Искусствоведение список научных статей
-
Второй урок мастерства актера: Память на эмоции, или эмоциональная память
«Второй урок мастерства актера: Память на эмоции» содержит методически ясные примеры активизации эмоциональной памяти в творчестве актера.
2022 / Ричард БолеславскийВАК -
Вся эта ерунда
Рецензия на спектакль Дмитрия Крымова «Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция», в которой предпринята попытка разобраться в поэтике этого монтажа разнообразных аттракционов и его автора.
2022 / Щербаков Вадим АнатольевичВАК -
Шекспир, Бутусов, Эренбург на перекрестке
Актеры мечтают сыграть Лира. Режиссеры – поставить «Короля Лира». Для каждого в этом есть личный повод. Но, если они сходятся на одной пьесе, да еще такой, как трагедия Шекспира, ищи скрещения замыслов. В данной статье речь идет о спектаклях Юрия Бутусова и Льва Эренбурга, которые дают два типа...
2022 / Елена ГорфункельВАК -
Дорога к Вахтанговскому
Обзор 100-го сезона театра им. Евг. Вахтангова. В юбилейном сезоне театр выпустил пятнадцать премьер, пригласив на постановки совсем молодых режиссеров и признанных мастеров. Автор полагает, что разнообразие жанров и режиссерских стилей дало театру возможность максимально использовать потенциал...
2022 / Пешкова Виктория ЕвгеньевнаВАК -
Закаты Европы
Статья о режиссуре Кристофа Марталера, о его постановках в Швейцарии, Германии и других европейских странах на протяжении трех десятилетий. Рассмотрение режиссерского метода, разговор о магистральном сюжете, музыкальной стихии спектаклей и пост трагическом мироощущении постановщика.
2022 / Хализева Мария ВалентиновнаВАК -
Шекспир на английской сцене: 1997–2019
В статье анализируются спектакли по пьесам Шекспира, которые автор видела в этот период в английском театре. За 20 с лишним лет возникли новые тенденции в режиссуре, сценографии, актерском существовании. Хотя лидером остается психологический театр, тем не менее, постдраматический театр обрел свою...
2022 / Коваленко Галина ВячеславовнаВАК -
«Свет разума не остановишь». Опыт прочтения «Ромула Великого» Фридриха Дюрренматта
Анализ пьесы Фридриха Дюрренматта «Ромул великий». В статье приведены воспоминнания М. Фриша о своем друге и соотечественнике, а также использован материал немецкоязычных книг о Дюрренматте, опубликованных в связи со столетием его дня рождения.
2022 / Колязин Владимир ФедоровичВАК -
Ощущение движения куклы
Прославленный режиссер, много лет руководивший Эстонским государственным театром кукол, в своей статье рассуждает о природе движения куклы, о разнице между артистом кукольного и драматического театра. Он приходит к выводу о том, что кукла оживает в игре, когда умелые руки актера руководствуются...
2022 / Рейн АгурВАК -
Форма может быть любой. Но я не хочу другого содержания
Теоретическая статья посвящена проблемам бытования оперы на современной сцене и оперной режиссуры и – шире – соотношению формы и содержания в классическом произведении. Автор считает, что классика живет вечно за счет содержания, а форма это ее исторические «списки», связь классики с современностью, ...
2022 / Елена ГорфункельВАК -
Слово и дело. Рецензия на книгу: Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, Режиссеры: Энциклопедия / Гл.ред. А.А. Чепуров; ред.-сост. А.П. Кулиш, Е.В. Третьякова; ред. Е.В. Миненко, А.А. Шепелёва / Серия: Библиотека Александпринского театра. – СПб.: Балтийские сезоны, 2020. – 880 с.: илл.
В энциклопедии «Александринский театр» представлен в максимально возможной полноте актерских и режиссерских персоналий путь первого русского профессионального драматического театра от его начала во второй половине XVIII в. до наших дней. Издание содержит уникальный справочный материал по истории...
