Научная статья на тему '10 лет информационно-аналитических исследований проблем культурологии в ИНИОН РАН'

10 лет информационно-аналитических исследований проблем культурологии в ИНИОН РАН Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
221
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «10 лет информационно-аналитических исследований проблем культурологии в ИНИОН РАН»

Л.В.СКВОРЦОВ, И.Л.ГАЛИНСКАЯ, С.Я.ЛЕВИТ* 10 ЛЕТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ИНИОН РАН

Одним из направлений в научно-информационной и аналитической деятельности ИНИОН в 90-е годы становится культурологическая тематика. Это обусловлено глубоким цивилизационным сдвигом, вызванным процессом реформ. Резкое изменение духовных и социальных ориентаций, слом прежних нравственных представлений породили общественную потребность в переосмыслении культурной идентичности России, основных направлений социальной активности, формирования современного образа жизни.

В октябре 1990 г. было принято решение о создании Лаборатории теории и истории культуры, которая в 1995 г. была преобразована в Отдел (зав. Отделом — д.ф.н. И.Л.Галинская).

Налаживание целенаправленной реферативной и аналитической деятельности в области культурологии с самого начала встретилось с серьезными теоретическими и практическими

* Скворцов Лев Владимирович - доктор философских наук, профессор, заместитель директора ИНИОН РАН, руководитель Центра гуманитарных научноинформационных исследований ИНИОН РАН; Галинская Ирина Львовна - доктор филологических наук, заведующая Отделом культурологии Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН; Левит Светлана Яковлевна -кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Отдела культурологии Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН.

трудностями. Одна из них заключалась в многообразном, подчас расплывчатом, определении культуры. Поэтому и трактовка культурологии, как концептуального осмысления культуры, оказалась на довольно зыбкой почве. Отсутствовало и институциональное закрепление традиции культурологических исследований в нашей стране. Достаточно сказать, что в Орфографическом словаре русского языка (2) слово «культурология» вообще не значится. Его нет и в Советском энциклопедическом словаре (3).

ИНИОН одновременно решал две задачи: во-первых,

необходимо было наладить продуманную систему информации по широкому спектру проблем культурологии и тем самым дать толчок для проведения широких культурологических исследований; во-вторых, необходимо было обеспечить быстрый подъем этих исследований на уровне современной мировой культурологической мысли.

Принципиальным рубежом на пути решения этих задач стало создание в 1992 г. серии «Лики культуры». На Ученом совете ИНИОН РАН была разработана и утверждена перспективная научно -информационная программа этой серии. Имелось в виду осуществить отбор трудов классиков культурологии, выдающихся исследователей, теоретиков культуры, организовать квалифицированный перевод их работ и начать широкую издательскую деятельность.

К программе «Лики культуры» проявило интерес Министерство культуры России. И это понятно: при ее разработке учитывалось, что курс культурологии стал вводиться в высшие учебные заведения страны.

Намечаемая переводческая и издательская деятельность строилась таким образом, чтобы она соответствовала основным целям, которые ставились программами курса культурологии в высших учебных заведениях страны.

Министерство культуры, одобряя программу и ее основные цели, к сожалению, не смогло оказать ей финансовую поддержку. ИНИОН был вынужден искать эту поддержку у различных фондов. Фонд «Культурная инициатива» оценил значение программы и принял принципиальное решение о финансировании ее издательского аспекта.

Важную роль в реализации программы сыграло сотрудничество ИНИОН с издательством «Юрист». Руководство издательства сумело обеспечить практическую реализацию финансовой поддержки издания и наладить оперативный выпуск томов серии «Лики культуры» на достаточно высоком полиграфическом уровне. В результате проведенной работы уже к 1997 г. увидели свет следующие тома серии: Вебер М. «Образ общества», Трёльч Э. «Историзм и его проблемы», Тиллих П. «Теология культуры», Виндельбанд В. «Дух и история», антология «Культурология ХХ век», альманах «Лики культуры», Померанц Г.С. «Выход из транса», «Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма», Зиммель Г. «Избранное» (т. 1. — «Философия культуры»; т. 2 — «Созерцание жизни»), «Культура Возрождения в Италии» Якоба Буркхардта, «Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы», «Христос и культура» Ричарда Нибура и Рейнхольда Нибура, а также том, посвященный Э.Кассиреру. Всего было издано 15 томов серии.

