Научная статья на тему 'Знаковые системы, импровизация и диван на кафедре: к проблеме реконструкции образа профессиональной деятельности преподавателя-лингвиста'

Знаковые системы, импровизация и диван на кафедре: к проблеме реконструкции образа профессиональной деятельности преподавателя-лингвиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТООБРАЗ ПРОФЕССИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ЛИНГВИСТ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PROFESSION’S SELF-IMAGE / TEACHER OF LINGUISTICS / ASSOCIATIVE TEST / SEMANTIC ANALYSIS / STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоусов Константин Игоревич, Ерофеева Елена Валентиновна, Ерофеева Тамара Ивановна, Зелянская Наталья Львовна

В исследовании реконструируется комплексный образ профессии преподавателя-лингвиста. Материалом исследования послужили результаты направленного ассоциативного цепочечного эксперимента с большим количеством реакций. В качестве информантов выступили преподаватели лингвистических дисциплин российских вузов и магистранты-филологи. Обработка материала включала семантическую классификацию полученных реакций и их статистический анализ. Исследование показывает, что ядро автообраза профессии образуют семантические поля «учебная деятельность» и «предметная область», однако структура образа профессиональной деятельности перестраивается в зависимости от квалификации респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Белоусов Константин Игоревич, Ерофеева Елена Валентиновна, Ерофеева Тамара Ивановна, Зелянская Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sign Systems, Improvisation and the Couch at the Department Room: to the Reconstruction of the Image of Professional Activity of the Linguistics Teacher

The article reconstructs the complex image of the teacher of linguistics, based on the results of the directed chain associative test with multiple reactions. The informants were Russian university teachers and M.A. students of linguistics. Experimental data processing included the semantic classification of the reactions obtained, and their statistical analysis. The research results demonstrate that the nucleus of the profession self-image is formed by the semantic fields of “educational activity” and “subject domain”. However, the structure of professional activity image may rearrange depending on the informants’ qualification.

Текст научной работы на тему «Знаковые системы, импровизация и диван на кафедре: к проблеме реконструкции образа профессиональной деятельности преподавателя-лингвиста»

[методика преподавания русского языка]

I

К. И. Белоусов, Е. В. Ерофеева,

Т. И. Ерофеева, Н. Л. Зелянская

ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ, ИМПРОВИЗАЦИЯ И ДИВАН НА КАФЕДРЕ: К ПРОБЛЕМЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛИНГВИСТА

KONSTANTIN I. BELOUSOV, ELENA V. EROFEEVA, TAMARA I. EROFEEVA, NATALIA L. ZELIANSKAYA SIGN SYSTEMS, IMPROVISATION AND THE COUCH AT THE DEPARTMENT ROOM: TO THE RECONSTRUCTION

OF THE IMAGE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE LINGUISTICS TEACHER

Константин Игоревич Белоусов

Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания

► belousovki@gmail.com

Елена Валентиновна Ерофеева

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теоретического и прикладного языкознания

► elevaer@gmail.com

Тамара Ивановна Ерофеева

доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания

► genling.psu@gmail.com Наталья Львовна Зелянская

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры теоретического и прикладного языкознания

► zelyanskaya@gmail.com

Пермский государственный национальный исследовательский университет ул. Букирева, 15, г. Пермь, 614990, Россия

Konstantin I. Belousov, Elena V. Erofeeva, Tamara I. Erofeeva, Natalia L. Zelianskaya

Perm State University 15 Bukireva street, Perm, 614990, Russia

В исследовании реконструируется комплексный образ профессии преподавателя-лингвиста. Материалом исследования послужили результаты направленного ассоциативного цепочечного эксперимента с большим количеством реакций. В качестве информантов выступили преподаватели лингвистических дисциплин российских вузов и магистранты-филологи. Обработка материала включала семантическую классификацию полученных реакций и их статистический анализ. Исследование показывает, что ядро автообраза профессии образуют семантические поля «учебная деятельность» и «предметная область», однако структура образа профессиональной деятельности перестраивается в зависимости от квалификации респондентов.

