Научная статья на тему 'Значение Санкт-Петербургской духовной академии в университетском образовании'

Значение Санкт-Петербургской духовной академии в университетском образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение Санкт-Петербургской духовной академии в университетском образовании»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

АЛ. Корольков, В.В. Семикин

Значение Санкт-Петербургской духовной академии в университетском образовании

Опубликовано: Христианское чтение. 2006. № 27. С. 208-230

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

ЗНАЧЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ1.

В своем историческом становлении университетское образование России неотделимо от Духовных Академий. Наш великий персонифицированный университет — Михаил Васильевич Ломоносов — получил духовное академическое образование. Его современник, автор «Российской грамматики», выдающийся филолог А. А. Барсов, тоже вырос в Духовной Академии, а затем возглавлял кафедру словесности в Московском университете. Первым профессором философии Московского университета стал Николай Никитич Поповский, а учился он в Московской Духовной Академии.

В личных биографиях сложно определялись пути единения духовного и университетского образования. Напомним о судьбе выпускника Санкт-Петербургской Духовной Академии Федора Федоровича Сидонс-кого, который в 1833 году издал «Введение в науку философии», стремясь «объяснить всю важность философии, обнадежить в благонамеренности ее при ее истинной и должной постановке». Писал он и истори-ко-богословские труды. Ему пришлось покинуть преподавательское поприще в Академии, служить священником в Казанском соборе, а затем читать лекции в Санкт-Петербургском университете по философии и богословию.

Непросто сложилась и судьба Михаила Ивановича Владиславлева, обучавшегося поначалу в Новгородской Семинарии, а затем в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Хотя он и покинул стены Академии, но его дальнейшая профессиональная деятельность в Петербургском университете, где он преподавал философию, логику и психологию, свидетельствует о безусловном влиянии его духовного образования на идеи, исповедуемые в светских науках (достаточно обратиться к его работе «Современные направления в науке о душе». СПб, 1866).

Античную и западную философию в России начали изучать именно в Духовных Академиях, а первыми профессорами, доцентами метафизики в университетах были учащие Духовных школ. «Начало тому, — как отмечал протоиерей Георгий Флоровский, — было положено в Санкт-Петербургской Академии, откуда вышли первые преподаватели философии».2 Более того, когда на философию в университетах были гонения (николаевское время) — в Духовных школах философия уцелела. Более

1 Данная статья представляет собой расширенный и дополненный текст доклада, прочитанного академиком А. А. Корольковым на юбилейной конференции, посвященной 285-летию основания и 60-летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии.

2 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. 238.

(Тт материмы конференции

В заседании Ассоциации «Покров» принимает участие председатель Совета ректоров

Вузов В.П. Васильев и ректор СПбГУ ЛЛ. Вербицкая

того, «в Духовных Академиях за XIX век сложились свои философские традиции».3

Недавно были изданы материалы конференции об истории взаимосвязей Московского университета и Московской Духовной Академии.4 Подобное разностороннее исследование было бы желательным, поучительным и в отношении Петербургской Духовной Академии, которая существенно повлияла на университетское образование в прежние времена, а ныне явила новые формы взаимодействия с университетами и военными учебными заведениями. Об этом речь пойдет ниже.

Сложившиеся в России независимые отношения духовного и университетского образования (университеты не создавали теологические факультеты) оказались спасительными как в периоды социальных потрясений, кризисов, так и в периоды духовно-нравственного возрождения. Были годы, когда Духовные Академии в России вовсе оказались под запретом, когда изгнаны или репрессированы были выдающиеся богословы, религиозные философы. Тем не менее, ослабевшие нити взаимосвязи духовного и университетского образования не разорвались. В 1924

3 Флоровский Г., прот. Цит. соч. — С. 240.

4 МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России. Материалы конференции. Сергиев Посад - Москва, 6-7 декабря 2004 года. М., 2006.

Выступление Митрополита Владимира на заседании Ассоциации году открылась Высшая богословская школа в Сергиевском подворье Парижа, вскоре переименованная в Русский православный богословский институт. Преподавателями этого высшего духовного учебного заведения оказались, в том числе, бывшие преподаватели и выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии (доцент А. В. Карташев) и Санкт-Петербургского (епископ Кассиан (Безобразов)) и Московского (протоиерей Сергий Булгаков, Б. П. Вышеславцев) университетов. Единение духовного и университетского образования здесь происходило в живом общении богословов, священников, философов, в их совместных трудах.

В самые мрачные времена атеистической идеологии дух Православия продолжал жить в русской литературе, истории, музыке, живописи, отчасти и в философии, в которой хоть и в сопровождении критической риторики, излагались идеи и работы христианских мыслителей.

