Научная статья на тему '1. 6. Интернационализация национальных конституций: новая тенденция в конституционном праве'

1. 6. Интернационализация национальных конституций: новая тенденция в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
904
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ЕВРОПЕИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ АВТОНОМИЯ / ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ / ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ / INTERNATIONALIZATION / CONSTITUTION / EUROPEANIZATION / CONSTITUTIONAL AUTONOMY / CONSTITUTIONAL REVISION / CONSTITUTIONAL AMENDMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гагаева Екатерина Андреевна

Интернационализация конституций представляет собой новый феномен конституционного права. Интернационализация возникла как продукт взаимодействия конституционного и международного права в рамках возрастающей интеграции международного сообщества. Она является результатом влияния, оказываемого международным правом на конституции государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of Constitutions: the recent tendency of the constitutional law

The internationalization of the national Constitutions presents the recent phenomenon of the constitutional law. The internationalization appears as the product of a convergence of the constitutional law and the international law within the framework of a more and more integrated international society. It remains the result of the influence exercised on Constitutions by the international law.

Текст научной работы на тему «1. 6. Интернационализация национальных конституций: новая тенденция в конституционном праве»

1.6. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИЙ: НОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

Гагаева Екатерина Андреевна, аспирант. Место учебы: кафедра государственного и административного права, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. E-mail: [email protected].

Аннотация: Интернационализация конституций представляет собой новый феномен конституционного права. Интернационализация возникла как продукт взаимодействия конституционного и международного права в рамках возрастающей интеграции международного сообщества. Она является результатом влияния, оказываемого международным правом на конституции государств.

Ключевые слова: интернационализация, конституция, европеизация, конституционная автономия, пересмотр конституции, изменение конституции.

INTERNATIONALIZATION OF CONSTITUTIONS: THE RECENT TENDENCY OF THE CONSTITUTIONAL LAW

Gagaeva Ekaterina Andreevna, postgraduate student. Place of study: state and administrative law chair, Mordovian State University, named after N.P.Ogarev. E-mail: [email protected].

Annotation: The internationalization of the national Constitutions presents the recent phenomenon of the constitutional law. The internationalization appears as the product of a convergence of the constitutional law and the international law within the framework of a more and more integrated international society. It remains the result of the influence exercised on Constitutions by the international law.

Keywords: internationalization, constitution, Europeanization, constitutional autonomy, constitutional revision, constitutional amendment.

В последние десятилетия ХХ века можно наблюдать зарождение и развитие ряда новых тенденций в международном праве, наиболее яркие из которых связаны с взаимоотношениями международного права и права национального. Процессы глобализации, мон-диализации, унификации международного сообщества нашли свое продолжение в праве, что породило ряд явлений, неподпадающих под существующие в юридической науке концепции. Указанные явления связаны с формированием единого правового пространства в рамках взаимодействия международного и внутригосударственного права (3, 125).

Активно возрастающее влияние международного права на внутригосударственное право, перешедшее за последние десятилетия на новый качественный уровень, активно дискутируется европейскими юристами. Российские ученые, как, например, Т.Я. Хаб-риева, О.И. Тиунов, А.А. Каширкина, также отмечают растущую важность международного права в регулировании внутригосударственных отношений (3, 124134).

Интернационализация правоотношений в области частного права - феномен уже достаточно развитый в юридической науке. На сегодняшний день все больше обсуждается интернационализация публичного права

и его наиболее «национальной области» - конституционного права. В европейской юридической науке активно разрабатывается проблематика «интернационализации конституций», «Европеизации конституций», «интернационализированных конституций» (13; 7; 8).

Вопрос об интернационализации конституционного права обрел свою актуальность в Европе в конце прошлого столетия в связи с перспективой появления конституции в рамках европейского союза. Это подтолкнуло исследователей к систематизации опыта влияния международного права на конституционное строительство государств.

Впервые интернационализация публичного права была описана Ж. Дором в 30-е годы ХХ столетия. Автор рассматривал ее как тенденцию гармонизации концепций конституционного права различных государств. Ж. Дор предсказывал унификацию публичного права различных государств, что станет, по его мнению, благом для индивидов, государственных образований и мирового сообщества (6, 117). В то же самое время Борис Миркин-Гуэтзевич анализировал новые тенденции конституционного права, констатируя необходимость появления нового публичного европейского права (9, 14).