Ключевые слова: автообраз профессии, преподаватель-лингвист, ассоциативный эксперимент, семантический анализ, статистический анализ.

The article reconstructs the complex image of the teacher of linguistics, based on the results of the directed chain associative test with multiple reactions. The informants were Russian university teachers and M.A. students of linguistics. Experimental data processing included the semantic classification of the reactions obtained, and their statistical analysis. The research results demonstrate that the nucleus of the profession self-image is formed by the semantic fields of “educational activity” and “subject domain”. However, the structure of professional activity image may rearrange depending on the informants’ qualification.

Keywords: profession’s self-image, teacher of linguistics, associative test, semantic analysis, statistical analysis.

Введение

Исследования образа профессии/профессиональной деятельности представляют несомненный интерес, так как их результаты имеют и теоретическую, и практическую ценность [4; 11; 13]. В теоретическом плане образ профессии можно рассматривать в контекстах а) изучения профессиональной идентичности (в сопоставлении с другими формами идентичности: национальной, региональной, гендерной и пр.); б) построения моделей экспертной деятельности (исследования инструментов, форм и процессов осуществления экспертной деятельности); в) моделирования взаимосвязи профессионального и обыденного мышления и картин мира и т. п. В практическом преломлении результаты исследования образа про-фессии/профессиональной деятельности могут быть востребованы при выборе профессии, приеме на работу и др., так как позволяют предста-

Публикация подготовлена в рамках поддержанных РГНФ научных проектов № 15-04-00320 и № 15-04-12015

86

[мир русского слова № 4 / 2015]

[К. И. Белоусов, Е. В. Ерофеева, Т. И. Ерофеева, Н. Л. Зелянская]

вить профессию/профессиональную деятельность в виде фрейма, составными частями которого будут типичные сценарии деятельности, «вписанность» профессии в социальный контекст, оценка (позитивные и негативные стороны) профессии, типичные ожидания, идеалы, образ человека данной профессии и мн. др.

Исследования образа профессии наиболее актуальны в социально ориентированных профессиональных сферах, поэтому большая часть работ по данной тематике относится к сферам медицины (образ профессии врача, медсестры и др.) [9; 10 и др.], журналистики [7; 6 и др.] и образования (образ профессии учителя, профессора и др.) [12; 8 и др.]. При этом исследуется как внешний, публичный образ профессии, формируемый СМИ, общественным мнением и др., так и внутренний, основанный на саморефлексии представителей той или иной профессии [12 и др.]. Среди методов реконструкции образа профессии наиболее распространены анкетирование, интервьюирование, опросы, контент-анализ источников.

Внимание к профессиональной деятельности преподавателя наблюдается со стороны педагогов, которые сосредоточены на методических аспектах педагогического дискурса и на выстраивании диалога «обучающий — обучаемый», а также со стороны психологов и социологов, которые рассматривают отношения между преподавателем и студентами с точки зрения их психологических установок и социальных практик.

Спектр исследуемых вопросов в этих областях чрезвычайно широк, однако практически повсеместно игнорируется тот факт, что преподаватель вуза чаще всего должен одновременно являться ученым и преподавательская деятельность зачастую обусловливается научными представлениями.

Кроме того, как любая другая деятельность, деятельность преподавателя тесно связана с определенными социальными институтами (вузы, факультеты, кафедры и т. п.), местом ее осуществления, с эмоциями, сопровождающими деятельность, и т. п. Профессиональная деятельность вообще, а особенно преподавателя, находит от-

ражение в структуре всей личности, во взглядах на мир как таковой.

В нашем исследовании ставится задача реконструкции комплексного образа профессии/ профессиональной деятельности преподавате-ля-лингвиста. Под образом/имиджем профессии мы понимаем представления социума и его отдельных групп о специалистах, реализующих себя в данной профессии, особенностях профессиональной деятельности, ее характеристиках и оценках. «Имидж» показывает, как нечто воспринимается, представляется, вспоминается или оценивается [5: 202]. Можно рассматривать, как профессия воспринимается изнутри, т. е. автообраз, который характерен для специалистов одной и той же сферы деятельности, и снаружи, т. е. формирующийся у других социальных групп. В данной работе мы остановимся только на изучении автообраза, т. е. внутренней рефлексии группы о своей профессии.

