Научная статья на тему 'Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России'

Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайретдинова Ольга Айбулатовна

В современных условиях развития ры ночной экономики студенческое предпринимательство предстает инструментом реформирования различных отраслей жизнедеятельности человека и профессиональной адаптация студентов и новоявленных выпускников вузов. Становление института молодежного предпринимательства позволит повысить уровень интеграции и совершенствовать профессиональные навыки молодых специалистов в профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России»

ЗНАЧЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Хайретдинова Ольга Айбулатовна, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

E-mail: [email protected]

Аннотация. В современных условиях развития рыночной экономики студенческое предпринимательство предстает инструментом реформирования различных отраслей жизнедеятельности человека и профессиональной адаптация студентов и новоявленных выпускников вузов. Становление института молодежного предпринимательства позволит повысить уровень интеграции и совершенствовать профессиональные навыки молодых специалистов в профессиональной среде.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, молодежное предпринимательство, профессиональная интеграция, инструменты профессиональной адаптации.

Начиная с 1980-х годов, развитие экономики, основанной на знаниях, глобализация и международное конкурентное давление усилили роль инноваций и технологического предпринимательства как наиболее важных факторов регионального развития. Развитие студенческой предпринимательской культуры позволит ликвидировать расхождения в деловых культурах России с общепринятой мировой, что положительно скажется на процессе глобализации. [1, с.42] Стоит отметить, что модель S2B (Science to Business) в России пока работает неэффективно, а университетское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, а во многих регионах России и вовсе в зачаточном состоянии.

Экономический механизм формирования благоприятной

предпринимательской среды, в том числе и студенческой, включает в себя комплекс организационных, финансовых, экономических инструментов, методов и регуляторов, которые определяют взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и обеспечивают создание условий для устойчивого развития предпринимательской активности в стране, в частности, в регионе. В этой ситуации государство должно выполнять роль не только регулятора, но и

225

партнера молодежного малого и среднего бизнеса, создавая условия в которых те смогут достигать своих целей, например, максимизацию прибыли, эффективность инвестиций, минимизацию риска, коммерциализация инновационных технологий, защиту собственности и личности и т.д. В этих условиях предпринимательский класс молодежи обеспечивает достижение целей государственного и регионального масштабов - рост общественного благосостояния, поддержание занятости молодежи, укрепление национальной безопасности, развитие экономически активной позиции общества и т.д. [2]

В развитии рыночной экономики в стране многими авторами определяется экономическая значимость в приобщении молодого поколения к бизнес-культуре и активизации их предпринимательских инициатив. По словам А. С. Майрова «от наличия в обществе молодежного предпринимательского потенциала и уровня его использования непосредственно зависят темпы экономического роста, динамики и масштабов инвестиций, нововведений. В структуре российской экономики малый и средний бизнес занимают в настоящее время незначительное место, что серьезно сдерживает темпы экономического роста страны. Их доля в ВВП России составляет лишь 17%, тогда как в развитых странах - более 50%» [3, с. 150]. В сфере малого и среднего бизнеса осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию среднего класса как важнейшего социальной и политической стабильности общества [4, с. 14].

По результатам исследования, проведенного Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно со Всероссийским центром изучения общественного мнения, проведенного в 2010 году, из всех малых инновационных предприятий России около 15% можно отнести к инновационным предприятиям, ориентированным на рынок. То есть эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке [5, с. 254].

Деятельность всех субъектов инновационного процесса и студенческого предпринимательства охватывает следующие направления: финансово-

экономическая поддержка; информационно-консультационное обеспечение; производственно-технологическая поддержка создания и освоения новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции; маркетинговая поддержка; подготовка и переподготовка кадров в области новых технологий и инновационного предпринимательства [5, 255с.]. В современной

государственной молодежной политике особое место уделяется интеграции молодежи в бизнес-среду, так как становление мощного сектора молодежного и студенческого предпринимательства позволит решить ряд проблем современного общества и государства:

- становление среднего класса;

- популяризация экономически активного поведения у трудоспособного населения;

- формирование экономически активного поведения молодежи (студентов) как формы приобщения их к малому предпринимательству;

- формирование у молодежи (студентов) предпринимательского образа мышления, навыков и мотивации в отношении малого бизнеса;

- создание новых и расширение деятельности существующих предприятий малого бизнеса за счет привлечения их к выполнению государственных заказов;

- создание новых рабочих мест для молодежи;

- создание инфраструктуры поддержки молодежного (студенческого) малого бизнеса (методическая, образовательная, правовая и др. помощь);

- формирование корпоративного сознания и повышения культуры

молодежного (студенческого) малого бизнеса;

- установление и расширение международных связей с зарубежными

молодежными (студенческими) организациями со схожими задачами,

поведением взаимообменов.

