Научная статья на тему 'Зоны территориального развития как драйвер роста экономики региона'

Зоны территориального развития как драйвер роста экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / МЕХАНИЗМ / THE ZONE OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / REGION / ECONOMIC IN-CREASE / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылов К. А., Пацева Г. В.

В условиях экономического спада, усугубляемого в том числе и сокращением доходной части бюджета, регионы оказались перед проблемой самостоятельного поиска драйверов роста. Очевидно, что панацеи от проблем посткризисного развития не существует, и поэтому подход по решению существующих проблем обеспечения экономического роста каждый регион должен обеспечивать исходя из индивидуальных особенностей развития. Для этого регионам необходимо не только определить отрасли, способные вывести региональную экономику на докризисные показатели роста, но и понять, что именно может стать драйвером экономического роста. Для этого нужно сформировать механизм, который бы позволил с наименьшими затратами обеспечить наибольшую эффективность намеченных стратегий развития региональной экономики с соответствующей системой поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zones of territorial development as the driver of an increase in the economy of the region

In the conditions of the economic decrease, aggravated including by the decrease of the profitable part of the budget, the regions proved to be before the problem of the independent search for the drivers of increase. It is obvious that the panaceas from the problems of post-crisis development does not exist, and therefore approach on the solution of the existing problems of the guarantee of an economic increase must ensure each region on the basis of the specific features of development. For this to regions it is necessary not only to determine the branches, capable of deriving regional economy on the subcritical indices of increase, but also of understanding that precisely it can become the driver of economic increase. For this it is necessary to form the mechanism, which would make it possible with the smallest expenditures to ensure the greatest effectiveness of outlined strategies of the development of regional economy with the matching system of support.

Текст научной работы на тему «Зоны территориального развития как драйвер роста экономики региона»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗБИТИЯ КАК ДРАЙВЕР РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА1

БЕЛОКРЫЛОВ К.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: kbelokrylov@sfedul.ru;

ПАЦЕВА Г.В.,

соискатель, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, е-mail: galina.patseva@yandex.ru

В условиях экономического спада, усугубляемого в том числе и сокращением доходной части бюджета, регионы оказались перед проблемой самостоятельного поиска драйверов роста. Очевидно, что панацеи от проблем посткризисного развития не существует, и поэтому подход по решению существующих проблем обеспечения экономического роста каждый регион должен обеспечивать исходя из индивидуальных особенностей развития. Для этого регионам необходимо не только определить отрасли, способные вывести региональную экономику на докризисные показатели роста, но и понять, что именно может стать драйвером экономического роста.

Для этого нужно сформировать механизм, который бы позволил с наименьшими затратами обеспечить наибольшую эффективность намеченных стратегий развития региональной экономики с соответствующей системой поддержки.

Ключевые слова: зоны территориального развития; регион; экономический рост; механизм.

ZONES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT AS THE DRIVER OF AN INCREASE IN THE ECONOMY OF THE REGION

BELOKRYLOV K.A.,

Ph.D., the associate professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: kbelokrylov@sfedu.ru;

PATSEVA G.V.,

competitor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, е-mail: galina.patseva@yandex.ru

In the conditions of the economic decrease, aggravated including by the decrease of the profitable part of the budget, the regions proved to be before the problem of the independent search for the drivers of increase.

It is obvious that the panaceas from the problems of post-crisis development does not exist, and therefore approach on the solution of the existing problems of the guarantee of an economic increase must ensure each region on the basis of the specific features of development. For this to regions it is necessary not only to determine the branches, capable of deriving regional economy on the subcritical indices of increase, but also of understanding that precisely it can become the driver of economic increase. For this it is necessary to form the mechanism, which would make it possible with the smallest expenditures to ensure the greatest effectiveness of outlined strategies of the development of regional economy with the matching system of support.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Южного федерального университета № 213.01-24\ 2013-173.

© К.А. Белокрылов, Г.В. Пацева, 2013

Keywords: the zone of territorial development; region; economic in-crease; mechanism. JEL classification: R1, R11, R12.

