России, РСЧС и гражданской обороны.

Начиная с 1997 года стал издаваться Сборник материалов ЦСИ, в котором излагались основные результаты исследований, проводимых Центром. Сборник рассылался руководителям Ми-

нистерства, структурных подразделений, региональных центров и органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Это обеспечивало то, что руководящий состав системы МЧС России знал направленность работ Центра, основные их результаты, мог использовать эти результаты в своей практической деятельности. С 2000 года Сборник материалов стал выходить как Информационный сборник ЦСИ, на страницах которого стали печататься и результаты исследований некоторых НИУ РАН и федеральных органов исполнительной власти, сотрудничающих с Центром.

С начала 1998 года в Центре начал функционировать Научный совет ЦСИ, созданный для рассмотрения стратегически важных проблем и приоритетных направлений государственной политики в области гражданской защиты, находящихся в компетенции Центра. В состав Совета, утвержденного первым заместителем Министра Воробьевым Ю.Л., вошли представители Центра, руководители структурных подразделений МЧС России, НИУ РАН и федеральных органов исполнительной власти. 80% членов Научного совета составляли доктора наук, в том числе 2 представителя РАН — академик Осипов В.И. и член-корреспондент Маху-тов Н.А.

Основной задачей Научного совета было рассмотрение: задач и итогов исследований в области теории и практики защиты населения и территорий, разработки стратегических направлений развития РСЧС; основных направлений исследований по проблемным вопросам развития и применения сил гражданской защиты в мирное и военное время; результатов исследований военных аспектов гражданской защиты как фактора национальной безопасности и других вопросов.

Следует отметить, что рассмотрение на заседаниях Научного совета научно-организационных замыслов, выполняемых Центром НИР, и их предварительных результатов способствовало значительному повышению качества работ.

В начале 1998 года ЦСИ получил аккредитацию Миннауки России как научная организация, что значительно повысило авторитет Центра, дало право вести научные исследования по тематике других федеральных органов исполнительной власти.

В эти годы у Центра сложилась довольно устойчивая кооперация с достаточно большим количеством научных организаций РАН, РАМН, РАСХН, высшей школы, Минобороны России, Минатома России, Минздрава России и ряда других министерств и ведомств. Среди этих НИУ были: Институт прикладной математики РАН, Институт геоэкологии РАН, Институт машиноведения РАН, ИБРАЭ РАН, ЦВСИ,

12 ЦФТИ, 5 и 46 ЦНИИ Минобороны России, Институт биофизики Минздрава России и другие. Центр начал активно сотрудничать с Российским фондом фундаментальных исследований, секцией военно-прикладных проблем при Президиуме РАН.

В 1997—2001гг. ЦСИ было выполнено более 40 научно-исследовательских работ, направленных на решение актуальных проблем деятельности МЧС России, развитие системы МЧС России, РСЧС и гражданской обороны.

Одно из центральных мест занимала проблематика совершенствования и развития гражданской обороны — КНИР «Лавина», выполненная с участием ЦВСИ Генерального штаба.

В ходе исследований с единых методологических позиций были проанализированы развитие новых видов вооруженной борьбы, роль и место гражданской обороны в современной системе национальной безопасности России, раскрыто содержание новых задач, возложенных на гражданскую оборону в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998 г.).

На основе анализа современной военно-политической обстановки и изменившегося характера будущих войн была обоснована необходимость ряда радикальных изменений в порядке организации и ведения гражданской обороны, был разработан ряд проектов основополагающих документов по гражданской обороне, в том числе: Основные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны; Положение о гражданской обороне Российской Федерации, Основы организации и ведения гражданской обороны, которые были рассмотрены на заседаниях Коллегии МЧС России и получили положительную оценку.

Был подготовлен проект Концепции развития гражданской обороны на период до 2015 года, обоснованы предложения по группировке сил гражданской обороны, разработана единая система исходных данных для подготовки планов гражданской обороны и мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики страны.

Подготовленные расчетные показатели ожидаемых потерь личного состава войск гражданской обороны, потерь вооружения и техники, а также нормы накопления войсковых запасов на военное время одобрены Генеральным штабом ВС РФ и реализованы изданием приказов МЧС России от 10.12.99 № 036 и от 14.11.2000 № 026.

На основе результатов КНИР «Лавина» был разработан и утвержден новый План гражданской обороны Российской Федерации. В целом в ходе выполнения КНИР «Лавина» была созда-

на научная база для реорганизации гражданской обороны страны.

В Центре были проведены важные исследования по комплексной маскировке объектов экономики и инфраструктуры тыла страны от высокоточного оружия — КНИР «Маска», выполненная с участием ЦВСИ ГШ ВС и 5 ЦНИИ Минобороны России. В ходе исследований были разработаны модели воздействия современных и перспективных видов оружия на эти объекты, осуществлен анализ возможностей по их комплексной маскировке, подготовлены предложения по задачам, возлагаемым на гражданскую оборону в этой области.

