Научная статья на тему '1-sweet, 2-sweet: роль и значение жестов в профессиональном реслинге'

1-sweet, 2-sweet: роль и значение жестов в профессиональном реслинге Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
342
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСЛИНГ / СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА / ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ / ГИПЕРСУБЪЕКТИВИЗМ / PROFESSIONAL WRESTLING / SPORTS ENTERTAINMENT / VISUAL ARTS / GESTURING / HYPERSUBJECTIVISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салтанов Сергей Сергеейвич

Профессиональный реслинг продолжает традиции цирковой борьбы, в рамках которой сформировались его основные принципы и понятия. Первые самостоятельные шоу реслинга проходят во второй половине XIX века, а, начиная с 1948 года, благодаря развитию телевидения и (позднее) интернета, он становится глобальным феноменом. Это позволяет основать особую культуру, включая болельщицкие субкультуры, в рамках которой формируется образная система и кристаллизуются методы ее трансляции. Будучи интегративным видом т.н. «спортивных развлечений», реслинг, тем не менее, в первую очередь определяется своей визуальной составляющей. Поэтому жестикуляция является ключевым средством коммуникации между всеми сторонами процесса атлетами, техническим персоналом, зрителями. При этом важно отметить, что доступность шоу к просмотру по всему миру способствовала изменению парадигмы использования жестов и представления образов вообще. С одной стороны, значительно выросли возможности для самовыражения и саморепрезентации участников шоу. С другой, расширение аудитории и изменение ее половозрастного состава усугубили проблемы внутренней и внешней цензуры; значительно возросла ответственность исполнителя за транслируемые им смыслы, в том числе вчитываемые реципиентом. Несмотря на эти ограничения, актуальность жестикуляции для реслинга не снижается, новые жесты становятся частью общей культуры, а традиционные формы и знаки не теряют своего значения. В настоящей статье мы предлагаем принципы классификации жестов в профессиональном реслинге на основе гиперсубъективистской методологии анализа текстов, успешно применяемой нами в разных отраслях гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1-SWEET, 2-SWEET: GESTURING IN PROFESSIONAL WRESTLING

Professional wrestling grows out of catch wrestling, part of circus culture, where its basic terms and terminations formed. First exclusive wrestling shows ran at XIX century’ second half, but only since so called Television Era began in 1948, professional wrestling achieved a status of global phenomenon, later Internet made it perfectly clear. That leads to establishing a special culture (including fan subcultures) and ways its images, catchphrases, gestures and other elements crystallize. Wrestling is an integrative kind of «sports entertainment», but visual component in it still dominates. So gesturing is the key kind of communication between all the participants: athletes, staff, and spectators. We have to notice that world-wide availability of shows via Internet dramatically turns the approach to gesturing. At one hand, it allows actors to represent themselves brighter than ever. At the other hand, new auditory (another age and gender aspects first) dictates new responsibility for any meaning or sense, even if it was just inspired by the performer and grows in the viewer’s mind independently. Despite of that gesturing stands as one of the cornerstones of professional wrestling, new gestures become the part of common culture, old ones stays actual. In that article we used hypersubjective method to analyze the role of gesturing in professional wrestling and present our classification of wrestling gestures.

Текст научной работы на тему «1-sweet, 2-sweet: роль и значение жестов в профессиональном реслинге»

УДК 972.8.01.067.2

1-sweet, 2-sweet: роль и значение жестов в профессиональном реслинге

Салтанов С. С.

Аннотация

Профессиональный реслинг продолжает традиции цирковой борьбы, в рамках которой сформировались его основные принципы и понятия. Первые самостоятельные шоу реслинга проходят во второй половине XIX века, а, начиная с 1948 года, благодаря развитию телевидения и (позднее) интернета, он становится глобальным феноменом. Это позволяет основать особую культуру, включая болельщицкие субкультуры, в рамках которой формируется образная система и кристаллизуются методы ее трансляции. Будучи интегративным видом т.н. «спортивных развлечений», реслинг, тем не менее, в первую очередь определяется своей визуальной составляющей. Поэтому жестикуляция является ключевым средством коммуникации между всеми сторонами процесса — атлетами, техническим персоналом, зрителями. При этом важно отметить, что доступность шоу к просмотру по всему миру способствовала изменению парадигмы использования жестов и представления образов вообще. С одной стороны, значительно выросли возможности для самовыражения и саморепрезентации участников шоу. С другой, расширение аудитории и изменение ее половозрастного состава усугубили проблемы внутренней и внешней цензуры; значительно возросла ответственность исполнителя за транслируемые им смыслы, в том числе вчитываемые реципиентом. Несмотря на эти ограничения, актуальность жестикуляции для реслинга не снижается, новые жесты становятся частью общей культуры, а традиционные формы и знаки не теряют своего значения. В настоящей статье мы предлагаем принципы классификации жестов в профессиональном реслинге на основе гиперсубъективистской методологии анализа текстов, успешно применяемой нами в разных отраслях гуманитарного знания.

Ключевые слова

профессиональный реслинг, спортивные развлечения, визуальные искусства, жестикуляция, гиперсубъективизм UDC 972.8.01.067.2

1-Sweet, 2-Sweet: gesturing in professional wrestling

Saltanov S. S. Abstract

Professional wrestling grows out of catch wrestling, part of circus culture, where its basic terms and terminations formed. First exclusive wrestling shows ran at XIX century' second half, but only since so called Television Era began in 1948, professional wrestling achieved a status of global phenomenon, later Internet made it perfectly clear. That leads to establishing a special culture (including fan subcultures) and ways its images, catchphrases, gestures and other elements crystallize. Wrestling is an integrative kind of «sports entertainment», but visual component in it still dominates. So gesturing is the key kind of communication between all the participants: athletes, staff, and spectators. We have to notice that world-wide availability of shows via Internet dramatically turns the approach to gesturing. At one hand, it allows actors to represent themselves brighter than ever. At the other hand, new auditory (another age and gender aspects first) dictates new responsibility for any meaning or sense, even if it was just inspired by the performer and grows in the viewer's mind independently. Despite of that gesturing stands as one of the cornerstones of professional wrestling, new gestures become the part of common culture, old ones stays actual. In that article we used hypersubjective method to analyze the role of gesturing in professional wrestling and present our classification of wrestling gestures.

Key words

professional wrestling, sports entertainment, visual arts, gesturing, hypersubjectivism

Профессиональный реслинг (professional wrestling)—особый вид развлекательных шоу, исторически восходящий к цирковой борьбе, также известной под названием «кетч». Вопреки очевидному соблазну и даже некоторой традиции, к счастью, уже почти забытой, вариант перевода на русский язык «профессиональная борьба» является принципиально некорректным, поскольку собственно борьба и борцовские приемы являются важной, но отнюдь не единственной составляющей собственно физических аспектов боев. Еще менее корректным, впрочем, стоит признать буквальное калькирование испаноязычного термина «lucha libre», которым в Латинской Америке обозначается реслинг, как «вольная борьба». В содержательном отношении реслинг ближе к смешанным единоборствам (mixed martial arts, MMA), аналогичным образом интегрируя приемы из различных видов бойцовских искусств, но также и иных видов спорта, например, американского футбола и акробатической гимнастики. Вместе с тем, принципиальным и крайне важным отличием от смешанных единоборств является отсутствие в реслинге реальной соревновательной подоплеки, поскольку, в отличие от различных видов боевых искусств, реслинг принадлежит к классу так называемых «спортивных развлечений», то есть действо в нем развивается на четко прописанной сценарной основе. Спортивные развлечения (sports entertainment) — разновидность

показательных шоу-программ, как предназначенных для | телевидения, так и нет, где исполнительское мастерство 5 ^ атлетов увязано на их спортивные навыки, но при этом ~ g

/ S Ч

отсутствует соревновательный элемент (в отдельных случаях Ц он может присутствовать, чаще в виде интерактивного § 2 голосования за победителей и/или проигравших). Участие в <3 Ц них принимают, как правило, ветераны спортивных состязаний Э о или те спортсмены, чьи профессиональные возможности g Ц недостаточны для выступления на высшем уровне. Отнесение я | реслинга к спортивным развлечениям вызвало бурную 2 ¡2 реакцию в фанатской среде и по сию пору продолжает | | будоражить сознание отдельных представителей сообщества о | — как собственно профессионалов, так и ценителей. Завершая § ¡5

Н В

разговор об определении реслинга, отметим, что вариант ¡й ^ транскрибирования «рестлинг», нередко встречающийся в з g русскоязычном сегменте, кажется нам неудачным, поэтому ^ в

д о

здесь и далее мы будем пользоваться более благозвучным на ив наш взгляд русскоязычным термином «реслинг».

