Научная статья на тему '0 типичных свойствах личности вовлекаемого в совершение преступления несовершеннолетнего'

0 типичных свойствах личности вовлекаемого в совершение преступления несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1106
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ / ВОВЛЕЧЕНИЕ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / INVOLVING THE MINOR / CRIMINALISTICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSON / INVOLVING INTO COMMITTING A CRIME / VALUES AND MORAL PRINCIPALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ряузова Галина Николаевна

В статье рассмотрены типичные свойства личности несовершеннолетнего, вовлекаемого в совершение преступления, особенности формирования системы его ценностей и нравственных идеалов, значимость полной информации о вовлеченном для эффективного планирования мероприятий по розыску важнейших доказательств по делу о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About typical properties of the juvenile individuality, involved into committing a crime

The article contains typical properties of the juvenile individuality, involved into committing a crime, particularities of the formation of the system of his values and moral principles, the importance of full information about the involved person for effective planning of the investigation of the substantial evidence in case of involving the minor into committing a crime.

Текст научной работы на тему «0 типичных свойствах личности вовлекаемого в совершение преступления несовершеннолетнего»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД, России № 4 (56) 2012

Список литературы

1. Кухлинг, X. Справочник по физике. — М., 1982.

2. Лоер, В. Криминалистика — М., 2007. — 268 с; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.ru/PRAWO/BESTJUR/loer1.txt, свободный, (дата обращения: 20.05.2012).

3. Осмотр места происшествия с использованием огнестрельного оружия. Криминалистика [Электронный ресурс] / Федерация стрельбы Украины.

— Режим доступа: http://www.shooting-ua.com/ force_shooting/practice_book_69.htm, свободный. — Загл с экрана, (дата обращения: 20.05.2012).

4. Чуяков, И. Л. Предварительные судебнобаллистические исследования на месте происшествия. — Волгоград, 1997.

5. Зукас, Дж. Л., Николас, Т., Свифт, X. Ф. и др. Динамика удара. — М., 1985.

УДК 343.977 Г.Н. Ряузова*

0 типичных свойствах личности вовлекаемого в совершение преступления несовершеннолетнего

В статье рассмотрены типичные свойства личности несовершеннолетнего, вовлекаемого в совершение преступления, особенности формирования системы его ценностей и нравственных идеалов, значимость полной информации о вовлеченном для эффективного планирования мероприятий по розыску важнейших доказательств по делу о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления.

Ключевые слова: вовлечение несовершеннолетнего, криминалистическая характеристика личности, вовлечение в совершение преступления, ценности и нравственные идеалы несовершеннолетнего.

G.N. Ryauzova*. About typical properties of the juvenile individuality, involved into committing a crime. The article contains typical properties of the juvenile individuality, involved into committing a crime, particularities of the formation of the system of his values and moral principles, the importance of full information about the involved person for effective planning of the investigation of the substantial evidence in case of involving the minor into committing a crime.

Keywords: involving the minor; criminalistical characteristics of the person; involving into committing a crime; values and moral principals.

Особенности личности несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение преступления, наиболее значимо проявляются в личностных свойствах и качествах, несущих доказательную и тактическую информацию, необходимую для решения задач по доказыванию виновности (невиновности) вовлекателя.

Недостаточное изучение на стадии досудебного производства личности несовершеннолетнего, вовлекаемого в совершение преступления, показания которого являются одним из основных доказательств такого вовлечения, являются значимой причиной снижения числа привлеченных лиц по ст. 150 УК РФ.

Большинство таких преступлений по-прежнему остается невыявленными или нераскрытыми, а преступники уходят от наказания. В отдельных субъектах Российской Федерации до 95% рассмотренных в судебном порядке дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений оканчиваются отказом государственного обвинителя от обвинения или оправданием подсудимых. Наглядно демонстрирует неэффективность профилактики вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений тот факт, что, например, в Архангельской области в 2011 г. зарегистрировано 147 преступлений, совершённых несовершеннолетними в группах с участием взрослых лиц, в то время как установлено всего 43 факта вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений [14].

* Ряузова, Галина Николаевна, заместитель начальника отдела организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области. Адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 3. E-mail: gnr123@yandex.ru.

* Ryauzova, Galina Nikolaevna, deputy of the head of the department of the organization of public order security in streets and during mass actions, the Government of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Arkhangelsk Region. Address: 3, Voskresenskaya Street, Arkhangelsk, 163000, E-mail: gnr123@yandex.ru.