Образ профессии имеет сложную полевую структуру, состоящую из ядра — наиболее частотных (типичных) представлений — и периферии, при этом структура образа включает составляющие из разных семантических областей.

Методы исследования

В настоящем исследовании изучение внутреннего образа своей профессии преподавате-лями-лингвистами строилось на основе одного из подвидов направленного ассоциативного цепочечного эксперимента с большим количеством реакций — а именно методом перечисления слов определенного ряда (семантической группы/ка-тегории). Такого рода ассоциативные эксперименты нацелены на установление границ категории и ее структуры (ядра, периферии и т. п.) (см., напр.: [3]). Мы полагаем, что данный метод позволит представить образ профессии как иерархическую структуру связанных между собой семантических областей, каждая из которых имеет свой вес в общем комплексном образе профессии.

В качестве информантов были привлечены преподаватели, которые ведут разные лингвистические дисциплины (от практики иностранного языка до теоретических лекций по общему языкознанию). Места работы информантов — фило-

[мир русского слова № 4 / 2015]

87

[методика преподавания русского языка]

I

логические факультеты и факультеты иностранных языков российских вузов. Кроме того, в эксперименте участвовали лингвисты-магистранты, чей образ профессии/профессиональной деятельности можно рассматривать как комплекс субъективных представлений о своей профессии, сложившийся в процессе образования накануне непосредственной полноценной профессиональной самореализации. Всего в эксперименте участвовало 26 преподавателей разного возраста и квалификации (кандидаты и доктора филологических наук) и 8 магистрантов.

Задание, которое получали информанты, было следующим: «Напишите не менее 30 (или более) слов или выражений, которые с разных сторон характеризуют вашу профессиональную деятельность».

Эксперимент проводился в Информационной системе (ИС) «Семограф» [1]. Применение современных информационных технологий позволяет по-новому организовать работу исследователя (в том числе и в паре «исследователь — информант») на каждом ключевом этапе эксперимента: планирования, сбора данных, их обработки и анализа. ИС «Семограф» дает возможность проводить экспериментальные исследования онлайн и анализировать полученные данные с помощью инструментов полевого анализа (создавать семантическую классификацию реакций с много-многозначными соответствиями между реакциями и полями).

В ходе проведения эксперимента было получено 1230 реакций от 34 информантов (336 реакций — от 8 докторов наук, 651 реакция — от 18 кандидатов, 243 реакции — от 8 магистрантов).

Все полученные реакции распределялись по семантическим полям. Принципы распределения реакций по семантическим полям были следующими.

1. Учитывался контекст реакции: конкретное значение многозначных слов определялось из контекста, т. е. соотносилось со стоящими рядом реакциями. Например, слово двигаться может иметь отношение и к физическому движению, и к развитию. При этом оно встретилось в следующей цепочке реакций: расти, вести (как по дороге), двигаться, понимать, увлечь, — что позволяет

идентифицировать его как слово, в данном случае связанное с семантическим полем «развитие».

2. Если многозначное слово встречалось в анкетах в разных значениях, то оно учитывалось в двух соответствующих семантических полях. Например, слово словарь может употребляться и в значении ‘уже существующее издание, инструмент, которым люди пользуются при научной или учебной деятельности’, и в значении ‘создаваемый научный продукт, результат работы ученого’ Контексты встречаемости этого слова не позволяют однозначно отнеси его в то или иное поле, поэтому оно заносится в оба: «инструменты» и «результаты научной деятельности».

3. В два или более полей заносятся и словосочетания, состоящие из двух (более) компонентов: богатый лексикон — одновременно относится и к полю «речевая деятельность», и к полю «эмоционально-оценочная сфера».

