Научная статья на тему 'ЗАКЛЮЧЕНИЕ аналитической группы РНКРЗ по оценке необходимости корректировки действующих Норм радиационной безопасности НРБ-99'

ЗАКЛЮЧЕНИЕ аналитической группы РНКРЗ по оценке необходимости корректировки действующих Норм радиационной безопасности НРБ-99 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКЛЮЧЕНИЕ аналитической группы РНКРЗ по оценке необходимости корректировки действующих Норм радиационной безопасности НРБ-99»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

аналитической группы РНКРЗ по оценке необходимости корректировки действующих Норм радиационной безопасности нРб-99

Анализ текущей ситуации

В мае 2007 г. Российская научная комиссия по радиационной защите приняла решение по вопросу о ситуации в России в области нормирования радиационного воздействия и обеспечения радиационной безопасности в связи с предстоящей публикацией новых Рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ). Согласно этому решению создана аналитическая группа РНКРЗ для оценки необходимости корректировки действующих НРБ-99 с целью приведения их в соответствие с новыми Рекомендациями МКРЗ и Нормами МАГАТЭ.

Радиационная защита и безопасность включают систему критериев, методов и средств, нацеленных на обеспечение безопасности человека при использовании источников ионизирующего излучения. Главной особенностью системы обеспечения радиационной безопасности является то, что она имеет несколько уровней. Верхний уровень составляют международные научные основы безопасности, которые излагаются в Рекомендациях МКРЗ. Эти Рекомендации подвергаются ревизии каждые 10-15 лет по мере накопления опыта обеспечения радиационной безопасности и получения новых знаний о биологическом действии ионизирующего излучения.

На следующем уровне стоят международные требования и нормы безопасности, которые формирует международное сообщество под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Согласно Уставу, МАГАТЭ уполномочено устанавливать в консультации с ООН и другими заинтересованными специализированными учреждениями Нормы безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасностей для жизни, возникающих при использовании источников ионизирующего излучения. В течение 5 лет после выхода очередных Рекомендаций МКРЗ, отражающих изменение концепций радиационной защиты, МАГАТЭ обычно разрабатывает соответствующие международные Нормы безопасности, которые издаются в Серии публикаций по безопасности.

Эта серия охватывает ядерную безопасность, радиационную безопасность, безопасность транспортировки и безопасность отходов, и также общие принципы безопасности. Категории публикаций в ней включают - Основы безопасности, Требования безопасности и Руководства по безопасности. Многие из этих норм безопасности переведены на русский язык, и РНКРЗ регулярно обсуждает их и знакомит с ними отечественных специалистов. Все публикации из этой серии МАГАТЭ распространяет бесплатно через Интернет, что сделало их доступными для широкого круга читателей.

На национальном уровне нормы и требования МАГАТЭ внедряются в виде национальной системы законов, норм и правил, направленных на обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности излагают эту систему в форме требований к обеспечению радиационной безопасности населения при использовании источников ионизирующего излучения. Государства - члены МАГАТЭ к 2000 г. в основном закончили адаптацию национальной законодательной базы регулирования радиационной безопасности в соответствии с МОНБ издания 1996 г.

Первая редакция (НРБ-96) действующих в настоящее время в Российской Федерации Норм радиационной безопасности НРБ-99 была разработана в 1993-1996 гг. коллективом отечественных специалистов на базе Института радиационной гигиены, С.-Петербург. При работе над нормами использовались знания и опыт работы отечественных специалистов в рабочих группах МАГАТЭ по подготовке «Международных основных норм безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения» (сокращенно -МОНБ), выпущенных МАГАТЭ в 1996 г. Окончательная редакция отечественных Норм была подготовлена под эгидой РНКРЗ и явилась результатом консультаций с широким кругом специалистов атомной промышленности.

В Российской Федерации НРБ-99 вступили в силу в июле 1999 г. В сентябре 1999 г. были утверждены и с 2000 г. также вступили в силу Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности - ОСПОРБ-99, в 2002 г. были выпущены Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами - СПОРО-2002 и, наконец, в 2003 г. - Санитарные правила

по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов.

Таким образом, на приведение отечественной системы обеспечения радиационной безопасности и населения в соответствие с международными стандартами понадобилось семь лет. За это время была проделана огромная работа, однако инерция системы не позволила внедрить в полной мере ряд требований МОНБ на уровне регулирующих документов высокого уровня - Норм и Правил радиационной безопасности. Недостающие элементы этой системы были внедрены с помощью документов более низкого ранга. Например, для обеспечения контроля состояния радиационной защиты профессиональных работников в атомной энергетике и промышленности Российской Федерации разрабатывается система специальных руководств. С 1996 г. эта работа ведется под эгидой Росатома. Внедрение этих руководств в практику радиационной защиты позволило обеспечить радиационную безопасность персонала в соответствии с современными требованиями.

Важным документом, положения которого необходимо учесть в дальнейшем развитии системы радиационной безопасности в Российской Федерации, являются «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», Пр-2194, от 4 декабря 2003 г.