Проведенные исследования послужили основой для разработки проекта Основ государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики страны в военное время, в которых определены основные направления и пути реализации этой политики, задачи органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Проведенная КНИР «Защита» была посвящена перспективам развития РСЧС. Исследования позволили раскрыть понятие «гражданская защита», его содержание, показать целесообразность и возможность создания Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) путем интеграции РСЧС и системы гражданской обороны, проанализировать опасности и угрозы природного, техногенного и военного характера, сформулировать основные задачи РСГЗ. На основе результатов проведенных исследований разработаны проекты соответствующих концептуальных и нормативных правовых документов: Концепция региональной политики МЧС России (утверждена приказом МЧС России от 24.03.98 № 195), Концепция поэтапной интеграции РСЧС и системы гражданской обороны в РСГЗ, проект Федерального закона «О гражданской защите», проекты Положения о РСГЗ и нового Положения о РСЧС.

В целом в ходе выполнения КНИР «Защита» была создана теоретическая база по проблемам гражданской защиты, которую предложено рассматривать как самостоятельную научную отрасль, именуемую «теорией гражданской защиты».

Особо хотелось бы отметить исследования, проведенные в 2000 году в рамках КНИР «Защита» с участием многих ведущих научных учреждений РАН, РАМН, РАСХН и федеральных органов исполнительной власти, по оценке рисков чрезвычайных ситуаций различного характера на территории России в начале XXI века. Большое внимание в работе было уделено глобальным проблемам.

В ходе выполнения КНИР «Радиация» и «Ликвидация» был поднят ряд проблем обеспе-

чения радиационной безопасности на территории России, предупреждения и ликвидации последствий радиационных катастроф.

Учитывая, что в 2000 году завершились все федеральные целевые программы, связанные с ликвидацией последствий радиационных катастроф, обусловленных деятельностью ПО «Маяк», аварией на Чернобыльской АЭС и ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, появилась потребность определить государственную стратегию дальнейших действий в этой области.

В связи с этим в ЦСИ были проведены исследования, в ходе которых проанализированы радиационные последствия указанных катастроф, результаты работ по их ликвидации за прошедшие годы, обоснованы медико-биологические и социально-правовые проблемы обеспечения радиационной безопасности и реабилитации населения и территорий, пострадавших вследствие этих радиационных катастроф, сформированы предложения по характеру и объемам дальнейших работ.

По результатам исследований был разработан проект Основных направлений государственной политики Российской Федерации в области преодоления последствий радиационных катастроф на период до 2010 года.

Кроме того, в ходе выполнения КНИР «Радиация» оценены риски чрезвычайных ситуаций, обусловленных катастрофами на АЭС, исследовательских реакторах, предприятиях ЯТЦ ис ядерными боеприпасами. Получен материал, необходимый для планирования работ по предупреждению и ликвидации радиационных катастроф. На основе этих работ разработан проект Руководства по ликвидации радиационных катастроф, которое было издано в виде Методических рекомендаций по ликвидации последствий радиационных аварий.

В КНИР «Прогноз» был осуществлен анализ реального состояния научных исследований по проблемам гражданской обороны, защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оценены новейшие достижения фундаментальной науки с целью их использования в гражданской защите, разработаны основные направления научно-технической политики МЧС России. Среднесрочная программа научно-технической деятельности МЧС России на период 2001—2005 гг. и до 2010 года, разработанная в ходе выполнения КНИР, была рассмотрена Коллегией Министерства и утверждена приказом МЧС России № 646 от 29.12.2000 г.

В январе 2000 года Россией и Беларусью началась работа по созданию Союзного государства. Возникла ситуация, когда в рамках нового государственного образования России и Белару-

си необходимо было заново строить свои отношения по вопросам природной и техногенной безопасности. Для этого была поставлена НИР «Интеграция-2000», посвященная разрешению этой проблемы.

В результате выполнения этой работы удалось создать концептуальные, правовые и организационные основы построения, осуществления и развития сотрудничества России и Беларуси в области предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, а также возможной частичной интеграции государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В 1997—2001 гг. был выполнен и ряд других исследований, результаты которых получили положительные отзывы заказчиков работ — департаментов и управлений Министерства. В целом результаты НИР, выполненных Центром, способствовали деятельности МЧС России, были использованы при планировании развития системы МЧС России, гражданской обороны и РСЧС.

Результаты этих работ нашли отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине, Доктрине информационной безопасности и ряде других документов.

Одной из важных задач, возложенных на ЦСИ, была подготовка и организация проведения ежегодных всероссийских научно-практических конференций. Эта работа требовала больших усилий и времени. За 1997—2001 гг. были проведены 4 всероссийские и одна международная конференция.

Конференции, проведенные на хорошем организационном уровне, с привлечением руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых страны, способствовали рождению новых идей, выработке единых взглядов на решение проблем гражданской защиты.

В деятельности ЦСИ значительный объем занимала редакционно-издательская деятельность, становление которой шло достаточно быстрыми темпами.

Следует отметить, что тематика изданий охватывала широкий круг вопросов.

В книгах: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (серия «Безопасность России»), «Катастрофы и государство», «Катастрофы конца XX века», «Катастрофы и общество», «Катастрофы и образование», «Катастрофы и экология» были рассмотрены проблемы природных и техногенных опасностей, основные направления государственной и научно-технической политики в области защиты населения и территорий, принципы построения и функционирования си-

стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перспективы ее дальнейшего развития, проблемы управления рисками чрезвычайных ситуаций и безопасности населения. Были затронуты вопросы организации и выполнения основных функций по защите населения и территорий федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также вопросы международного сотрудничества в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Ряд изданий: исторический очерк «От МВПО к гражданской защите», книга «Чрезвычайная служба России», комплекты плакатов посвящен истории развития гражданской обороны, созданию и развитию МЧС России и РСЧС, показаны основные этапы пройденного пути, отмечены наиболее значимые события, успехи и достижения Чрезвычайной службы России.

