Научная статья на тему '1. 9. Ответственность представительных органов и выборных должностных лиц перед народом (на примере Калужской области)'

1. 9. Ответственность представительных органов и выборных должностных лиц перед народом (на примере Калужской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЗЫВ ДЕПУТАТА / ОТЗЫВ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ОТЗЫВА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ / RECALL OF A MUNICIPAL FORMATION HEAD. BASES AND PROCEDURE OF A RECALL. RESPONSIBILITY TOWARDS PEOPLE / DEPUTY RECALL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакулин А. И.

Статья посвящена исследованию особенностей отзыва как формы ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных глав муниципальных образований перед населением в Калужской области. Проведен анализ уставов муниципальных образований, выделены общие черты и особенности регулирования процедуры отзыва. Обозначены проблемные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility of representative bodies and elective officials towards people (EXAMPLE of Kaluga district)

the article covers scientific research over special features of a recall as a form of municipal formation representative body members and elective heads responsibility towards people in Kalujskaya oblast. Municipal formation constitutions were analyzed, main features and peculiarities of a recall procedure regulation were singled out. Problem issues were emphasized.

Текст научной работы на тему «1. 9. Ответственность представительных органов и выборных должностных лиц перед народом (на примере Калужской области)»

1.9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПЕРЕД НАРОДОМ (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Бакулин А.И., аспирант. Место учебы: Московский Гуманитарный Университет. Телефон: 8-916-129-13-52.

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей отзыва как формы ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных глав муниципальных образований перед населением в Калужской области. Проведен анализ уставов муниципальных образований, выделены общие черты и особенности регулирования процедуры отзыва. Обозначены проблемные вопросы.

Ключевые слова: Отзыв депутата, отзыв главы муниципального образования. Основания и процедуры отзыва. Ответственность перед населением.

RESPONSIBILITY OF REPRESENTATIVE BODIES AND

ELECTIVE OFFICIALS TOWARDS PEOPLE (EXAMPLE OF KALUGA DISTRICT).

Bakulin A.i., post-graduate student. Place of study: Moscow University of the Arts. Telephone: 8-916-129-13-52.

Annotation: the article covers scientific research over special features of a recall as a form of municipal formation representative body members and elective heads responsibility towards people in Kalujskaya oblast. Municipal formation constitutions were analyzed, main features and peculiarities of a recall procedure regulation were singled out. Problem issues were emphasized.

Keywords: deputy recall, recall of a municipal formation head. Bases and procedure of a recall. Responsibility towards people.

Ответственность представительных органов и выборных должностных лиц перед народом в основном, осуществляется через отзыв. Разделяя мнение В.В. Комаровой о том, что «институт отзыва - это институт непосредственного императивного народовластия; форма ответственности; средство контроля избирателей и форма ответственности выборных лиц перед избирателями; составная часть императивного мандата»1, автором исследуются особенности закрепления его в Калужской области.

В Постановлении от 1 декабря 1998 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определила институт отзыва как важную составную часть непосредственной демократии, организации и функционирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Право на отзыв депутатов, выборных должностных лиц является реальным проявлением принадлежащей народу власти, одним из средств контроля избирателей за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц2.

1 См.: Комарова В.В. Механизмы непосредственной демократии современной России. М., 2006.

2 Вестник Центральной избирательной комиссии. 1998. N 11(65).

Тем не менее, в современной России институт отзыва предусмотрен и используется при осуществлении муниципальной власти - в отношении депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и регулируется на трех уровнях - федеральном, субъектов федерации и муниципальном3.

Как правило, муниципальный уровень и устанавливает особенности формирования, работы и ответственности представительных органов и выборных должностных лиц4.

Уставами муниципальных образований в Калужской области предусмотрен отзыв: выборного главы муниципального образования, депутата представительного органа муниципального образования и члена иного выборного органа местного самоуправления.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Козельск» (ред. от 22.12.2004)5 полномочия депутата представительного органа местного самоуправления, члена иного выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях отзыва в порядке, установленном действующим законодательством.

Уставом муниципального образования «Город Калуга» (ред. от 24.06.2009, с изм. от 08.07.2009) предусмотрена не только возможность отзыва Городского Головы, но и основание для этого: нарушение им срока издания правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения. Аналогично регулируется отзыв главы муниципального образования. Уставами муниципального образования «Город Балабаново» (ред. от 28.11.2007) и муниципального образования «Малоярославецкий район» (ред. от 20.12.2004)7.

В отличии от большинства актов, Устав муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области от 26.10.2005 г.8 закрепляет в основном, правовые и информационные гарантии Главы района в процедуре отзыва. Правовые - основаниями для отзыва Главы района могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке; на всех этапах осуществления отзыва Главой района может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде; Глава района считается отозванным, если за отзыв проголосовало

3 См.: Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России - проблематика их отнесения // Lex Russica (Научные труды Московской государственной юридической академии). - 2006. -№5.

