Научная статья на тему 'Значение свойств полимерных тканей в создании драпировки в одежде'

Значение свойств полимерных тканей в создании драпировки в одежде Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
565
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАПИРОВКА / DRAPERY / ТКАНИ / FABRICS / ОДЕЖДА / CLOTHING / ПОЛИМЕРНЫЕ ВОЛОКНА / POLYMER FIBERS

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Муртазина С.А.

Технология драпировки известна в истории костюма уже с древнейших времен и активно применяется в современном дизайне одежды. Если раньше она имела функциональное значение, то сегодня применяется как одна из форм декорировки. Поэтому для создания драпировки всё чаще используются полимерные ткани, обладающие лучшими свойствами, чем традиционные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology draperies known in costume history since ancient times and is actively used in modern fashion design. Before she had a functional meaning, now used as a form of decoration. Therefore, to create a drapery increasingly used polymer fabric with better properties than the traditional.

Текст научной работы на тему «Значение свойств полимерных тканей в создании драпировки в одежде»

УДК 677:687

С. А. Муртазина

ЗНАЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПОЛИМЕРНЫХ ТКАНЕЙ В СОЗДАНИИ ДРАПИРОВКИ В ОДЕЖДЕ

Ключевые слова: драпировка, ткани, одежда, полимерные волокна.

Технология драпировки известна в истории костюма уже с древнейших времен и активно применяется в современном дизайне одежды. Если раньше она имела функциональное значение, то сегодня применяется как одна из форм декорировки. Поэтому для создания драпировки всё чаще используются полимерные ткани, обладающие лучшими свойствами, чем традиционные.

Keywords: drapery, fabrics, clothing, polymer fibers.

Technology draperies known in costume history since ancient times and is actively used in modern fashion design. Before she had a functional meaning, now used as a form of decoration. Therefore, to create a drapery increasingly used polymer fabric with better properties than the traditional.

Современные костюмы зародились на основе драпированной формы одежды. В древности существовала только несшитая одежда, и в целях защитить свое тело от неблагоприятных природных условий люди начали драпировать кусок ткани различным образом на теле. В дальнейшем, при появлении сшитой одежды драпировка так же остается неотъемлемой частью костюма разных народов, но уже является не его основой, а является больше декоративным, выразительным элементом одежды.

Драпировкой называется укладывание материала в свободно лежащие или падающие складки различного характера с их последующим закреплением. Драпировка создает объемные формы со своеобразным рельефом поверхности. Все многообразие драпировок подразделяют на пять основных групп: трубчатые, каскадные, лучевые, пазушные, радиальные [1].

Форма складок в костюме продиктована их ниспаданием. Трубчатые складки образуются за счет собственной массы, они параллельны между собой; разновидностью трубчатых складок являются каскадные складки, их отличительной особенностью является оформление нижнего среза по косой линии, под углом по отношению к складкам. Трубчатые мелкие складки, полученные под воздействием ВТО и химикатов, называются плиссе и гофре.

Лучевые, пазушные и радиальные складки применяются в драпировании форм костюма. Лучевые складки образуются из одной точки и веерообразно расходятся от нее, при этом расширяются, увеличиваются в нижней части. Пазушные складки образуются в результате напуска, свободного нависания закрепленных трубчатых складок. Радиальные складки образуют сложные по форме драпировки, напоминающие концентрические окружности. Как правило, драпировки с лучевыми, пазушными и радиальными складками закрепляются на костюме в двух точках [2].

Такое разграничение достаточно условно и не охватывает всех видов современных драпировок. Форма драпировки во многом зависит от свойств используемого материала в частности от его

плотности, один и тот же вид драпировки может смотреться по-разному, изготовив ее из разных тканей.

К концу XX в. появились новые виды драпировок, которых не было раньше и которые можно было получить более простым способом. Следуя традиции, драпировки применялись в основном в нарядной одежде в силу сложности выполнения, большого расхода ткани и трудности ухода за такими изделиями. В современной моде драпировки перешли в трикотажную одежду, в одежду из несминаемых тканей, кожи, замши, винила, меха. Драпировки, получаемые с помощью сборок на кулисках, шнурах, можно делать из любых тканей, так как уход за ними упростился. Таким образом, прием драпировки перешел из нарядной одежды в повседневную.

По способу выполнения, драпировки можно подразделить на несколько видов:

• традиционные, опорные на чехле (мягкие в виде сборок и жесткие в виде складок);

• выполненные в заданном направлении на изделии из подрезов или швов;

• свободно висящие или падающие складки, образующиеся в случайном порядке;

• трансформирующиеся с помощью продернутых кулисок, шнуров, резинок;

• заложенные в определенном порядке для создания фактуры;

• собирающиеся наверх в сборки в удлиненных рукавах, платьях, юбках, брюках [3].

Тектоника любого костюма, в значительной степени определяется структурой и свойствами материалов. Визуальное восприятие материала и возможности создания из него объемно-пространственной формы зависят, прежде всего, от его структуры. Именно за счет направленного изменения структуры материала возможно создание определенных заданных форм в костюме. Существуют натуральные и синтетические волокна, причем и те и другие могут успешно применяться при изготовлении одежды. Для придания той или иной ткани определенных свойств при ее изготовлении может использоваться один или несколько видов волокон [2].