Результатам последствий финансово-экономического кризиса, а также поиску инструментов их преодоления и выхода на устойчивый вектор развития посвящено довольно обширное количество современных исследований. В этой связи в качестве драйверов роста экономики называют: малый и средний бизнес (Мантуров, 2013а), инфраструктурные проекты, гособоронзаказ, нанотехнологии, человеческий капитал, человеческий потенциал, Интернет, инновации, «зеленую» экономику, растущий покупательский спрос и т. д.

По оценкам экспертов, в представленном по результатам проведенного в 2012 г. Международной организацией кредиторов (ШОС) исследования комплексной экономической конкурентоспособности регионов РФ, Бразилии, КНР, США и Германии, первое место в рейтинге успешности регионов мира заняла Москва. При этом основным драйвером роста национального ВВП в целом и валового регионального продукта (ВРП) в России, согласно сделанным выводам, все еще остаются добывающие отрасли, в отличие от других рассматриваемых стран. Отсюда и высокие рейтинговые позиции Сахалинской и Тюменской областей: в основном там сосредоточены добывающие компании. Очевидно, что в настоящее время для российской экономики главная задача - найти драйвер роста, который бы не просто не выступал «сырьевым придатком», а наоборот, обеспечивал конкурентное преимущество и для регионов, и для страны в целом.

Оживление инвестиционной деятельности выступает необходимым условием устойчивого экономического роста в регионе, а основными факторами активизации инвестиционной деятельности - улучшение инвестиционного климата, стабильность условий хозяйственной деятельности инвесторов, восстановление их доверия и мотиваций к вложению капитала в реальный сектор экономики (Хохлова, 2013. С. 32).

Согласно данным, представленным официальной статистикой, темпы экономического роста в РФ в третьем квартале 2013 г. были немного выше, чем в предыдущем периоде: и хотя они ни разу не опустились ниже 1%, тем не менее, результаты были ниже ожидаемых. Поэтому даже 1,8-2% роста по итогам 2013 г. - прогноз довольно оптимистичный. Связанные с фактором низкой базы в сельском хозяйстве, надежды на ускорение роста ВВП в третьем квартале не оправдались (спад по сравнению с сентябрем 2012 г. составил 1,4%). Кроме этого, сильное негативное влияние на динамику ВВП оказывают спад инвестиций и плохая конъюнктура внешнего рынка (Фактор низкой базы, 2013). Вышеназванные проблемы усложняются еще и тем, что в настоящее время наблюдается рост дефицита и без того ограниченных финансовых ресурсов. Так, например, официально заявлено, что бюджет Ростовской области на 2014 г. может быть принят с дефицитом в 4 млрд руб. (Бюджет Ростовской области, 2013).

Все это свидетельствует о том, что с учетом многообразия представляющих российскую экономику регионов, целесообразно говорить о необходимости концентрации ресурсного потенциала региона на наиболее приоритетных проектах, программах и инструментах, которые смогли бы стать катализатором межотраслевого и межтерритори-ального развития для областей, регионов, округов, составляющих единое социально-экономическое пространство российской экономики.

Теоретические аспекты комплексного развития регионов, предполагающего формирование региональной структуры производства на базе оптимальной народнохозяйственной специализации регионов, были достаточно подробно проработаны в советской литературе, они и в настоящее время сохраняют свою актуальность. Так, оптимальный с точки зрения народнохозяйственных критериев уровень диверсификации конкретного региона может быть определен в рамках межрегионального межотраслевого подхода, учитывающего совокупность народнохозяйственных и региональных факторов и ограничений. Инструментарием для проведения таких расчетов являются, например, межрегиональные модели (Гринберг, Суслов, Суспицын, 2007), возможности и ограничения использования которых широко известны. На практике же выбор оптимального сочетания в регионах стратегий диверсификации и специализации чрезвычайно затруднен в связи со сложностью и многоаспектностью самой проблемы, трудностями формализации стратегических альтернатив, информационными проблемами, отсутствием общепризнанных измерителей и критериев диверсификации регионального хозяйства (Михеева, 2013. С. 13).

Безусловно, прогрессивное, устойчивое развитие российской экономики не может быть обеспечено при существующих дисбалансах в развитии региональных экономик, о чем свидетельствуют результаты постоянно проводимого рейтингования (Рейтинг, 2013). Поэтому, для решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо обосновать драйверы роста, дающие наивысший синергетический эффект для региональной экономики, а затем выявить степень эффективного участия в данном процессе различных субъектов.