Сам термин «профессиональный реслинг» таит в себе две дихотомии. Во-первых, это противопоставление профессионального и любительского (amateur) реслинга. Здесь действует так называемый «олимпийский принцип» — любителями считаются те спортсмены, которые могут участвовать в Олимпийских Играх (при этом изначальное определение любительского спорта, которое предполагало отсутствие оплаты труда спортсмена и/или наличие у него альтернативной занятости фактически потеряло актуальность). То есть amateur wrestling — это и есть то, что мы привыкли называть борьбой, вольной и классической (греко-римской), а никоим образом не собственно реслинг. Тем не менее, любительская борьба является мощнейшим поставщиком кадров для реслинга, в первую очередь — американского (в США популярность борьбы крайне высока). Предметом особой гордости фанатов и организаторов является участие в шоу реслинга олимпийского чемпиона Атланты по вольной борьбе в тяжелом весе Kurt Angle, который стал одним из самых значимых исполнителей последних двух десятилетий, как в сюжетном, так и в техническом плане.м

Впрочемм, примеров, когда реслерами становились титулованные (в том числе участники и даже призеры Олимпийских Игр) и просто заметные атлеты, предостаточно. Заметим, что здесь и далее имена атлетов даются в английской транскрипции, даже в тех случаях, когда сценический псевдоним совпадает с собственным именем реслера (как в приведенном примере), либо имеет однозначный аналог в русском языке вообще или в традиции перевода. Кроме того, приоритет отдается именно сценическому псевдониму, а не собственному имени — во-первых, сценическое имя определяет гиммик (см. ниже), в отличие от подлинного имени, а, во-вторых, подлинное имя атлета может быть неизвестно, скрываться или даже охраняться особыми процедурами — последнее характерно, в первую очередь, для атлетов-«масочников» в Мексике, иных странах Латинской Америки и у эпигонов культуры lucha libre.

Кроме того, важным для нашего рассмотрения следует признать и противопоставление pro-wrestling / indie wrestling. По приведенному выше определению оба элемента принадлежат, вне всякого сомнения, профессиональному реслингу, являясь частью индустрии спортивных развлечений. Во многом поэтому в словоупотреблении устоялись сокращенные

| I ^ ^ ^ pend^i^ соотв^стаенн Для обозначения^зависимош

I ч прочих, конкурирующих, а подчас и дружественных организаций — по меньшей мере, до особого разрешения. Кроме

Л ^

§ ^ того, такие контракты предполагают полное обеспечение сотрудника, т.е. реслинг в том или ином виде становится его

^ Ц единственной профессиональной деятельностью.

Ия 2. Кодифицированный календарь PPV (Pay-Per-View), особых событий, по меткому выражению Н. Фоменко (комментировавшего реслинг для российского телевидения на рубеже тысячелетий), «праздников реслинга» — крупных, как правило, ежемесячных шоу, которые изначально можно было просмотреть только на кабельном канале за отдельную плату.

3. Наличие ТВ-слота на национальном телевидении. В строгом смысле, шоу (как минимум, одно) должно идти в прямом эфире. Может показаться, что в интернет-эру телевидение стремительно теряет популярность, но зримым опровержением этого становятся миллиардные контракты на показ реслинг-шоу именно по телевидению [10]. Следует заметить, что эта фантастическая сумма будет уплачена за право транслировать второстепенное (точнее сказать — второе по значению) еженедельное шоу WWE1, занимающее два часа в вечернем вторничном эфире — то есть в не самое рейтинговое время. Таким образом, данный контракт а) не единственный и б) не предельный.

4. В настоящее время дополнительным критерием можно также признать существование у такой компании собственного сервиса для просмотра шоу, отдельных матчей, исторических материалов через особое приложение посредством частной сети (network). Впрочем, такие сети сейчас разворачивают и относительно небольшие компании.

Таким образом, профессиональная реслинг-организация устанавливает свой «сакральный календарь» с годовым, недельным и месячным циклом, стратифицируя жизнь поклонников в зависимости от времени эфира — подробнее о классической и современной парадигмах потребления серийной продукции см. нашу работу о конкуренции сериалов и религии в поле трансгрессивных практик [41]. Еще один элемент такого календаря, о котором мы не упомянули, — так называемые «домашние шоу» («house show»), которые проходят в дни, не занятые телевизионными записями, как правило, на гораздо меньших по размеру аренах и в менее значимых городах.

Такие шоу чаще всего не записываются на видео, на них практически никогда не происходит значимых событий, например, смены чемпионов. Хаус-шоу служат популяризации реслинга, расширению аудитории и углублению ее вовлеченности, а также дают шанс зрителям из небольших городов присутствовать на шоу крупной организации, которая проводит домашние шоу практически во все дни, свободные от телезаписей. Вкупе с постоянным составом участников (хотя, разумеется, случаются увольнения и пополнения) это формирует единую, плотную систему, основу мировоззрения и образной системы любителя реслинга. При этом на настоящий момент в полной мере приведенным выше критериям отвечает всего одна (sic!) компания — World Wrestling Entertainment (WWE). Впрочем, эти теоретические выкладки легко подтверждаются на практике — в современном профессиональном реслинге действительно существует фактическая монополия, когда одна организация диктует свою волю всей индустрии. В меньшей степени это касается Мексики и Японии, где сложились свои, существенно отличные от США культуры реслинга (lucha libre и puroresu соответственно), но и их независимость не абсолютна — по крайней мере, WWE почти всегда имеет возможность переманить к себе топовых исполнителей. Данная ситуация порождает у более мелких компаний, с одной стороны, подобие комплекса неполноценности, когда стратегией выживания становится копирование и заимствование идей монополиста. Один из наиболее вопиющих примеров — атлеты, уволенные из WWE, переходя в инди, требуют колоссальные по меркам независимых компаний контракты и преподносятся как «суперзвезды», даже если находились в WWE на задворках внимания сценаристов или, в отдельных случаях, и вовсе не проводили матчей в основном составе. С другой стороны, реакцией может стать ожесточенное противостояние, что, в свою очередь, ведет к появлению более разнообразных форм и практик существования реслинга. Справедливости ради, первый путь на данный момент существенно более популярен, постепенно отмирают региональные особенности, характерные для большей части XX столетия, меньше становится подлинно местных звезд, а многообразие форм существенно уступает образцам десятилетней давности. Так, например, вслед за фактически полным отказом WWE от так называемого «хардкорного реслинга» (боев «без правил», чаще всего с использованием различных предметов в качестве оружия), радикально уменьшилось количество хардкорных матчей и на независимой сцене, а также снизилась их жестокость. В значительной степени это сказалось и на ультрахардкоре, разновидности реслинга, где приемы отходят на второй план, а главный акцент делается именно на использование предметов — флуоресцентных ламп, стекла, кнопок, колючей проволоки и т.п.

1 World Wrestling Entertainment (WWE). — Прим. авт. 8

Так, один из ключевых для этого направления игроков на рынке США — Combat Zone Wrestling (CZW), сумел остаться на плаву, но в настоящее время ориентируется на традиционные формы реслинга на большинстве своих шоу. Таким образом, глобализация — одна из ключевых тенденций развития (или стагнации?) современного реслинга.

Нам необходимо обратиться к историческим корням реслинга, чтобы обозначить ключевые этапы его развития (в их связи с нашим сегодняшним рассмотрением), а также прояснить базовые термины, понятия и феномены уже внутри самого реслинга, с тем чтобы рассуждение о жестах получило твердую привязку к реальности данного типа спортивных развлечений. Как мы уже упоминали, профессиональный реслинг происходит от цирковой борьбы, постепенно обретая собственное значение, первые шоу, посвященные непосредственно реслингу, проходят в 1860-70х годах Однако, уже в рамках цирковой культуры формируется понятийный аппарат, который актуален и по сей день. К числу таких терминов относятся следующие:

• Разделение ростера на «фейсов» и «хилов». «Фейс» («face», изначально «babyface») — положительный персонаж, «хил» («heel») — персонаж отрицательный. Много позднее появилось понятие «твиннер» («tweener»), т.е. персонаж, который ведет себя в зависимости от ситуации, или его поведение не соответствует заявленной роли. В lucha libre используются термины «rudos» (хилы) и «tecnicos» (фейсы), причем если первое («грубияны») вполне понятно, то второе следует переводить не как «техничные», а, скорее, как «играющие по правилам».

• Понятие «тёрна». «Тёрн» («turn») — переход персонажа из фейса в хилы («хилтёрн») или из хила в фейсы («фейстёрн»). Как правило, заключается в единичном сюжетно обусловленном поступке, реже представляет собой более континуальный процесс.

• Представление о «гиммике». «Гиммик» («gimmick») — совокупность всех характеристик персонажа: внешний вид, включая одежду, маску, раскраску, атрибутику, набор приемов, в особенности уникальных и «финишеров», имя и выдуманная биография (нередко включает в себя профессию), фирменные фразы и, разумеется, жесты.

