Искусствоведение список научных статей
-
Процесс трансформации фестиваля «Тибетский Новый год» (на примере празднования в г. Лхаса в 2023 г.)
«Тибетский Новый год» – традиционный фестиваль, который представляет значитель-ный интерес для изучения процессов трансформации и сохранения традиций, связанных с празднованием Нового года. В данной статье приводятся результаты включенного наблюдения, осуществленного в столице Тибетского...
2023 / Си Цзюньфэй, Наталья Александровна ФедоровскаяВАК -
Еще раз о датировке росписи основного объема Спасского храма в Полоцке
Статья посвящена проблемедатировки основного комплекса фресковой живописи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, которая была возведена в XII столетии. Вопрос о времени создания памятника до сих пор остается дискуссионным, и в настоящей работе предпринята попытка его решения, ...
2021 / Скобцова Дарья Александровна -
Церковь Зачатия Св. Иоанна Предтечи на Волхонке. Новые сведения и опыт реконструкции
В статье приводятся новые архивныеданные о московском приходском храме, разобранном в конце XVIII в. — церкви Зачатия Иоанна Предтечи, что на Ленивом торжку. Опубликованы вновь выявленные текстовые и графические документы, в том числе чертеж фасада храма 1792 г. На основе этих материалов выполнена...
2021 / Киприн Владимир Александрович, Рябов Владислав Александрович, Ким Ольга Георгиевна -
Александр Иванович Анисимов: под покровом ангела
В статье впервые публикуется замечательный портрет выдающегося историка византийского и древнерусского искусства А.И. Анисимова (1877-1937), арестованного 6 октября 1930 г., отправленного в лагерь на Соловки и расстрелянного там. Рисунок датируется 1930 г. ХудожникД.Н.Якунин (1891-1977) не упустил...
2021 / Кызласова Ирина Леонидовна -
Иконы из неизвестного угличского иконостаса. Проблема датировки
Пятьдеисусных икон, поступивших в Третьяковскую галерею из Углича, привлекли наше внимание высоким качеством живописи. В каталоге В.И. Антоновой и Н.Е.Мневой 1963 г. они были датированы концом XV в. на основании предположения о происхождении из Спасо-Преображенского собора в Угличе, чему не было...
2021 / Самойлова Татьяна Евгеньевна -
«Встреча Марии и Елисаветы» в миниатюрах Лицевого сборника Чудова монастыря 1560-х годов: к проблеме интерпретации авторского замысла «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи»
В «Слове на Зачатие св. Иоанна Предтечи» в составе Лицевого сборника Чудова монастыря 1560-1570-х гг. (ОР РГБ. Ф. 98. № 1844) один из фрагментов повести посвящен свиданию Девы Марии, получившей благую весть от архангела Гавриила, с ее родственницей Елисаветой, носившей в это время во чреве Иоанна...
2022 / Устинова Юлия Владимировна -
Иконографическая программа декорации Святых врат Выгорецкой обители
В статье рассматривается разновременный комплекс икон со Святых врат Выгорецкой обители, происходящий из собрания В.Г. Дружинина и хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа. До сих пор эти произведения не привлекали к себе специального внимания исследователей и, как правило, рассматривались в ...
2022 / Иванникова Анна Петровна -
Рецензия на книгу Т.М. Кольцовой «Церковная живопись Архангельской губернии второй половины XVIII — начала XX века»2022 / Вздоров Герольд Иванович
-
Феофан Грек и античность. Некоторые замечания
О стенописных произведениях Феофана Грека, выдающегося византийского художника, работавшего на Руси, известно в основном из письменных источников. Единственное достоверно сохранившееся его произведение — роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде 1378 г. Уцелевшие ее фрагменты позволяют...
2022 / Орлова Мария Алексеевна -
Изображения святых жен в иконописи Пскова XIV-XV веков
В иконографическом составе и художественных особенностях иконописи Пскова отразилось особое почитание образов святыхжен (более всего — святых мучениц Параскевы, Варвары и Ульяны). Это сказывается как в иконографических, так и в стилистических чертах интересующих нас памятников. Указанная...