На наш взгляд, развитие экономики региона, определяемое координатами синтеза системного и воспроизводственноинституционального подходов, обладает наивысшей разрешающей способностью, поскольку максимально позволяет учесть ее специализацию, ресурсный и рыночный потенциал, а также возможности преодоления деструктивных сценариев развития посредством государственной поддержки депрессивных или низкоэффективных ее областей.

Возможность выхода на параметры оптимальной модели развития региональной экономики появляется, когда снимаются ограничения, блокирующие необходимые для того или иного этапа развития количественные и качественные изменения. Существует точка зрения, согласно которой, снятие большего количества ограничений происходит посредством вовлечения новых ресурсов - драйверов роста (Драйверы роста). Так, в качестве ресурсов,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

104

К.А. БЕЛОКРЫЛОВ, Г В. ПАЦЕВА

задействованных в обеспечении роста региональной экономики, выступают: финансовые, природные, трудовые, материальные, информационные.

Соответственно темпам развития социально-экономической динамики растет и число предлагаемых региональной экономике механизмов по генерированию имеющихся у нее ресурсов. Вопрос в данном случае заключается лишь в том, какой из инструментов придаст ускорение, которое не только необходимо, но и достаточно для расширенного воспроизводства эффективных механизмов развития экономики региона, реализации инфраструктурных проектов и пр.

Как известно, в российской экономике к настоящему времени законодательно определены следующие механизмы зонирования и развития территорий: особые экономические зоны, региональные зоны ускоренного развития, зоны экономического благоприятствования, зоны территориального развития, региональные парки и т. п. (Фурщик, Шутова, 2013). Все они, в той или иной степени, ориентированы на активизацию процессов по привлечению инвестиций в экономики регионов посредством альтернативного набора составляющих их инструментов. Кроме этого, некоторые из них весьма успешно реализуются в экономически процветающих мировых державах.

Так, например, в Китае в развитии особых экономических зон была сделана ставка на три «и»: индивидуальный подход, инвестиции, иностранные рынки. В результате в течение 30 лет эта страна не только стала лидером мирового экспорта, но и может поставлять другим странам собственную модель экономического роста. Созданная в 1980 г. в Шэньчжэне первая в стране особая экономическая зона (ОЭЗ), к 2013 г. стала настоящим форпостом китайской модернизации. Здесь сконцентрировано 16,8% национального экспорта электроники (доля в структуре экспорта города - 73,2%, всех высокотехнологичных товаров - 52%), он приносит 2,4% национального ВВП, а в 2012 г. привлек 4,4% от всех прямых инвестиций. Шэньчжэнь успешно выступает и в роли делового центра Южного Китая: здесь расположены штаб-квартиры 18 китайских корпораций, включая China Electronics Corporation, China Resorces, Hisense Group и Huawei, из 500 крупнейших компаний мира 189 инвестируют в Шэньчжэне (Щенкова, 2013). Данная ОЭЗ дала импульс не только развитию бизнеса, но и неразрывно связанной с ним науки, социальной сферы. В данном случае успех был обеспечен за счет дистанцирования от идеи единовременных масштабных преобразований в процессе осуществления модернизационных преобразований национальной экономики.

Как показывает мировой опыт, создание особых экономических зон, функционирующих на условиях партнерства государства, бизнеса и институтов гражданского общества, выступает важнейшим условием для привлечения внебюджетных инвестиций и модернизации экономики на базе инноваций с целью производства конкурентоспособной продукции (Зельднер, 2012. С. 12).

В отличие от ОЭЗ, зоны территориального развития можно представить как альтернативный инструмент оживления инвестиционных процессов и в дальнейшем - как драйвер роста региональной экономики, поскольку на них возложена важнейшая миссия - осуществления сетевого взаимодействия между субъектами экономики региона. Более того, обязательное условие наличия документов территориального планирования и градостроительного зонирования в неразрывной связи со стратегией развития субъекта РФ, на территории которого эта зона будет сформирована, позволяет идентифицировать ее в формате, приближенном к форсайт-проекту.

