Научная статья на тему 'Художественное наследие В.М. Шукшина как культурологическая проблема (на материале зарубежного восприятия)'

Художественное наследие В.М. Шукшина как культурологическая проблема (на материале зарубежного восприятия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
458
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное наследие В.М. Шукшина как культурологическая проблема (на материале зарубежного восприятия)»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

© 2005 г. Н.И. Стопченко

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В.М. ШУКШИНА

КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАРУБЕЖНОГО ВОСПРИЯТИЯ)

Актуальность проблемы, будучи обусловлена широтой и многозначностью функционирования творчества великого русского писателя и кинематографиста В.М. Шукшина (1929-1974) в современных зарубежных культурах, определяется необходимостью выработки принципиально иного взгляда на восприятие и освоение его в инонациональной среде. Динамично войдя в духовную жизнь многих народов в последнюю треть XX в., он представляет объект исследования как феномен «филологической культурологи» (В.И.Брагинский), знаковая репрезентативная фигура в межнациональном и цивилизационном диалоге культур, наследие которых открыто в безграничный контекст отечественной и мировой культур. В произведениях Шукшина аккумулировано ядро этнической культуры русского народа, что представляет непреходящий интерес для других культур мира: оно включает систему регулятивов и интегративную характеристику его ментальности. Данное качество позволяет художнику говорить голосом своей национальной культуры, представлять ее историю, современный интеллектуальный потенциал.

В последнее время в России и за рубежом публикуются все новые исследования о творческой личности Шукшина, призванные эксплицировать систему ценностей, - убедительное свидетельство повышения научного и общественного интереса к нему. В частности, в опубликованном юбилейном издании «Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник» в двух томах (Барнаул, Изд-во АГУ, 2004), в разных по жанру работах российских и зарубежных историков и теоретиков культуры, филологов, философов и искусствоведов С.М. Козловой, А.А. Королькова, Л.А. Кощей, А.И. Куляпина, О.Г. Левашовой, Т.Л. Рыбальченко, В.К. Сигова, Н.В. Хали-ной (Россия), И. Цветова, И. Петрова (Болгария), Л. Келечени, Н. Секей (Венгрия), Л. Дерюзер, Ф. Мартыновой (Германия), Э. Павлякова, А. Жебровский (Польша), Г. Биновой, Я. Секеры (Чехия), Д. Немец-Игнашевой, Дж. Ги-венса (США) и некоторых других глубоко освещены основные аспекты шукшинского творчества - преимущественно по филологической и искусствоведческой проблематике, - однако в решении проблемы «Художественное наследие В.М.Шукшина в диалоге культур» до сих пор отсутствует концептуальный философско-культурологический подход.

Разнообразие путей и форм прихода, характер восприятия, освоение и бытование Шукшина-художника, «ядра современной русской прозы» (А. Сол-

женицын), в зарубежных культурах позволяют выявить непреходящие духовные ценности, активно используемые в культурном процессе и оказывающие на него плодотворное воздействие. Вместе с тем возникает потребность взглянуть на явление Шукшина, имеющего авторскую историософскую концепцию национальной судьбы, поразительную прогнозирующую проницательность и личную философию [1], в орбите ключевой для русского сознания социально-культурной парадигмы Восток-Запад-Россия, заложенной отечественными мыслителями от П.Я. Чаадаева до А.Ф. Лосева и М.М. Бахтина. Важно не только выяснить его роль как крупного философствующего художника в русской традиции, но и осмыслить восточные, западные и общеславянские изменения российского бытия в рамках деятель-ностного подхода к анализу культурно-исторического процесса.

Мировое значение Шукшина убедительно проявляется в контексте не только современных проблем развития самосознания нации, поисков путей национального возрождения и обновления Отечества, но и многих инонациональных вариантов восприятия в зарубежных культурах - труднообозримом в своем обилии ценном фактическом материале, стимулирующем традиционный диалог культур, обеспечивший освоение опыта и творческих достижений одареннейшего сына России [2].

Рефлексируя на Шукшина, западные, восточные и славянские культуры по традиции откликнулись на Россию, в писателе и кинематографисте ищут прежде всего нацию, ее менталитет и культуру, породившую редкостный талант. Его синтетическое по своему характеру искусство, взращенное и нерасторжимо связанное с народным источником, убедительно выражает русский культурный архетип и код России. Судьба его в зарубежных культурах неоднозначна, когда сказываются своя специфика социально-культурного опыта, свои традиции в видении русского художника на формировании его национального своеобразия в каждой из них. Так «болгарский Шукшин» с его преимущественной апелляцией к духовным, нравственным корням, к совестливости и психологизму не похож на традиционно философски и исторически миролюбивого «немецкого», а повышенное внимание к классической теме «маленького человека», его народным истокам у «итальянского Шукшина» отличают от особых симпатий к эстетическому кредо режиссера и автора, игровому началу прозы «венгерского», сближают его с «польским Шукшиным», в котором особенно выделяется национальная специфика - «русскость»...

