Педагогические науки
41
стоятельности, инициативности с помощью разнообразных внешних воздействий и методов (созданием повышенной заинтересованности обучаемых, тактической нацеленностью используемых средств, спортивными играми, эстафетами, профессионально-прикладными соревнованиями и т.п.), а также мобилизацией собственных усилий самих обучаемых.
Высокий уровень развития психики и обученности молодого сотрудника, оказавшегося в опасной ситуации, обеспечивает ему более адекватное поведение и принятие правильного решения.
Список литературы:
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 444 с.
2. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М.: Юнити, 2001. - 639 с.
3. Чихачев Ю.Т. Преодоление препятствий: учеб. для курсантов и слушателей института. - Л.: ВДКИФК, 1981. - 343 с.
4. Смирнов В.Н., Петухов Е.В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: Юнити-Дана, 2010. -207 с.
ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Каишаури Э.Г.*
Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
В данной статье рассматривается проблема правильного выбора репертуара, который помогает осмыслить традиции и жанры, способствует раскрытию взаимосвязи музыкального наследия прошлого и современного, определяет истинные ценности.
Ключевые слова репертуар, музыкальная педагогика, возрастные особенности учащихся, критерии выбора репертуара.
Содержание предмета и методических средств в процессе формирования музыкального мышления должны основываться на специфике музыкального восприятия с учетом психологических возрастных особенностей ребенка, и строиться на определенном материале.
Для музыкального образования таким материалом является репертуар. Более того, правильный выбор репертуара помогает осмыслить развитие
Ассистент кафедры Фортепиано.
42
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015
традиций и жанров, способствует раскрытию диалектической взаимосвязи между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, учит отбирать истинные ценности.
Педагог руководствуется различными критериями выбора репертуара в табл. 1.
Таблица 1
Ошибочные критерии отбора репертуара в современной музыкальной школе
Критерии выбора репертуара Последствия
Подчинение учебного процесса систематическому концертному показу его результатов Кажущаяся зрелость в сочетании с неразвитостью психики детей, страх перед публичным выступлением, связанный с нехваткой времени для подготовки к выступлению.
Постоянное завышение трудности учебного репертуара Недостаточная отработанность звуковых качеств, недоразвитость полифонического мышления, «грязная» педализация, резкая кантилена и т.д.
Занижение трудности учебного репертуара Несоответствие психического развития возрастным нормам, отставание от программы обучения.
Отсутствие последовательности (в частности исторической) в слуховом воспитании детей Пассивное приспособление слуха учащегося к музыкальному языку без какого бы то ни было понимания и осознания слухом логики их развития.
На самом деле руководство по выбору репертуара, в первую очередь, должно выступать соответствие предлагаемого материала возрастным возможностям - психологическим, физиологическим, с учетом «зоны ближайшего развития»; во вторую очередь, индивидуальные особенности ребенка.
Таким образом, первый шаг к выбору репертуара - составление характеристики ученика в соответствующем разделе индивидуального плана. В идеале, характеристика включает на основе выбираемого репертуара остальные разделы индивидуального плана: задачи на определенный период работы, преимущественные методы работы.
Как правило, индивидуальная характеристика составляется шаблонно, слегка варьируется в применении к различным ученикам. Соответственно и задачи формулируются в общих выражениях и часто направлены на исправление недостатков, нежели на позитивное развитие.
Разработка единой обязательной конструкции составления психологической характеристики позволит уйти от вышеперечисленных недочетов, а ежегодное обновление характеристик определит динамику развития ученика.
Второй шаг к выбору репертуара - анализ рассматриваемого произведения.
1. Соответствует ли данное произведение физиологическим возможностям и уровню психического развития.
2. Учитывается ли «зона ближайшего развития» - что предполагает увеличение темпа изучения и усложнения материала при активной помощи учителя через методически правильное воспитание музыкально-слухового сознания учащихся.
