Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ'

КОММУНИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / социальные сети / коммуникация / социализация / самопрезентация / цифровые риски / adolescents / socialization / social media / communication / self-presentation / online activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна, Поскакалова Татьяна Анатольевна, Шепелева Елена Андреевна, Токарчук Юлия Александровна

Анализируются возможности, которые содержит коммуникативное пространство социальных сетей для подростков из группы с проблемным использованием социальных сетей. Представлены материалы эмпирического исследования «Цифровая социализация подростков», проведенного в мае-июне 2022 г. Центром Междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета (www.childresearch.ru). Метод исследования анкетный опрос, реализованный онлайн посредством CAWI (самозаполнение анкеты). Выборка составила 539 человек в возрасте от 12 до 18 лет. Анализ данных осуществлен в разрезе сравнения двух групп подростков с беспроблемным и проблемным использованием социальных сетей. Выяснилось, что обе группы ценят живое общение, а социальные сети рассматривают как дополнительную возможность для поиска новых знакомых и поддержания уже существующего личного взаимодействия. Основные различия между группами проявились в целях онлайн-коммуникации. У подростков из первой группы социальная направленность (оперативное решение вопросов в группе, обучение), у подростков из второй индивидуальная (желание свободного проявления себя в неподконтрольном взрослым пространстве говорить, что хочешь, экспериментировать). Полученные результаты свидетельствуют о том, что социальные сети не только содержат риски, но и предоставляют новые возможности для социализации. Особенно это актуально для группы подростков с высоким уровнем проблемного использования социальных сетей. Общение в социальных сетях становится для них ресурсом в получении социально-психологической поддержки, удовлетворении потребности в понимании и ощущении себя «не одиноким». Кроме того, они экспериментируют с самопрезентацией и созданием желаемых образов. Подобные пробы превращаются в важный источник личностного развития, позволяют лучше понять себя и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна, Поскакалова Татьяна Анатольевна, Шепелева Елена Андреевна, Токарчук Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication of Adolescents on Social Media: New Opportunities

Social media today is an environment people grow up in, where all the spectra of their personal characteristics are embodied. However, the existing empirical data demonstrate contradictory evidence about the impact of the virtual world on the lives of adolescents. Digital socialization in most modern works is often associated with the negative consequences of frequent access to social media. The purpose of this article is to analyze the possibilities that the communicative environment of social media contains for teenagers from the group with problematic use of social media. The materials of the empirical study "Digital socialization of adolescents" conducted in May-June 2022 by the Center for Interdisciplinary Research of Contemporary Childhood are presented www.childresearch.ru by the Moscow State University of Psychology and Education (CIRCC MSUPE). The research method is a questionnaire survey implemented online, via CAWI (self-completion of the questionnaire). The sample consisted of 539 people aged 12 to 18 years. The data analysis was carried out in the context of comparing two groups of adolescents with problem-free and problematic use of social media. It turned out that both groups value live communication, and consider social media as an additional opportunity to find new acquaintances and maintain existing personal interaction. The main differences between the groups were manifested in the purposes of online communication. Adolescents from the first group have a social orientation (prompt solution of issues in the group, training), adolescents from the second group have an individual orientation (the desire to freely manifest themselves in an enviroment beyond the control of adults -to say what you want, experiment). The results obtained suggest that social media contain not only risks, but also provide new opportunities for socialization. This is especially true for a group of teenagers with a high level of problematic use of social media. Communication in social media becomes a resource for them in obtaining socio-psychological support, satisfying the need for understanding and feeling "not alone". In addition, they experiment with self-presentation and the creation of desired images. Such tests turn into an important source of personal development, allowing adolescents to better understand themselves and others.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Сибирский психологический журнал.

2023. № 90. С. 124-139. Б01: 10.17223/17267080/90/7

УДК 159.9

КОММУНИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ1

М.Р. Хуснутдинова1, Т.А. Поскакалова1, Е.А. Шепелева1, Ю.А. Токарчук1

1 Московский государственный психолого-педагогический университет, Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

Резюме

Анализируются возможности, которые содержит коммуникативное пространство социальных сетей для подростков из группы с проблемным использованием социальных сетей. Представлены материалы эмпирического исследования «Цифровая социализация подростков», проведенного в мае-июне 2022 г. Центром Междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета (www.childresearch.ru). Метод исследования - анкетный опрос, реализованный онлайн посредством CAWI (самозаполнение анкеты). Выборка составила 539 человек в возрасте от 12 до 18 лет. Анализ данных осуществлен в разрезе сравнения двух групп подростков - с беспроблемным и проблемным использованием социальных сетей. Выяснилось, что обе группы ценят живое общение, а социальные сети рассматривают как дополнительную возможность для поиска новых знакомых и поддержания уже существующего личного взаимодействия. Основные различия между группами проявились в целях онлайн-коммуникации. У подростков из первой группы - социальная направленность (оперативное решение вопросов в группе, обучение), у подростков из второй - индивидуальная (желание свободного проявления себя в неподконтрольном взрослым пространстве - говорить, что хочешь, экспериментировать). Полученные результаты свидетельствуют о том, что социальные сети не только содержат риски, но и предоставляют новые возможности для социализации. Особенно это актуально для группы подростков с высоким уровнем проблемного использования социальных сетей. Общение в социальных сетях становится для них ресурсом в получении социально-психологической поддержки, удовлетворении потребности в понимании и ощущении себя «не одиноким». Кроме того, они экспериментируют с самопрезентацией и созданием желаемых образов. Подобные пробы превращаются в важный источник личностного развития, позволяют лучше понять себя и других.

