Н.В. Туленкова
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СЕМЬИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена анализу социально-психологического статуса семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья по таким параметрам, как структура семьи, образовательный и профессиональный статус родителей, их социально-педагогический статус и материальная обеспеченность. Актуализируется необходимость развития системы социокультурной и психолого-педагогической поддержки современной семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Взаимодействие личности, семьи, образовательных учреждений и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Специфический характер приобретает она и в современном российском социуме: нравственное неблагополучие общества, психологический кризис несовершеннолетних, минимизация воспитательной роли семьи - вот далеко не полный перечень социально-экономических условий, влияющих на генезис семьи и процесс социализации подрастающего поколения.
Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты в формировании личности.
Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Согласно исследованиям семейной системы с нетипичным ребенком, среди функций семьи, как указывает A.P. Turnbull & H.R. Turnbull, следует рассматривать не только экономическую, ведение хозяйства и заботу о здоровье, но и рекреационную (например, хобби и другие мероприятия, как семейные, так и индивидуальные), социализирующую (например, развитие социокультурных навыков и межличностных взаимосвязей), самоидентификацию (например, признание сильных качеств и слабостей, формирование чувства принадлежности), аффективную (например, развитие интимности и способности к воспитанию), образовательно-профессиональную [1].
Кроме того, имеет смысл выделить ряд специфических функций, реализуемых семьей по отношению к ребенку с проблемами в развитии. К традиционному блоку функций (воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная) [2] добавляются следующие:
1) абилитационно-реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей);
2) корригирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья);
3) компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами).
Реализация данных функций может носить явный и латентный характер.
Г лавная задача семьи нетипичного ребенка - всячески препятствовать формированию у ребенка представления о границах своих возможностей, о том, что ему доступно и в каких пределах. В противном случае существует риск появления у него нежелательных поведенческих реакций, дискомфорта, фрустрации, аномии.
Однако снижение роли семьи, в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт.
Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педаго-гической помощи родителям в социализации детей.
Пристальный интерес к институту семьи объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением образовательных задач и ростом числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые в большинстве своем формируются в семье [3].
Основные тенденции инвалидности в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения. Ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и экологической ситуации. Все это увеличивает число лиц, нуждающихся в различных видах социальной помощи и защиты, включая вопросы реабилитации. Социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья к общественной, бытовой и профессиональной деятельности, является важным этапом их социализации в целом.
Численность детей-инвалидов в нашей стране не растет угрожающими темпами, но тем не менее уменьшения числа детей с ограниченными возможностями здоровья тоже не происходит.
Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить в двух плоскостях.
Во-первых, это профилактика детской инвалидности, т. е. комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медицинских учреждений, в задачу которых входили бы как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.
Во-вторых, это социальная (ре)абилитация детей-инвалидов. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь [4].
Одной из важнейших задач социализации является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, семьям, в которых они воспитываются, и борьба с их дискриминацией в обществе.
Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья живет в неполных семьях. По результатам исследований число родителей-одиночек, воспитывающих ребенка-инвалида, составляет 27% от общего количества. И это понятно: немногие отцы в состоянии выдержать ежедневную борьбу с болезнью, нехваткой средств, занятостью матери проблемами ребенка. И как следствие - большинство семей с деть-ми-инвалидами являются малообеспеченными.
Семья с ребенком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Некоторые семьи отказываются от рождения других детей. В подобных семьях ребенок-инвалид является единственным (количество таких семей составляет 40%). Семьи, в которых есть еще один или два здоровых ребенка, составили 42% от числа обследованных. Но в большинстве из них ребенок с нарушениями в развитии является последним из родившихся. Немногочисленную группу (9%) составляют родители, у которых здоровые дети родились после больных.
Образовательные уровни родителей также различны: высшее образование имеется у 49% обследованных, в том числе у 42% матерей. Число родителей со средним или средним специальным образованием составило 51%.