Русскую философию невозможно постичь без понимания роли патристики и всей христианской традиции. Русские философы нередко были одновременно и богословами, некоторые из них носили сан священника. По праву и в Духовных учебных заведениях, и в университетах изучают богословские и религиозно-философские тексты А. С. Хомякова, протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского, протоиерея

Заседании Ассоциации «Покров» в профессорской СПбДА Георгия Флоровского, архимандрита Киприана (Керна). И если, например, И.А. Ильин не был напрямую богословом, то философия его неотделима от глубокого постижения истин Православия. Его «Аксиомы религиозного опыта», «Основы христианской культуры», «Путь духовного обновления», все другие сочинения пропитаны духом христианства. Для христианской педагогики и антропологии бесценными по сей день остаются труды протоиерея Василия Зеньковского, в личности которого неразделимы священник, богослов, философ, педагог, психолог.

Университет по своей сути предполагает подлинную универсальность образования, освоение всех граней отечественной культуры и, в первую очередь, истин веры, которая создавала наш народ, наше государство, всю неповторимую нашу историю.

Как можно изучать судьбоносную для России Куликовскую битву без осознания духовной роли в ней преподобного Сергия Радонежского? Как можно грамотно оценить более частые проблемы, допустим, роль гностицизма в нашей интеллектуальной и духовной истории, не учитывая оценок гностицизма В.В. Болотова в его классических «Лекциях по истории древней Церкви»?!

Философская и психологическая антропология будут ущербными, если обойдут стороной святоотеческое учение о человеке. А если обратиться

Выступление Президента Ассоциации «Покров» Архиепископа Константина поближе к нашему времени, то для философской антропологии бесценен труд Виктора Несмелова «Наука о человеке», изданный впервые в конце XIX столетия, а вместе с тем и исследование этого труда в диссертации и публикациях Ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Тихвинского Константина.5 Подлинно целостная антропология рождалась и развивалась в русле этой традиции, ибо еще у святителя Григория Нисского, в его творении «Об устроении человека», мы находим синтез христианских, философских и медицинских знаний о человеке.

Наступает новая пора сотрудничества Духовной Академии и наших университетов. Думаем, что в ближайшее время уже станет возможным для выпускника Духовной Академии или Семинарии получить по сокращенной программе университетское образование (такой опыт уже отчасти имеется, например, в Тобольской епархии, где несколько православных школ и гимназий возглавляют директора, окончившие Тобольскую Духовную Семинарию и Педагогический университет). Настала пора и для совместных исследовательских проектов, особенно в области образования, философии, психологии, культурологии. Сово-

5 См.: Константин (Горянов), еп. Религиозно-философская антропология Виктора Несмелова // Православное учение о человеке. М. — Клин, 2004.

Ассоциация «Покров» купными усилиями можно выработать разумные программы школьного и вузовского курсов «Основы православной культуры». Есть возможности и для взаимного обогащения учебного процесса спецкурсами, теоретическими семинарами по духовной и нравственной проблематике.

Переходя к современному состоянию взаимодействия Духовной Академии с петербургскими высшими учебными заведениями, следует, прежде всего, рассказать о создании и плодотворной деятельности Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров».

Первые шаги к такому взаимодействию были предприняты в 1997 году Ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии епископом Тихвинским Константином (Горяновым) и тогдашним председателем Совета ректоров Санкт-Петербурга Виктором Егоровичем Романовым. А затем согласованные усилия по проведению студенческих праздников в день Святой Татьяны, конкурсы студенческих работ по историко-культурной и духовно-нравственной тематике, стали предпосылкой для создания Межвузовской Ассоциации «Покров».

И вот, в 2002 году по инициативе СПбДАиС и Совета ректоров ВУЗов Санкт-Петербурга в северной столице была создана уникальная общественная организация — Межвузовская Ассоциация «Покров». Первоначально в нее входили девять ВУЗов: Санкт-Петербургская Духовная

Выступление начальника Военно-медицинской академии генерал-лейтенанта Б.В. Гайдара

Академия; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова; Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства и Русский Христианский Гуманитарный Институт. Президентом Ассоциации единогласно был избран Ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин, а вице-президентом стал ректор РГПУ им А.И. Герцена академик Г.А. Бордовский.

