Научная статья на тему 'Национальное самосознание как критерий эффективности самореализации будущего учителя'

Национальное самосознание как критерий эффективности самореализации будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1598
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИЯ / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ / SELF-CONSCIOUSNESS / NATION / ETHNOS / CULTURE / SELF-ACTUALIZATION / CRITERION / SIGN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна

Обосновывается, что национальное самосознание может служить критерием для характеристики не только социальных групп, но и эффективности самореализации будущего учителя как процесса и результата становления я-концепции. Соотносятся категории этнического и национального самосознания, выделяются характеристики и показатели национального самосознания как критерия эффективности самореализации будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated that the national self-consciousness may serve as the criterion for characterization not only of social groups but also of the efficiency of future teacher’s self-actualization as the process and result of the I-conception establishment. There are correlated the categories of the ethnic and national self-consciousness, marked out the characteristics and signs of the national self-consciousness as the criterion of efficiency of future teacher’s self-actualization.

Текст научной работы на тему «Национальное самосознание как критерий эффективности самореализации будущего учителя»

непрерывное профессиональное образование

Ф.у. БАЗАЕВА (Грозный)

национальное самосознание как критерий эффективности самореализации будущего учителя

Обосновывается, что национальное самосознание может служить критерием для характеристики не только социальных групп, но и эффективности самореализации будущего учителя как процесса и результата становления Я-концепции. Соотносятся категории этнического и национального самосознания, выделяются характеристики и показатели национального самосознания как критерия эффективности самореализации будущего учителя.

Ключевые слова: самосознание, нация, этнос, культура, самореализация, критерий, показатели.

В XX в. в науке было предложено достаточно много разнообразных прочтений самосознания личности. По некоторым определениям, самосознание - это скорее объект - осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, или образ себя и отношение к себе. В ряде других определений самосознание - это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя (М.А. Гарнцев, В.В. Столин). Иногда самосознание редуцируется до рефлексии (самопознания) собственных личностных особенностей и процессов (мышление о мышлении). Другие определения (с «социальным» акцентом), наоборот, подчеркивают идентификацию человека с социальными группами и осознание его места в обществе. Могут подчеркиваться структурные особенности самосознания. Каждое из определений, безусловно, обладает собственными преимуществами и по-своему отражает специфику этого сложного многоаспектного феномена [7].

На современном этапе в зарубежной науке для описания реальности, лежащей за понятием «самосознание», некоторые исследователи используют понятие «Эго», которое управляет поведением и определяет приспособление. На-

равне с этим понятием наиболее часто употребительным является термин «Я-концепция», первое определение которого принадлежит К. Роджерсу [21]. При этом «Я-концепция» отражает высокий уровень самосознания, поэтому для обозначения самосознания на раннем этапе его развития употребляют термины образ Я, восприятие Я, репрезентация Я (Р. Бернс, М. Розенберг, Р. Уайли и др.).

Проблема самосознания традиционно разрабатывается в рамках психоаналитического и гуманистического направлений. Анализ теорий З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, У. Джемса, Ч. Кули, Д. Мида, Г. Олпорта, Р. Роджерса, Р. Бернса показал, что гуманистическая психология рассматривает «Я-концепцию» как центр, ядро личности; она представляет личность как субъект, как систему, интегрирующие личностные выборы в единое целое. Эта точка зрения существенно отличается от психоаналитической концепции, согласно которой Я выстраивается и представляет целостность только в рефлексирующем сознании [1].

В отечественной науке сложились собственные традиции исследования проблемы самосознания личности. И.М. Сеченов и В.М. Бехтерев определили природные предпосылки формирования самосознания. В исследованиях авторов, развивающих взгляды культурно-исторической детерминации психики человека, самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и ростом произвольных движений, ростом самостоятельности и изменениями во взаимоотношениях с окружающими (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Данным взглядам созвучны теоретико-экспериментальные исследования В.С. Мерлина, П.Р. Чаматы, И.И. Чес-ноковой. Авторы показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего Я-физического в результате манипулирования совместно со взрослыми. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах психологов Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др.

