Научная статья на тему 'Значение взаимодействия органов государствен-ного и муниципального управления с местными сообществами для социокультурного развития территории'

Значение взаимодействия органов государствен-ного и муниципального управления с местными сообществами для социокультурного развития территории Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прохоров Д.В., Цлаф В.М.

В статье показана необходимость взаимодействия органов государственного и муниципального управления и местных сообществ в процессах стратегического развития территории. Выявлены основные проблемы организации такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of interaction of state and municipal public authorities with local communities for sociocultural development of territories

The necessity of an interaction of both state and municipal public authorities with local communities in strategic territorial development processes is considered. The basic problems of such a process organizing are exposed.

Текст научной работы на тему «Значение взаимодействия органов государствен-ного и муниципального управления с местными сообществами для социокультурного развития территории»

Прохоров Д.В., Цлаф В.М.

■Значение взаимодействия органов государственного и муниципального управления с местными сообществами для социокультурного развития территории // Вестник Самарского государственного 328 университета. Серия «Экономика и упровоение». 22015. № 9/2 (131). С. 328—334

УДК 334.02

Д.В. Прохоров, В.М. Цлаф*

ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ С МЕСТНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ**

В статье показана необходимость взаимодействия органов государственного и муниципального управления и местных сообществ в процессах стратегического развития территории. Выявлены основные проблемы организации такого взаимодействия.

Ключевые слова: социокультурное развитие, местное сообщество, муниципальное образование, стратегия.

Разработка и реализация стратегий и стратегических планов развития муниципальных образований (городских и сельских) требует участия широких слоев населения в качестве участников формирования стратегических ориентиров, инициаторов разработки тех или иных стратегически важных проектов и программ и их исполнителей. Стратегическое развитие территорий (муниципальных образований и тем более регионов) невозможно силами локальных профессиональных или волонтерских групп и организаций. Основное направление стратегического развития территории — улучшение качества жизни населения. При том что этот термин имеет достаточно определенное толкование в науке и в практике государственного управления и даже измеримый показатель (индекс развития человеческого потенциала — ИРЧП), конкретные представления населения о том, «что такое хорошая жизнь», могут меняться в достаточно широких пределах в зависимости от исторически сложившихся особенностей данной территории, ее национального и конфессионального состава, преобладающих отраслей экономики, степени развития отраслей социальной сферы на начальный момент реализации стратегических изменений и других факторов. Поэтому стратегическое развитие каждой территории, региона или муниципального образования должно учитывать пожелания жителей именно данной территории, так как «хорошая жизнь» должна быть создана именно для них, а не для усредненного российского гражданина. В этом отношении можно вспомнить попытку нивелирования различий и создания единого образа «советского человека», соответствующего единому «моральному кодексу строителя коммунизма» и другим единым нормам — как известно, эта попытка не привела к успеху в отношении создания высокого качества жизни для всего советского народа, хотя, безусловно, повышала качество жизни отдельных социальных групп.

Другой аспект рассматриваемого процесса — высокое качество жизни должно быть создано для населения территории силами всего населения. Упомянутые выше профессиональные и волонтерские группы и организации, выполняя различные целевые программы и собственные инициативные действия, могут решать отдельные, чаще всего отраслевые, задачи (совершенствование ЖКХ, социальную под-

* © Прохоров Д.В., Цлаф В.М., 2015

Прохоров Денис Викторович (devipr@yandex.ru), Цлаф Виктор Михайлович (sbs@samaramail.ru), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

** Выполнено при финансовой поддержке фонда РГНФ, грант «Социокультурный портрет Самарской области: эволюция и модернизация региона», проект № 15-13-63004 а(р).

держку инвалидов и т. п.), воздействуя на отдельные компоненты качества жизни населения, — и, как правило, не всего населения, а отдельных групп. Комплексное развитие территории, охватывающее все важные для ее населения аспекты, может быть осуществлено только силами практически всех дислоцированных на этой территории организаций: промышленных, социальных, рекреационных, финансовых, спортивных и др., — а также граждан, не объединенных какими-либо организационными структурами.