Серия «Лики культуры» встретила широкую позитивную реакцию и в академической среде, и в средствах массовой информации. Было опубликовано большое количество рецензий в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Вестник РГНФ», «Новое литературное обозрение», «Новая и новейшая история», «Вопросы философии», «Литературное обозрение». Отмечалось, что она содействует восстановлению разорванных духовных связей, знакомству российского читателя с сокровищницей мировой культурологической мысли, отвечает высоким требованиям и информативного, и философско-рефлективного, и эстетического свойства. Весь цикл серии был сформирован таким образом, что он составил «целостный свод историко-культурных знаний».

Отмечалось и социальное значение серии, дающей представление о той классической мере социального поведения и мышления, которая спасает политическую практику от разного рода утопических кульбитов.

Серия была представлена на книжных ярмарках Германии и Израиля. Согласно рейтингам, публикуемым еженедельником «Книжное обозрение», книги серии неизменно становились «бестселлерами для интеллектуалов».

Реализация замысла серии «Лики культуры» стала возможной благодаря «школе ИНИОНа», завоевавшей авторитет как один из важнейших центров нашей информационной и теоретической мысли. Другим ключевым условием успеха стала консолидация сил научных сотрудников целого ряда академических институтов (и прежде всего Института всеобщей истории, Института философии и др.), привлечение к работе квалифицированных переводчиков. Значение этого факта для реализации следующих этапов программы трудно переоценить: объединение усилий ученых позволило ИНИОН начать масштабную работу в трех ключевых направлениях.

Первое — это создание энциклопедических и справочных изданий, представляющих собой качественно новый уровень информационно-аналитической деятельности, органически соединяющий решение двух задач: теоретического исследования нового поля гуманитарного знания и информационного обеспечения академической и образовательной сфер культурологии.

Второе — это расширение сферы научно-информационной работы по переводу и комментированию трудов зарубежных классиков культурологической мысли, а также переизданию отечественных раритетов, ознакомлению научной общественности с трудами талантливых российских исследователей.

Третье — это подготовка изданий, позволяющих переводить результаты научных исследований в сфере культурологической мысли на язык, доступный студенческой аудитории.

Основная работа по организации выполнения этих задач была сосредоточена в Центре гуманитарных научно -информационных исследований ИНИОН РАН, образованном в 1997 г. (руководитель Центра — д-р филос. наук Л.В.Скворцов).

В определении стратегии научно-информационной деятельности руководство Центра исходило из объективной необходимости формирования адекватного задачам времени самосознания российского общества. Вне этого духовного процесса трудно рассчитывать на то, что Россия сможет успешно ответить на вызовы нового тысячелетия. Соответственно определялись и задачи культурологических научно-информационных исследований.

В настоящее время в мире широко обсуждаются возможности создания единой глобальной культуры. Диапазон позиций здесь весьма широк — от признания исторического формирования такой

культуры до отрицания самой возможности существования универсальной культуры вне рамок отдельных национальных культур.

Анализ реальных процессов развития духовной жизни и взаимодействия цивилизаций показывает, что ныне уже сложился общий язык универсальной культуры, — это прежде всего язык современной науки. Но наряду с этим существует и культурное многообразие, которое не исчезает, а пополняется новым смыслом: элементы национальных культур сегодня обретают все более широкое межнациональное звучание. Жизнь в качественно новой культурной среде требует теоретического осмысления той, по определению академика Д.С.Лихачева, «гомосферы», тех главных гуманистических ориентаций, без которых человек утрачивает свою духовную и социальную сущность.

Сложность изучения русской культуры состоит в том, что она, с одной стороны, имеет глубокую связь с культурой общеевропейской. С другой стороны, русская культура с самого начала имела самобытный характер. Она испытала на себе глубинное влияние Византии, основных философских течений Востока. Ни один из этих аспектов русской культуры не может быть механически отброшен. Дело в том, что Россия создала тот органический культурный синтез, который определил ее особое духовное лицо и мировое влияние.

Преодоление духовного кризиса, в котором оказалось сегодня российское общество, требует не только терпеливой и настойчивой работы, углубленного и систематического знакомства с русскими культурными традициями, духовного просвещения общества, но и создания и распространения высококачественной информации на всем поле культурологии.

Для успешного решения этой задачи отечественная культурологическая мысль, осуществляя аналитическую деятель-ность, должна вместе с тем учитывать новейшие зарубежные разработки в таких областях знания, как культурная антропология, философия и социология культуры, теория пространственно-временных и словесных форм художественной культуры, этнические стереотипы в культуре, символические знаки различных культур.

Разумеется, самой по себе информационной деятельности в области культурологии было недостаточно. Здесь вставали принципиальные теоретические проблемы, одной из которых был вопрос о предмете культурологии как науки.

Этот вопрос к концу 90-х годов приобрел острый практический разворот: будет ли культурология сохранена в качестве дисциплины, по которой защищаются диссертации и присуждаются ученые степени, будут ли создаваться ученые советы, в которых может быть реально осуществлена такая защита? Или на пути развития новой научной дисциплины в России будут созданы искусственные препятствия, как это делалось в свое время в отношении генетики и кибернетики?

Центр решил организовать свободную дискуссию по этому ключевому вопросу на конференции «Культурология — наука XXI века». Она состоялась 10 февраля 2001 г. На конференцию были приглашены представители заинтересованных министерств и ведомств, широкий круг ученых. С докладом выступил руководитель Центра, заместитель директора ИНИОН д-р филос. наук проф. Л.В.Скворцов. В обсуждении приняли участие ведущие культурологи — Г.С.Померанц, ректор Высшей школы культурологии А.Я.Флиер, проф. МГУ Г.А.Аванесова, главный редактор серии «Лики культуры», ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН С.Я.Левит, зав. Отделом культурологии ИНИОН РАН, д-р филол. наук И.Л.Галинская, зав. кафедрой культурологии МАИ Л.А.Мостова, зав. кафедрой истории и теории культуры РГГУ Г.И.Зверева, зав. Отделом литератур Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН В.Б.Земсков, проф. кафедры истории и теории культуры РГГУ И.В.Кондаков, ведущий научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН д-р филос. наук А.С.Ахиезер, старший научный сотрудник Института искусствознания А.А.Пелипенко, зав. лабораторией Института проблем образования И.Г.Яковенко, председатель научно-методического Совета по культурологии Министерства образования Т.Ф.Кузнецова, декан факультета культурологии Государственной академии славянской культуры Л.А.Сугай.

Все выступавшие выражали свое принципиальное несогласие с возникшими попытками создать препятствия на пути нормального развития культурологии как науки.

Конференция сыграла важную роль в укреплении позиций культурологии, что позволило сохранить и необходимую атмосферу для продолжения масштабной научно-информационной работы в этой области. Успех конференции был обусловлен тем, что она

опиралась на уже достигнутые культурологией фундаментальные научные результаты.

В 1997 г. был опубликован словарь «Культурология. XX век». Композиция Словаря позволяла выявить логику науки о культуре, методы изучения культуры, исследовательские направления и школы в культурологии, основные дискуссии вокруг ее проблем.

В 1998 г. вышла в свет двухтомная энциклопедия «Культурология. XX век» (главный редактор и составитель

С.Я.Левит), не имеющая аналогов в отечественной и мировой литературе.

Энциклопедия и Словарь создавали соответствующую современному мировому уровню информационную основу как исследований в области культурологии, так и преподавания курса культурологии в учебных заведениях. Кроме того, в 1997 г. была опубликована Антология исследований культуры, в которой были представлены взгляды ведущих западных теоретиков (Л.Уайта, Д.Мердока, А.Крёбера, Р.Бенедикт, Ф.Боаса, Б.Малиновского, А.Радклиф-Брауна и др.) на ключевые проблемы теории культуры. Эти работы составили новую серию «Культурология. XX век». Программа этой серии обширна. Она включает в себя такие работы, как антологии «Самосознание европейской культуры и искусства XX века», «Персонализм и культура», «Избранное» в двух томах, содержащие работы классиков культурологии. В этой серии также опубликована работа известного американского антрополога Уильяма Алойда Уорнера «Живые и мертвые», которая считается лучшим описанием повседневных ритуалов в современных обществах.