Под самосознанием в целом понимается процесс осознания личностью самой себя во

© Базаева Ф.У., 2014

всем многообразии индивидуальных особенностей, осознания своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Это отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира [7]. В процессе самосознания формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности; единства внутреннего и внешнего ее бытия, которое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором (И.И. Чеснокова).

Как отмечает З.Г. Гаджимурадова [7], в первое десятилетие XX в. изучение самосознания временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Кули и Дж. Мид - представители символического интеракционизма. Они предложили новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. Ч. Кули выдвинул теорию зеркального Я, утверждая, что на представление индивида о себе существенное влияние оказывает то, как его видят другие [11]. Дж. Мид, развивая эти взгляды, особое внимание уделил процессу интериориза-ции социальных норм, правил и форм поведения и включению их в интегральное Я. Он подчеркивал также важную роль других и социального окружения как носителей этих норм и ценностей [3].

Согласно теоретическим изысканиям Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, И.И. Чес-ноковой, В.В. Столина, Б.С. Братуся, В.С. Мухиной, самосознание является следствием социальных взаимодействий и определяется социальным опытом индивида. Деятельность и взаимоотношения с другими людьми определяют развитие самосознания (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). Подчеркивается, что для развития самосознания важно положение человека среди других людей (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн). Изменение положения воздействует на самосознание и определяет процессы формирования структуры Я и самооценки в смысле ценности для других, а значит, и для себя [1].

Таким образом, обобщая категориальный аппарат названных выше исследователей, можно в целом прийти к выводу, что рассмотрен-

ные подходы так или иначе сводятся к определению феномена самосознания как процесса и результата становления «Я-концепции», состоящей из двух основных компонентов -представлений о личностном Я и социальном Я. В контексте нашего исследования (самореализация педагога в национально-культурной среде) наибольший интерес представляют социальный аспект становления самосознания и динамика его развития в этнической среде.

Изучая самосознание молодежи традиционных этносов в условиях межэтнического взаимодействия, З.И. Айгумова понимает под самосознанием «не какое-то особое самосознание, какую-то особую психологию, а особенности психологии народа» [1], преломляющиеся в самосознании индивида, это самосознание направлено на восприятие и осмысление себя и окружающего мира в соответствии со сложившимися традиционными установками, которые, как отмечает А. Деркач, «словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в национальном отношении чуждо, и задает размер и направление этого восприятия» (цит. по: [7]). Для обозначения данного аспекта самосознания нередко используют термины этническое или национальное самосознание.

По поводу содержания понятия «этническое самосознание» существуют различные мнения (В.И. Козлов, П.И. Кушнер, В.В. Пименов, Н.В. Чистов, В.Ю. Хотинец и др.), которые в конечном счете сводятся к тому, что под этническим самосознанием понимается процесс осознания индивидом своей принадлежности к определенному этносу, конкретно проявляющегося в употреблении единого названия данной общности и возникающего в ходе длительной совместной жизни группы людей под действием ряда факторов, формирующих этническую личность (этническая среда, общее происхождение, общая историческая судьба, язык, культура, быт, обычаи, традиция, религия и др.) [7].

При этом психологический аспект этнического самосознания связан с процессом самопознания и эмоционально-ценностным отношением к себе и окружающему миру в соответствии со сложившимися традиционными установками. Возникновение этнического самосознания обусловлено способностью этнической группы выделять себя из окружающих ее этнических групп и противопоставлять «Мы» и «Они» [16].

