Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 3 (168)
УДК 8; 81-119
А. И. Дубских, В. С. Севастьянова «ЗВЕЗДНОЕ» ИНТЕРВЬЮ: СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Объектом настоящего исследования являются структурно-композиционные особенности организации текстов «звездного» интервью как жанра массмедиального дискурса. В «звездном» интервью акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих ее из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета. Основной целью «звездного» интервью признается привлечение внимания и поддержание интереса к «звездной» персоне со стороны массовой аудитории.
Ключевые слова и фразы: массмедиальный дискурс, «звездное» интервью, журналист, респондент, массовая аудитория, диалогический текст, диалогическое единство.
«Звездное» интервью является жанром массмедиального дискурса, где операции с информацией осуществляются в цепочке «интервьюер - интервьюируемый - аудитория». Основными компонентами «звездного» интервью являются предмет и объект обсуждения (разговор о жизни и творчестве популярной личности), задача журналиста (получение максимально большого количества информации о «звездной» персоне), намерение респондента (раскрыть и укрепить свой имидж) и фактор «двойного адресата» (ориентация на публичное высказывание и реакцию аудитории как участника коммуникации).
В «звездном» интервью акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих ее из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета [1]. «Основная цель журналиста при этом -выявить человеческие, нравственные, духовные качества интервьюируемого, который по той или иной причине интересует читателей» [2, с. 82]. Реализации этой цели способствует наличие большого количества вопросов личного характера. Этим объясняется тот факт, что «звездное» интервью в общественно-политическом плане является менее информативным.
«Звездное» интервью обладает общестилевыми чертами жанра интервью. Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его «структурно-композиционные черты <...> остаются достаточно стабильными: зачин - основная часть - концовка» [3, с. 108]. Однако «звездное» интервью отличается слабой структурированностью, нестандартным построением при относительной стандартности тем и подтем. В стилистическом плане «звездное» интервью ориентировано на нормы устной речи. Многое здесь зависит от индивидуальных языковых предпочтений журналиста и респондента.
Тексты «звездных» интервью, являясь диалогическими текстами, максимально приближены к неформальной беседе. На материале неформальной беседы выделяются средства создания локальной и
глобальной связанности в диалоге, а также трехступенчатая схема, описывающая фрагментарность непринужденной беседы:
1) предложение, произносимое одним из участников диалога, не окончено;
2) второй участник, перебивая первого, либо завершает незаконченное предложение, либо адекватным образом на него реагирует;
3) адекватность реакции подтверждается первым участником.
Закономерности построения диалогического текста «звездного» интервью отличаются от закономерностей построения текста монологического: движущей силой при формировании диалогического текста является чередование вопросно-ответных структур. Здесь большую роль играет не только семантико-синтаксическое различие используемых вопросительных и утвердительных предложений, но и постоянное изменение коммуникативного намерения источника получения информации, характера отношений между отправителем и получателем.
Ситуативный фактор также отражается на специфике речи в интервью разных типов. В «звездном» интервью этот фактор носит ярко выраженный личностный характер. Сама ситуация стимулирует непринужденность и спонтанность речи, коммуниканты общаются в реальном времени и конкретной обстановке.
В плане организационно-структурного аспекта «звездное» интервью - это личностный вид диалога. Тип диалога - портрет, цель которого - раскрыть или презентовать личность респондента посредством метода интервью. Необходимо отметить, что метод интервью в медийном дискурсе преследует несколько другие цели, по сравнению с аналогичным методом в художественной литературе. Это объясняется тем, что уже в Х1Х в. в художественной литературе основная интенция писателя была направлена на раскрытие внутреннего мира героя, чтобы его действия были восприняты читателем без дополнительного авторского ком-
ментирования. Для этого вводилось «пересечение, созвучие или перебой реплик открытого диалога с репликами внутреннего диалога героев» [4, с. 204]. В «звездных» же интервью собеседники журналиста - знаменитые личности, жизнь и деятельность которых широко известны публике, поэтому извлечение нового, до сих пор не тиражируемого факта, неизвестной информации, а не раскрытие внутреннего мира героя становятся основной целью журналиста.
Тексты проанализированных «звездных» интервью имеют определенную направленность, служащую для осуществления коммуникативного намерения респондента, а также обладают существенными характеристиками - содержательными, функциональными и коммуникативными. В качестве структурно-семантических единиц выделяются «высказывания и межфразовые единства, т. е. ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент» [5, с. 21].
В композиционном и структурном плане тексты «звездных» интервью не имеют четких критериев организации, порядок чередования вопросов, ответов и комментариев относительно свободен. Также для «звездных» интервью характерно отсутствие резюмирования, что создает иллюзию незавершенности беседы, подогревает интерес аудитории к «звездной» персоне, усиливает эффект ожидания новой встречи с ней.
