Научная статья на тему 'Значение социально-психологического статуса семьи в решении проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Значение социально-психологического статуса семьи в решении проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2177
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Туленкова Наталья Валерьевна

Статья посвящена анализу социально-психологического статуса семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья по таким параметрам, как структура семьи, образовательный и профессиональный статус родителей, их социально-педагогический статус и материальная обеспеченность. Актуализируется необходимость развития системы социо-культурной и психолого-педагогической поддержки современной семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of social and psychological family status in solution of problems, that child with limited health capacity has in the sphere of socialization

The article is dedicated to analysis of social and psychological status of families, bringing up children with limited health capacity, according to such parameters as family structure, educational and professional status of parents, their social and pedagogical status and financial position. The necessary development of the sociocultural, psychological and pedagogical system becomes actual, system that supports present day family which brings up disabled child.

Текст научной работы на тему «Значение социально-психологического статуса семьи в решении проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Н.В. Туленкова

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СЕМЬИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена анализу социально-психологического статуса семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья по таким параметрам, как структура семьи, образовательный и профессиональный статус родителей, их социально-педагогический статус и материальная обеспеченность. Актуализируется необходимость развития системы социокультурной и психолого-педагогической поддержки современной семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

Взаимодействие личности, семьи, образовательных учреждений и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Специфический характер приобретает она и в современном российском социуме: нравственное неблагополучие общества, психологический кризис несовершеннолетних, минимизация воспитательной роли семьи - вот далеко не полный перечень социально-экономических условий, влияющих на генезис семьи и процесс социализации подрастающего поколения.

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты в формировании личности.

Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Согласно исследованиям семейной системы с нетипичным ребенком, среди функций семьи, как указывает A.P. Turnbull & H.R. Turnbull, следует рассматривать не только экономическую, ведение хозяйства и заботу о здоровье, но и рекреационную (например, хобби и другие мероприятия, как семейные, так и индивидуальные), социализирующую (например, развитие социокультурных навыков и межличностных взаимосвязей), самоидентификацию (например, признание сильных качеств и слабостей, формирование чувства принадлежности), аффективную (например, развитие интимности и способности к воспитанию), образовательно-профессиональную [1].

Кроме того, имеет смысл выделить ряд специфических функций, реализуемых семьей по отношению к ребенку с проблемами в развитии. К традиционному блоку функций (воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная) [2] добавляются следующие:

1) абилитационно-реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей);

2) корригирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья);

3) компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами).

Реализация данных функций может носить явный и латентный характер.

Г лавная задача семьи нетипичного ребенка - всячески препятствовать формированию у ребенка представления о границах своих возможностей, о том, что ему доступно и в каких пределах. В противном случае существует риск появления у него нежелательных поведенческих реакций, дискомфорта, фрустрации, аномии.

Однако снижение роли семьи, в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт.

Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педаго-гической помощи родителям в социализации детей.

Пристальный интерес к институту семьи объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением образовательных задач и ростом числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые в большинстве своем формируются в семье [3].

Основные тенденции инвалидности в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения. Ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и экологической ситуации. Все это увеличивает число лиц, нуждающихся в различных видах социальной помощи и защиты, включая вопросы реабилитации. Социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья к общественной, бытовой и профессиональной деятельности, является важным этапом их социализации в целом.

Численность детей-инвалидов в нашей стране не растет угрожающими темпами, но тем не менее уменьшения числа детей с ограниченными возможностями здоровья тоже не происходит.

Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить в двух плоскостях.

Во-первых, это профилактика детской инвалидности, т. е. комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медицинских учреждений, в задачу которых входили бы как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.

Во-вторых, это социальная (ре)абилитация детей-инвалидов. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь [4].

Одной из важнейших задач социализации является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, семьям, в которых они воспитываются, и борьба с их дискриминацией в обществе.

Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья живет в неполных семьях. По результатам исследований число родителей-одиночек, воспитывающих ребенка-инвалида, составляет 27% от общего количества. И это понятно: немногие отцы в состоянии выдержать ежедневную борьбу с болезнью, нехваткой средств, занятостью матери проблемами ребенка. И как следствие - большинство семей с деть-ми-инвалидами являются малообеспеченными.

Семья с ребенком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Некоторые семьи отказываются от рождения других детей. В подобных семьях ребенок-инвалид является единственным (количество таких семей составляет 40%). Семьи, в которых есть еще один или два здоровых ребенка, составили 42% от числа обследованных. Но в большинстве из них ребенок с нарушениями в развитии является последним из родившихся. Немногочисленную группу (9%) составляют родители, у которых здоровые дети родились после больных.

Образовательные уровни родителей также различны: высшее образование имеется у 49% обследованных, в том числе у 42% матерей. Число родителей со средним или средним специальным образованием составило 51%.