В эти годы началось и сегодня продолжается регулярное издание Центром материалов проводимых научно-практических конференций, материалов ежегодных сборов руководящего состава системы МЧС России, информационных сборников.

Кроме перечисленных направлений деятельности ЦСИ в 1997—2001 гг. продолжал заниматься организацией научно-практической работы в системе МЧС России. С 1998 года на него было возложено общее руководство исторической и военно-исторической работой в Министерстве. С 1999 г. Центр ведет банк данных о чрезвычайных ситуациях.

Все изложенное свидетельствует, что в 1997—2001 гг. был завершен этап становления Центра как научной организации. Результаты исследований, проводимых Центром, оценивались заказчиками работ и руководством Министерства достаточно высоко, были постоянно востребованы, находили реализацию в деятельности МЧС России.

Среди тех, кто «делал историю» ЦСИ в эти годы, хотелось бы отметить Долгина Н.Н., Ким-стача И.Ф., Козлова А.М., Колесова В.П., Макеева В.А., Малышева В.П., Мартынова Б.П., Медведева В.А., Могильникова А.С., Попова В.И., Соколова Ю.И., Сульдина Ю.И., Сурину И.В., Шевченко А.В., Шереметьеву З.С. и многих других.

4. Развитие ЦСИ ГЗ МЧС России (2002-2005 гг.)

В 2002 г. в научно-технической политике МЧС России начался период, связанный с повышением роли исследований, связанных с формированием нового облика систем защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в современных условиях.

Это потребовало активизировать исследования в области оценки и прогноза угроз для национальной безопасности и устойчивого развития современной России.

В этот период Центр возглавил доктор технических наук, профессор полковник Акимов Валерий Александрович.

Усилия научного коллектива в основном были направлены на разработку наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности стратегических проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. Деятельность его сотрудников в этот период охватывает широкий круг вопросов, связанных с:

• проблемами защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, разработкой стратегических направлений развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• исследованием проблем гражданской обороны, ее совершенствования на основе оперативно-стратегических и военно-экономических обоснований;

• проблемами анализа и управления риском катастроф и кризисных явлений;

• разработкой социологических и социально-прикладных задач;

• подготовкой аналитических докладов по состоянию отдельных проблем защиты населения и территорий и разработкой стратегических направлений развития системы МЧС России;

• проведением независимой экспертизы наиболее важных и сложных целевых и научно-технических программ и разработок, имеющих стратегическое значение для развития и функционирования РСЧС и гражданской обороны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• систематическим изучением и анализом результатов фундаментальных научных исследований, проводимых в НИУ РАН и высшей школе, с целью выявления важнейших научно-технических достижений, новых приоритетных направлений развития науки и техники для использования их в стратегических интересах МЧС России;

• совершенствованием научно-практической работы и развитием исторической и энциклопедической деятельности в системе МЧС России.

Решение новых научно-стратегических задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах потребовало укрепления научного потенциала Центра. В это время в Центр пришли работать научные сотрудники высшей квалификации: доктора наук В.А. Акимов, А.А. Быков, В.В. Лесных,

П

НР

В.И. Милованов, А.Д. Назаров, Б.Н. Порфирь-ев, А.Ф. Хоруженко, А.В. Шевченко, Ю.Г. Шпа-ковский; кандидаты наук А.В. Борисов, Л.А. Гончарова, С.Н. Грязнов, Р.А. Дурнев, Д.Б. Ик-рамов, А.А. Комлев, Г.Г. Кондратьев, А.В. Костров, П.П. Кукин, А.И. Понамарев, Т.Б. Тимофеева.

За последние четыре года количество сотрудников Центра увеличилось на 40% и составляет сегодня 71 человек, из которых 15 военнослужащих и 56 служащих (рис. 1). Увеличение произошло в основном за счет введения в штат Центра новых научных направлений по социологическим исследованиям и проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

71

2002

2003

2004

2005

Рис. 1. Количество сотрудников ЦСИ ГЗ МЧС России

Сегодня в Центре трудятся 15 докторов и 16 кандидатов наук. Доля научных сотрудников высшей квалификации среди исследователей Центра составляет более 50%, что является наивысшим показателем в научно-техническом комплексе МЧС России (рис. 2).

20 г

15

10

2002 2003 2004 2005

Г доктора наук I I кандидаты наук

Рис. 2. Доктора и кандидаты наук ЦСИ ГЗ МЧС России

сотрудники

За всю историю существования Центра средний возраст его сотрудников в 2004 году стал меньше пенсионного и составляет сегодня 54,5 года (рис. 3).

70

60

50

40

30

20

10

0

57,4

54,5

2002

2003

2004

2005

Рис. 3. Средний возраст сотрудников ЦСИ ГЗ МЧС России

Таким образом, по своему кадровому потенциалу Центр способен эффективно и результативно решать все задачи, которые перед ним поставлены руководством Министерства.

