Научная статья на тему 'Значение приобщения к региональному декоративно-прикладному искусству в развитии художественного вкуса подростков'

Значение приобщения к региональному декоративно-прикладному искусству в развитии художественного вкуса подростков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
326
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давалева Д. А.

В статье раскрывается влияние регионального декоративно-прикладного искусства на развитие художественного вкуса учащихся. Рассматриваются особенности традиционных художественных промыслов Западно-Сибирского региона с целью разработки содержания и методики развития художественного вкуса подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение приобщения к региональному декоративно-прикладному искусству в развитии художественного вкуса подростков»

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить ещё раз, что работа над техникой должна проводиться с учеником систематически и целенаправленно. Принимая во внимание индивидуальные особенности обучающихся и степень их подготовки, педагог может составить для каждого из них определённую программу работы над техникой.

Список литературы:

1. Бирмак А. О художественной технике пианиста. - М., 1973.

2. Бизони Ф. О пианистическом мастерстве. - М., 1962.

3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М., 1981.

4. Гвоздев В. Работа баяниста над развитием техники. - М., 1987.

5. Демченко А. Технические упражнения для баяна. - М., 1967.

6. Завьялов В. Баян и вопросы педагогики. - «Искусство», 1992, переизд.

7. Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М., 1997.

8. Сафонов Д. Повседневная работа пианиста и композитора. - М., 1979.

9. Ганон Ш. Пианист-виртуоз. - Л., 1988.

10. Казальс П. Работа пианиста над техникой. - Л., 1968.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИОБЩЕНИЯ К РЕГИОНАЛЬНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

© Давалева Д.А.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

В статье раскрывается влияние регионального декоративно-прикладного искусства на развитие художественного вкуса учащихся. Рассматриваются особенности традиционных художественных промыслов Западно-Сибирского региона с целью разработки содержания и методики развития художественного вкуса подростков.

Ключевые слова художественный вкус, декоративно-прикладное искусство.

Преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловливают повышение требований к качеству подготовки учащихся общеобразовательных школ, в том числе и по дисциплине «Изобразительное искусство». В Концепции художественного образования пристальное

* Старший преподаватель кафедры Дизайна, изобразительного искусства и методик преподавания.

внимание обращается на развитие творческих качеств личности, художественного вкуса. В философской и педагогической литературе (А.В. Бакушин-ский, А.И. Буров, Г.Г. Гадамер, И. Кант, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.В. Луначарский, С.А. Наумов, В.А. Разумный и др.) художественный вкус определяется как интегральное качество личности, которое базируется на способности чувственного восприятия, интеллектуально-познавательном (теоретическом) и практическом (художественном) опыте и проявляется в знаниях в области искусства, понимании его языка, умении адекватно, глубоко и разносторонне оценить произведение искусства в единстве формы и содержания, а также в опыте создания образа произведения. Проблема развития художественного вкуса школьников является актуальной, поскольку уровень его сформированности во многом определяет дальнейшее художественное развитие личности.

Особое внимание развитию художественного вкуса необходимо уделять в подростковом возрасте, поскольку данный возраст является важнейшим периодом эмоционального становления, активного формирования потребностей, расширения области духовного и интеллектуального общения личности.

Значительная роль в развитии художественного вкуса подростков отводится приобщению к декоративно-прикладному искусству. Правильно организованное восприятие произведения декоративно-прикладного искусства в единстве образа, красоты материала и пластической выразительности формы позволит вовремя заложить фундамент для развития художественного вкуса подростков [11]. Понимание учащимися содержания и пластически-выразительных особенностей решения образцов декоративного искусства позволит переосмыслить окружающую действительность и в художественно-творческой деятельности выразить воспринятое, что и является непременным условием развития художественного вкуса.

Кроме того, изучение декоративно-прикладного искусства дает возможность учащимся осознать свои национальные корни, понять самобытность и уникальность искусства своего региона, наследовать его художественные традиции. Ивахнова Л.А. справедливо утверждает, что «в подготовке подрастающего поколения нельзя отказаться от национального опыта народа, который донес до наших дней множество истинно художественных произведений, прогрессивных обычаев и традиций, в основу которых легли общечеловеческие нормы нравственности», оценки, суждения [6]. Следовательно, большое значение в решении проблемы развития художественного вкуса подростков отводится изучению регионального декоративно-прикладного искусства.

В «Законе об образовании Российской Федерации» отмечено, что внедрение в образовательный процесс искусства региона является условием модернизации художественного образования школьников [5]. Национально-региональный компонент определяет особенности теоретической и практической базы художественного образования учащихся в зависимости от спе-

цифики искусства различных регионов России, активно воздействуя на формирование ценностных установок, на развитие художественного вкуса.

Обращаясь к проблеме приобщения школьников к региональному искусству, И.Н. Полынская подчеркивает, что декоративно-прикладное искусство служит богатым источниковым материалом для формирования различных сторон личности школьников и руководства их изобразительной деятельностью [8].

Процесс приобщения к региональному художественному наследию невозможен без теоретического обоснования сущности декоративно-прикладного искусства, научное изучение которого началось в конце XIX - первой половине XX века П.М. Головачевым, А.А. Крыловым, Н.Л. Скалозубовым, И.Я. Словцовым, Н.М. Чукмалдиным, Н.М. Ядринцевым, которые выявили художественно-эстетическую ценность, выражающуюся в единстве формы, материала и декора в произведении, и духовную ценность декоративных произведений, отражающую народное мировоззрение, понимание красоты, гармонию с природой.

Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в трудах И.Я. Богуславской, М.А. Некрасовой, А.К. Чекалова. В работах М.А. Некрасовой на методологическом уровне определена сущность народного искусства, раскрыты законы его развития, рассмотрена проблема традиции. По мнению автора, традиция является предметом творчества и действует как закон его развития, она определяет уровень народного искусства, как содержательный, так и профессиональный. «Народная художественная традиция, как и язык народа, есть сам народ с его историей» [4, с. 22]. Подобная точка зрения акцентирует внимание на связи народного искусства с прошлым, его корнями, древними истоками. Автором обоснована система понятий, связанных со спецификой народного искусства: традиционность, приверженность канону, природосообразность, коллективность, преемственность, единство эстетического и утилитарного, синтетичность художественных вещей, единство материала и художественно-технических приемов, лаконичность и совершенство художественного языка, универсальность образов, выражение национального характера [7].

Декоративно-прикладное искусство регионов и областей России имеет часть общих и специфических признаков. У разных народов технология работы с материалом близка, поскольку продиктована свойством материала. Однако форма и декор художественных вещей имеют своеобразие у каждого народа. В декорировании вещи выражалось народное видение красоты, эстетика вкуса, философское осмысление окружающей действительности [3].

Процесс введения декоративно-прикладного искусства Западной Сибири в содержание дисциплины «Изобразительное искусство» предполагает определение его особенностей, что позволит совершенствовать содержание и методику развития художественного вкуса учащихся.

Исследователи Л.М. Русакова, Н.Х. Шайхдинова, В.А. Барадулин, Н.И. Сезева, Л.А. Ткаченко выявляют в прикладном искусстве Западно-Сибирского региона художественно-эстетические, художественно-выразительные, технологические, стилистические особенности; ретроспективу его развития с момента возникновения до современности. