Научная статья на тему 'Современный характер идеологизации образования'

Современный характер идеологизации образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1805
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / POLITICAL IDEOLOGY / IDEOLOGY WORK / EDUCATIONAL IDEOLOGY / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / EDUCATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ивашевский Станислав Леонидович

В статье рассматривается проблема соотношения политической идеологии и образования. Обосновывая объективный характер их взаимодействия, автор утверждает неготовность современных политических сил и общественного сознания в России к эффективной идеологизации образования, способствующей созданию нового качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon the problem of balance of political ideology and education. By giving grounds to their objective characteristics and cooperation the author claims modern Russian political forces and social mind to be unable to perform effective ideological work in educational system which could contribute to creating new quality of life.

Текст научной работы на тему «Современный характер идеологизации образования»

$

Образование и общество

Станислав ИВАШЕВСКИЙ

современный характер идеологизации образования

В статье рассматривается проблема соотношения политической идеологии и образования. Обосновывая объективный характер их взаимодействия, автор утверждает неготовность современных политических сил и общественного сознания в России к эффективной идеологизации образования, способствующей созданию нового качества жизни.

The article dwells upon the problem of balance of political ideology and education. By giving grounds to their objective characteristics and cooperation the author claims modern Russian political forces and social mind to be unable to perform effective ideological work in educational system which could contribute to creating new quality of life.

Ключевые слова:

политическая идеология, идеологизация, образовательная идеология, образовательная психология, образовательная безопасность; political ideology, ideology work, educational ideology, educational psychology, educational security.

ИВАШЕВСКИИ Станислав Леонидович — д.филос.н., доцент; профессор кафедры философии ВВАГС, г. Нижний Новгород sivashev@rol.ru

Понятие «идеологизация» применительно к российскому образованию воспринимается сегодня негативно, его пытаются не использовать вовсе в официальных документах и научных исследованиях. Говорят и пишут более о ценностях — доступности, духовности, толерантности, качестве и др. Но идеология и представляет собой, прежде всего, систему ценностей высокого научно-теоретического уровня обоснования. Признавая культурные ценности средством и целью образования, необходимо признать идеологизацию образования объективным процессом.

В этом убеждении мы солидарны с участниками наиболее сегодня известной полемики по вопросу соотношения идеологии и образования, организованной в рамках «Дней русской политической культуры» 19 июня 2007 г. Выступление В. Добренькова, на наш взгляд, наиболее полно отражает общий настрой участников этого мероприятия: «Уважаемые коллеги, разве высшая школа только занимается тем, что дает квалификацию, профессию? Она же формирует личность человека, его нравственные позиции, его отношение к миру, к людям, к ближнему, к самому себе, наконец. Говорить о том, что гуманитарное образование или вообще образование деидеологизи-ровано, это, по меньшей мере, лицемерие. Оно всегда идеологизировано в самом содержании преподаваемых дисциплин. Оно, так или иначе, идеологизировано в позиции любого преподавателя...»1

Настороженное и даже негативное отношение к процессу идеологизации образования обусловлено, на наш взгляд, историческим опытом, приобретенным в советский период нашей государственности. Политическая идеология стала тогда основой для формирования официальных идеалов и правовых норм образования. В соответствии с ней традиционные ценности, составляющие основу национального идеала образованности (научность, всесторонность, гармоничность, духовность, патриотизм) получили несколько новую интерпретацию. Политика определяла теперь пределы научности и законы гармоничности в формировании личности. Духовность напрямую связывалась с религией и потому была в опале, а по существу заменялась на коммунистическую мораль и идеологию. Патриотизм требовал полной самоотдачи человека интересам установившегося в стране режима. Такое засилье политической идеологии в структуре советского образования породило явление жесткого отождествления идеологии с политической идеологией,

Государственная идеология и высшее образование // http://www.russ.ru

%

а идеологизации — с политической идеологизацией.