2022 / Ефремова Надежда ГеоргиевнаВАК -
«Театр Арлекина», или Карьера второго дзанни итальянской комедии масок на парижской сцене и в изобразительном искусстве Франции в конце XVI–XVII вв. Часть 2
Вторая часть статьи посвящена анализу ключевого этапа в карьере Арлекина – эпохе выдающегося актёра парижской Comédie Italienne Доменико Джузеппе Бьянколелли, благодаря которому происходит окончательная ассимиляция персонажа во французской культурной традиции: театральной, изобразительной и...
2022 / Щербакова Наталья ВадимовнаВАК -
Мариво и Арлекин. Истоки стиля
В статье, посвященной пьесам Пьера Мариво и его сотрудничеству с труппой Риккобони, показано, что драматург обнаруживает абсолютно новую сценическую взаимосвязь между характером и действием. Казалось, что актеры комедии дель арте, изобретшие театральные маски, давно выяснили, как эти маски...
2022 / Дунаева Елена АлександровнаВАК -
Рождественские декламации Симеона Полоцкого и школьный театр
Паралитургические рождественские декламации поэта Симеона Полоцкого являются стихотворными полилогами, состоящими из ряда партий-ораций, и предназначены для публичного исполнения в храме во время праздничного богослужения. Новый способ представления евангельского события и персонажей...
2022 / Ефремова Надежда ГеоргиевнаВАК -
Сдайся мечте невозможной… О музыке к незавершенной постановке драмы «Роза и крест» в Московском Художественном театре
Исследование простроено главным образом на архивных материалах из Музея МХАТ и преследует три цели: систематизацию доступных сведений о постановке, введение в обиход дополнительных данных о музыке в ней и обоснование значимости незавершенной работы для дальнейшей «музыкальной истории»...
2022 / Наумов Александр ВладимировичВАК -
«Претенденты на престол» Хенрика Ибсена в сценическом прочтении Эдварда Гордона Крэга
Этот спектакль, впервые сыгранный в Копенгагене 14 ноября 1926 г., стал последней режиссерской работой Крэга и третьим по счету его обращением к драматургии Ибсена. Прежние театральные замыслы Крэга не имели прямой связи с политической тематикой. Теперь такая связь становилась ключевой,...
2022 / Юрьев Андрей АлексеевичВАК -
Вахтангов и ученики
В статье идет речь о режиссерско-педагогической деятельности Евгения Богратионовича Вахтангова. В своей практике Вахтангов ушел от реализма раннего МХТ и основал собственное театральное направление. Став руководителем Мансуровской студии, создал коллектив единомышленников. Ученики Вахтангова смогли ...
2022 / Марченко Герман ВладимировичВАК -
«Пиковая дама» = «Три сестры»? Заметки о неосуществленной Вл.И. Немировичем-Данченко постановке оперы Чайковского «Пиковая дама»
Настоящая статья посвящена неосуществленному спектаклю Вл.И. Немировича-Данченко – опере «Пиковая дама» Чайковского. Более 15 лет, с середины 1920-х гг., режиссером владела мысль о постановке «кантаты смерти» великого русского композитора. Однако череда событий – европейские и американские гастроли ...
2022 / Черкасов Константин ИгоревичВАК -
Жан-Луи Барро и японский театр
В 1977 г. в Токио на сцене театра династии Кандзе встретились Жан-Луи Барро и известный актер театра Но Хисао Кандзе. Сохранилась видеозапись этой встречи, которая, по мнению автора статьи, позволяет получить представление об игре Барро-мима в спектакле «Вокруг матери» (1935) и приблизиться к...
2022 / Беатрис Пикон-ВалленВАК -
«Конец времен»
Рецензия-воспоминание о спектакле С. Женовача «Король Лир», поставленном в Театре на Малой Бронной в 1992 г. Автор текста увидел в спектакля желание художника встать на защиту слабых и страдающих.
2022 / Алексей БартошевичВАК -
«На сей раз стоит аплодировать, затем восхищаться и размышлять». К 100-летию «Федры» Александра Таирова, премьера 8 февраля 1922 года
Отзывы о «русской “Федре”» Габриэля Буасси и Жана Кокто, напечатанные в парижских газетах Comoedia и Les Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques (новые переводы с французского), а также отклик солидарного с ними Альфреда Гюнтера, помещенный в газете Dresdner Neueste Nachrichten (впервые ...
2022 / Сбоева Светлана ГеоргиевнаВАК