Научная статья на тему 'Развитие социальной сферы как основа повышения качества жизни населения'

Развитие социальной сферы как основа повышения качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8480
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сфера / экономика / демократия / человеческий капитал / качество жизни / social sphere / economy / democracy / human capital / life quality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Краснова Татьяна Григорьевна, Кисуркин Алексей Андреевич

Сформулированы признаки, характеризующие отрасли социальной сферы демократического общества. Уточнены различия между государственным, коммерческим и некоммерческим секторами в социальной сфере. Произведен анализ развития социальной сферы развитых стран и России. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода при выравнивании социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The signs that characterize the branches of a democratic society"s social sphere are formulated. The differences among state, commercial and noncommercial sectors in the social sphere are specified. The analysis of the social sphere development of the developed countries and Russia is done. The conclusion on the necessity of a differentiated approach at equalization of social and economic development levels is drawn.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной сферы как основа повышения качества жизни населения»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

В.И. САМАРУХА

проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: vis@isea.ru Т.Г. КРАСНОВА

мэра г. Абакана по вопросам экономики, доктор экономических наук

e-mail: admeconom@mail.ru А.А. КИСУРКИН

первый зам. мэра г. Абакана

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ*

Сформулированы признаки, характеризующие отрасли социальной сферы демократического общества. Уточнены различия между государственным, коммерческим и некоммерческим секторами в социальной сфере. Произведен анализ развития социальной сферы развитых стран и России. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода при выравнивании социально-экономического развития.

Ключевые слова: социальная сфера, экономика, демократия, человеческий капитал, качество жизни.

УДК 338.22:36(47) ББК 65.9-94(2Рос)

зам.

V.I. SAMARUKHA

Vice-Rector for Research of Baikal National University of Economics and Law,

Doctor of Economics, professor, Irkutsk e-mail: vis@isea.ru T.G. KRASNOVA Deputy Mayor, Doctor of Economics, Abakan e-mail: admeconom@mail.ru A.A. KISURKIN First Deputy Mayor, Abakan

SOCIAL SPHERE DEVELOPMENT AS A BASIC FOR POPULATION LIFE QUALITY IMPROVEMENT

The signs that characterize the branches of a democratic society's social sphere are formulated. The differences among state, commercial and noncommercial sectors in the social sphere are specified. The analysis of the social sphere development of the developed countries and Russia is done. The conclusion on the necessity of a differentiated approach at equalization of social and economic development levels is drawn.

Keywords: social sphere, economy, democracy, human capital, life quality.

Важнейшей проблемой современного ориентированной на соблюдение интересов этапа социально-экономического развития граждан, на создание условий, обеспечиваю-России является формирование политики, щих достойную жизнь и свободное развитие

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276).

© В.И. Самаруха, Т.Г. Краснова, АА. Кисуркин, 2010

человека, снижение социального неравенства в обществе, повышение доходов населения, всеобщую доступность и приемлемое качество базовых, гарантированных Конституцией РФ социальных услуг. Речь идет о решении стратегической проблемы — улучшение качества жизни населения страны, чему посвящен ряд научных исследований социологов, экономистов, психологов, физиологов.

Идея повышения качества жизни населения в последние годы все больше проникает в общественное сознание и привлекает внимание властно-управленческих структур, при этом можно выделить две группы причин обращения пристального внимания к вопросам качества жизни — внутренние и внешние.

К внутренним причинам относится прежде всего то, что жизнь как таковая является главной ценностью для каждой человеческой личности и общества в целом, поэтому люди всегда стремятся ее улучшить. Известная особенность социального сознания в демократическом обществе заключается в представлении о том, что любая прогрессивная власть должна постоянно создавать условия для улучшения жизни населения и стараться поддерживать такие улучшения в динамике.

Внешние причины определяют актуальность обращения к проблеме качества жизни с позиций сложившихся экономических и социальных условий жизнедеятельности в российском обществе.

Несмотря на некоторые успехи экономического развития страны в последние годы, благосостояние отдельных слоев населения остается низким. Возникло резкое расслоение общества на очень богатых, которым доступны все блага жизни, и бедных, находящихся на грани нищеты. Так, соотношение между доходами 10% богатейших граждан и 10% беднейших (децильный коэффициент, или коэффициент фондов) для России, по данным официальной статистики, в 2008 г. достигло значения порядка 17-20 раз, для промышлен-но развитых стран эта величина не превышает в среднем значения 5-10 раз [1].

