Научная статья на тему 'Значимость сказки в психологическом развитии дошкольников'

Значимость сказки в психологическом развитии дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2824
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воображение / фантазия дошкольников / особенности развития / детская литература / сказки / imagination / imagination of preschoolers / features of the development / children works / tales

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Галина Петровна, Булах Ирина Сергеевна

В статье проанализирована значимость детской литературы. Раскрыто специфику восприятия, понимания и воспроизведения детьми сказочных сюжетов. Основное внимание акцентировано на психотерапевтическом и педагогическом воздействии сказок, а так же на творческом воображении детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value a tale in the psychological development of preschool children

In the article analyzed the important of children works. Opened the specific of perception, understanding and reproduction story tales by children. Gave special attention on psychotherapeutic and educational impact tales. The emphasis concentrated on the reproduction imagination children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Значимость сказки в психологическом развитии дошкольников»

Value a tale in the psychological development of preschool children

Section 11. Psychology of Creativity

Zinchenko Galina Petrovna SU “Pereyaslav-Khmelnytsky SPU by Skovoroda” postgraduate department of applied psychology

E-mail: Gp.z@mail.ru Bulakh Irina Sergeevna Supervisor doctor of psychology, professor

Value a tale in the psychological development of preschool children

Abstract: In the article analyzed the important of children works. Opened the specific of perception, understanding and reproduction story tales by children. Gave special attention on psychotherapeutic and educational impact tales. The emphasis concentrated on the reproduction imagination children of preschool age.

Keywords: imagination, imagination of preschoolers, features of the development, children works, tales.

Зинченко Галина Петровна ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды» аспирант кафедры практической психологии

E-mail: Gp.z@mail.ru Булах Ирина Сергеевна Научный руководитель, доктор психологических наук, профессор

Значимость сказки в психологическом развитии дошкольников

Аннотация: В статье проанализирована значимость детской литературы. Раскрыто специфику восприятия, понимания и воспроизведения детьми сказочных сюжетов. Основное внимание акцентировано на психотерапевтическом и педагогическом воздействии сказок, а так же на творческом воображении детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: воображение, фантазия литература, сказки.

Актуальность. В современных условиях социальной жизни возникает потребность в творчески активной личности, которая была бы способна эффективно и нестандартно преодолевать экстремальные ситуации, решать новые жизненные проблемы. Мотивировать необходимость в активной социальной жизни важно с раннего детства. В связи с этим перед дошкольным воспитанием

дошкольников, особенности развития, детская

стоит важная задача, которая связана с развитием творческого потенциала ребенка. Именно приобретение ребенком творческих способностей связано с усвоением культурных достижений народа, в частности традиций, песен, сказок.

Сегодня в психологической науке, как отмечают ученые (А. Кононко, В. Кузьменко, Т Пи-роженко и др.), Использование комплексного

59

Section 11. Psychology of Creativity

подхода может быть распространено и на учебновоспитательный процесс, который будет способствовать полноценному развитию творческого воображения.

Специфика творчества, в частности, творческого воображения ребенка дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы его творческой деятельности и поведения в целом. Ребенок живет в фантастическом мире более, чем в реальном. Ему еще не совсем понятна логика взрослых рассуждений, зато сказка воспринимается легко. Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, хотя имеет большую значимость в его жизни. Детском воображении присущи волшебные образы, которыми она наслаждается, определяя симпатии к окружающему миру.

Опираясь на вышесказанное, целью нашей статьи является выяснение значимости сказок в психологическом развитии дошкольников.

Изложение основного материала.

Проблема значимости восприятия и переживания сказки в психическом развитии ребенка, становлении его как личности, раскрытии творческого потенциала остается одной из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Это связано с открытием новых возможностей использования сказки в учебно-воспитательном процессе дошкольников. В связи с этим в современной методологической работе со сказкой возник новый вид деятельности, который получил название сказкотерапия. В современной психологии сказка все чаще рассматривается как разнообразный по своим проявлениям источник личностного развития ребенка. Взрослые, которые непосредственно участвуют в обучении и воспитании детей, все больше обращают внимание на классические украинские сказки в противовес современным, где доминируют агрессивные сказочные герои.

Доказано, что воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям дошкольника. Ведь ребенку важно достичь не столько практического результата в процессе фантазирования, сколько включиться в сам процесс творчества, от которого он и получит удовольствие. Подавляющее большинство

фантастических и сказочных историй, сочиненных ребенком, имеют компенсаторную природу. Так, еще З. Фрейд считал, что воображение является средством удовлетворения невыполнимого на самом деле желание, точнее такого, которое порождается депривацией. Б. Беттельхейм дополнил идею З. Фрейда, заметив, что воображение крайне необходимо для гармоничного развития личности. Из психоанализа вышла теория А. Адлера, согласно которой чувство слабости и несамостоятельности, болезненно ощущаются ребенком. Именно поэтому довольно часто в фантазиях (сказках, играх) дети бессознательно мстят, протестуя против реального чувства несостоятельности. И как следствие, они прибегают к гиперболизации, потому что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, поскольку это отвечает их потребностям и внутреннему состоянию [6].