«Звездное» интервью представляет собой тип импровизированной беседы. Интервьюер в таком случае следует за ответами респондента, его вопросы возникают спонтанно по ходу беседы. «Однако в процессе подготовки к интервью журналист очерчивает определенный круг тем, которые получают развитие в форме импровизированной беседы» [6, с. 14]. Исследования показали, что тексты «звездных» интервью представлены следующими разновидностями диалогических единств [6, с. 15-16].
1. Вопрос - рассуждение:
ПРОФИЛЬ: Почему вы назвали Советский Союз сакральным пространством?
Брускин: Потому что это было квазирелигиозное пространство, начиная с мавзолея с египетской мумией — Лениным и заканчивая камланиями, манифестациями, обрядами, придуманными советской властью. Авторитет всего напечатанного носил также квазирелигиозный характер, так как все, опубликованное в газете «Правда», становилось чуть ли не законом для всей страны. В иудаизме приблизительно такой же авторитет текста [7].
Диалогическое единство «вопрос - рассуждение» является наиболее частотным в проанализи-
рованном материале. Отвечая на вопрос журналиста, респондент излагает свою точку зрения на поставленную проблему. Маркерами в данном случае выступают каузальные отношения.
2. Повествование - повествование:
7 дней: Тогда вы уже встречались с Любовью Лифенцовой, родившей вам сына Александра, ставшего ныне известным актером, режиссером и продюсером.
Стриженов: Я начал работать в художественном театре. Люба тоже играла во МХАТе. В те времена она была для меня совсем девочкой — младше на 11 лет. В 68-м мы поехали с театром на гастроли в Японию. Вернулись втроем - с Сашей у Любы в животе [8].
Диалогическое единство «повествование - повествование» встречается в случае необходимости рассказать (подтвердить или опровергнуть) интервьюируемым о событиях, связанных с прошлым. Маркерами повествования выступают прошедшая временная форма глаголов и наречия времени.
3. Вопрос + рассуждение - рассуждение:
VIP.de: Ist denn der Erwartungsdruck nicht gestiegen? Mittlerweile beobachten Sie doch sehr viele Augen - und das nicht nur in Deutschland.
A. M. Lara: Darüber mache ich mir nicht tagein, tagaus Gedanken, denn sonst würde ich ja wahnsinnig. Ich weiß, dass die Aufmerksamkeit nun eine ganz andere ist, da der Film in viele Länder verkauft wurde
[9].
В этом случае журналист не только задает вопрос респонденту, но и обозначает некоторый вектор ответа, который может либо подхватываться интервьюируемым, либо опровергаться определенными контраргументами.
4. Повествование + вопрос - рассуждение:
BRIGITTE-woman.de: Sie sind seit elf Jahren vom
Vater Ihrer Tochter Lulu getrennt, er ist der Gitarrist der „Einstürzenden Neubauten". Wie empfinden Sie Ihre Rolle als Alleinerziehende?
Meret Becker: Ich finde es superwichtig, dass die Eltern kommunizieren, und zwar immer zu Gunsten des Kindes. Ich finde, alleinerziehend zu sein, ist so ungefähr das Schwierigste, was einem passieren kann [10].
В диалогическом единстве данного типа журналистом озвучивается некая ситуация из жизни «звездного» респондента, задается вопрос, побуждающий интервьюируемого высказать свое мнение по обозначенной проблеме.
5. Рассуждение + вопрос + рассуждение - рассуждение:
Rollingstone.de: Deutsche Identität ist ein Thema, das am Anfang in der Diskussion um Rammstein immer wieder eine große Rolle gespielt hat. Was hat
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 3 (168)
sich geändert? Heute sind schwarz-rot-goldene Fahnenmeere zur WM normal, das war Mitte der Neunziger undenkbar.
Flake Lorenz: Seit der Wende sind zwanzig Jahre vergangen, da wird einiges inzwischen entspannter gesehen [11].
В диалогическом единстве «рассуждение + вопрос + рассуждение - рассуждение» проявляется активная позиция журналиста, демонстрирующего свою осведомленность в проблеме. Он формулирует тему обсуждения, задает вопрос, дает краткую характеристику существующего положения дел. Как правило, ответ респондента в диалогических единствах данного типа не является развернутым.
6. Вопрос - вопрос + повествование:
daserste.de: Ist Nick in seiner Grundausstattung einem amerikanischen Cop näher als einem deutschen Polizisten - und damit automatisch prädestiniert, mit dem deutschen Staatsbeamtentum in Konflikt zu geraten?
Til Schweiger: Was ist denn ein amerikanischer Cop? Nick ist ein Polizist, wie ich ihn beschrieben habe, er war beim SEK und deshalb ist er besser in der Lage, sich in einem Feuergefecht zur Wehr zu setzen, er ist drauf trainiert. Er schießt aber nur in Notwehr [12].
