1.2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Прокуратов Андрей Александрович, прокурор Должанского района Орловской области, младший советник юстиции, к.ю.н., доцент. Место работы: кафедра уголовного права и процесса, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.
Аннотация: в силу особой теоретической и практической значимости категории правового статуса личности, теоретические проблемы, включающие в себя и методологические вопросы её исследования, поставлены в настоящее время на первое место не только в теории государства и права, но и в отраслевых юридических науках. Следствием этого является то, что при исследовании концепции правового статуса наметились различные научные направления. В статье рассматриваются многочисленные подходы к определению этой правовой категории и дается их авторская оценка.
Ключевые слова: правовой статус личности, правовое положение, социальный статус, правовой вид
DEFINITION OF A LEGAL STATUS OF THE PERSON AND THE CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTION-LEGAL ASPECTS
Prokuratov Andrew Alexandrovich, public prosecutor of Dolzhansky area of the Oryol region, the younger adviser of justice,Master of Law, lecturer. Place of work: Chair of Criminal Law and Process, Yelets State Bunin University.
Annotation: owing to the special theoretical and practical importance of a category of a legal status of the person, the theoretical problems including and methodological questions of its research, are put now on the first place not only in the state and right theory, but also in branch jurisprudence. A consequence of it is that at research of the concept of a legal status various scientific directions were outlined. In article numerous approaches to definition of this legal category are considered and their author's estimation is given.
Keywords: a legal status of the person, a legal status, the social status, a legal kind
В последнее десятилетие проблема прав человека находится в центре общественного внимания. Их активно обсуждают на всех уровнях - от Президента РФ до рядовых граждан, о них много говорят и пишут в средствах массовой информации. Место, которое занимают права человека в культуре общества вообще и в политической культуре в частности, во многом определяется характером политического режима, уровнем социально-экономического развития страны, законами и историческими традициями, а также особенностями менталитета граждан. Вся история развития человечества, по сути, аккумулируется и отражается в защищенности личности, населения, всего сообщества -иными словами в правах человека1
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в
1 Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. // Государство и право. - 2000. - №4. - С.34.
форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности.
Проблеме правового статуса личности в российской правовой науке всегда уделялось немало внимания. Обусловлено это, прежде всего, тем, что, как отмечает Н.И. Матузов, «многогранные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая катего-рия»2.
В самом общем виде правовой статус можно определить как юридически закреплённое положение личности в обществе3. Посредством права социальный статус приобретает законодательные рамки. В силу особой теоретической и практической значимости категории правового статуса личности наметились различные научные направления ее исследования.
Одними учёными делается попытка найти решение данного вопроса в расширении внутреннего логического объёма категории «правовое положение (статус) личности», при этом, не различая понятия «правовое положение» и «правовой статус», принимая за основу равнозначность этих понятий. В подтверждение этому, в частности, приводится такой аргумент, что законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними каких-либо различий, употребляя в одном и том же смысле4. Эти термины взаимозаменяемы, и в зависимости от контекста либо стилистической предпочтительности может применяться тот или другой термин. Кроме того, в переводе с латинского слово «статус» (status) означает состояние, положение, что подтверждает равнозначность, синонимичность данных терминов. В частности, такую точку зрения поддерживают Матузов Н.И., Черниченко С.В., Воеводин Л.Д., Карташкин В.А. и другие.
В содержание правового статуса наряду с юридическими правами и обязанностями включаются меньшие по объёму категории, такие как гражданство (А.И. Ле-пешкин5), гарантии (Л. Д. Воеводин6), общая статутная ответственность гражданина перед государством и обществом (В.М. Горшенев7, Н.И. Матузов8), конституционно закреплённый принцип равноправия граждан (В.А. Патюлин9), правовые гарантии и правовая ответственность за выполнение обязанностей (М.С. Строго-
2 Матузов Н.И. Право и личность / Теория государства и права. Курс лекций. М. 1997. С.231.
См.: там же. С. 232.
4 См.: там же. С.232.
5 Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. М. 1966. С.3-11.
6 Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права //Сов. государство и право. 1965. №2. С. 42-50.
7 Горшенев В.М. Способы организации формы правового регулирования в современный период коммунистического строительства. Автореф. докт. дис. Свердловск. 1969. С.13.
8 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.
9Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. (Правовые аспекты взаимоотношений). М. 1974. С. 230.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РФ
Прокуратов А.А.
вич10), правоспособность и принципы (В.В.
Щетинин11) 2.