Несмотря на то что приведенные данные свидетельствуют о наличии среднего, среднего специального или высшего образования у всех родителей, часть из них в силу сложившихся обстоятельств после рождения больного ребенка вынуждены были изменить профиль своей работы или же вообще оставить ее. Приводимые ниже факты являются свидетельством того, что общество теряет квалифицированных специалистов в связи с невозможностью для матери больного ребенка продолжить работу по специальности. В результате проведенного анализа полученной от родителей информации об изменении их социального статуса после рождения

ребенка с отклонениями выявились следующие тенденции:

- работающие по специальности матери как с высшим (20%), так и со средним или средним специальным образованием составили в сумме чуть менее половины от числа обследованных (40%);

- не работающие совсем составили пятую часть;

- большую склонность к снижению квалификации и переходу на низкооплачиваемую работу проявили матери, имеющие среднее или среднее специальное образование (12,7%);

- часть матерей (менее одной трети) связали свою деятельность с учреждениями, в которых воспитываются их дети.

Необходимо отметить еще и тот факт, что небольшая часть матерей (7,2%) нашла в себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других детей [5].

Но так или иначе в результате рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья отношения внутри семьи, а также контакты с социумом подвергаются социально-психологической деформации. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик.

Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов специалистами по вопросам семьи. Такие специалисты защищают права семей, оказывая влияние на социальную политику государства по вопросам инвалидности детства, внося конструктивные инициативы, оказывая конкретную и своевременную помощь.

Усилия, таким образом, должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а с другой стороны, необходимо создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет играть в обществе, а это может быть роль больного или роль здорового (предполагающая отрицание самого факта своей инвалидности). И та и другая роли негативны. С психологической точки зрения, только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и беспомощным среди людей, чтобы он мог самостоятельно идти на контакты. И в первую очередь, это касается тех, кто ему ближе по возрасту и интересам, т.е. детей. К сожалению, существуют семьи, где сам факт инвалидности ребенка скрывается не только от окружающих, но и от самого ребенка. Это говорит о том, как низок уровень общественного сознания, регулирующего отношение к детской инвалидности. И очень трудно организовать участие ребенка из такой семьи в мероприятиях по социализации -родители просто «закрываются в своем мире», тем самым не давая ребенку даже попробовать полноценно участвовать в жизни сверстников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: инициатива социальной реабилитации ребенка в

семье должна совпадать с инициативой социально -психологической реабилитации самой семьи. И здесь роль самих родителей ребенка-инвалида неоценима.

Еще одно важное направление работы по социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и социально-психологической реабилитации его семьи - объединение, координация усилий различных социальных институтов, включенных в систему реабилитации инвалидов.

По мере взросления ребенка проблем не становится меньше, напротив, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребенка дошкольного возраста связаны с его поведением, обеспечением общего ухода за ним, то дальше встают проблемы его профессионального определения, отношений с окружающими, словом, его жизнеустройства.

Все это актуализирует необходимость интеграции данных категорий семей, испытывающих потребность во всесторонней поддержке государства в бенефициарную систему (систему льгот, пособий), а также обеспечение тесного сотрудничества образовательных учреждений с социально-психологическими и социально -реабилитационными учреждениями, антикризисными центрами, т.к. в настоящее время слаженная, скоорди-

нированная работа данных социальных структур наблюдается крайне редко.

Неблагоприятная социокультурная ситуация развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, детерминируемая особенностями социальнодемографических характеристик их родительских семей, актуализирует необходимость развития сети комплексной социокультурной и психолого-педаго-гической поддержки семьи. В настоящее время актуальными являются развитие и активизация адресной государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, ориентирование социальной политики в соответствии с принципами «поддержки детей через семью» [6] и «благополучие детей через благополучие их родителей (семьи)», которые должны стать фокусом всей социальной деятельности Российского государства. Кроме того, семья должна быть суверенной в рамках социокультурных отношений, интервенция государства, общества в ее мир должна быть сведена к нулю на фоне высокой активности и жизнеспособности самой семьи. В данном контексте акцент современной социальной политики может быть смещен на стимулирование внутренних резервов семьи: демографических, экономических, образовательных, рекреационных.

ЛИТЕРАТУРА

1. TurnbullА.Р., TurnbullH.R. Families, professionals and exceptionality. Columbus, ОН: Merrill, 1986.

2. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 315.

3. КнязевЕ.А. Педагогика и психология социальной депривации // Вопросы психологии. 1993. № 2.

4. Мир особой семьи // Научно-практический журнал. 2005. N° 1 (4). С. 23.

5. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология; Московский психолого-

социальный институт, 2004. С. 70-78.

6. Иващенко Г.М., Плоткин М.М. Проблемы социальной поддержки детей из семей различных типов // Проблемы семьи и семейной политики.

М., 1999. Вып. 3.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 23 сентября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.