4 Например, в Калужской области Глава муниципального образования избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в следующих муниципальных образованиях Калужской области: "Поселок Детчино", "Куйбышевский район", "Юхновский район", "Город Людиново и Людиновский район","Хвастовичский район", "Жиздринский район", "Барятинский район", "Мещовский район", "Спас-Деменский район", "Козельский район", Города Обнинска, "Медынский район", "Ульяновский район", "Город Кондрово", "Поселок Воро-тынск", "Город Балабаново", "Думиничский район", "Дзержинский район", "Перемышльский район".

5 Устав муниципального образования "Город Козельск" (ред. от 22.12.2004) // "Козельск", N 40-41, 08.04.2003.

6 Устав муниципального образования "Город Балабаново", 2006 г. (ред. от 28.11.2007) // "Балабаново", N 3, 24.01.2007.

7 Устав муниципального образования "Малоярославецкий район" (ред. от 20.12.2004) // "Маяк", N 129, 31.10.2002.

8 Устав муниципального района "Ферзиковский район" Калуж-

ской области от 26.10.2005 г.// "Ферзиковские вести", N 103,

13.12.2005.

2'2010

Пробелы в российском законодательстве

не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном районе.

Информационные - Глава района должен быть проинформирован инициаторами отзыва, избирательной комиссией, действующей в качестве комиссии по отзыву, о времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве; со дня, следующего за днем принятия решения о голосовании по отзыву, Глава района вправе давать разъяснения избирателям или через средства массовой информации по поводу тех обстоятельств, которые стали основанием для возбуждения вопроса об отзыве Главы района. Следует отметить, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения Главы администрации района или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления закрепляется не только уставами муниципальных образований. Например, в Решении Районного Собрания МО «Спас-Деменский район» от 14.04.2008 «Об утверждении Положения «О муниципальных правовых актах муниципального района «Спас-Деменский рай-он»9 эти основания перечислены как ответственность за нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, таким образом, завершив цикл регулирования процедуры разработки и принятия муниципальных правовых актов.

Возможность отзыва как основания досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотрена Уставами муниципальных образований городского поселения «Город Кондрово» (ред. от 26.11.2008); городское поселение «Город Жиздра» (ред. от 06.04.2009); городского поселения «Город Кондрово» (ред. от 26.11.2008); «Город Балабаново» (ред. от 28.11.2007.

Уставом муниципального района «Малоярославец-кий район» (ред. от 24.09.2008)10 в отличие от иных подобных актов, достаточно подробно описана процедура отзыва депутата представительного органа.

Голосование по отзыву депутата Районного Собрания проводится по инициативе населения в порядке, установленном законодательством. Основаниями для отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. При наличии указанных оснований голосование по отзыву депутата Районного Собрания может быть назначено при условии, что собраны подписи не менее 3 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории Малоярославецкого района.

Отзываемое лицо должно быть проинформировано инициаторами его отзыва, избирательной комиссией Малоярославецкого района (окружной избирательной комиссией), действующей в качестве комиссии по от-

9 Решение Районного Собрания МО "Спас-Деменский район" N 327 от 14.04.2008 "Об утверждении Положения "О муниципальных правовых актах муниципального района "Спас-Деменский район" // "Новая жизнь", N 33-34, 30.04.2008 (решение).

10 Устав муниципального района "Малоярославецкий район" (ред. от 24.09.2008) // "Маяк", N 144-145, 17.12.2005.

зыву, о времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве.

Со дня, следующего за днем принятия решения о голосовании по отзыву депутата Районного Собрания, указанный депутат вправе давать разъяснения избирателям непосредственно или через средства массовой информации по поводу тех обстоятельств, которые стали основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата Районного Собрания. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.

Депутат Районного Собрания считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе.

Итоги голосования по отзыву депутата Районного Собрания, принятое решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном законодательством.

Аналогичная процедура отзыва депутата закреплена нормами Устав муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области от 26.10.2005 г.11.

Устав муниципального образования «Боровский район» от 22.05.2003 г.12 одним из оснований досрочного прекращения так же называет отзыва депутата избирателями. Тем не менее, процедура отзыва в этом муниципальном образовании не требует классического голосования избирателей, так как решение о досрочном прекращении полномочий депутата Районного Собрания принимается Районным Собранием.

Депутат Районного Собрания может быть в любое время отозван, если он не оправдал доверия избирателей или совершил действия, порочащие звание депутата.

Инициатором (инициаторами) отзыва депутата может быть любой избиратель (избиратели), проживающий на территории соответствующего избирательного округа, или избирательное объединение, выдвинувшее кандидата.