В 1997 г. была создана серия «Книга Света». Эта серия продолжала основную линию серии «Лики культуры». Вместе с тем она существенно расширяла информационное поле культурологии. Первые работы, опубликованные в этой серии — «Жизнь и учение Канта» Э.Кассирера, «История безумия в классическую эпоху» М.Фуко, — вызвали большой интерес специалистов. Затем

последовали публикации работ Альфреда Вебера «Избранное: кризис европейской культуры», Теодора Адорно «Избранное: социология музыки», самого крупного произведения Поля Рикера «Время и рассказ», произведения одного из основных представителей французского структурализма Клода Леви-Стросса «Мифологики»,

работы немецкого филолога Эриха Ауэрбаха «Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе», произведений Реймона Арона «Избранное: введение в философию истории», книги немецкого историка Герхарда Брендлера «Мартин Лютер: теология и революция», произведений ведущего представителя неотомизма Этьена Жильсона «Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию Св. Фомы Аквинского». Были также опубликованы «Систематическая теология» Пауля Тиллиха, «Избранное: язык рода человеческого» Ойгена Розенштока-Хюсси, «Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации» Вильгельма Дильтея, «Избранное: тотальность и бесконечное» Эммануэля Левинаса, «Избранное. Социология культуры» Карла Мангейма, «Избранное» Гастона Башляра.

Большой интерес читателя вызывают последние публикации этой серии — третий том сочинений Клода Леви-Стросса «Мифологики. Происхождение застольных обычаев», труд влиятельного историка культуры Андре Шастеля «Искусство и гуманизм Флоренции времен Лоренцо Великолепного», главный труд немецкого социолога Норберта Элиаса «О процессе цивилизации: социологические и психогенетические исследования», сочинения Майстера Экхарта «Об отрешенности», второе издание «Протестантской этики» Макса Вебера.

В ближайшее время выйдет в свет главный труд Эрнста Кассирера «Философия символических форм» в трех томах. Это выдающееся произведение представляет собой ряд взаимосвязанных исторических и систематических исследований, посвященных языку, мифу, религии и научному познанию.

Важное место в духовной жизни нашего общества занимает серия «Российские пропилеи». В этой серии представлены труды выдающихся мыслителей России и русского зарубежья. Издание работ российских исследователей М.О.Гершензона, А.Н.Веселовс-кого, М.С.Корелина, С.И.Великовского, А.Я.Гуревича, А.В.Михайлова, С.В.Лёзова, Г.С.Померенца, Ф.И.Буслаева и других открывает для читателя новый пласт истории культуры.

Уникальным исследованием становления развития и бытия христианской культуры на протяжении почти двухтысячелетнего ее существования является книга известного культуролога, философа и искусствоведа В.П.Бычкова «2000 лет христианской культуры», в

которой анализируются феномены христианского символизма, концепция духовного эроса и творчества.

Широкий общественный резонанс вызвало издание литературного наследия М.В.Юдиной. Этот том объемом более 50 уч.-изд. листов был выпущен к открытию Юдинских чтений, которые состоялись в ИНИОН РАН 10 сентября 1999 г. в связи со 100-летием со дня рождения выдающейся пианистки.

В газетах «Известия», «Культура», «Назависимая газета», «Вечерняя Москва», «Поиск» появились сообщения о Юдинских чтениях. Радиостанция «Орфей» посвятила открытию Юдинских чтений сорокаминутную беседу с председателем Оргкомитета Л.В.Скворцовым.

О своем желании выступить с докладами на открытии Юдинских чтений заявили более двадцати видных специалистов, деятелей культуры и искусства, философов, историков, искусствоведов. В чтениях приняли участие Е.Б.Пастернак, сын Бориса Пастернака, и В.В.Юдина — сестра М.В.Юдиной.

Издание литературного наследия М.В.Юдиной в серии «Российские пропилеи» стало важным событием в культурной жизни. Открытие Юдинских чтений послужило началом целой серии теоретических обсуждений, посвященных М.М.Бахтину, Л.П.Карсавину, В.С.Соловьеву.

Материалы Юдинских чтений опубликованы в дайджесте «Культурология» (1).

Широкую популярность приобрела начатая в 2000 г. серия «ИишапНав», которая является своеобразным олицетворением соединения академической науки с учебным процессом в высших учебных заведениях. В этой серии опубликованы книги П.Гайденко «История греческой философии в ее связи с наукой», В.Губина «Философская антропология», А.Косарева «Философия мифа», Г.Померанца и З.Миркиной «Великие религии мира», В.Розина «Семиотические исследования», антология «Путь в философию».

В ближайшей перспективе в этой серии будут опубликованы работы, посвященные истории русской культуры, истории индийской философии, историографии, истории и теории морали, психологии искусства, теории культуры и информационной культуре, проблемам культурологии, методологии политического анализа, истории отдельных стран.

Важная особенность серии состоит в ее нацеленности на стимулирование творческого мышления молодежи, свободы ее от догм, содействие поиску новых решений для обновления общества на основе гуманистического миросозерцания.

Для научно-информационного обеспечения фундаментальных исследований в области гуманитарного знания создана серия «Витта сиИиго1о§1ае». В этой серии опубликовано двухтомное издание «Портреты историков: время и судьбы». Опубликованы также «Словарь персонажей русской литературы» (вторая половина XVIII— XIX в.) и «Словарь средневековой культуры». Предполагается издание «Энциклопедии культурологии» в пяти томах (автор проекта и главный редактор С.Я.Левит). В издании будет развернута панорама культур России, Запада, Востока, их взаимодействия и взаимопроникновения. В энциклопедии будут представлены основные направления, школы, формирующие основы мировой культуры, концепции и идеи культурологии. В создании энциклопедии принимают участие ведущие отечественные ученые и специалисты.

Предполагается также издание двухтомной иллюстрированной «Всемирной энциклопедии вилл, парков, садов и усадеб с древнейших времен до наших дней». В первом томе будет раскрыто содержание основных понятий — вилла и ее типология (античная вилла, ренессансная вилла, вилла как рай, вилла как убежище, вилла как родина и т.д.), сад и его типология (райский сад, сад любви, сакральный сад, висячий сад, храмовый и монастырские сады и т.д.). Аналогичным образом будут раскрываться и понятия парка, усадьбы, дворца, замка, характеристика основных элементов садово-паркового и усадебного ландшафта, основные персоналии создателей парков, вилл и дворцов.

Во втором томе в хронологическом порядке будут рассмотрены основные эпохи в развитии стилистики сада и виллы.

Предполагается также издать «Лексикон художественноэстетической культуры XX века». Это — уникальный справочноисследовательский проект, в котором будут охвачены основные явления и теории художественной культуры XX в.

Осуществляя масштабную информационно-аналитическую деятельность в области культурологии, Центр гуманитарных научноинформационных исследований ИНИОН исходит из предсказания

Клода Леви-Стросса, согласно которому «двадцать первый век будет веком гуманитарных наук или его не будет вовсе».

Ключевая проблема современной общественной жизни заключается в нейтрализации негативных последствий современного технического прогресса, нахождении формулы гармонии человека и природы, позитивного взаимодействия различных цивилизаций. Отдел культурологии, имея в виду эту стратегическую задачу, осуществил издание в ИНИОН около трех десятков томов работ ведущих культурологов: М.Вебера, М.Бубера, В.Виндельбанда,

Э.Мунье, Г.Мадинье, П.Сорокина, Д.Робинсона, К.Теплица, Д.Флуссера, К.Ясперса, Э.Фромма, С.Лема, С.Грофа и др. Подготовлены и опубликованы альманахи «Лики культуры», сборники, посвященные проблемам человека и социокультурной среды, хрестоматии, посвященные проблемам теории культуры. Начиная с 1990 г. вышли в свет двенадцать выпусков ежегодника «Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты)», охватывающих ключевые проблемы, такие как: культура самосознания, природа насилия, перцепция страха, человек и власть, толерантность, история эзотеризма и современность, биосфера, ноосфера и экология, природа творчества и др. С 1994 г. выпускался альманах старой и новой культуры «ЭОН».

