Искусствоведение список научных статей
-
CHARACTERIZATION OF LATIN AMERICAN UNIVERSITIES IN THE TOP10 OF THE QS WORLD UNIVERSITY RANKINGS 2021 ACCORDING TO THE METRICS FOR THE PERIOD 2018 – 2021
The QS World University Rankings® annually produces a ranking of world universities based on six metrics that reflect the quality of academic and research activities, among other purposes, in order to evaluate university performance. The objective of this paper is to characterize (through a...
2023 / Carlos Volter Buenaño Pesántez, Angel Patricio Mena Reinoso, Valeria Isabel Rodriguez Vinueza, Rober Anibal Luciano AlipioScopusВАК -
Годы обучения художника М. Х. Аладжалова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
Целью данного исследования является детальное раскрытие периода обучения художника Мануила Христофоровича Аладжалова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Научная новизна: в статье впервые уделяется внимание жизни и творчеству художника, подробно раскрывается весь период обучения в...
2023 / Тютина Светлана ЕвгеньевнаВАК -
Музыкальное искусство России начала ХХ века: Энергетика
Эссе посвящено рассмотрению зарождения такого явления, как динамизм, в музыкальном искусстве России в 1910-е годы. В творчестве начала XX столетия сосуществовали и взаимодействовали динамизм «вообще» (мощный напор энергии, буйство сил) и динамизм конструктивного плана (стремление к...
2023 / Демченко Александр ИвановичВАК -
«Колокола» С. В. Рахманинова: поэма “The Bells” Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы. Часть II: особенности структуры
Данная работа представляет собой вторую часть публикации: Свистуненко Т. А. «Коло-кола» С. В. Рахманинова: поэма «The Bells» Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы. Часть I: предпосылки и история создания // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 2. В...
2023 / Свистуненко Татьяна АнатольевнаВАК -
С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин: вокальная фразировка
Статья посвящена анализу идеалов вокальной фразировки С. В. Рахманинова в аспекте сотрудничества композитора с Ф. И. Шаляпиным. Цель исследования – прояснить суть концепции – картины целого музыкального сочинения, помогающей исполнителю найти ключ к фразировке, на примере Элегии ор. 3 № 1 es-moll...
2023 / Вартанов Сергей ЯковлевичВАК -
Ленинградская Госдрама в поисках современного репертуара: спектакль Н. Я. Береснева «Герой» по пьесе Дж. М. Синга (1925)
Цель исследования – выявление ключевых моментов в истории постановки спектакля Н. Я. Береснева «Герой» по пьесе Дж. М. Синга (Госдрама, 1925), изучаемого в контексте репертуарных и постановочных исканий русской академической сцены первой половины 1920-х годов. В статье исследуются причины появления ...
2023 / Ряпосов Александр ЮрьевичВАК -
Музыкальное искусство России начала ХХ века: Expansio
Данное эссе посвящено рассмотрению такого явления, как комплекс агрессивности, в истории музыкального искусства России начала XX века. Автор акцентирует внимание на особенностях становления и развития рассматриваемого явления на примере произведений И. Стравинского, С. Прокофьева. В частности,...
2023 / Демченко Александр ИвановичВАК -
Кросскультурные интерпретации философии Янаги Соэцу
Цель исследования – пролить свет на кросскультурные интерпретации мингей, фило-софии, разработанной в 1920-х гг. японским коллекционером, историком искусств Янаги Соэцу. Данная концепция видит эстетическую ценность в утилитарных предметах и их особую гармонию, движение мингей ставит акцент на...
2023 / Ахмыловская Лариса АлексеевнаВАК -
Кавер-версии в эстрадной вокальной музыке: тенденции возникновения
Исследование посвящено рассмотрению истоков и истории развития такого приема адаптации музыкального произведения, как создание кавер-версии, в рамках изучения аспекта интерпретации в современной музыке, в частности в эстрадном вокальном искусстве. Цель статьи – выявить основные тенденции...
2023 / Ященко Ирина АнатольевнаВАК -
Эсхатологические сюжеты в музыке И. Ф. Стравинского (на примере кантаты «Потоп»)
Цель исследования – выявить в кантате И. Ф. Стравинского «Потоп» (1962) те ритмо-интонационные комплексы, музыкально-риторические формулы, особенности хоровой фактуры и темб-ровой драматургии, при помощи которых композитор преломляет в музыке библейский эсхатологиче-ский сюжет. В работе...