Бытует мнение, что процессы стратегического развития включают три основных компонента: институциональные изменения, инвестиционное обеспечение изменений и их кадровое обеспечение. При этом под кадровым обеспечением подразумевается наличие в организациях или на рынке труда людей, подготовленных в профессиональном отношении к решению задач, указанных в стратегии. Не отрицая важности институциональных, инвестиционных и профессионально-кадровых процессов, отметим, что ограничение процесса развития указанными компонентами противоречит важнейшему методологическому принципу теории управления, гласящему, что базовым компонентом процесса развития являются социокультурные изменения [1]. В процессе стратегического развития отдельных организаций это означает приоритетность изменений организационной культуры. Применительно к реализации стратегий развития территорий (регионов, муниципальных образований) это подразумевает постановку задачи изменения социокультурных характеристик всего населения территории.

Управление стратегическим развитием муниципальных образований в рамках принятых стратегических нормативных актов осуществляется органами местного самоуправления (ОМС). Исходя из сказанного выше очевидно, во-первых, что это должно быть именно самоуправление, а не нижний уровень государственного управления, к чему фактически сведена роль ОМС во многих муниципальных образованиях. Во-вторых, реализация такого управления требует наличия механизмов взаимодействия ОМС с организациями всех форм собственности и организационно-правовых форм, расположенными на территории (в том числе официально зарегистрированными на других территориях, но фактически расположенными на данной). В-третьих, и это можно считать главным требованием, необходимо наличие механизмов взаимодействия ОМС с населением, позволяющих не только осуществлять предусмотренные законодательством управленческие функции, но и активно влиять на социокультурные характеристики населения. Это невозможно сделать «давлением на население сверху вниз» — эта задача требует прежде всего осознания и ОМС, и населением необходимости реализации партнерского взаимодействия ОМС и населения в деле стратегического развития территории и практической реализации такого взаимодействия.

Взаимодействие ОМС с организациями существенно ограничено федеральным законодательством [2], ограничивающим полномочия ОМС вопросами местного значения. Эта проблема чрезвычайно важна для реализации стратегического развития муниципальных образований, но требует отдельного рассмотрения и выходит за рамки настоящей работы.

Анализ практики взаимодействия ОМС с населением в г. о. Самаре и ряде других крупных муниципальных образований показывает, что, во-первых, опыт партнерского взаимодействия ОМС с населением чаще всего отсутствует, реже — проявляется в отдельных элементах муниципального управления и крайне недостаточен. Во-вторых, инструментарий воздействия на социокультурные характеристики населения почти не известен ни работникам органов ОМС, ни представителям «общественности» муниципальных образований. Эти два фактора формируют важ-

нейший сегмент проблемного поля стратегического развития муниципальных образований.

Указанные проблемы не в меньшей степени относятся и к процессам стратегического развития регионов.

Согласно социокультурному подходу, регион является прежде всего территориальным сообществом, сложившимся исторически и образованным в результате деятельности социальных акторов — жителей данного региона [3].

Из признания приоритета социокультурных изменений в процессе территориального развития следует, что важнейшим фактором развития является влияние ценностей населения, организованного в различные сообщества, на изменение актуализированных социокультурных норм.

Согласно подходу, принятому в исследовании глобальной модернизации как процесса, разделенного на три основные стадии (первичную, вторичную и интегрированную, представляющую скоординированное развитие первых двух), решающим фактором этого процесса становится преодоление и изменение традиционных ценностей, препятствующих социально-экономическому развитию, — на смену им должны прийти ценности, мотивирующие социальных акторов на расширение инновационной деятельности [4]. Следовательно, процесс модернизации в социокультурном плане напрямую относится к жизни отдельных людей — от того, насколько каждый человек ценностно (и уже на основе ценностной трансформации — деятельностно) будет включен в модернизацию, зависит изменение качества жизни населения в целом.

