Научная статья на тему '1. 3. Роль обеспечения безопасности органов предварительного расследования в механизме реализации судебной реформы'

1. 3. Роль обеспечения безопасности органов предварительного расследования в механизме реализации судебной реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / PREINVESTIGATION BODIES / JUDICIAL SYSTEM / JUDICIAL REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев А.Ю.

В данном разделе рассматривается роль обеспечения безопасности органов предварительно расследования в контексте судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1.3. ROLE OF SAFETY OF PREINVESTIGATION BODIES IN MECHANISM OF REALIZATION OF JUDICIAL REFORM

This section examines the role of ensuring the security of preinvestigation bodies in the context of the judicial system.

Текст научной работы на тему «1. 3. Роль обеспечения безопасности органов предварительного расследования в механизме реализации судебной реформы»

Юридические науки

№ 8-1. - 2016

УДК 34

1.3. РОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

А.Ю. Афанасьев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: afanasev_alexey@bk.ru

Аннотация. В данном разделе рассматривается роль обеспечения безопасности органов предварительно расследования в контексте судебной системы.

Ключевые слова: органы предварительного расследования, судебная система, судебная реформа.

1.3. ROLE OF SAFETY OF PREINVESTIGATION BODIES IN MECHANISM OF REALIZATION OF JUDICIAL REFORM

Abstract. This section examines the role of ensuring the security of preinvestigation bodies in the context of the judicial system.

Keywords: preinvestigation bodies, judicial system, judicial reform.

Суд - это специальный орган, созданный в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2] и другими законами, осуществляющий правосудие и рассматривающий дела, отнесенные к его компетенции. По определению словаря С.И. Ожегова: «суд - государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел». В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 31 УПК РФ преступления, предусмотренные статьей 295 УК РФ «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» и частью 2 статьи 296 УК РФ «Угроза или насильственные действия в связи с производством предварительного расследования или осуществлением правосудия» подсудны Верховному суду республики, областному или краевому суду, суду города федерального значения, суду автономного округа и суду автономной области. Районные суды рассматривают дела по ч.2,3 ст.294 УК РФ, т.е. вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования полному, всестороннему и объективному расследованию дела.

Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в первом полугодии 2012 года1 показал, что в верховные суды республик и равные им суды по первой инстанции поступило 219 уголовных дел о преступлениях против лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование (ст.ст.294-298 УК РФ) и составляло 12,1 % от общего количества дел, по сравнению с данными первого полугодия 2011 года -

1 По данным сводной статистической отчетности за 1 полугодие 2012 г. по состоянию на 1 ноября 2012 г.

182 или 11,1 %. Хотелось бы отметить, что приведенные выше цифры - это количество направленных в суд для рассмотрения уголовных дел, и не соответствует в полной мере действительности. Реальность такова, что преступления совершенные в отношении лиц, осуществляющих предварительное расследование, не всегда раскрываются, расследование по ним может длиться годами. «Заказать» следователя или дознавателя могут все, кому он мешает, либо из мести за их деятельность.

За 12 месяцев 2012 г. в Верховный Суд Чувашской Республики по I инстанции рассмотрел 5 дел о преступлениях против лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, других представителей власти (ст.ст. 294-298, 317-321 УК РФ) - 11,9% от общего количества поступивших дел, за 2011 год - 8 дел и составляло 20,5% от общего количества дел. К большому сожалению, несмотря на законодательное регулирование и повышенной ответственности за преступления против лиц, осуществляющих предварительное расследование, негативная тенденция покушений и убийств данной категории лиц не снижается. Это недостаточное знание уголовного закона и ответственности за преступления, предусмотренные ст.295 и ч.2,3 ст.296 УК РФ? Конечно, нет. Преступник имеет намерение противодействовать лицу, осуществляющему предварительное расследование, и в случае необходимости «убрать» препятствие со своего пути. Не останавливает и тот факт, что посягательство на жизнь следователя или лица производящего дознание наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью

[4].