В настоящее время в ассоциацию входит 30 высших учебных заведений, в том числе 10 военных ВУЗов. В качестве своей миссии Межвузовская Ассоциация «Покров» выдвигает духовно-нравственное просвещение и воспитание студенческой молодежи. В основу деятельности Ассоциации был положен важнейший принцип общественной мысли — укрепление и развитие союза религии, культуры, науки и образования. Главными целями этого соборного объединения являются:

МАТЕРИМЫ конференции

Награждение почетным знаком Св. мц. Татьяны

— обобщение и распространение опыта развития традиций духовного просвещения;

— создание условий для духовного образования и просвещения студенчества, молодежи, преподавателей;

— создание единого информационного поля общения для студенчества, молодежи, преподавателей в области духовно-нравственного просвещения;

Основной формой взаимодействия образовательных учреждений Ассоциации является диалог в контексте светских и церковных традиций просвещения, образования и воспитания.

Примером такого конструктивного диалогического взаимодействия может служить одно из ведущих мероприятий в деятельности Ассоциации — «Покровские чтения», проходящие по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Покровские чтения» впервые были проведены в 2000-м году под знаком тысячелетия крещения Руси. Осенью 2006 года они прошли седьмой раз по весьма актуальной теме «Духовная культура как основа безопасности и здоровья личности, семьи, общества». В своем обращении к участникам форума Святейший Патриарх подчеркнул: «Время, в которое Господь судил нам жить и трудиться, требует от каждого из нас жертвенного

Выступление председателя комитета по науке и высшей школе АД. Викторова

служения в исполнении своего церковного и общественного долга. Ибо, наряду с возрождением православных жизненных основ, в России, к сожалению, распространяется культ насилия и жестокости, нравственной распущенности, наркомании и алкоголизма. Все это тлетворно воздействует на неокрепшие души подростков и молодежи... В сложившейся ситуации, только объединив усилия священнослужителей и мирян, людей церковных и светских, как говорили встарь, «всем миром», мы сможем преодолеть эти общественные недуги и оградить подрастающее поколение от всегубительного зла греха. Все мы призваны сегодня быть соработниками на ниве просветительского и социального служения».6

Перед участниками VII Покровских чтений выступил архиепископ Константин. В своем выступлении он остановился на Евангельских словах: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Архиепископ Константин сказал: «Если человек сам знает, что вредно, скажем, курить, но продолжает это делать по слабости

6 Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: Материалы Покровских педагогических чтений. 2001 - 2003 гг. СПБ., 2004. С. 4.

'Г лмтеримы конференции

Выступление исполнительного директора Ассоциации проф. В.В. Семикина

воли — это плохо, в первую очередь, для его здоровья. Но если он еще и других учит — такой человек поступает хуже. Тема нашей конференции — «Духовная культура как основа безопасности и здоровья личности, семьи и общества». Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Но каков уровень здоровья жителей нашего города? Мы знаем о нем по состоянию здоровья наших абитуриентов. Оно, в среднем, слабое. И вполне понятно почему — в начале перестройки их родители месяцами не получали заработную плату.

Наш народ в среднем в год теряет по миллиону граждан. Россия — единственная страна в мире, где происходит такое уменьшение население. Есть страны Западной Европы, в которых нулевой прирост населения, но вымирает только Россия. Во многом это связано с тем, что СМИ не всегда поддерживают политику, направленную на укрепление здоровья нации. Наша страна, можно сказать, проиграла информационную войну с западными информационными монстрами.

Наше государство начиналось с маленького Московского княжества, а закончилось все одной шестой поверхности суши. Цель нашей конференции — осознать, что духовная культура — это основа нашего выживания. Та «культура», которая сегодня пропагандируется, ведет к вырождению. Сегодня пред русским народом стоит выбор. С одной

Богослужение в церкви при педагогическом университете

стороны, свобода пьянствовать, употреблять наркотики, творить грех и бесчинства, а с другой, свобода быть мужественным человеком, православным христианином. Выбор за нами».

Особо следует сказать об уникальной студенческой акции, проведенной в рамках Покровских чтений. Акция под названием «За нравственность на Российском телевидении» впервые прошла в нашем городе на Манежной площади. Нет, думается, необходимости говорить о причинах и об актуальности подобного мероприятия. Мощный поток насилия и разврата, затопляющий нашу страну с экранов телевизоров, не может изливаться бесконечно. Нужно положить конец пропаганде культа жестокости, вседозволенности и нравственной распущенности. Сегодня, когда мера безнравственности на телевидении превзошла все мыслимые пределы, необходимо, чтобы именно молодежь, студенты выступили с резким протестом. Акция, призванная привлечь внимание общественности к крайне низкому моральному облику ведущего современного средства массовой информации, получила широкое освещение в СМИ.