2023 / Нестерова Иулиания АндреевнаВАК -
«Дадаистские балеты Эрвина Шульхофа: от мистерии к гротеску
Статья посвящена двум балетам чешского композитора Эрвина Шульхофа (1894–1942), написанным в 1920-е гг. Они вобрали в себя как его опыт в области джаза, так и многие идеи дадаизма — движения, к которому он примкнул в конце 1910-х. Шульхофа привлекали упругие ритмы и откровенная сексуальность...
2023 / Юлия Сергеевна ВекслерВАК -
Балет «Двенадцать». Рождение несостоявшегося шедевра
В 1960-е балет «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона был показан в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова всего три раза и остался в истории спектаклем, задавленным цензурой, искалеченным принимающими комиссиями. На послепремьерных обсуждениях в...
2023 / Ольга Николаевна МакароваВАК -
Прошлое и настоящее в мультимедийной балетной опере «Апокалиптика» М. Келемена
Статья посвящена анализу драматургии мультимедийной балетной оперы хорватского композитора Милко Келемена «Апокалиптика». Это произведение, до сих пор почти не привлекавшее внимания отечественных музыковедов, представляет собой опыт современного переосмысления эсхатологического сюжета. Параллели...
2023 / Надежда Аркадьевна КарпунВАК -
Проблема интерпретации литературного сюжета на балетной сцене (на примере балета Джона Ноймайера «Дама с камелиями»)
На протяжении всего времени существования балетного театра остается актуальной проблема сценической интерпретации литературных произведений различных жанров, что требует трансформации их содержания и сюжета, так как литература и балет используют разнородные формы художественной выразительности с...
2023 / Дмитрий Анатольевич ЛыковВАК -
«Петрушка» И. Стравинского: ракурсы осмысления
В статье акцентируется новаторская разработка И. Стравинским тех форм чрезвычайно актуального для отечественного искусства начала ХХ в. обновления народно-национального начала, которые были выдвинуты в ходе бурного развития его жанровой стихии. Балет «Петрушка» стал первой крупной вехой и...
2023 / Александр Иванович ДемченкоВАК -
«Весна в Аппалачах» М. Грэм — А. Копленда: американская пастораль
Статья посвящена балету «Весна в Аппалачах» Марты Грэм на музыку Аарона Копленда, ставшему воплощением истинно американского в музыкально-театральном искусстве ХХ столетия. Балетная повесть о жизни христиан-первопоселенцев на фронтире рассматривается автором в русле жанровой традиции пасторали, а...
2023 / Оксана Александровна ГагаринаВАК -
Хорал “Ein feste Burg ist unser Gott” в «Гугенотах» Дж. Мейербера — парадоксы знаменитой темы
В статье рассматривается цитата лютеранского хорала “Ein feste Burg ist unser Gott” в опере Дж. Мейербера «Гугеноты». Ее оценки и музыкантами-профессионалами, и критиками оказались различными, что обусловлено уже самим происхождением первоисточника. Эта цитата представляет осознанно допущенный...
2023 / Андрей Владимирович ДенисовВАК -
Особенности вокального стиля опер Джоаккино Россини: традиции и новаторство
Статья посвящена выявлению в оперных партиях Россини характерных черт староитальянских вокальных традиций и новых способов работы композитора с вокально-мелодическим материалом. Будучи адептом итальянского bel canto XVIII в., Россини сохранил в своих операх его основополагающие черты. Среди них...
2023 / Лю СяохэВАК -
Авторские ремарки в нотном тексте как выражение режиссерской воли композитора
Статья посвящена проблеме ремарок, вписанных композитором в оперную партитуру и конкретизирующих предметный мир оперы: жесты, движение, мимику персонажей, характер произнесения той или иной реплики и т. д. Объектом рассмотрения в статье служат австрийские и немецкие оперы начала XX в., либретто...
2023 / Наталья Ивановна ДегтяреваВАК -
«Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н.А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь»)
Рукописи Н.А. Римского-Корсакова позволяют выявить особенности творческого процесса композитора на разных этапах создания сочинения — от замысла до полного воплощения. В статье рассматривается автограф партитуры оперы «Майская ночь», хранящийся в Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки...
2023 / Зивар Махмудовна ГусейноваВАК