При изучении факторов появления студенческих предприятий стоит оценивать наличие положительного предпринимательского потенциала

студентов, возможности формирования междисциплинарных бизнес-команд, научный потенциал вуза и развивающиеся предпринимательские сети. Однако даже при позитивном значении большинства или всех факторов зачастую процесс внедрения студентов в бизнес-процессы положительных результатов не дает. Нерешительность потенциальных молодых предпринимателей обосновывается рядом существующих барьеров и проблем в развитии

студенческого предпринимательства. Забелин П.В., Федцов В.Г., Резник Г.А., Иванова А.В. в своих работах выделяют следующие сдерживающие факторы [6; 7, 26с.; 8, 109с.]:

- отсутствие стартового капитала;

- недостаток опыта, навыков и знаний;

- отсутствие бизнес-идеи;

- несовершенство специальных мер государственной поддержки;

- искаженная отраслевая структура малых предприятий;

- несовершенная система налогообложения;

- отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки и

самофинансирования;

- административные и чиновничьи барьеры;

- отсутствие адресной методической, информационной, юридической, консультативной и учебно-образовательной поддержки;

- слабо развитая инфраструктура малого и среднего бизнеса.

По мнению А.В. Гребенкина и А.В. Ивановой, можно выделить две основные траектории развития студенческого предпринимательства: каталитическую и индивидуальную. Каталитическая траектория осуществляется в рамках двух моделей S2B и B2B (Business to Business). Наибольший интерес представляет каталитическая траектория S2, в рамках которой происходит интеграция научного и экономического капиталов; при этом реализуется мультипликационный эффект и возникает явление резонанса, стимулирование которого может обеспечить устойчивость инновационного потока, генерируемого инфраструктурой студенческого предпринимательства и находящего отклик в экономике региона. Студент же в этом процессе становится интегратором интеллектуального, научного, экономического, социального и стратегического капиталов [9, 51с.].

Становление сектора студенческого и молодежного предпринимательства качественным образом отразится на развитии многих отраслей экономики. На современном этапе развития российской экономики перспективными направлениями для внедрения и освоения субъектами студенческого бизнеса являются:

- агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции;

- малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;

- малая строительная индустрия;

- транспорт;

- дорожное хозяйство и придорожный сервис;

- инновационная сфера;

- общественное питание и сфера услуг [8, 109с.].

Инфраструктура поддержки молодежного и студенческого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности структур, оказывающих образовательные,

консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития молодежного и студенческого бизнеса, обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг [10]. Опираясь на зарубежный и российский опыт можно выделить основные субъекты инфраструктуры студенческого предпринимательства:

- государственные политика и программы поддержки;

- высшее образовательное или научно-исследовательское учреждение;

- студенческая научно-исследовательская и проектно-творческая среда;

- бизнес-инкубаторы;

- коммуникативные площадки;

- техно-парки;

- центры предпринимательства;

- и т.д.

Согласно другому подходу, инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности [5, 256с.]. Обычно выделяют несколько видов подсистем инновационной инфраструктуры:

а) государственная поддержка;

б) производственно-технологическая поддержка;

в) финансовая поддержка;

г) образовательная поддержка;

д) консультационная и коммуникационная поддержка.

Данное разделение субъектов инновационной инфраструктуры весьма условное, так как на сегодняшний день большинство из них оказывают услуги сразу по нескольким направлениям, то есть оказывают «комбинированную» или «комплексную» поддержку

Выделены следующие направления поддержки студенческого предпринимательства:

- первоочередное развитие наукоемких и информационных технологий;

- защита прав собственности;

- выравнивание условий конкуренции;

- улучшение информационного обеспечения студенческого предпринимательства;

- реформирование налоговой системы;

- постоянный контроль за экологической ситуацией, создание малых молодежных предприятий по внедрению экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;

- создание условий для получения молодыми предпринимателями необходимого стартового капитала [8, 108с.].

Ведущая роль в формировании благоприятной предпринимательской среды на всех уровнях и отраслях деятельности принадлежит государству, которое разрабатывает экономическую стратегию и политику, создает законодательную базу, условия и механизмы формирования конкурентных преимущественных качеств субъектов предпринимательства на внутреннем и мировых рынках. Одним из основополагающих факторов является благожелательно настроенная политическая среда, стабильность институтов политической и экономической власти. Этот фактор определяет поведение государства относительно предпринимательства, государство может выступать в качестве:

- тормоза развития в том случае, если государство создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства и даже запрещает его;

- постороннего наблюдателя в том случае, если государственная политика в отношении предпринимательства характеризуется бездействием;

- ускорителя предпринимательского процесса в том случае, если государство постоянно ведет работу по поиску мер и инструментов по вовлечению в бизнес-среду новых экономических агентов.

Россия на современном этапе характеризуется как ускоритель предпринимательского процесса. В условиях перехода к рыночной и инновационной политике интерес государственного аппарата к предпринимательскому институту значительно вырос, ведется активная работа по реформированию уже имеющейся системы регулирования и поддержки бизнес-среды.

