Научная статья на тему 'Значение развития координационных качеств на этапе предварительной подготовки в художественной гимнастике'

Значение развития координационных качеств на этапе предварительной подготовки в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЯХ / ИГРОВОЙ МЕТОД / СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулина Елена Дмитриевна, Ивашкова Екатерина Эмильевна, Петрова Маргарита Александровна, Чайка Жанна Юрьевна

В статье рассматривается значение предварительной подготовки в обучении владения предметами в художественной гимнастике. Для освоения данными действиями необходимо уделять внимание развитию координации. Исследование проводилось на детях 4-5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулина Елена Дмитриевна, Ивашкова Екатерина Эмильевна, Петрова Маргарита Александровна, Чайка Жанна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of coordination qualities training at the stage of preliminary preparation in the rhythmic gymnastics

The article discusses the importance of advance preparation in teaching to the subjects mastering in the artistic gymnastics. For the development of these actions it is necessary to pay attention to the development of coordination. The study has been conducted with the children aged 4-5 years of age.

Текст научной работы на тему «Значение развития координационных качеств на этапе предварительной подготовки в художественной гимнастике»

УДК 796.412.2

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Елена Дмитриевна Бакулина, кандидат педагогических наук, доцент,

Екатерина Эмильевна Ивашкова, кандидат педагогических наук, доцент,

Маргарита Александровна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Жанна Юрьевна Чайка, кандидат биологических наук, доцент Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО «РГСУ»), Москва

Аннотация

В статье рассматривается значение предварительной подготовки в обучении владения предметами в художественной гимнастике. Для освоения данными действиями необходимо уделять внимание развитию координации. Исследование проводилось на детях 4-5 лет.

Ключевые слова: критерии элементов композиции в различных возрастных категориях, игровой метод, сложнокоординационные движения, учебно-тренировочная деятельность, соревновательная деятельность, правила соревнований, художественная, эстетическая гимнастика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p26-31

IMPORTANCE OF COORDINATION QUALITIES TRAINING AT THE STAGE OF

PRELIMINARY PREPARATION IN THE RHYTHMIC GYMNASTICS

Elena Dmitrievna Bakulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Catherine Emilevna Ivashkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Margarita Alexandrovna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Jeanne Yurievna Chayka, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow

Annotation

The article discusses the importance of advance preparation in teaching to the subjects mastering in the artistic gymnastics. For the development of these actions it is necessary to pay attention to the development of coordination. The study has been conducted with the children aged 4-5 years of age.

Keywords: criteria for the composition of elements in various age categories, game methods with complicated coordination movements in training activities, competitive activity, competition rules, rhythmic, aesthetic gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

Значение развития координационных качеств у спортсменов неоднократно подчеркивалось исследователями различных видов спорта. Более того, очень важен подбор тестов необходимых для развития координации. Известно, что упражнения, развивающие координацию в силовых видах спорта будут отличаться от циклических или игровых видов спорта [3, 4, 8].

Художественная гимнастика относится к видам спорта, где важную роль играют сложнокоординационные движения и изобразительность действий. Программа и правила проведения соревнований определяют основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях.

С 2001 года международные правила становятся основным кодексом одинаково для всех стран профилирующим художественную гимнастику. Россия становится лидирующей страной на международной арене. На данный момент существуют единые правила соревнований, где предусмотрена градация оценок по стоимости элементов, но деление на этапы овладения трудностям отсутствует. Тренеры учебно-тренировочных групп младшего возраста вынуждены во время учебного процесса вести подготовку к

сложным элементам. К сожалению, правил соревнований для детей не предусмотрено [2].

В эстетической гимнастике определены критерии элементов композиции в различных возрастах. Чёткое разграничение по возрастным категориям рекомендует исполнять требования, которые оцениваться судьями в соревновательной программе. Это постепенно подводит юных спортсменок к освоению сложных элементов для перехода в более взрослую группу. В настоящий момент в художественной гимнастике такие положения не включены в правила соревнований.

Условия в соревновательной деятельности гимнасток определяют необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет к памяти спортсменок и исполнительности действий точность воспроизведения движения. Тренеры сегодня поставлены в такие условия, когда должны обучать младший возраст гимнасток тем же действиям, что и старшие спортсменки демонстрируют в своей соревновательной программе. Поэтому многие тренеры форсируют обучение девочек. В этих условиях достижение высоких спортивных результатов невозможно без поиска новых эффективных подходов к технической подготовке юных спортсменок.

Успешность выступления гимнасток на соревнованиях во многом зависит от качества проведения учебно-тренировочного процесса впервые 2-3 года занятий спортом.