• Сохранение «кейфеба». Кейфеб» («kayfabe») — представление о том, что все происходящее на шоу не является постановкой: детали гиммиков, отношения между персонажами, результат состязаний, сами приемы и т. п. Наиболее ярким примером сохранения кейфеба является сокрытие промоутером David Crockett деталей авиакатастрофы, в которую попали одновременно фейсы и хилы (подробнее об этом см. [36]) В настоящее время, в связи с развитием средств коммуникации и выходом ряда шоу в записи, а также развитием института инсайдерства, кейфеб значительно утратил свою прямую актуальность. Тем не менее, с психологической точки зрения он остается ключевым механизмом обеспечения зрительского интереса.

• Необходимость «селлинга». «Селлинг» («selling») — важнейшая часть цирковой культуры, в русском языке используется калькированный термин «продажа» (так, его знаком в цирке является выкрик «Ап!»). В реслинге обозначает демонстрацию принимающим прием атлетом его реалистичность, силу и нанесенный урон. Является одной из составляющих кейфеба. Бытует шутка, что современный реслер Dolph Ziggler, отличающийся крайне ярким, порой ненатуралистичным селлингом, попав в незначительное дорожно-транспортное происшествие, выскочил из машины и трижды ударился головой об асфальт, чтобы «проселлить аварию».

• Допустимость «блейдов». «Блейд» («blade») — кровотечение во время матча, нередко вызванное искусственно — для

этого реслер тайком делает на коже (чаще всего на лбу) надрез кусочком бритвенного лезвия, которое прячется в экипировке самого атлета или передается ему судьёй. Важная часть «классического» селлинга (и, соответственно, кейфеба), в настоящее время практически находится под запретом в WWE. У реслеров, злоупотреблявших блейдами, остаются заметные следы на коже. К этому же классу явлений можно отнести раскусывание шарика с красителем, чтобы имитировать кровотечение изо рта или более редкое в наши дни пускание пены/слюны. Смысл блейдинга — в придании бою большей реалистичности и дополнительной атмосферы жестокости.

• Формирование «карда» и стратификация «лоу-кард/мид-кард/мэйн-ивент». «Кард» («card») — заявленный заранее список боев на мероприятии. Традиционно состоит из открывающих матчей («лоу-кард», «low-card»), как правило, быстрых и достаточно зрелищных, привлекающих внимание зрителя, основной массы боев («мид-кард», «mid-card») и одного или нескольких главных боев («мэйн-ивент», «main-event»). Статус участвующих в боях атлетов (и, чаще всего, оплата их выступления) повышаются от начала к концу карда и наоборот — чем статуснее боец и весомее его контракт, тем выше для него вероятность оказаться в мейн-ивенте. Процесс составления карда, а также и более долгосрочного сюжетного планирования называется «букингом» («booking»).

• Двойственное положение «джобберов». «Джоббер» («jobber») — атлет, постоянно выходящий на схватку, чтобы проиграть, продемонстрировав тем самым превосходство противника. Некоторые джобберы пользуются уважением во внутренней среде за способность подать оппонента более мощным и умелым, иногда они вызывают симпатию зрителей (жалость или чувство несправедливости от поражения). Но чаще всего джобберы становятся предметом насмешек по обе стороны кулис.

• Сомнительность практики «пуша». «Пуш» («push») — сценарное продвижение реслера. Заключается в подстановке его в значимые сюжеты и матчи, продвижение по карду и награждение титулами. Возможен и обратный эффект («де-пуш») в том случае, если промоутер не верит в атлета, сам реслер не справляется с новым для него статусом или в качестве наказания за неподобающее поведение.

• Значимость «фьюдов». «Фьюд» («feud») — сюжет противостояния между реслерами или группировками, взятый в динамике. Представляет собой серию боев, связанных между собой не-боевыми сегментами (интервью и проч.). Данные элементы с той или иной степенью актуальности проходят через всю историю реслинга уже как самостоятельной культуры. Важным шагом на пути к ее кристаллизации, унификации и признанию стало появление в 1905 году первого общепризнанного пояса чемпиона мира в тяжелом весе. Именно тяжелый вес (heavyweight) на протяжении всей истории был доминирующим весовым дивизионом в реслинге. Зачастую он и вовсе является единственным, тогда весовые границы не оговариваются вовсе, все реслеры сражаются наравне. Альтернативой в большинстве случаев становится один более легкий дивизион под разными названиями (cruiserweight, light heavyweight, junior heavyweight и др.) который в русском переводе превращается в дивизион полутяжеловесов или легковесов, для него, соответственно, оговаривается верхний лимит веса — от 205 до 235 фунтов по разным версиям, при этом легковесы могут оспаривать титулы в тяжелом дивизионе, но не наоборот. Стоит заметить, что если в про-реслинге большая часть атлетов принадлежит к тяжелому весу, то в инди, напротив, большинство формально попадает в полутяжелую категорию. Этому есть логичное объяснение: из-за устройства ринга более крупные реслеры лучше различимы, как непосредственно из зала, так и на экране, поэтому они привлекают больше внимания крупных промоутеров. Однако в последние годы наметилась тенденция на привлечение в так называемые «большие лиги» реслеров умеренных габаритов, но с высоким уровнем мастерства и даже щедрая раздача им титулов в тяжелом весе. Также отметим, что попытки создания отдельного супертяжелого (superheavyweight) дивизиона были локальными и к успеху не привели, женский реслинг также обходится без разделения по весу (для атлетов-женщин этот вопрос менее актуален), наконец, в Мексике популярны бои реслеров-карликов — впрочем, это не вопрос весового лимита и тема для отдельного обсуждения.

Учреждение единого титула стало попыткой объединить бойцов всего мира под единой эгидой, выстроить понятную иерархию. История этого пояса в разных инкарнациях (следствие «разделений») продолжается и по сей день, но, несмотря на его появление, полностью ликвидировать раздробленность не удалось, шоу носили, в основном, локальный характер, лишь немногие звезды путешествовали между городами. На пространстве США сформировались так называемые «территории», отличавшиеся собственным стилем реслинга, принципиально отличие Севера и Юга, следует выделить Северо-Восток, Юго-Восток и отдельно Флориду, Средний Запад, Техас, Северо-Запад, Калифорнию. В 1948 году был основан National Wrestling Alliance (NWA), объединивший крупнейших промоутеров своего времени и санкционировавший бои за главный мировой титул. Важно заметить, что Альянс не являлся единой организацией: каждый промоутер был самостоятелен в своих решениях, за исключением санкционирования чемпионских боев за мировые пояса NWA. В то же время Альянс предоставлял промоутерам возможность разыгрывать «местные версии» поясов NWA, эксклюзивные для данных территорий, а также не препятствовал введению собственных поясов и титулов, но, тем не менее, он стал важнейшим интегративным фактором в истории реслинга. С появлением NWA значительно увеличилось количество звезд национального масштаба, поспособствовал этому и прорыв профессионального реслинга на телевидение, поэтому период с 1948 года принято называть «телевизионной эрой». Благодаря телевидению атлеты и их атрибуты (включая жесты) стали популярны и узнаваемы (распознавались в качестве принадлежащих реслингу и конкретно по смыслу) на всей территории США. Более того, успех реслинга на телевидении спровоцировал упадок Альянса — к концу 1980-х годов амбиции

некоторых промоутеров на абсолютное господство в индустрии продемонстрировали несостоятельность федеративной модели.

В 1988 году медиамагнат Тед Тернер приобрел одну из ключевых компаний, составлявших NWA — Jim Crockett Promotions (JCP) и преобразовал ее в World Championship Wrestling (WCW), сформировав устойчивую бинарную структуру с World Wrestling Federation (WWF, будущая WWE), принадлежащую Vincent Kennedy McMahon. Их противостояние, при участии некоторых более мелких независимых компаний, в первую очередь Eastern Championship Wrestling (позднее Extreme Championship Wrestling, ECW), управляемую Paul Heyman, большинством ценителей считается «золотым веком» реслинга. Здесь уместно упомянуть еще два периода, ставших частями противостояния. Во-первых, это Monday Night Wars (1995-2001) — время, когда главные еженедельные передачи WWF и WCW выходили в одно и то же время по понедельникам, более того, название передачи WCW «Monday Nitro», впервые вышедшей в эфир в 1995 году, пародировало название передачи конкурента «Monday Night RAW» (как нетрудно заметить, это омофоны). Прямая и непосредственная конкуренция за зрителя сформировала дух эпохи и способствовала развитию индустрии в целом. Второй период, так называемая Attitude Era (1997-2002) относится только к истории WWF. Она стала ответом на доминирование WCW в войне рейтингов и заключалась в переключении на более «жесткий» контент, обыгрывание различных табуированных тем и т.п. Во многом это пересекалось с подходом компании ECW, но при существенно большем охвате аудитории. Оба эти периода вызывают глубокие ностальгические чувства (изрядно романтизированные) в среде фанатов, в особенности тех, кто не застал эти явления в качестве актуального зрителя.

