Научная статья на тему 'Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления'

Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3510
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. П. Лушина

В работе рассматривается музыкальное восприятие как процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. А также взаимосвязь музыкального восприятия с другими психологическими процессами личности: мышлением, воображением, памятью. Прослеживается музыкальное восприятие как многоуровневый процесс, являющийся неотъемлемой частью музыкального мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF MUSIC PERCEPTION IN THE PROCESS OF MUSICAL THINKING

Musical perception is considered in this work as the process of musical image reflection, generation in the man's consciousness. Also the interrelation of the musical perception with the other psychological processes of the personality such as thinking, imagination, memory is analyzed in this work. Musical perception is traced as multilevel process that is an integral part of the musical thinking.

Текст научной работы на тему «Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления»

Лушина А.П.

«Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления»_

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

А.П. Лушина

SIGNIFICANCE OF MUSIC PERCEPTION IN THE PROCESS OF MUSICAL THINKING

Lushina A.P.

Musical perception is considered in this work as the process of musical image reflection, generation in the man's consciousness. Also the interrelation of the musical perception with the other psychological processes of the personality such as thinking, imagination, memory is analyzed in this work. Musical perception is traced as multilevel process that is an integral part of the musical thinking.

В работе рассматривается музыкальное восприятие как процесс отражения, становления в сознании человека музы1кального образа. А также взаимосвязь музы1кального восприятия с другими психологическими процессами личности: мы/шлением, воображением, памятью. Прослеживается музыкальное восприятие как многоуровневы/й процесс, являющийся неотъемлемой частью музы1кального мы1шления.

УДК 159.9

«Восприятие - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецеп-торные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в большей или меньшей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску» (1, с. 77). Музыкальное же восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. С психологической точки зрения, однако, терминологическая формула «восприятие музыки» непременно включает в себя не только психоакустический план анализа, но и понимание восприятия музыки как деятельности, имеющей внутреннюю структуру, обусловленной исторически сложившимися культурно-специфическими правилами.

Психологи утверждают, что восприятие невозможно без участия мышления, без осознания того, что воспринимается. «Музыкальное мышление как особый вид творческого мышления формируется на основе музыкального языка в процессе дея-

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

тельности» (2). Чтобы полноценно воспринимать музыку, надо уметь следить за ее развитием. Известно, что к приемам, способам развития музыкального произведения относятся повторение, контрастное сопоставление материала, вариации и как наиболее сложное - тематическое развитие, разработка темы. Совершенно очевидно, что ориентироваться в этих способах развития музыкального произведения можно лишь при достаточно развитом музыкальном мышлении, и особенно при владении такими его операциями, как анализ, сравнение, выделение главного. Существенное значение в мышлении имеют операции обобщения, которые помогают отнести музыкальное произведение к определенному жанру или стилю, что, в свою очередь, значительно облегчает его восприятие. Формы мышления - суждения и умозаключения -лежат в основе оценки конкретных музыкальных произведений и всего процесса художественного восприятия в целом.

При восприятии музыки большую роль играет воображение. Деятельность воображения рассматривается в психологии как преобразование имеющихся у человека представлений и понятий и создание на их основе новых образов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель, благодаря деятельности воображения, создает на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и отдельных ее выразительных средствах образ конкретного музыкального произведения. От ясности и богатства возникающего образа прямо зависит глубина и тонкость восприятия музыки.

«Поскольку каждый человек имеет свои более или менее ярко выраженные индивидуально-психологические особенности и разный жизненный опыт, его воображение создает при восприятии произведения свой, субъективно окрашенный, в известном смысле новый «вариант» созданногокомпо-зитором образа» (3). Иначе говоря, слушатель воспринимает музыку творчески.

Побудительной силой творческого восприятия, мотивационной стороной актуализации данных свойств и способностей можно считать самостоятельную внутрен-

нюю потребность. Органическая взаимосвязь всех компонентов, вовлекаемых в процесс творческого постижения музыки, приводит к адекватному восприятию художественного образа произведения. Противоречие творческого музыкального восприятия состоит в том, что воздействие и понимание музыки возможно только в контакте с подготовленным, обладающим определенными навыками, умениями слушателем. Сам же подготовленный к воздействию музыки слушатель формируется в регулярном и частом общении с ней. Чтобы слушатель получил глубокое наслаждение от звучания музыки, чтобы его восприятие было полноценным, надо его приучать к музыке, «тренировать» музыкальное чувство, поднимать сознание до уровня сознательного музыкального восприятия и понимания музыки.