Развитие специальных двигательных качеств проходит в период от 7 до 13 лет. Поэтому обучение сложнокоординационным движениям в гимнастике приходится на данный отрезок времени. Динамика совершенствования отдельных физических качеств неоднородна [9].

Младший возраст характеризуется высокой подвижностью, которая требует специальной, разумной организации, правильных форм моторного поведения [6, 7, 8].

Координационные способности содержат: способность к ориентированию в пространстве; конкретное воспроизведение движений по силовым, временным и пространственным параметрам.

Главным методологическим подходом, направленным на развитие и совершенствование этой способности, является единое выполнение упражнений, включающих преемственно повышающие требования к скорости и четкости ориентирования в пространстве. Потребность в интенсивном освоении различных упражнений без предмета и с предметом при отсутствии необходимых для этого физических и психических возможностей у детей дошкольного и младшего школьного ставят тренеров, работающих с детьми на этапе предварительной подготовки, в достаточно трудное положение. В настоящее время, ведущие специалисты в области художественной гимнастики считают, что наиболее перспективной формой обучения в художественной гимнастике являются «предметные» уроки [1]. Но подробных разработок и методик по обучению технике владения предметами в художественной гимнастике детей 4-5 лет на этапе предварительной подготовки пока нет.

Данное противоречие и необходимость его разрешения определили актуальность исследования.

С целью разработки методики обучения владения предметами детей 4-5 лет для улучшения качества обучения на этапе предварительной подготовки в художественной гимнастике были поставлены следующие задачи:

- выявить доступные методы для обучения детей 4-5 лет на этапе предварительной подготовки;

- апробировать методику обучения технике упражнений с предметами в художественной гимнастике детей 4-5 лет на этапе предварительной подготовки;

- дать практические рекомендации по разработанной методики для спортивных школ и клубов по художественной гимнастике.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С помощью теоретического анализа и обобщения данных специальной методической литературы, текущей информации было изучено влияние упражнений различной направленности на организм и здоровье детей, обоснованы особенности оздоровительной тренировки детей с учетом возраста и учебной деятельности.

В основе изучения методик обучения детей 4-5 лет легли результаты научных исследований [5, 6, 7].

Основным методом обучения в данном возрасте является игровой метод. Разработанная методика включала в себя различные игры и разработанные эстафеты с предметами, выполняемые под музыку, так как они поддерживают интерес в процессе действий и помогают закрепить правильную технику выполнения упражнений.

Основным содержанием предварительного этапа начальной подготовки в художественной гимнастике, являются базовые технические действия, которые можно представить классификацией нескольких групп. Они включают: технические действия, на основе которых строится композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток; упражнения узкой направленности, которые обеспечивают дальнейшее овладение основным техническим действиям. Данные упражнения воздействуют на пространственно-временную организацию действия, а также на собственные познавательные и оценивающие возможности занимающегося. Многие упражнения в художественной гимнастике объединяют в сложные композиции для создания большого целостного движения. Данные различаться по характеру, наличию танцевальных шагов, использованию акробатических элементов и предмета.

Методика обучения технике упражнений с предметами применялась в двух группах детей младшего возраста 4-5 лет. Первая группа занималась по обычной программе. Вторая группа - по методике, включающей обязательное закрепление изученного материала (элементов упражнения) в играх и эстафетах. В таблице 1 предоставлены результаты тестирования экспериментальной группы в начале исследования и после его окончания.

Таблица 1

Результаты математической обработки тестов, выполненных в начале

и по окончанию эксперимента в группе младшего возраста

Название теста Уровень развития движения Начало эксперимента Заключительный этап

Тест № 1. Оценка устойчивости вестибулярной реакции. Отлично 1 (6%) 4 (25%)

Хорошо 7 (44%) 8 (50%)

Удовлетворительно 8 (50%) 4 (27%)

Тест № 2. Оценка способности к статическому равновесию. Отлично 0 (0%) 2 (13%)

Хорошо 5 (33%) 8 (50%)

Удовлетворительно 11 (67%) 5 (37%)

Тест № 3. Исследование координации движений. Отлично 0 (0%) 3 (19%)

Хорошо 7 (44%) 9 (56%)

Удовлетворительно 9 (56%) 4 (25%)

Тест № 4. Оценка быстроты движений. Отлично 1 (6%) 6 (38%)

Хорошо 7 (44%) 8 (50%)

Удовлетворительно 8 (50%) 2 (12%)

Тест № 5. Исследование скоростно-силовых способностей. Отлично 1 (6%) 5 (31%)

Хорошо 7 (44%) 8 (50%)

Удовлетворительно 8 (50%) 3 (19%)

Тест № 6. Исследование особенности сенсомо-торных процессов и координации. Отлично 0 (0%) 3 (19%)

Хорошо 7 (44%) 9 (56%)