Таким образом, содержание правового положения (статуса) личности данные авторы определяют как сложное явление, органически сочетающее как социальный, так и юридический аспекты, и делить понятие «правовой статус» и «правовое положение» не представляется целесообразным.
По мнению других учёных, необходимо разграничивать понятия правовой статус и правовое положение (В.А. Кучинский13) и рассматривать их в качестве двух самостоятельных понятий (Н.В. Витрук14), так как правовой статус понятие более узкое и является частью (ядром) правового положения. В. И. Новосёлов предлагал также рассматривать правовой статус в узком и широком значении1 .
На наш взгляд, первый подход к проблеме более обоснован, и здесь нельзя не согласиться с мнением
Н.И. Матузова о том, что «в таком разделении нет особой необходимости, поскольку полисемантичность, смысловое удвоение термина не способствует чёткому восприятию и анализу одной из ключевых категорий правоведения. Различие следует проводить не между правовым статусом и правовым положением одного и того же лица, а между правовым статусом (положением) различных лиц или организаций» 1 .
В юридической литературе высказывалось и мнение учёных о необходимости внедрения в юридическую лексику категории «правовой модус» вместо категории «правовой статус», в связи с её большей точностью и полнотой в условиях существующего небогатого понятийного аппарата, а также, считая её оптимальным видом правовой информации о межотраслевых правах и обязанностях граждан17. Данной точки зрения придерживается и В.В. Ровный, определяя правовой модус как «конкретизирующий правовой статус на уровне отдельных социальных групп, отличающийся более разнообразной отраслевой гаммой»18.
По нашему мнению, появление категории «правовой модус» в юридической науке нецелесообразно. Обосновать это можно тем, что под «модусом» понимается вид, мера, способ19, иными словами, «правовой модус» - это правовой вид. Введение в правовой оборот новой категории нам видится излишним так как, во-первых, служит дополняющей правовой статус категорией, создавая неоправданную избыточность терми-20
нологии , а во-вторых, в науке широко используется
10 Строгович М.С. Вопросы теории прав личности // Философия и современность. М. 1976. С. 33-35.
11 Щетинин В.В. Гражданин и социалистическое государство // Сов. государство и право. 1975. №2. С. 4.
12 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт. 1997. С.138.
13 Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М. 1978. С.119-134.
14 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М. 1979. С.27.
15 Матузов Н.И. Право и личность / Теория государства и права. Курс лекций. М. 1997. С.232.
16 Матузов Н.И. Право и личность / Теория государства и права. Курс лекций. М. 1997. С. 233.
17 Манакова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск. 1991. С. 11, 17.
18 Ровный В.В. О категории «правовой модус» и её содержании // Государство и право. 1998. №4. С. 87.
19 Советский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М. 1982. С. 817-818.
20 Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические
проблемы субъективного права. Саратов. 1972. С. 194.
категория специального правового статуса как более оправданная и необходимая21.
Общепринято, что положение личности в современном российском обществе находит своё отражение в его правовых характеристиках, прежде всего, в правовом статусе, то есть в совокупности прав, свобод и обязанностей, в основе которых лежат конституционные права, свободы и обязанности, иными словами - в конституционном статусе личности. В ст.64 Конституции РФ закреплено, что положения главы II, содержащей права и свободы человека и гражданина, составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией России.
Права, свободы и обязанности являются основными, связующими элементами конституционного статуса личности, но при характеристике видов правовых статусов важное значение приобретают и другие структурные элементы этого понятия. Прежде всего, это правовые нормы, устанавливающие данный статус, правосубъектность, гражданство, юридическая ответственность, правовые принципы, законные интересы, правоотношения общего (статусного) типа.
По поводу некоторых из этих элементов в структуре правового статуса личности также существует множество дискуссий. Для наиболее чёткого осмысления их места в данной структуре, а, следовательно, и более полной характеристики самой категории правового статуса нам представляется необходимым рассмотреть некоторые из них, вызывающие наибольшие споры среди учёных-правоведов.
Одним из дискуссионных является вопрос о гарантиях как элементе правового статуса. Хотя, по мнению С.А. Комарова, неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений22, в науке существуют два совершенно различных подхода к данной проблеме. В первом случае гарантии не признаются структурным элементом правового ста-
23
туса личности , во втором - они признаются в качестве такового24. Сторонники первого подхода обосновывают свою позицию тем, что «система гарантий - это категория, далеко выходящая за пределы правового статуса личности»25. Точка зрения их оппонентов наиболее убедительно представлена Л.Д. Воеводиным, справедливо отметившим, что «гарантии необходимы для правового статуса в целом и для каждого его элемента, однако, прежде всего, в них нуждаются права, свободы и обязанности. Более того, без соответствующих гарантий провозглашённые в Конституции и законах права и свободы - пустой звук... практическое претворение правового статуса в жизнь, в последнем случае, осуществляется в виде конкретных прав, свобод и обязанностей, принадлежащих отдельным индивидам и их объединениям»26. На основании изложенного гарантии следует признать необходимым, обязательным элементом правового статуса личности.