Интернационализация публичного права понимается как продукт эволюции мирового сообщества, в особенности манипуляций, которые государства совершают со своим суверенитетом. Авторы видят в ней исключение из принципов невмешательства во внутренние дела государства и конституционной автономии (8, 552).

В европейской юридической науке различают процесс интернационализации конституций государств от ее результата - конституционализации мирового сообщества (10, 23). Некоторым авторам данный феномен представляется отвечающим желанию государств усилить интеграцию международного права в свое внутреннее право, признавая за ним «конституционную ценность» (8, 554).

Интернационализация национальных конституций затрагивает вопрос интернационализации полномочия принятия конституции и полномочия ее изменения. Данный вопрос также активно разрабатывается в европейской юридической науке, где все чаще упоминаются «международные ограничения полномочий принимать и изменять конституцию» (5, 1191-1208).

Феномен интернационализации конституций, несмотря на его несоответствие общепринятым концепциям конституционного и международного права, достаточно развит. Проявления его достаточно разнообразны и дают основания для его классификации. Профессор Nicolas Maziau, посвятивший ряд трудов данной проблематике, предлагает различные классификации «интернационализированных конституций».

Во-первых, он предлагает различать интернационализацию, связанную с ограничением полномочия изменять конституцию, что имело место в соглашениях Гаспери-Грюбера, заключенных между Австрией и Италией в 1946 году, в соглашениях «Святой пятницы» для Северной Ирландии и т.д.; и интернационализацию полномочия создавать конституцию, которая в значительной степени связана с возрастающей ролью таких международных организаций, как ООН, Совет Европы, ОБСЕ. Автор обозначает существование «частичной интернационализации», если уполномоченный разработать и принять конституцию орган ограничен существованием принципов либо норм, которые он должен учесть при разработке конституции, и «полной интернационализации», если текст конститу-

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ

Г агаева Е.А.

ции полностью разработан на международном уровне (8, 560).

Частичная интернационализация конституций может проистекать из положений международного договора, иного международно-правового акта или сложившейся международной ситуации. Примером интернационализации конституции, вытекающей из международного договора, может служить ситуация Намибии. Конституционная ассамблея, разработавшая конституцию этого государства, была вынуждена учесть ряд принципов, обязанность соблюдения которых была на нее возложена рядом иностранных государств, поддержанных ООН. Представители Германии, Канады, США, Франции и Великобритании в ООН предложили ряд принципов, которые, согласно им, должны направлять конституционную ассамблею Намибии. Указанные принципы вошли в план по установлению мира и стали обязательными для сторон, согласно доклада Генерального Секретаря ООН (1). На Конституционную Ассамблею была возложена обязанность принять конституцию государства не менее чем двумя третями голосов ее членов, а также учесть восемь принципов, касающихся установления основ правового государства: установление ответственности правительства перед Парламентом, избирательных прав, гражданских прав, права участвовать в политических партиях и т.д. Все указанные положения были прописаны в основном законе Намибии.

Примером «частичной интернационализации» также может служить Восточный Тимор. После принятия Резолюции 1272 от 25 октября 1999 года Советом Безопасности ООН, Восточный Тимор был поставлен под контроль временной международной администрации, которая получила временные законодательные и исполнительные полномочия, необходимые для реконструкции государства. Она обеспечила формирование конституционной ассамблеи, кроме того, нормативные акты, ею принятые, легли в основу будущей конституции.

Степень интернационализации, ее императивность по отношению к государству также может быть различной. Так, если, в случае Намибии, государство было обязано уважать ряд принципов при разработке конституции, то, в случае, например, Камбоджи, интернационализация была более «мягкой». Парижские соглашения от 23 октября 1991 года содержат ряд принципов, которые должны были «вдохновить» (8, 562) Конституционную Ассамблею Камбоджи.

Во всех перечисленных случаях международное влияние осуществлялось в процессе создания Конституции, то есть имела место интернационализация полномочия разрабатывать и принимать конституцию. Примером интернационализации полномочия изменять Конституцию может служить Македония, в основной закон которой было внесено ряд изменений под влиянием международного сообщества, прежде всего в целях признания прав албанского народа, проживающего на территории государства.