При рассмотрении этнического самосознания наибольший интерес представляет концепция В.С. Мухиной о структуре самосозна-

ния. Данная концепция позволяет изучать феномен самосознания личности в аспекте исторического развития человека как носителя индивидуального жизненного пути и преемника этнических традиций. Согласно В.С. Мухиной, самосознание личности выступает как «универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологически значимая структура, присущая каждому социализированному индивиду, состоящая из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру» [15]. Основой формирования особенностей самосознания, по мнению ученого, выступают этнические традиции, исторически сложившиеся образы мыслей, чувств и действий, которые присваиваются ребенком в процессе социализации. Присвоение определенной структуры самосознания обеспечивает механизм идентификации - обособления. Таким образом, этническое самосознание строится внутри порождающей ее системы - той общности, к которой принадлежит личность, и имеет неизменные звенья, выступающие внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру и содержательно развивающиеся в зависимости от производственных отношений, ценностных ориентаций, обрядов, обычаев, вероисповедания того или иного этноса [1].

Наряду с понятием «этническое самосознание» нередко используют понятие «национальное самосознание» как «результат осмысления своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений» (В.Г. Крысько). Они имеют несколько разный «компонентный» состав. В структуре этнического самосознания к наиболее существенным относят осознание своей этничности, автостереотипы и гетеростереотипы. Однако национальные стереотипы, в отличие от этнических, не имеют ярко выраженной негативной или позитивной направленности [7].

Как отмечает О.В. Ладыгина, изучение источников, в которых анализируется понятие «нация», позволяет заключить, что сегодня нет общепринятого определения данного термина [12]. Сложились две основные научно-теоретические концепции: этатиче-ская и этническая. После распада СССР в России, в странах СНГ в основу национальногосударственного строительства была поло-

жена этническая трактовка понятия «нация». Однако следует обратить внимание на то, что в современной России возрастает значимость общегражданской лояльности, в отличие от этнической привязанности, что актуализирует толкование нации как «государственной общности».

Анализ научных взглядов С.Н. Булгакова, М.К. Гафаровой, П.Д. Шозимова, В.Г. Бабакова и В.Г. Семенова позволяет рассматривать нацию как исторически сложного, объединенного социокультурными связями и государственностью субъекта. В исследовании

О.В. Ладыгиной отмечено, что национальное самосознание, включая в себя этническое, является самосознанием политическим [12]. Это акт коллективного мышления, в процессе которого нация осознает свое единство и свою особенность среди других общностей подобного типа. З.И. Айгумова рассматривает национальное самосознание как подсистему национального сознания в интегративном единстве с национальным чувством и национальным характером [1]. По данным исследовательницы, национальное самосознание включает в себя все осознаваемые элементы сознания, которые содержат рефлексивные, аксиологические моменты бытия нации, функционирующие благодаря свойству интенциональ-ности (направленности) сознания. К аналогичным выводам приходит А.В. Мазуренко, уточняя, что национальное самосознание обозначает самоидентифицирующую совокупность представлений нации о самой себе, выражающуюся в чувствах, настроениях, обычаях, традициях и других духовных образованиях, возникающих у нее как социально-исторической общности, находящейся в состоянии изменения, развития и угасания [13].

Национальное самосознание является единством общественного и индивидуального, социально-классового и национального, которое по-разному объективизируется в межличностных отношениях и существует в социальной памяти, передается из поколения в поколение в субъективной или в объективированной форме этнокультуры. Национальное самосознание - это духовная общественно развитая форма, которая фиксирует черты и свойства исторически определенного субъекта исторического творчества, его отношение к объективной реальности, в рамках которой протекает его жизнедеятельность. Национальное самосознание в качестве неотъемлемого элемента своего содержания должно иметь об-

щечеловеческие черты и ценности, общенациональные интересы, т.к. обращенность только к особенному в жизни нации может привести к национализму.

В своем исследовании З.М. Гаджимурадова [7] относит к важнейшим элементам национального самосознания историческую (социальную) память, территориальную принадлежность, отношение к материальным и духовным ценностям (В.Г. Бабаков, В.М. Семенова), а также представление об этносоциальных, политических и государственных процессах, об исторических перспективах развития, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социальноэтническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях (Е.П. Крупник).