Педагогические науки
43
Третий шаг к выбору репертуара - (особенно важен для формирования мотива изучения данного произведения) - определить индивидуальное отношение ученика к предлагаемому материалу (нравится / не нравится), для чего следует проиграть планируемое произведение ученику, а также по возможности дать прослушать его в исполнении известных пианистов, затем обсудить (в форме дискуссии) возникшее отношение ученика к данному материалу.
Основным критерием выбора произведения при всем этом должен стать критерий, обусловленный сугубо методической целесообразностью и необходимостью, с использованием определенных принципов, приведенных в табл. 2:
Основные принципы подбора репертуара
Таблица 2
Репертуар Мотив выбора Принципы подбора
Общее развитие Развитие музыкального мышления через постепенное усложнение звуковых явлений, отражаемых и перерабатываемых сознанием. Разнообразная программа (легкоусваиваемые и значительно превышающие уровень развития произведения), ориентированная на развитие моторно-двигательного аппарата, а также: а) на развитие эмоциональной реакции на суть интонации (младший шк. возраст); б) на развитие эмоциональной сферы (младший подростковый возраст); в) развитие интеллектуальной сферы (старший подростковый возраст).
Концертный Воспитание эмоциональноволевых качеств; становление мотива обучения. Для младшего школьника возможен выбор совсем нетрудных пьес, с целью воспитания «небоязни» сцены; в подростковом - произведения, соответствующие склонностям ученика при публичном исполнении которых, он может проявить себя с лучшей стороны. Подготовка ученика к исполнению сложных крупных форм через постепенное усложнение материала (небольших и относительно простых пьес данного же автора).
Чтение нот с листа Общемузыкальное развитие; диагностика сформирован-ности общего способа действия. Для младших школьников - существуют достаточно обширные рекомендованные списки в рамках определенных методик обучения читки с листа; дальнейшее усложнение материала может ориентироваться на минус один (два) класса, в зависимости от способностей ученика.
Вспомогательный: гаммы, упражнения Выработка образца общего способа освоения материала определенной сложности; общее развитие моторнодвигательного аппарата. Зависимость выбираемого материала от изучаемого репертуара (концертного и общего развития), с целью развития недостающих ученику качеств исполнения. Непрерывное развитие, сообразующееся с возрастом, моторно-двигательного аппарата.
Соблюдение данных условий позволит обеспечить реальное психическое развитие ученика, установление здорового психологического климата на уроке и формирование мотива в процессе учебной деятельности.
Важным моментом в выборе репертуара является национальный аспект -выдвижение «национальной идеи». В музыкальном образовании - это изучение фольклорного материала особенно в начальном звене обучения, с обязательными элементами полихудожественной деятельности и изучение произведений русских композиторов на всем протяжении обучения, с объяснением того вклада, который внесли авторы данных произведений в сокровищницу человеческой культуры.
44
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015
Основное правило при этом - соблюдение некоего баланса между национализмом, как возведение в абсолют ценностей своей культуры и пренебрежительным отношением к культурам других народов с одной стороны, и национальным нигилизмом, граничащим с презрением к собственной нации, к культуре своего народа с другой.
Список литературы:
1. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
2. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1975.
ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
© Тимербулатов И.А.*
Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Уфа
Статья посвящена проблеме слабого здоровья и физического развития студентов и слушателей. Для эффективного развития силовых способностей необходима постепенная и планомерная тренировочная программа.
Ключевые слова физические качества, сила, виды силы.
Вопросы физического развития населения должны занимать центральное место в системе здравоохранения. В настоящее время развитие физической культуры детей и учащейся молодежи является главным средством управляемого воздействия общества на здоровье и продолжительность жизни нации, приоритетной государственной задачей.
Состояние здоровья и физическое развитие населения свидетельствуют о необходимости коренных изменений в системах здравоохранения и их физического воспитания.
Формирующее воздействие на здоровье (Робинс, 1980) оказывают: наследственность (генетика) - 20,4 %, окружающая среда - 19,9 %, образ жизни - 51,2 %, медицина и здравоохранение - 8,5 % [1]. Состояние здоровья человека, уровень его психологического самочувствия, жизненные ориентации и многое другое, также детерминированы широким спектром объектив-
Старший преподаватель кафедры Специальной подготовки.