Отзыв депутата оформляется Постановлением Районного Собрания по решению окружной избирательной комиссии, регистрировавшей депутата при со-блюедении трех условий:

- регистрации инициатора (инициаторов) отзыва;

Инициатор (инициаторы) отзыва депутата должен

быть зарегистрирован соответствующей окружной избирательной комиссией в 5-дневный срок со дня подачи в избирательную комиссию:

- письменного заявления инициатора (инициаторов) о намерении сбора подписей избирателей по отзыву депутата, подписанный всеми инициаторами (решение общего собрания (конференции) общественного объединения);

- сведений об инициаторе (инициаторах) включая их фамилию, имя, отчество, место жительства, дату рождения, серию и номер паспорта или заменяющего его документа (юридический адрес общественного объединения - для избирательных объединений).

При невыполнении указанных требований инициатор (инициаторы) регистрации не подлежат.

11 Устав муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области от 26.10.2005 г.// "Ферзиковские вести", N 103,

13.12.2005.

12 Устав муниципального образования "Боровский район" от 22.05.2003 г. // "Боровские известия", N 79-80, 09.07.2003.

- сбора подписей избирателей в количестве 20% от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа;

Сбор подписей за отзыв производится в 30-й дневной срок со дня регистрации инициаторов по подписным листам установленной формы.

Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (дату рождения для 18-летних избирателей), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

Подписной лист подписывается лицом, собиравшим подписи (не обязательно инициатор отзыва), с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также инициатором отзыва с указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. Внизу подписного листа ставится дата окончания сбора подписей.

- регистрации подписей избирателей по отзыву депутата.

Подписные листы за отзыв депутата вносятся в соответствующую окружную избирательную комиссию инициатором (инициаторами) отзыва в 20-ти дневный срок со дня регистрации инициатора (инициаторов).

Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие условий отзыва депутата и в течение 10-ти дней со дня внесения подписных листов выносит одно из двух решений:

- об отзыве избирателями депутата (о признании досрочного прекращения полномочий депутата);

- об отклонении отзыва избирателями депутата (отклонение отзыва депутата выносится решением соответствующей избирательной комиссии, если в ходе проверки установлена фальсификация подписей в подписных листах и их количество превышает 3%; либо если количество действительных подписей недостаточно для отзыва, а также в связи с невыполнением иных требований действующего законодательства; в этом случае соответствующая окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать инициаторам отзыва депутата копию решения с изложением мотивов отклонения).

Решение окружной избирательной комиссии о признании досрочного прекращения полномочий депутата в 3-х дневный срок передается в Районное Собрание для принятия соответствующего Постановления.

Следует отметить, что это не первый случай в Калужской области, закрепляющий такую процедуру отзыва депутатов. Первым был Закон Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» от 17.10.1995 г. закрепил институт не традиционного отзыв депутата Законодательного Собрания. Так, отзыв депутата производился решением окружной избирательной комиссии, регистрировавшей депутата при условии: регистрации инициатора (инициаторов) отзыва полномочий в установленном порядке; сбора подписей избирателей в количестве 30 процентов от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа; регистрации подписей избирателей по отзыву депутата. Инициатором (инициаторами) отзыва депутата мог быть любой избиратель (избиратели), проживающий на территории соответствующего избирательного округа, или избирательное объединение Калужской области, выдвинувшее соответствующего кандидата.

Возникает правомерный вопрос, на сколько такая процедура отзыва - без голосования населением, соответствует общепринятым характеристикам: инсти-

тут непосредственного императивного народовластия; форма ответственности; средство контроля избирателей и форма ответственности выборных лиц перед избирателями; составная часть императивного мандата.

Рецензия

на статью Бакулина А.И. «Ответственность представительных органов и выборных должностных лиц перед народом (на примере Калужской области)» Рецензируемая статья посвящена достаточно актуальной теме. Автор попытался провести комплексный анализ законодательства, регулирующего сферу ответственности органов представительной власти на примере Калужской области, что позволило ему оценить современное состояние и перспективы развития таких отношений, сформулировать общие основы и дать конкретные предложения.

Нельзя сказать, что вопросы системы представительной власти, деятельности органов представительной власти вообще и контрольной деятельности в частности, не исследованы. Новый всплеск внимания научной общественности к проблеме правовой регламентации ответственности представительных органов наступил после принятия Конституции Российской Федерации с ее новеллами и последующим расширением полномочий федерального парламента.

Заслуга автора заключается в комплексном подходе к раскрытию данной темы. Структура статьи логична и определена содержанием темы. Следует отметить, что поставленные задачи автор выполнил.

Следует отметить, что и по замыслу, и по глубине анализа сложных вопросов теории ответственности представительных органов, данная работа является современным и заслуживающим внимания трудом. Оригинальность работы определяется постановкой выдвинутых вопросов, глубоким анализом нормативных правовых актов. Она основана на знании широкого круга научных трудов отечественных и зарубежных авторов, выполнена на высоком теоретическом и методологическом уровне и является самостоятельным исследованием, вносящим вклад в развитие российского конституционного права.

Заведующий кафедрой Государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета Доктор юридических наук, профессор О.Н. Булаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.