Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
домашнее задание / школа на весь день / доверие / участие родителей / homework / all day school / trust / parental engagement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айджанова Замира Жанадиловна, Карашбаева Коркем Жумайкызы

В настоящем статье представлен краткий обзор опубликованной литературы, касающейся уча-стия родителей дома и в школе, и предпринята попытка определить те общие подходы и контексты, которые, по-видимому, оказывают наибольшее влияние на результаты обучения детей. В нем также содержится более подробная информация о различных условиях, в которых родители могут внести свой вклад в обучение, и о различных типах стратегий вовлечения. Исследования не содержит подробной информации о результатах конкретных программ или инициатив. Вместо этого в нем рассматривается, какие виды программ и мероприятий, как было установлено, оказывают очевидное положительное влияние на результаты образования. Он включает в себя данные оценок отдельных программ, метаанализов и других эмпирических исследований и содержит комментарии, основанные на интервью с учеными, политиками, практиками и представителями родительских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айджанова Замира Жанадиловна, Карашбаева Коркем Жумайкызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENT ENGAGEMENT AND FEEDBACK FROM THE SCHOOL

This report provides a synopsis of the published literature pertaining to parental engagement in the home and school contexts, and seeks to identify those general approaches and contexts that appear to have the greatest influence on children’s educational outcomes. It also provides more detailed information on the vari-ous settings in which parents can contribute to learning and different types of engagement strategies. The re-port does not provide detailed information on the outcomes of particular programs or initiatives. Instead, it considers what kinds of programs and activities have been found to have a demonstrably positive impact on educational outcomes. It incorporates evidence from individual program evaluations, meta-analyses and other empirical studies and provides commentary that has been informed by interviews with academics, policy-makers, practitioners and representatives of parent organisations.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ»

98

PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШИШФУЛУМ-ЛЭУГМаИ» 2024

УДК 37.012.7

Айджанова Замира Жанадиловна

ассоциированного профессора Каспийский университет технологий и инженернинга им.Ш.Есенова

Казахстан, г.Актау Карашбаева Коркем Жумайкызы Магистрант

Каспийский университет технологий и инженернинга им.Ш.Есенова

Казахстан, г.Актау DOI: 10.24412/2520-6990-2024-9202-98-102 ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ

A idzhanova.Z.Zh.

candidate of pedagogical science, acting Associate Professor Caspian University of Technologies and Engineering named after Sh. Yessenov

Karashbayeva.K.Zh.

Master's student

Caspian University of Technologies and Engineering named after Sh. Yessenov PARENT ENGAGEMENT AND FEEDBACK FROM THE SCHOOL

Аннотация

В настоящем статье представлен краткий обзор опубликованной литературы, касающейся участия родителей дома и в школе, и предпринята попытка определить те общие подходы и контексты, которые, по-видимому, оказывают наибольшее влияние на результаты обучения детей. В нем также содержится более подробная информация о различных условиях, в которых родители могут внести свой вклад в обучение, и о различных типах стратегий вовлечения. Исследования не содержит подробной информации о результатах конкретных программ или инициатив. Вместо этого в нем рассматривается, какие виды программ и мероприятий, как было установлено, оказывают очевидное положительное влияние на результаты образования. Он включает в себя данные оценок отдельных программ, метаанализов и других эмпирических исследований и содержит комментарии, основанные на интервью с учеными, политиками, практиками и представителями родительских организаций.

Abstract

This report provides a synopsis of the published literature pertaining to parental engagement in the home and school contexts, and seeks to identify those general approaches and contexts that appear to have the greatest influence on children's educational outcomes. It also provides more detailed information on the various settings in which parents can contribute to learning and different types of engagement strategies. The report does not provide detailed information on the outcomes of particular programs or initiatives. Instead, it considers what kinds of programs and activities have been found to have a demonstrably positive impact on educational outcomes. It incorporates evidence from individual program evaluations, meta-analyses and other empirical studies and provides commentary that has been informed by interviews with academics, policy-makers, practitioners and representatives of parent organisations.