Особо следует подчеркнуть важную научную функцию дайджеста «Культурология» (главный редактор — И.Л.Галинская), который не только дает информацию по всему полю культурологии, но и публикует теоретические статьи по проблемам методологии гуманитарного знания. На основе теоретических публикаций дайджеста ученые и преподаватели Ставропольского государственного университета опубликовали работу «Метаобразование как философская и педагогическая проблема», в которой выдвигается целый ряд конкретных практических предложений по совершенствованию системы воспитания в высшей школе.

Отделом также подготовлена и опубликована двухтомная антология «Самосознание России», в которой представлены лучшие образы отечественной общественной мысли, трактующие вопросы национальной самоидентификации, эволюции культурно-нормативных форм российского бытия. Она включает выпуски: «Древняя Русь и Московское государство» и «Философские рефлексии», которые были отмечены дипломом I степени по итогам конкурса научно-

исследовательских и научно-информационных изданий ИНИОН РАН 2001 г.

Информационно-аналитическая и переводческая деятельность стала предпосылкой теоретических обобщений, определяющих стратегические направления работы Центра гуманитарных научноинформационных исследований.

Среди этих обобщений необходимо выделить вывод о мире культуры как специфическом мире субъект-объектной феноменальной реальности, т.е. реальности, обладающей смысловой структурой. В ней мир вещей и явлений обретает смысл лишь в своей соотнесенности с субъектом. С другой стороны, в феноменальной реальности жизнь субъекта обусловлена определенными качествами объективности. Со схватыванием смыслового целого связана символическая способность человека, которая постигается специфической гносеологией — гносеологией цельного знания, выявляющей основания соединения чувства человека с его разумом и волей. Вместе с тем выявляется принципиальное отличие философской картины мира от культурологической: философия формирует картину универсума и определяет пути постижения его сущности; культурология выявляет сущность космосов жизни этносов, наций и цивилизаций, механизмы, обеспечивающие их сохранность, совершенствование гармонии бытия человека.

В Центре также осуществлена разработка теоретических оснований информационной культуры в социокультурологическом контексте. Выделены основные символаты информационной культуры: информационная инфраструктура, видеоряд и метаобразование. Даны научные определения информационного сообщества, информационного поля, потока и кванта информации, типов информационного обеспечения. Дан анализ следствий стихийного формирования информационного общества.

Применительно к России рассмотрен вопрос взаимодействия информационной культуры с исторически складывающейся духовной идентичностью. Рассмотрены составляющие духовной идентичности России: вертикальная и горизонтальная соборность, природа

духовных ошибок; расшифровывается формула цивилизационного прогресса.

XIX в. создал плацдарм, обеспечивший триумф научной ментальности в XX в. Но вместе с тем возникли предпосылки

односторонней трактовки сущности научного мышления. Научное мышление стало трактоваться в духе философии позитивизма, исходя из парадигмы естественно-научного знания, постигающего объективные законы, в действии которых субъективность как таковая не может играть существенной роли. Соответственно и в обществознании сложилась вера в общие законы, фатально определяющие основные стадии исторического развития. Политическая практика реализации требований общих законов породила в ХХ в. огромные деструктивные последствия.

Это вызвало некую обратную волну в научной ментальности. Теперь мы имеем дело с отрицанием общих законов, с представлением о социальной эволюции как сумме периодических переходов от хаоса к порядку и от порядка через точки «бифуркации» к хаосу. Социальная эволюция теперь трактуется по аналогии с естественными процессами типа броуновских движений. Это представление является не чем иным, как вывернутым наизнанку позитивизмом.

Для того чтобы преодолеть порочный круг, подталкивающий к движению научной мысли в методологических крайностях, необходимо понимание специфики гуманитарного знания как второго полушария знания научного. Только в этом случае научное знание сможет обрести ту полноту, которая позволяет объяснить явления, которые до сих пор нередко обходились стороной научным исследованием в силу их кажущейся методологической парадоксальности.