© Ряузова Г.Н, 2012

Рис. 2. Вероятное место выстрела и нахождения пули при разных углах встречи

Нами проведен анализ 150 уголовных дел, возбужденных в 2008—2011 гг. дознавателями и следователями по ст. 150 УК РФ, а также обобщены результаты анкетирования 125 дознавателей и следователей главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации Северо-Западного федерального округа, которые в целом подтверждают результаты проведенных ранее учеными исследований, за исключением некоторых особенностей.

В Северо-Западном федеральном округе практически каждый пятый несовершеннолетний, вовлеченный в совершение преступления, не достиг 14 лет, немногим более трети из них находятся на пороге совершеннолетия (17 лет) и почти половину (47,2 %) составляют подростки 14- 16-летнего возраста. На основании изложенного, можно сделать вывод об очевидном процессе активного омоложения преступности данной категории. Если в 2008 г. возрастной группой до 14 лет было представлено всего лишь 4 % от числа вовлеченных в совершение преступлений [13, с. 73], то в 2011 г. их доля возросла до 20 %.

Подростки мужского пола составляют до 90% от числа вовлеченных, и этот показатель за последние пять лет не изменился [13, 19]. Стоит согласиться с мнением А.М. Сажаева [11, с. 67], что к психологическим особенностям юношей этого возраста в большей степени относится тяготение к взрослым.

В пользу этого говорит и тот факт, что более 60 % вовлеченных несовершеннолетних воспитывались в неполных семьях, около 2,5 % вообще не имели родителей. При этом 66,7 % семей относились к категории неблагополучных, в каждой пятой внутрисемейная обстановка характеризовалась частым употреблением родителями спиртных напитков, отсутствовали необходимые для нормального жизнеобеспечения денежные средства. На момент вовлечения в основном (более 86 %) несовершеннолетние жили в семье, и лишь около 14 % — вне ее (детские дома, интернаты, общежития).

Обращает на себя внимание на тот факт, что если в 2007 г. доля вовлеченных в совершение преступлений из числа воспитываемых в полной, благополучной семье составляла 0,6 % [19, с. 52], то в настоящее время их число увеличилось до 20 %. В преступную среду все больше вовлекается студенчество и несовершеннолетние представители так называемой «золотой молодежи».

По мнению Г.М. Миньковского [7, с. 106], с которым нельзя не согласиться, т.к. эти вопросы остаются актуальными до сих пор, на преступное поведение оказывает влияние не столько отсутствие одного из родителей, сколько отрицательная семейная атмосфера, которая окружала детей. По результатам изучения взаимосвязи между преступным поведением несовершеннолетних и факторами, его детерминирующими, И.А. Черникова пришла к выводу, что преступная деятельность несовершеннолетнего только на 11 % обусловлена неполным составом семьи [18, с. 140]. Изучены разновидности семейного неблагополучия и доказано его влияние на формирование противоправного поведения несовершеннолетних, искаженного нравственного и правового сознания в исследованиях А.Э. Побегайло [10], Г.В. Уваровой [15] и других ученых.

Поэтому закономерным представляется факт нахождения 59,1 % несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления, на профилактических учетах в органах внутренних дел. Практически 41 % от общего числа вовлеченных несовершеннолетних не отличались законопослушным поведением и ранее уже имели опыт совершения правонарушений.

Каждый седьмой вовлеченный в совершение преступления подросток злоупотребляет спиртными напитками, около 2 % имеют заболевания психики, что не могло не отразиться на характере их поведения во время совершения в отношении них действий по вовлечению в совершение преступления. Доказано, что любая форма опьянения у несовершеннолетних представляет собой интоксикацию, наносящую травму их нервной системе, психике, нравственности, а состояние опьянения является провоцирующим фактором при совершении ими противоправных деяний.

О росте алкоголизации несовершеннолетних свидетельствует и тот факт, что, например, в Архангельской области в 2011 г. произошло более полутора тысяч случаев появления в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распития ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, что на 7,0 % превышает показатели 2010 г. [2].

По мнению Н.В. Бурлакова [5, с. 43], путь влияния психологического фактора на поведение психоаномальных субъектов короче, т.к. сфера психологического, личностного сужена по сравнению с нормальными людьми и, соответственно, активнее сфера нарушенной психики. Как правило, такие несовершеннолетние легче поддаются негативному влиянию взрослых преступников.

