Научная статья на тему '013. 01. 004. Нисневич Ю. А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития. – М. : КноРус, 2012. – 287 с. – библиогр. В конце разд'

013. 01. 004. Нисневич Ю. А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития. – М. : КноРус, 2012. – 287 с. – библиогр. В конце разд Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО – И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «013. 01. 004. Нисневич Ю. А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития. – М. : КноРус, 2012. – 287 с. – библиогр. В конце разд»

тье приведен пример принятия решений ВТО, МЕРКОСУР и Верховным судом Бразилии по вопросу о торговле использованными шинами в контексте проблем экономической свободы и защиты окружающей среды. Сам факт, что этот вопрос стал предметом рассмотрения органами разных уровней, свидетельствует о «транс-конституционализации».

В заключение авторы еще раз подчеркивают, что в результате глобализации возник новый транснациональный мир, в котором транснациональное пропитывает национальное и локальное, и нет смысла настаивать на том, что человек сможет продолжить свою эволюцию в рамках старого права. В современном мире недостаточно просто гарантировать свободу, равенство и другие права, если мир находится в преддверии коллапса из-за истощения природных ресурсов. Эта реальность выдвигает на первый план транснационализацию права и процесса. Национальное конституционное государство перестает быть единственным источником легитимности для граждан и начинает уступать место более разнообразному набору политических реалий. Люди начинают определять себя не только как граждан, но и как членов местных сообществ, народов, федераций, регионов, континентов, мира. Эта эволюция станет двигателем для развития права и правосудия.

Г.Н. Андреева

2013.01.004. НИСНЕВИЧ Ю.А. ГОСУДАРСТВО XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ. - М.: КНОРУС, 2012. -287 с. - Библиогр. в конце разд.

В работе рассматриваются и системно анализируются тенденции и проблемы развития государства как политического института в условиях постиндустриального транзита. Представлен концепт современного демократического государства как правового, светского и социального. Приводится политико-правовой анализ основ функционирования, проблем и концепций управления современным государством. Предложены два метода исследований государства: политико-правовой и сопоставительно-институциональный. Теоретико-методологические исследования подтверждаются эмпирическими результатами сопоставительного анализа характеристик государства, основанного на данных государствоведческих исследований международных и неправительственных организаций.

Трансформации института государства в условиях постиндустриального развития рассматриваются автором с позиций, изложенных в работах Ф. Фукуямы, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Тоффлера и др. Либеральную демократию, объявленную Фукуямой «концом истории» и «окончательной формой правления в человеческом обществе», предлагается рассматривать «как некую идеальную перспективу постиндустриального развития, суть которой в существенной, но не абсолютной универсализации политических и государственных порядков, воплощающих в регулировании жизни социума базовые либеральные ценности и принципы демократии» (с. 5-6). Демократия в качестве приоритетной формы организации политических и государственных порядков практически реализуется в той или иной модели либо только имитируется подавляющим большинством (85-90%) государств современного мира; базовая социальная ценность либерализма - человек, его права и свободы -воплотилась в реальной жизни многих государств. Для либеральной демократии характерен отказ от этатизма и переориентация в понимании предназначения государства как служения человеку и обществу, но не посредством всепроникающего государственного патернализма, а на основе изменения сути государственной власти, целей и методов управления.

В идейно-ценностном аспекте современное государство приобретает договорный характер, рассматривается как политическая ассоциация людей, основанная на общественном договоре, в силу которого люди передают часть своей свободы и власти государству. В договорном государстве только его граждане являются источником власти и носителями суверенитета.

В структурно-технологическом аспекте государство трансформируется в ограниченный правовыми рамками институт управления, предназначенный для обеспечения потребностей и интересов своих граждан, оказания им государственных услуг.

Феномен, который формирует качественно новую технологическую основу постиндустриального развития, футуролог Э. Тоффлер назвал «третьей волной», понимая под этим рождение новой цивилизации, в процессе которой революционные изменения претерпевают техносфера, инфосфера, социосфера и властная сфера. Эта волна бросает вызов всем старым властным отношениям, привилегиям и прерогативам вымирающих элит нынешнего обще-

ства и создает фон, на котором будет разворачиваться основная борьба за завтрашнюю власть. Новая цивилизация будет опрокидывать бюрократию, уменьшать роль национального государства, способствовать росту полуавтономных экономик постимпериалистического мира. Революционные изменения в техносфере и инфосфере влекут за собой кардинальные изменения в социосфере, которая приобретает децентрализованный, сетевой и немассовый характер. Все это предопределяет объективную необходимость качественных изменений в поле политики и в том числе трансформаций института государства в условиях ускорения процесса исторических изменений и резкого сдвига в сторону социального многообразия. Нация-государство трещит под давлением сверху и снизу. Одни силы стремятся перевести политическую власть с уровня государства-нации на уровень внутринациональных регионов и групп, другие пытаются поднять ее на уровень межнациональных органов и организаций.