В ходе развертывания аналитической и информационной деятельности сложились основные принципы работы Совета Центра гуманитарных научно-информационных исследований.

Совет Центра оказался перед проблемой обвального сокращения государственного финансирования академической науки и неадекватности оплаты высококвалифицированного труда, а стало быть, и эрозии стимулирующей роли заработной платы. В этой ситуации нам пришлось корректировать традиционные подходы к управлению научной деятельностью.

Первая проблема, которую пришлось решать, — это проблема выработки долгосрочных программ научно-информационной деятельности, выполнение которых могло стать заметным культурным явлением, а значит, привлечь внебюджетные финансовые средства. И здесь был сделан акцент на подготовке энциклопедических и

справочных изданий, словарей, а также сериальных изданий переводов зарубежной классики и отечественных раритетов.

Такой подход позволил выйти за рамки тех узких возможностей, которые предоставляло государственное финансирование.

Вторая ключевая проблема — это эрозия традиционной мотивации труда. Здесь продуктивным оказался путь значительного расширения возможностей для самореализации сотрудников, обладающих большим творческим потенциалом.

Вместе с тем свобода творческой самореализации действует в правильном направлении, т.е. в направлении основных научноинформационных интересов ИНИОН, лишь в том случае, если она органически сочетается с установкой, которую наша пресса в свое время лихо окрестила как «последнее прибежище негодяев», т.е. с патриотизмом.

Это — чувство признательности тому дому, который создал каждого сотрудника как специалиста.

Третья ключевая проблема — это проблема планирования работы Центра. Совету Центра пришлось отказаться от жесткого планирования всего и вся. Жесткое планирование сохранялось там, где речь шла о выпуске плановых изданий, особенно подписных.

Что касается стратегии, рассчитанной на год, то здесь Совет Центра определяет основные направления своей деятельности, которые, однако, должны материализоваться в конкретных мероприятиях. Важную роль здесь играют Общие собрания Центра, на которые выносятся теоретические доклады и крупные проблемы, такие, как предмет культурологии, пушкинская тематика, обсуждение основных работ Центра.

Четвертая ключевая проблема — это проблема правильного теоретического определения горизонтов гуманитарного знания. Без этого трудно определять стратегию научно-информационной работы Центра, соединять различные отделы Центра, выявлять общие направления различных профессиональных путей, по которым они движутся.

В Центре сформирован вкус к теоретическим проблемам, и многие сотрудники вносят существенный вклад в расширение горизонтов гуманитарного знания. Совет Центра проводит большую работу по формированию благоприятного психологического фона

научно-информационной деятельности сотрудников. Он складывается из понимания социального и культурного смысла решаемых Центром задач, информированности и сопричастности сотрудников к их выполнению. Ключевую роль играют авторитет членов Совета Центра, руководителей, их личный пример.

Совет Центра встречал и понимание, и поддержку со стороны руководства Института тех инициатив, которые служат общему делу укрепления позиций ИНИОН. Это касается и подчас весьма непростых кадровых вопросов, и вопросов новых направлений работы, и точной оценки моральных и деловых качеств сотрудников.

Отмеченные выше моменты дают результат лишь тогда, когда действуют в совокупности, когда они синхронизированы определенным образом или, как сейчас модно выражаться, подвергнуты «тонкой настройке».

Эта тонкая настройка достигается уважительными личными взаимоотношениями в процессе работы, оперативной реакцией на недостатки, публичным обсуждением достижений, результатов и перспектив.

Список литературы

1. Культурология: Дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед.

Отд. культурологии; Редкол.: Галинская И.Л. (гл. ред. и сост.) и др. - М., 2000. -№ 3 (15). - С. 9-98.

2. Орфографический словарь русского языка: Ок. 100 000 слов / Редкол.: Лопатин В.В.

(отв. ред.) и др.; АН СССР. Ин-т рус. яз. - 29-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1991. - 416 с.

3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А.М.; Редкол.: Гусев А.А.

и др. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 1599 с.: ил., 5 л.к.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.