4. К нескольким семантическим полям относятся и слова и выражения, связанные с ними со всеми. Например: белая ворона относится и к полю «субъекты», и к полю «эмоционально-оценочная сфера».

Для каждой группы информантов (магистранты, кандидаты наук и доктора наук) и для всей выборки респондентов в целом были выделены ядерная семантическая область образа профессии, формирующая область и вариативная (периферийная) область. Ядерными считались те поля, доля которых составила не менее 10% от всех реакций группы; периферийными считались те поля, доля которых оказалась 2% или менее от массива реакций группы. Остальные поля рассматривались как формирующая зона автообраза профессии.

На следующем этапе результаты полевого анализа реакций информантов обрабатывались с помощью инструментария ИС «Семограф»: автоматически строилась таблица сопряженности, отражающая распределение С-полей по выделенным квалификационным группам. Полученная таблица использовалась в корреляционном анализе, а также в рамках метода снижения размерности признакового пространства с помощью анализа соответствий (Correspondence Analysis). Для статистической обработки применялся статистический пакет Statistica 8.

Результаты

Анализ полученного материала показывает, что наиболее частотными реакциями, т. е. ядром представлений о своей профессии, у лингвистов

88

[мир русского слова № 4 / 2015]

[К. И. Белоусов, Е. В. Ерофеева, Т. И. Ерофеева, Н. Л. Зелянская]

оказываются следующие: наука/научная деятель-ность/научно-исследовательская деятельность/ занятие наукой (16); лингвистика/языкознание (15); университет (12); диссертация (10); препо-давание/преподавать (10).

Как видим, даже у самой частотной реакции встречаемость оказывается довольно низкой (16), т. е. ее назвали менее 50 % респондентов. Это говорит о диффузности представлений о своей профессии у преподавателей-лингвистов, о нестандартности и вариативности этих представлений. Тем не менее наиболее частотной оказывается реакция, связывающая образ профессии с научной деятельностью, чуть уступает ей по частотности название самой предметной области, кроме того, треть информантов указывает место, где осуществляется деятельность, преподавание как вторую составляющую деятельности и диссертацию как, очевидно, необходимое условие осуществления данной профессиональной деятельности.

Классификация реакций по значению позволила выделить 27 семантических полей, которые структурируют автообраз профессиональной деятельности преподавателей-лингвистов. Были проанализированы семантические поля, их доля в общем объеме экспериментального материала, а также в выборках реакций магистрантов, кандидатов наук и докторов наук. Данный показатель рассчитывался как отношение количества реакций в поле относительно общего количества реакций, данных определенной группой респондентов. Объем и наполняемость полей важны для понимания структуры образа.

В центре образа профессии оказываются семантические поля «предметная область» (это поле охватывает более половины всех реакций), «учебная деятельность», «эмоционально-оценочная сфера». Таким образом, для группы в целом, включая обучающихся еще магистрантов, ядром образа профессиональной деятельности оказывается учебная деятельность в определенной предметной области, вызывающая эмоциональную оценку.

Вариативную зону образа составляют такие семантические поля, как «я», «макропространство», «вещный мир», «финансирование», «культура», «количество», «знания», «физические

ощущения» и «образ жизни», которые в целом определяют субъективный контекст осуществления профессиональной деятельности преподава-телей-лингвистов. Интересно, что финансовые вопросы также вписываются в данный контекст и не оказываются существенно важными для информантов.

Остальные выделенные поля, включая «научную деятельность», образуют формирующую зону автообраза профессии.

Однако структура образа перестраивается в зависимости от группы респондентов и оказывается разной у магистрантов, кандидатов наук и докторов наук. Так, доля семантического поля «предметная область» в общем объеме реакций у магистрантов более чем в 3 раза превышает долю соответствующего поля у докторов наук и в 2 раза — у кандидатов наук.