Сегодня ассоциация участвует в организации и таких конференций, как Кирилло-Мефодиевские чтения (базовый ВУЗ — Университет культуры и искусств) и Знаменские чтения (базовый ВУЗ — Академия

мдтеримы конференции

Сурдоперевод богослужения постдипломного педагогического образования). Именно на этих чтениях сформировались основные идеи «Покрова» и определились основные направления деятельности Межвузовской Ассоциации. Подобные форумы выступают эффективной формой представления и обобщения достижений в области духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.

Главным межвузовским праздником, проводимым ассоциацией «Покров» является день святой Татьяны, учрежденный в Санкт-Петер-бурге десять лет назад по инициативе Совета ректоров ВУЗов города, Духовной Академии и Санкт-Петербургских молодежных организаций. Праздничная церемония вручения Почетных знаков святой Татьяны в Казанском соборе стала уже петербургской традицией, которая объединяет представителей ВУЗов, церковных приходов, государственных органов и молодежных организаций. За десять лет Почетным знаком святой Татьяны награждено около 210 студентов и молодежи и около 180 наставников молодежи.

Кроме праздничных мероприятий в этот праздник Российского студенчества, как правило, подводятся итоги работы конкурсных комиссий межвузовского Татьянинского конкурса по различным номинациям: «Проза и поэзия», «Видеофильмы», «Изобразительное искусство»,

христианское чтение п 2006 0\ }

шшш^ШЯШШПЯШШШШШШШШШЯк

Награждение ректора РГПУ ГЛ. Бордовского

«Благодатная педагогика», «Православие и культура», «Рождественский подарок», «Христианство и философия».

Одна из номинаций конкурса — «Сретенский музыкальный фестиваль» проходит ежегодно в феврале месяце. В 2006 году в этом фестивале приняло участие около 20 молодежных хоров и ансамблей численностью более 250 человек.

В последнее время вузовская молодежь стала активно собираться и на другие православные праздники. Студенческие встречи проходят в различных формах: круглые столы, литературные вечера, концерты, диспуты. Круглые столы организовываются в различных ВУЗах города, на них собираются студенты, получающие образование в самых различных областях знания. Студенты приходят добровольно, неизвестно даже заранее какое количество студентов примет участие в работе того или иного круглого стола. Студенты сами выдвигают темы для обсуждения. По предложенной теме слушаются несколько максимально емких кратких докладов, подготовленных преподавателями или самими студентами. Затем идет обсуждение в форме дружеской непринужденной дискуссии. Значение таких встреч определяется двумя важными моментами. Во-первых, молодежь сама избирает тему дискуссий, в силу чего беседы проходят очень интересно и оживленно. Обсуждаются те проблемы,

Слово настоятеля университетской церкви прот. А. Скрипкина

которые действительно волнуют современную молодежь. Во-вторых, особое значение имеет присутствие студентов Духовных школ. Общение в неформальной обстановке позволяет не только совместно решать различные трудные вопросы, но, что не менее важно, способствует установлению между учащимися Духовных школ и светских ВУЗов личных контактов. Именно эти личные контакты являются самым прочным фундаментом и наиболее надежной основой воцерковления петербургского студенчества.

Эффективной формой работы с молодежью стали культурно-просве-тительские проездки по древнерусским центрам: Москва, Рязань, Тихвин, Псков, Старая Ладога, Великий Новгород, Старая Русса и др. Целью таких поездок является приобщение студентов к русской культуре и православным ценностям, объединение студентов разных ВУЗов вокруг общих интересов и значимых дел. Эти поездки по замыслу своему не являются паломничествами, у них более скромная цель — помочь молодежи ощутить красоту русской культуры, пронизанной Православием. Для некоторых студентов участие в паломничестве представляется чем-то трудным, связанным с определенным трудом и самоограничением. И эти просветительские поездки становятся для них первым шагом на пути к Церкви.

Благословение выпускников Военно-медицинской академии Одной из важных задач деятельности Ассоциации является экспертиза и научно-методическая поддержка разработок образовательных проектов и программ в области духовно-нравственного просвещения, учебных и методических пособий, информационных ресурсов. Эта деятельность осуществляется научно-методическим советом Ассоциации под руководством академика А. А. Королькова. В совет входят ученые Санкт-Петербурга, известные своими трудами в сфере духовно-нравственного воспитания, занимающиеся православной педагогикой, психологией, русской философией и культурой. Примером одного из таких образовательных проектов может служить новый учебный курс Основ православной культуры, разработанный президентом Средневолжского открытого университета проф. В.Д. Скоробогатовым. Этот курс с 1 сентября 2006 года вводится в школах Белгородской области. Учебный курс включает в себя мультимедийное предложение — учебно-дидактический материал на дисках, а также руководство для преподавателей и руководство планирования уроков. Учебный материал разделен на четыре части: 1) 5-6 классы; 2) 7-8 классы; 3) 9 класс; 4) 10-11 классы. Конечной целью усвоения учащимися преподаваемого является формирование устойчивой духовной позиции, являющейся основой нравственного образа

жизни. Большой вклад в создание учебного курса внесли преподаватели и студенты Белгородской Духовной Семинарии.