Удовлетворительно 9 (56%) 4 (25%)

Тест № 7. Исследование ловкости и координации движения рук. Отлично 1 (6%) 5 (31%)

Хорошо 7 (44%) 10 (63%)

Удовлетворительно 8 (50%) 1 (6%)

Тест № 8. Отлично 0 (0%) 3 (19%)

Название теста Уровень развития движения Начало эксперимента Заключительный этап

Исследование скоростно-силовых способностей. Хорошо 5 (31%) 9 (56%)

Удовлетворительно 11 (69%) 4 (25%)

Тест № 9. Тест на способность к координации и согласования движений. Отлично 0 (0%) 4 (25%)

Хорошо 6 (35%) 8 (50%)

Удовлетворительно 12(75%) 4(25%)

Тест № 10. Исследование координационных способностей и скорости движений. Отлично 0 (0%) 3 (19%)

Хорошо 5 (31%) 9 (56%)

Удовлетворительно 11 (69%) 4 (25%)

Из результатов таблицы 1 следует, что уровень выполнения тестов значительно

вырос.

В тесте № 1 испытуемые должны были выполнить стойку на одной ноге с закрытыми глазами, после вращения на 360° на месте.

Тест № 2 оценивал способность к статическому равновесию. Занимающиеся выполняли равновесие в passé. Фиксировалось время удержания равновесия.

В тесте № 3 испытуемый должен был сделать бросок мячом одной рукой и ловлю двумя (из 10 раз).

В тесте № 4 мы оценивали быстроту движений посредством выполнения круговых вращений скакалкой в боковой плоскости.

Тест № 5 оценивал скоростно-силовые качества. За 10 секунд нужно было выполнить наибольшее количество приседаний, скоординировав движения с ударами о пол мяча и ловлей.

В тесте № 6 занимающиеся выполняли из положения стоя на месте, ловлю второго конца раскрытой скакалки.

Теста № 7 оценивал ловкость и координацию движения рук. Девочки делали выкруты мяча, лежащего на кисти (по количеству из 10 раз).

В тесте № 8 мы использовали комплекс заданий на согласование движений рук и ног (прыжки ноги вместе, руки на пояс; ноги врозь, руки вверх). Задание выполнялось на время, после чего подсчитывалось количество ошибок.

В тесте № 9 занимающиеся выполняли прыжки через скакалку на время. Оценивалось количество и качество выполнения задания. Результаты экспериментальной группы значительно улучшились.

В последнем тесте необходимо выполнить за 10 секунд прыжки со сменой ног на возвышение 20 см. Необходимо сделать большее количество раз.

После проведения исследования, показатели детей экспериментальной группы улучшились на 32%, а показатели детей контрольной группы на 15%, то есть результаты говорят об эффективности предложенной методики.

Данные тесты выбраны с целью оценки основных базовых умений на этапе предварительной подготовки в художественной гимнастике. Предавалось значение тем качествам, которые при дальнейшем развитии составляют платформу для совершенствования двигательных способностей на различных уровнях подготовки.

ВЫВОДЫ

Художественная гимнастика на этапе предварительной подготовки - это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта. Веселые и развивающие игры, знакомство с предметами и музыкой, все это помогает ребенку уже с раннего возраста выражать свою индивидуальность и неповторимые особенности.

Координационные способности человека выполняют важную роль в формировании упорядоченных, согласованных между собой, разнообразных двигательных действий в единое целое.

Проведённое исследование показало, что девочки быстрее осваивают новый материал и показывают лучшие результаты при закреплении данных упражнений в заключительной части занятий в играх и эстафетах. Показатели детей экспериментальной группы улучшились на 32%, а показатели детей контрольной группы на 15%. Основным методом обучения являлся игровой метод. В занятия были включены различные игры и разработанные эстафеты с предметами под музыку, помогающие скорее освоить правильную технику выполнения упражнений с предметами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулина, Е.Д. Обучение базовым двигательным действиям в художественной гимнастике / Е.Д. Бакулина // Современная педагогика: теория, методика, практика : сборник материалов международной научной конференции / под редакцией Н.К. Карповой. - Киров : [б.и.], 2015. - С. 163-168.

2. Бакулина, Е.Д. Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики : автореф. дис ... канд. пед. наук / Бакулина Е.Д. - М., 2006. - 22 с.

3. Германов, Г.Н. Проектирование тренировочных заданий для детско-юношеских спортивных школ / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин // Санитарный врач. - 2009. - № 6. - С. 21-27.

4. Жалилов, А.В. Результаты тестирования физической подготовленности спортсменов-самбистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки / А.В. Жалилов // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 2 (62). - С. 28-29.