Очевидно, это можно объяснить тем, что магистранты еще находятся в позиции освоения этой области и для них акцент на нее в профессии является основным. Кроме того, у магистрантов чаще, чем у других групп респондентов, встречается семантическое поле «речевая деятельность», с одной стороны, также представляющее предмет изучения лингвистов, а с другой — один из важнейших инструментов лингвиста. Видимо, магистранты в своих представлениях о профессии в основном нацелены на предмет лингвистики и на овладение различными речевыми стратегиями. Фиксация внимания на предмете без активного погружения в контексты научного творчества, личных ценностей и эмоций указывает на еще не полную встроенность в профессиональную сферу, сужение ее до базовых составляющих. Интересно также, что у магистрантов чаще, чем у других опрошенных, встретились реакции из поля «макропространство» и «культура». Представления о собственном профессиональном облике, находящиеся в процессе формирования, соотносятся с более широкими предметными и деятельностными областями, напрямую не связанными с профессией, что расширяет рефлексию магистрантов о профессиональной самоидентификации до сфер, связанных с лингвистикой опосредованно.

[мир русского слова № 4 / 2015]

89

[методика преподавания русского языка]

I

У кандидатов наук чаще, чем у других информантов, актуализируются семантические поля, характеризующие различные виды деятельности («учебная деятельность», «организационная деятельность», «научная деятельность»), основу этой деятельности («учебные материалы») и ее результаты («результаты научной деятельности»). Кандидаты наук представляют лингвистов как людей, вовлеченных в различные аспекты деятельности. Кроме того, у кандидатов наук чаще, чем у других информантов, этот образ формируется через саморефлексию (семантическое поле «я» в несколько раз активнее, чем у других групп) и в качестве обязательной составляющей включает научную коммуникацию, т. е. общение с другими коллегами.

У докторов наук значительно большую долю, чем у магистрантов и кандидатов наук, занимают семантические поля «эмоционально-оценочная сфера», «интеллектуальная сфера», «моральноэтическая сфера», т. е. поля, описывающие, если так можно выразиться, сферу духа в целом. Но кроме этого большая доля в их реакциях отводится словам и выражениям, обозначающим место, время и бытовые особенности жизни лингвиста (семантические поля «время», «количество», «пространство университета», «вещный мир» и «физические ощущения»). Образ профессиональной деятельности лингвиста, с точки зрения докторов наук, предстает как единство противоположностей — духовного и физического начал.

Если выделить ядерные, формирующие и вариативные зоны образа у каждой из рассматриваемых групп, то мы получаем разные структуры автообраза профессиональной деятельности.

Ядерная зона у магистрантов совпадает с общей ядерной зоной и включает поля «предметная область» и «учебная деятельность». Вариативная часть образа у магистрантов самая большая (включает 12 семантических полей), некоторые поля в их реакциях вообще не актуализируются. Семантические поля формирующей зоны представлены достаточно малыми объемами.

У кандидатов наук центр образа закладывают семантические поля «предметная область», «учебная деятельность» и «эмоционально-оце-

ночная сфера», но, в отличие от магистрантов, их образ профессиональной деятельности включает меньше вариативных полей (8 полей) и больше формирующих семантических полей с довольно большими объемами.

Доктора наук в ядро образа помещают семантические поля «эмоционально-оценочная сфера» и «интеллектуальная сфера». Число вариативных полей у них оказывается таким же, как и у кандидатов (8), однако поля имеют другой состав: у докторов наук в формирующую область переходят «вещный мир» и «количество», зато поля «речевая деятельность» и «учебные материалы» становятся периферией образа.

Близость между образами профессиональной деятельности у разных групп можно оценить с помощью методов корреляционного анализа. Представим коэффициенты корреляции Спирмена при p < 0,05: магистранты — к. ф. н. = 0,79, магистранты — д. ф. н. = 0,51, к. ф. н. — д. ф. н. = 0,61.

Высокий уровень корреляции наблюдается между распределением объемов семантических полей у кандидатов наук и магистрантов. Значение коэффициента корреляции между объемами полей у кандидатов и докторов наук также превышает уровень значимости. В то же время образы профессиональной языковедческой деятельности у докторов наук и магистрантов строятся на разных основаниях.