Несмотря на то что приведенные данные свидетельствуют о наличии среднего, среднего специального или высшего образования у всех родителей, часть из них в силу сложившихся обстоятельств после рождения больного ребенка вынуждены были изменить профиль своей работы или же вообще оставить ее. Приводимые ниже факты являются свидетельством того, что общество теряет квалифицированных специалистов в связи с невозможностью для матери больного ребенка продолжить работу по специальности. В результате проведенного анализа полученной от родителей информации об изменении их социального статуса после рождения
ребенка с отклонениями выявились следующие тенденции:
- работающие по специальности матери как с высшим (20%), так и со средним или средним специальным образованием составили в сумме чуть менее половины от числа обследованных (40%);
- не работающие совсем составили пятую часть;
- большую склонность к снижению квалификации и переходу на низкооплачиваемую работу проявили матери, имеющие среднее или среднее специальное образование (12,7%);
- часть матерей (менее одной трети) связали свою деятельность с учреждениями, в которых воспитываются их дети.
Необходимо отметить еще и тот факт, что небольшая часть матерей (7,2%) нашла в себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других детей [5].
Но так или иначе в результате рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья отношения внутри семьи, а также контакты с социумом подвергаются социально-психологической деформации. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик.
Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов специалистами по вопросам семьи. Такие специалисты защищают права семей, оказывая влияние на социальную политику государства по вопросам инвалидности детства, внося конструктивные инициативы, оказывая конкретную и своевременную помощь.
Усилия, таким образом, должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а с другой стороны, необходимо создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет играть в обществе, а это может быть роль больного или роль здорового (предполагающая отрицание самого факта своей инвалидности). И та и другая роли негативны. С психологической точки зрения, только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и беспомощным среди людей, чтобы он мог самостоятельно идти на контакты. И в первую очередь, это касается тех, кто ему ближе по возрасту и интересам, т.е. детей. К сожалению, существуют семьи, где сам факт инвалидности ребенка скрывается не только от окружающих, но и от самого ребенка. Это говорит о том, как низок уровень общественного сознания, регулирующего отношение к детской инвалидности. И очень трудно организовать участие ребенка из такой семьи в мероприятиях по социализации -родители просто «закрываются в своем мире», тем самым не давая ребенку даже попробовать полноценно участвовать в жизни сверстников.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: инициатива социальной реабилитации ребенка в
семье должна совпадать с инициативой социально -психологической реабилитации самой семьи. И здесь роль самих родителей ребенка-инвалида неоценима.
Еще одно важное направление работы по социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и социально-психологической реабилитации его семьи - объединение, координация усилий различных социальных институтов, включенных в систему реабилитации инвалидов.
По мере взросления ребенка проблем не становится меньше, напротив, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребенка дошкольного возраста связаны с его поведением, обеспечением общего ухода за ним, то дальше встают проблемы его профессионального определения, отношений с окружающими, словом, его жизнеустройства.
Все это актуализирует необходимость интеграции данных категорий семей, испытывающих потребность во всесторонней поддержке государства в бенефициарную систему (систему льгот, пособий), а также обеспечение тесного сотрудничества образовательных учреждений с социально-психологическими и социально -реабилитационными учреждениями, антикризисными центрами, т.к. в настоящее время слаженная, скоорди-
нированная работа данных социальных структур наблюдается крайне редко.
Неблагоприятная социокультурная ситуация развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, детерминируемая особенностями социальнодемографических характеристик их родительских семей, актуализирует необходимость развития сети комплексной социокультурной и психолого-педаго-гической поддержки семьи. В настоящее время актуальными являются развитие и активизация адресной государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, ориентирование социальной политики в соответствии с принципами «поддержки детей через семью» [6] и «благополучие детей через благополучие их родителей (семьи)», которые должны стать фокусом всей социальной деятельности Российского государства. Кроме того, семья должна быть суверенной в рамках социокультурных отношений, интервенция государства, общества в ее мир должна быть сведена к нулю на фоне высокой активности и жизнеспособности самой семьи. В данном контексте акцент современной социальной политики может быть смещен на стимулирование внутренних резервов семьи: демографических, экономических, образовательных, рекреационных.
ЛИТЕРАТУРА
1. TurnbullА.Р., TurnbullH.R. Families, professionals and exceptionality. Columbus, ОН: Merrill, 1986.
2. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 315.
3. КнязевЕ.А. Педагогика и психология социальной депривации // Вопросы психологии. 1993. № 2.
4. Мир особой семьи // Научно-практический журнал. 2005. N° 1 (4). С. 23.
5. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология; Московский психолого-
социальный институт, 2004. С. 70-78.
6. Иващенко Г.М., Плоткин М.М. Проблемы социальной поддержки детей из семей различных типов // Проблемы семьи и семейной политики.
М., 1999. Вып. 3.
Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 23 сентября 2007 г.