По данным сайта Статистика.ги еще в 2011 году под программой государственной защиты находилось 400 должностных лиц, 150 из которых - судьи Соответственно можно сделать вывод о том, что около 250 человек - сотрудники органов, осуществляющих предварительное расследование.

Всего за 9 месяцев 2012 года обеспечено мерами безопасности 1093 сотрудника и членов их семей (+7,5%). При этом также выросло (+7,4%) и количество поступивших обращений о принятии мер государственной защиты. Эти данные говорят о том, что активно проводимые в последнее время пропагандистские мероприятия по информированию сотрудников ОВД о порядке действий при возникновении ситуаций, связанных с угрозами их жизни и здоровью, достигли своей цели. Обращаться стали люди, которым действительно нужна помощь специалистов [3].

В случае рассмотрения уголовного дела в Верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа и предоставления стороной обвинения доказательств причастности в совершении преступлений, предусмотренных ст.295 и ч.2,3 ст.296 УК РФ судьи выносят справедливые решения, ведь в данных случаях посягают не просто на человека, а на общество в целом. В качестве примера можно привести приговор от 27.12.2010 года, принятого Московским городским судом в отношении трех подсудимых, обвиняемых в убийстве следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Дагестан 27 сентября 2007 года за отказ прекратить уголовное дело. Суд признал подсудимых виновными в инкриминируемых им деяниях. Организатору - Саиду Абду-лакимову было назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Исполнителям Рашиду Мамедову,

Камрану Асланову, Расулу Ахмаеву было назначено наказание в виде 18, 14 и 12 лет лишения свободы с отбывание наказания в колонии строгого режима. Суд при вынесении приговора Расулу Ахмаеву назначил такое наказание за то, что он пошел на сделку с правосудием.

УК Республики Беларусь предусматривает в ст.390 ответственность только за вмешательство в производство предварительного расследования должностным лицом с использованием своих служебных полномочий в какой бы то ни было форме в деятельность следователя или дознавателя с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, незаконного постановления органа уголовного преследования при производстве по уголовному делу. Максимальное наказание за совершение которого не превышает 5 лет лишения свободы. Вообще УК Республики Беларусь не предусматривает специальную норму, предусматривающую ответственность за посягательство на лицо, осуществляющее предварительное расследование. Хотя предусмотрел повышенную ответственность в отношение сотрудников органов внутренних дел, судей и народных заседателей в статьях 362(Убийство сотрудника органов внутренних дел), 363 (Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок), 364 (Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел), 365 (Вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел), 366 (Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг), 388 (Насилие в отношении судьи или народного заседателя), 389 (Угроза в отношении судьи или народного заседателя).

Таким образом, осуществление тесной координации с судебными и другими государственными органами, занимающихся охраной государственных объектов, служащих, должностных лиц, и сбор оперативной информации с администраций пенитенциарных учреждений, служб здравоохранения и социального обеспечения играет важную роль для своевременного предупреждения и пресечения преступных действий в отношении должностных лиц органов предварительного расследования. Тем самым, можно сказать, что защищенность следователей и дознавателей от преступных посягательств, совершаемых в отношении них, напрямую влияет на качество и полноценность всего судопроизводства, начиная от принятия заявления о преступлении и заканчивая вынесением приговора.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.

2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 6 января 1997 г. № 2. ст. 1.

3. Пресс релиз от 11 сентября 2012 года Главного управления собственной безопасности МВД РФ.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

References:

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata vsenarod. golosovaniem 12 dekabrja 1993g. // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. №4. St. 445.

2. O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 1996 g. № 1-FKZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 6 janvarja 1997 g. № 2. st. 1.

3. Press reliz ot 11 sentjabrja 2012 goda Glavnogo upravlenija sobstvennoj bezopasnosti MVD RF.

4. Ugolovnyj Kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 13

ijunja 1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17 ijunja 1996 g. № 25. St. 2954.

— • —

Сведения об авторе

Алексей Юрьевич Афанасьев, адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.