Для выявления специфики построения образов профессиональной деятельности у всех квалификационных групп был использован анализ соответствий (Correspondence Analysis), который позволяет визуально представить исследуемые семантические поля и квалификационные группы в координатном пространстве переменных малой размерности (в частности, на плоскости) (подробнее см.: [2: 561-576]).

На рисунке визуализированы результаты применения анализа соответствий. На графике одновременно представлены «точки-строки» (семантические поля) и «точки-столбцы» (квалификационные группы). Для понимания графика нужно учитывать следующее: расстояние между данными одного типа свидетельствует о качестве связи между ними (чем меньше расстояние, тем

90

[мир русского слова № 4 / 2015]

[К. И. Белоусов, Е. В. Ерофеева, Т. И. Ерофеева, Н. Л. Зелянская]

связь сильнее, чем больше — тем слабее); сила связи между данными разных типов устанавливается на основе размера угла между двумя точками (относящихся к разным типам данных), вершина которого расположена в центре тяжести графика — точке пересечения осей; острый угол свидетельствует о положительной корреляции (чем меньше угол, тем выше корреляция); тупой угол — об отрицательной корреляции; прямой угол — об отсутствии корреляции [Там же: 570-571].

На рисунке видно, что ось OX может быть определена как шкала, фиксирующая уровень квалификации: слева — начальная (магистранты), справа — наиболее высокая (профессора). Центр шкалы соответствует квалификации доцентов.

Ось OY интерпретируется сложнее, так как ее основу составляют многочисленные семантические поля, неоднородно распределенные в данном признаковом пространстве. В области центра оси OY располагаются поля, в наибольшей мере относящиеся к профессиональной деятельности лингвиста. Так, поле «профессиональная сфера» характеризует профессиональную деятельность как таковую, поэтому располагается наиболее близко к центру графика (0; 0). Вокруг данного поля располагаются и другие поля, раскрывающие содер-

жание деятельности лингвиста: «речевая деятельность», «предметная область», «инструменты», «методы», «знание». Сверху от данной области находятся семантические поля, характеризующие профессиональную (научную и образовательную) деятельность и ее результаты: «учебная деятельность», «научная деятельность», «результаты научной деятельности», «учебные материалы» и др. Напротив, в нижней части графика (по оси OY) располагаются поля, связанные с субъективным переживанием, осмыслением и оценкой окружающей действительности: «эмоциональнооценочная сфера», «интеллектуальная сфера», «духовно-нравственная сфера». Заметим, что в качестве основы для интерпретации осей признакового пространства учитываются в первую очередь высокачастотные семантические поля. Низкочастотные поля могут либо встраиваться в логику интерпретации (например, поле «физические ощущения», расположенное в нижней части оси OY), либо игнорировать ее (например, поле «я» в верхней части графика). Поэтому ось OY можно интерпретировать как шкалу объективации: от субъективных переживаний/осмыс-лений/оценок к объективированию их в деятельности и далее — в результатах этой деятельности.

Рис. Распределение семантических полей и социальных групп в двухмерном пространстве

[мир русского слова № 4 / 2015]

91

[методика преподавания русского языка]

I

Интересно, что поля «интеллектуальная сфера» и «результаты научной деятельности» не связаны непосредственно: интеллектуальная деятельность мыслится вне конечной объективации (например, в виде научных статей). Она гораздо шире, охватывает не только собственно научную деятельность; скорее ее можно понять как определенный «образ жизни», создающийся «интеллектуальной сферой», «эмоционально-оценочной сферой» и «духовно-нравственной сферой».

Противопоставление двух групп респондентов (доктора и кандидаты наук) — это противопоставление двух образов профессиональной деятельности, тех доминант, которые создаются и осознаются наиболее значимыми. В этой связи интересно, что область субъективного начала, характерная для докторов наук, преломляется в объективный надличностный «образ жизни»; и наоборот, область объективного, репрезентирующая образ профессии у кандидатов наук, в своей крайней точке субъективируется в семантическом поле «я».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается группы магистрантов, то для них характерно только погружение в «предметную область» и «речевую деятельность». Остальные аспекты профессиональной деятельности, как объективные, так и субъективные, данная группа еще не включила в свое жизненное пространство.

