Научная статья на тему 'Значение психологического сопровождения женщины к рождению ребенка'

Значение психологического сопровождения женщины к рождению ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беременность / готовность к роли матери / психологическое сопровождение во время беременности / Pregnancy / readiness for the role of the mother / psychological support during pregnancy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панина В. В.

Статья посвящена раскрытию необходимости психологического сопровождения женщин на этапе беремен-ности, разработке методологии психологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE PSYCHOLOGICAL SUPPORT WOMEN'S ACCESS TO THE CHILD'S BIRTH

Article is devoted to the necessity of psychological support of women on the stage of pregnancy, the development of the methodology of psychological support of women in the period before and after childbirth.

Текст научной работы на тему «Значение психологического сопровождения женщины к рождению ребенка»

УДК 159.9.07

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ К РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА В.В. Панина

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сосновоборская городская больница», Красноярский край, г. Сосновоборск

Аннотация. Статья посвящена раскрытию необходимости психологического сопровождения женщин на этапе беременности, разработке методологии психологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребенка.

Ключевые слова. беременность, готовность к роли матери, психологическое сопровождение во время беременности.

VALUE PSYCHOLOGICAL SUPPORT WOMEN'S ACCESS TO THE CHILD'S BIRTH Panina V. V.

Resume. Article is devoted to the necessity of psychological support of women on the stage of pregnancy, the development of the methodology of psychological support of women in the period before and after childbirth.

Keywords. Pregnancy, readiness for the role of the mother, psychological support during pregnancy.

Психологическое сопровождение женщины, ожидающей ребенка, что это такое, актуально ли это в настоящее время? В чем его отличие от предлагаемых услуг психологической помощи и поддержки в школах материнства и клубах современных родителей?

На сегодняшний день, понятие «психологическое сопровождение» включает большее, чем «психологическая помощь и поддержка». Например: сопровождать - идти рядом, двигаться вместе в определенном направлении; помогать - оказывать содействие, участие, приносящее облегчение; поддержать - не дать упасть, оказать помощь, выражать согласие, одобрение и т. д. На эти различия указывает психологический словарь.

В момент, когда женщина узнает о своей беременности, огромное количество чувств может пронестись внутри одновременно. Но это только самое начало очень важного и неповторимого пути. И главная роль отведена женщине, будущей маме. Мама - это первая вселенная ребёнка, его основа и с материальной, и с психической точки зрения. Она является посредником между внешним миром и ребёнком, который улавливает ощущения, чувства матери как реакцию на окружающий мир.

За девять месяцев будущей маме многое предстоит: необходимо встать на учет в женской консультации, сдать необходимые анализы и пройти обследования. И неделя за неделей ждать появления малыша на свет. Но часто бывает так, что интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессорного воздействия могут негативно отразиться на состоянии беременной женщины. И вместо положительных эмоций, женщины испытывают чувство тревожности, страха которые не дают в полной мере расслабиться и наслаждаться бе-

ременностью. Женщина становится очень чувствительна и, порой, раздражительна, она гораздо острее, чем прежде реагирует на окружающий мир, иногда с трудом справляется с собой. Есть женщины, которые при беременности совершенно меняют свои привычки, у других всё остаётся без изменений. Тревожность часто мешает беременной женщине жить «здесь и сейчас». А ближе к родам тревожность и страх только усиливаются.

В связи с этим огромное значение имеет подготовка беременной женщины к родам. Тело женщины устроено природой так, чтобы выносить и родить ребенка. Организм начинает естественную подготовку к родам уже с начала беременности, и к моменту родов в норме он полностью готов к рождению малыша. Но гораздо лучше, когда женщина готовится к родам не только на физическом, но и на психологическом уровне. Ничто не пугает человека сильнее, чем неизвестность. Поэтому, готовясь к родам, прежде всего, нужно узнать все об их протекании, сути происходящих при этом физиологических процессов, а также о том, в чем должно состоять активное участие в родах самой женщи-

ны, каковы методы релаксации, как научиться преодолевать страх. Кроме того, психологическая подготовка к родам имеет огромное значение для формирования гармоничных отношений между родителями и ребенком.

Важнейшим условием нормального как эмоционального, так и физического развития ребенка является формирование чувства привязанности между ним и мамой. Выстраивание диады «мать и дитя». Различными исследованиями, проведенными в нашей стране, доказано: чем выше психологическая готовность будущей мамы к родам, тем лучше они проходят [1]. Подготовленные женщины вовремя приезжают в роддом, уловив первые признаки начавшихся родов. Они активны на всех этапах родового процесса, не тратят силы, настроены на помощь своему ребенку. Рассказывая о родах, женщины описывают их как процесс трудный, нов то же время радостный, а момент рождения ребенка -как величайшее счастье.

Психологическая готовность к родам оказывает позитивное влияние и на последующий период: уже состоявшиеся мамы хотят находиться вместе со своим ребенком в послеродовой палате, успешнее налаживают кормление грудью. Напротив, избыточное психоэмоциональное напряжение, чувство страха во время родов сопровождаются высоким мышечным напряжением, при котором родовые боли усиливаются. Таким образом, течение и безопасность родового процесса, уровень болевых ощущений во многом определяется настроем женщины, степенью её психологической готовности к родам, к материнству и ее поведением, владением эффективными приёмами расслабления [2].