Ассоциация ведет также широкую информационно-просветительскую деятельность. Совместно с творческим коллективом «Духовное наследие» на городском радио «Петербург» Ассоциацией ведется подготовка десяти еженедельных программ и рубрик. Кроме того, осуществляется рассылка новостей и анонсов Ассоциации по 3000 адресам ВУЗов, молодежных объединений, церковных приходов, органов СМИ и других организаций в различных городах России, Белоруссии, Украины и других стран.

В составе ассоциации «Покров» на базе психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена (декан профессор В. В. Семикин — исполнительный директор ассоциации «Покров») открыты и активно разворачивают свою деятельность научно-исследовательские лаборатории «Христианской психологии» и «Православной педагогики». Этот факультет стал одним из важных центров творческой, организационной и научной активности ассоциации.

Существенный вклад в становление Межвузовской Ассоциации «Покров» и ее воцерковление сыграл молодежный отдел Санкт-Петербургской Епархии (руководитель протоиерей Артемий Скрипкин — настоятель домового храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А. И. Герцена). Процесс воцерковления участников Ассоциации может быть более масштабным при условии активного участия вузовских домовых храмов и благочиния этих храмов, сознанного в этом году по инициативе Совета учредителей Ассоциации «Покров».

Одной из важнейших направлений деятельности Ассоциации является церковно-социальная деятельность. В связи с этим, особое значение имеет отмечаемый в 2006 году 200-летний юбилей с начала систематического обучения глухих и слабослышащих людей в России. В связи с празднованием юбилея был создан организационный комитет по проведению праздничных мероприятий, почетным Председателем которого стал Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии архиепископ Тихвинский Константин.

26 ноября, когда 200-летний юбилей с начала обучения глухонемых знаменательно совпал со 185-летием основания храма святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском Российском государственном педагогическом университете имени А. С. Герцена архиепископ Константин возглавил в этом храме Божественную Литургию и благодарственный молебен. По окончании богослужения участников торжеств приветствовал Владыка Константин:

«Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с замечательным юбилеем — 185-летием этого святого храма и 200-летием

Автор доклада академик РАО Корольков АА.

начала обучения глухонемых в России. Нынешний день знаменателен многими удивительными совпадениями. Сегодня, за Божественной Литургией, мы слышали Евангельскую притчу о милосердном самарянине. Один человек был ограблен и избит разбойниками. Проходившие мимо иудейские священник и левит не оказали ему никакой помощи. Помог ему простой самарянин, человек, от которого меньше всего тот мог ожидать сострадания. И Господь спросил слушающих: «Кто является ближним для впавшего в руки разбойников?» Конечно, этим человек был оказавший ему милость самарянин. Эта притча призывает нас к милосердию и состраданию ко всякому страдающему, призывает нас к тому, что сегодня называется социальной деятельностью Церкви.

И сегодня же Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста, автора Божественной Литургии, создателя выдающихся богословских и экзегетических трудов. Но его административная, архипастырская деятельность не помешала ему помогать бедным и нуждающимся. Он построил на церковные средства два дома для бедных, создал общество по оказанию помощи вдовам и другим людям, в беде сущим. Другими словами, святой Иоанн Златоуст сам активно занимался и ныне является покровителем социального служения.

Одним из важнейших видов социального служения Церкви есть и будет помощь глухим и слабослышащим людям. Мы знаем, что уже в течение несколько лет здесь, в этом святом храме при всяческой поддержке Pill У им. A.C. Герцена осуществляется это святое дело. И сегодня, в день, когда у нас столько прекрасных совпадений — 200-летие начала обучения, и память Иоанна Златоуста, и удивительное Евангельское чтение — я имею высокую честь от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия вручить Ректору Санкт-Петербургского Российского государственного педагогического университета Геннадию Алексеевичу Бордовскому орден святителя Иннокентия, митрополита Московского. Дорогой Геннадий Алексеевич, примите этот орден в знак благословения Церкви Вашим трудам на благо Православия. Храни и благослови Вас Господь».

