Научная статья на тему 'Звуковая картина мира'

Звуковая картина мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1867
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЗВУК / ЗВУКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ANTHROPOCENTRIC PARADIGM / LANGUAGE WORLD MAPPING / SOUND / SOUND WORLD MAPPING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стефановская Светлана Владимировна

В СТАТЬЕ В РАМКАХ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ РАССМАТРИВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО ЕГО МИРА И ОДИН ИЗ ОБЪЕКТОВ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУК КАК ФИЗИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. ПРЕДПРИНИМАЕТСЯ ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА КАК ФРАГМЕНТА ОБЩЕЙ КАРТИНЫ МИРА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEALING WITH ANTHROPOCENTRIC PARADIGM THE ARTICLE CONSIDERS THE PECULIARITY OF THE HUMAN BEING"S PERCEPTION OF THE ENVIRONMENT AND THE SOUND AS THE OBJECT OF PERCEPTION IN PARTICULAR, WHERE THE SOUND IS VIEWED AS BOTH A PHYSICAL AND PHYSIOLOGICAL PHENOMENON. THE AUTHOR ATTEMPTS TO MAP THE SOUND WORLD AS A FRAGMENT OF THE WORLDVIEW.

Текст научной работы на тему «Звуковая картина мира»

С.В. Стефановская

звуковая картина мира

В статье в рамках антропоцентрической парадигмы рассматриваются особенности восприятия человеком окружающего его мира и один из объектов его восприятия — звук как физическое и физиологическое явление. Предпринимается попытка построения звуковой картины мира как фрагмента общей картины мира.

Ключевые слова: антропоцентрическая парадигма; языковая картина мира; звук; звуковая картина мира.

S.V Stefanovskaya

sound world mapping

Dealing with anthropocentric paradigm the article considers the peculiarity of the human being’s perception of the environment and the sound as the object ofperception in particular, where the sound is viewed as both a physical and physiological phenomenon. The author attempts to map the sound world as a fragment of the worldview.

Key words: anthropocentric paradigm; language world mapping; sound; sound world mapping.

Изучение картины мира на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений научных исследований не только в области лингвистики, но и в области всего гуманитарного знания. Это связано со становлением антропоцентрической парадигмы, согласно которой любое явление, любой факт окружающей действительности должен изучаться через призму его восприятия и отображения человеком, т.е. в исследование любого как языкового, так и неязыкового явления необходимо включить человеческий фактор.

Антропоцентрическая парадигма возвращает человеку статус «меры всех вещей» и ставит его в центр мироздания. Именно акцентирование «человеческого фактора» привело к появлению в разных науках ряда понятий, которые представляют психические, лингвистические, логические, философские модели объективного мира: концептуальная картина мира, картина мира, образ мира, модель мира, концептуальная система, индивидуальная когнитивная система, языковая картина мира и др.

Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. В своей рабо-

те мы ограничимся рассмотрением тех вопросов, которые имеют непосредственное отношение к проблематике нашей работы.

В.И.Постовалова определяет картину мира как глобальный образ объективной действительности, лежащий в основе мировоззрения человека, т.е. выражающий существенные свойства мира в понимании человека в результате его духовной деятельности [Постовалова, 1988 : 21].

В картинах мира речь может идти о мире в целом или о фрагменте, об определенном срезе или его аспекте. Существует столько картин окружающей действительности, сколько имеется «призм» мировидения. При этом человек смотрит на мир не только сквозь призму своего индивидуального опыта, но прежде всего через призму общественного опыта [Серебренников, 1988 : 32]. Картина мира человека находится в постоянной динамике и может меняться в течение жизни.

Проблема изучения языковой картины мира (образа мира, модели мира), зафиксированной в языке и специфической для данного языкового коллектива схемы восприятия действительности, имеет давнюю историю (см. обзоры по этому вопросу в работах: [Апресян, 1988, Постоваловой, 1988, Красных, 2001, Ци-вьян, 2006]). В настоящее время можно говорить о целых направлениях в рамках этой общей темы. Во всем многообразии работ, по-

© Стефановская С.В., 2009

священных языковой картине мира, доминирующим можно считать противопоставление двух систем понятий — научных (используемых в физике, геометрии, логике, психологии, и пр.), в совокупности образующих научную картину мира, и «наивных» (наивная физика, геометрия, логика), используемых человеком независимо от его знаний тех или других научных дисциплин и владения научной картиной мира.