Выводы

Семантическое моделирование образа профессии, основанное на результатах ассоциативного цепочечного эксперимента 34 информантов, позволило рассматривать в качестве конститу-ентов образа семантические поля и их конфигурации. Основу профессиональной деятельности преподавателя лингвиста составляют два вида деятельности — наука и преподавание. Однако структура образа профессиональной деятельности перестраивается в зависимости от группы респондентов и оказывается разной у магистрантов, кандидатов наук и докторов наук. Так, образ профессии у магистрантов формируется за счет активного обращения к лексике, характеризующей предмет лингвистики (и частных лингвистических исследований), а также связанной

с различными речевыми стратегиями, необходимыми в профессиональной деятельности. Образ профессии у кандидатов наук, помимо собственно языковедческих реалий, включает саморефлексию, общение с другими коллегами и в целом может характеризоваться как активный, динамичный, охватывающий различные аспекты научной, учебной и организационной деятельности. Образ профессиональной деятельности лингвиста, с точки зрения докторов наук, предстает как единство противоположностей — духовного и физического начал.

Использование анализа соответствий позволило уточнить конфигурации семантических полей, создающих образ профессии каждой из трех квалификационных групп. Было установлено, что семантические поля распределяются в двумерном признаковом пространстве, оси которого можно проинтерпретировать следующим образом: OX — ось квалификации (магистранты, кандидаты наук и доктора наук) и OY — ось субъективации/объ-ективации, фиксирующая реакции информантов от субъективных переживаний/осмыслений/оце-нок к объективированию их в деятельности и в результатах этой деятельности (статьи, учебники, монографии и под.). При этом интеллектуальная деятельность мыслится вне конечной объективации. Она гораздо шире, охватывает не только собственно научную деятельность; скорее ее можно понять как определенный стиль жизни.

Противопоставление двух образов профессиональной деятельности: «объективированного», характерного для кандидатов наук, и «субъективированного», воплощенного в представлениях о профессии докторов наук, оказывается значительно сложнее: объективированные результаты деятельности и сама деятельность рассматриваются с позиции личностного «я», а субъективированные акты мыслительной, эмоциональной и духовно-нравственной деятельности — в контексте надличностного образа жизни.

Благодарности

Авторы статьи выражают благодарность всем информантам, принявшим участие в исследовании, а также РГНФ за поддержку исследования.

92

[мир русского слова № 4 / 2015]

[К. И. Белоусов, Е. В. Ерофеева, Т. И. Ерофеева, Н. Л. Зелянская]

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусов К. И. Экспериментальная лингвистика и сетевая наука // Социо- и психолингвистические исследования. 2014. Вып. 2. С. 21-31.

2. Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. СПб., 2003.

3. Ерофеева Е. В., Пепеляева Е. А. Структура семантического поля «Человек» в сознании носителей русского языка // Вестн. Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. 2011. № 1(13). С. 7-19.

4. Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

5. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы. Харьков, 2004.

6. Ahva L. Public journalism and professional reflexivity // Journalism. 2013. Vol. 14. P. 790-806.

7. Aldridge M., Evetts J. Rethinking the concept of professionalism: the case of journalism // British Journal of Sociology. 2003. Vol. 54(4). P. 547-564.

8. Arnon S., Reichel N. Who is the ideal teacher? Am I? Similarity and difference in perception of students of education regarding the qualities of a good teacher and of their own qualities as teachers // Teachers and Teaching: theory and practice. 2007. Vol. 13(5). P. 441-464.

9. Fealy G. M. ‘The good nurse’: visions and values in images of the nurse // Journal of Advanced Nursing. 2004. Vol. 46(6). P. 649-656.

10. Fletcher K. Image: changing how women nurses think about themselves. Literature review // Journal of Advanced Nursing. 2007. Vol. 58(3). P. 207-215.