Некоторые авторы (В.И. Козлов, Ф. Ал-бакова) проблему разведения этих понятий снимают, просто вводя термин национальноэтническое самосознание (этнонациональное самосознание) (В.И. Тоидес). Соответственно, национальное самосознание является заключительным этапом развития этнического и объединяет, как отмечает З.И. Айгумова [1], следующие наиболее важные элементы: национальную самоидентификацию, национальные знания и представления, автостереотипы и стереотипы, историческую память, систему национальных ценностей, включающую в себя национальные идеалы и нормы, национальные потребности и интересы, т.е. национальную культуру, которая, по известному определению П.А. Флоренского, есть среда, растящая и питающая личность.

Этнокультура и национальное самосознание тесно связаны между собой. Национальное самосознание - необходимая и специфическая сторона общественного сознания, которая отражает общественное бытие человека, его материальную культуру. Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное -национальную психологию, национальноспецифическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание [20].

Культура, как известно, характеризуется относительной инертностью, консерватизмом. Она не подвержена резким переменам, Общество как мир культуры представляет собой своеобразный социальный механизм, все звенья которого устремлены к личности и ее развитию. Становление национального само-

сознания, как отмечает Н.М. Борытко, предполагает предстояние Высшему, что дает человеку чувство собственного несовершенства, которое рождает сильную потребность изменить себя [4]. Высшее и лучшее, что есть в душе человека, не исчерпывается его личными пределами, но является в нем как бы энергией того Высшего и Совершенного начала, которому он предстоит. В этом смысле человек транс-цендентен [10, с. 45]. Предстояние Всеобщему немыслимо без предстояния перед конкретной общностью, идентификации с ней.

Став частичкой некоторого «мы» (групповая идентификация), заняв определенную эко-социальную нишу, человек получает в готовом виде конкретные права и обязанности, усваивает нормы и традиции общности, с которой он себя идентифицировал. Здесь срабатывают механизмы подражания, внушения, вырабатывается положительное эмоциональное отношение к тем взглядам и представлениям, которые человек усваивает в течение жизни в рамках этого «мы» и осознает как «свои», а коллективная вера в истинность, незаменимость и ценность этих взглядов, убеждений и т.п. подпитывает индивидуальную веру, чем еще больше укрепляет их позиции в сознании личности [6, с. 16-17].

В.В. Столин понимает под самосознанием неразрывное единство относительно самостоятельных внутренних процессов — самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и самореализации в самых различных формах взаимодействия людей в обществе [18]. В контексте нашего исследования, опираясь на выводы Н.М. Борытко [4] о взаимодействии культуры и личности, становление национального самосознания можно представить в трех важнейших аспектах:

- личность усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности (самопознание);

- функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает бытие (самоот-ношение) личности;

- создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сама субъектом культурного творчества (самореализация).

В исследованиях Т.В. Тараскиной подтверждается значение самосознания в саморазвитии и самореализации человека как субъ-

екта своей активности, т.к. именно самосознание непосредственно связано с такими показателями субъектности, как саморегуляция, активность, рефлексия, самосовершенствование

[19]. Необходимо отметить, что стремление к самореализации отражает мотивационноцелевой аспект самосознания (А.А. Деркач,

О.В. Москаленко, В.А. Пятин). Стремясь реализовать себя, личность полностью актуализирует заложенный в ней потенциал, достигает намеченных вершин и принимает на себя ответственность за свои действия, всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий.

Присвоение педагогом ценностей культуры обеспечивает понимание и проектирование себя в этом мире, своего значения для окружающих и своих воспитанников, перспектив своего профессионально-личностного саморазвития во взаимодействии с учениками - все эти компоненты мы, согласно Н.М. Борытко [5, с. 69], можем включить в содержание национального самосознания педагога.

Анализ феноменов самосознания, т.е. тех явлений, в которых раскрывается генезис самосознания, его строение и функции, показал, что как возникновение, так и развитие и функционирование самосознания не могут быть поняты как лежащие на одной прямой, связывающей телесное самовыделение и высшие нравственные проявления самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие, гетерогенно и полимодально, разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождают и разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах [18].