В диалогических единствах данного типа вопрос респондента либо носит уточняющий характер, либо является риторическим. С его помощью интервьюируемый выражает свое эмоциональное отношение к затрагиваемой проблеме.
По развернутости диалогические единства могут быть представлены следующими сочетаниями [6, с. 15].
1. Краткий вопрос - краткий ответ:
BRIGITTE-woman.de: Was wäre das Beste?
Meret Becker: Tief durchatmen [10].
2. Развернутый вопрос - краткий ответ:
7 дней: Постоянно видя в телевизоре своего отца и его друзей, ощущали себя в среде сверстников избранным?
Михаил Ширвиндт: Никогда [13].
Диалогические единства типа «краткий вопрос - краткий ответ», «развернутый вопрос - краткий ответ» являются наименее частотными и встречаются в ситуациях, когда респонденты не желают комментировать предлагаемую журналистом тему.
3. Краткий вопрос - развернутый ответ:
Planet-interview.de: Was möchten Sie noch
tun?
Katrin Sass: Wenn ich mir das Leben anderer Leute angucke, die für die Umwelt, für andere Menschen oder für die Gesellschaft etwas geleistet haben, dann bewundere ich das. Und ich denke, ich habe in dieser Richtung längst nicht genug getan [14].
4. Развернутый вопрос - развернутый ответ:
ПРОФИЛЬ: Павел Семенович, так что же
лучше - правда, которая может раздавить человека, или ложь, которая все-таки оставляет надежду?
Лунгин: Ответа нет, конечно. Каждый случай сам по себе. В обществе есть некоторый кризис и смятение, которое глушится ужасающим телевизионным оптимизмом. Глушится рекламой. А кроме того, оптимизмом всего общества потребления. Но я за кризис, потому что это все-таки форма жизни. Любой врач скажет вам, что кризиса не бывает только у мертвецов. Надо к этому относиться с терпением, понимать, что кризис двигает тебя вперед, надо входить в него и не бояться [15].
Если рассматривать диалогические единства в «звездном» интервью с точки зрения развернутости реплик коммуникантов, то самым распространенным является вариант «краткий вопрос - развернутый ответ». Это обусловлено стремлением респондента создать наиболее яркий запоминающийся образ для самопрезентации и желанием интервьюера получить максимум информации о «звезде» для максимального удовлетворения интереса массовой аудитории.
Список литературы
1. Дубских А. И. Стратегия самопрезентации публичной персоны в звездном интервью // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы VI Междунар. науч. конф., Челябинск, 23-24 апр. 2012 г.: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Л. А. Нефедова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. С. 216-219.
2. Дубских А. И. Выражение оценки в личностном интервью // Проблемы истории, филологии и культуры. Магнитогорск: МаГУ, 2006. Вып. XVIII. С. 82-87.
3. Сиротинина О. Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек - текст - культура / под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С. 105-124.
4. Попова Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб.: СПбГУ, 2002. 220 с.
5. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: учеб. для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высшая школа, 1991. 432 с.
6. Швец Е. В. «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте: автореф. дис. ... кан. филол. наук. Калининград, 2008. 24 с.
7. Профиль. URL: http://www.profile.ru/kultura/item/72319-vrag-ne-dremlet-72319 (дата обращения: 25.02.2014).
8. 7 дней. URL: http://7days.ru/stars/privatelife/oleg-strizhenov-my-byli-prigovoreny-drug-k-drugu.htm?link=search (дата обращения: 16.03.2014).
9. RTV. URL: http://www.rtv.de/artikel/739/interview-mit-alexandra-maria-lara.html (дата обращения: 25.02.2014).
10. Brigitte WOMAN. URL: http://woman.brigitte.de/kultur/filme-musik/meret-becker-1097355/ (дата обращения: 15.03.2014).
11. RollingStone. URL: http://www.rollingstone.de/rammstein-exklusives-interview-mit-till-lindemann-und-flake-lorenz-343190/ (дата обращения: 15.03.2014).
12. Das Erste. URL: http://www.daserste.de/unterhaltung/krimi/tatort/specials/willkommen-in-hamburg-interview-til-schweiger-100.html (дата обращения: 16.03.2014).
13. 7 дней. URL: http://7days.ru/stars/privatelife/aleksandr-shirvindt-na-syna-my-oralismyslenno.htm?link=search (дата обращения: 19.03.2014).
14. Planet Interview. URL: http://www.planet-interview.de/interviews/katrin-sass/35618/ (дата обращения: 16.03.2014).
15. Профиль. URL: http://www.profile.ru/kultura/item/69830-yad-v-malykh-dozakh-69830 (дата обращения: 7.03.2014).
Дубских А. И., доцент.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова.
Пр. Ленина, 114, Магнитогорск, Россия, 455000. E-mail: [email protected]
Севастьянова В. С., профессор.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова.