За эти годы популярность реслинга существенно возросла, аудитория расширилась на новые половозрастные категории. Тем не менее, просчеты в управленческих процедурах, нерациональное расходование средств, сомнительные сюжетные ходы и прочие ошибки привели к гибели как WCW, так и ECW с разницей буквально в неделю весной 2001 года. Обе компании (включая архивы, права на торговые марки и контракты исполнителей) были выкуплены WWF, после чего мир реслинга пришел к монополистической системе. Наконец, последним значимым этапом стало изменение подхода к трансляции шоу. Компании стали переходить на широкоэкранный формат вещания, резко возросло качество изображения, причем не только у крупных компаний: развитие техники, в том числе мобильной, позволило даже небольшим организациям демонстрировать видео достойного уровня, превосходящего качество профессиональной съемки недавнего времени. И, разумеется, ключевую роль сыграло появление и развитие интернета: в настоящие дни практически каждое шоу доступно для просмотра в любой точке земного шара. Это обстоятельство несет с собой все преимущества, но и все недостатки глобального мира. С одной стороны, наличие легкого и быстрого доступа к шоу различных компаний и их многолетним архивам позволяет ценителям реслинга углубить и расширить свои знания о нем, определиться со своими пристрастиями в территориальном, жанровом и временном аспекте, подобрать наиболее актуальную парадигму потребления, не быть привязанными ко времени телеэфира. С другой — возникает проблема выбора контента из существенно увеличившегося многообразия номенклатур и затрудняется поиск требуемых (или, тем более, новых и интересных для потребителя) эпизодов истории мирового реслинга. Глобализация, в числе прочего, убивает локальный колорит, снижает значимость местных традиций и местных «звёзд» (и даже, подчас, целых династий), небольшим компаниям становится сложнее выживать. Но в рамках нашего сегодняшнего рассмотрения нас скорее будет интересовать позитивный аспект глобализации: благодаря ей повысилась узнаваемость атлетов и иных персонажей, их образы стали достоянием мирового сообщества в целом, а это означает, что элементы гиммика (в том числе жесты) воспринимаются, считываются, а подчас и перенимаются как никогда широкой аудиторией, становясь достоянием не просто мировой — всемирной культуры реслинга. Об этом свидетельствует, в частности, изменение официального наименования фанатского сообщества со стороны руководства World Wrestling

Entertainment на «WWE Universe», то есть «Вселенная WWE» и введение в качестве второго мирового титула компании Universal Championship, семантика которого включает несколько актуальных аспектов.

Мы очертили границы поля бытования реслинга как феномена и можем перейти к рассмотрению более узкой темы жестикуляции в нем. И прежде всего нам следует определиться с самим понятием жеста, его пониманием в рамках данной работы. Итак, жест, на наш взгляд — это акцентированная, интенциональная, адресная телесная реакция. В данном определении необходимо подчеркнуть следующие аспекты:

• Адресность. Жест всегда адресован внешнему наблюдателю, даже если в его качестве выступает сам исполнитель.

• Осмысленность и определенность смысла. Жест несет в себе конкретный смысл, который адресату необходимо считать.

• Намеренность. Подлинный жест (в отличие от случайного пасса) — результат твердого намерения, возникшего по той или иной причине и рассчитанного на результат либо эффект (также, как правило, предсказуемый).

• Привлечение внимания. Основное значение жеста как элемента визуальной культуры — привлечь внимание реципиента. Не привлекающий внимания жест нерезультативен.

• Материальность или телесность. Жест имеет свое материальное воплощение и должен рассматриваться в перспективе телесности.

Кроме того, жест как элемент определенной культуры должен повторяться в схожих (или нормативных) ситуациях — это отличает его от ситуативной жестикуляции и помогает однозначно считывать смыслы. При этом интуитивная понятность жеста любому реципиенту отнюдь не обязательна — его отдельные составляющие могут быть выявлены исходя из контекста, другие — из общей культуры. А вот само по себе распознавание (понимание, считывание) жеста уже может считаться маркером принадлежности к определенной культуре.

Реслинг — интегративное визуальное искусство, включающее в себя не только единоборства, но и элементы циркового, театрального, киноискусства, паттерны поведения, характерные для телевидения и эстрады. Каждый из этих «прародителей», так или иначе, сказался на средствах визуальной саморепрезентации, в том числе и на жестах. Но главное их значение все же состоит в передаче информации. По сути, жест становится шифтером, разворачивающим вслед за собой определенную реальность, известную постоянному участнику событий, либо инициирующую новичка, который находится в ситуации постоянного научения, ассоциируя жесты с персонажами и/или ситуациями. Здесь следует отметить связь популярности и пуша реслера с восприятием и популяризацией жеста. Как ни странно, здесь нет прямой корреляции — ни между популярностью и пушем, ни между популярностью и пушем с одной стороны — и их влиянием на зрителя в аспекте пропагандирования и распространения жестикуляции. Пожалуй, наиболее ярким примером хаотической популярности жеста в реслинге может стать случай Fandango. Этот вполне заурядный исполнитель в гиммике танцора никогда не пользовался личной популярностью ни у зрителей, ни у сценаристов (хотя, следует признать, что сюжет с «Fashion Police» был весьма ярким). Тем не менее, его примитивная, но навязчивая музыкальная тема вызвала неожиданную реакцию — зрители инициировали собственную жестикуляцию [3], которая теперь сопровождает каждое появление атлета. Более того, данный жест перешагнул границы реслинга и стал частью большей культуры визуального выражения экспрессии. А его уникальность для нашего рассмотрения подчеркивается тем, что инициатива в этом исходила не от исполнителя, то есть публика не переняла фирменный жест, а именно изобрела его. Но публика не всегда играет позитивную роль. В современных условиях постоянной видеосъемки (телевизионной или любительской) жестикулирующим всегда необходимо делать поправку на наличие следящего объектива, и это двойственная ситуация, поскольку определенные жесты необходимо в камеру показать, а другие — от нее скрыть. И, хотя вопрос сокрытия жестов в реслинге стоит менее остро, нежели в иных видах спорта, попадание жестов, не предназначенных для посторонних глаз, в прицел камеры, также вызывает негативную либо насмешливую реакцию.

Теперь мы можем приступить непосредственно к классификации жестикуляции в реслинге. Для этого мы воспользуемся методом, схожим с тем, что предложил Р. Барт в «Системе моды» [40] — создадим многомерную матрицу за счет выявления счислимого количества сущностных элементов явления для последующего распределения конкретных примеров по ее ячейкам. Особо подчеркнем, что в этом анализе мы вновь, как и в прочих наших работах, сосредоточимся на структурных элементах, а не на семантике. Мы сформируем ряд простых бинарных оппозиций таким образом, чтобы полный набор этих оппозиций полностью покрывал все аспекты бытования жестикуляции в реслинге. В дальнейшем любой жест может быть проанализирован по каждой из этих позиций, впрочем, в рамках данного исследования мы не ставим перед собой задачу составить своего рода «библиотеку жестов», нам важнее продемонстрировать работоспособность и применимость метода « в целом. Итак, мы выделяем следующие сущностные дефиниции 8 жестов в реслинге:

а • По уникальности: универсальные / фирменные. Под

« «универсальными жестами» мы здесь имеем в виду те

^ жесты, которые не зародились в реслерской культуре, а были

3 восприняты извне, соответственно, их значение диктуется общей

¡S культурой. Самые очевидные примеры здесь — поднятие руки/

ig рук или оскорбительные жесты. В то же самое время даже

универсальный жест может стать важной частью гиммика —

I Steve Austin на определенном этапе своей карьеры не только стал

а демонстрировать средние пальцы оппонентам, но сделал это

^ 1 частью своего приветствия публике.

я £ • По адресату: зрители / участники матча.

иЗ • По времени: вне матча / во время матча О х

I • По назначению: служебные / развлекательные

His • По актуальности: актуальные / трибьютные

• По направленности: позитивные / негативные

• По характеру смыслопередачи: передающие образ / информацию

Мы не стали включать сюда дефиницию «предназначенные / не предназначенные для повторения», поскольку, во-первых, она существенно более сложна для отслеживания, во-вторых, как мы показали ранее, нет прямой зависимости популярности жеста от намерения его внедрить в фанатскую среду и, в-третьих, этот аспект касается влияния реслинга на культуру в целом, а мы более сосредоточены на реслинг-культуре в узком смысле. Кроме того, нетрудно заметить, что мы здесь не ставили перед собой задачу построения общей теории жестикуляции, ограничившись работой над относительно узким и хорошо известным нам материалом.