В 2002—2005 годах Центром выполнено более 80 научно-исследовательских работ (рис. 4). За этот период количество выполненных исследований увеличилось в 1,4 раза, количество серьезных научных публикаций возросло более чем в 2,5 раза, а число выполненных оперативных заданий более чем в полтора раза (рис. 5 и 6). За счет полученной Центром прибыли удалось серьезно укрепить его материально-техническую базу. В частности, сегодня практически каждый научный сотрудник Центра обеспечен автоматизированным рабочим местом для проведения исследований. Количество оргтехники за последние годы увеличилось в 2,2 раза с учетом списания морально и физически устаревшей оргтехники (рис. 7).

25

20

15

10

5

0

10

2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005

в том числе по смете ЦСИ ГЗ МЧС России

Рис. 4. Количество выполненных НИР

С учетом хозрасчетной деятельности общий объем финансирования Центра в 2004 году составил 24,637 млн. рублей (рис. 8). Увеличение объемов финансирования по сравнению с 2003 годом составило 172 %. Это позволило не только укрепить материально-техническую базу Центра, но обеспечить и социальную защиту его сотрудников. Среднемесячная заработная плата с учетом всех дополнительных выплат за 2004 год

5

0

120

100

80

60

40

20

0

110

90

62

40

2002 2003 2004 2005

35

30

25

20

15

10

5

0

30,500

2002 2003 2004 2005

Рис. 5. Количество научных публикаций

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

Рис. 6.

100

80

60

40 -20 -

3100

2329

1998

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002 2003 2004 2005

Количество отработанных документов

94

2002

2003

2004

2005

Рис. 7. Обеспеченность оргтехникой, %

выросла в 2,4 раза по сравнению с 2002 г., в 2005 году планируется дальнейшее ее увеличение.

Значительное улучшение финансового положения сотрудников Центра произошло за счет трех источников: увеличения прибыли организации; выплаты за научные звания и степени; выплаты за научный стаж работы в Центре.

Таким образом, принятые руководством меры по укреплению материально-технической базы Центра и социальной защищенности его сотрудников способствовали притоку, с одной стороны, в организацию известных ученых, а с другой — молодых специалистов с хорошей базовой подготовкой и сокращению текучести кадров.

Рис. 8. Общий объем финансирования, включая внебюджетную деятельность, млн. руб.

В 2002—2005 годах научные исследования в Центре проводились по 5 основным направлениям:

• стратегические проблемы развития РСЧС;

• стратегические проблемы совершенствования ГО;

• проблемы анализа и управления риском ЧС;

• социологические и исторические исследования;

• исследования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Работы выполнялись по заказу основных подразделений центрального аппарата МЧС России. Ряд НИР, направленных на обеспечение природной и техногенной безопасности России, было выполнено по заказу сторонних организаций, в том числе по грантам РФФИ. В 2002— 2005 годах более десяти НИР было выполнено в инициативном порядке за счет собственных средств.

В 2004 году по проблемам развития РСЧС и МЧС России Центром выполнено 10 работ. В ходе проведенных исследований были получены следующие основные результаты:

• научно обоснованы основные направления развития системы МЧС России на период до 2010 года, разработана система показателей и их значений для оценки эффективности и результативности деятельности МЧС России (включены в доклад Министра на заседании Правительства РФ);

• разработано, согласовано и издано Руководство по ликвидации последствий радиационных и химических аварий;

• разработано, согласовано и подготовлено к изданию Методическое пособие для подготовки руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС;

• разработан и подготовлен к изданию энциклопедический словарь «Гражданская защита», в котором впервые систематизированы со-

П

НР

0

временные знания в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

• разработан, согласован и одобрен на заседании совместной Коллегии МЧС России и Республики Беларусь проект Основ законодательства Союзного государства в области предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;

• подготовлен и принят Международным комитетом Национальный доклад Российской Федерации по реализации международной стратегии уменьшения опасности бедствий;

• разработан и согласован проект Федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

• разработаны и согласованы проекты Положения о защите населения в зонах возможных ЧС радиационного характера и Положения о нормах накопления средств индивидуальной защиты;

• создана Методика оценки социально-экономической эффективности мероприятий по защите населения от ЧС.

По проблемам совершенствования гражданской обороны в 2004 году выполнено 5 НИР, в рамках которых получены следующие основные результаты:

• разработана и согласована Концепция совершенствования гражданской обороны, обоснованы тенденции и направления ее развития;

• впервые подготовлен и согласован проект Основ организации и ведения гражданской обороны в Российской Федерации;

• разработана Система исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время с учетом террористических угроз;

• обоснованы рациональная численность и состав группировки войск гражданской обороны и частей государственной противопожарной службы на военное время;

• разработан и согласован проект Федеральной государственной программы оперативного оборудования территорий Российской Федерации в целях обороны на период до 2025 года в части, касающейся МЧС России;

• разработана и согласована Концепция защиты населения от природных и техногенных ЧС, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В ходе выполнения в 2004 году 4 НИР по проблемам анализа и управления риском получены следующие основные результаты:

• разработана Система показателей и критериев оценки и прогноза стратегических рисков современной России, методов и моделей их ана-

лиза; предложена Система научного мониторинга рисков катастроф и кризисов для оценки уровня национальной безопасности и устойчивого развития страны;

• разработаны методы и модели оптимизации национальной системы возмещения ущербов от катастроф и стихийных бедствий;