Ключевые слова: подростки; социальные сети; коммуникация; социализация; самопрезентация; цифровые риски

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание № 073-00038-23-02 от 13.02.2023.

Введение

Коммуникация в социальных сетях является неотъемлемой частью жизни современного подростка. Различные аспекты онлайн-коммуникации довольно широко изучались в последние годы. Можно выделить три методологических подхода к изучению онлайн-коммуникации. В первом признается, что характеристики онлайн-коммуникации во многом совпадают с аналогичными в реальном общении (Белинская, 2013), а формируемый в онлайн социокультурный мир узкой социальной группы воспринимается как мир объективный и является миром значений (Кураева, 2017).

Во втором подходе признаются совершенно особые свойства интернет-коммуникации. Основными отличиями от традиционной являются «асин-хронность (наличие временных зазоров между репликами людей), перманентность (доступность оригинального содержания коммуникации для большого количества людей в течение длительного времени), степень публичности (возможность коммуникации с широкими группами лиц), доступность (распространение и доступ к контенту вне зависимости от географического положения), анонимность (возможность сокрытия собственной личности), квантифицированность (коммуникация становится измеримой лайками, твитами и другими индикаторами, в некоторых случаях на них ориентируется) и визуальность (в социальных сетях большое значение придается визуальному контенту)» (Михайлова, 2019, с. 56).

В третьем подходе утверждается, что наблюдается конвергенция онлайн-и офлайн-пространства взросления (Королева, 2017), мы живем в смешанной реальности, или реальности опМе (Солдатова, Войскунский, 2021). Формируется новая цифровая социальность, существование которой обеспечивается опорой на индивидуальное ощущение присутствия в смешанной реальности (Солдатова, Войскунский, 2021).

С одной стороны, становится очевидным, что возникает совершенно новое явление со своими особыми характеристиками, которые необходимо изучать. С другой стороны, в большинстве современных работ сохраняется тенденция анализировать цифровое поле как самостоятельное и отдельное. Идеи о совмещении виртуальной и традиционной реальностей продолжают звучать больше как теоретические предположения, нежели действительное эмпирическое исследование проявлений смешанной реальности. Г.У. Солдатова и А.Е. Войскунский (2021) говорят о методологическом кризисе и необходимости смены парадигмы в социальных науках. Наблюдается социальная эволюция психики, и необходимы концепты, где присутствовал бы новый антропологический тип цифрового человека - «человек подключенными достроенный», который обитает во многих реальностях и взаимодействует с неживыми системами.

В рамках данной статьи мы будем оперировать уже принятым понятием «виртуальная реальность» и использовать разделение на виртуальное и реальное, так как пока еще отсутствует соответствующий научный язык в обозначении нового явления. Но в целом наши рассуждения о процессах

взросления строятся в контексте признания существования новой смешанной реальности, которая обладает своими особыми свойствами, несводимыми к отдельным проявлениям каждой из реальностей или простой констатации их смешивания. В этой новой реальности воплощаются все спектры личностных особенностей, кризисов, проблем. Наблюдается тесная взаимосвязь между личностными характеристиками (акцентуации характера, внутриличностные конфликты, уровень тревожности, ригидности, агрессивности, фрустрации) и поведением в виртуальном пространстве (Рубцова, Панфилова, Смирнова, 2018).

Существующие эмпирические данные демонстрируют противоречивые оценки влияния социальных сетей на жизнь подростков. Чаще всего представлены потенциальные и реальные риски: вред для физического здоровья, уход от реальности, снижение эмпатии, повышение субъективного чувства одиночества, склонность к депрессии и т.д. (Амбросимова, Фили-пова, Ардальянова, 2019; Богачева, Сивак, 2019). Реже встречаются данные о позитивных возможностях, которые обозначают сами подростки: наличие удобной связи с друзьями, ощущение поддержки, принятия, творческая реализация своих идей, возможность повысить психологическое благополучие, сосредоточившись на положительной информации и др. (Anderson, Vogel, Perrin, Raine, 2022).

В работах последних лет исследователи стараются не давать однозначных оценок о положительном или отрицательном эффекте, оказываемом социальными сетями на подростков, но предлагают дальнейшее изучение отдельных конкретных аспектов. Анализ публикаций по теме влияния цифровых технологий, осуществленный A. Haddock и соавт. (Haddock, Ward, Yu, O'Dea, 2022), позволил обозначить ряд моментов, которые необходимо учитывать, когда мы делаем те или иные выводы. Так, например, в подростковом периоде высокую значимость приобретает поиск информации. Это обусловлено эволюционными процессами развития и созревания человеческого мозга, которому требуется получить большое количество данных об окружающей среде, чтобы принять наилучшее решение. В процессе поиска информации с помощью цифровых технологий подростки развивают когнитивные и социально-эмоциональные способности, так как учатся преодолевать трудности, познают себя через идентификацию с определенной группой, развивают эмоциональный интеллект.

Г. Солдатова анализирует межпоколенческие различия в восприятии онлайн-рисков (Солдатова, Шляпников, Журина, 2015). Родителей в основном беспокоит количество времени, которое проводит ребенок в Интернете. Подростки же говорят о коммуникационных рисках (общение с незнакомцами, участие в потенциально опасных социальных группах). Кроме того, отмечается наличие общественных стереотипов в восприятии того, что считать опасным. Так, родители в шесть раз чаще говорили об опасностях материалов сексуального характера, нежели о жестокости и насилии. Большинству родителей проще следить за онлайн-поведением посредством специальных программ, чем говорить на «запретные темы».