Для примера возьмем некоторые жесты и проанализируем их с помощью нашей матрицы. Пожалуй, самым известным жестом (вернее, группой жестов) реслинга является позирование Hulk Hogan перед зрителями, имитирующее позы бодибилдеров, а также прикладывание руки к уху, чтобы вызвать шумовую реакцию от зрителей и разрывание майки [12]. Эти жесты являются фирменными, адресованы зрителям, исполняются вне рамок матча, имеют развлекательный характер, вполне актуальны, несут позитивную направленность и передают образ. Но, как мы можем заметить даже по приведенному видео, они уже могут быть и трибьютными (Shawn Michaels дублирует их), тем более что сам Hulk Hogan в силу возраста практически завершил активную карьеру, хотя в случае с реслингом это решение не всегда окончательно, а участие в небоевых сегментах и позирование возможно и в преклонном возрасте. Кроме того, именно в качестве трибьютных они могут радикально менять свое значение. Так, будучи продемонстрированными современным реслером, они способны приобретать значение издевки, то есть менять направленность на негативную, особенно если исполняются во время матча, а адресатом становится оппонент в ринге.

В качестве другого примера возьмем судейский отсчет до трёх при удержании [38]. Этот жест — универсальный (используется не только в реслинге), адресован участникам матча, исполняется во время матча, является служебным по назначению, актуальным, передает информацию (время, которое осталось у поверженного бойца, чтобы вырваться или у его оппонента, чтобы продолжать фиксировать удержание). А вот дихотомия позитивный / негативный к нему в полной мере не применима. Нам не хотелось вводить категорию «нейтральных» жестов с тем чтобы не разрушать двоичную структуру, кроме того, в нашем определении «нейтральный жест» предстает оксюмороном. В данном случае можно судить о направленности такого жеста в субъект-ориентированном ключе: жест отсчета является позитивным для удерживающего и негативным для удерживаемого. Также эта двойственность сохраняется и по его результатам: в зависимости от того, было ли удержание успешным, а отсчет (субъективно) быстрым или медленным, меняется его восприятие атлетами.

Но служебные жесты — в принципе особая, непростая для анализа категория. С них мы могли бы начать рассмотрение альтернативной классификации жестов — на основе смысловых блоков.

Служебные жесты — та категория, без которой, с одной стороны, немыслимо правильное, нормативное течение матча, а с другой — они в меньшей степени апеллируют к публике, оставаясь частью «внутренней кухни». К ним относятся, в том числе, те жесты, которые от публики принято скрывать: подсказки, передача бритвы (о чем мы уже говорили выше), специальный жест для демонстрации, что травма, полученная в ходе матча, не является сюжетной. Для этого судья демонстрирует скрещенные перед грудью руки в форме буквы «X» [32] в сторону столика, где сидит таймкипер (человек, бьющий в гонг, что знаменует начало и окончание боя). Тем самым рефери дает понять, что бой скоро завершится и необходима срочная помощь медиков и персонала шоу. Но это все же относительно редкие случаи, в то время как к обязательным служебным жестам относятся сигналы о начале и окончании боя (быстрые подергивания одной или обеими руками, с прижатыми мизинцем и безымянным пальцем и отставленными прочими, исполняется в сторону таймкипера) и

уже упоминавшийся выше отсчет удержания (или резкое разведение рук в стороны, если удержание не состоялось). В тех случаях, когда матч заканчивается не удержанием, а болевым приемом, служебным жестом может стать так называемый «tap out» [7], то есть быстрое ритмичное похлопывание ладонью сдающимся по любой поверхности, чаще всего по настилу ринга или по собственному телу / телу оппонента. Если же матч заканчивается не болевым, а удушающим приемом или так называемым «слипером» (пережимание сонной артерии, то есть технически — не удушающий прием), особым жестом (троекратным поднятием руки атлета, на котором проводится прием) рефери проверяет, находится ли тот в сознании. Если три раза подряд реслер не в состоянии удержать руку и она безвольно падает, победа присуждается его оппоненту [34]. Наконец, если один или оба реслера оказываются за рингом, судья начинает отсчет, атлеты должны вернуться в ринг до счета 10 (в некоторых случаях — до счета 20 или иного числа), в противном случае тому реслеру, который не успел вернуться, засчитывается поражение, либо, если вернуться не успели оба, матч объявляется завершившимся «двойным отсчетом» (double countout). Для этого отсчета рефери демонстрирует махи одной или обеими руками, иногда демонстрируя счет на пальцах, но необязательно. Наконец, последним важным служебным жестом рефери является «изгнание» [29] компаньона одного из реслеров (или обоих), которые вмешиваются в матч — не так явно, чтобы привести его к дисквалификации, но в достаточной степени, чтобы влиять на результат. Судья указывает на персонажей, которые должны отправиться за кулисы, энергично крутит перед собой руками и резко выбрасывает их в сторону места, где находится выход на арену. Пожалуй, это самый красочный жест рефери, он подается с наибольшей экспрессией, так, что даже не знакомому с жестикуляцией в реслинге смысл становится очевидным.

Но, вместе с тем, существуют и служебные жесты, в которых рефери не задействованы. Речь идет о так называемых «тэгах» [1], то есть передаче права боя в командных матчах. В норме эта передача обозначается хлопком ладонью по ладони партнера, проведенная через верхний канат (в случае с женщинами и карликами иногда допускается передача права боя между канатами). В случае если партнеры находятся между собой в разладе или их команда была образована искусственно (часто — из прямых оппонентов), в качестве жеста передачи права боя может использоваться прямой удар, пощечина [2] и т. п. Кроме того, передача должна осуществляться строго в углу ринга, выделенного для команды (исключения составляют бои со значительным, более чем 4*4 количеством участников). Для того чтобы передача была легитимной, к верхнему турбанклу, вернее, к подушке, его прикрывающей, привязывается специальная веревочка, за которую необходимо держаться, чтобы наглядно продемонстрировать своё нахождение в углу, на должном расстоянии от него. Известен случай с Eddie Guerrero (который провел большую часть карьеры в гиммике «читера», т.е. человека, жульничающего с правилами), когда он отвязал веревочку от турбанкла и, существенно отошел от угла, мотивируя это тем, что все еще держится за эту веревочку [8].

Служебные жесты при всей их важности все же занимают весьма скромное место в разнообразии жестикуляции в профессиональном реслинге. Пожалуй, главной и самой распространенной категорией можно считать жесты-презентации, фирменные приветствия атлетов (а иной раз и других участников действа). Такие представления в наибольшей степени формируют образ реслера, отвечают его гиммику. При этом приветствие не обязательно обращено к зрителям или только к зрителям. Например, командные партнеры могут приветствовать друг друга тем или иным образом, хотя, очевидно, что это также игра на публику, поскольку за кулисами бои тщательно готовятся и атлеты проводят друг с другом значительное время, даже если их напарничество подается зрителю как сюрприз. Позирование может начинаться еще на рампе и продолжается на ринге [17]. Иногда, особенно на значимых мероприятиях, такое представление превращается в целое событие вплоть до совершенно невероятных образцов [19]. Впрочем, определенным персонажам не нужен отдельный повод для того чтобы придать собственному выходу особый характер. Яркий пример — Sandman, частью гиммика которого стало употребление пива (часто — с разбиванием банки об голову). Появление из зрительного зала, а не из-за кулис, как прочие атлеты, поение

аудитории пивом и братание с фанатами, делает каждое появление Sandman на мероприятии (а активную карьеру он уже практически завершил) незабываемым опытом [20]. Но и сам заход на ринг может быть отдельным жестом, и здесь возможны различные варианты. Например, Edge сделал своим фирменным жестом не вполне пристойные движения (хотя в принципе закатывание/скольжение под нижним канатом может быть вполне нейтральным действием, кроме того, это основной вариант для возвращения в ринг во время матча). Sin Cara предпочитает прыжок с трамплина в мексиканском стиле, а Melina — акробатический этюд (вообще, для женского реслинга нередко характерны подобные решения). Даже преодоление канатов может превращаться в отдельный жест. Так, реслеры-гиганты (или те, кто претендует на этот статус) перешагивают через верхний канат, натянутый на высоте полутора метров, основная масса атлетов-мужчин пролезает между верхним и вторым канатом, женщины — между нижним и центральным. Соответственно, для женщины войти в ринг между верхним и центральным канатом означает продемонстрировать равенство с мужчинами или претензию на особые габариты. Наконец, существует трибьютный по сути своей жест оттягивания канатов как проявления уважения к легендарному персонажу или просто даме либо пожилому человеку [28], но этот же самый жест можно использовать и как издевку, «приглашая» таким образом оппонента, который сбежал в процессе матча или просто не торопится заходить в ринг. Вместе с тем, при всем разнообразии способов забраться в ринг и их семантической нагруженности, уход с ринга, напротив, не обладает подобными свойствами (подобный дисбаланс мы еще отметим ниже). Причин этому несколько, большинство из них очевидны: во-первых, после боя атлеты обессилены и у них уже существенно меньше возможностей для эффектного ухода. Затем, внимание зрителей может быть отвлечено — например, празднованием победы или просто фактом окончания матча, поэтому уход реслеров с ринга может остаться незамеченным. Кроме того, если говорить о телетрансляции, эта секвенция не всегда попадает в кадр, что автоматически снижает ее значение. Тайминг шоу чаше всего предполагает, что в этот момент камера переключится на иные события (например, за кулисы или на комментаторов). Да и в целом на события после боя (если речь не идет о мейн-ивенте, титульной победе либо продолжении битвы, как вариант) обычно уделяется скромное эфирное время. Наконец, само по себе положение ринга — его приподнятость над уровнем пола — делает уход с него потенциально более травматичной процедурой, нежели вход. Все вышесказанное приводит нас к выводу об абсолютной логичности почти полного отсутствия значимых (и повторяющихся с определенной периодичностью) жестов, связанных с уходом с ринга. Из действительно ярких вариантов можно вспомнить разве что практику Kane [23], особенно эффектную при его габаритах (заявленный рост — 213 сантиметров). На определенном этапе карьеры он использовал данный жест постоянно, теперь же, практически завершив карьеру, атлет иногда отдает дань собственному прошлому. Отдельно следует отметить внешние, «технические» эффекты при выходах, в первую очередь, использование пиротехники. Само ее «вызывание» может быть достаточно эффектным жестом, особенно в этом преуспел все тот же персонаж Kane [13], чей гиммик предполагает использования огня в разных ипостасях.