Население российского региона распределено по муниципальным образованиям, входящим в состав того или иного субъекта РФ. На наш взгляд, структуру ценностей необходимо исследовать не только в региональном [5], но и в муниципальном плане, так как именно на этом уровне такие базовые ценности, как жизнь, семья, порядок, независимость, благополучие, работа и другие, наиболее отчетливо проявляют себя в деятельности, связанной с развитием территории проживания.

Очевидно, что территориальное сообщество, как и вообще общество, как целое неоднородно, в том числе и в ценностном отношении. Требуется осуществить декомпозицию этого целого, представляя его в виде совокупности однородных элементов. В качестве таких элементов можно рассматривать естественные социальные организованности, сложившиеся прежде всего по самоопределению их членов — местные сообщества.

Под местными сообществами мы понимаем такие объединения, которые связаны с данной территорией общностью интересов людей, живущих на расстояниях, в пределах которых возможно связанное с этими интересами повседневное достаточно комфортное общение друг с другом.

От простого механического объединения жителей микрорайона, квартала, улицы или отдельного дома такие сообщества отличаются более высокой степенью интенсивности коммуникации и деятельности — ведь связаны они не «объективностью» совместного проживания, а осознанным субъективным выбором ценностно значимых факторов. Это могут быть общие увлечения (например, спортом), общие корни (например, культурно-национальные), общее вероисповедание или общее дело (профессия или хобби). Участники таких сообществ — по интересам — как правило, не рассматривают территориальный критерий в числе основных для идентификации своего объединения (можно сказать, что сообщества «по интересам» транстерриториальны, особенно в современном мире с существующим уровнем развития коммуникаций). В то же время их участники живут и действуют на

данной территории, что ведет к появлению тех или иных деятельностных устремлений, связанных именно с этой территорией. А свои интенции они более способны реализовать практически, чем отдельные индивиды.

Таким образом, для организации текущей жизнедеятельности и для дальнейшего развития территории указанные местные сообщества представляют собой весьма серьезный ресурс. Именно они — эти сообщества — своей субъективно значимой деятельностью формируют социокультурную сферу определенной территории. Важно, что реакция членов этих сообществ на решения органов управления является наиболее выраженным индикатором отношения населения к тому, насколько верно власти понимают общественно значимые цели развития территории через реализуемые проекты и программы. Участники сообществ способны осуществлять большой фронт работ в рамках принятых проектов и программ территориального развития, в том числе безвозмездно, если их интересы совпадают с целями, декларируемыми в этих проектах и программах.

Таким образом, местные сообщества могут рассматриваться как основные субъекты организации социокультурной сферы территории. Такая постановка исследовательской проблемы требует подробного анализа самого устройства социокультурной сферы территории — того, какие организованные объединения людей ее формируют, условий и механизмов их возникновения, оформления, жизнедеятельности, взаимодействия и исчезновения.

Таким образом, местное сообщество — это не только и не столько люди, объединенные общей территорией проживания (регионом, городом, микрорайоном, кварталом, домом). Если вопрос ставить именно таким образом, то мы получаем социальную группу, выделенную по «внешнему» признаку — месту жительства. Но данное объединение людей вовсе не обязательно будет осознавать общность интересов.

Учитывая все вышесказанное, дадим собственное определение понятия «местное сообщество». Местное сообщество — самоорганизующееся, самобытное, самовоспроизводящееся, независимое объединение мотивированных людей различной степени формализации, члены которого, имея возможность повседневного — как опосредованного, так и непосредственного — общения, декларируют общие ценности и самоопределяются как члены данного сообщества (подробнее о проблеме определения понятия местного сообщества см. [6—8].

Исследование взаимодействия ОМС с местными сообществами позволяет определить основные проблемы.

Во-первых, необходимо выделить нравственный аспект: местные сообщества, аккумулирующие и выражающие весь спектр интересов людей, должны в обязательном порядке фигурировать в числе основных акторов целеполагания деятельности по управлению территорией и деятельности по оценке полученных результатов. Во-вторых, нужно обозначить концептуальный аспект: без анализа структуры, эволюции, взаимодействия местных сообществ невозможно ни понять современное социокультурное состояние территории, ни спроектировать ее развитие. В прагматическом плане органы ОМС, политические функционеры, менеджеры коммерческих и некоммерческих организаций несут обязательства перед сообществами, представляющими интересы местного населения. Без поиска механизмов привлечения местных сообществ и стимулирования их активности невозможна реализация стратегий муниципального развития. Следовательно, основную проблему можно проявить в несоответствии (а точнее, в степени соответствия) между содержанием деятельности по управлению территорией и жизни местных сообществ.