В итоге родители недооценивают потенциальные угрозы и выбирают неэффективные стратегии действия. Например, подростки, которые подвергаются кибербуллингу, часто боятся говорить о своих проблемах родителям, так как те в качестве решения проблемы используют «ограничительный мониторинг» (Helfricha, Dotya, Sub, Yourella, Gabriellic, 2020) и лишают доступа к гаджетам, а этого подростки боятся еще больше.

Опасения родителей, что дети много времени проводят в Интернете и социальных сетях, во многом связаны с невозможностью контролировать их действия. Популярным решением является структурирование их деятельности с установленным расписанием, так же как и в реальной жизни -посредством дополнительной занятости (кружки, секции, домашние обязанности и т.д.). Ряд авторов утверждает, что неструктурированная деятельность в онлайн-пространстве способствует отклонениям в поведении и правонарушениям, так как исключает социальный контроль со стороны взрослых (Ward, Forney, 2020). Но современные исследования не подтверждают однозначность положительного влияния внешкольной структурированной деятельности для предотвращения поведенческих проблем у подростков. Сами по себе контроль и организация времени не настолько важны, как их наполненность эмоциональной поддержкой родителей (Пунгина, Зайнаготдинова, Сенникова, Авдеева, Одинокова, Русакова, 2022). Кроме того, значимым является уровень цифровой компетентности родителей: те, у кого высокий уровень, чаще воспринимают ребенка как активного субъекта цифровой действительности (Писаренко, Заиченко, 2021).

Широко распространено мнение, что сокращение живого общения между подростками обусловлено появлением социальных сетей. Но этот вопрос необходимо анализировать более комплексно, включать и другие переменные. Так, сами подростки в качестве основных причин сокращения личных встреч называют высокую занятость и ограниченность свободного времени, а также физическую удаленность друг от друга и трудности с транспортом (Anderson, Jiang, 2018). Цифровая коммуникация позволяет быстро связаться с другом и поделиться новостями, переживаниями. Согласно данным исследования Е.П. Белинской, социально активные подростки, которые видятся с друзьями каждый день, также активно общаются в социальных сетях, а те, кто редко встречается с друзьями в реальной жизни, в социальных сетях начинают общаться чаще (Белинская, 2013).

Исследования зависимости подростков от социальных сетей демонстрируют, что данное явление нельзя однозначно отнести к психическому расстройству или клиническому случаю. Несмотря на то, что «Интернет как насыщенное информационно-коммуникационное пространство способствует формированию тенденции к бегству от реальности в иллюзорные виртуальные миры» (Солдатова и др., 2015, с. 63), все-таки сами по себе социальные сети не являются причиной зависимости, а, скорее, материалом, на котором эта склонность может проявиться (Королева, 2016). Кроме того, в виртуальной реальности подростку предоставляются новые возможности, которые позволяют достраивать личностные атрибуты и за-

ниматься самоконструированием (Белинская, 2013). Пробы с самопрезентацией у современных подростков сопровождаются поиском способов того, как выразить «реальное Я» и проявить в мир свою личность, а не только выдать себя за кого-то другого (Хуснутдинова, Поскакалова, 2023).

Цель данной статьи - анализ возможностей, которые предоставляет коммуникативное пространство социальных сетей для подростков из группы с проблемным использованием социальных сетей. К данной группе отнесены те, кто предпочитает онлайн-общение в качестве ведущего, использует социальные сети для регуляции эмоций, испытывает зависимость от частого посещения социальных сетей, постоянно размышляет о своих действия в социальных сетях, для кого посещение социальных сетей носит компуль-сивный характер. Данная группа риска выделена на основе методики исследования проблемного использования социальных сетей (Сирота, Москов-ченко, Ялтонский, Ялтонская, 2018).

Методы и выборка исследования

Данная статья написана на основе материалов анкетного опроса «Цифровая социализация подростков», проведенного в мае-июне 2022 г. Центром Междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета (www.childresearch.ru). Опрос реализован онлайн с использованием ресурсов Google-формы. Анкета из 73 вопросов разработана О.В. Рубцовой, Т.А. Поскакаловой и направлена на выявление предпочтений подростков в виртуальном пространстве. Обработка данных сделана в статистическом пакете программы SPSS V27. Количественный анализ эмпирических данных выполнен с использованием методов описательной статистики, критерия Манна-Уитни, критерия независимости Хи-квадрат.

Организация поля велась по трем направлениям. Первое - ссылку на анкету выслали учителям школ-партнеров (две средние общеобразовательные школы в Москве, одна в Подмосковье), которые распространили ее среди учащихся всех 7-9-х классов этих школ. Второе - ссылка с просьбой распространить среди знакомых была размещена на сайте Центра Междисциплинарных исследований современного детства, на страницах центра в социальных сетях (ВКонтакте и телеграмм), сделана рассылка по информационной базе подписчиков на мероприятия центра. Третье - информация об опросе распространялась среди педагогов г. Москвы и Московской области с просьбой распространить в своих школах среди учащихся 7-9-х классов. Тип выборки - неслучайный, она спроектирована с помощью стихийного отбора.

В итоге опрошены 539 человек в возрасте от 12 до 18 лет. Средний возраст респондентов 14 лет. Половина опрошенных - подростки до 14 лет (медиана - 14), чаще всего отвечали те, кому 12 лет (мода - 12). Основная часть респондентов - это те, кому от 12 до 16 лет (91%), 17 и 18 лет почти не встречаются - 9% (7 и 2% соответственно). Среди респондентов несколько больше девушек (56%), нежели юношей (44%).