Современная государственная политика уделяет внимание также проблемам развития человеческого и кадрового капитала в стране, формированию институциональной среды инновационного развития, обоснованным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Для создания национальной инновационной системы в концепции предусматривается:

- развитие российского научно-образовательного потенциала и повышение его эффективности, в том числе создание механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности;

- развитие инновационной инфраструктуры, в том числе развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере;

- формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора, в том числе поддержка распространения лучших практик инноваций, инновационной деятельности, формирование специализированных учебных курсов по инновациям в вузах; интеграция в глобальную инновационную систему, в том числе обеспечение участия России в международных программах и исследовательских сетях, развитие и поддержка программ академического обмена [11, 39с.].

Одним из основных шагов на пути становления сектора студенческого предпринимательства со стороны государства стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения

(внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2.08.09г. №217-ФЗ, дающего правого НИИ и вузам создавать хозяйственные общества.

Государственная поддержка развития благоприятной среды для инновационного бизнеса осуществляется в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, в которой прописано:

«Развитие среды, благоприятной для инноваций, является одной из ключевых задач данной стратегии. Бизнес должен функционировать в таких условиях, когда постоянные инновации становятся неотъемлемым элементом цивилизованной конкуренции между компаниями, когда именно инновационно-активные компании получают долгосрочные преимущества на рынке и в этой связи их собственники заинтересованы в результативных инновациях, когда инновационное предпринимательство пользуется уважением со стороны общества.

В то же время формирование гармоничной инновационной среды -процесс сложный и длительный, требующий обновления (иногда принципиального) ряда существующих институтов. В этой связи меры по развитию инновационной среды должны, особенно на первом этапе, сочетаться с мерами по поддержке инновационной деятельности компаний, старта новых инновационных бизнесов, по стимулированию связей между различными участниками инновационных процессов (например, между крупными компаниями и малым и средним бизнесом, между научно-образовательными организациями и бизнесом)» [12].

В процессе реализации данной стратегии будут предприняты дополнительные меры к повышению качества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки, государства, общества) при формировании и реализации государственной политики, по развитию инструментов частно-государственного партнерства.

Также государственная поддержка осуществляется на сегодняшний день на средства федеральных, ведомственных и региональных программ по поддержке малого и среднего бизнеса, а также отдельных программ по поддержке молодежного предпринимательства. В последние года активно стали появляться программы поддержки молодежного предпринимательства от представителей или ассоциаций бизнес-сообщества. Что благоприятно влияет и на развитие студенческого сектора, которое в свою очередь получает больше стимулов и мотивации, а главное механизмов по реализации собственных проектов и идей.

На сегодняшний день интерес со стороны студенчества к предпринимательству и инфраструктура государственной и производственно -технической студенческого бизнеса во многих отраслях народного хозяйства еще

мало сопоставимы, что в свою очередь способствует развитию тенденции совмещения обучения в вузе и трудовой деятельности, причем не только ради заработка, но и для приобретения необходимого трудового опыта. Проблема студенческого предпринимательства приобрела популярность относительно недавно, однако данный объект исследования стал интересен многим отраслям наук. Становление сектора студенческого и молодежного предпринимательства качественным образом отразится на развитии многих отраслей экономики.

Литература:

1. Белова О.Р., Вишневский Ю.Р. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития // Академический вестник. - 2012. - №2. - С. 39-44.

2. Тлябичев К.В. Экономический механизм формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL: http ://j umal. org/articles/2011/ekon40.html.

3. Майров А.С. Инновационные технологии в регулировании молодежного предпринимательства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 26. - С. 149-150.

4. Гершанок Г.А., Шишкин Д.Г. Механизмы развития инновационных и предпринимательских инициатив студентов региона // Вестник пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. - 2010. - №5. - С. 114-123.

5. Петрунина Е.А. Малое инновационное предприятие. Границы невозможного // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2010. - № 45. - С. 254-260.

6. Резник Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // Евразийский международный научно-аналитический журнал "Проблемы современной экономики". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL:http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3303.

7. Иванова А.В. Студенческое предпринимательство в Уральском

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственном университете: условия развития и потенциал //

Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 3. - С. 21-26.

8. Забелин П. В., Федцов В. Г. Создание общероссийского центра молодежного [студенческого] предпринимательства // Российское предпринимательство. -2003. - № 5 [41]. - С. 108-111.

9. Гребенкин А. В., Иванова А. В. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе // Экономика региона. 2012 r., 3, стр. 47-56.

10. Петросян С.Г. Направления и формы государственной поддержки молодежного предпринимательства // Электронный научный журнал "Управление экономическими системами". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL:http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/929-2011-12-27-12-08-14.

11. Рощина Г. С. Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развития научно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктуры и культуры в регионе // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 1[5]. - С. 39-47.

12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL: http: //www.economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/5ac991004a1cf754ac94fc2f7584aa35/strategiya_2020.doc? M0D=AJPERES&CACHEID=5ac991004a1cf754ac94fc2f7584aa35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.