Отрицать наличие взаимодействия политической идеологии и образования невозможно. Политическая идеология по природе своей чрезвычайно педагогична и близка образованию. Она воздействует на субъект, склоняя его совершать социальные действия в том направлении, которое не выбрано им самостоятельно, а навязано специальными (педагогическими или идеологическими) средствами. Основные точки их соприкосновения видятся в следующем:

— политическая идеология — это форма общественного сознания высокого уровня, одним из условий существования которой является система образования и наличие слоя высокообразованных людей;

— создатели политической идеологии, как правило, — представители интеллектуальной элиты общества, что, понятно, также указывает на связь с образовательной системой;

— политическая идеология в современном обществе апеллирует к научности как наиболее авторитетной форме знания. Авторитет же этот формируется образованием, характер которого и создает общественный настрой в отношении науки (или иных форм культуры);

— политическая идеология использует приемы и средства образования. Педагогический арсенал, исторически складываясь для решения образовательновоспитательных задач, нашел себе прямое применение и в политико-идеологической сфере;

— как любая система образования, политическая идеология претендует на обладание истиной. Они (образование и идеология) стремятся к возможности ответить на все вопросы, указать, что и как надо делать в любой ситуации;

— политическая идеология и образование имеют основной целью человека (притом как можно большее количество людей), стремятся преобразовать его и окружающий его мир на основе сложившихся приоритетов — ценностей.

Именно в ценностном своем поле и находят базу для единения политическая идеология и образование, первая — с целью распространения и закрепления определенных мировоззренческих установок, второе — для саморазвития, требующего четкости ориентиров и госу-

дарственной поддержки. Таким образом, идеологизация образования предстает как естественный и даже необходимый процесс. Подкрепляя это выводами С. Авакьяна: «А можно ли жить без идеологии? Не только нельзя, но и невозможно!.. Идеология — это концепция сущности и путей развития общества и госу-дарства»1, мы приходим к убеждению, что целенаправленная системная государственная политика в области образования невозможна вне идеологии. При этом политические приоритеты должны не доминировать над образовательными ценностями, а находиться с ними в гармоничном единстве, опираться на них и развиваться благодаря высокому потенциалу российской образовательной культуры.

Современный этап развития России требует разрешения проблемы понимания перспективных направлений модернизации отечественной системы образования, результатом развития которых станет действительно образованное, конкурентоспособное во всех отношениях, уважающее себя и уважаемое за рубежом общество. Социальные проблемы такого уровня сложности получают статус политических и, опираясь на социально-групповые интересы в заданной сфере общественных отношений, находят свою особую интерпретацию в идеологии как форме научнотеоретического отражения общественного сознания. Идеологический плюрализм, в свою очередь, позволяет выявить главное, наиболее устойчивое в понимании целей деятельности и способов их достижения. Наиболее концентрированно политическая идеология представлена в программных документах политических партий. В аспекте нашей проблемы наибольший интерес представляют партии, обладающие реальными ресурсами воздействия на образовательную политику.

К ним, конечно, относится «Единая Россия», которая обещает отстаивать принцип доступности качественного образования, включая высшее, для представителей всех социальных групп российского общества. Единороссы обещают добиваться значительного повышения статуса педагогических и научно-педагогических работников, уровня их заработной платы и социальной защиты. Партия возлагает на

1 Авакьян С. Ни одна страна не может жить без идеологии // Российская Федерация сегодня, 2009, № 6, с. 2.

себя контроль за возрождением системы подготовки квалифицированных трудовых резервов в соответствии с запросами инновационной экономики. Ее лидеры заявляют, что сделают все возможное для того, чтобы важнейшим государственным приоритетом стали интересы конкретного человека1.

Программа КПРФ призывает власть обеспечить ускоренное развитие образования и культуры. Человек, заявляют коммунисты, станет главной целью и фактором общественного развития. Для этого, они считают, необходимо:

— увеличить финансирование науки, обеспечить ученых достойной заработной платой и всем необходимым для исследовательской деятельности;

— восстановить высокие стандарты всеобщего бесплатного среднего и высшего образования2.

ЛДПР выступает за отмену вступительных экзаменов в вузы, введение четкой системы профориентации и распределения выпускников, чтобы большинство из них работало по специальности. Задачу государства либеральные демократы видят в том, чтобы способствовать созданию равных для всех условий обучения и творчества путем выплаты стипендий, ссуд, дотаций. Считают, что наряду с бесплатным высшим образованием студентов можно ввести и платные формы обучения для желающих и более обеспеченных3.