Обработка и анализ данных

В анкетный опрос были включены вопросы из методики по изучению проблемного использования социальных сетей. Данная методика - модифицированный вариант зарубежного опросника использования Facebook1. Коллектив авторов - Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский и А.В. Ялтонская - апробировали ее на русскоязычной выборке и адаптировали для исследования социальных сетей в целом (Сирота и др., 2018). Методика позволяет выявить аспекты, связанные с рисками в поведении пользователей: «...предпочтение онлайн-общения в качестве ведущего, использование социальных сетей в качестве способа регуляции эмоций, постоянные размышления о социальных сетях, а также компульсивное посещение социальных сетей и негативные последствия частого обращения к социальным сетям» (Сирота и др., 2018, с. 33).

Опросник проблемного использования социальных сетей состоит из 15 вопросов, использована порядковая шкала из 7 значений, где 1 - полностью не согласен, а 7 - полностью согласен. Шкала порядка позволяет выделить группы с более низким или высоким уровнем проявления проблемного поведения. С целью получения таких групп нами была использована следующая процедура преобразования данных. Все ответы по 15 вопросам были суммированы по баллам и сведены в одну переменную с максимальным значением 105 баллов и минимальным 15 баллов, что соответствует крайним границам общего показателя. Далее осуществлена проверка на нормальность распределения эмпирических данных. Выявлена левая асимметрия в распределении данных, что говорит о социальной желательности в ответах подростков.

Затем были подсчитаны процентили для трех равных групп, их значения составили 39 и 56. Суммарная переменная была перекодирована в соответствии с данным значениями. В итоге получены три группы респондентов. К первой отнесены те, где значения находятся в интервале от 15 до 39, ко второй - от 40 до 56, к третьей - от 57 до 105. Соответственно, первая группа - респонденты с низким уровнем проблемного поведения, вторая - со средним, третья - с высоким.

В дальнейшем анализе мы проводили сравнение по двум крайним группам, чтобы обозначить наиболее значимые различия. Данный анализ осуществлялся в пакете программы SPSS. Это позволило изучить особенности коммуникации в онлайн-пространстве каждой из групп.

В группе с низким уровнем проблемного использования социальных сетей оказалось 180 подростков, в группе с высоким уровнем - 175.

Существенных различий по полу и возрасту между группами не обнаружено. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 12-13 лет - 46% с низким уровнем и 43% с высоким, 14-15 лет - 31 и 34%

1 Деятельность социальной сети Facebook признана экстремистской и запрещена в России. Социальная сеть заблокирована в России с 4 марта 2022 г.

соответственно, 16-17 лет - 23 и 24%. Несколько чаще проблемное использование встречается среди девушек, нежели юношей (девушки - 52% низкий уровень и 58% высокий, юноши - 48 и 42% соответственно).

Значимым фактором оказалось наличие полной семьи с родными родителями. В группе с высоким уровнем проблемного поведения подростки чаще из неполных семей или полной, но с одним кровным родственником (40% подростков из группы с высоким уровнем проблемного поведения, 20% из группы с низким). Косвенно эти данные демонстрируют отсутствие поддержки, доверительных отношений подростка с родителями. Недостаток конструктивной помощи со стороны взрослых в существенной степени влияет на самочувствие ребенка и его поведенческие проявления. Этот факт подтвержден в целом ряде исследований (Солдатова, Рассказова, 2018; ЫеИпеЬа е а1., 2020; Пунгина и др., 2022).

Онлайн-активность подростков

Согласно данным исследования, приоритетные направления в использовании Интернета среди подростков следующие: «общение в социальных сетях», «учеба», «прослушивание музыки», «просмотр фильмов», «видеоигры» (диапазон значений по обеим группам от 47 до 73% (рис. 1)1.

Общение в социальных сетях Учеба

Прослушивание музыки Просмотр фильмов Видеоигры Общение в мессенджерах Просмотр новостей Киберспорт Заработок денег Самопродвижение, самореклама Поиск работы Все вышеперечисленное

11 12

19

I 65 73 63 73

6613

5760

Н 47 3944

56

высокии уровень

проблемного

поведения

I низкий уровень проблемного поведения

Рис. 1. Цели использования Интернета, %

7

9

4

6

4

8

3

1 Сумма числовых показателей в диаграмме может превышать 100% в связи с тем, что респонденты могли дать несколько вариантов ответа (N высокий уровень проблемного поведения = 178, N низкий уровень = 171).

С целью анализа различий между группами проблемного и беспроблемного использования социальных сетей был применен непараметрический критерий Манна-Уитни. Результаты показали, что подростки из группы беспроблемного использования социальных сетей значимо чаще обращаются к обучающему контенту (р = 0,035, вариант ответа «учеба» выбрали 73% подростков с низким уровнем проблемного использования, 63% с высоким), а подростки из группы с проблемным использованием чаще выбирают «киберспорт» (р = 0,027, 11 и 19% соответственно). По остальным показателям (общение в социальных сетях, общение в мессенджерах, просмотр фильмов, просмотр новостей, заработок денег, прослушивание музыки, видеоигры, ведение / просмотр видеоблогов, самопродвижение / самореклама, поиск работы) значимых различий не выявлено.

Мотивы использования социальных сетей

Традиционно подростки рассматривают социальные сети прежде всего как расширение возможностей для «интересного общения с теми, с кем хочется» (высокий уровень проблемного поведения - 79%, низкий - 78%; рис. 2)1. Однако фокус внимания в данном общении различается для двух анализируемых нами групп. В группе беспроблемного использования социальных сетей значимо чаще наблюдается социальная направленность -«оперативно решать вопросы в группах» (р = 0,025, 32% подростков с низким уровнем и 25% с высоким).