Зарубежная философско-культурологическая мысль в суждениях о Шукшине вступает ныне в зрелую фазу, стремясь все основательнее освоить многослойность его творчества, «расшифровать» контекст и подтекст шукшинских слов и кинообраза, специфического синтеза дарований. Интерес к нему в зарубежных культурах изначально вызван масштабностью национального мира, глубиной идейно-художественного содержания творчества, обусловливающих вхождение в фонд всечеловеческих ценностей [3].

Изучение освоения Шукшина зарубежным сознанием охватывает широкий спектр подходов, связанных с выявлением путей, форм и видов его функционирования. Богатое наследство писателя и кинематографиста определенно расширяет социальный, нравственный и художественный опыт национальных культур. Своим личностным стилем философствования в русской традиции, высокой художественностью, проникновенным гуманизмом, истинной народностью, тяготением к постановке некоторых кардинальных вопросов бытия творчество Шукшина оказывается созвучным современным духовным исканиям. Значимость данного вывода правомерно фиксирует немецкий публицист Х. Шмидт: «Шукшин смог во всем, что он написал и инсценировал, обнаружить обобщенные черты, которые и завтра будут значительными» [4]. В эпоху постмодерна крайне важно не утерять багажа магического развития русской культуры - присущего ей духовного потенциала.

Национальный и цивилизационный диалог русской культуры с западной, восточной славянской, реализуясь в интерпретации Шукшина-художника иным сознанием, существует как преемственность традиций и их преодоление, влияние и осознанная установка на освоение чужого опыта. Мера всечеловеческого содержания (Ж. Уолл, К. Муха, М. Морандини, Э. Павляк и др.) постоянно определяет широкое бытование творчества автора с мировой славой за рамками своей национальной культуры.

Зарубежные деятели культур все чаще демонстрируют неисчерпанность интерпретационных смыслов произведений Шукшина. Глубина освоения ими проблем национального мира, особенно народной жизни в славянских культурах становится наиболее весомой. Совершенно очевидно, что разные формы «общения» с шукшинскими творениями подчеркнуто диалогичны и многофункциональны.

Современное состояние мира порождает шукшинское нравственно-этическое предупреждение «Нам бы про душу не забыть!» и граждански-мужественно звучащий вопрос к соотечественникам: «Что с нами происходит?». Не растерянностью и признанием абсурдности бытия, так часто демонстрируемых сегодня западным сознанием, характеризуется «горький, мучительный талант» Шукшина, несущий в себе боль, судьбу и веру в Отчизну, проникнутый верой в человека, в его нравственный выбор. Созидательная сила творчества, противостоящая хаосу и небытию - идея вечная для мировой культуры, но сегодня приобретающая предельную актуальность, когда подвергается сомнению сама продуктивно-преобразующая способность человека.

Не следует игнорировать тот факт, что при провозглашенном «новом мировом порядке» на Западе и Востоке нередко дает о себе знать жесткая оппозиция политических и социокультурных структур вокруг книг и фильмов Шукшина, как, впрочем, произведений и других крупных деятелей отечественной культуры. Но не тайные или явные недоброжелатели России и ее духовных ценностей определяют место и роль художественного наследия

Шукшина в зарубежных культурах: есть много его верных почитателей во всех слоях зарубежного сообщества, в том числе в научной среде, несомненно определяющей высокий уровень его миссии за пределами Отечества. Так, известный английский историк и социолог Дж. Хосконг в развернутой статье-предисловии к американскому сборнику «"Калина красная" и другие рассказы» (Нью-Йорк, 1979) выразительно констатирует: «В своих произведениях Шукшин затрагивает самые деликатные и сложные вопросы о роли человека в обществе. Как никто другой из писателей, он раздвинул границы его познания» [5]. Еще раньше болгарский культуролог А. Свиленов убежденно резюмирует: «Знание Шукшина будет прибывать с годами» [6].