Пр. Ленина, 114, Магнитогорск, Россия, 455000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.09.2015.
A. I. Dubskikh, V. S. Sevastyanova "STAR" INTERVIEW: STRUCTURAL AND COMPOSITIONAL ASPECTS
The article dwells upon the range of theoretical issues related to the definition of the concept of "star" interview. The article is focused on structural and compositional characteristics of "star" interview's texts as a form of massmedia discourse. The author analyzes constitutive components and reveals distinct characteristics of "star" interview. The emphasis of "star" interview is placed on person's eccentricity. This interview is aimed to create a bright emotional-psychological portrait. The key goal of "star" interview is to attract attention and maintain interest of the mass audience. There are a lot of personal questions in "star" interview. This explains the fact that "star" interview is less informative in social and political terms.
Key words: mass-media discourse, "star" interview, journalist, respondent, mass audience, dialogical text, dialogical unity.
References
1. Dubskikh А. I. Strategiya samoprezentatsii publichnoy persony v zvezdnom interv'yu [The strategy of self-presentation of public person in „star" interview]. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (VI Mezhdunarodnaya nauchnay konferentsiay „Slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul'turologicheskom aspektakh" [Materials of the International Scientific Conference (VI International Scientific Conference "Word, utterance, text in the cognitive, pragmatic and cultural aspects")]. Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2012. Pp. 216-219 (in Russian).
2. Dubskikh А. I. Vyrazheniye otsenki v lichnostnom interv'yu [The expression of emotional attitude in the personal interviews]. Problemy istorii, filologii i kul'tury - Issues of history, philology and culture. Magnitogorsk, MaGU Publ., 2006, no. XVIII, pp. 82-87 (in Russian).
3. Sirotinina O. B. Teksty, tekstoidy, diskursy v zone razgovornoy rechi [Texts, textoids, discourses in the area colloquial speech]. Chelovek -Tekst - Kul'tura [Man - text - culture]. Ekaterinburg, Akademkniga Publ., 1994. pp. 105-124 (in Russian).
4. Popova T. I. Teleinterv'yu vkommunikativno-pragmaticheskom aspekte [The TV interview in communicatively-pragmatical aspect]. St. Petersburg, SPbGU Publ., 2002. 220 p (in Russian).
5. Valgina N. S. Sintaksissovremennogorusskogoyazyka: ucheb. dlya vuzovpo spets. "Zhurnalistika"[The syntax of the modern Russian language: a textbook for higher schools in the specialty "Journalism"]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991. 432 p. (in Russian).
6. Shvets E. V. "Zvezdnoye"interv'yu vkommunikativno-pragmaticheskom aspekte. Avtoref. dis. kand. filol. nauk ["Star" interview in communicatively-pragmatical aspect. Abstract of thesis cand. of philol. sci.]. Kaliningrad, 2008. 24 p. (in Russian).
7. Profil' [Profile]. URL: http://www.profile.ru/kultura/item/72319-vrag-ne-dremlet-72319 (accessed: 25.02.2014) (in Russian).
8. 7 dney [7 days]. URL: http://7days.ru/stars/privatelife/oleg-strizhenov-my-byli-prigovoreny-drug-k-drugu.htm?link=search (accessed: 16.03.2014) (in Russian).
9. RTV. URL: http://www.rtv.de/artikel/739/interview-mit-alexandra-maria-lara.html (accessed: 25.02.2014) (in Russian).
10. Brigitte WOMAN. URL: http://woman.brigitte.de/kultur/filme-musik/meret-becker-1097355/ (accessed: 15.03.2014).
EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2016. 3 (168)
11. RollingStone. URL: http://www.rollingstone.de/rammstein-exklusives-interview-mit-till-lindemann-und-flake-lorenz-343190/ (accessed: 15.03.2014).
12. Das Erste. URL: http://www.daserste.de/unterhaltung/krimi/tatort/specials/willkommen-in-hamburg-interview-til-schweiger-100.html (accessed: 16.03.2014).
13. 7 dney [7 days]. URL: http://7days.ru/stars/privatelife/aleksandr-shirvindt-na-syna-my-oralismyslenno.htm?link=search (accessed: 19.03.2014) (in Russian).
14. Planet Interview. URL: http://www.planet-interview.de/interviews/katrin-sass/35618/ (accessed: 16.03.2014).
15. Profil' [Profile]. URL: http://www.profile.ru/kultura/item/69830-yad-v-malykh-dozakh-69830 (accessed: 7.03.2014) (in Russian).
Dubskikh A. I.
Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Pr. Lenina, 114, Magnitogorsk, Russia, 455000. E-mail: [email protected]
Sevastyanova V. S.
Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Pr. Lenina, 114, Magnitogorsk, Russia, 455000. E-mail: [email protected]