Общаться с теми, с кем хочется/интересно у89

Узнавать новости, быть в курсе событий

37

51

Быть в курсе жизни других людей (напрямую не спрашивая)

Оперативно решать вопросы в группах Там меня никто «не достает»

Создавать желаемый образ самого себя

Получать поддержку, положительный отзыв, похвалу

Экспериментировать с разными образами самого себя

28 29

25

32

высокий уровень

проблемного

поведения

низкий уровень

проблемного

поведения

Рис. 2. Что привлекает подростков в социальных сетях, %

1 Сумма числовых показателей в диаграмме может превышать 100% в связи с тем, что респонденты могли дать несколько вариантов ответа (Ы высокий уровень проблемного поведения = 169, N низкий уровень = 169).

В группе проблемного использования у ребят значимо больше выражено желание свободного проявления себя в неподконтрольном взрослым пространстве - «там никто меня не достает» (р < 0,001, 6% - низкий уровень, 25% - высокий). Они стремятся получить психологическую «поддержку, положительный отзыв, похвалу» (р < 0,001, 7 и 20% соответственно), осуществляют пробы по «созданию желаемого образа самого себя» (р = 0,002, 11 и 24%) и «экспериментируют» с самопрезентацией (р=0,01, 8 и 17%). Подобные пробы позволяют им лучше понять самих себя, преодолеть трудности и получить необходимый опыт. Таким образом, онлайн-общение становится важным ресурсом для личностного развития.

По остальным показателям (общаться с теми, с кем хочется / интересно; узнавать новости, быть в курсе событий; быть в курсе жизни других людей) значимых различий не обнаружено.

Возможности онлайн-пространства

В ходе нашего исследования выяснилось, что только 20% подростков из группы проблемного использования социальных сетей испытывают «нехватку общения в реальной жизни», среди второй группы таковых 8%. Общение же в социальных сетях позволяет подросткам из группы проблемного использования «не чувствовать себя одиноким» (р < 0,001, 27% -группа с высоким уровнем проблемного поведения, 12% - с низким) и ощущать, что «тебя понимают и поддерживают» (р = 0,002, 25 и 15% соответственно). Для них коммуникация в онлайн-пространстве становится важным источником удовлетворения потребности в понимании и поддержке.

Стоит обратить внимание, что доля подростков, которые указали на «нехватку общения в реальной жизни», - это только одна пятая часть от общей группы респондентов с высоким уровнем проблемного поведения (20%). Следовательно, остальные 80%, хотя и проводят много времени в социальных сетях, не ощущают подобных проблем или не считают их настолько значимыми для себя.

Кроме того, подростки из обеих групп ценят пространство социальных сетей за возможность «быть самими собой и говорить то, что думаешь» (31% - с высоким уровнем и 32% - с низким). Это косвенно может указывать на то, что в реальной жизни у них таких возможностей недостаточно, напротив, много контроля и давления со стороны взрослых (родителей, учителей) или непонимание со стороны сверстников.

Онлайн или офлайн: где лучше знакомиться?

Рассмотрим, где современные подростки предпочитают заводить знакомства. По данным опроса, большая часть опрошенных как из группы с низким уровнем проблемного использования социальных сетей, так и из

группы с высоким не проводит различий между онлайн и офлайн в качестве пространства для знакомства (суммарный показатель «без разницы» + «везде легко» составляет 60% для группы с низким уровнем проблемного использования социальных сетей, 48% - с высоким; рис. 3). Более того, живое общение ценится среди 26% тех, у кого низкий уровень проблемного поведения, и среди 11% тех, у кого высокий. Можно сделать вывод, что моральные паники родителей, которые волнуются, что дети полностью уйдут «в цифру» и перестанут встречаться, вместе гулять, сильно преувеличены.

Без разницы В Интернете Везде легко Везде сложно В реальной жизни Другое

35

высокий уровень

проблемного

поведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низкий уровень

проблемного

поведения

Рис. 3. Предпочитаемые пространства для знакомства, %

Очевидным видится различие в данных по группам в выборе Интернета или живого общения в качестве приоритетного поля для обретения новых знакомых (х2 = 45,24, df =10, р < 0,001) - «в Интернете» 7% с низким уровнем риска и 24% с высоким, «в реальной жизни» 26 и 11% соответственно. Здесь проявляется важный момент: указанная четверть респондентов из группы с проблемным поведением рассматривает онлайн в качестве доступного ресурса для знакомства, т.е. это помогает им преодолеть сложности в реальном взаимодействии (согласно данным, проанализированным выше в вопросе о возможностях онлайн-пространства). Если бы они не общались в социальных сетях, то шанс обрести близких по духу людей был бы существенно ниже.

О том, что им «везде сложно» знакомиться, указали 14% подростков с высоким уровнем проблемного использования социальных сетей и 4% с низким. Именно эти респонденты из обеих групп испытывают личностные трудности в формировании новых коммуникативных связей.

С кем же дружат подростки? Оказалось, что большая часть друзей для обеих анализируемых групп в социальных сетях - это ребята «из реальной жизни». Но если для группы с беспроблемным использованием это основная часть друзей - 86%, то в группе с проблемным использованием тако-

вых половина - 52% (х2 = 61,38, ^ = 10, р < 0,001). Во второй группе треть друзей (30%) - это те, с кем подростки «познакомились и общаются в Интернете». Для сравнения: в первой группе таковых только 7%. Таким образом, мы снова видим, как подростки из группы с проблемным использованием социальных сетей используют возможности онлайн для расширения круга знакомств и дружбы.