В ответном слове Геннадий Алексеевич Бордовский выразил глубокую благодарность Святейшему Патриарху, Владыке митрополиту Владимиру и Владыке Константину за высокую награду. Он, в частности, сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Константин! Дорогие коллеги, братья и сестры! Я, действительно, глубоко взволнован этой высокой наградой. Она заставляет меня задуматься о той большой ответственности, которая на меня возлагается. 200-летие начала обучения глухих и слабослышащих людей в России совпало со 185-летием этого храма. Это совпадение неслучайно. Оно говорит нам о мудрости людей той эпохи, для которых было очевидно, что невозможно вылечить физические недуги без исцеления человеческой души. То, что было начато 200 лет назад, сегодня ничуть не менее важно. Я еще раз благодарю Вас, Владыко Константин, и прошу передать мою глубокую благодарность Святейшему Патриарху Алексию и Владыке митрополиту. Неожиданной была для меня эта награда. Большое Вам спасибо».

Затем от имени Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра собравшихся поздравил Ректор Костромской Духовной Семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев). В своем поздравлении отец Геннадий подчеркнул: «Храм сей переживает возрождение. Он стал местом осуществления разнообразных православных проектов. Общину его составляют настоящие подвижники, отдающие все свои силы этому важному делу. Сегодня много говорится о необходимости приобщать молодежь к православной культуре. Но по-настоящему это можно сделать только на церковном приходе, так, как это делается здесь, в этом храме. Мы должны вести кропотливую и трудную, но великую и святую работу над душами детей и молодых людей. Как радостно видеть маленьких детей, которые приходят в храм и уже несут какие-то послушания. В этом плане храм сей должен стать образцом для других храмов. Я желаю вам помощи Божией в вашем благороднейшем служении. Господь да укрепит вас и да благословит ваши труды».

Настоятель храма протоиерей Артемий Скрипкин, поздравляя Владыку Константина и всех молящихся с праздником, сказал: Сегодня особый день. Мало того, что нашему храму исполнилось 185 лет. Я хочу сообщить вам, что последний раз архиерейское богослужение было совершено здесь в 1840 году епископом Нафанаилом. Более 160 лет не было здесь архиерейской службы... И вдвойне символично, что первое архиерейское богослужение после столь длительного перерыва совершает Владыка Константин — Ректор Духовных школ. Владыка — учитель будущих пастырей, а значит педагог по преимуществу. И храм наш посвящен апостолам Петру и Павлу — педагогам ко Христу.

Все это знаки милости Божией к нам. Мы все вовлечены в дивный план Домостроительства Божия. Сегодня мы благодарим Вас, дорогой Владыко, за Ваше сегодняшнее служение. Мы верим, что Ваши молитвы привлекут на всех нас Божественную благодать. Мы рады, что ныне Господь возвращается не только в эти стены, но и в души и сердца людей».

После этого состоялся показ фильма об университетском храме, перед началом которого Владыка Константин и отец Артемий дали интервью журналистам Российского телевидения. Владыка Константин, в частности, отметил, что сейчас крайне необходимо открывать специальные курсы по сурдопереводу на базе педагогических университетов. Владыка сказал, что вполне возможно ввести факультативные занятия по сурдопереводу и в Духовных школах, но в этом вопросе мы нуждаемся в помощи профессиональных педагогов. Отец Артемий в заключение пожелал всем глухим и слабослышащим гражданам России, чтобы Слово Божие открылось им, может быть, даже еще более ярко, чем людям слышащим. В силу их страданий, Господь открывается им с большей глубиной. Часто бывает, что человек слушает и не слышит, о чем говорит Господь Иисус Христос в Евангелии. Духовный слух людей, лишенных слуха физического может быть лучше, чем у других.

Всем собравшимся был показан небольшой, но очень трогательный фильм. Идея открыть храм родилась у студентов университета имени A.C. Герцена. Они отправились на остров Залит, чтобы получить благословение у известного по всей России старца протоиерея Николая Гурьянова. Получив благословение отца Николая, они пришли в Казанский кафедральный собор и обратились к служащему священнику. Этим священником и был отец Артемий Скрипкин. Так началось возрождение храма святых апостолов Петра и Павла. Когда храм открыли и передали Церкви, то вспомнили, что когда-то здесь было Императорское общество обучения глухих и слабослышащих людей. И решили возродить это важное дело. Сегодня прихожанами храма являются десятки людей, лишенных слуха.