В основе музыкального восприятия лежат психофизиологические закономерности, характерные для человеческого восприятия вообще. «Музыкальное восприятие имеет рефлекторную природу, оно является аналитико-синтетической деятельностью человека, осуществляемой под воздействием объектов внешней среды» (4).

Музыкальное восприятие обусловлено уровнем развития музыкальности воспринимающего.

Услышать в звуках музыки отражение тончайших душевных движений и выражение серьезных и глубоких переживаний дано не каждому. Развить музыкальное восприятие - это, значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит, включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это значит также и понимание того, при помощи каких средств художник - музыкант - композитор - исполнитель достигают данный эстетический эффект воздействия.

Музыкальное восприятие как многоуровневый процесс обладает сложной структурой и характеризуется определенными свойствами. Основными являются:

ШЛушина А.П.

«Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления»

эмоциональность, образность, целостность, осознанность, ассоциативность, избирательность.

Характерным свойством всякого восприятия является его целостность. Человек воспринимает музыкальное произведение, прежде всего, как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра и т. д. Музыкальный образ есть единство музыкальных средств музыкальной выразительности, творчески использованных композитором для передачи определенного содержания. Художественный музыкальный образ всегда воспринимается человеком целостно, но с разной степенью полноты. Естественно, что слушатель малоподготовленный не может адекватно воспринять всю систему средств, создающую музыкальный образ, как это способен сделать музыкант-профессионал. Тем не менее, он воспринимает в произведении его целостный образ - настроение, характер.

Ассоциативность - это одно из характерных свойств и музыкального восприятия. Музыкальные ассоциации обычно возникают совершенно непроизвольно, в силу универсальной связанности между собой клеток мозга. Каждая ассоциация каким-то образом связана с другими. Характер ассоциаций зависит и от личности воспринимающего. У разных людей при восприятии преобладают те или иные ассоциации.

«Избирательность музыкального восприятия может быть непроизвольной и произвольной, которая является результатом опыта и выражается в умении выделять из общего звучания самой музыки отдельные ее элементы. Избирательность восприятия проявляется в умении уловить выразительность мелодических интонаций и проследить за развитием музыкальных тем, выделить ритмическую или гармоническую основу произведения и т.д.» (5). Во всех случаях избирательность в большой мере основывается на деятельности музыкального слуха и мышления.

Если говорить об избирательности в широком смысле слова - как о предпочте-

нии того или иного музыкального стиля, жанра, произведения и т.д., то в этом случае избирательность восприятия можно рассматривать как основу формирования художественного вкуса.

В процессе музыкальной деятельности из простейших ассоциаций, возникающих на основе коммуникативного, речевого и двигательного опыта с детского возраста постепенно складывается тезаурус, соответствующий первичному семантическому уровню музыкального языка. Но опора на этот уровень недостаточна: он является лишь необходимой предпосылкой для приобретения в дальнейшем многообразного, эстетически полного восприятия и умения музыкально мыслить.

Как одно из средств эстетического освоения действительности, музыка упорядочивает опыт человека, начиная с детского возраста, формирует навыки восприятия и развития, свойственные человеческой культуре, особые формы мышления, учит чувствовать и мыслить, выражать себя и понимать других.

Как известно, существует несколько форм музыкального восприятия. Эмоциональная форма, в которой доминируют эмоции, близка общей эстетической форме восприятия. Другой вид восприятия - интеллектуальное. Оно входит в профессиональную, интерпретаторскую, музыковедческую деятельность.

Образное восприятие музыки базируется на слуховых, зрительных представлениях, а также на воображении и фантазии. Многим людям свойственно смешение различных форм восприятия. Так, например, выдающиеся представители музыкальной культуры, как правило, обладают незаурядными способностями в эмоциональном, интеллектуальном и образном восприятии.

Музыкальное восприятие, как и все познавательные процессы, формируются непроизвольно. Решающее значение для вдумчивого проникновения в содержание произведения приобретает воспитательно-направляющая деятельность педагога. Можно выделить две концепции развития музыкального восприятия.

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

Первая главной своей задачей видит формирование осознанного восприятия, путем освоения специальных знаний о музыке. Другая задача базируется на психологической теории музыкальной деятельности и акцентирует свое внимание на развитии музыкально-слуховых способностей. Особенность процесса приобретения этого опыта обусловлена неразрывной связью восприятия музыки с усвоением музыкальных знаний.

Путь накопления музыкальных впечатлений к их осознанию определяет в данной концепции стратегию развития музыкального восприятия.

Необходимо также учитывать психофизиологические факторы и свойства личности в совершенствовании способностей к восприятию музыки.