11. LeCroy C. W., Stinson E. L. The Public’s Perception of Social Work: Is It What We Think It Is? // Social Work. 2004. Vol. 49(2). P. 164-174.

12. Miller L. The self-image of the library profession // International Library Review. 1989. Vol. 21(2). P. 141-155.

13. Scherz Z., Oren M. How to change students’ images of science and technology // Science Education. 2006. Vol. 90(6). P. 965-985.

[ хроника]

XII «СМОРОДИНА» — МЕЖВУЗОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Народная, вкусная, олимпиада по русскому Русские традиции — русская «СМОРодина» (из слоганов к Олимпиаде)

В Красноярске собран урожай смородины: награждены победители Олимпиады по русскому языку «СМОРодина».

Студенческая межвузовская Олимпиада по русскому языку «СМОРодина успешно завершилась 28 ноября 2015 года в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева в Красноярске.

На площадках СибГАУ встретились команды Сибирского юридического института ФСКН РФ, Сибирской пожарно-спасательной академии МЧС России (г. Железногорск), Института космических и информационных технологий СФУ, Красноярской государственной академии музыки и театра, школы № 65 и лицея № 3, Аэрокосмического колледжа, Института информатики и телекоммуникаций и гуманитарного факультета СибГАУ Они достойно выступили во всех испытаниях Олимпиады, включая творческий конкурс.

Участники Олимпиады проверили свои силы в написании диктанта (был предложен непростой текст Василия Белова о частушке), в сочинении частушки по предложенной истории, объяснении значений некоторых слов.

Ответственная за проведение Олимпиады, старший преподаватель Елена Ивановна Лоцан говорит: «Мне нравится игра на Олимпиаде, ведь это живое творчество народа, русский фольклор». Егор Жулдыбин, один из победителей Олимпиады: «Прошла Олимпиада, Собрали урожай, СМОРодина сплотила, Теперь частушку знай!»

Надо было опознать также исторические ситуации, о которых рассказывается в частушках. Наконец, все участники сошлись в мегаконкурсе Олимпиады — частушка-баттяе.

По итогам финального этапа Олимпиады стали известны победители номинаций: Техника на службе творче-

ства — Аэрокосмический колледж СибГАУ; Креативный русский — гуманитарный факультет СибГАУ; Правильное русское письмо — Дрынь Яна (ГФ СибГАУ); Поэзия родного языка — Аэрокосмический колледж СибГАУ; Мастерство литературной трансформации — ИИТК СибГАУ; Олицетворение русского духа — КГАМиТ; Преданность жанру — СПСА МЧС России, г. Железногорск; Золотой голос — Сибирский юридический институт ФСКН России; Золотой каблучок — школа № 65; Память слова — Федоров Михаил (ФММ СибГАУ); Мастер частушки — Шелехов Максим (ИИТК СибГАУ), Жулдыбин Егор (ГФ СибГАУ), Леванович Сергей (ФММ СибГАУ).

Партнёрами XII Олимпиады «СМОРодина» стали журнал «Русский мир.ш», красноярская Группа компаний «Командор», ОАО «РусГидро», пиццерия «Милано», компания АМИКО (питьевая вода «Талица»), Театр оперы и балета, компания «TRUE QUESTS», компания «5,5 специй», Котокафе «Кис-Кис», порталы «Грамота.ш», gramma.ru, газета «Городские новости», радиостанция «Россия 1 Красноярск».

Участники Олимпиады поблагодарили организаторов и партнеров за великолепную возможность соприкосновения с русской культурой и языком. Эти дни были не просто праздником, они стали настоящим событием. Ведь русский язык — мировой язык, язык самой большой страны в мире, мелодичный, как песня. Все, кто изучает русский язык, имеют тёплую душу, а частушка — теплый и задорный жанр.

Олимпиада входит в план мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) на 2015 год.

Организатор Олимпиады — кафедра общественных связей гуманитарного факультета СибГАУ

Подробности см. на сайте Олимпиады «СМОРодина» — rusolimp.sibsau.ru и в социальных сетях.

[мир русского слова № 4 / 2015]

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.