• разработан и согласован проект Концепции федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ на период до 2010 года»;

• обобщены данные о причинах и последствиях наиболее крупных катастроф и стихийных бедствий, произошедших в России и мире в 2004 году;

• разработана и подготовлена к изданию монография «Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

В 2004 году Центром выполнено 2 работы по социально-прикладным исследованиям. Получены следующие основные результаты:

• разработаны организационно-технологическая модель проведения социологических исследований в системе МЧС России и соответствующее Положение (Приказ МЧС России от 10.06.2004г. №271);

• проведен социологический опрос среди ученых и специалистов по приоритетным направлениям совершенствования гражданской обороны в современных условиях;

• проведен социологический опрос и сделан научный анализ состояния социально-экономического положения военнослужащих МЧС России и членов их семей;

• выявлены основные социальные факторы, влияющие на процесс реализации кадровой политики МЧС России.

Одной из задач Центра является организация проведения научно-практической работы в системе МЧС России. В 2004 году всеми региональными центрами и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации были выполнены научно-практические работы по 25 темам. Впервые в 2004 году к выполнению научно-практических работ были привлечены органы управления по делам ГОЧС муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.

В частности, в процессе выполнения научно-практических работ были получены следующие результаты:

• проведен анализ состояния и использования местных систем оповещения населения в ЧС и подготовлены предложения по их совершенствованию;

• разработаны предложения по созданию типовых пожарно-спасательных подразделений на муниципальном, территориальном и региональном уровнях;

• разработаны предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры территориальных органов МЧС России;

• научно обоснована единая «вертикаль» ЕДДС в системе МЧС России, разработаны предложения по созданию образцовых ЕДДС на базе единого телефона «01» на муниципальном, территориальном и региональном уровнях;

• проанализировано состояние и разработаны предложения по совершенствованию системы медицинской защиты населения, проживающего в районах размещения химически опасных объектов;

• проанализированы особенности планирования и применения авиации МЧС России и других органов государственной власти в целях предупреждения и ликвидации ЧС;

• обобщена практика и подготовлены предложения по совершенствованию системы подготовки неработающего населения по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС;

• разработаны основные направления совершенствования технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполняемых пожарно-спасательными подразделениями МЧС России;

• проанализирован опыт предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти на территориях республик Татарстан, Башкортостан, Коми, Калининградской и Тюменской областей;

• обобщен опыт проводимых мероприятий по предупреждению и разрушению заторов льда на реках Сибирского и Дальневосточного регионов;

• проведен анализ действий спасателей в реальной обстановке при ликвидации ЧС, разработаны предложения по совершенствованию профессионализма спасателей и пожарных;

• проанализировано состояние социально-экономического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

• разработаны предложения по совершенствованию организации обеспечения водой населения городов и объектов первоочередного жизнеобеспечения в ЧС;

• проведена комплексная оценка функционального состояния специалистов ГПС с учетом профессиональной нагрузки и стажа работы;

• исследована организация системы технического обслуживания и ремонта образцов вооружений, военной и специальной техники МЧС России;

• исследовано состояние и разработаны предложения по совершенствованию системы ликвидации последствий ДТП;

• проанализирована научно-исследовательская деятельность испытательных пожарных лабораторий и разработаны предложения по ее совершенствованию.

В целом План научно-практической работы МЧС России на 2004 год выполнен. Однако серьезные организационные и функциональные изменения, произошедшие в последние годы в МЧС России (введение в состав МЧС России Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам; преобразования в центральном аппарате и территориальных органах МЧС России; возложение на МЧС России дополнительных задач и функций и т.д.) потребовали определенных изменений в организации всей научно-практической работы. Сотрудниками Центра было разработано новое Положение по организации и ведению научно-практической работы в системе МЧС России, которое было утверждено Приказом МЧС России от 17 мая 2005 года № 405. Этим приказом на Центр возложено научно-методическое обеспечение научно-практической работы, а на Департамент гражданской защиты — ее организация.

В этот период активизировалась редакционно-издательская деятельность Центра. Так, только в 2004 году Центром подготовлено к изданию и издано 20 монографий, учебников, сборников и журналов. Количество изданий, рукописи которых подготовлены сотрудниками Центра, увеличилось за последние годы в 1,5 раза.

В 2004 году Центр совместно с Российским научным обществом анализа риска приступил к подготовке и изданию общероссийского научного журнала «Проблемы анализа риска». Концепция научного журнала основывается на представлении всего спектра исследований риска. На страницах журнала публикуются статьи фундаментального и прикладного характера, как правило, междисциплинарные и многоплановые, посвященные проблемам анализа и управления риском различного происхождения и характера.

Журнал издается на русском и английском языках. В 2004 году издано два номера журнала, которые получили высокую оценку мировой научной общественности. С 2005 года периодичность издания журнала — 4 номера в год.

В 2002—2005 годах Центр осуществлял активное сотрудничество с научными и образовательными организациями страны в рамках подписанных соглашений, в том числе с:

• Академией гражданской защиты МЧС России;

• Академией государственной противопожарной службы МЧС России;

• Санкт-Петербургским институтом ГПС МЧС России;

• Екатеринбургским институтом ГПС МЧС России;

• Северо-Восточным институтом МВД Рос-

• Московским государственным университетом;

• Российским государственным технологическим университетом и др.