Основным «разрывом» между территориальным управлением в его наблюдаемом сегодня состоянии и жизнью местных сообществ следует назвать явное несоответствие между спонтанной естественностью жизненных процессов, протекающих в

местных сообществах, и содержанием рационализированной, технологизированной, ориентированной на искусственно упорядоченное, процедурное функционирование бюрократической деятельности. В итоге организация деятельности в сфере государственного и муниципального управления не может адекватно отражать специфику жизни местных сообществ. В методологическом плане именно это противоречие представляет собой проблему совместного участия ОМС и местных сообществ в управлении процессами стратегического социокультурного развития территории.

Для того чтобы преодолеть выявленный разрыв, необходимо вопрос об участии местных сообществ в территориальном управлении рассмотреть двусторонне. Во-первых, необходимо исследовать структуры жизнедеятельности самих местных сообществ и присущие их жизнедеятельности организационные формы. Во-вторых, требуется найти управленческие технологии, в более общем случае — методы управления [9—11], адекватные задаче включения местных сообществ в территориальное управление.

Вовлечение местных сообществ в процесс стратегического социокультурного развития предусмотрено Стратегией комплексного развития городского округа Самары на период до 2025 года (далее — Стратегия), утвержденной решением Думы г.о. Самары № 358 от 26.09.2013 г. [12]. Одним из ключевых направлений Стратегии стало направление «Развитие местных сообществ».

Однако проблема заключается в противоречии между тем, как возможно или нужно (в соответствии с целями Стратегии) жить и проявляться местным сообществам и как их участники желали бы это делать в городском пространстве. Необходимым условием реализации всей Стратегии является соответствие ценностей членов местных сообществ основным положениям Стратегии. В сущности, речь идет об ощущении радости от того, что «мне (музыканту, художнику, педагогу, спортсмену, ценителю архитектуры, любителю спорта, определенного музыкального стиля и т. д.) интересно жить здесь, в этом городе. А это значит, что здесь будет интересно жить и таким же, как я».

Авторы считают необходимым дополнить сказанное выше тем, что именно местные сообщества могут стать той социальной силой, которая сможет сначала «реанимировать» городские и сельские муниципальные образования (и, соответственно, регионы), а дальше работать на развитие их благоустройства (понимаемого в широком смысле как устройства для жизни).

Библиографический список

1. Цлаф В.М. Методология современного менеджмента. Самара: Изд-во «Самарская губерния», 2004. 159 с.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте: монография / сост., отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: Academia, 2009. 807 с.

4. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001—2010): пер. с англ. / под ред. Н.И. Лапина. М.: Весь мир, 2011. 256 с.

5. Самарская область. Социокультурный портрет: монография / А.М. Исупов, И.В. Карпов, С.А. Мартышкин [и др.]; под ред. С.А. Мартышкина, Д.М. Шабунина. Самара: Издательство «Глагол», 2012. 320 с.

6. Прохоров Д.В. К вопросу о роли местных сообществ в стратегическом развитии муниципального образования // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2. С. 235-241.

7. Прохоров Д.В. Понятие местного сообщества как предмет проблематизации процесса организации местного самоуправления в современной России // Математика, экономика и управление. 2015. № 1 (1). С. 120-124.

8. Прохоров Д.В. Значение муниципальных (местных) сообществ в стратегическом развитии муниципального образования (на примере г.о. Самара) // Современные проблемы управления: сб. науч. ст. / под ред. С.А. Ключникова. Вып. 8Самара: Издательство «Самарский университет», 2015. С. 75—82.

9. Цлаф В.М. Знание и мышление в менеджменте. // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». Самара, 2002. С. 195-201.