2022 / Пшеничный Петр Владимирович -
К вопросу об изображениях ктиторов в росписи собора Троицкого Макарьева Калязина монастыря 1654 года
Традиция считать образы царя и царицы в росписи южной стены Троицкого Макарьева Калязина монастыря 1654 г. портретами Алексея Михайловича и Марии Ильиничны не соответствует иконографическим особенностям их изображения, известным по иконам. Однако можно предположить, что коленопреклоненные фигуры...
2022 / Ратомская Юлия Владимировна -
Икона Богоматери Умиления (Старорусской) начала — первой четверти XIII века и традиции позднекомниновского экспрессионизма
Один из наименее изученныхдомонгольских русских памятников — храмовый образ Богоматери Умиления, поступивший в Русский музей из собрания Н.С. Большакова, утратил сведения о происхождении и по преданию был привезен из Старой Руссы. Иконография отличается редким изводом с высоко поднятой фигурой...
2023 / Шалина Ирина Александровна -
Икона «Богоматерь Умиление» князя Василия Обедова из собрания Сергиево-Посадского музея: к вопросу об уточнении иконографического типа и датировки
Икона-пядница «Богоматерь Умиление» (СПГИХМЗ) упоминается в научной литературе как список с «Богоматери Донской». Однако от иконографии этого образа ее отличает ряд особенностей, которые существенно изменяют основную идею произведения. В данном изводе подчеркнута страстная тематика, так как...
2023 / Солодовникова Екатерина Борисовна -
«Иоанн Предтеча в пустыне с дикими зверями»: к проблеме генезиса нового сюжета в древнерусском искусстве грозненского времени
Образ св. Иоанна Предтечи в пустыне с дикими зверями появился в древнерусском искусстве во второй половине XVI в., в эпоху правления Ивана IV, когда особое почитание пророка в качестве патронального святого царя вызвало кжизни много новых изводов его иконографии. Возникновениюданного сюжета на Руси ...
2023 / Устинова Юлия Владимировна -
Образ Благоразумного разбойника из собрания Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Происхождение, атрибуция, стилистические особенности
Образ Благоразумного разбойника, поступивший в собрание Музея русской иконы в 2019 г., судя по следам бытования, выполнял функцию двери в жертвенник. Стилистические признаки позволяют соотнести его с группой икон последней трети XVI в., происходящей из церкви Святителя Николая в Волосово...
2023 / Манукян Анна Михайловна -
Андрогинный образ как поиск новой эстетики вестиментарной моды
В статье рассматривается проблема андрогинности человека и андрогинизма как свое-образной философско-гуманитарной концепции. Раскрывается сущность понятия «андрогин», введенного античной мифологией и расширенного Платоном Афинским; отражено понимание термина философами – от Платона до Н.А....
2023 / Юлия Евгеньевна МузалевскаяВАК -
Собор Спасо-Прилуцкого монастыря и спорные вопросы его реставрации
Статья посвящена анализу материалов реставрации, в результате которой сложился современный облик собора Спасо-Прилуцкого монастыря. В результате исследования авторы приходят к выводу, что в 1960-е гг. была реализована в натуре авторская гипотетическая реконструкция, исказившая обликуникальногодля...
2023 / Баталов Андрей Леонидович, Яганов Андрей Викторович -
Статус и особенности диалога в искусстве
В содержании статьи акцентируется внимание на видах и особенностях диалога в ис-кусстве, основанного на экстериоризированном и интериоризированном взаимодействии его субъектов. Ос-новываясь на исследованиях диалогистов, автор статьи базируется на широкой интерпретации диалога как формы бытия в...
2023 / Ирина Владимировна КучерукВАК -
Феномен китайского анимационного искусства через призму неореализма (на примере анимационного фильма «Мальчик-лев»)
В эпоху глобализации и стремительно развивающихся технологий анимационная инду-стрия Китая в своем развитии сталкивается с определенной тревогой относительно сохранения традицион-ной национальной идентичности. В статье описывается влияние неореализма на современное китайское анимационное искусство. ...
2023 / Чжао ШуайВАК -
Философско-культурологические предпосылки современной китайской неореалистической масляной живописи
Философские основы современного искусства неразрывно связаны с развитием куль-туры и особенностями творческого процесса того или иного художника. Китайская неореалистическая жи-вопись является репрезентативным отражением философии эпохи «нового периода» в национальной куль-туре, которая...
2023 / Чжао ШуайВАК