В современных условиях нехватка бюджетных средств, направляемых на развитие территорий, может быть компенсирована за счет реализации механизмов, генерирующих инвестиционные ресурсы зон территориального развития. Так, например, в Забайкальском Крае предполагается создание 4 зон территориального развития, реализующих в совокупности 76 инвестиционных проектов (Стратегия развития). В другом субъекте, включенном в перечень ЗТР - Республики Бурятия планируется создать зоны территориального развития в границах девяти муниципальных образований, наиболее нуждающихся в реализации собственных инвестиционных проектов с гарантированной системой государственной поддержки (Думнова, 2013).

Кроме того, создание зон территориального развития предполагает строгое следование экономическим, административным, социальным, организационно-управленческим, институциональным требованиям, при соблюдении которых предполагается с наименьшими рисками с гарантированной государственной поддержкой реализовывать утвержденные инвестиционные проекты. Однако здесь есть некоторый момент неопределенности со степенью участия финансовой поддержки со стороны государства в том случае, сели проект успешен, зарекомендовал себя и «закрепился» в соответствующей ЗТР, поскольку направляемые на его реализацию финансовые ресурсы могли бы быть направлены в другие, более нуждающиеся сферы приложения капитала. Кроме этого, не совсем ясен механизм налогового стимулирования ЗТР.

Тем не менее, в Федеральном законе от 03.12.2011 № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отмечается, что рамках инвестиционного проекта, представленного в инвестиционной декларации, не могут осуществляться следующие виды деятельности: производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей); добыча сырой нефти, природного газа, предоставление услуг в этих областях; добыча драгоценных металлов, драгоценных камней, полудрагоценных камней, их производство и переработка; оптовая торговля и розничная торговля; ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность; обработка лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

Это позволяет предположить, что формирование ЗТР позволит преодолеть субсидирование государством «сырьевых» инвестиционных проектов. В результате станет возможным процесс трансформации депрессивных регио-

нов в платформы для образования территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

В дополнение ко всему при непосредственном участии Министерства промышленности и торговли РФ можно будет усилить эффект от действия ЗТР, соединив в одной технологической цепи интересы государства, бизнеса и науки через коммерциализацию предприятиями проинвентаризированных инновационных разработок, с последующей передачей интеллектуальных прав через предоставление им безвозмездной лицензии. На сегодняшний день российские предприятия в основном закупают зарубежное оборудование. К примеру, в металлургии доля импорта составляет 48%, в машиностроении - 56%, в химической промышленности - около 60%.

Государство стимулирует приобретение отечественных приборов, но без создания конкурентоспособных образцов на глобальном рынке российского оборудования, промышленность не достигнет уровня технологических лидеров. Именно для этого и нужна мощная инжиниринговая отрасль, считает министр промышленности и торговли России. Объем рынка промышленного инжиниринга в США в 2011 г. составил 99,2 млрд долл., в России - всего 4,8 млрд. долл. В Штатах это высококонкурентный рынок, где действует 142 тыс. компаний. При этом крупнейшие из них занимают не более 5% рынка (Мантуров, 2013б). Тем самым будет запущен механизм промышленного инжиниринга и промышленного дизайна, территориальных дорожных карт в соответствующих центрах инвестиционного развития регионального уровня - зонах территориального развития.

ЛИТЕРАТУРА

Бюджет Ростовской области - 2014 планируется с дефицитом в 4 млрд. рублей. 12.11.2013. Доступно на: http://www.regnum.ru/news/economy/1731344.html.

Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. (2007). Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское научное издательство.

Драйверы роста и развития. Дата обращения 30 октября 2013. Доступно на: http://raexpert.ru/strategy/

conception/part2/4/.

Думнова Т. (2013). Для успешного развития муниципалитетам Бурятии нужны инвестиции от бизнеса. 18 мая. Доступно на: http://baikalfinans.com/biznes/tatyana-dumnova-dlya-uspeshnogo-razvitiya-munitsipalitetam-buryatii-nuzhnyi-investitsii-ot-biznesa.html.

Зельднер А.Г. (2012). Правовой режим функционирования особых экономических зон и зон территориального развития // Вопросы экономики и права. № 1.

Мантуров Д. (2013). Средний бизнес - драйвер роста экономики. 27 сентября. Доступно на: http://www. vestifinance.ru/videos/11988.