В результате глобализации мир из совокупности национальных государств трансформируется в иной миропорядок, в котором национальное государство лишается части своего суверенитета, а абсолютный приоритет национальных интересов и целей заменяется конвергенцией национальных и общемировых интересов и целей.

В работе дается детальная характеристика правового, светского и социального государств. Сутью правового государства является то, что в нем «универсальным в смысле общности регулятором социальных отношений, ориентированным на стабилизацию всего социального пространства без выделения каких-либо индивидуальных или групповых приоритетов, выступает право, нейтральное и толерантное по отношению к различным мировоззрениям и убеждениям» (с. 26). Право оказывает определяющее воздействие и на политику, которая также является универсальным регулятором общественных отношений, а именно конкурентных отношений и взаимодействий индивидов и групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Ключевой признак правового государства состоит в том, что в таком государстве высшей социальной ценностью признается человек, его права и свободы. В формально-юридическом контексте претендовать на этот статус могут суверенные государства -члены ООН, являющиеся участниками международных пактов о

гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.

Основополагающими для всей системы прав и свобод человека являются: принцип равноправия как равенства прав и свобод для всех без исключения людей, выраженный в том числе и в их надгосударственном (экстерриториальном) статусе; принцип взаимообусловленности прав и свобод людей в обществе; принцип невмешательства во внутренний, духовный мир человека и толерантности к различным мировоззрениям и убеждениям.

Нормативно-правовой основой правового государства выступает принцип правозаконности. Правозаконность понимается автором как абсолютный авторитет и главенство в организации всех сфер жизнедеятельности общества прав и свобод человека, так как именно этот принцип определяет иерархическую систему приоритетов права и закона в жизнедеятельности государства.

В институциональном аспекте общепризнанным признаком правового государства считается разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную. В современных условиях постиндустриального развития устойчивой тенденцией становится более глубокая функционально-иерархическая децентрализация государственной власти, разделение ее полномочий по функциям и уровням компетенции и ответственности. Такая децентрализация ориентирована на снижение значимости административной вертикали; на развитие проблемно-ориентированных государственных органов и сетевых организационных структур; передачу ряда функций государственных органов частным компаниям и саморегулируемым негосударственным организациям и т.д.

Социальной основой правового государства служит гражданское общество, в котором базовой ценностью признается суверенитет личности, права и свободы человека и гражданина.

Большое внимание в работе уделено тенденциям и проблемам государственного управления, необходимости его реформирования, что также обусловлено постиндустриальным транзитом. В связи с этим излагаются и анализируются принципы «нового государственного управления», включающие три взаимозависимые и взаимосвязанные компоненты: отказ от этатистского и переход к либеральному подходу к предназначению и роли государства; де-политизация и реорганизация кадрового обеспечения государст-

венного аппарата с целью повышения дисциплины и профессионализма государственных служащих; децентрализация и функциональная оптимизация структуры органов государственной власти.

К.Ф. Загоруйко

2013.01.005. СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ФИЛОСОФСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / Под общ. ред. М.А. Эскинда-рова. - М.: Финансовый ун-т, 2011. - 160 с.

Монография подготовлена участниками международной научно-практической конференции, состоявшейся в Финансовом университете 10-11 июня 2010 г. В книге отражены результаты комплексного исследования универсальных принципов организации современного государства; культурно-цивилизационные и социально-экономические проблемы государства в условиях глобализации, а также проблемы развития современного российского государства в контексте глобализации.

Глобализация всех сфер жизни человечества приводит к тому, что наиболее эффективные формы, способы общественной жизни приобретают характер всеобщности. Одной из таких форм является демократическое государство. Его основные принципы постепенно, но неумолимо становятся всеобщими принципами современной государственности. В качестве таковых могут выступать принципы равенства, господства права и закона, демократического централизма.

В последнее время стала популярной концепция государства как системы социальных контрактов, в которых реализуются взаимодействия индивидуума, общества и государства. В рамках этой концепции универсальные принципы современного государства являются конкретизацией и развертыванием таких общесистемных принципов, как принцип взаимодействия части и целого, принцип осуществления и развития системы и др. Например, общесистемный принцип иерархической упорядоченности реализуется в системе взаимодействий между государством, обществом и индивидами как универсальный принцип управления-подчинения, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В многоуровневой системе явных и неявных многосторонних долгосрочных социальных контрактов с асимметричным распределе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.