Ученые Центра принимают активное участие в подготовке научных кадров системы МЧС России. 10 докторов наук — сотрудников Центра — работают в специализированных докторских советах, в том числе при АГЗ, ВНИИ ГОЧС и РАГС при Президенте Российской Федерации по специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

В настоящее время трое офицеров Центра проходят обучение в РАГС по специальности «Социология управления».

На правах совещательного органа управления в Центре функционирует Научный совет, в состав которого входят 32 члена, в том числе 16 докторов и 12 кандидатов наук. В 2004 году проведено 8 заседаний совета, на которых с участием представителей заказывающих подразделений МЧС России рассмотрены наиболее значимые результаты научных исследований.

В 2002 году совместным приказом МЧС России и МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского была создана базовая кафедра Министерства «Природная и техногенная безопасность и управление риском». Руководителем научно-методической деятельности кафедры был назначен заместитель Министра М.И. Фалеев, а заведующим кафедрой — начальник Центра В.А. Акимов.

Основными задачами кафедры являются:

• подготовка квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-технических кадров высшей квалификации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

• организация и проведение прикладных исследований в области анализа и управления риском катастроф и стихийных бедствий;

• повышение квалификации специалистов и руководящих работников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области мониторинга и прогнозирования катастроф и стихийных бедствий.

К основным специальным дисциплинам, читаемым профессорско-преподавательским составом кафедры, относятся:

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

• анализ риска чрезвычайных ситуаций;

• управление риском чрезвычайных ситуаций;

• надежность технических систем и техногенный риск;

• технологии предупреждения и ликвидации ЧС;

• безопасность в чрезвычайных ситуациях;

• системный анализ и моделирование процессов в техносфере;

• законодательство в области безопасности жизнедеятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• защита населения и территорий от ЧС;

• методы и технологии мониторинга ЧС;

• экономические механизмы управления риском ЧС.

Выпускники кафедры будут работать в функциональных и территориальных структурах единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, а также в научных и прогностических организациях МЧС России.

В настоящее время на кафедре проходят обучение более 130 студентов, в том числе на вечернем отделении 30 военнослужащих войск гражданской обороны. Сотрудниками Центра подготовлено более 10 курсов лекций по специальным дисциплинам, 11 студентов принимают активное участие в научных исследованиях в интересах МЧС России.

Центр проводит большую работу с Общероссийской общественной организацией «Российское научное общество анализа риска». Сегодня в составе общества плодотворно работают более 2000 ученых и специалистов в области анализа и управления риском из 58 субъектов Российской Федерации. В конце 2004 года Российское научное общество анализа риска вошло в состав Международного общества анализа риска на правах национального отделения.

Сотрудниками Центра по решению Президиума общества разработаны комплекс методик и система показателей (индикаторов) для комплексной оценки безопасности территорий, на основании которых в 2004 году осуществлена комплексная оценка безопасности Ульяновской и Кемеровской областей. В 2005 году аналогичная работа проводится региональными отделениями общества в 8 субъектах Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 10.12.2004 г. № 504 утвержден новый Устав ЦСИ ГЗ, в котором на Центр возложены дополнительные задачи. В частности:

• исследование проблем пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

• организация и проведение социологических и социально-прикладных исследований в системе МЧС России;

• ведение совместной деятельности с ведущими научными и образовательными учреждениями;

• подготовка аналитических докладов по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопас-

ности, безопасности людей на водных объектах и при террористических актах;

• решение оперативно-аналитических задач в сфере гражданской защиты.

С учетом дополнительных задач, возложенных на Центр, с 01.02.2005г. введен в действие штат № 51/928 ЦСИ ГЗ, согласно которому Центр состоит из 5 научных направлений:

• стратегических проблем развития гражданской обороны;

• стратегических проблем развития РСЧС;

• проблем анализа и управления риском;

• социологических и исторических исследований;

• проблем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Основными задачами Центра на 2005 год в области исследования проблем гражданской обороны являются:

• обоснование основных направлений развития сил гражданской обороны на период до 2015 года;

• оптимизация и унификация организационно-штатных структур войск гражданской обороны и воинских частей ГПС на военное время;

• разработка методологических подходов к повышению эффективности мероприятий гражданской обороны и защиты населения;

• разработка проектов Концепции защиты населения и Нормативов по размещению и строительству защитных сооружений гражданской обороны;

• оперативно-стратегические исследования в целях оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны на период до 2025 года;

• разработка интерактивной системы поддержки принятия решений при ликвидации ЧС радиоактивного, химического и бактериологического характера;

• разработка технологий совершенствования профессиональной подготовки кадров МЧС России по вопросам гражданской обороны;

• разработка типовых проектов быстровозво-димых убежищ для укрытия населения.

По проблемам развития РСЧС и МЧС России Центром в 2005 году выполняются следующие работы:

• систематизация знаний по истории катастроф, теории и практики гражданской защиты на территории России;

• инновационные и маркетинговые исследования с целью создания конкурентоспособных разработок в интересах МЧС России;

• разработка проектов Стратегии международного сотрудничества МЧС России и Федерального закона «О международной гуманитарной деятельности»;

• развитие автоматизированной информационной системы оперативного персонального поиска и спасения людей с использованием ресурсов КОСПАС-САРСАТ;

• совершенствование методологии и системы показателей оценки и прогноза результативности и эффективности функционирования системы МЧС России.