Отдельная составляющая жестов-презентаций — непосредственное общение с фанатами. Здесь следует отметить то, что сам факт общения зависит от роли реслера: фейсы обычно активно хлопают по протянутым ладоням и даже обнимаются с поклонниками (во многом по этой причине престижными считаются места вдоль рампы, с которых весьма затруднен обзор), в то время как хилы отказываются от общения вовсе или даже ведут себя агрессивно — например, отбирают и нередко рвут плакаты, оскорбляющие их или превозносящие их оппонентов. Более того, существует такой специфический (разумеется, для фейсов) жест, как дарение атрибутики фанатам. Особенно преуспел в этом персонаж Rey Mysterio, один из самых популярных мексиканских (вернее, «мексамериканских») реслеров, выступающий в маске. При своем выходе он снимает своего рода «верхнюю маску» и дарит ее одному из детей [18], стоящих вдоль рампы, обычно дошкольнику или младшему школьнику и чаще всего тому, который уже носит что-то из его мерчендайза. Наконец, последнее, что нам

I хотелось бы сказать относительно приветственных жестов — определенная странность, о которой мы уже упоминали выше, применительно к другому предмету. Как это ни удивительно, реслинг практически не знает особых победных жестов — таких, которые отличались бы от позирования в начале матча. Из заметных жестов можно вспомнить разве что позирование The Undertaker после важных побед, в особенности титульных. Вообще, отношение к чемпионским поясам образует отдельную группу жестов в профессиональном реслинге. Разумеется, классическим жестом является ношение его непосредственно на поясе, а демонстрация — держа двумя руками за боковые плашки, подняв над головой. Однако со временем подход стал меняться и в настоящее время одним из классических вариантов I является ношение пояса на плече, что раньше могло восприниматься как неуважение к титулу. Для изменения отношения есть ряд причин: во-первых, титульные смены далеко не всегда торжественны, поэтому процесс надевания пояса на победителя становится редкостью (и это само по себе жест) [15]. Во-вторых, не всегда пояс соответствует размеру реслера: атлет-гигант, порой, просто не может застегнуть его на талии. Наконец, есть проблема с ношением нескольких поясов. В настоящее время, особенно в инди, статусный атлет может быть одновременно обладателем множества титулов по версиям самых разных федераций, — так, Austin Aries даже выступал в гиммике «коллекционер поясов» («Belt Collector»).

Тем не менее, помимо более-менее приличных образцов ношения нескольких поясов одновременно, существуют и более экзотичные варианты. Но и в целом можно говорить, что в 1990-е годы на фоне процессов, обозначенных нами выше, меняется отношение к чемпионскому титулу — и, соответственно, поясу. Из ультимативной ценности они становятся инструментом самовыражения реслера. Отсюда явные знаки неуважения к поясу — волочение по земле, размахивание поясом, зажимание в зубах, ношение на шее, откровенно непристойное позиционирование, в том числе сопровождающееся недвусмысленными телодвижениями (см. галерею [27]). Отдельный вид неуважительного отношения к поясу—эротические съемки, причем иной раз модель позирует даже не с собственноручно выигранными поясами. И, разумеется, вопиющим примером неуважения стало поведение японского реслера Tetsuya Naito по отношению к принадлежащему ему поясу IWGP Intercontinental Championship, в результате чего этот предмет, долженствующий быть гордостью своего носителя, потерял всякий лоск [25]. Любопытно, что в 1990-е годы в WWF существовал Hardcore Championship Belt, разыгрывавшийся в боях без правил и имитировавший сломанный и расколотый пояс чемпиона федерации в тяжелом весе, частично залепленный клейкой лентой с надписями.

Но ультимативной демонстрацией неуважения к титулу все же следует признать выкидывание пояса в мусорную корзину [26]. Несмотря на то, что это событие случалось неоднократно, каждый подобный жест становится событием в мире реслинга. В частности, Shane Douglas отказался от выигранного им титула NWA и учредил титул ECW, продемонстрировав процедуру «разделения поясов». А частным случаем подобного отношения можно считать также несколько раз повторенный жест выкидывания пояса в реку.

В то же самое время, определенные жесты с участием чемпионских поясов, используются и непосредственно во время матчей — естественно, пояс можно использовать в качестве оружия [11]. Для чемпиона-хила один из естественных способов закончить неудачно складывающийся матч, в особенности титульный, — попытаться сбежать с поясом (в большинстве случаев это означает поражение, но не потерю титула, хотя и предполагает обязательный реванш) [5]. Обратным этому поступком можно считать попытку украсть чемпионский пояс и сбежать с ним, чтобы отвлечь внимание чемпиона или просто завладеть ценным предметом [37]. Впрочем, пояс не обязательно воровать — можно позировать над телом поверженного противника с поясом, ему принадлежащим (как правило, это завязка на титульный матч). Более легитимным можно считать жест демонстрации пояса оппоненту как символ превосходства над ним. Наконец, можно подразнить противника, положив пояс на ринг, предлагая тем самым забрать его.

Вообще, эти «дразнилки» или «таунты» («taunts»), являются, пожалуй, одним из столпов жестикуляции в реслинге. Практически каждый исполнитель, по меньшей мере, знаковый, имеет в своем арсенале специальные жесты для провокации оппонента. Для таунтов используются руки (и отдельные пальцы), ноги, всё туловище, они сопровождаются определенной мимикой. Их многообразие и распространенность позволяют предложить различные варианты классификации, а их важность для культуры профессионального реслинга, пожалуй, делает осмысленным посвящение их изучению отдельного исследования. В нашей же работе мы ограничимся самыми общими замечаниями. Изначальный смысл таунта — спровоцировать оппонента, заставить его атаковать, попавшись тем самым на «домашнюю заготовку», фирменный прием

[22]. Разумеется, в реальности, учитывая прописанный сценарий реслерского поединка, таунт обращен, в первую очередь, к зрителю, дает наблюдателям сигнал сосредоточиться, поскольку за ним последует значимый прием, возможно, кульминация матча. Кроме того, есть таунты, которые специально и акцентировано проводятся «со спины», то есть оппонент их не видит (хотя по звукам и реакции зала мог бы предвосхитить ситуацию — опять же, если бы не был уведомлен об этом заранее). Такие таунты полностью направлены на зрителя и чаще всего встречаются овациями или, по меньшей мере, оживлением в зале. В качестве отсылки к предшествующему размышлению (а также чтобы продемонстрировать вариативность классификации таунтов), можно упомянуть, что в качестве важного элемента для них могут использоваться, в частности, канаты ринга. В этом случае таунт имеет ярко выраженные коннотаты паузы, спокойствия и т.п.

В целом нужно признать, что роль таунтов серьезно возросла в 1990-е годы, но это можно признать частью общего процесса отхода профессионального реслинга от сугубо боевой составляющей в сторону шоу в более широком смысле. Отдельный вопрос — можно ли воспринимать прием в реслинге как жест? Если вспомнить предложенное нами определение, на первый взгляд, это вполне допустимо. Тем не менее, мы воздерживаемся от такого сопоставления. Все же главный смысл приема в боевых искусствах — нанесение урона; в профессиональном реслинге, соответственно — имитация урона. По неписаным правилам приоритетом при проведении приема становится безопасность участников, поскольку оппоненты в сюжете в реальности являются партнерами, соответственно, полноценные атаки табуируются, а лица, их проводящие, обычно нещадно караются (вплоть до увольнения и даже фактически изгнания из профессии). Тем не менее, жест как таковой может быть составной частью приема, чаще фирменного [21] и в особенности финишера. При этом мы должны отметить, что такая жестикуляция делает прием более «продающимся» (в смысле цирковой культуры), привлекает внимание зрителя и повышает ценность и значимость приема. Но в то же время сильно страдает правдоподобность (это касается, к слову, и таунтов), поскольку теряется драгоценное время, за которое оппонент может прийти в себя и даже провести контратаку (нередко так и происходит), что может даже стоить победы в матче. Впрочем, с точки зрения архитектоники матча, такая пауза более чем оправдана, поскольку, действительно, дает атлетам передышку и возможность тщательнее подготовиться к важной секвенции.