Языковая картина мира, играющая главную роль в познавательной деятельности человека, представляет собой объемное и многоярусное понятие, имеющее множество параметров, многократно пересекающихся в различных языковых единицах, которые относятся к разным уровням языка. По мнению Е.В. Рахилиной, языковая картина мира отличается от мира действительности специфическими особенностями человеческого организма (напр., человек видит свет и цвет, и они зафиксированы в языковой картине мира, но не видит рентгеновские лучи, следовательно, они специально не отражены в языке). К тому же одну и ту же ситуацию носитель языка может описывать по-разному в силу специфики конкретных культур, стоящих за каждым языком [Рахилина, 2000 : 348].

Познавательная деятельность первичного уровня, содержательную сторону которой составляют знания, извлеченные в результате прямого чувственного опыта, своей отправной точкой имеет непосредственно фигуру познающего реальный мир человеческого индивида. Знания порождаются на уровне индивидуального взаимодействия человека с окружающим миром. Это взаимодействие всегда протекает в системе некоторых пространственных координат, точкой отсчета которых является человек — субъект восприятия, сознания, действия и познания. Таким образом, восприятие есть тот фундамент познавательной деятельности человека, на котором строятся все существующие системы знаний. И языковая картина мира, и как составляющие ее зрительная и слуховая картины мира, отображая действительность, искажают ее по одним и тем же правилам: выделяют только «безусловно значимые» или «салиентные» свойства воспринимаемых зрением или слухом объекты [Кубрякова, 1994 : 35]. В этом проявляется антропоцентрич-ность, которая, по мнению А.Вежбицкой, должна быть главной доминантой: в языковой карти-

не мира нельзя «упустить» информацию, которая значима для человека [Вежбицкая, 1996 : 42].

Считается, что зрительное восприятие для человека — это главный канал поступления информации о мире. Ведущая роль зрительной системы определяется тем, что она выполняет связь между всеми анализаторными системами и является функциональным органом — преобразователем сигналов. В процессе физического восприятия большинство информации человек получает благодаря именно зрению, а не слуху. Глаголы, описывающие зрительное восприятие, могут быть как статальными, так и динамичными в зависимости от того, какой объект описывается — движущийся или находящийся в состоянии покоя, т.к. зрение фиксирует как предметы, находящиеся в движении, так и предметы, находящиеся в состоянии абсолютного покоя.

Однако дальнейшие исследования показывают, что в познании окружающего мира не менее важную роль выполняет слуховое восприятие, и только в совокупности зрительного и слухового восприятия человек получает основную долю знаний о мире.

Объектом слухового восприятия является звук. Развитие слухового образа связано в первую очередь с непрерывной дифференциацией «звуковых» и «незвуковых» предметов.

Являясь объектом слухового восприятия, звук наименее материален и в меньшей степени связан с объектом в сравнении с основным объектом зрительного восприятия — зрительным образом. При восприятии звука субъект в большей степени пассивен, активность не выражается определенными телодвижениями, движениями органами слуха — никаких внешних проявлений, а выражается лишь в абстрактном движении — слушать — «направлять слух на какие-либо звуки».

Общей теорией звука занимается раздел физики — акустика, с точки зрения которой звук — это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо силы и доступный для слухового восприятия. Тело может быть любого вида: твердое, жидкое, газообразное. Среда должна быть проводником звука до органа восприятия, так как в безвоздушном пространстве звук образовываться не может.

Вестник ИГЛУ, 2009

Исходя из определения звука можно сделать вывод, что статичные предметы не звучат. Для того чтобы они зазвучали, требуется действие, движение: предмет должен удариться о другой либо должно произойти колебание предмета, человек должен начать говорить и т.п. Слух фиксирует только объекты, находящиеся в движении, т.е. звуки сопутствуют какому-либо действию (процессу).