Затем Ректор PI 11У им. A.C. Герцена Геннадий Алексеевич Бордовс-кий произнес слово, в котором особо подчеркнул роль Духовных школ и

архиепископа Константина в деле духовного просвещения светского общества: «Дорогой Владыко Константин! Еще раз от всего сердца я благодарю Вас за столь высокую награду. Для всех нас очень важно то дело, которое Вы совершаете. С Вашим приездом в наш город и началом Вашего ректорства в Духовных школах активно идет процесс консолидации духовного и светского образования. Вы объединяете ректоров ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга, и не только Петербурга. По Вашей инициативе была создана и продолжает плодотворно существовать Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров». В высших учебных заведениях нашего города открываются храмы и часовни. Ректоры, преподаватели и студенты приходят в храм. Происходит внутреннее духовное возрождение нашей молодежи. Конечно, нужно еще очень много трудиться. Но и то, что уже достигнуто наполняет нас огромной радостью. Спасибо Вам, Владыко, за Ваши труды, за то, что Вы объединяете представителей высшей школы нашего города и вносите неоценимый вклад в дело духовного просвещения светского образовательного процесса».

В завершающем слове Владыка Константин поблагодарил Геннадия Алексеевича за теплые слова. «Сегодня, — сказал Владыка, — мы должны быть необыкновенно благодарны Богу за то, что Он дал нам возможность ныне максимально реализовать свои способности. Мы поставлены Богом на самую вершину идущего сейчас процесса духовного возрождения. Многие могут этого не замечать. Мой духовник сказал мне однажды: вершина горы видна издалека, когда она находится на большом расстоянии. А когда поднимаешься и уже поднялся на вершину, видишь только камни вокруг, ухабы, колючие растения. Так и ныне. Есть трудности, но главное делается — идет постепенное духовное возрождение нашего общества, прежде всего, людей науки, интеллигенции. И мы должны быть благодарны также и тем людям, кто своими трудами, а часто и своей кровью, готовил эту победу. Наша Церковь прошла через страшное горнило испытаний, когда за верность Христу люди платили своей жизнью. Сегодня благодаря их мужеству и стойкости мы имеем возможность заниматься духовным просвещением. Будем помнить об этом. И еще раз подчеркну — будем благодарить Бога, поставившему нас в столь благоприятные условия».

Возрождение храмов при ВУЗах нашего города — дело, которое в настоящее время происходит все интенсивнее. В последние годы таких храмов насчитывается уже пятнадцать. Этого, конечно, еще недостаточно, но эти первые шаги имеют огромное значение, поскольку они становятся примером плодотворного сотрудничества Церкви и светских учебных заведений. Интересным в этом смысле является пример возрождения храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском Государственном университете.

История университета содержит важные факты, говорящие о единстве духовного и светского образования того времени. Первым преподавателем Закона Божия в университете стал профессор СПбДА протоиерей Герасим Петрович Павский — основоположник русской гебраистики, переводчик Библии с древнееврейского на русский язык. Историк A.C. Родосский характеризовал о. Герасима Павского как «великую силу в науке и литературе XIX века, отличного богослова, выдающегося патриота с великими качествами правды и чести», а М.П. Погодин называл его «умнейшим человеком своего времени». С 1819 по 1827 годы протоиерей Герасим Павский возглавлял в университете кафедру богословия и разработал для нее курс истории постепенного раскрытия религиозных понятий в человеческом роде. В 1858 году о. Герасим был избран ординарным академиком Академии наук по отделению русского языка и словесности.

В 1837 году храм во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен. Первым его настоятелем стал протоиерей Павел Федорович Со-лярский. Он исполнял здесь свое служение в течение почти полувека — с 1833 по 1880 годы и преподавал в университете богословие. Собственно богословского факультета университет не имел, но богословие изучали в качестве обязательного предмета на всех факультетах.

В 1919 году храм был закрыт. Университетская община переместилась в квартиру академика И.И. Срезеневского, где была устроена домовая церковь в память Всех Святых, в земле Российской просиявших. Первую Литургию в этом домовом храме отслужил протоиерей Николай Чуков, бывший ранее ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1942 году он принял монашество с именем Григорий и в сане митрополита возглавил Ленинградскую и Новгородскую епархию. Владыка Григорий внес основной вклад в дело возрождения Духовных школ в Ленинграде в 1946 году. В число общины входили студенты Петроградского Богословского института, образованного после закрытия Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. В их числе был и будущий сщмч. Владимир Лозина-Лозинский. В «малой» университетской церкви нередко служил сщмч. митрополит Петроградский и Гдовс-кий Вениамин (Казанский). В помещении «большого» университетского храма с февраля 1930 года разместился студенческий клуб, а с ноября 1933 года — аэродинамическая труба одной из лабораторий.