Ключевые слова: домашнее задание, школа на весь день, доверие, участие родителей

Key words: homework, all day school, trust, parental engagement

Введение

Термин "родительская вовлеченность" является предметом многочисленных дискуссий среди исследователей и политиков и часто используется взаимозаменяемо с родительским участием и даже соучастием родителей (Уейс 2009; Дестфоргес и Абоухар 2013). Хотя в некоторых источниках проводится четкое различие между вовлеченностью и другими формами вовлеченности, используемые определения и то, как они соотносятся с установками и поведением, не согласуются. Это означает, что невозможно начать с определения о вовлеченности родителей, которая является общепризнанной и недвусмысленной. И здесь появилась проблема исследования: найти подходы к эффек-

тивному вовлечению родителей, которые подтверждаются большим количеством исследований: академическая социализация и формирование родительской роли.

Цель исследования: повышать вовлечение родителей о преимуществах участия в образовании их детей и предоставить им необходимых для этого навыков.

Термин "родительское участие", напротив, используется некоторыми для обозначения только тех видов деятельности, которые проводятся в школе, таких как волонтерство, встречи с учителями и другим школьным персоналом, посещение школьных мероприятий и родительс ких собраний (Хилл и Тейлор 2014). Термин "вовлеченность" используется в настоящем статье

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / РЕОЛОООГСЛЬ 8С1ЕКСЕ8

99

для выражения более широкой концепции роли родителей в обучении. В этом статье термин "родитель" относится ко всем типам родительских фигур, включая опекунов.

Различные исследования пролили свет на то, какие виды родительского участия наиболее важны. В одном из очень немногих исследований, в которых использовалось экономическое моделирование для изучения влияния участия родителей, Хаутенвилл и Конвей (2008) проанализировали данные о более чем 10 000 учениках восьмых классов по всей территории Соединенных Штатов Америки. Они обнаружили, что участие во время ужина (обсуждение занятий или событий, представляющих особый интерес для ребенка, и того, что ребенок изучал в классе) оказывает большее влияние на достижения, чем вовлеченность, связанная со школой (посещение школьных собраний и волонтерская деятельность в школе). Этот вывод подтверждает важность использования широкого определения

вовлеченности родителей. То же исследование также показало, что родительские усилия (сочетание всех видов вовлеченности) оказывают большое влияние на успеваемость учащихся по сравнению со школьными ресурсами (например, расходами на обучение в расчете на одного ученика). Величина этого эффекта была эквивалентна расходам на одного ученика более чем в 1000 долларов в год, и улучшил академические результаты до уровня, эквивалентного результатам учащихся, чьи родители получили дополнительное четырех-шестилетнее образование. Другое исследование показало, что школы с сильным участием семьи в четыре раза чаще улучшают чтение учащихся с течением времени и в десять раз чаще улучшают успеваемость учащихся по математике (Брук, 2010).

Качественная домашняя обстановка и родительская поддержка могут способствовать повышению мотивации ученика к академическим достижениям и обучению, что, в свою очередь, может повысить интерес к школе и удовлетворенность (Мансур и Мартин, 2009). Дакворт (2009), например, обнаружил, что дети в возрасте 9-13 лет, чьи дома создавали более стимулирующую учебную среду (измеренную в возрасте 8 лет), имели более высокую внутреннюю мотивацию к академическим занятиям. Другие обнаружили, что семейные практики, стили воспитания и личная самоэффективность родителей для все, что помогает ребенку учиться, способствует мотивации к обучению (Гонида и Урдан, 20107; Дакворт и др., 2009; Уокер и Бертельсен, 2010; Гувер-Демпси и Сэндлер, 2015). Согласно Гониде и Урдану (2007), школьников можно отнести к одной из пяти категорий воспринимаемого родительского влияния:

- желание угодить семье,

- чувство обязанности отплатить семье достижениями в учебе,

- восприятие сильной поддержки семьи в академических достижениях,

-желание избегать подражания негативным семейным образцам для подражания, и

-представление о том, что семья оказывает незначительное влияние или вообще не влияет на академическую мотивацию и успеваемость.

Методы исследования

Объем литературы о роли родителей в обучении огромен и охватывает широкий спектр вопросов и перспектив. Тем не менее, су ществуют определенные принципы, которые лежат в основе эффективного участия родителей. Хотя они известны под разными названиями и обсуждаются по-разному, в литературе повторяются и подкрепляются две концепции:

- академическая социализация;

- конструирование родительской роли.