«Справедливая Россия» признает образование фундаментом Российского государства, на котором каждый гражданин страны может самостоятельно строить жизнь и принимать ответственность: за себя самого, за страну и за окружающий мир. Большую озабоченность этой партии вызывает отсутствие равного доступа российских граждан к образовательным ресурсам общества. Реформа образования, считают в «Справедливой России», все больше ориентируется на устаревшие зарубежные образцы, игнорируя традиции отечественного образования, роль личности учителя и преподавателя в российском обществе4.

Таким образом, опираясь на программы современных политических партий

1 http://www.edinros.ru

2 http://kprf.ru

3 http://www.ldpr.ru

4 http://www.spravedlivo.ru

России, отметим проблемы сохранения традиций, доступности и качества как центральные для российского образования начала XXI в. Эти проблемы предстают как неразрешимые в принципе, «вечные», действительно важные, актуальные и в предшествующие периоды российской истории. Такое положение обусловлено тем, что в понимании традиций и новаций нет единства позиций. То что вчера считалось многими новацией, сегодня уже становится традицией. Традиционность подвижна. Невозможно определить и пределы доступности образования. Даже при обеспечении его бесплатности (на что делают ставку некоторые политические силы) равенство в доступе к образованию определенного уровня невозможно. Качество — постоянно изменяющаяся величина образования. Критерии качества размыты, часто носят субъективный, необоснованный характер.

Таким образом, партии идут по пути наименьшего сопротивления, опираясь в своих программах на проверенные временем, неоспоримые тезисы, без их конкретизации. Действительная идеологическая конкуренция возможна была бы при определении каждой политической силой своего подхода к востребованным современностью образовательным традициям, их уточнению и интерпретации применительно к новейшим потребностям общественного развития. Делая политический выбор, хотелось бы иметь четкое представление различных политических сил о принципах реализации доступности образования и эффективных критериях его качества. В противном случае мы лишаемся плюрализма в образовательной политике, лишаемся возможности сделать свой осознанный выбор. Этот выбор сделают за нас те, кто получит власть, исходя из заранее неизвестных нам, часто непрофессиональных, субъективных взглядов.

Признавая неготовность современных политических идеологий в России к эффективной идеологизации образования, т.е. четкому определению его целей, задач, функций и др., считаем необходимым обратиться к потенциалу самого образования. Видимо пришло время появиться новой идеологии — идеологии образования и политической силе, способной не только указывать на «вечные» вопросы образования, но и трансформировать их в конкретные проблемы, определяемые специфи-

кой современного этапа общественного развития.

Для этого надо признать, что образование является самодостаточной сферой. Испытывая влияние политической идеологии и даже нуждаясь в нем, оно все же сохраняет самостоятельность в своем развитии и не подчинено сугубо политическим интересам и установкам. Идеология существует и вне политики, присуща всем основным сферам жизни общества — экономике, образованию, науке и др. Идеология, являясь уровнем общественного сознания, в принципе, так же как и общественное сознание, не может принадлежать только политике. Конечно, политическая идеология наиболее действенно определяет жизнь социума, так как имеет в качестве ресурса власть, силу закона, орудия принуждения, подконтрольные СМИ и систему образования. Но вместе с тем, являясь частью в составе целого, она испытывает влияние иных идеологических форм, в том числе образовательной идеологии и неразрывно с ней сосуществующей образовательной психологии.

Наиболее концентрированно общественное сознание в области образования отражено в образовательной идеологии. Это — систематизированная, выраженная в специальных категориях, политикоправовых документах и воплощенная в объективном праве научно обоснованная и одобряемая государством и обществом концепция о роли образования и способах использования его возможностей в интересах социального прогресса. Это — система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают явления общественной жизни, связанные с образованием.

Обоснование образовательной идеологии, конечно, дело сложное, но откладывать его на «потом» крайне неэффективно. Потраченные вне идейного фундамента ресурсы (временные, финансовые, интеллектуальные и др.) не дадут ожидаемый результат (тем более и он-то, оказывается, не известен).

