Научная статья на тему '007.03.029. ТОМАШЕВСКИЙ Е., ЛАНДАУ З. ПОЛЬША В ЕВРОПЕ И МИРЕ. 1918-1939. TOMASZEWSKI J., LANDAU Z. POLSKA W EUROPIE I śWIECIE, 1918-1939. − W-WA: TRIO, 2005. - 336 S'

007.03.029. ТОМАШЕВСКИЙ Е., ЛАНДАУ З. ПОЛЬША В ЕВРОПЕ И МИРЕ. 1918-1939. TOMASZEWSKI J., LANDAU Z. POLSKA W EUROPIE I śWIECIE, 1918-1939. − W-WA: TRIO, 2005. - 336 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / 1918−1939 ГГ / ВОССОЗДАНИЕ ПОЛЬШИ / ГРАНИЦЫ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО / КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «007.03.029. ТОМАШЕВСКИЙ Е., ЛАНДАУ З. ПОЛЬША В ЕВРОПЕ И МИРЕ. 1918-1939. TOMASZEWSKI J., LANDAU Z. POLSKA W EUROPIE I śWIECIE, 1918-1939. − W-WA: TRIO, 2005. - 336 S»

2007.03.029. ТОМАШЕВСКИЙ Е., ЛАНДАУ З. ПОЛЬША В ЕВРОПЕ И МИРЕ. 1918-1939.

TOMASZEWSKI J., LANDAU Z. Polska w Europie i swiecie, 19181939. - W-wa: TRIO, 2005. - 336 s.

Ключевые слова: Польша, 1918-1939 гг., воссоздание Польши, границы, политическое устройство, культура, международное положение.

Монография известных польских историков Е. Томашевского и З. Ландау посвящена международному положению Польши в межвоенный период. Авторы впервые вводят в научный оборот материалы фондов МИД и Президиума Совета министров Польши, посольств РП в Лондоне и Праге, Архива новых актов (Варшава). Книга состоит из введения, девяти глав, заключения, библиографии и списка таблиц.

В первой главе говорится о создании Второй Речи Посполи-той. Условия для обретения поляками независимости начали складываться в 1916-1917 гг. Революционная ситуация в России и изменения международной обстановки оказали влияние на судьбы Центральной и Восточной Европы, в частности польских земель, и привели к созданию общепольского правительства. 6-7 ноября 1918 г. в Люблине было образовано Временное народное правительство Республики Польша. Наряду с люблинским правительством в Варшаве действовал Регентский совет, созданный в 1917 г. при поддержке Германии. В середине ноября 1918 г. Регентский совет и Временное правительство передали свои полномочия маршалу Ю. Пилсудскому, по инициативе которого было создано новое правительство во главе с Е. Морачевским, провозглашавшее «социалистические лозунги» (с. 18).

В ноябре 1918 г. Польское государство еще не имело четко установленных границ. Серьезные трудности возникли при определении границы с Чехословакией из-за промышленно развитой и богатой коксующимся углем Тешинской Силезии, а также Спиша и Оравы. Основная часть Тешинской Силезии после временного разграничения территории оказалась в составе Польши, что не устраивало Прагу. Здесь должен был состояться плебисцит, но он так и не

был проведен. Этот конфликт, как отмечают авторы, «испортил на много лет отношения между обоими государствами» (с. 21).

Тяжело проходило и установление границы Польши с Германией. Версальский договор 1919 г., на основании которого и было создано Польское государство, предусматривал проведение в Вармии и других спорных землях плебисцитов. Вопрос о Верхней Силезии решался «не только по результатам плебисцита, но и под влиянием трех восстаний силезского народа» (с. 22).

В 1919 г. не была окончательно установлена и восточная граница Польши. Польские политики мечтали о воссоздании своего государства в прежних, установленных до разделов, границах с Литвой, Белоруссией и Украиной. В то же время они «недооценивали силы национальных идеологий и стремления к независимости, особенно среди литовцев и украинцев» (там же).

Западноевропейские государства принимали деятельное участие в воссоздании Польши. В 1918 г. международная ситуация изменилась, и страны Антанты вынуждены были решать вопрос о создании независимого Польского государства, что и было сделано в 1919 г. в Париже. В последующий период Франция старалась предоставлять одинаковую политическую поддержку и военную помощь Польше и Чехословакии, поскольку считала их союзниками в борьбе с враждебной им и Франции Германией. Париж оказал Варшаве помощь и в войне с советскими Россией и Украиной в 1920-1921 гг. Однако заключенный после войны Рижский договор, разделивший украинские и белорусские земли между Польшей и советскими республиками, Франция признала не сразу. Новую восточную границу Польши первой признала Великобритания в 1923 г., и только после этого то же самое сделала Франция, «дабы избежать неприятных дипломатических ударов...» (с. 38).