Феномен самореализации, как отмечает

З.М. Гаджимурадова [7], нередко используется в качестве компонента самосознания, как осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом, обычно рассматривается в рамках жизненного пути (Л.А. Коростылева). Анализируются профессиональное самосознание как аспект самосознания, включающий в себя осознание личностью своего умственного и физического развития, понимание требований различных профессий к человеку и соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями, и судьба как жизненный путь, полностью

соответствующий по своим условиям и требованиям личностному потенциалу человека.

Н.П. Тропникова, уточняя понятие «самосознание» в контексте профессионального становления, представляет его в качестве системной личностной характеристики, зарождающейся в результате осознания профессионального самоопределения и обеспечивающей на основе самопознания и оценки себя в этом мире, в конкретной национально-культурной среде, осознания своего значения для окружающих и своих воспитанников, готовность личности к самосовершенствованию, самореализации в педагогической деятельности (см.: [4]).

В современных исследованиях высказывается мысль о том, что «самосознание как непосредственная данность индивида самому себе в своей непосредственности — одно из самых иллюзорных образований» и что с позиций герменевтики «сегодня на место самосознания должно стать опосредованное самоинтер-претацией самопонимание» [17, с. 2]. Н.М. Бо-рытко расценивает данную точку зрения как движение исследовательской мысли в направлении возрастания субъектности человека, что явно согласуется с подходом к пониманию педагога как воспитателя [4].

Таким образом, очевидно, что национальное самосознание, базирующееся на самопонимании, познании своей природы, своей национально-культурной принадлежности, на оценке своего потенциала, перспектив своей деятельности и ее вклада в развитие сообщества, определяет становление рефлексивной функции профессионально-личностной самореализации педагога.

Рассмотрение самопонимания в качестве основы становления самосознания подтверждает тот факт, что сознание человека не дано непосредственно как переживание, а выступает результатом познания, развития, в ходе которого субъект приобретает жизненный опыт, открывающий новые грани бытия и позволяющий переосмыслить имеющиеся жизненные ценности.

Еще в исследованиях К. Роджерса и У. Джемса рассматривается процесс формирования самосознания как становление Я-концеп-ции в результате обобщения личного опыта индивида. У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существу-

ющие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), процессуальную характеристику самосознания, другая - содержание этого опыта (Я как объект). По мысли У. Джемса, Я как объект - это все то, что человек может назвать своим. Содержание опыта подразумевает размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации, стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего Я. Процесс переосмысления жизненного опыта, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни.

Социализация личности, присвоение субъектом национально-культурных ценностей как формы социальной памяти идет через трансляцию социального опыта, передача которого обеспечивается от поколения к поколению в семье, роду, общине через обычаи, уклад жизни, устное народное творчество, песни, пословицы, предания. Традиция как социальная форма выражения общего закона преемственности обладает устойчивостью, которая позволяет аккумулировать культурный опыт, осуществлять его передачу, а динамичность способствует обогащению, взаимодействию традиций с другими явлениями общественной жизни. Формируясь на протяжении многих веков, традиция вбирает в себя весь накопленный исторический опыт, всю мудрость народа, становясь неотъемлемым элементом его духовной культуры. Она является связующей нитью между прошлым и настоящим, представляет собой ту духовную силу, без сохранения которой невозможно национальное самосознание [20]. Таким образом, национальное самосознание является определяющим в становлении такой функции самореализации, как формирование опыта.

Ряд исследователей (З.М. Гаджимурадова, Ф.С. Эфендиев и др.), изучающих психологию этносов, отмечают, что каждый этнос имеет свои особенные природно, исторически и духовно создаваемые реалии. Они, существующие в пространстве бытийности человека, являются для него как бы априорно данными и выступают истоками вскармливания его национального самосознания. Наибольшее значение для становления и самореализации лич-

ности имеют реалии социально-нормативного пространства, которые определяют традиционные ценности. Именно ценностные ориентации обеспечивают формирование полноценной, самостоятельно мыслящей личности, способной быстро реагировать на события и ситуации.