Традиционно российская система образования обслуживала официальную государственную идеологию, но сегодня ее задача в том, чтобы помочь такой идеологии появиться. Значение именно образования здесь в том, что оно как никто другой понимает, ощущает, находится в нерасторжимом единстве с людьми, их чувствами,

настроениями, чаяниями и ожиданиями, т.е. теми важнейшими факторами, без которых появление дееспособной образовательной идеологии невозможно.

Основой формирования образовательной идеологии является образовательная психология. Образовательная психология — это своеобразный «дух образования» в народе и государственных структурах, проявление реальной жизни образовательных идеалов и ценностей, действительной авторитетности образовательного права, выраженные в социально-психологических феноменах: общественных взглядах, мнениях, настроениях, образовательных традициях и обычаях. Общественное сознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей, то есть становится теоретическим, приобретает форму идеологии.

Попытка направить образовательную идеологию в политическое русло уже имела место в истории современной России. Политическая партия «Союз людей за образование и науку» (СЛОН), действовавшая с 2002 по 2007 г., определяла себя как объединение сторонников устойчивого развития, перевода экономики и общественной жизни России в качественно новое состояние путем мобилизации интеллектуального потенциала российского народа. По мнению Росрегистрации, деятельность СЛОНа не соответствовала российскому законодательству. В партии состояло менее 50 тыс. чел., она также не создала в большинстве регионов страны местные отделения с численностью не менее 500 чел., как того требует закон. Как видно, реальность жизни резко противопоставляет образовательную идеологию и общественную психологию в области образования.

По данным фонда «Общественное мнение», в 2007 г. 35% россиян считали, что людей с высшим образованием в России «больше, чем нужно», 41% были убеждены, что отечественное высшее образование — ниже мирового уровня, а среди людей с высшим образованием этот процент был еще выше — 50%. По мнению половины россиян (53%), в стране мало вузов, которые дают хорошее, качественное образование (среди высокообразован-

ных граждан придерживались этой точки зрения 73%), а 2% полагали, что таких вузов нет совсем1. При таком положении невозможной становится и идеологизация общественных отношений с позиций ценностей отечественной образовательной культуры. Эти ценности становятся посторонними, недоступными и невостребованными для многих российских граждан.

Анализ современного состояния образовательной идеологии и образовательной психологии российского общества свидетельствует о затянувшемся кризисе, который угрожает разрушительными последствиями не только системе отечественного образования, но и национальной безопасности России. Это дает основания говорить о возможности и необходимости обращения к феномену образовательной безопасности. Это новое для науки, не устоявшееся понятие, которое призвано отразить объективную потребность государства в адекватной модификации деятельности института образования с целью обеспечения должного уровня процесса воспроизводства социального капитала, повышения комфортности существования и темпов социально-культурного развития данного социума.

Несмотря на обилие толкований понятия «безопасность», мы будем исходить из позиции законодателей, так как именно их трактовка и понимание определяют формирование направленности вектора развития. Законом РФ «О безопасности» определено: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2. Исходя из этого, считаем принципиально важным определить характер таких «угроз» системе отечественного образования.

К числу «внешних угроз», на наш взгляд, необходимо отнести усиливающееся воздействие иностранной образовательной идеологии и практики организации деятельности образовательной системы. Актуальной проблемой в данном случае является вопрос о соотношении междуна-

1 www.fom.ru

2 Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г.,

25 июля 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9.04.1992, № 15, ст. 769.

родного и национального законодательства в сфере образования. В идеале изменение международного законодательства должно выступать основой для приведения в соответствие с ним путей решения национальных проблем, правовых норм и механизмов. Однако на практике данный процесс осуществляется с большими сложностями. Различные социальные системы не одинаково восприимчивы к введению новых законов и других установлений, в том числе и в сфере образования. Не одинаковы для этого и экономические возможности государств. Но самое сложное — это специфика национальной образовательной культуры, которая вынуждена исчезнуть или выступить оппозицией проявленной политической воле.