Наряду с различными вариантами частичной интернационализации конституций, существует пример полной интернационализации - ситуация, имевшая место в Боснии и Герцеговине в 1995 году. Конституция Боснии и Герцеговины представляет собой приложение к международному договору - Дайтонским договорам, подписанным в Париже 14 декабря 1995 года. Фактически полномочие принимать конституцию было передано на международный уровень, которое подменило собой народ при реализации его суверенного права -

права принимать конституцию. Кроме того, новая конституция упразднила прежнюю, прямо указав в ст. 12, что подписание Дайтонского договора прекращает действие прежней конституции, несмотря на то, что последняя предусматривала иную процедуру ее изменения. В связи с тем, что данная конституция является продуктом исключительно международного права, она вызвала ряд вопросов, в том числе о суверенной природе данного государства. Авторы говорят о Боснии и Герцеговине как о «виртуальном» государстве (11, 36), «искусственной конструкцией международного сообщества»^, 577).

Все вышеописанные формы интернационализации конституций в большей или меньшей степени содержат в себе принудительный компонент в отношении затронутого государства. Поэтому условно этот тип интернационализации можно обозначить как императивный. Главной его особенностью является наличие принуждения в отношении государства, степени которого могут быть различными, от незначительного, почти рекомендательного в Камбодже, до полного фактического изъятия полномочия принимать конституцию в Боснии и Герцеговине. Кроме того, влияние со стороны международного права осуществляется в таком случае напрямую и источники его содержатся в международных актах. Второй тип интернационализации можно условно обозначить как добровольный. Такой тип воздействия осуществляется через деятельность международных организаций, которые также стали все больше вторгаться в эту сугубо государственную сферу.

Международная организация классического типа, то есть организация, в рамках которой решения принимаются посредством консенсуса, и воля самой организации не может быть навязана ни одному государству - члену без его согласия, использует более гибкие пути влияния на законодательство государств - членов. Фактически, это добровольно принимаемое государством влияние.

Так, в рамках Совета Европы функционирует Венецианская комиссия за демократию через право, одной из основных направлений деятельности которой является помощь в разработке конституций. В юридической науке уже прижился термин «конституционная инженерия» (14, 402), основным субъектом которой и является Венецианская комиссия. Осуществляемая комиссией интернационализация конституций добровольна и в наибольшей степени учитывает особенности государства и его пожелания (12, 151), что позволяет считать данный тип интернационализации наиболее «правомерным», так как конституционная автономия государства остается неприкосновенной, и наиболее эффективной, так как Венецианская комиссия «профессионально» осуществляет деятельность в данной области.

Второй тип интернационализации конституций в рамках международной организации связан с деятельностью организации интеграционного типа - Европейского Союза. Данная международная организация, функционирующая в рамках качественно отличного от классических организаций уровня интеграции, предполагает, соответственно, и другой уровень взаимопроникновения внутригосударственного и наднационального правопорядков. В рамках Европейского Союза можно наблюдать уже совершенно иную степень влияния права этой организации на конституции государств-членов. Государства, добровольно вступив в организацию, приняли на себя ряд обязательств, ис-

полнение которых повлекло необходимость реформировать их конституции. Если до Маастрихтского договора указанный вопрос не ставился, то его ратификация потребовала внесения изменений в конституции пяти государств из двенадцати. Верховенство норм коммунитарного права, в том числе над нормами права конституционного, закрепленное в практике суда Европейских Сообществ (2), ставит ряд проблем в определении его места в иерархии источников права. Прямым следствием указанных положений является европеизация конституций государств - членов Европейского Союза. Европеизация конституций осуществляется как членами организации, так и кандидатами на вступление. Например, Словения в 2003 году внесла ряд изменений в свою конституцию, чтобы облегчить последующий трансферт полномочий Европейскому Союзу, а также изменений, направленных на защиту прав человека, демократии и правового государства.

Глубина проникновения права Европейского Союза в конституционные правопорядки его членов постоянно увеличивается, несмотря на существование определенного «противодействия» этому со стороны европейских государств. «Противодействие» это заключается, как правило, в формулировании «конституционных оговорок», которые представляют собой черту, за которую не должно переходить коммунитарное право. Они представляют собой конституционные положения, изменение которых не допустимо в случае их противоречия нормам международной организации. Эти ограничения формулируются, как правило, конституционными судами государств. В Германии и Италии к таким положениям относятся нормы, защищающие права и свободы граждан. Во Франции Конституционный совет отнес к ним «главные условия существования национального суверенитета», впоследствии разъяснив, что под ними понимаются уважение институтов Республики, продолжение жизни нации и защита прав и свобод человека.