Слышимый звук представляет собой упругие волны с частотой в пределах от 16 до 20'000 Гц, субъективно воспринимаемые человеком на психофизиологическом уровне. Его важными характеристиками являются: высота, громкость, интенсивность и тембр.

По природе источника звуки, как объекты слухового восприятия, подразделяются на натуральные и искусственные, а по информационному содержанию — на коммуникативные и характеризующие среду.

Звук по своей природе двойственен: природные звуки благотворно воздействуют на живые организмы, в то время как шумы, равно как и абсолютная тишина, наносят вред. Звук, как и человечество, претерпел свою эволюцию: развитие цивилизации привело к появлению искусственных звуков, не имеющих аналогов в естественной среде обитания человека, и значительно уменьшило роль природных звуков в его жизни.

Звуком мы называем и физическое явление (распространение колебаний в воздухе), и ощущение слушателя. Первое, по существу, является причиной, второе — следствием; первое определение понятия «звук» — объективное, второе — субъективное.

Однако, как бы мы не рассматривали звук — объективно или субъективно, с физической или с физиологической точек зрения, он обладает энергией. В первом случае звук представляет собой поток энергии, текущий подобно речному потоку. Такой звук может изменять среду, через которую он проходит, и сам изменяться ею. Во втором случае под звуком мы понимаем те ощущения, которые возникают у слушателя в результате воздействия звуковой волны (через слуховой аппарат на мозг). Этому звуку присущи разнообразные формы энергии, благодаря чему мы познаем совершенно новые, не воспринимаемые глазом свойства окружающей нас среды. Слыша звук, человек может испытывать радость или

страх, например, в зависимости от того, был ли это смех ребенка или вой волка. Самые разнообразные эмоции вызывает у человека тот комплекс звуков, который называется музыкой. Важно отметить, что звуки составляют основу речи, которая служит главным средством общения в человеческом обществе.

Чтобы понять природу звуков, выявить наиболее характерные аспекты и признаки объекта слухового восприятия, вполне естественно определить все звуки по природе источника. Имея представление о том, какие звуки и зрительные образы воспринимает человек в окружающем мире, можно воссоздать определенный срез или фрагмент картины мира; получить информацию об окружающем человека мире звуков.

Вычленяя отдельные звуки из звукового хаоса, то есть производя отбор и содержательную интерпретацию звуков, прежде всего природных, человек, по сути, выступает в роли классификатора, определяющего кто/ что, где, когда и как производит звук. Пытаясь найти ответ на вопрос о том, какие звуки человек, прежде всего, мог вычленить из всего хаоса звуков, окружающих его, мы пришли к следующей гипотезе.

Звучащий мир (т.е. все, что может издавать звуки или звучать под каким-либо физическим воздействием), на наш взгляд, может быть представлен в виде двух классов, которые мы обозначили как «Живой звучащий мир» и «Неживой звучащий мир». «Живой звучащий мир», в свою очередь, может быть поделен на два подкласса: «Человек» и «Не человек», последний включает в себя как флору, так и фауну.

Из определения звука следует, что он, прежде всего, коррелирует с движением. Самостоятельно двигаться способны живые существа, вершиной которых является человек. Процесс жизнедеятельности человека порождает различные звуки, которые в нашей работе мы дифференцировали следующим образом:

1) звуки человека как биологического существа, которые, в свою очередь, могут быть представлены нижеследующими группами звуков:

а) физиологические звуки человека, сопровождающие различные физические состояния и некоторые действия. Это такие звуки, как

скрип зубов, чмоканье губ, щелканье языком, сопение и фырканье носом и т.д.;

б) звуки, сопровождающие различные движения человека. К данной группе можно отнести звуки, возникающие в результате движения: пальцами (разного рода щелчки пальцами), руками (хлопанье в ладоши), ногами (топот, шарканье ног) и т.д.;

2) звуки человека как чувствующего и говорящего существа:

а) звуки, передающие различные чувства и эмоциональные состояния, такие, как плач (звук рыдания, стона, воя), смех (звук хохота), крик (звук вопля), звуки (шум) голосов (гам) и т.д.;

б) звуки, отражающие фонационные особенности звучащей речи (произношение) и манеру говорения (звуки громкого разговора, баса, быстрой нечленораздельной речи и т.п.);

3) звуки работающего человека, возникающие в связи с использованием человеком различных орудий труда (стук топора, визг пилы, шипение утюга и т.п.);

4) звуки человека творческого:

а) звуки пения;

б) звуки, издаваемые музыкальными инструментами.