За последние 10 лет, с 1996 г. по настоящее время, накоплен значительный практический опыт и проведены масштабные научные исследования в области радиационной защиты. В ближайшие 5 лет нас ждет очередная ревизия международной системы обеспечения радиационной защиты, связанная с выпуском Рекомендаций МКРЗ 2007 г., а затем - и новой редакции норм МАГАТЭ. Ожидается, что новая редакция МОНБ выйдет не позднее 2009 г., а их внедрение государствами - членами МАГАТЭ на национальном уровне будет завершено к 2015 г. В настоящее время работа над новой редакцией МОНБ активно ведется, в ней принимают активное участие и отечественные специалисты. В целом новая редакция МОНБ должна подытожить работу МАГАТЭ 1996-2007 гг. по совершенствованию системы требований и норм обеспечения радиационной безопасности.

Важное значение имеют проведенные в последние годы исследования по оценке доз внутреннего облучения, особенно связанных с инкорпорацией плутония, а также их влияние на нормирование радиационной безопасности персонала.

Проведенный рабочей группой РНКРЗ анализ показал, что для дальнейшего развития отечественной системы обеспечения радиационной безопасности наиболее актуальными являются нормы и требования МАГАТЭ, а так же рекомендательные документы МКРЗ, изложенные в публикациях [1-17] (в скобках указан выпуск официального перевода документа на русский язык).

Библиографические данные

1. Фундаментальные принципы безопасности. Серия норм безопасности N0. БР-1. МАГАТЭ, Вена, 2006 (перевод отсутствует).

2. Юридическая и государственная инфраструктура ядерной безопасности, радиационной безопасности, безопасности радиоактивных отходов и безопасности перевозки.

2.1. Требования безопасности. Серия норм безопасности N0. ОБ-Я-1. МАГАТЭ, Вена, 2000 (2003);

2.2. Применение концепций исключения, изъятия и освобождения от контроля. Руководство по безопасности. Серия норм безопасности N0. ЯБ-О-1.7. МАГАТЭ, Вена, 2004 (2006);

2.3. Категоризация радиоактивных источников. Руководство по безопасности. Серия норм безопасности N0. ЯБ-О-1.9. МАГАТЭ, Вена, 2005 (2006);

2.4. Безопасность генераторов излучения и закрытых радиоактивных источников. Руководство по безопасности. Серия норм безопасности N0. ЯБ-0-1.10. МАГАТЭ, Вена, 2006 (перевод отсутствует).

3. Готовность и реагирование в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации. Требования безопасности. Серия норм безопасности N0. ОБ-Я-2. МАГАТЭ, Вена, 2002 (2004).

3.1. Регулирующий контроль радиоактивных сбросов в окружающую среду. Руководство по безопасности. Серия норм безопасности N0. WS-G-2.3. МАГАТЭ, Вена, 2000 (2005).

4. Система управления установками и видами деятельности. Требования безопасности. Серия норм безопасности N0. ОБ-Я-3. МАГАТЭ, Вена, 2006 (перевод отсутствует).

5. Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности. Серия норм безопасности N0. WS-R-1. МАГАТЭ, Вена, 1999 (2003).

6. Обращение с радиоактивными отходами перед их захоронением, включая снятие с эксплуатации. Требования безопасности. Серия норм безопасности N0. WS-R-2. МАГАТЭ, Вена, 2000 (2003).

7. Восстановление территорий, загрязненных вследствие завершенной практической деятельности или аварии. Требования безопасности. Серия норм безопасности No. WS-R-3. МАГАТЭ, Вена, 2003 (перевод отсутствует).

7.1. Процесс восстановления территорий, затронутых завершенной практической деятельностью и авариями. Руководство по безопасности. Серия норм безопасности No. WS-G-3.1. МАГАТЭ, Вена, 2007 (перевод отсутствует).

8. Захоронение радиоактивных отходов в геологических формациях. Требования безопасности. Серия норм безопасности No. WS-R-4. МАГАТЭ, Вена, 2006 (перевод отсутствует).

9. Вывод из эксплуатации установок, использующих радиоактивные материал. Требования безопасности. Серия норм безопасности No. WS-R-5. МАГАТЭ, Вена, 2006 (перевод отсутствует).

9.1. Освобождение площадок от регулирующего контроля при прекращении практической деятельности. Руководство по безопасности. Серия норм безопасности No. WS-G-5.1. МАГАТЭ, Вена, 2006 (перевод отсутствует).

10. Хранение радиоактивных отходов. Руководство по безопасности. Серия норм безопасности No. WS-G-6.1. МАГАТЭ, Вена, 2006 (перевод отсутствует).

11. Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов. Издание 2005 г. Серия норм безопасности No. ТS-R-1. МАГАТЭ, Вена, 2005 (2005).

12. Глоссарий МАГАТЭ по безопасности. Терминология, используемая в ядерной безопасности и радиационной защите. Издание 2007 г. МАГАТЭ, Вена, 2007 (перевод отсутствует).