Вовлекатели активно используют психологические возрастные особенности несовершеннолетних: неспособность к глубокому, дифференцированному отражению действительности, повышенную подверженность к внушению, склонность к подражанию в сочетании с отрицательным влиянием социальной среды [17, с. 51]. При этом, что совершенно логично и подтверждено рядом ученых (Э.Л. Мировский, Е.В. Сокол, Д.Ф. Флоря и др.), под негативное влияние взрослых вовлекателей попадают не все несовершеннолетние, а преимущественно те, у которых сформировались определенные установки: антисоциальное поведение, отрицательные привычки и навыки, готовность к преступному поведению. Соответственно, взрослым не приходится прилагать особых усилий для склонения подростков к участию в совершении преступления. Вместе с тем, как показывают проведенные Ф.Ю. Петровым [9, с. 19] исследования, 64 % опрошенных несовершеннолетних преступников заявили, что без давления со стороны взрослых они не решились бы на преступление.

Нередко взрослыми используются жестокие способы и формы воздействия на подростков, независимо от их пола и возраста. Так, согласно приговору Заволжского районного суда г. Ярославля от 3 февраля 2009 г., Ш. с целью склонения несовершеннолетней З. к совершению преступления

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

применил к ней насилие: схватил за горло, с силой прижал к стене комнаты. Четырнадцатилетняя 3., понимая, что Ш. не имеет желания отказаться от задуманного и может вновь применить к ней насилие, подчинилась требованию Ш. о совместном участии в совершении преступления [16].

Почти все несовершеннолетние (85 %) до этого вовлекались взрослыми в совершение антиобщественных действий.

Стоит поддержать мнение Б.С. Братуся о том, что основной и наиболее распространенной на сегодняшний день личностной причиной девиантного поведения подростков является отсутствие у них стабильной, сформированной системы ценностей и нравственных идеалов [4, с. 83]. Система ценностей и идеалов является психологической характеристикой зрелой личности, одним из ее центральных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает влияние на все стороны его деятельности и социального поведения. Недостаточная зрелость эмоциональной, потребностно-мотивационной и моральной сфер приводит несовершеннолетних к тому, что в стремлении следовать избранным идеалам и ценностям они отступают от важнейших социальных норм и нарушают закон, становятся потенциальными жертвами взрослых вовлекателей. Для девиантных подростков на уровне активной деятельности характерно доминирование таких ценностей как, употребление наркотиков, алкоголя, а общественные блага (семья, работа, здоровье, познание) не являются составляющими личностно признанной системы ценностей.

Нами проанализированы содержательные особенности идеалов и ценностей во взаимосвязи с типом правонарушения, совершенного подростками, не подлежащими уголовной ответственности в силу возраста, к которым применена мера уголовно-правового воздействия — помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (Государственное образовательное учреждение Архангельской области «Специальное профессиональное училище закрытого типа»), их личностными чертами и семейными проблемами.

С помощью методики Ш.Шварца в модификации В.Н. Куницыной мы провели опрос 52 подростков, совершивших правонарушения, связанные с нанесением ущерба как себе, так и другим людям (кражи, побои, мошенничество, злоупотребление алкоголем, поверхностно-активными веществами), что позволило проанализировать наиболее и наименее значимые для подростков ценности. Всем респондентам был представлен опросный лист, состоящий из 60 ценностей, которые следовало оценить по 8-бальной шкале (насколько каждая из перечисленных ценностей является для подростка руководящим принципом в жизни).

Как показывают результаты исследования, для несовершеннолетних данной категории важны здоровье и защита семьи, разнообразие жизни и настоящая дружба. Наименее значимыми ценностями для них являются умеренность и власть. Следует отметить, что в качестве значимых в целом выделяется малое количество ценностей. В то же время мы можем предположить, что не все ценности, которые декларируются подростками этой группы, действительно работают как регуляторы их реального поведения, в частности, ценность здоровья не подкрепляется реальным поведением подростков, злоупотребляющих поверхностно-активными веществами. Т.е. некоторые ценности находятся у респондентов на уровне знаний и не перенесены во внутренний план, не приняты личностью. Следовательно, их нравственная сфера не сформирована.

Анализ семейного статуса данных подростков показал, что даже при наличии полной семьи, в большинстве случаев внутрисемейная атмосфера характеризуются наличием конфликтов, алкоголизмом и правонарушениями родителей, их чрезмерной занятостью.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что проблемы в семье отражаются на социальнопсихологическом состоянии подростков, что ведет к нарушению в их личностном, нравственном развитии и девиантному поведению. Однако ценность семьи не утрачивает своего значения для несовершеннолетних, хотя в повседневной жизни многие потребности, связанные с семейной жизнью, у них фрустрированы, поскольку большинство либо имеет неполную семью, либо являются сиротами.

Подростки, склонные к совершению имущественных преступлений и бродяжничеству, но не употребляющие алкоголь и поверхностно-активные вещества, придают большее значение таким ценностям, как «здоровье», «защита семьи», «образование», «разнообразие жизни», при этом особо выделяют свободу и мало ценят социальный порядок и верность.