Обе концепции признают важным развивать эмоциональную отзывчивость и мыслительную деятельность. « Задачи формирования эмоционального отношения к музыке и художественного мышления реализуются в единстве; осознанное отношение к музыке формируется на основе эмоционального опыта, образного восприятия, и наоборот, образно-эмоциональное восприятие формирует осознанное отношение к музыке» (6).

Любое музыкальное произведение имеет свой неповторимый музыкальный образ. Он возникает как результат замысла композитора и воплощается в специфических для музыки средствах выразительности. Когда человек слушает музыку, он воспринимает не бессмысленные комбинации звуков, а логичное, упорядоченное целое, способное взволновать его, заставить задуматься. Подлинное восприятие музыки всегда содержательно, поскольку оно направлено на постижение музыкального образа.

Музыкальный образ есть сложное единство разнообразных средств выразительности, творчески использованных композитором для передачи определенного содержания. В музыке художественный образ многозначен, в этом его глубина, но в то же время и вся сложность его восприятия и понимания. Если в программных произведени-

ях литературный сюжет направляет восприятие всех слушателей в сторону более или менее одинаковых ассоциаций, то в непрограммной музыке образы, рождаемые фантазией человека, носят непредсказуемый, крайне произвольный и субъективный характер.

Многие крупные музыканты неоднократно говорили о том, что, чем выше уровень музыкальной подготовки человека, тем меньше у него потребность в ассоциациях, картинах, сюжетах. Его слух поглощен проникновением в мир звуков, звуковых форм и красок. Именно так происходит наиболее эмоциональное восприятие музыкального произведения: чувство потрясения музыкальными образами возникает преимущественно при безассоциативном слушании музыки. Правда, путь к такому восприятию длителен, требует музыкальной культуры.

Основу живого образного восприятия создает то обстоятельство, что в художественном образе музыкального произведения потенциально существует индивидуально неповторимое сочетание эмоций и чувств. Б.М. Теплов, исследуя психологические особенности музыкального восприятия, отмечал, что восприятие музыки идет через эмоции. Продолжая свою мысль, Б.М. Теп-лов подчеркивал, что восприятие музыки эмоцией не кончается - «... через эмоции мы познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание» (7, с. 23). Такое познание становится возможным лишь в результате особого типа мышления, связанного со способностью человека «оперировать» эмоциями. Чем выше степень осмысления и обобщения «личных» эмоций художника, тем более его творения приобретают общечеловеческую ценность.

Творческий процесс создания художественного образа идет от «живого созерцания», ощущений, чувственно-конкретных образов к абстракции и обобщению. Отличие заключается в том, что становление художественного образа на всех этапах связано с чувством, эмоциями. Следует также отметить многозначность художественного образа, что дает возможность создавать различные его трактовки.

ы

ШЛушина А.П.

«Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления»

«Постижение идейно-образного содержания произведения происходит в процессе непосредственной активной работы восприятия. Музыкальный образ основывается на наличии общего представления, что подтверждает важность развития творческого восприятия музыки» (8, с. 89). Именно восприятие развивает образность мышления, которое должно быть тонким, логичным, гибким. Восприятие прямо влияет на формирование музыкально-слуховых представлений. Без музыкально-слуховых представлений невозможен не только охват содержания музыкального произведения, но и вообще музыкальное познание.

Итак, музыкальное восприятие есть процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. Оно неразрывно связано, как и восприятие вообще, с другими психическими процессами личности: мышлением, эмоциональными переживаниями, воображением, памятью. Восприятие музыки является аналитико-синтетической деятельностью человека. Это делает процесс постижения музыкального искусства творческим. Сущностью, основным свойством полноценного восприятия является его эстетическая эмоциональность, понимаемая как переживание красоты художественного образа, чувств и мыслей, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально, вне эмоций оно немыслимо. Чтобы музыкальное произведение было адекватно воспринято,

слушателю необходимо проникнуть в образную сферу музыки, с одной стороны, и обратиться к ее языку - с другой. Эти две стороны музыкального восприятия являются процессом музыкального мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 640 с.

2. Панкевич Г. Искусство музыки. - М.: Знание, 1987. - 111с.

3. Сохор А. Музыка как вид искусства. - М.: Госмузиздат, 1961. - 133 с.

4. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психология. -М.: Академический проект, 2006. - 304 с.

7. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.;Л: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

8. Корлякова С.Г. Музыкальная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Ставрополь: СГУ, 2005. - 116 с.

Об авторе

Лушина Анна Павловна, соискатель кафедры педагогики и психологии высшей школы, третий год обучения. Сфера научных интересов - проблемы музыкально-исполнительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.