Далее было выявлено, что большая часть опрошенных подростков - две трети из группы с высоким уровнем проблемного поведения (68%) и 88% из группы с низким - рассматривают взаимодействие в социальных сетях как «дополнение к общению в реальном мире». В качестве «единственной возможности действительно интересного общения» цифровое пространство признается 28% подростков из группы с высоким уровнем проблемного использования и 7% с низким (х2 = 30,419, df = 4, р < 0,001).

Что касается серьезных увлечений в реальной жизни, значимых различий между анализируемыми группами не обнаружено (х2 = 29,344, df = 22, р = 0,135 > 0,05). Большинство современных подростков указали, что занимаются спортом, музыкой, танцами, рисованием (диапазон значений по обеим группам составляет от 7 до 30%). На отсутствие каких-либо увлечений указали четверть (24%) подростков с высоким уровнем проблемного использования и одна пятая (20%) с низким.

Показательно, что основная часть респондентов в принятии важных решений опирается на собственную позицию или совет родителей, нежели на мнение друзей, других взрослых (учителей, родственников и др.), знакомых из Интернета. При этом ребята с низким уровнем проблемного использования социальных сетей чаще обращаются к родителям, а подростки с высоким уровнем больше доверяют самим себе (х2 = 41,226, df = 12, р < 0,001; 54% с низким уровнем и 29% с высоким выбрали вариант ответа «родителям», 35% и 45% соответственно вариант «самим себе»).

Заключение

Результаты реализованного исследования позволяют утверждать, что коммуникация в социальных сетях содержит не только риски, но и возможности. Большинство подростков использует виртуальный мир для поиска интересного общения, но живое взаимодействие в реальной жизни продолжает цениться, они встречаются, гуляют вместе. Подростки предпочитают знакомиться в реальной жизни, а социальные сети рассматривают как дополнительный канал к живому общению.

Сравнительный анализ двух групп - с беспроблемным и проблемным использованием социальных сетей - позволил выявить положительные эффекты онлайн-коммуникации для второй группы. Подростки из группы беспроблемного использования социальных сетей значимо чаще обращаются к обучающему контенту, в то время как подростки из группы с проблемным использованием чаще выбирают «киберспорт». В группе беспро-

блемного использования социальных сетей значимо чаще наблюдается социальная направленность онлайн-коммуникации (решение различных вопросов в группе, в том числе учебных). Подростки из группы с высоким уровнем проблемного использования ценят пространство социальных сетей за возможность проявить свою индивидуальность, ощущение свободы и право быть самим собой, говорить то, что на самом деле думаешь, так как отсутствует жесткий структурированный контроль взрослых. Онлайн-общение становится ресурсом для получения социальной поддержки (появляется чувство, что тебя понимают), познания себя через создание желаемых образов, экспериментирования с самопрезентацией. Здесь они находят близких по интересам людей, общаются и дружат.

Кроме того, выяснилось, что подростки из группы с проблемным использованием социальных сетей чаще живут в неполной семье и при принятии важных решений опираются прежде всего на собственное мнение, а не на мнение родителей.

Литература

Абросимова, Е. Е., Филипова, А. Г., Ардальянова, А. Ю. (2019). Видеоблогинг глазами

детей и взрослых: социологический анализ. Санкт-Петербург: Астерион. Белинская, Е. П. (2013). Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования, 6(30). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/679 (дата обращения: 13.10. 2023).

Богачева, Н. В., Сивак, Е. В. (2019). Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ. (Современная аналитика образования; № 1 (22)). URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/05/25/ 1494557373/%D0%A1%D0%90%D0%9E%20(1)22%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5 %D0%BA%D1 %82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 13.10. 2023). Королева, Д. О. (2017). «Портрет» современного подростка через его самопрезентацию в социальной сети. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/214135303 (дата обращения: 13.10. 2023). Королева, Д. О. (2016). Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения. Современная зарубежная психология, 5(2), 55-61. Кураева, С. А. (2017). К методологии исследования социальных сетей. Научные труды Московского гуманитарного университета, 5. URL: https://cyberpsy.ru/articles/ metodologiya_issledovaniya_socsetej/ (дата обращения: 13.10. 2023). Михайлова, О. Р. (2019). Когда оскорбление воспринимается как шутка? Персональные и ситуативные факторы отключения моральной ответственности свидетеля кибер-буллинга. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(2), 55-92. doi: 10.31119/jssa.2019.22.2.3 Писаренко, И. А., Заиченко, Л. И. (2021). Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(2), 54-80. doi: 10.19181/inter.2021.13.2.4 Пунгина, А. П., Зайнаготдинова, А. О., Сенникова, М. А., Авдеева, В. П., Одинокова, В. А., Русакова, М. М. (2022). «Чтобы не болтался»: внешкольная деятельность как мера профилактики девиантного поведения детей. Журнал социологии и социальной антропологии, 25(1), 132-167. doi: 10.31119/jssa.2022.25.1.5

Рубцова, О. В., Панфилова, А. С., Смирнова, В. К. (2018). Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте»). Психологическая наука и образование, 23(3), 54-66. doi: 10.17759/pse.2018230305 Сирота, Н. А., Московченко, Д. В., Ялтонский, В. М., Ялтонская, А. В. (2018). Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей. Консультативная психология и психотерапия, 26(3), 33-55. Солдатова, Г. У., Шляпников, В. Н., Журина, М. А. (2015). Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети Онлайн». Консультативная психология и психотерапия, 3, 50-66. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2019). Неосведомленность родителей о столкновении с рисками в Интернете: содержание и психологические факторы. Психологический журнал, 40(1), 71-83.