Несовершеннолетние, склонные не только к хищениям чужого имущества и бродяжничеству, но и к употреблению алкоголя и поверхностно-активных веществ, наоборот, низко оценивают свободу, придавая наибольшее значение ценностям семьи, здоровья, дружбы и разнообразия жизни.

Связь всей системы ценностей с типом преступления, характерная для криминальной личности, как показало исследование, не нашла своего подтверждения, поскольку у несовершеннолетних отсутствуют пока и явные черты криминогенной личности. По поводу формирования криминогенности личности В.Н. Бурлаков [5, с. 418] сделал вывод о том, что данное событие происходит до совершения преступления, конституируется в момент его совершения и существует (может существовать) после реализации уголовно-правовой ответственности, являясь предпосылкой повторения преступления.

Характер совершенного ими правонарушения ещё не определяется личностными особенностями, а обусловлен неразвитостью морального сознания, готовностью нарушить норму.

В ходе описательно-сравнительного анализа представлений о личностных качествах идеального человека на основе данных методики «Самооценка-25» В.Н. Куницыной по 25 качествам (уверенность в общении, умственные способности, сила воли, умение нравиться противоположному полу, умение

вести беседу, умение организовать других, предприимчивость, хитрость, дальновидность в оценке событий, умение организовать себя, умение ладить с людьми, безошибочность решений, умение шутить и понимать юмор, соблюдение приличий, знание себя, знание жизни, способность влиять на других, готовность жертвовать своими интересами ради других, физическая сила, управление своей жизнью, творческие способности, успех в обществе, безалаберность, ответственность, удачливость) подросткам было предложено оценить, насколько, с их точки зрения, предложенные качества могут быть выражены у идеального человека.

Среди приоритетных качеств идеального человека несовершеннолетние с правонарушениями, направленными как против себя, так и против других, были выбраны: удачливость, ответственность, умение шутить и понимать юмор, соблюдение приличий, вежливость, знание себя, управление своей жизнью, успех в обществе и безошибочность решений, что соответствует портрету лидера. Вместе с тем подчеркивание в идеале такой черты, как удачливость, говорит о незрелом понимании причин, почему люди становятся лидерами.

Образ идеального человека в сознании несовершеннолетних находится в стадии оформления, отличается размытостью и отсутствием связей между чертами личности и поведением, конкретными поступками. Многие испытывают трудности как в общем описании идеала, так и в оценке его отдельных качеств.

С взрослыми вовлекателями основная масса несовершеннолетних (около 64 %) поддерживала отношения длительное время. Около 80 % несовершеннолетних проживали в том же районе, где были и вовлечены в совершение преступлений.

Многочисленные исследования показывают, что несовершеннолетние, совершающие уголовно наказуемые деяния, характеризуются низким уровнем правового сознания. Совершение преступления является результатом общего неуважения к закону, отсутствия согласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, а также в результате неусвоения требований правовых норм. Законодательные запреты и социальная роль законов игнорируются, сами законы противопоставляются целесообразности, а групповые нормы — нормам закона. Искажено понимание дозволенного и недозволенного, сформировано враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам, распространено убеждение в возможности избегания наказания за содеянное, что также может быть использовано взрослым вовлекателем как дополнительный повод к вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления. Воспитываясь в атмосфере практически постоянного присутствия спиртосодержащих напитков и пьяных застолий в семье, они сами сначала в рамках любопытства, а позднее и по потребности употребляют их вместе со взрослыми и при этом не видят ничего противозаконного в этих действиях.

Наряду с низким правосознанием отмечается также недостаточный образовательный уровень для контингента 16-17-летних подростков, отсутствие в этом возрасте среднего образования. Криминогенная значимость такой ситуации подтверждается тем, что, напр., в Архангельской области из 4457 стоящих на учете в органах внутренних дел подростков 2102 (47,2 %) имеют лишь начальное образование [8]. Довольно низкий образовательный уровень ограничивает возможности подростков в принятии правильных решений при общении с окружающими, препятствует формированию и закреплению у них общественно-полезных навыков поведения.

В целом же около трети несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления, — учащиеся профессиональных училищ, остальные подростки — школьники. Каждый седьмой нигде не учится и не работает. Проведенные ранее И.А. Черниковой исследования также подтверждают, что взаимосвязь между незанятостью подростков учебной или трудовой деятельностью достаточно тесно связана с совершением преступных деяний (по коэффициенту ассоциации Юла — 0,54) [18, с. 143].