Уровень экономического развития России по сравнению с развитыми странами остается невысоким. По опубликованным в 2007 г. данным ООН, реальный ВВП на душу населения в РФ по паритету покупательной способности почти в 5,5 раз ниже, чем, к примеру, в Люксембурге [4].

Мужчины живут в нашей стране в среднем 59 лет, женщины — более 72 лет, средняя продолжительность жизни в развитых странах значительно выше. Эти показатели в Японии и Гонконге превосходят наши показатели более чем на 17 лет, а в Исландии и Швейцарии — на 16 лет [2]. По величине индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — своеобразного аналога показателя качества жизни — Россия среди 177 оцениваемых стран занимает лишь 64-е место (2006 г.) [3].

Большое влияние на формирование параметров качества жизни населения оказывает социальная сфера. Она охватывает такие отраслевые системы, как здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение. Что же объединяет эти отрасли? Они характеризуются следующими общими признаками:

- предметом воздействия предоставляемых ими благ, в основном в форме услуг, являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;

- потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты;

- деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок.

Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их профессиональные компетенции в создании человеческого капитала, материальные, физические и духовные возможности. Здравоохранение занимается профилактикой и лечением заболеваний; физическая культура и спорт служат укреплению здоровья людей, ими занимающихся, и получению положительных эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений; деятельность организаций культуры и искусства и средств массовой информации доставляет людям позитивные эстетические впечатления, знания. Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова. Жилищно-коммунальное

хозяйство предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий повседневной жизнедеятельности людей (водоснабжение, отопление, освещение и т.д.). Социальное страхование, предоставление социальных пособий и пенсионное обеспечение поддерживают на определенном уровне материальные возможности людей, лишившихся доходов вследствие временной нетрудоспособности, производственной травмы, старости и т.п.

Отрасли социальной сферы характеризуются наличием четко выраженных внешних эффектов от потребления производимых ими благ теми, кому они непосредственно адресованы. Профилактика заболеваний и медицинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздействие не только на тех, кто получает эти услуги, но и на других лиц, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценностей, консолидирующих общество. Социальное обеспечение и социальное обслуживание, предоставляя помощь беднейшим слоям общества, обеспечивают определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и снижают риск их антиобщественного поведения (участие в криминальной деятельности, в массовых беспорядках и т.п.).

Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, возможности получения медицинской помощи и образования различными социальными группами населения являются в любом современном обществе предметом оценки с позиций социальной справедливости. Международные организации и конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека.

В экономике есть и другие отрасли, которые включают виды деятельности, обладающие тем или иным из вышеперечисленных признаков. Например, отдельные виды бытового обслуживания отвечают первому признаку (в частности, услуги парикмахерских, саун и т.п.), но не отвечают другим.

Однако сочетание всех трех указанных признаков и четкая их выраженность являются характерными именно для группы отраслей, объединяемых понятием «социальная сфера». Еще лишь пассажирскому транспорту коллективного пользования присущи все эти признаки, но второй и в особенности третий менее выражены в сравнении с другими вышеназванными отраслями.

Социальная сфера представляет весьма существенную часть современной экономики. К концу XX в. затраты государства на политику в этой сфере и расходы населения на производимые в ней блага составляли в странах с развитой экономикой от 30 до 45% валового внутреннего продукта. Особенностью социальной сферы является высокая доля участия государства в финансировании и в непосредственном предоставлении производимых в ней благ. Причем доля затрат государства на отрасли социальной сферы в ВВП увеличивается по мере роста экономики (табл. 1).

Таблица 1 Государственные расходы

на социальные цели в странах с развитой рыночной экономикой, % ВВП*

Показатель 1960 1970 1980 1990 1997 2008

Расходы на 2,6 4,0 5,6 6,0 6,1 7,3

здравоохранение

Расходы на 7,5 10,0 14,1 14,9 17,0 18,6

выплату пенсий, пособий и оказа-

ние социальных

услуг**

Всего 10,1 14,0 19,7 20,9 23,1 25,9

* Среднеарифметические показатели для группы стран, включающей Австралию, Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Италию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, США, Финляндию, Францию, Швецию, Японию.

** Расходы на выплату пенсий по возрасту и инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности и безработице, семейных пособий, жилищных субсидий, реализацию программ занятости, обслуживание пожилых, инвалидов, помощь малоимущим и т.п.