Рассматривая соотношение этнокультуры и национального самосознания, Ф.С. Эфенди-ев отмечает, что именно высокие ценностные ориентации обеспечивают национальное возрождение: народов [20]. Становление национального самосознания в условиях современного образования не может обойтись без тех духовных ценностей, которые по своему происхождению и содержанию являются историческими.

Выступая неотъемлемой частью самосознания народа, гуманистические идеи и общечеловеческие духовно-нравственные ценности, такие как взаимоуважение национальных культур, признание за всеми народами равных прав в социально-экономической и общественно-политической жизни, становятся в современных условиях необходимым фактором дальнейшего развития общества, формирования и воспитания личности, условием ее успешной самореализации. В результате мы видим, что национальное самосознание способствует проявлению ценностной функции самореализации.

Осознание человеком норм, правил, моделей поведения, соответствующих национальнокультурным традициям своего народа, становление ценностных ориентаций как компонента самосознания побуждают также к целенаправленной деятельности, осознанным решениям, определяющим мотивационную функцию самореализации. Этот факт отмечает В.В. Столин, уточняя, что структуры самосознания и соответствующие процессы могут участвовать в целеобра-зовании, т.е. в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с Я-образом в целом, с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге [18]. Структуры самосознания могут воспрещать те или иные поступки, действия или, напротив, бездействие.

В работах И.С. Кона, посвященных профессиональному взрослению личности, важнейшим аспектом становления Я выступает формирование жизненных планов личности в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит перед собой человек [9]. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов личности, формирование устойчивого ядра ее

ценностных ориентаций. В процессе формирования самосознания личности, осознания себя и своих жизненных целей дифференцируются и конкретизируются мотивы и цели, постепенно вырисовывается более или менее реальный, ориентированный на действительность план.

Мотивирующие функции самосознания могут иметь различное происхождение. Они могут корениться в представлениях об идеальном Я и быть связаны с нравственными категориями совести, долга, ответственности или являться отражением рассогласования настоящего Я и будущего Я. Мотивирующим эффектом обладает и чувство собственного достоинства и самоуважения, требующее своего поддержания с помощью тех или иных реальных деятельностей [18].

К аналогичным выводам приходит А.М. Байбаков, отмечая, что самосознание предполагает наличие у личности целей и мотивов, определяющих межличностные отношения, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [2]. О.С. Гребенюк выделяет такие мотивы межличностных выборов (мотивы достижения): образ успеха, ситуацию успеха, морального поощрения - все это осознание потребности в достижении [8, с. 32]. Анализ мотивации межличностных выборов позволяет определить психологические причины, по которым индивид готов осуществить эмоциональный и деловой контакт с одними членами группы и отвергает других. Это определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предположений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям. Поставленная цель и обозначенные мотивы, сочетаемые с условиями индивидуализации и позитивной реализацией своих новых возможностей, обеспечивают социально приемлемое самоутверждение личности, ее самореализацию.

В исследовании В.В. Столина конкретизируется структура самосознания человека и отмечается ее диалогичность [18]. Самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать отношение к окружающим, а также стиль и характер общения с ними. Вовлечение субъекта в различные и пересекающиеся, т.е. противоречивые, отношения, возможность сопоставления различных точек зрения субъекта на мир и в том числе на себя самого определяют диалогичный характер самосознания человека. При этом в структуре самосознания закрепляется опыт человеческого общения.