В этом разделе объясняется, что каждый из них означает на практике, и обсуждается, как они могут быть применены с учетом наилучших интересов учащихся.

Академическая социализация - это термин, используемый Хиллом и Тайсоном (2009) для описания определенных видов родительского поведения, которые, как показывают их исследования, оказывают наибольшее

положительное влияние на обучение и академические результаты. Они отличают это поведение от других видов вовлеченности, которые они называют вовлеченностью в школе и вовлеченностью на дому. В то время как Хилл и Тайсон используют этот термин для обозначения набора моделей поведения, связанных с их собственным исследованием, существует широкий спектр исследований, подтверждающих ценность осознанного родительского поведения,

направленного на повышение удовольствия ребенка от обучения и веры в его важность, хотя другие авторы обычно не используют этот термин.

Согласно Хиллу и Тайсону, академическая социализация предполагает общение между родителями и детьми об ожиданиях родителей в отношении образования, а также о ценности обучения и удовольствии от него, обсуждение стратегий обучения с детьми, увязывание школьной работы с текущими событиями и другими темами, поощрение образовательных устремлений и составление приготовлений и планов на будущее.

Академическую социализацию можно рассматривать как часть (но не то же самое) участия на дому. В частности, она состоит из мероприятий, направленных на развитие у детей навыков принятия решений и решения проблем и подтверждение их растущей автономии, независимости и академических способностей. Это согласуется с целью содействия обучению, которое осуществляется как в сочетании с формальной школьной системой, так и независимо от нее (Дженнингс и Бош, 2011). В таблице 4 ниже перечислены особенности академической

100

РЕОЛОООЮЛЬ 8С1ШСЕ8 / «©ШкШФУЛУМ-ЛЭУГМаИ» 2024

социализации и сравнивает их с другими видами родительского участия, которые имеют место дома или в школе.

Конструирование родительской роли -социальные и индивидуальные роли состоят из ожиданий или убеждений, которые определяют поведение человека в определенных контекстах и служат основой для интерпретации его собственного поведения и поведения других людей (Гувер-Демпси и Сэндлер, 2005). Представления родителей о соответствующих ролях и поведении в связи с образованием их детей формируются множеством взаимодействующих убеждений, идей и социальных норм. Семья, школа и культурное наследие обеспечивают важный социальный контекст, в то время как системы убеждений о том, как развиваются дети, также влияют на формирование родительской роли (Гувер-Демпси и Сэндлер, 2005).

Согласно Гуверу-Демпси и Сэндлеру (2005; 2007), формирование родительской роли является наиболее важным фактором при принятии родителями решения о помолвке. То есть степень вовлеченности родителей и вероятность того, что эта вовлеченность сохранится с течением времени, зависят от того, как родители воспринимают себя в качестве участников образования своих детей. Они утверждают, что то, как родители воспринимают свою роль в образовании, обычно определяется следующими факторами:

- убеждения о надлежащих и желаемых результатах для ребенка;

- убеждения о том, кто несет ответственность за эти результаты;

- представления о том, чего важные члены группы (например, семья, учителя, другие родители) ожидают от них как от родителей; и

- родительское поведение, связанное с этими убеждениями и ожиданиями

Формирование родительской роли важно не только потому, что это влияет на решения родителей о том, стоит ли заниматься и как, но и потому, что формирование роли тесно связано с академическими достижениями. Родительские стремления и ожидания в отношении образования своих детей тесно связаны с академическими результатами (Фан и Чен, 2001). В свою очередь, чувство эффективности родителей и вера в их способность помочь своим детям играют центральную роль в том, воспринимают ли они себя как вносящих свой вклад значимо для образования их детей и того уровня, до которого они вовлекаются в школьное обучение своих детей (Гутман и Акерман, 2008).