По проблемам анализа и управления риском ЧС в 2005 году Центр приступил к проведению следующих исследований:

• разработка и согласование проекта ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ на период до 2010 года»;

• разработка методов прогноза кризисных ситуаций в стране и предложений по их предупреждению;

• разработка комплекса программных средств имитационного исследования и прогнозирования кризисов и катастроф в Российской Федерации;

• разработка проекта концепции государственного управления на основе оценки и прогноза значений показателей стратегических рисков;

• развитие методов моделирования и оптимизации национальной системы возмещения ущерба от ЧС с использованием внебюджетных механизмов и новых продуктов финансового рынка.

В 2005 году Центр выполняет комплекс работ по социологическим и историческим исследованиям, в том числе:

• социологическая оценка состояния морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России на основе опроса всех категорий сотрудников Министерства;

• социологическая оценка эффективности и результативности функционирования МЧС России по результатам опроса различных категорий населения страны;

• мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей;

• социологический анализ международного и отечественного опыта формирования и развития кадровых ресурсов в органах государственной власти; выявление социальных факторов развития кадрового потенциала МЧС России;

• разработка инструментария и программы социологического мониторинга кадровых ресурсов системы МЧС России;

• мониторинг социальных причин коррупционных правонарушений и их отдельных видов в системе МЧС России;

• подготовка рукописей юбилейных изданий, посвященных 15-летию МЧС России.

По поручению Департамента гражданской защиты в 2005 году Центром выполняются

задания по оперативно-аналитическим исследованиям, в том числе:

• подготовка аналитических докладов по проблемам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

• внедрение современных методов, технических средств и технологий для подготовки учащихся и студентов средних и высших учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

• научно-методическое сопровождение работ по созданию Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения о ЧС мирного и военного характера;

• участие в комплексных проверках готовности территориальных органов МЧС России к выполнению задач по предназначению;

• участие в подготовке и проведении проверки научных и образовательных организаций МЧС России.

В области редакционно-издательской деятельности на 2005 год Центром проводится серьезная работа по подготовке к изданию более 20 рукописей. Издание некоторых из них приурочено к 15-летию МЧС России.

В 2005 году Центром осуществлена подготовка и проведены четыре научно-практические конференции:

• X Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы регулирования природной и техногенной безопасности в XXI веке»;

• научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования гражданской защиты в Российской Федерации — стратегия, теория, практика»;

• II Всероссийская конференция по проблемам совершенствования гражданской обороны Российской Федерации в современных условиях;

• научно-практический семинар «Актуальная проблема защиты населения от последствий террористических актов биологического характера».

5. Перспективы развития ЦСИ ГЗ МЧС России

В 2004 г. в МЧС России была развернута работа по внедрению методов программно-целевого планирования его деятельности по всем основным направлениям, прежде всего с целью развития и повышения эффективности функционирования. В настоящее время идет активная разработка тридцати ведомственных целевых программ МЧС России на 2006—2008 годы. В рус-

ле развития Министерства должен развиваться и ЦСИ.

Анализ зарубежного и отечественного опыта применения программно-целевого метода планирования как одного из наиболее перспективных в современных экономических условиях методах управления, в том числе в организациях научно-технической сферы, позволяет заявить о целесообразности его применения для решения проблемы повышения эффективности деятельности ЦСИ.

Программно-целевой метод положен в основу развития Центра на 2006—2008 годы как ведомственной научной организации, имеющей самостоятельные совершенно конкретные функции, задачи и направления научной деятельности и обеспечивающей в своей части повышение эффективности функционирования системы МЧС России в целом.

Основной целью разрабатываемой программы развития Центра на 2006—2008 гг. является повышение эффективности деятельности Центра как научной организации на основе оптимизации направлений исследований и структуры Центра исходя из его функций в соответствии с Уставом, улучшения социально-экономических и других показателей, характеризующих его функционирование.

Основные задачи этой программы следующие:

1) оптимизировать состав, структуру и численность ЦСИ в соответствии с его функциями и задачами, определенными Уставом Центра и нормативными документами МЧС России;

2) сформировать комплексный целевой подход к ресурсному обеспечению развития Центра (финансового, материально-технического, кадрового), его размещению и созданию необходимых условий труда сотрудникам Центра;

3) увеличить объем и качество результатов научно-исследовательской и других видов деятельности по закрепленным направлениям в интересах МЧС России и других организаций, обеспечивающих стабильное финансовое положение Центра и его развитие;

4) повысить престиж и усилить факторы мотивации деятельности сотрудников и руководителей Центра, их социальной защищенности в современных экономических условиях.

В результате выполнения программы развития ЦСИ на 2006—2008 гг. ожидается получить четыре основных результата:

Первый. Сформировать оптимальную организационно-штатную структуру Центра, позволяющую эффективно выполнять возложенные на Центр функции, определенные Уставом Центра по основным видам деятельности.

В составе ЦСИ ГЗ МЧС России сформировать до конца 2008 г. следующие основные науч-

ные подразделения: направление стратегических проблем развития гражданской обороны, направление стратегических проблем развития РСЧС, направление проблем анализа и управления риском, направление социологических и социально-прикладных исследований в сфере гражданской защиты, направление исторических и энциклопедических исследований ГО, РСЧС и МЧС России, направление проблем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения России, направление проблем совершенствования системы управления РСЧС и ГО, направление стратегических проблем развития противопожарной службы, направление стратегических проблем развития государственной инспекции по маломерным судам, а также направление обеспечения деятельности Центра.