10. Цлаф В.М. Технологии в управленческой деятельности. // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 3 (53). С. 55—62.

11. Цлаф В.М. Профессионализм управленца: мышление и творчество vs технологии. // Экономинфо. 2007. № 8. С. 72-75.

12. Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года: Решение Думы г.о. Самара от 26 сентября 2013 г. № 358 // Самарская газета. 2013. 3 октября. С. 1-5.

References

1. Tslaf V.M. Methodology of contemporary management. Samara, izd-vo «Samarskaia guberniia», 2004, 159 p. [in Russian].

2. The Federal Law dated 06.10.2003 № 131-FZ «Concerning the General Principles of the Organization of Local Government in the Russian Federation» [in Russian].

3. Regions in Russia: sociocultural portraits of regions in the All-Russian context: monograph. N.I. Lapin, L.A. Belyaeva (Eds.). M., Academia, 2009, 807 p. [in Russian].

4. Review report on modernization in the World and in China (2001-2010): Transl. from English. N.I. Lapin (Ed.). M., Ves' mir, 2011, 256 p. [in Russian].

5. Isupov A.M., Karpov I.V., Martyshkin S.A., Prokhorov D.V., Tslaf V.M., Shabunin D.M. Samara Region. Sociocultural portrait: monograph. S.A. Martyshkin, D.M. Shabunin (Eds.). Samara, Izdatel'stvo «Glagol», 2012, 320 p. [in Russian].

6. Prokhorov D.V. On the question about the role of local communities in strategic development of municipality. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 2, pp. 235-241 [in Russian].

7. Prokhorov D.V. The concept of local community as subject of the process of organization of local self-government problematization in modern Russia. Matematika, ekonomika i upravlenie [Mathematics, Economics and Management], 2015, no. 1 (1), pp. 120-124 [in Russian].

8. Prokhorov D.V. The value of municipal (local) communities in municipality's strategic development (on the example of Samara city). Sovremennye problemy upravleniia. Vypusk 8: Sbornik nauchnykh statei [Modern problems of management. Issue 8: Collection of research papers]. S.A. Klyuchnikov (Ed.). Samara, Izdatel'stvo «Samarskii gosudarstvennyi universitet», 2015, no. 8, pp. 75-82 [in Russian].

9. Tslaf V.M. Knowledge and thinking in management. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Spetsial'nyi vypusk «Aktual'nye problemy gumanitarnykh nauk» [Proceedings of Samara scientific center of Russian Academy of Sciences. Special issue «Topical issues of humanities»], 2002, pp. 195-201 [in Russian].

10. Tslaf V.M. Technologies in managerial activity. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnaia seriia [Vestnik of Samara State University. Humanitarian series], 2007, no. 3(53), pp. 55-62 [in Russian].

11. Tslaf V.M. Professionalism of manager: thinking and creativity vs technologies. Ekonominfo, 2007, no. 8, pp. 72-75 [in Russian].

12. On approval of the Strategy for the integrated development of the city district of Samara for the period up to 2025: decision of the Duma of the city district of Samara dated 26 September, 2013 №358. Samarskaia gazeta [Samara Newspaper], 03.10.2013, pp. 1-5 [in Russian].

D. V. Prokhorov, V.M. Tslaf*

VALUE OF INTERACTION OF STATE AND MUNICIPAL PUBLIC AUTHORITIES WITH LOCAL COMMUNITIES FOR SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF TERRITORIES**

The necessity of an interaction of both state and municipal public authorities with local communities in strategic territorial development processes is considered. The basic problems of such a process organizing are exposed.

Key words: sociocultural development, local community, region, municipality, strategy.

Статья поступила в редакцию 19/IX/2015. The article received 19/IX/2015.

* Prokhorov Denis Viktorovich (devipr@yandex.ru), Tslaf Viktor Mikhailovich (sbs@samaramail.ru), Department of State and Municipal Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

** The work is performed at financial support of the Russian Foundation for the Humanities, grant «Sociocultural portrait of the Samara Region: evolution and modernization of the region», project № 15-13-63004 a(p).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.