В России расходы государства на отрасли социальной сферы составили в 2008 г. 18,1% ВВП без учета затрат на жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы на здравоохранение равнялись 3,3% ВВП, на образование — 3,5%, культуру и средства массовой информации — 0,7%, социальное обеспече-

ние и социальное страхование — 7,3%. Бюджетные затраты на жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальные услуги составили 3,3% ВВП. Численность занятых в отраслях социальной сферы (за исключением жилищного хозяйства) достигла в 2008 г. 11,8 млн человек. Доля занятых в этой сфере устойчиво растет: она увеличилась с 12,4% общей численности занятых в экономике в 1970 г. до 17,2% в 2008 г. (табл. 2).

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, может быть разделена на три сектора (рис.) [2].

Первый сектор включает государственные и муниципальные организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор — частные коммерческие организации, т.е. организации, преследую-

щие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

Третий сектор — частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.

Указанные три сектора часто называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим. Но такие наименования не вполне точно отражают

Таблица 2

Среднегодовая численность занятых в отраслях социальной сферы в России

Показатель 1970 1980 1990 2000 2008

Численность занятых в экономике, всего, тыс. чел. 64 006,0 73 275,0 75 325,0 65 600,0 68 478,6

В том числе: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 3 001,0 3 526,0 4 238,0 4 509,0 4 666,4

образование 4 188,0 5 015,0 6 066,0 5 941,0 5 980,1

культура и искусство 755,0 1 006,0 1 165,0 1 163,0 1 164,0

Общая занятость в экономике, всего, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 4,7 4,8 5,6 7,0 6,8

образование 6,6 6,7 7,9 9,2 8,7

культура и искусство 1,1 1,5 1,7 1,8 1,7

Первый сектор Второй сектор Третий сектор

Государственные и муниципальные учреждения Государственные и муниципальные предприятия Хозяйственные товарищества и общества Общественные и религиозные организации, другие частные некоммерческие предприятия, фонды

----------- 1

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Распределение организаций разных экономических форм по секторам экономики

различия между ними. Дело в том, что государственные и муниципальные организации в странах с рыночной экономикой бывают двух типов. Во-первых, это учреждения, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли. Во-вторых, это государственные и муниципальные предприятия, деятельность которых может быть ориентирована на извлечение прибыли. Поэтому первый сектор именуется государственным, второй — частным коммерческим, третий — частным некоммерческим.

Существование государственного сектора в социальной сфере обусловлено тем, что государство берет на себя предоставление определенных видов услуг, для того чтобы таким образом избежать недостатков, присущих экономическим отношениям обмена между производителями и потребителями услуг в этой сфере, и реализовать требования социальной справедливости и государственной идеологии. Государственный сектор в странах с рыночной экономикой состоит преимущественно из учреждений, являющихся по экономической форме некоммерческими организациями. В социальной сфере этот сектор занимает главенствующее положение в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, музейном, архивном, библиотечном деле и представлен в других отраслях.

Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, создаются и действуют для преодоления изъянов рынка в решении социальных проблем.

Существующие в настоящее время в России социальные проблемы, граничащие с вопросами национальной безопасности, потребовали переориентации социально-экономической политики на развитие способствующих повышению уровня жизни населения систем и отраслей — образования, здравоохранения, сферы социальной поддержки населения, жилищно-коммунального хозяйства и др., что нашло свое отражение в формировании специализированных национальных проектов, целевых программ и стратегии модернизации экономики.

Качество жизни населения является важнейшим показателем развития страны. К сожалению, Россия по этому критерию уступает итогом развитым странам, что является следствием в первую очередь низкой эффективности отечественного производства. Учитывая глобальность проблемы в масштабах всей страны, не нужно забывать о существенном различии регионов по социально-экономическим и демографическим параметрам, а следовательно, о дифференцированном подходе к рассмотрению возможностей и проведению выравнивания социально-экономического развития.

Список использованной литературы

1. Качество жизни: приоритеты социального развития: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. М., 2008.

2. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / под ред. Л.А. Кузьмичева, М.В. Федорова, Е.Е. Задесенца. М., 2007.

3. Методика оценки качества жизни / под ред. Л.А. Кузьмичева, М.В. Федорова. М., 2006.

4. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М., 2008.

Bibliography (transliterated)

1. Kachestvo zhizni: prioritety sotsial'nogo razvitiya: sb. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2008.

3. Kachestvo zhizni: sushchnost', otsenka, strategiya formirovaniya / pod red. L.A. Kuz'micheva, M.V. Phedo-rova, E.E. Zadesentsa. M., 2007.

3. Metodika otsenki kachestva zhizni / pod red. L.A. Kuz'micheva, M.V. Phedorova. M., 2006.

4. Savchenko T.N., Golovina G.M. Sub'ektivnoe kachestvo zhizni: podkhody, metody otsenki, prikladnye issledovaniya. M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.