Солдатова, Г. У., Войскунский, А. Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 431-450. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 Хуснутдинова, М. Р., Поскакалова, Т. А. (2023). От самопрезентации к самопроявлению: стратегии подростков видеоблогеров в социальных сетях. Ойкумена. Регионоведче-ские исследования, 1, 127-136. doi: 10.24866/1998-6785/2023-1/127-136

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 22.09.2023 г.; принята 27.11.2023 г.

Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна - старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат социологических наук. E-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Поскакалова Татьяна Анатольевна - научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета. E-mail: poskakalova@gmail.com

Шепелева Елена Андреевна - старший научный сотрудник лаборатории «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах» Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук. E-mail: e_shep@rambler.ru

Токарчук Юлия Александровна - научный сотрудник лаборатории «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах» Московского государственного психолого-педагогического университета. E-mail: lyusindus@gmail.com

For citation: Khusnutdinova, M. R., Poskakalova, T. A., Shepeleva, E. A., Tokarchuk, Yu. A. Communication of Adolescents on Social Media: New Opportunities. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 90, 124-139. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/90/7

Communication of Adolescents on Social Media: New Opportunities1

M.R. Khusnutdinova1, T.A. Poskakalova1, E.A. Shepeleva1, Yu.A. Tokarchuk1

1 Moscow State University of Psychology and Education, 29, Sretenka St., Moscow, 127051, Russian Federation

Abstract

Social media today is an environment people grow up in, where all the spectra of their personal characteristics are embodied. However, the existing empirical data demonstrate contradictory evidence about the impact of the virtual world on the lives of adolescents. Digital socialization in most modern works is often associated with the negative consequences of frequent access to social media. The purpose of this article is to analyze the possibilities that the communicative environment of social media contains for teenagers from the group with problematic use of social media. The materials of the empirical study "Digital socialization of adolescents" conducted in May-June 2022 by the Center for Interdisciplinary Research of Contemporary Childhood are presented www.childresearch.ru by the Moscow State University of Psychology and Education (CIRCC MSUPE). The research method is a questionnaire survey implemented online, via CAWI (self-completion of the questionnaire). The sample consisted of 539 people aged 12 to 18 years. The data analysis was carried out in the context of comparing two groups of adolescents with problem-free and problematic use of social media. It turned out that both groups value live communication, and consider social media as an additional opportunity to find new acquaintances and maintain existing personal interaction. The main differences between the groups were manifested in the purposes of online communication. Adolescents from the first group have a social orientation (prompt solution of issues in the group, training), adolescents from the second group have an individual orientation (the desire to freely manifest themselves in an enviroment beyond the control of adults -to say what you want, experiment). The results obtained suggest that social media contain not only risks, but also provide new opportunities for socialization. This is especially true for a group of teenagers with a high level of problematic use of social media. Communication in social media becomes a resource for them in obtaining socio-psychological support, satisfying the need for understanding and feeling "not alone". In addition, they experiment with self-presentation and the creation of desired images. Such tests turn into an important source of personal development, allowing adolescents to better understand themselves and others.

Keywords: adolescents; socialization; social media; communication; self-presentation; online activity

References

Abrosimova, E. E., Filipova, A. G., & Ardalyanova, A. Yu. (2019). Videobloging glazami detei i vzroslykh: sotsiologicheskiy analiz [Video blogging through the eyes of children and adults: A sociological analysis]. St. Petersburg: Asterion. Anderson, M., & Jiang, J. (2018). Teens' Social Media Habits and Experiences. Pew Research Center. Retrieved from https://www.pewresearch.org/internet/2018/11/28/teens-friendships-and-online-groups/ (Accessed: 21st June 2023).

1 The study was carried out with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation, state assignment No. 073-00038-23-02 dated 02/13/2023

Anderson, M., Vogel, E. A., Perrin, A., & Raine, L. (2022). Connection, Creativity and Drama: Teen Life on Social Media in 2022. Retrieved from https://www.pewresearch.org/ internet/2022/11/16/2-teens-views-about-social-media/ (Accessed: 20th June 2023). Belinskaya, E. P. (2013). Informatsionnaya sotsializatsiya podrostkov: opyt pol'zovaniya sotsial'nymi setyami i psikhologicheskoe blagopoluchie [Information socialization of adolescents: Using social networks and psychological well-being]. Psikhologicheskie issledovaniya - Psychological Research, 6(30). Retrieved from https://psystudy.ru/ index.php/num/article/view/679 (Accessed: 13th October 2023) Bogacheva, N. V., & Sivak, E. V. (2019). Mify o "pokolenii Z" [Myths about "Generation Z"]. Moscow: HSE. Retrieved from https://ioe.hse.ru/data/2019/05/25/1494557373/ %D0%A1%D0%90%D0%9E%20(1)22%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D 1 %80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9.pdf (Accessed: 13th September 2023)

Haddock, A., Ward, N., Yu, R., & O'Dea, N. (2022). Positive Effects of Digital Technology Use by Adolescents: A Scoping Review of the Literature. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(21). doi: 10.3390/ijerph192114009 Helfricha, E. L., Dotya, J. L., Sub, Y. -W., Yourella, J. L., & Gabriellic, J. (2020). Parental views on preventing and minimizing negative effects of cyberbullying. Children and Youth Services Review, 118, 1-9. Retrieved from https://www.sciencedirect.com/ science/article/abs/pii/S0190740920306253?via%3Dihub (Accessed: 15th February 2023).