21 Витрук Н.В. Основные теории правового положения личности в социалистическом обществе. М. 1979. С. 187.
22 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт. 1997. С.155.
23 Общая теория прав человека. Под ред. Лукашевой Е.А. М. 1996. С. 29.; Теория права и государства. Отв. ред. Манов Г.Н. М.
1995. С. 233-234.
24 Конституционное право России. Под ред. Козлова А.Е. М.
1996. С. 57.
25 Общая теория прав человека. Под ред. Лукашевой Е.А. М.
1996. С. 29.
26 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.
1997. С. 221-222.
В отношении включения в структуру правового статуса такого компонента, как «законный интерес», следует, на наш взгляд, присоединиться к точке зрения учёных, считающих, что такое включение подлежит сомнению. Н.В. Витрук, вводя законные интересы в содержание правового статуса, отмечая их неразрывную связь с субъективными правами и обязанностями, заявляет, что они «служат «продолжением» либо этапом на пути формирования новых субъективных прав и обязанностей» и «не всегда могут быть опосредованы субъективными правами и юридическими обязанностями»27. Таким образом, как справедливо отмечает С.А. Комаров, «те интересы личности, которые возникают в соответствии с фактическими жизненными обстоятельствами, подпадают под категорию законных интересов, подлежат правовой охране и защите со стороны государства, но в содержание правового статуса не входят до тех пор, пока не будут опосредованы правом и не станут правовыми нормами, выражающими конкретные права, свободы и обязанности»28.
Рассматривая структуру правового статуса, нельзя не остановиться и на таком его элементе, как гражданство. Анализируя характер гражданства, надо отметить, что оно есть не что иное, как правовая связь между лицом и государством, порождающая взаимные права и обязанности как лица, так и государства. По мнению Шевцова В.С. и Матузова Н.И., «гражданство характеризуется как правовая связь лица с государством, носит сугубо объективный характер, хотя в свою очередь служит необходимым условием, предпосылкой для установления правового статуса гражданина»2 . Таким образом, гражданство выступает одним из важных элементов структуры правового статуса гражданина, дающее основание выделять их видовые характеристики.
Итак, правовой статус личности - это комплексная, интеграционная категория, складывающаяся из системы основных элементов - прав, свобод и обязанностей - и элементов, имеющих значение для его видовой характеристики, таких как гражданство, правоспособность и гарантии реализации прав, свобод и обязанностей.
Список литературы
1. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М. 1979. С.27.
2. Витрук Н.В. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 296-297.
3. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985. С.10-11.
4. Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права //Сов. государство и право. 1965. №2. С. 42-50.
5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М. 1997. С. 221-222.
6. Горшенев В.М. Способы организации формы правового регулирования в современный период коммунистического строительства. Автореф. докт. дис. Свердловск. 1969. С.13.
7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт. 1997. С.138.
27 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985. С.10-11.
28 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт.
1997. С.154.
29 Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов.
1996. С. 62; Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М. 1969. С. 20 - 21.
8. Конституционное право России. Под ред. Козлова А.Е. М. 1996. С. 57.
9. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М. 1978. С.119-134.
10. Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. М. 1966. С.3-11.
11. Манакова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск. 1991. С. 11, 17.
12. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов. 1972. С. 194.
13. Матузов Н.И. Право и личность / Теория государства и права. Курс лекций. М. 1997. С.231.
14. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.
15. Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов. 1996. С. 62.
16. Общая теория прав человека. Под ред. Лукаше-вой Е.А. М. 1996. С. 29.
17. Ровный В.В. О категории «правовой модус» и её содержании // Государство и право. 1998. №4. С. 87.
18. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. (Правовые аспекты взаимоотношений). М. 1974. С. 230.
19. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. // Государство и право. 2000. № 4. С.34.
20. Советский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М. 1982. С. 817-818.
21. Строгович М.С. Вопросы теории прав личности // Философия и современность. М. 1976. С. 33-35.
22. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М. 1969. С. 20 - 21.
23. Щетинин В.В. Гражданин и социалистическое государство // Сов. государство и право. 1975. №2. С. 4.