13. Методы оценки вероятности рака от производственного облучения. Технический документ МАГАТЭ 870, 1996, МАГАТЭ, Вена, 1996 ("Methods for Estimating the Probability of Cancer from Occupational Radiation Exposure”, IAEA-TECD0C-870, 1996 (перевод отсутствует)).

14. Экстраполяция радиационно-относящегося риска к низким дозам. Публикация МКРЗ 99, 2006 г. (“Low-dose extrapolation of radiation-related cancer risk”, ICRP Publication 99, 2006 (перевод отсутствует)).

15. МКРЗ Рекомендации по радиологической защите, 2007 г. (“ICRP Recommendations on radiological protection”, 2007 (перевод отсутствует)).

16. Биологическая и эпидемиологическая информация по радиационным рискам, относящимся к ионизирующей радиации: сводка суждений для целей радиологической защиты людей. Дополнение А. Рекомендации МКРЗ 2007 г. (“Biological and Epidemiological Information on Health Risks Attributable to Ionising Radiation: A Summary of Judgements for the Purposes of Radiological Protection of Humans”, Annex A, ICRP Recommendations, 2007 (перевод отсутствует));

17. Оценка дозы репрезентативного человека для целей радиологической защиты населения и оптимизация радиационной защиты. Публикация МКРЗ 101, 2007 г. (“Assessing Dose of the Representative Person for the Purpose of Radiation Protection of the Public and the Optimization of Radiological Protection”, ICRP Publication 101, 2007 (перевод отсутствует)).

При содействии МАГАТЭ требования, изложенные в этих документах, активно вводятся в практику обеспечения радиационной безопасности в странах Евросоюза и бывшего СССР. Отечественная промышленность, безусловно, заинтересована в гармонизации отечественной нормативной базы обеспечения радиационной безопасности с международными требованиями. Опыт внедрения НРБ-99 показал, что отсутствие такой гармонизации может стать источником значительных ущербов в политической, гуманитарной и экономической сферах.

На основании всего выше изложенного Рабочая группа РНКРЗ пришла к следующему заключению.

Заключение

1. Необходима гармонизация нормативной базы обеспечения радиационной безопасности в Российской Федерации с новыми Рекомендациями МКРЗ и Нормами МАГАТЭ, выпущенными в 1996-2007 гг., и с учетом положений отечественного документа «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», Пр-2194, от 4 декабря 2003 г.

2. В первую очередь необходимо разработать новую редакцию Норм радиационной безопасности, основывающуюся на НРБ-99, в которой в соответствии с Рекомендациями МКРЗ и требованиями норм МАГАТЭ следует:

(1) Переработать раздел «Термины и определения», разделы 1 («Область применения») и 2 («Общие положения»).

(2) Переработать Раздел 2 «Общие положения»:

- ввести понятия ситуаций облучения и категорий облучения;

- ввести понятие уровней защиты для различных ситуаций и категорий облучения;

- ввести концепцию граничной дозы;

- ввести определение понятия «радиоактивное вещество» как объект, на обращение с которым распространяются требования регулирующего контроля;

- развить концепцию исключения-изъятия-освобождения источников излучения от регулирующего контроля;

- ввести понятие риска здоровью, обусловленного радиационным воздействием, а также определение меры обусловленности этого риска.

(3) В Раздел 3.2 «Планируемое повышенное облучение» добавить подраздел «Потенциальное облучение».

(4) Переработать Раздел 6 «Требования к контролю облучения населения в условиях радиационной аварии».

(5) Переработать Раздел 7 «Требования к контролю за выполнением Норм».

(6) Добавить Раздел «Обеспечение радиационной безопасности населения в условиях хронического облучения».

(7) Добавить Раздел «Мера обусловленности риска жизни и здоровью человека радиационным воздействием».

(8) Добавить Раздел «Классификация источников излучения для обеспечения радиацион-

ной безопасности»:

- ввести классификацию радионуклидных источников;

- переработать классификацию радиационно-опасных объектов;

- переработать классификацию условий работы с открытыми радионуклидными источниками.

3. Для обеспечения достижения указанных целей:

(1) Создать под эгидой РНКРЗ рабочую группу по подготовке новой редакции НРБ;

(2) Обеспечить устойчивое финансирование работы этой группы и установить срок подготовки новой редакции НРБ на конец 2009 г.;

(3) Обеспечить неофициальный перевод ряда норм МАГАТЭ по безопасности и рекомендательных документом МКРЗ для их использования при разработке новой редакции НРБ;

(4) Обеспечить информирование отечественных специалистов о работе над новой редакцией НРБ через регулярные публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях.

Председатель аналитической группы РНКРЗ

Цыб А.Ф.

Зам. председателя аналитической группы РНКРЗ

Члены аналитической группы РНКРЗ:

Балонов М.И., Василенко Е.К., Кочетков О.А., Кутьков В.А., Линге И.И., Панфилов А.П., Перминова Г.С., Романович И.К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.