Среди наиболее древних тканей, используемых в создании драпировки, являются волокна растительного (лен, хлопок) и животного (шелк, шерсть) происхождения.

Из льняного волокна уже с древности получали ткань разной плотности и веса. Лен отличается высокой прочностью и хорошо выдерживает высокие температуры. Так как лен считается первым окультуренным египтянами текстильным растением, следовательно, он является самым ранним легким материалом для создания драпированной одежды.

Хлопок является сырьем для создания целого ряда тканей разной плотности. Он может входить и в состав смесовых тканей. Мягкий и прочный хлопок легко стирается, но под прямыми солнечными лучами несколько утрачивает свою прочность.

Натуральный шелк хорошо комбинируется с шерстью, хлопком и другими волокнами. Из шелка производят ткань различной плотности. Недостатком натурального шелка является то, что он легко выгорает и мнется.

Натуральная шерсть также издревле использовалась в драпировке. При намокании она может дать большую усадку, поэтому чаще используется в сочетании с другими волокнами.

Данные виды тканей из натуральных полимеров человек использует давно в своей жизни. Но в начале XX века запускается промышленное производство цепных полимеров. При этом промышленное производство полимеров

развивалось в двух направлениях - путем переработки природных органических полимеров в искусственные полимерные материалы и путем получения синтетических полимеров из органических низкомолекулярных соединений.

Первое чисто синтетическое волокно -нейлон - выпущено более 60 лет назад. Затем появились акрил, полиамид, полиэстр и другие полимерные волокна. Однако потребители сравнительно быстро оценили как достоинства, так и недостатки синтетических тканей той поры. Основным преимуществом их являлось несминаемость и формоустойчивость, что было важно для создания драпировки. Однако такая ткань больше подходила для декоративного дополнения, чем пошива красивой и удобной одежды. Немало времени прошло, прежде чем удалось понять и преодолеть границу между природными и синтетическими волокнами. Теперь химия легко воспроизводит лучшие свойства льна, хлопка, шерсти, а естественные материалы давно уже стали предметом многократной химической обработки, придающей, например, хлопку упругость или делающей льняную ткань не столь мнущейся [4].

Вискоза - самое первое искусственное волокно, полученное человеком ещё в конце XIX века. Вискозное волокно производится из жидких

растворов природной целлюлозы - из древесины ели, сосны, стеблей некоторых растений, из отходов переработки хлопкового волокна. Изменяя толщину и характер волокон, вискозной ткани можно придать свойства, очень похожие на натуральные: шерсть, хлопок, шелк и лен. Вискоза по фактуре гладкая, шелковиста на ощупь, гигроскопична, воздухопроницаема и прекрасно драпируется [5].

С помощью вискозы можно улучшить свойства хлопка: добавление ее в хлопковую пряжу повышает скорость впитывания влаги, которая у хлопка мала. Также следует отметить, что вискоза не накапливает статического электричества. Способствует стойкому и ровному окрашиванию при смешивании с другими волокнами. Огнеустойчива и прекрасно стирается.

Ритм жизни современного человека предполагает использование в одежде тканей, которые не требуют слишком сложного за собой ухода. Одной из таких тканей, которая плотно вошла в обиход человека является трикотаж из полимерных волокон.

Трикотажное полотно представляет собой гибкий, прочный материал. Основным преимуществом данного материала, выгодно отличающее от остальных текстильных материалов, это его способность к растягиванию. Данная способность достигается путем особого переплетения петель, в результате чего из трикотажа получается очень удобная одежда, которую приятно носить. Серьезным плюсом трикотажа является и его несминаемость, трикотажные вещи вообще не мнутся, что очень удобно для современной жизни. Трикотажные полотна так же хорошо драпируются, и в сочетании с несминаемостью очень хорошо подходят для изготовления драпированной одежды.

Таким образом, технология самого приема драпировки одежды развивается в сторону упрощения выполнения. Ткани, используемые для этого должны быть мягкими, эластичными, обладать несминаемостью и хорошо драпироваться.

Литература

1. Шершнева, Л.П. Конструирование одежды: Теория и практика / Л.П.Шершнева, Л.В.Ларькина. - М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 288 с.

2. Данилова, О.Н. Архитектоника объемных форм / О.Н.Данилова, И.А.Шеромова, А.А.Еремина. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - 100 с.

3. Основы проектирования одежды [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://atlanticrus.ru/content/osnovy-ргоеШгоуашуа, свободный.

4. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания / С.Х.Карпенков. - М.: Академический Проект, 2000. - 639 с.

5. Хамматова, Э.А. Цвет и фактура текстильных материалов с содержанием полимерных волокон, влияющих на форму изделий / Э. А .Хамматова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15. - № 14 - С. 164-165.

© С. А. Муртазина - ст. препод. каф. дизайна КНИТУ, sweta_albertovna@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.