Как отметил, Е. Неелов, сказки позволяют ребенку избежать скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональное потрясение. В сказке есть четкое разграничение на добро и зло. Один персонаж добрый, другой — злой, однако последний обязательно будет побежден. Такой сюжет упорядочивает сложные чувства ребенка, а счастливый конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то достойное. Сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, когнитивный и эмоциональный потенциал сказки намного выше, чем ее идейно-художественная значимость. Она проста и в то же время загадочная. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, вызвать его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности от того, чем занимается [7].

Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. К анализу сказок прибегают психологи, педагоги, родители, обращая внимание на то, что именно сказочные произведения влияют на интеллект и способствуют корректировке поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. К тому же, сказка учит дошкольника рассуждать, оценивать поступки

60

Value a tale in the psychological development of preschool children

героев, хорошо тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для того, чтобы познакомить детей с культурным достоянием народа.

Художественная литература — неисчерпаемый источник мудрости, знаний, духовности, красоты художественного слова для развития ребенка дошкольного возраста.

Детская книжка — это мощные средства формирования фонематического слуха и правильного звукопроизношения, обогащению словаря ребенка, развития связной речи. Устное народное творчество традиционно использовали в отечественной и зарубежной педагогике как мощный фактор воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Воспитательная и художественная ценность этого вида искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, прежде всего, языковых средств выразительности, ведь речь детских произведений является лучшей, высшей формой литературной речи, которой дети стремятся подражать. Среди фольклорных жанров главное место занимает сказка, служит методично целесообразным материалом для театрализованной деятельности детей, игр-драматизаций, инсценировки. Для того чтобы научить дошкольников различать интонационную окраску речи в зависимости от цели сказанного (вопросы, возмущение, восторг, повествование), от характера сказочных героев, особенностей их поведения (добрый, заботливый, неуклюжий, плаксивый, робкий, коварный, льстивый, злой), целесообразно предлагать такие упражнения, которые дают полное целостное представление о конкретном персонаж [3].

От других прозаических жанров, как утверждал В. Богат, сказка отличается идеализацией положительных героев, ярким изображением «сказочного мира» и романтическим окраской событий. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, тем самым влияя на становление личности ребен-

ка в целом. Осознавая содержание сказки, ребенок знакомится с общечеловеческими качествами — добротой, трудолюбием, правдивостью, честностью, вежливостью, учится эмоционально реагировать на различные жизненные ситуации и поступки персонажей. Ребенок стремится быть похожей на любимых литературных персонажей, противодействовать злу, приходить на помощь, приносить пользу, защищать слабых, и так постепенно формируется его характер [2].

Важной особенностью любой сказки есть соборность. По мнению А. Запорожца, единство дела, мысли, чувства, остро противостоит эгоизму и жадности, всему тому, что делает жизнь ничтожным. Почти все сказки, олицетворяют радость сотрудничества, которая выступает не как повинность, а как праздник. Не менее важное значение в сказке имеет доброта, как жалость к слабому, которая побеждает над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей. Воплощение таких ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения [4].

Как отметил К. Чуковский, целью сказочника, в первую очередь, стремление воспитать у ребенка человечность, как удивительную способность сопереживать, проникаться чужим несчастьем искренне радоваться успехам. В действиях и поступках сказочных героев трудолюбие противостоит — лени, добро — злу, храбрость — трусости. Симпатии детей всегда на стороне тех, кому свойственны отзывчивость и смелость. Дети радуются, когда побеждает добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает такая желанная счастливая развязка. Сказки, «погружая» детей в круг необычных событий, происходящих с их героями, кроют в себе глубокие нравственные идеи. Они учат трудолюбию, позитивному отношению к людям, бережному отношению к окружающей среде и является примером высоких чувств и стремлений.

Известным отечественным детским психологом Л. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в дошкольном и младшем

61

Section 11. Psychology of Creativity

школьном возрасте. Она отметила, что восприятие сказки ребенком отличается от ее восприятия взрослым человеком, поскольку первому необходимо внешнее опоры. Когда ребенок принимает позицию главного героя и пытается преодолеть препятствия, подстерегающие на сказочном пути. Исследовательницей обнаружено, что сказка для ребенка является не просто фантазией, а особой реальностью, которая помогает понять мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий. Сказка для ребенка это не только литературное произведение, не просто игра, а средство материализации волнующих ее отношений и обстоятельств, правил поведения, категорий добра и зла. Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком не раскрывает в полной мере настоящей их нравственной сущности. Очевидно, что с этим ребенок не может справиться без посторонней помощи. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может изменить ребенка и его жизни [8].

Как доказала В. Ульенкова, сказка в определенной степени удовлетворяет три природные психологические потребности ребенка:

— в автономности (независимости). Почти в каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь преимущественно на свои силы;

— в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть невероятные препятствия, проявляет лидерские качества, преуспевает;

— в активности. Герой всегда выполняет определенные действия и совершает поступки.

Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент ее личностного развития [11].

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем и творчески преобразует. Но при этом воспринимает все, что происходит в нем как реальность, потому что этого требует его внутренний мир.

Дошкольники очень любят слушать невероятные истории и сказки, которые расширяют их познания и кругозор, показывают, что, кроме реального, существует волшебный мир захватывающих приключений. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и возможные способы их решения. Даже когда действующие лица произведения кажутся неправдоподобными, настоящие сказки все же не лишены огромного жизнеутверждающего смысла. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, поэтому им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Наше понятие о доброте предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца или в образе доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях больше рассказывается о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, чем о внешних событиях, часто противоречащих реалиям [10].

Высоко оценивая воспитательное значение сказки, В. Кизилова называла ее «блестящей попыткой» создания народной педагогики. По ее мнению, ценной чертой сказок является то, что в ходе развертывания сюжета происходит определенная трансформация: слабый герой превращается в сильного, неопытный в мудрого, пугливый в смелого. Таким образом, сказка способствует морально-нравственному развитию ребенка. Слушая сказку, ребенок подсознательно ассоциирует себя с главным героем и в своем воображении активно «проживает» события, которые происходят в произведении. Когда главный герой находится в опасном положении и никого из родных нет рядом, он всегда выходит победителем, поскольку не избегает опасности, максимально точно анализирует ситуацию и делает выводы. Проживание опасной ситуации в воображении ребенка уменьшает его страхи, повышает уверенность в себе и помогает действовать сосредоточившись на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях. Итак, сила психотерапевтического и воспитательного воздействия сказки очевидна [5].

Ситуации, которые разворачиваются перед воображением дошкольников в сказке эффек-

62

Value a tale in the psychological development of preschool children

тивны в их воспитании, поскольку опираются на психологические закономерности их развития и являются эмоционально насыщенными. Использование сказочных ситуаций дает возможность уменьшить жесткое влияние на ребенка. Многократно включая дошкольника в аналогичные по своему характеру условия, ему дается возможность сделать собственный выбор, а не механически воспроизводить социально заданные образцы. Итак, сказочные ситуации — это воспитательные ситуации, которые создают условия для получения ребенком индивидуального опыта, выработки и закрепления схемы социального поведения [9].

Выводы. Неотъемлемой частью жизни каждого ребенка есть сказка. Рассматривая яркие иллюстрации, наблюдая за выражением лица взрослого, который читает книгу, в детском воображении разворачивается разноцветный мир сказочных приключений. Слушая сказки ребенок учится радоваться, сочувствовать и грустить. Следовательно, он не только знакомится с различными эмоциональными состояниями человека, но и управляется чувствовать и эмоционально

верно выявлять собственные чувства.

Трудно переоценить значимость сказок в психическом развитии дошкольников, поскольку они значительно расширяют их кругозор, раскрывают тайны природы, знакомят с событиями давно прошлых времен, открывают неизвестные страны, привлекают к общечеловеческим и духовным ценностям, способствуют социализации. Рассказы и стихи о детях учат взаимодействовать в сообществе сверстников, делиться игрушками, не обижать других.

Итак, с помощью сказок дошкольник учится быть внимательным, у него развивается творческое воображение, логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи. Детская литература способствует также его познавательному и художественно-эстетическому развитию, усвоению норм культуры поведения, разнообразит игровую деятельность, влияет на развитие чувства юмора. Художественная литература и сказка как такова способствует сближению родителей и детей, выступает средством семейного воспитания и формирования культуры семейного досуга.

Список литературы:

1. Базова програма розвитку дитини дошкльного вжу «Я у свт»/наук. кер. та заг. ред. О. Л. Конон-ко. - 3-те вид., виправл. - К.: «Свггоч», 2009. - 430 с.

2. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ//Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 30-32.

3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада/В. Я. Воронова. - М.: «Просвещение», 1981. - 80 с.

4. Запорожец А. В. Избр. психологические труды в двух томах/А. В. Запорожец. - М.: «Педагогика», 1986. - 306 с.

5. Кизилова В. В. Основи культури й техшки мовлення: навчальний поабник/В. В. Кизилова. -Луганськ: «Знання», 2007. - 126 с.

6. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству//Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 76-82.

7. Неелов Е. М. Натурфилософия русской волшебной сказки: Учебное пособие/Е. М. Неелов. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. университета, 1989. - 88 с.

8. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология/Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2002. - 374 с.

9. Орланова Н.П Складання казок дггьми старшого дошкльного в1ку//Дошк. пед. i психолопя: ре-спубл. наук.-метод. зб./Н.П Орланова. - Вип. 3. - Рад. шк., 1967. - С. 251-257.

10. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей/Л. Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.

11. Ульенкова У Найважлив1ша умова повноцшного формування особистост1//Дошкгльне виховання -2000. - № 4. - С. 15-20.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.