Авторы показывают внешнеполитические цели Польши и ее место в Европе и мире в единстве с внутренними проблемами страны, поэтому несколько глав посвящают внутриполитическому, социально-экономическому и культурному развитию Польши. Так, во второй главе рассказывается об общественном развитии Республики Польша, ее национальном и религиозном составе. В конце 1922 г., когда восточная часть Верхней Силезии стала частью Польши, территория государства составляла 388,6 тыс. кв. км. На этой территории проживали 27,2 млн. жителей, а в 1931 г. -

32,1 млн. Из них, по данным переписи 1931 г., в сельской местности проживало 73% населения. Польша была аграрной страной, что считалось в межвоенной Европе «анахронизмом и свидетельствовало о низком уровне развития экономики» (с. 40).

Оформление границ Польского государства привело к тому, что в его составе оказалось много национальных меньшинств: украинцы, гуцулы, белорусы, немцы, чехи, словаки, литовцы, караимы и др. Сложная национальная структура Польши вызывала многочисленные противоречия и конфликты. Постоянный характер носили нападки на евреев и их убийства, к которым «спокойно относилась католическая церковь...» (с. 70). Религиозная ситуация в Польше определялась ее национальной структурой, но официальной религией поляков считался католицизм. Для польских духовных деятелей из католического большинства были характерны националистические настроения. Известен случай, когда в Виленском регионе архиепископ Ромуальд Ялбжиковский запретил проводить церковные обряды на белорусском и литовском языках. Подобные действия приводили к конфликтам, которые «иногда вели к вмешательству полиции в дела отказывавшихся повиноваться прихожан и священников» (с. 83).

После окончательного установления границ Польши многие поляки оказались в соседних государствах. В 1926 г. в СССР проживали 788,5 тыс. поляков. В Германии, по данным немецкой переписи 1925 г., было 803 тыс. поляков, а по польским данным -1,5 млн. Поляки проживали также в Литве, Чехословакии и Румынии. Существовали и большие общины польских эмигрантов, сформировавшиеся еще в XIX - начале XX в. во Франции, США, Канаде, Бразилии, Аргентине и других странах мира.

Третья глава посвящена политическому устройству Польского государства. Вторая Речь Посполитая по Конституции 1921 г. провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежала народу. Органом законодательной власти был парламент, состоящий из сейма и сената. Оформление основ парламентской демократии проходило в условиях политической борьбы с участием всех партий. Партийная система создавалась в независимой Польше по образцу французского парламентаризма. Как и во Франции, в Польше политические партии «должны были бороться за влияние в обществе, голоса избирателей, стараться провести в

сейм и сенат как можно больше своих представителей» (с. 101). Названия, программы и характер политических партий Польши вытекали из истории и политических традиций страны, как это было во Франции, где политические партии вели свои традиции от революционной эпохи и Наполеоновских войн. Каждая польская партия традиционно имела влияние в каком-то определенном регионе страны. Например, народные демократы пользовались популярностью в Великой Польше и в Поморье, а ПСЛ «Пяст» - в Малой Польше. Особенностью всех стран Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период было формирование крайне правых сил, которые оживились «после прихода к власти Гитлера» (с. 109).

В 1926 г. в Польше была установлена диктатура Ю. Пилсуд-ского, которая в 1930-1938 гг. пережила кризис. После этого пил-судчики потеряли авторитет в обществе. Как отмечают авторы, Польшу нельзя сравнивать с фашистской Италией, а тем более с гитлеровской Германией (с. 125).

В четвертой главе говорится о польской промышленности и сельском хозяйстве. Развитие промышленности в межвоенной Польше финансировалось в основном государством. Доля частного капитала была мала. Общий баланс промышленного развития Польши нельзя назвать положительным. В 1938 г. производство в ряде отраслей промышленности было ниже, чем в 1913 г. Благоприятные периоды развития промышленности чередовались со спадами. Общий рост промышленного производства в Польше в 1928-1938 гг. составил всего 19%, в Латвии - 75, в Греции - 65, в Финляндии - 56%. Из аграрно-индустриальных стран Европы от Польши отставала только Италия. Аграрный вопрос в Польше решался долго, но поляки имели шансы добиться экономического роста. Этому могла бы способствовать радикальная аграрная реформа, которую, однако, польское правительство «не смогло провести» (с. 163).

Пятая глава посвящена финансовому положению Польской республики. После Первой мировой войны оно характеризовалось отсутствием стабильности. Однако в 1925 г. правительству В. Грабского удалось провести финансовую реформу, уравновесить бюджет. В 1927 г. поляки фактически стабилизировали злотый.

Но уже в 1936 г. позиции злотого пошатнулись, началась эмиссия, и было не ясно, «как поведет себя валютный рынок» (с. 194).

В шестой главе рассказывается о займах, кредитах и участии зарубежного капитала в польской промышленности. В XX в. экономическое развитие различных стран и континентов было неравномерным. Экономически слабая Польша нуждалась в иностранном капитале. Однако трудно оценить его участие в польской промышленности, поскольку об этом нет точных сведений. Есть предположения, что германский и австрийский капитал мог находиться в Польше нелегально. Известно, что во Франции и странах Бенилюкса, враждебно настроенных в отношении Германии, немецкий капитал «скрывался под другим названием» (с. 200).