Чуть выше мы уже задали контекст селлинга, действительно, жестикуляция является важной частью «продажи» приемов, но в отдельных случаях сам по себе селлинг представляет собой жест. Это может быть как особая реакция на отдельный прием [9], так и общее выстраивание боя — в данном случае, речь идет либо о так называемом «оверселлинге», когда сила приемов многократно преувеличивается [33], либо, напротив, об отсутствии всякого селлинга, демонстрирующее ничтожность урона [24]. Разумеется, обе этих крайности дискредитируют оппонента и реслинг как зрелище в целом, поэтому в большинстве случаев являются результатом бунта исполнителей против процесса букинга или конкретного оппонента. Впрочем, яркий или просто отличающийся от привычного селлинг может быть и частью гиммика исполнителя. В качестве отдельного, локального, но важного элемента жестикуляции в реслинге можно выделить трибьютные жесты, о которых мы упоминали в структурной классификации. В большинстве случаев это дань памяти отдельному реслеру — например, после его смерти [4]. Таких случаев множество и они также требуют отдельного подхода к таксономии, пожалуй, выходящей за пределы вопроса о жестах. Вместе с тем, есть и такие трибьютные жесты, которые увязаны не с личностью реслера, а с традицией профессионального реслинга в целом. Мы уже упоминали оттягивание канатов, другим ярким примером является вытирание ног на апроне — части ринга за канатами [35]. Ранее (и, отчасти, до сих пор в инди-реслинге), когда матчи проходили, зачастую, в плохо приспособленных для этого помещениях, критически необходимо было очистить подошвы от мусора, дабы не поскользнуться на ринге в процессе боя. Сейчас эта проблема менее актуальна, поэтому жест вытирания ног на апроне следует признать трибьютным. Реслер тем самым декларирует свое уважение к традициям, принадлежность к «старой школе». Любопытно, что этот жест используют, как правило, хилы, что кажется противоречием его прямому смыслу. В действительности же противоречия здесь нет, поскольку ностальгия по предшествующим, «классическим периодам» подается чаще всего не как следование устоям, а как неприятие новых, современных порядков.

Любопытное пересечение трибьютного жеста с жестикуляцией как части приема мы можем видеть на примере проведения приема DDT [6]. Само его появление часто соотносят с именем Jake Roberts, что небесспорно, но следует заметить, что именно он стал популяризатором как самого приема, так и его названия. Как и любой «брейнбастер» (то есть приземление оппонента на свод черепа), он представляет собой существенную опасность, кроме того, появился относительно недавно (в 1970-х) и не имеет корней в прочих единоборствах, поэтому критически важно взаимодействие обоих (реже больше) атлетов

I при его проведении. Для того чтобы синхронизировать движения реслеров, участник, проводящий прием, хлопал ладонью по спине принимающего (это хорошо заметно на видео), давая тем самым сигнал начинать падение. В настоящее время DDT из редкого финишера стал обычным, рядовым по большей части, даже классическим приемом, вошедшим в арсенал множества реслеров обоего пола в самых причудливых вариациях. Это означает, среди прочего, что правила проведения и приема данного движения входят в базовую подготовку реслеров, так что необходимость отдельного сигнального жеста отпала. Тем не менее, время от времени мы можем наблюдать такие хлопки в качестве трибьютного жеста. Также можно отметить, что, по сути своей, этот жест является служебным, поскольку изначально был направлен от атлета

партнеру (оппоненту), то есть служил внутренней

коммуникации между участниками матча. В

настоящее же время, повторимся, его служебная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составляющая нивелирована. о

Наконец, едва ли не самая интересная категория |

жестов, также требующая тщательного осмысления

— жесты семантические, в которых зашифрованы §

буквы, цифры, аббревиатуры, целые слова и g

выражения [16]. ¡^

Их назначение — передача даже не абстрактных g

я !5

смыслов, а конкретных слов: имен реслеров - | и группировок, ключевых фраз и лозунгов. g § Но, повторимся, такая классификация требует ^ и

щ <ц

отдельного рассмотрения. Ц £

Напоследок расскажем о казусе, давшем название <§ ^ нашей работе. Приветственный жест, в настоящее время более известный как 2-sweet, представляет собой сложенные в щепоть средний, безымянный и большой пальцы при отставленных указательном и мизинце. Он может использоваться и сам по себе, как знак принадлежности к сообществу, но его подлинное значение — именно приветствие, когда два (или более) человека соприкасаются тремя сложенными пальцами. Жест родился внутри группировки The Kliq предположительно в 1995 году. Любопытно, что эта группа в составе близких друзей в жизни Scott Hall, Kevin Nash, 1-2-3 Kid, Shawn Michaels и Hunter Hearst Helmsley (HHH), никогда не была официально представлена, ее существование даже не имело собственного сюжетного обоснования, то есть она носила исключительно закулисный характер. Ее члены регулярно проводили матчи и фьюды друг против друга, часть исполняла фейсов, другие — хилов. При этом роль группировки в WWF была весьма велика (и сомнительна): есть свидетельства, что она влияла на букинг и даже на увольнение определенных реслеров. Апогеем стал инцидент, получивший название «Curtain Call», произошедший 19 мая 1996 года на арене Madison Square Garden [30], когда группировка в открытую явила себя миру после матча в клетке, который провели между собой Kevin Nash (хил) и Shawn Michaels (фейс). После окончания матча к ним присоединилась Scott Hall (фейс) и HHH (хил), чтобы отпраздновать последний день в компании для Scott Hall и Kevin Nash — они переходили к главному конкуренту, WCW. Это был открытый вызов, в первую очередь руководству компании WWF и мощный удар по кейфебу (в доинтернетную эпоху он был еще весьма актуален). В результате был наказан только HHH, чей серьезный пуш был прерван. А история жеста продолжилась в WCW, благодаря Scott Hall и Kevin Nash, которые сделали его фирменным для, пожалуй, самой важной (и уже вполне официальной) группировки в истории реслинга — New World Order (NWO). Второе (или третье) рождение жест получил в Японии 10 годами спустя, — в 2006 году, его стала использовать группировка Bullet Club, состоящая (за редким исключением) из иностранцев-хилов. В их числе была и популярная команда Young Bucks (в составе братьев Nick и Matt Jackson).

Братья вернули жесту утраченную популярность уже под названием 2-sweet и сделали его своим фирменным знаком, в том числе, используя его изображение для мерчендайза (футболки и др.), равно как и еще один жест, ассоциируемый с The Kliq и, позднее, с наследовавшей ей, но уже сюжетной группировкой D-Generation X — Crotch Chop, также известный как Suck it! (см. [22]). WWE заявила протест, в связи с тем, что жест был ими запатентован и потребовала, чтобы прочие участники реслинг-процесса перестали использовать его в любом виде под угрозой колоссальных судебных исков [39]. Поэтому изначальный жест трансформировался в 1-sweet, в первом варианте которого в щепоть были собраны уже четыре пальца при отставленном мизинце, а затем он превратился в простой указующий жест [14]. Таким образом, мы видим, что при всем многообразии жестов в реслинге и множестве их функций, они могут выступать даже в качестве предмета патентного спора.

Источники

1. 10-Man Tag Team Match: Raw, Sept. 19, 2016. URL: https://www. youtube.com/watch?v=M2gSKevW6t4

2. 10 TIMES ENEMIES TEAMED UP TO WIN IN WWE. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uVDIlFMfUzk

3. Are you Fandangoing?: Raw, April 15, 2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SCer4nwDmUk&t=29s

4. Chavo Guerrero pays tribute to his uncle Eddie Guerrero: Royal Rumble. URL: 2011 https://www.youtube.com/ watch?v=Spvhuq2nItA

5. Cody Rhodes vs. Big Show — Intercontinental Championship Match: Raw, May 7, 2012. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=EAD8cS-c8FU

6. DDT. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rtavFTTjO6Y

7. Dean ambrose vs undertaker,dean tapout to hell's gate submission. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WgudiuI-

__

8. Eddie Guerrero toys with the referee. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yTidFGp2tQI

9. Every Stone Cold Stunner to The Rock. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QU8DDJRwjkI

10. Fox and WWE Close Five-Year Deal to Bring 'SmackDown' to Network. URL: https://www.hollywoodreporter.com/news/ fox-wwe-close-five-year-deal-bring-smackdown-network-1123487

11. FULL LENGTH PPV MATCH Vengeance 2001 Chris Jericho becomes the first Undisputed Champion. URL: https://www. youtube.com/watch?v=CmTz57zTGHE