5. Карпов, В.Ю. Методика формирования двигательных координаций у юных теннисистов 5-6 лет / В.Ю. Карпов // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2012. - № 1 (19). - С. 271-274.

6. Карпов, В. Ю. Применение игрового метода для формирования двигательно-координационных и психомоторных способностей у юных теннисистов 5-6 лет / В.Ю. Карпов // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2012. - № 2 (20). - С. 128-134.

7. Карпов, В.Ю. Эффективность игрового метода при формировании двигательно-координационных и психомоторных способностей у юных теннисистов 5-6 лет / В.Ю. Карпов // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 19.

8. Петрова, М.А. Факторы индивидуализации подготовки высококвалифицированных игроков в гандбол / М.А. Петрова, В.Я. Игнатьева, А.Я. Овчинникова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 71-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития : учебное пособие / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева [и др.]. - М. : Человек, 2014. - 216 с.

REFERENCES

1. Bakulina, E.D. (2015), "Learning basic motor actions in gymnastics", Modern pedagogy: theory, methodology, practices the collection of materials of international scientific conference, pp. 163-168.

2. Bakulina, E.D. (2006), The relationship changes in the rules of the competition and performance elements in the compositions of rhythmic gymnastics, dissertation, Moscow, p. 22.

3. Germanov, G.N. (2009), "Design training tasks for youth sports schools", Sanitary doctor, Vol. 6, pp. 21-27.

4. Jalilov, A.V. (2015), 'Results of testing physical fitness of athletes Sambo hearing impaired at the stage of initial training", Adaptive physical training, Vol. 2 No. 62, pp. 28-29.

5. Karpov, V.Yu. (2012), "Methodology of motor coordination of young tennis players 5-6 years", Bulletin of Sochi State University for Tourism and Recreation, No. 1 (19), pp. 271-274.

6. Karpov, V.Yu. (2012), "Application of a game method for the formation of motor-coordination and psychomotor abilities in young tennis players 5-6 years", Bulletin of the Sochi State University for Tourism and Recreation, Np. 2 (20), pp. 128-134.

7. Karpov, V.Yu. (2012), "The effectiveness of a game method in the formation of motor-coordination and psychomotor abilities in young tennis players 5-6 years", Physical culture: education, education and training, No. 4, pp. 19.

8. Petrova, M.A. (2008), "Individualization factors of training highly qualified handball players", Theory and practice ofphysical culture, Vol.5, pp. 71-73.

9. Wiener-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Terekhina, R.N. (2014), Rhythmic gymnastics: history, state and development prospects: tutorial, Chelovek, Moscow, p. 216.

Контактная информация: alexm-77@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 796.077.4

НОВЫЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Сергей Иванович Белых, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Заслуженный тренер Украины, Донецкий национальный университет, Донецк, Украина

Аннотация

В статье представлены исследования, посвященные созданию нового поколения методик педагогических исследований, важного условия повышения качества профессиональной подготовки преподавателей «Физического воспитания». Распространение методик будет способствовать модернизации неспециального физкультурного образования студентов.

Ключевые слова: методика исследований, преподаватели, студенты, «Физическое воспитание», неспециальное физкультурное образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p31-38

NEW EDUCATIONAL METHODOLOGIES FOR THE TEACHERS OF "PHYSICAL

EDUCATION" DEPARTMENTS Sergey Ivanovich Belykh, the candidate of pedagogical sciences, professor, department chairman, Honored trainer of Ukraine, Donetsk National University, Donetsk, Ukraine

Annotation

The article presents the research of the new generation of the educational research methods, the important condition for improving the quality of teacher training in "Physical Education". Distribution of the methods will contribute to the modernization of non-special sports education of the students.

Keywords: methods of research, instructors, students, «Physical Education», non-special physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка преподавателей вузовской дисциплины «Физическое воспитание» для современной украинской высшей школы не может быть замкнуто лишь на овладение теми компетенциями, которые связаны с обучением двигательным действиям и оптимальным развитием физических качеств. В то же время, усвоение преподавателями знаний и умений, важных для изучения структуры личности их учеников, для анализа образа жизни студентов осложняется тем, что используемые для этих целей методики являются достаточно сложными и затратными по времени, как с точки зрения их применения, так и обработки полученных результатов. Таким образом, весьма актуальной является создание нового поколения методик исследования, не только отвечающих требованиям валид-ности тестов, но также простоты их использования в педагогической практике, быстроты обработки, наглядности и объективности полученных результатов.

Анализ последних исследований и публикаций. Авторы ранее выполненных исследований, начиная с 1970-х годов, обращали внимание на то, что будущий специалист в области физической культуры и спорта должен иметь знания о роли этого явления в жизни современного общества, о том, как выполнить прогноз перспективности ребенка к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.