Khusnutdinova, M. R., & Poskakalova, T. A. (2023). Ot samoprezentatsii k samoproyavleniyu: strategii podrostkov videoblogerov v sotsial'nykh setyakh [From self-presentation to self-manifestation: Strategies of teenage video bloggers in social networks]. Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya - Oikumena. Regional Studies, 1, 127-136. doi: 10.24866/1998-6785/2023-1/127-136 Koroleva, D. O. (2016). Issledovanie povsednevnosti sovremennykh podrostkov: prisutstvie v sotsial'nykh setyakh kak neot"emlemaya sostavlyayushchaya obshcheniya [A study of the everyday life of modern teenagers: Presence on social networks as an integral component of communication]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya - Modern Foreign Psychology, 5(2), 55-61. Koroleva, D. O. (2017). "Portret" sovremennogo podrostka cherez ego samoprezentatsiyu v sotsial'noi seti [The "portrait" of modern teenagers through their self-presentation on a social network]. Retrieved from https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/ 214135303 (Accessed: 13th September 2023) Kuraeva, S. A. (2017). K metodologii issledovaniya sotsial'nykh setey [Towards a methodology for researching social networks]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universi-teta, 5. Retrieved from https://cyberpsy.ru/articles/metodologiya_issledovaniya_socsetej/ (Accessed: 13th September 2023) Mikhailova, O. R. (2019). Kogda oskorblenie vosprinimaetsya kak shutka? Personal'nye i situativnye faktory otklyucheniya moral'noy otvetstvennosti svidetelya kiberbullinga [When is an insult taken as a joke? Personal and situational factors of disabling the moral responsibility of a witness to cyberbullying]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropo-logii - Journal of Sociology and Social Anthropology, 22(2), 55-92. doi: 10.31119/jssa.2019.22.2.3 Pisarenko, I. A., & Zaichenko, L. I. (2021). Roditeli kak sub"ekty vliyaniya na razvitie tsifrovykh navykov detei [Parents as subjects of influence on the development of children's digital skills]. Interaktsiya. Interv'yu. Interpretatsiya - Interaction. Interview. Interpretation, 13(2), 54-80. doi: 10.19181/inter.2021.13.2.4 Pungina, A. P., Zainagotdinova, A. O., Sennikova, M. A., Avdeeva, V. P., Odinokova, V. A., & Rusakova, M. M. (2022). "Chtoby ne boltalsya": vneshkol'naya deyatel'nost' kak mera profilaktiki deviantnogo povedeniya detei ["So as not to hang around": Extracurricular

activities as a measure to prevent deviant behavior in children]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii - Journal of Sociology and Social Anthropology, 25(1), 132167. doi: 10.31119/jssa.2022.25.1.5 Rubtsova, O. V., Panfilova, A. S., & Smirnova, V. K. (2018). Issledovanie vzaimosvyazi lichnostnykh osobennostei podrostkov s ikh povedeniem v virtual'nom prostranstve (na primere sotsial'noi seti "VKontakte") [Study of the relationship between the personal characteristics of adolescents and their behavior in the virtual space (using the example of the social network "VKontakte")]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 23(3), 54-66. doi: 10.17759/pse.2018230305 Sirota, N. A., Moskovchenko, D. V., Yaltonskii, V. M., & Yaltonskaya, A. V. (2018). Razra-botka russkoyazychnoy versii oprosnika problemnogo ispol'zovaniya sotsial'nykh setey [Development of a Russian-language version of the questionnaire for problematic use of social networks]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya - Consultative Psychology and Psychotherapy, 26(3), 33-55. Soldatova, G. U., & Rasskazova, E. I. (2019). Neosvedomlennost' roditeley o stolknovenii s riskami v Internete: soderzhanie i psikhologicheskie factory [Parents' lack of awareness of encountering risks on the Internet: The content and psychological factors]. Psikholo-gicheskii zhurnal - Psychological Journal, 40(1), 71-83. Soldatova, G. U., Shlyapnikov, V. N., & Zhurina, M. A. (2015). Evolyutsiya onlain-riskov: itogi pyatiletnei raboty linii pomoshchi "Deti Onlain" [Evolution of online risks: Results of five years of work of the "Children Online" helpline]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya - Consultative Psychology and Psychotherapy, 3, 50-66. Soldatova, G. U., & Voiskounsky, A. E. (2021). Socio-Cognitive Concept of Digital Socialization: A New Ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(3), 431-450. (In Russian). doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450. Ward, J. T., & Forney, M. (2020). Unpacking within- and between-person effects of unstructured socializing and differential association on solo- and co-offending. Journal of Criminal Justice, 70. Retrieved from https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/ pii/S0047235220302142#preview-section-cited-by (Accessed: 20th June 2023).

Received 22.09.2023; Accepted 27.11.2023

Margarita R. Khusnutdinova - Senior Researcher, Center for Interdisciplinary Research on Contemporary Childhood, Moscow State University of Psychology and Education. Cand. Sc. (Psychol.).

E-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Tatiana A Poskakalova - Researcher, Center for Interdisciplinary Research on Contemporary Childhood, Moscow State University of Psychology and Education. E-mail: poskakalova@gmail.com

Elena A. Shepeleva - Senior Researcher of the Laboratory for the study of cognitive and communication processes of adolescents and young adults by solving game and educational tasks in digital environments, Moscow State University of Psychology and Education. Cand. Sc. (Psychol.).

E-mail: e_shep@rambler.ru

Yulia A. Tokarchuk - Researcher of the Laboratory for the study of cognitive and communication processes of adolescents and young adults by solving game and educational tasks in digital environments, Moscow State University of Psychology and Education. E-mail: lyusindus@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.