Уже не раз в проведенных ранее исследованиях отмечалось, что интересы, потребности, ценностные ориентации несовершеннолетних, вовлеченных в преступление, имеют сугубо материальный характер. Как следствие этого, взрослыми наиболее активно ведется вовлечение несовершеннолетних в совершение краж (67,2 %).

В основном это жители городов (72 %), среди населения сельской местности вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений менее распространено, или же здесь присутствует большая латентность преступлений данного вида.

Практически половина (45 %) несовершеннолетних имеет противоречивую характеристику, а каждый четвертый характеризуется положительно, т.е. при правильном подходе и действенной профилактической работе две трети подростков имеют вполне реальный шанс не использовать в дальнейшем полученный криминальный опыт, а асоциальная направленность личности несовершеннолетнего может быть нейтрализована посредством последующих положительных влияний.

Таким образом, типичные признаки личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления, выражены следующим образом: в большинстве это подросток мужского пола, в возрасте 14-16 лет, воспитывающийся в неполной неблагополучной семье, имеющий опыт совершения правонарушений и состоящий на профилактическом учете в органах внутренних дел, с несформировавшейся системой ценностей и идеалов, низким правосознанием и недостаточным образованием, противоречиво характеризуемый, проживающий в городе, вовлеченный в совершение кражи или в систематическое употребление спиртных напитков взрослым лицом, проживающим в том же районе и поддерживающим длительное время отношения с несовершеннолетним.

Однако этот общий портрет вовлеченного представляет собой лишь ориентирующую информацию для следователя. В каждом конкретном случае к изучению признаков следует подходить индивидуально.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Изучение личности вовлеченного в совершение преступления несовершеннолетнего необходимо для правильной квалификации преступления, определения мотивов его совершения, роли вовлекателя, выбора тактических приемов при допросе, устранении причин и условий, способствующих совершению преступления. При этом особое внимание следует уделить омоложению представителей из числа вовлекаемых в совершение преступления несовершеннолетних, росту фактов вовлечения в преступную среду подростков из полных благополучных семей, а также увеличивающимся темпам алкоголизации молодежи.

Список литературы

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. — 2011. — 11 февраля. — № 29.

2. «Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации»

— Форма «1-АП» : Приказ МВД России от 18 декабря 2007 г. № 1187 «Об утверждении формы статистической отчетности «1-АП» (в настоящее время утратил силу согласно требованиям приказа МВД России от 14 мая 2012 г. № 507 «Об утверждении формы статистической отчетности «1-АП»).

3. Баженов, А. В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника (криминологический аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 1999. - 189 с.

4. Братусь, Б. С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. — 2000. — № 1. — С. 81—89.

5. Бурлаков, В. Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений : дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 1998. — 418 с.

6. Талушко, А. М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003. — 149 с.

7. Миньковский, Т. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение // СОЦИС. — 1982. — № 2. — С. 105—113.

8. Отчет о результатах работы подразделений полиции по охране общественного порядка, оперативной работе и органов предварительного следствия УМВД России по Архангельской области по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 12 месяцев 2011 года // Архивное дело №6/2-36-2011 г.

9. Петров, Ф. Ю. Вовлечение несовершеннолетних в криминальную деятельность и их участие в групповых преступлениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — 23 с.

10. Побегайло, А. Э. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних : дис. ...канд. юрид. наук. — М., 2007. — 226 с.

11. Сажаев, А. М. Методика расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий : дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2002. — 258 с.

12. Сидоров, П. И. Причины алкоголизма в подростково-юношеском возрасте. // Проблемы причинности в криминологии и уголовном праве : межвузовск. сб. науч. тр. — Владивосток, 1983. — 96 с.

13. Сокол, Е.В. Расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений : монография. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2008. — 189 с.

14. Статистические данные ИЦ УМВД России по Архангельской области / / Архивное дело № 6/23-2010 г. — С. 37—52.

15. Уварова, Т. В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением : дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 1999. — 141 с.

16. Уг. дело № 1-75/2008 // Архив Заволжского районного суда г. Ярославля.

17. Флоря, А. Ф. Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — 194 с.

18. Черникова, И. А. Взаимосвязь между преступным поведением несовершеннолетних и факторами, его детерминирующими // Безопасность личности и виктимологические проблемы предупреждения преступлений : материалы науч.-прак. конференции. — Ч. 2. — М.: ВНИИ МВД России, 2007. — С. 139-146.

19. Яцечко, О. В. Вопросы теории и практики предварительного расследования и судебного разбирательства преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления : дис. ... канд. юрид. наук. — Барнаул, 2007. — 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.