Польское правительство получало займы от иностранных государств. К концу 1920 г. ему удалось получить 272 млн. долл. Главными кредиторами были страны Антанты. Кредиты давались под небольшие проценты и на относительно выгодных условиях. Однако в некоторых случаях они использовались для оказания давления на польское правительство в политических целях. Особенно преуспела в этом Франция, которая считала Польшу «зависимым государством» (с. 203).

В седьмой главе рассматриваются внешнеэкономические связи Польши. В 1920-е годы страна имела прочные торговые связи с Австрией, Чехословакией и Венгрией. Торговля с Германией не была столь успешной, особенно с 1925 г., когда началась торговая война. В межвоенный период Варшава пыталась наладить торговые отношения и с Москвой. Потеря российских рынков сбыта была очень ощутимой для польской экономики, «особенно в восточных воеводствах...» (с. 227).

Польское государство участвовало в интеграционных планах европейских стран по созданию международных экономических организаций. В 1930 г. из слаборазвитых государств Центральной и Юго-Восточной Европы был создан Аграрный блок. Однако входившие в него государства не были сильны экономически и политически, чтобы «получить реальные уступки от западноевропейских держав» (с. 252).

Восьмая глава посвящена развитию образования, науки и культуры в межвоенной Польше, что всегда связано с уровнем экономического развития страны. С 1918 г. в Польше велась борьба с

неграмотностью, за введение всеобщего среднего образования. В результате в 1931 г. в Польше количество неграмотных людей старше 10 лет составило 23,1%, что было немного для аграрных стран. В Польше развивалась и система высшего образования. С 1921 по 1938 г. количество студентов вузов увеличилось на 48%.

Польские вузы пользовались авторитетом не только внутри страны, но и за рубежом. Вместе с научно-исследовательскими институтами и научными обществами они стали основой развития науки в межвоенной Польше. Тем не менее польская наука слабо финансировалась государством. Это привело к сокращению университетских кадров, числа стипендиатов и т.д. Как отмечают авторы, «другие нужды страны имели приоритет перед наукой и высшим образованием...» (с. 278).

Польская культура тоже приобрела мировую известность. На многие языки мира были переведены произведения лауреатов Нобелевской премии в области литературы Хенрика Сенкевича и Владислава Реймонта. Широкую известность получили композитор Кароль Шимановский, музыканты Игнацы Падеревский и Артур Рубинштейн и многие другие. В то же время польские деятели культуры многое заимствовали из культурных достижений Франции, Германии и Австрии.

Девятая глава посвящена внешней политике Польши и ее вооруженным силам в 1918-1939 гг. В то время Польша находилась между двумя более сильными государствами - СССР и Германией - и вынуждена была решать проблему обеспечения собственной безопасности. Польша и страны Запада опасались Советскую Россию из-за угрозы распространения коммунизма. Специфика отношений Варшавы и Москвы определялась также результатами Польско-советской войны 1920-1921 гг. В отношениях Польши с Германией на первом плане были территориальные противоречия. Совершенно очевидно, что поляки опасались сближения двух своих врагов. Поэтому после подписания в 1922 г. СССР и Германией Рапалльского договора «следствием страхов перед Германией стал для Польши союз с Францией» (с. 294).

Сложное международное положение Польши делало жизненно важным создание собственных вооруженных сил. Они начали формироваться с ноября 1918 г. в ходе конфликтов почти со всеми соседними государствами. В результате в 1935 г. Войско

Польское насчитывало 230 тыс. рядовых, 30 тыс. унтер-офицеров и 17 тыс. офицеров. По численности военнослужащих польская армия занимала первое место в Центральной и Юго-Восточной Европе. В 1936 г. численность Красной армии составляла 1,1 млн. военнослужащих. В немецкой армии, нарушавшей постановления Версальского договора, в 1934 г. было около 240 тыс. солдат и офицеров.

Во внешней политике новой Польши в первые годы ее существования особую важность имело сотрудничество с государствами-победителями. Союз с Францией не был расторгнут даже после Локарнской конференции 1925 г., на которой Париж получил гарантии только своей безопасности. В начале 1930-х годов польские дипломаты сформулировали концепцию «равного удаления» от Германии и СССР и подписали с этими странами договоры о ненападении. Агрессивные действия Германии во второй половине 1930-х годов оживили захватническую деятельность поляков. В ноябре 1938 г. Польша оккупировала те районы Тешинской Силезии, от которых ранее была вынуждена отказаться. Несмотря на относительное улучшение отношений с Германией, поляки опасались, что Берлин и Москва подпишут пакт о ненападении. Данный пакт был заключен 23 августа 1939 г. Однако в то время не был известен секретный протокол к этому соглашению, предусматривавший раздел Польши и всей Центральной Европы на сферы интересов Германии и СССР. Польский посол в Москве В. Гжибовский, обращая внимание на упрочение советско-германского сотрудничества, 29 августа писал, что подписание пакта значительно ухудшило положение Польши (с. 325).

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.