Второй. Обеспечить размещение и необходимые условия работы и сотрудников Центра и материально-техническое оборудование рабочих мест, в том числе автоматизированных, в соответствии с существующими нормами и правилами и научной организацией труда, реализовав внедрение современных информационных технологий в процессе научно-исследовательской деятельности его сотрудников.

Третий. На основе расширения направлений научных исследований, выполняемых Центром, увеличить объем и качество выполняемых НИР как за счет сметы содержания, так и по договорам (государственным контрактам).

Формирование самостоятельных направлений научных исследований в Центре будет соответствовать по срокам и тематике созданию вышеназванных структурных подразделений в процессе реализации программы.

Объем выполняемых НИР предлагается оценивать не количеством отдельных тем выполненных НИР, а их суммарной стоимостью в год, включая как стоимость выполненных НИР по смете содержания Центра, так и стоимость НИР, выполненных по государственным контрактам (договорам) с МЧС России, другими органами государственной власти и организациями.

Качество результатов выполненных НИР необходимо оценивать по:

• количеству реализованных результатов выполненных НИР (подготовка и издание научных трудов, а также нормативных и методических документов, различных сборников, статей в периодических изданиях и т.д.) и объему изданных материалов в печатных листах;

• по итогам рассмотрения результатов наиболее важных НИР на заседаниях Коллегии МЧС России и Военного совета войск гражданской обороны;

• количеству исполнителей НИР, имеющих ученую степень доктора (кандидата) наук, в том

числе привлеченных из других организаций соответствующего профиля на договорной основе;

• использованию при выполнении НИР результатов научных исследований, аналогичного или близкого характера, полученных как отечественными, так и зарубежными учеными, что должно быть отражено в отчетах о выполнении НИР.

Четвертый. Повышение престижа работы в Центре, усиление фактора мотивации эффективного управления и деятельности руководителей всех звеньев и специалистов, их социальной защищенности.

Этот результат планируется получить на основе постоянного увеличения среднемесячной средней заработной платы сотрудников Центра за счет фонда оплаты труда, в том числе по НИР, выполняемых по договорам, установленных выплат социального характера и премий за счет прибыли, полученной Центром от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Социальные последствия реализации программы развития ЦСИ, на наш взгляд, должны быть следующими:

• в расширении направлений научной деятельности ЦСИ в соответствии с Уставом Центра и увеличении объема выпускаемой научно-технической продукции, которая может быть положена в основу развития ГО, РСЧС и системы МЧС России;

• в повышении роли Центра в сфере научно-технической деятельности МЧС России в рамках существующего разделения направлений научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными учреждениями МЧС России;

• в повышении престижа и мотивации деятельности всех категорий сотрудников ЦСИ, их социальной защищенности и др.

Экономические последствия реализации программы заключаются в целенаправленном и рациональном использовании бюджетных средств МЧС России и внебюджетных средств ЦСИ, обеспечивающих повышение экономической и социальной эффективности его функционирования в научно-технической сфере.

Общая оценка вклада программы развития ЦСИ на 2006—2008 гг. в достижение стратегической цели (повышение эффективности деятельности Центра) заключается в том, что ее реализация позволит комплексно и сбалансированно выполнить основные мероприятия, обеспечивающие его развитие по основным направлениям на основе привлечения как бюджетных средств МЧС России, так и собственных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При этом риски реализации программы являются минимальными, так как:

1) бюджетные средства, обеспечивающие выполнение мероприятий программы, должны быть задействованы за счет ведомственных целевых программ МЧС России на 2006— 2008 гг.;

2) за последние три года существует стабильный рост доходов Центра от предприниматель-

ской и иной приносящей доход деятельности, который в соответствующем объеме может быть направлен на выполнение мероприятий программы;

3) Центр полностью укомплектован научными кадрами и специалистами, имеющими высшую квалификацию и значительный опыт работы как в научно-технической сфере, так и в системе МЧС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература по проблемам анализа риска

В. А. АКИМОВ

В. В. ЛЕСНЫХ Н.Н.РАДАЕВ

п

НР

@

РИСКИ

В ПРИРОДЕ, ТЕХНОСФЕРЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЭКОНОМИКЕ

В. А. Акимов, В. В. Лесных, Н. Н. Радаев

Риски в природе, техносфере, обществе и экономике

В монографиии с единых научно-методических позиций рассмотрены и систематизированы результаты исследований и практической деятельности в области анилиза и управления рисками в природе, техносфере, обществе и экономике.

Приведены методологические, методические и модельные подходы к идентификации, оценке и прогнозу качественных и количественных показателей риска. Центральной темой монографии является управление риском жизнедеятельности человека и жизнеспособности организаций.

Отдельные главы монографии посвящены основам анализа риска в различных сферах; методам оценки опасностей и ущербов при чрезвычайных ситуациях; характеристикам и системам управления рисками в природе, техносфере, обществе и экономике; принципам, методам и технологиям риск-менеджмента.

Книга предназначена для специалистов в области анализа и управления риском в различных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.