Внутренние угрозы российскому образованию, прежде всего, опираются на представления о подчиненной роли образования, роли системы, обслуживающей интересы более значимых сфер общественной жизни. Так, характерным в этом отношении является убеждение авторов монографии с «говорящим» названием «Образование как фактор экономического развития». «Ценностная цель образовательной политики, — пишут они, — видится авторам в развитии и аккумуляции человеческого капитала как фактора построения умной и нравственной экономики инновационного типа»3. Такой экономический детерминизм, где человек и образование — средства развития экономики, к сожалению, сегодня является доминирующим. Необходимо понять, что в современном мире происходит объективное изменение приоритетов. Образование теперь задает тон общественному развитию, оно становится основой стабильности и процветания государств.

Другим аспектом этого вопроса является кризис личностных потребностей в образовании и, соответственно, направленности образования именно и преимущественно на удовлетворение прагматичных запросов, зачастую подавленных несовершенством общественных отношений, ограниченных в своем мировоззрении людей. В эпоху тотального господства рыночных отношений жизненные ориентации людей сводятся к достижению внешнего успеха, престижа и материального

3 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. Образование как фактор экономического развития : монография. — М., 2008, с. 7.

благополучия. Духовные отношения людей — любовь, дружба, взаимовыручка — подменяются экономической и деловой выгодой.

Необходимо систематическое развитие культурно-образовательного потенциала граждан, что предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций, института семьи по формированию у граждан идеала образованного человека и на этой основе устойчивой потребности в высоком уровне образования, готовности к постоянной работе над совершенствованием своих интеллектуальных и нравственных качеств во имя интересов своего народа, интересов Родины.

Движение по пути выхода образования из идеологического кризиса может исходить как от политической воли власти, так и от научного и педагогического сообщества. Поиск политико-философской стратегии развития современного образования является одним из важнейших направлений его модернизации. С особой остротой на передний план выдвигаются вопросы развития образования на новой философской основе, соответствующей вызову времени. Необходимым представляется выход за рамки традиционного восприятия образования как структурного элемента общества, зависимого и определяемого этим обществом. Актуальным видится осмысление образования как социокультурной системы, охватывающей и обеспечивающей жизнедеятельность общественного организма. Не пути приспособления образования к условиям общественного бытия должны занимать основное внимание научной мысли, а возможности преобразования общества на основе ценностей образовательной культуры.

Безусловно, что под влиянием НТП многие из этих ценностей сегодня видоизменяются. Вместе с тем, как нам представляется, необходимо осознать, что не компьютерные (или другие) технологии должны задавать тон развития образования, не образование должно «подстраиваться» под них, а наоборот, новые технологии должны быть осторожно, вдумчиво включены в уже сложившуюся ткань образовательной культуры, не разрушая ее, а органично дополняя и развивая.

Доминантной задачей философии образования должно стать развитие философско-педагогического подхода, предполагающего рассмотрение феномена образования в контексте человеческого существования. Исходным посылом для такого рассмотрения выступает важная антропологическая установка: человек — мера всего, цель общественного развития — человек, а не политика, экономика, технологии или даже образование, взятое как самоценность.

В российской системе образования всех видов и уровней должно происходить накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны. Сегодня стало очевидно, что это не только вопрос образования, но и вопрос политический. Таким образом, политика (политическая идеология) и образование по широте своего развития и значимости для человека и общества в целом становятся в центр внимания всего здравомыслящего мирового сообщества, выступая важными факторами прогресса общества и развития человеческой цивилизации.

Образовательная идеология не должна быть пассивной, оставаться в стороне от политики. Она, в динамике своих ценностей, может претендовать и на системное переустройство всего общества. Сегодня пришло время появления новой, вызванной велением времени идеологии — идеологии неопросвещения. На ее основе станет возможной наиболее эффективная, на наш взгляд, модель идеологизации образования в виде гармоничного единства политических приоритетов и образовательных задач, формирующегося на основе общих ценностей, не сводящегося к практике давления политики на образование, а подразумевающего взаимодействие, в котором образование само становится идеологией общества, оказывая свое позитивное воздействие на политику, экономику и другие сферы жизни.

Статья подготовлена в рамках выполнения целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект «Отечественная наука и государственная идеология: история и современность»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.