Усвоение духовно-нравственных ценностей как основы национального самосознания происходит в условиях постоянного взаимодействия, общения с другими людьми

[20]. Хранителем духовных ценностей является язык. Для каждого народа он служит важным источником и средством познания своей истории. Уникальность культуры, традиции и обычаи народа познаются через язык. Каждый этнос за многовековую историю создал бессмертные духовные ценности, такие как предания, песни, сказки, пословицы, сказания, которые передаются из поколения в поколение. В этом отношении родной язык является носителем и хранителем богатейшего этнокультурного феномена, национальной идеи. Именно в языке выражаются сила народного духа, самобытность этнической культуры и закономерность вхождения в мировую цивилизацию. Родной язык содержит в себе огромную биосоциальную, культурноисторическую, экологическую и эстетическую информацию. Благодаря ему формируются мировоззрение и духовно-нравственные ценности человека.

Педагог, выступая носителем национального самосознания, национальной культуры, является транслятором ее основных духовных ценностей. Вступая в диалог с учениками, построенный согласно социально-этическим нормам и обычаям родной культуры, он организует передачу социально-исторического опыта, культурных ценностей последующим поколениям, обеспечивая их успешное вхождение в мировую культуру. Таким образом, национальное самосознание определяет коммуникативную функцию самореализации педагога.

Большинство ученых (З.И. Айгумова,

Н.М. Борытко, З.М. Гаджимурадова, А.С. Гусева, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.В. Тараскина, Ф.С. Эфендиев и др.) согласны, что именно национальное самосознание, выступая связующим звеном между личностью и деятельностью, является критерием, определяющим вхождение человека в национально-культурную среду, успешность его самосовершенствования и самореализации. Основные характеристики национального самосознания как критерия мы обобщили в таблице.

У человека, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, гордость за свой народ, его культурноисторическое наследие, возрастает стремление к самореализации, стремление сохранить, приумножить и передать последующим поколениям богатейший духовный потенциал [14].

Характеристики и показатели национального самосознания как критерия эффективности самореализации будущего учителя

Характеристики национального самосознания Стимулируемые функции самореализации Показатели данного критерия

Осознание человеком норм, правил, моделей поведения (согласно национально культурным традициям своего народа) как эталонов для понимания своих качеств Рефлексивная функция Способность к самонаблюдению и рефлексии, предполагающая: - адекватность самовосприятия, - стремление анализировать свои достоинства и недостатки в контексте национальной морали, - осознание перспектив своих поступков (самопрогнозирование)

Становление системы традиционных моральных ценностей, которые обеспечивают формирование полноценной, самостоятельно мыслящей личности Ценностная функция Наличие устойчивой системы ценностей, что проявляется в: - демонстрировании знания традиционных принципов национального этикета, - объективной оценке своих и чужих поступков (действия определяются не минутными порывами, а традиционными ценностями)

Трансляция духовно-нравственных ценностей в процессе диалогического общения Коммуникативная функция Развитые коммуникативные качества, которые предполагают: - стремление к общению и партнерскому взаимодействию, - толерантность к чужому мнению, - стремление поддерживать свою репутацию, сохранять честь и достоинство в любой ситуации

Осознанные выборы, решения, предвосхищающие целенаправленную деятельность Мотивационная функция Профессиональная мотивация, предполагающая: - устойчивый интерес к обучению, - положительное эмоциональное отношение к будущей профессии, - стремление к самоутверждению

Результат познания, развития человека, в ходе которого приобретается жизненный опыт, открывающий новые грани бытия и позволяющий переосмыслить имеющиеся жизненные ценности Функция формирования опыта Профессиональная и социальная активность, предполагающая: - активную учебную и социальную позицию, - стремление реализовать себя в профессиональной деятельности, - ответственность за принятие решений, лидерские и организаторские способности

Литература

1. Айгумова З.И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (на материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет) : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

2. Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

4. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : моногр. Волгоград, 2000.

5. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания : моногр. Волгоград, 2001.

6. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1997.

7. Гаджимурадова З.Г. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2008.

8. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности : курс лекций. Калининград, 1995.

9. Кон И.С. Открытие Я. М. : Политиздат, 1978.

10. Кузнецов В.В. Достоинство как нравственная ценность : дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1998.