В подкласс «Не человек» мы поместили звуки, имеющие отношение к представителям живого звучащего мира, а конкретнее, звуки флоры и фауны. По нашему мнению, с точки зрения построения звуковой картины мира нет необходимости прибегать к научной классификации животного и растительного мира. В наиболее общем виде данные звуки могут быть обозначены как:

1) звуки животного мира,

2) звуки растительного мира.

При более детальном подходе звуки животного мира можно дифференцировать на: первичные звуки, т.е. те звуки, которые животные издают при помощи «рта» (пасти, клюва и т.п.) - лай собаки, блеянье овцы, курлыканье журавля и т.п., и вторичные звуки животных, связанные с их активностью, такие, как топот копыт, хлопанье крыльев и т.п. Представляется возможным разделить животный мир (не претендуя на полноту научной классификации) на: четвероногих (просто животных), птиц, рыб и насекомых. Деление животных и птиц на домашних и диких в нашем подходе,

т.е. с точки зрения порождения ими различных звуков, не является значимым.

Звуки издают не только живые существа, они могут возникать и в процессе взаимодействия неодушевленных предметов, при наличии какой-либо движущей силы. В процессе создания звуковой картины мира звуки, производимые неодушевленными предметами, мы объединили в классе «Неживой звучащий мир». Данный класс, прежде всего, представлен «звуками неживой природы», такими, как шум ветра, грохот грома, журчание воды, треск огня, стук камней, шелест травы и т.п.

Второй подкласс звуков, входящих в класс «Неживой звучащий мир», определить достаточно сложно, так как данный подкласс, по нашему мнению, включает в себя всевозможные звуки, такие, как скрип, стук, звон, треск, свист, грохот и т.п., установить источник происхождения которых не представляется возможным. К данному подклассу следует отнести и мистические звуки, возникновение которых необъяснимо с позиции логики современного человека.

Как уже говорилось ранее, в глубокой древности звук казался людям удивительным и таинственным порождением сверхъестественных сил, окружавших повсюду древнего человека. Это утверждение объясняет появление в картине мира звуков мистических звуков.

В рамках нашей классификации такого рода звуки обозначим как «иные звуки окружающего мира».

Таким образом, класс «Неживой звучащий мир» представлен двумя подклассами:

1) звуки неживой природы,

2) иные звуки окружающего мира.

Следует отметить, что в зависимости от цели классификации каждый подкласс звуков, в свою очередь, может быть подвергнут более четкой дифференциации.

Основываясь на изложенных выше предположениях, мы выстроили следующую схему, которая, на наш взгляд, отражает наиболее общую картину звучащего мира (схема).

Вестник ИГЛУ, 2009

Схема

Библиографический список

1. Апресян, Ю.Д. Личная сфера говорящего и наивная модель мира [Текст] / Ю.Д. Апресян // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. - М. : Наука, 1988.

2. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков [Текст] / А. Вежбицкая. — М. : Языки русской культуры, 1999.

3. Красных, В.В. Коды и эталоны культуры. Приглашение к разговору [Текст] / В.В. Красных // Язык, сознание, коммуникация. - М., 2001. - Вып. 19. -С. 5-19.

4. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления ког-нитивизма [Текст] / Е.С. Кубрякова // Лингвистика

- психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания, 1994. - №4. - С. 34-37.

5. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира [Текст] / В.И. Постовалова.

- М. : Наука, 1988.

6. Рахилина, Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: Семантика и сочетаемость [Текст] / Е.В. Рахилина. - М. : Русские словари, 2000.

7. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление [Текст] / Б.А. Серебренников. - М. : Наука, 1988.

8. Цивьян, Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы [Текст] / ТВ. Цивьян. - М. : КомКнига, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.