Мантуров Д. (2013) Технические вузы могут стать инкубаторами новых инжиниринговых центров. 17 мая. Доступно на: http://www.youngscience.ru/includes/periodics/news_left/2013/0517/000012800/detail.shtml.

МихееваН.Н. (2013). Структурные факторы региональной динамики: измерение и оценка // Пространственная экономика. № 1.

Основным драйвером роста ВВП и ВРП в РФ остаются добывающие отрасли - эксперты. Доступно на: http://woc-org.com/index.php?name=publications&op=page&pid=316.

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2012 года. 2013. Доступно на: http://vid1. rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2013.pdf.

Стратегия развития Забайкальского края 2030. Дата обращения 25 октября 2013. Доступно на: http://opzab.ru/ news/144.

Фактор низкой базы российской экономике не помог. 23 окт. 2013. Доступно на: http://riarating.ru/

comments/20131023/610591922.html.

ФурщикМ.А., Шутова А.В. (2013). Региональные зоны ускоренного развития. М.

Хохлова О.А. (2013) Инвестиционная привлекательность территорий: методика анализа и инструментарий // Региональная экономика: теория и практика. № 9(288).

Щенкова Т. (2013). Зоны особого роста // Эксперт Урал. № 21(557) от 27 мая. Доступно на: // http://expert.ru/ ural/2013/21/zonyi-osobogo-rosta/.

REFERENCES

Drivers of increase and development. Available at: http://raexpert.ru/strategy/conception/part2/4/ (In Russian.)

Dumnova T. (2013). For the successful development to municipalities Buryatii are necessary to investment from the business. On May 18. Available at: http://baikalfinans.com/biznes/tatyana-dumnova-dlya-uspeshnogo-razvitiya-munitsipalitetam-buryatii-nuzhnyi-investitsii-ot-biznesa.html (In Russian.)

FurtsikM.A., Shutova A.V. (2013). Regional zones of the accelerated development. М. (In Russian.)

Granberg A.G., Suslov V.I., Suspitsyn S.A. (2007) Multi-regional systems: a economic and mathematical study. Novosibirsk: Siberian scientific publishing house. (In Russian.)

Khokhlova O.A. (2013). Investment attractiveness of the territories: the procedure of analysis and set of instruments. The regional economy: theory and practice. № 9(288). (In Russian.)

ManturovD. (2013). Average business - driver of an increase in the economy. On September 27. Available at: http:// www.vestifinance.ru/videos/11988 (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ fowl 11 № 3 HacTb 3

106

K.A. BEAOKPblAOB, RB. nA^BA

Manturov D. (2013). Technical VUZ (Institute of Higher Education) can become the incubators of new inzhiniring centers. On May 17. Available at: http://www.youngscience.ru/includes/periodics/news_left/2013/0517/000012800/ detail.shtml. (In Russian.)

Mikheeva N.N. (2013). The structure factors of the regional dynamics: measurement and estimation. The threedimensional economy. № 1. (In Russian.)

Rating of the social and economic position of subjects RF. Sums of 2012. 2013. Available at: http://riarating.ru/ infografika/20130610/610567256.html. (In Russian.)

Shchenkova T. (2013). The zones of special increase. Expert the Urals. № 21(557) dated May 27. Available at: http:// expert.ru/ural/2013/21/zonyi-osobogo-rosta/ (In Russian.)

Strategy of the development of Transbaikal edge 2030. Date of rotation on October 25, 2013. Available at: http: // opzab.ru/news/144. (In Russian.)

The basic driver of increase the GDP Gross Domestic Product and VRP in RF remain the extractive branches - experts. Available at: http://woc-org.com/index.php?name=publications&op=page&pid=316. (In Russian.)

The budget of Rostov region - 2014 is planned with the scarcity into 4 billion rubles. 12.11.2013. Available at: http:// www.regnum.ru/news/economy/1731344.html. (In Russian.)

The factor of low base did not help Russian economy. 23 Oct. 2013. Available at: http://riarating.ru/

comments/20131023/610591922.html. (In Russian.)

Zeldner A.G. (2012). The lawful regime of the functioning of special economic zones and zones of territorial development. The economic problems and right. № 1. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.