Профилактическую работу с беременными необходимо рассматривать с учётом всего сложнейшего многоуровневого комплекса происходящих процессов. Большое значение имеют все компоненты подготовки к родам: и формирование материнской доминанты, и позитивный эмоциональный настрой женщины на роды, и владение ею устойчивыми навыками саморегуляции.

На курсы по подготовке к родам женщины приглашаются, как правило, после тридцатой

недели беременности. Женщина уже уходит в декретный отпуск и может посвятить оставшиеся недели срока подготовке к рождению малыша. Как правило, к этому времени у женщин уже есть определенные знания и представления относительно предстоящих родов.

На базе женской консультации «КГБУЗ Сос-новоборская ГБ» психологом разработана программа, и на ее основе курс занятий для будущих родителей «Радуга материнства». Курс занятий предусматривает семейно - ориентированный подход к психологическому сопровождению беременности и предполагает решение таких задач, как поддержка женщины в ее адаптации к беременности, подготовка к родам и дальнейшему материнско-детскому взаимодействию, а также подготовка супружеской пары к изменениям, связанным с появлением нового члена семьи, формирование сознательной родительской позиции и компетентности. Курс занятий рассчитан на групповую работу с беременными женщинами, а также молодыми супружескими парами, ожидающими рождения ребенка.

В начале работы каждой группы, важным является понять то, с какими представлениями о предстоящих родах и материнстве женщины находятся в настоящий момент. Ключевыми становятся ответы женщин на такие вопросы, как: какой срок беременности? Как в целом протекает Ваша беременность? Каковы Ваши ожидания от занятия? Что Вы чувствуете по мере приближения родов? Готовитесь ли Вы к родам? Что Вы считаете самым важным для родов? Цель работы психолога по данной программе -расширить вариативность в решении проблемных вопросов, связанных с беременностью и родами, формирование индивидуального подхода к каждой женщине.

Можно выделить несколько групп. Одним будут присущи волнения, многочисленные страхи (за жизнь ребенка, за собственное здоровье). У них нет объективной информации о процессе родов, ориентир на рассказы других женщин о том, как проходили их роды, которые часто пугающие. Ожидание от родов сильной боли и страданий. Состояние паники, концентрация на болевых ощущениях, женщина жалеет себя, забывая о ребенке. Ей трудно занять позицию сотрудничества.

Другим будет присуще то, что они знают о родах, читают информацию. Женщины настроены часто позитивно, но не уверенны в каких-то моментах. Много информации в теории, которая начинает путаться в голове, накладывается на субъективные ощущения и просто выпадает в нужные моменты, что тоже может привести к панике и сосредоточению на страхе.

У третьих сформировано позитивное отношение к родам. Воспринимают роды, как физическую работу, которая требует определенных усилий, но в конце их ждет награда в виде их

родного маленького малыша. Ощущение приближения праздника. Женщины не только читают информацию, но и прорабатывают все то, что может им помочь на родах. Приемы дыхания, самомассаж, облегчающие позы. Она воспринимает свою роль в родах не как самого «главного» человека, которому тяжело и трудно, а как «помощницы» ребенку, который проходит очень сложный путь в своей жизни. Она входит в роды, полностью принимая этот процесс, все время находится в состоянии «здесь и сейчас», сотрудничает с врачами. Тем самым помогает малышу и себе.

Каждая группа женщин требует особого внимания к себе и дополнительного сопровождения. Это может быть как комплекс занятий, посвященный процессу родов, послеродовому периоду, важными в котором являются уход за ребенком и психологическая готовность к грудному вскармливанию, так и работа с использованием методов арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии, направленная на снижение тревожности и проработку страхов.

По окончании курса также проводится опрос. Здесь женщинам предлагается ответить на следующие вопросы: Какие ощущения испытываете сейчас, по окончании курса? Как изменились вы со времени первого занятия? Что важного вынесли для себя из работы группы?

Готовы ли работать над своими родительскими знаниями и умениями после рождения ребенка?

Анализ ответов показал, что после прохождения курсов «Радуга материнства» у женщин снижается тревожность, они становятся более уверенными в себе, четко структурируют для себя информацию, готовы работать над своими родительскими компетентностями. Рекомендуют другим будущим мамам посещение курсов. Более осознанно подходят к теме родительства и к последующему планированию новых беременностей. Что является важным вкладом в профилактику абортов.

Таким образом, о психологической готовности можно говорить как о целом комплексе: готово тело, присутствуют знания, уравновешены эмоции и будущая мама чувствует поддержку. Все эти составляющие переплетаются между собой: невозможно помочь своему телу, не получив знаний об этом; невозможно победить страхи, не имея информации о процессе или считая свое будущее неопределенным; трудно настроиться на роды, если много тревог. Готовясь по одному из параметров, женщина делает значительный вклад в подготовку другого. И конечно, главными помощниками в этом деле являются врачи, консультанты курсов подготовки к родам, психологи, а также близкие люди, находящиеся рядом.

Литература

1. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

2. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.