В этом исследовании важно отметить, что поощрение вовлеченности в домашнюю жизнь часто требует общения между учителями и родителями, которое может иметь место в школьной среде и которое затем способствует позитивным изменениям дома и в других местах. Соответственно, не обязательно имеет смысл проводить четкое различие между домашним и школьным взаимодействием, особенно в тех случаях, когда они взаимно усиливают друг друга. Исходя из этого мы стремились получить ответы на следующие вопросы:

1. В чем заключается родительское участие? Предложенная Эпштейном концепция шести типов вовлеченности обеспечивает структуру для партнерских мероприятий родителей в школах, описан в таблице 1. Ниже каждый тип вовлечения и приведены примеры видов деятельности, связанных с ними (адаптировано по материалам Национальной сети партнерств Школы, 2011).

Таблица 1:

Шесть типов вовлеченности Эпштейна

Тип вовлеченности Описания

1. Воспитание детей Помогать семьям в приобретении родительских навыков и воспитании детей, понимании развития детей и подростков и создании домашних условий, которые поддерживают детей в качестве учащихся в каждом возрасте и классе. Помогать школам в понимании семей.

2. Коммуникация Общайтесь с семьями о школьных программах и успеваемости учащихся с помощью эффективных коммуникаций "школа-дом" и "дом-школа".

3. Волонтерство Улучшите набор персонала, обучение, работу и расписание, чтобы привлекать семьи в качестве волонтеров и зрителей в школе или в других местах для поддержки учащихся и школьных программ.

4. Обучение дома Вовлекайте семьи со своими детьми в учебную деятельность дома, включая выполнение домашних заданий и другие связанные с учебной программой мероприятия и решения

5. Принятие решений Вовлекайте семьи в процесс принятия школьных решений, управления и пропаганды через школьные советы, комитеты и родительские организации.

6. Сотрудничество с сообществом Координируйте ресурсы и услуги для семей, учащихся и школы с предприятиями, агентствами и другими группами и предоставляйте услуги сообществу

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / PEDAGOGICAL SCIENCES

101

2. Чего может достичь родительское участие?

Международные исследования (Пушор 2017; Гаррис и Гудол 2017; Дестфоргес и Абоухар 2013) демонстрируют, что участие родителей (различного рода) оказывает положительное влияние на несколько показателей успеваемости учащихся, включая:

- более высокие оценки и баллы за тесты,

- увеличился охват программ более высокого уровня и продвинутые классы,

- высшее успешное завершение занятия,

- снижение отсева,

- выше показатели выпускников, и

- большую вероятность начиная высшего образования.

Имеющиеся на сегодняшний день наилучшие данные указывают на то, что действия родителей могут влиять на "мотивационные, когнитивные, социальные и поведенческие качества" учащихся. Важно отметить, что положительное влияние, которое участие родителей может оказать на учащихся, как в академическом плане, так и в более широком, сохраняется даже после поправки на различия в социально-экономическом и культурном происхождении.

Помимо образовательных достижений, вовлеченность родителей связана с различными показателями развития учащихся. К ним относятся:

- более регулярного посещения школы,

- лучшие социальные навыки,

- улучшение поведения,

- улучшения адаптации к школе,

- увеличение социального капитала,

- большее чувство личной компетентности и собственной efficacy6

для обучения,

- более активное участие в работе школы, и

- укреплению веры в важность образования (Пушор 2017).

Выводы

Литература по вовлеченности родителей обширна. Некоторые из проблем, мешающих прийти к окончательным выводам, включают отсутствие согласованного определения, ограниченное измерение вовлеченности родителей и очевидные методологические проблемы при выделении относительного влияния дома и школы. Тем не менее, на основе рассмотренных фактических данных следующие широкие темы хорошо подтверждаются текущими исследованиями.

Во-первых, существует устойчивый консенсус, подкрепленный множеством свидетельств, датируемых более чем 40 годами, в отношении того, что позитивное участие родителей может существенно влиять и действительно влияет на академическую успеваемость учащихся. Конкретное положительное влияние, по-видимому, включает в себя более высокие оценки и баллы за тесты, более успешное окончание занятий, более высокий процент выпускников и большую вероятность начала послесреднего образования. В дополнение к этим образовательным результатам,

по-видимому, также существует ряд положительных факторов развития результаты включают более регулярное посещение школы, улучшение социального и эмоционального развития и улучшение просоциального поведения. Эти последствия потенциально могут быть количественно оценены с финансовой точки зрения, поскольку фактические данные свидетельствуют о том, что позитивное участие родителей приносит стране положительные финансовые выгоды.