11. Кули 4.X. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

12. Ладыгина О.В. Самоорганизация национального самосознания: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Душанбе, 2010.

13. Мазуренко А.В. Национальная идея России как феномен национального самосознания в конце XX века // Философская мысль в России: традиция и современность. СПб., 1977. Т. 2.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

15. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007.

16. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и общественная практика. М., 1966.

17. Пузько В.И. Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации (феноменолого-герменевтический аспект) : дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 1998.

18. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

19. Тараскина Т.В. Профессиональное самосознание как основа профессионализма практического психолога : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

20. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик : Эль - Фа, 1999.

21. Rogers C. Client-centered therapy. Boston : Houghton Mifflin Company, 1951.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aygumova Z.I. Osobennosti samosoznaniya molodezhi traditsionnyih etnosov Dagestana v usloviyah mezhetnicheskogo vzaimodeystviya (na materiale izucheniya avartsev i dargintsev 16-17 let) : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 1997.

2. Baybakov A.M. Vospitanie tolerantnosti u starshego podrostka v usloviyah vzaimodeystviya malyih grupp : dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2003.

3. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. M., 1986.

4. Boryitko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz byitiya : monogr. Volgograd, 2000.

5. Boryitko N.M. Pedagog v prostranstvah sovremennogo vospitaniya : monogr. Volgograd, 2001.

6. Valitova R.R. Tolerantnost kak eticheskaya problema : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M., 1997.

7. Gadzhimuradova Z.G. Etnicheskoe samosoznanie lichnosti v epohu intensifikatsii integratsionnyih protsessov (na materiale issledovaniya narodov Dagestana) : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2008.

8. Grebenyuk O.S. Pedagogika individualnosti : kurs lektsiy. Kaliningrad, 1995.

9. Kon I.S. Otkryitie Ya. M. : Politizdat, 1978.

10. Kuznetsov V.V. Dostoinstvo kak nravstvennaya tsennost : dis. ... kand. filos. nauk. SPb., 1998.

11. Kuli Ch.H. Chelovecheskaya priroda i sotsialnyiy poryadok. M., 2000.

12. Ladyigina O.V. Samoorganizatsiya natsional-nogo samosoznaniya: teoriya i praktika : avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Dushanbe, 2010.

13. Mazurenko A.V. Natsionalnaya ideya Rossii kak fenomen natsionalnogo samosoznaniya v kontse XX veka // Filosofskaya myisl v Rossii: traditsiya i sovremennost. SPb., 1977. T. 2.

14. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. M., 1996.

15. Muhina V.S. Lichnost: mifyi i realnost (Alternativnyiy vzglyad. Sistemnyiy podhod. Innovatsionnyie aspektyi). Ekaterinburg, 2007.

16. Porshnev B.F. Sotsialnaya psihologiya i obschestvennaya praktika. M., 1966.

17. Puzko V.I. Stanovlenie idei samoponimaniya v kontekste sovremennoy sotsiokulturnoy situatsii (fenomenologo-germenevticheskiy aspekt) : dis. ... kand. filos. nauk. Vladivostok, 1998.

18. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M., 1983.

19. Taraskina T.V. Professionalnoe samosoznanie kak osnova professionalizma prakticheskogo psihologa : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2005.

20. Efendiev F.S. Etnokultura i natsionalnoe samosoznanie. Nalchik : El - Fa, 1999.

21. Rogers C. Client-centered therapy. Boston : Houghton Mifflin Company, 1951.

National self-consciousness as the criterion of efficiency of future teacher’s selfactualization

There is substantiated that the national self-consciousness may serve as the criterion for characterization not only of social groups but also of the efficiency of future teacher’s self-actualization as the process and result of the I-conception establishment. There are correlated the categories of the ethnic and national self-consciousness, marked out the characteristics and signs of the national self-consciousness as the criterion of efficiency of future teacher’s self-actualization.

Key words: self-consciousness, nation, ethnos, culture, self-actualization, criterion, sign.

(Статья поступила в редакцию 13.05.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.