В 1991 году по ходатайству ныне покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), а также большой группы видных ученых храм был передан Церкви. С 1996 года университетский приход возглавляет выпускник физического факультета, Секретарь Ученого Совета СПбДАиС, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, доцент протоиерей Кирилл (Копейкин). В помещении университетского храма совершаются богослужения, читаются лекции и проводятся беседы со студентами и преподавателями, организуются

паломнические поездки. Силами общины собраны материалы для прославления священномученика протоиерея Владимира Лозина-Лозинс-кого. В 1997 году Ректором СПбДАиС епископом Тихвинским Константином в университетском храме было совершено первое после восстановления архиерейское богослужение.

Говоря о сотрудничестве между Духовной Академией и университетами и, более широко, между духовным и светским образованием, нельзя не сказать о давних крепких связях с медицинскими и, в частности, военно-медицинскими учебными заведениями.

Связь между Церковью и медициной в России существовала изначально. В 1707 году в Москве была создана первая медицинская школа, имевшая своей целью подготовку русских врачей. Особое значение имеет тот факт, что и медицинская школа, и учрежденный при школе госпиталь находились в подчинении Святейшего Синода и средства для содержания поступали из Монастырского приказа. И хотя первыми учениками этой школы были дети иностранцев, впоследствии учеников набирали из числа воспитанников Московских и Санкт-Петербургских сла-вяно-греко-латинских училищ и монастырских школ, которые также, естественно, находились в ведении Синода. Такой состав учащихся объясняется очень просто — невозможно было найти других кандидатов в лекари, знавших русскую грамматику и латинский язык (преподавание в медицинской школе велось на латинском языке).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, зарождение и первый этап развития русского медицинского образования (1707 - 1730 годы) были непосредственно связаны с Церковью, с духовным образованием. Только после 1730 года медицинское образование в России становится самостоятельной частью светского образования. И, тем не менее, основной контингент учащихся медицинских школ еще много десятилетий формировался из числа выпускников духовных учебных заведений.

В 1754 году по просьбе выдающегося деятеля медицины, много сделавшего для развития русского медицинского образования, Павла Захаровича Кондоиди, Святейший Синод позволил набирать учеников для медицинских школ из всех духовных учебных заведений России. До этого в медицинскую школу разрешалось поступать только московским семинаристам. Таким образом, благодаря Духовным Семинариям была решена проблема комплектования госпитальных школ.

В 1797 году, накануне открытия Медико-Хирургической Академии, вышел указ, согласно которому Святейший Синод должен был ежегодно выделять для обучения врачебной науке 50 человек из числа окончивших Духовные Семинарии. Таким образом, большинство поступающих в Медицинскую Академию были выпускниками Духовных Академий и Семинарий.

Интересно отметить, что в то время Медицинская Академия стала своего рода посредствующим звеном между духовным и университетским

образованием. С первых же дней возникновения Медицинская Академия стала центром подготовки квалифицированных кадров для русской медицины. В ней готовили профессоров для русских университетов. Выпускники Духовных школ, получив дополнительное медицинское образование, приходили в университеты уже в качестве профессоров. Так происходило глубокое объединение духовного, медицинского и гуманитарного образования.

1898 год стал годом 100-летнего юбилея Военно-Медицинской Академии. Празднование юбилея началось 17 декабря панихидой, отслуженной в Академической церкви по усопшим руководителям, профессорам и воспитанникам Академии. В тот же день вечером было совершено Всенощное бдение, а на следующий день — Божественная Литургия и благодарственный молебен. Затем в Дворянском собрании прошел юбилейный акт.

Ныне возрождается и крепнет сотрудничество между Санкт-Петербургской Духовной Академией и Военно-Медицинской Академией. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий является почетным доктором Военно-Медицинской Академии и Санкт-Петербургского Государственного университета. Ректор BMA генерал-лейтенант Б.В. Гайдар является желанным гостем в стенах СПбДА, а его выступления на академических торжествах всегда проникнуты большим теплом и уважением. Архиепископ Константин не оставляет своим попечением BMA, поскольку является кандидатом медицинских наук и тем самым еще более близок профессорам и студентам BMA. Также архиепископ Константин является почетным доктором Инженерно-экономического университета, его с радостью встречают во многих ВУЗах нашего города.

Не пришла еще пора давать всестороннюю оценку этой страницы истории, но год от года Ассоциация набирает силу, и Владыка Константин ненавязчиво, но настойчиво собирает ректорский корпус города, и эти встречи стали органичной, необходимой основой для выработки путей воспитания молодежи.

Корольков Александр Аркадьевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской и психологической антропологии РГПУ им. АЛ. Герцена, академик РАО.

Семикин Виктор Васильевич, доктор психологических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. AJÍ. Герцена, исполнительный директор Межвузовской Ассоциации «ПОКРОВ».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.