Серьезная философско-культурологическая мысль за рубежом, создавшая ценный «парламент знаний» (Н.Я. Берковский), фиксирует правомерный вывод о том, что Шукшин, наряду с М. Горьким, Л. Леоновым, М. Шолоховым, А. Платоновым, В. Распутиным и другими выдающимися деятелями российской культуры XX в., дает представление о духовно-нравственном облике современного русского человека, как в свое время за пределами России по книгам Ф. Достоевского и Л. Толстого судили о «загадочной русской душе», где давали себя знать как прозорливые догадки, так и характерные иллюзии.

Глубоко осознавая необратимость кризиса национальной культуры при вступлении ее в цивилизацию, Шукшин убедительно показывает в прозе, на экране и театральной сцене свое прозорливое понимание жизненных проблем, новых пластов действительности и характеров, которые обнаружили не только их национальную социально-историческую специфику, но и определенные аспекты цивилизационной природы человеческой, ценные для постижения закономерностей общественного и культурного развития.

Отразив «Русскую точку зрения» (В. Вулф) на существенные запросы бытия в эпоху постмодерна, пронизав ее душевной болью и страданием из-за несовершенства современного мира, гражданской ответственностью перед днем нынешним и завтрашним, он «ответил потребностям определенного времени» (А. Жебровска), «выявил его болевые точки» (П. Падовани), «постиг его сверлящий нерв» и «выразил человеческий феномен нашей эпохи» (Л. Дебюзер), чем открыл себе дорогу к самой широкой иностранной аудитории, подтверждая тем всеобщность диалога культур как основы взаимопонимания народов. Вместе с тем он с огромной силой таланта отражает важнейшие вопросы национального развития, тесно связанные со многими социальными, нравственно-этическими и философско-эстетическими проблемами времени. На многом в современной неоднозначной жизни, к чему так успело привыкнуть человечество, он сумел остановить свой взгляд великого Художника и укрупнить важные социально культурные факты.

За почти полувековое знакомство с художественным наследием Шукшина в зарубежных культурах прочертилась своеобразная траектория освоения его творческого пути: стремление проникнуть в душевные и духовные глубины от накопленных бытовых подробностей русской жизни к вы-

сотам философско-этических обобщений, через собственный уникальный опыт прийти к всеобщей нравственной аксиоме «Нравственность есть Правда». Зарубежные деятели культуры не упускают также из виду синтез его творческих ипостасей, обладающих целостным единством, что позволяет гражданское рассматривать через духовное, а социальное через нравственное. Шукшин в диалоге национальных культур есть закономерное явление современного российского и мирового искусства, чьи искренние чувства и мастерство предстают мощным воплощением творческих сил русского народа. В нем видят и высоко ценят сегодня не «деревенского», русского народного писателя и кинематографиста, деятеля культуры национального и мирового масштаба как по содержанию, так и по адресату своего феноменального творчества.

Приход Шукшина в современные культуры, органическое «присутствие» в них убедительно свидетельствуют о его мировом признании. Зарубежные исследователи его редкостных по мощи и разнообразию дарований хорошо понимают, кого имели и преждевременно потеряли в лице В.М. Шукшина. Они осознают также и то, что потерять его невозможно: он принадлежит к духовному материку, именуемому Россией, передает пульсирующую талантом и чувством ее живую душу - потому навсегда остался с людьми в своих книгах и фильмах.

Литература

1. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбе в прозе. М., 1999. С. 76; Кощей Л.А. Философская позиция Шукшина // Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. Т. 1. Барнаул, 2004. С. 99-103.

2. Стопченко Н.И. В.М. Шукшин в зарубежной критике 60-90-х годов // Стопченко Н.И. Василий Шукшин в зарубежной культуре. Ростов н/Д, 2001. С. 162-183.

3. Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. Т. 1. / Науч. ред. А.А. Чувакин. Барнаул, 2004. С. 8.

4. Schmidt H. Wassili Schukschin... // Filmspiegel. 1975. № 21. 8. Okt. S. 11.

5. Hosking J. The Fiction of V. Shukshin // Shukshin V. Snowball Berry Red and other stories. N.Y., 1979. P. 20.

6. СвиленовА. Василий Шукшин отблизо // Пламък. София, 1975. № 6. С. 197.

Ростовский государственный университет 10 августа 2005 г.

© 2005 г. С.В. Фатеева

КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Проблемы культурного и экономического развития приобретают особое значение в периоды коренных изменений в характере и направленности развития человеческой цивилизации. Инновационное общество XXI в., основным вектором движения которого является «гонка за новизной», продуцирует особые формы социокультурного освоения действительности. Со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.