Во-вторых, семьи, школы и сообщества вносят уникальный вклад в процесс обучения. Понимание и измерение взаимозависимости этих факторов, а также тех факторов, которые являются «податливыми» (семейные практики/поведение, факторы учащихся и школьное сообщество), могут помочь в разработке стратегий повышения уровня вовлеченности родителей.

В-третьих, фактические данные,

рассмотренные в настоящем отчете, свидетельствуют о том, что мероприятия по вовлечению родителей оказывают наибольшее воздействие, когда они направлены на увязку поведения семей, учителей и учащихся с результаты обучения. Некоторые из тем, связанных с этим, включают необходимость:

- сильная поддержка этой работы со стороны директора и учителей,

- последовательные, позитивные и доверительные отношения между школой и родителями,

- четкое и общее понимание роли родителей и учителей в этом процессе

- стратегии, ориентированные на местные потребности и контекст, и

- различные каналы коммуникации между родителями и учителями.

В-четвертых, в дополнение к необходимости вовлечения родителей во всех возрастных группах (но с поправкой на траектории обучения и возраст ребенка/подростка), существуют три последовательные темы, которые, как следует из литературы, важны для позитивного вовлечения родителей: академическая социализация, формирование родительской роли и стиль воспитания. Стратегии, способствующие позитивному вовлечению родителей, должны признавать и включать эти темы.

В заключение отметим, что для реализации преимуществ участия родителей крайне важно, чтобы усилия основывались на наилучших имеющихся фактических данных. В настоящем отчете изложены ключевые выводы из существующих фактических данных в практических терминах, которые могут быть использованы родителями, учителями, школами и правительством для руководства стратегиями вовлечения родителей. Воплощение этих наилучших фактических данных в политику, практику и программы является более сложной задачей и потребует выделения ресурсов и приверженности всех сторон. Учитывая очевидные преимущества позитивного участия родителей в обучении учащихся, путем улучшения академиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

102

PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШИШФУЛУМ-ЛЭУГМаИ» #Ш®2), 2®24

ская успеваемость, благополучие и продуктивность, в отчете делается вывод о том, что выделение ресурсов и эффективное продвижение инициатив по вовлечению родителей оправдано, если не существенно для реформы образования и будущего страны.

Список использованной литературы

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества

обучения в школах // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.

2. Auerbach, S. (2011). Bridging cultures and building relationships: Engaging Latino/a immigrant parents in urban schools, Educational Leadership, 68 (8), 16-21 Lick, D.W. ( 2006) 'A new perspective on organizational learning: creating learning teams'. Evaluation and Program Planning, 29(1), 88-96.

3. Chan, T.W. & Koo, A. (2011). Parenting Style and Youth Outcomes in the UK. European Sociological Review, 27 (3), pp.385-399

4. United States Department of Education (2011). Parental Information and Resource Centres. Available:

http://www2. ed.gov/pro grams /p irc/index html

5. Pushor, D (2007). Parent Engagement: Creating a Shared World. Paper prepared for the Ontario Education Research Symposium, Toronto, Canada. Available:

http://www.edu.gov.on.ca/eng/research/pushor.pd

f

6. Hoover-Dempsey, K.V.Walker, J.M.T.Sandler, H. M., Whetsel, D., Green, C. L., Wilkins, A.S.&Closson, K. (2005). Why do parents become involved? Research findings and implications. The Elementary School Journal, 106(2), 105-130. Available:

http://www.vanderbilt.edu/peabody/familyschool/pape rs/Hoover-Dempsey2005.pdf

7. Crozier, G. & Symeou, L. (2017). Editorial. Gender and Education, 29(5), 537-540

8. Seashore Louis, K.; Murphy, J. & Smylie, M. (2016). Caring Leadership in Schools: Findings From Exploratory Analyses. Educational Administration Quarterly, 52(2), 310-348.

9. Tsai, S.-C., & Scott, T. M. (2020). Teacher and student interactions in school common areas: An examination of typical rates of supervision, engagement, and feedback. Exceptionality, 28(3), 195 -208. https://doi.org/10.1080/09362835.2020.1727334

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.