Подобные ограничения, таким образом, формулируются весьма размыто. В каждом конкретном случае Высшая судебная инстанция государства будет оценивать соответствие европейской нормы национальной, и перспектива признания ее противоречащей последней очень мала, в особенности в связи с современным уровнем обеспечения защиты прав человека в Европейском Союзе. Конституционный суд Италии в своих решениях Frontini и Fragd прямо указал, что такая перспектива почти невероятна (4, 309).

Таким образом, феномен интернационализации конституций уже утвердился в быстро развивающихся отношениях международного права и национального конституционного права, несмотря на свое противоречие с устоявшимися юридическими концепциями.

Список литературы:

1. Доклад Генерального Секретаря ООН, S/20412, 23 января 19В9 года.

2. Суд Европейских Сообществ, 6/64 Costa c. /E.N.E.L. 15 июля 1964.

3. Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права // Журнал российского права, 200В, № 6, с. 125.

4. BERRANGER Th., Constitutions nationales et construction communautaire, L.G.D.J., Paris, 1995.

5. DIEZ PICAZO L.M. « Limites internationales au pouvoir constituant », in Melanges en l'honneur de Louis Favoreu « Le renouveau du droit constitutionnel », Paris, Dalloz, 2007.

6. DOR G., « Contribution a l’etude du probleme de I’internationalisation des regies de droit public interne », Melanges Mahaim, t. 2, Sirey, Paris, 1935.

7. MAUS D. « L’influence du droit international contemporain sur l’exercice du pouvoir constituant » in Le nouveau constitutionalisme, Melanges en l’honneur de Gerard Conac, Economica, Paris, 2001.

8. MAZIAU N. « Les constitutions internationalisees. Aspects theoriques et essai de typologie », Revue Generale de Droit International Public, 2002.

9. MIRKINE-GUETZEVITCH B., « Les nouvelles tendances du droit constitutionnel », R.D.P., vol. 45, 1928.

10. MOUTON J.-D. « Les mutations de la notion de Constitution et le droit international ». Les mutations de la notion de Constitution, entre mondialisation et nouveaux conflits, n°6, Civitas Europa, mars 2001.

11. PIERRE-CAPS S. « La Bosnie-Herzegovine : un Etat virtuel? », Civitas Europa, n°4, 2000.

12. ROBERT J. L’ingenierie constitutionnelle et l’Europe de l’Est : le role de la Commission pour la Democratie par le Droit, Civitas Europa, mars 2001, n°3.

13. TORCOL S. « L’ « Internationalisation » des constitutions nationales », http://www.droitconstitutionnel. org/congresmtp/textes3/TORCOL.

14. TORCOL S., Les mutations du constitutionnalisme a l’epreuve de la construction europeenne. Essai critique sur l’ingenierie constitutionnelle, These Droit public Toulon. 2002.

Рецензия

на статью аспиранта кафедры государственного и административного права юридического факультета ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Гагаевой Е.А. «Интернационализация национальных конституций: новая тенденция в конституционном праве»

В данной статье автор анализирует интернационализацию конституционного права государств - тенденцию, ярко проявившуюся на стыке конституционного права и права международного в последние десятилетия. Феномен, описываемый в статье, активно обсуждается европейскими авторами в связи с деятельностью Совета Европы и Европейского Союза. В последнее время российская юридическая наука также стала уделять повышенное внимание указанной проблематике в свете все возрастающего влияния европейского права на правовую систему России.

В данной статье автор рассматривает феномен интернационализации публичного права, сопоставляет его с интернационализацией частного права, исследует появление и эволюцию этого явления, его соотносимость с утвердившимися концепциями конституционного права в данной области.

Автор описывает наиболее яркое проявление интернационализации публичного права - интернационализацию конституций отдельных государств, выделяет различные типы данного явления, дает им характеристики. Автором исследованы конституционно - правовой и международно правовой аспекты феномена, его различные проявления, как например, в рамках Совета Европы, Европейского Союза, так и вне поля деятельности международных организаций.

Данная статья рекомендуется к публикации.

Руководитель доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права юридического факультета ГОУВПО «Мордовский государственный

университет им. Н.П.Огарева» ,е—-~ " / Дудко И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.