12. Hulk Hogan Saves Shawn Michaels. URL: https://wwwyoutube.com/watch?v=ZKUMj2oTK2s

13. Kane's Pyro Entrance (6/18/12). URL: https://www.youtube.com/watch?v=kOI9CXqEybk

14. Kenny Omega's speech "One Sweet" — 10/14/17 ROH Global Wars Columbus. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=eyJKRnTHsuw

15. Mr. McMahon defeats Bobby Lashley for the ECW Championship. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Fa2lUww-Ta8U

16. Pentagon Jr Confronts His Top Challengers | IMPACT! Highlights Apr. 26 2018. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=F5ul6cXMhkk

17. Randy Orton Pose — SummerSlam 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=kjLEwZwNrB8

18. Rey Mysterio Entrance — SmackDown: October 30th, 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CFF1BhH2Veg

19. Rusev's Entrance At Wrestlemania 31'. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vCyPFGR0w68

20. Sandman Returns To ECW. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gLehcE4eDdI

21. Scotty 2 Hotty performs The Worm on Old School RAW. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3s8iIjJ_ZtI

22. Shawn Michaels gives The Undertaker a Crotch Chop WM25. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_P2MRAD4eAs

23. Superstars attacking their tag team partners: WWE Top 10, April 23, 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ Fe2ohPTiP0

24. Superstars shrug off power moves. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rk6CJTwwKTw

25. Tetsuya Naito destroys the IWGP Intercontinental Championship. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4yjOr-PaM3XM

26. The Madusa Stunt. URL: https://www.youtube.com/watch?v=o6UWUolS6Z0

27. The many ways to wear a title: photos. URL: https://www.wwe.com/inside/unique-ways-to-wear-titles-photos#-fid-26618350

28. The Miz Gets Emotional With His Father — SD Live: Jan. 29, 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PD7rTn-hTG7o

29. The Miz vs. Dean Ambrose — Intercontinental Championship Match: SmackDown LIVE, Jan. 3, 2017. URL: https://www. youtube.com/watch?v=ITOgTw9jlvA

30. The MSG Curtain Call. URL: https://criticalcommons.org/Members/MCIMR/clips/the-msg-curtain-call/view

31. The Young Bucks Suck It Compilation — Absolute Intense Wrestling. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xuqo-F0l4TPA

32. This Hand Signal Can Save a Wrestler From Being Seriously Injured! WWE Secrets You Didn't Know. URL: https://www. youtube.com/watch?v=t17WFvgXFKc

33. Triple H Epic Oversell. URL: https://www.youtube.com/watch?v=z8KbXThVBFI

34. Violette CHOKES OUT Sonya Strong — House of Glory Wrestling. URL: https://www.youtube.com/watch?v=L23XJD-PwA2g

35. William Regal's WWE Debut. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ti6oMd9BWxE

36. WWE history: The plane crash that almost destroyed professional wrestling. URL: https://www.sportskeeda.com/wwe/ wwe-history-the-plane-crash-that-almost-destroyed-professional-wrestling

37. WWE RAW 9/3/15 R-Truth steals the IC Championship HD. URL: https://www.youtube.com/watch?v=d9YFiLuv-q4

38. WWE Referee count + ring bell. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nxLtvPSgAmU

39. Young Bucks doing something for a good cause (and making a shrewd PR move) in their trademark fight with WWE. URL: https://www.cagesideseats.com/2017/9/29/16384520/young-bucks-auctioning-too-sweet-tights-good-cause-shrewd-pr-move-trademark-fight-wwe-cease-desist

Литература

40. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

41. Салтанов С. С. Сериалы и религия: компаративный структурный анализ и проблемы транзитивности // Телекинет. 2018. №2 (3). C. 16-21. URL: https://telecinet.com/telekinet-2018-2-3/

References

1. 10-Man Tag Team Match: Raw, Sept. 19, 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=M2gSKevW6t4

2. 10 TIMES ENEMIES TEAMED UP TO WIN IN WWE. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uVDIlFMfUzk

3. Are you Fandangoing?: Raw, April 15, 2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SCer4nwDmUk&t=29s

4. Chavo Guerrero pays tribute to his uncle Eddie Guerrero: Royal Rumble. URL: 2011 https://www.youtube.com/ watch?v=Spvhuq2nItA

5. Cody Rhodes vs. Big Show — Intercontinental Championship Match: Raw, May 7, 2012. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=EAD8cS-c8FU

6. DDT. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rtavFTTjO6Y

7. Dean ambrose vs undertaker,dean tapout to hell's gate submission. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WgudiuI-

__

8. Eddie Guerrero toys with the referee. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yTidFGp2tQI

9. Every Stone Cold Stunner to The Rock. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QU8DDJRwjkI

10. Fox and WWE Close Five-Year Deal to Bring 'SmackDown' to Network. URL: https://www.hollywoodreporter.com/news/ fox-wwe-close-five-year-deal-bring-smackdown-network-1123487

11. FULL LENGTH PPV MATCH Vengeance 2001 Chris Jericho becomes the first Undisputed Champion. URL: https://www. youtube.com/watch?v=CmTz57zTGHE

12. Hulk Hogan Saves Shawn Michaels. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZKUMj2oTK2s

13. Kane's Pyro Entrance (6/18/12). URL: https://www.youtube.com/watch?v=kOI9CXqEybk

14. Kenny Omega's speech "One Sweet" — 10/14/17 ROH Global Wars Columbus. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=eyJKRnTHsuw

15. Mr. McMahon defeats Bobby Lashley for the ECW Championship. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Fa2lUww-Ta8U

16. Pentagon Jr Confronts His Top Challengers | IMPACT! Highlights Apr. 26 2018. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=F5ul6cXMhkk

17. Randy Orton Pose — SummerSlam 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=kjLEwZw№B8

18. Rey Mysterio Entrance — SmackDown: October 30th, 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CFF1BhH2Veg

19. Rusev's Entrance At Wrestlemania 31'. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vCyPFGR0w68

20. Sandman Returns To ECW. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gLehcE4eDdI

21. Scotty 2 Hotty performs The Worm on Old School RAW. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3s8iIjJ_ZtI

22. Shawn Michaels gives The Undertaker a Crotch Chop WM25. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_P2MRAD4eAs

23. Superstars attacking their tag team partners: WWE Top 10, April 23, 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ Fe2ohPTiP0

24. Superstars shrug off power moves. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rk6CJTwwKTw

25. Tetsuya Naito destroys the IWGP Intercontinental Championship. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4yjOr-PaM3XM

26. The Madusa Stunt. URL: https://www.youtube.com/watch?v=o6UWUolS6Z0

27. The many ways to wear a title: photos. URL: https://www.wwe.com/inside/unique-ways-to-wear-titles-photos#-fid-26618350

28. The Miz Gets Emotional With His Father — SD Live: Jan. 29, 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PD7rTn-hTG7o

29. The Miz vs. Dean Ambrose — Intercontinental Championship Match: SmackDown LIVE, Jan. 3, 2017. URL: https://www. youtube.com/watch?v=ITOgTw9jlvA

30. The MSG Curtain Call. URL: https://criticalcommons.org/Members/MCIMR/clips/the-msg-curtain-call/view

31. The Young Bucks Suck It Compilation — Absolute Intense Wrestling. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xuqo-F0l4TPA

32. This Hand Signal Can Save a Wrestler From Being Seriously Injured! WWE Secrets You Didn't Know. URL: https://www. youtube.com/watch?v=t17WFvgXFKc

33. Triple H Epic Oversell. URL: https://www.youtube.com/watch?v=z8KbXThVBFI

34. Violette CHOKES OUT Sonya Strong — House of Glory Wrestling. URL: https://www.youtube.com/watch?v=L23XJD-PwA2g

35. William Regal's WWE Debut. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ti6oMd9BWxE

36. WWE history: The plane crash that almost destroyed professional wrestling. URL: https://www.sportskeeda.com/wwe/ wwe-history-the-plane-crash-that-almost-destroyed-professional-wrestling

37. WWE RAW 9/3/15 R-Truth steals the IC Championship HD. URL: https://www.youtube.com/watch?v=d9YFiLuv-q4

38. WWE Referee count + ring bell. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nxLtvPSgAmU

39. Young Bucks doing something for a good cause (and making a shrewd PR move) in their trademark fight with WWE. URL: https://www.cagesideseats.com/2017/9/29/16384520/young-bucks-auctioning-too-sweet-tights-good-cause-shrewd-pr-move-trademark-fight-wwe-cease-desist

40. Bart R. Sistema mody. Stat'i po semiotike kul'tury [Fashion system] / Per. s fr., vstup. st. i sost. S. Ze6apTkina. M.: Izda-tel'stvo im. Sabashnikovyh, 2003. 512 s.

41. Saltanov S. S. Serialy i religiya: komparativnyj strukturnyj analiz i problemy tranzitivnosti [Series and religion: comparative structural analysis and the problem of transitivity] // Telekinet 2018. №2 (3). C. 16-21. URL: https://telecinet.com/teleki-net-2018-2-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.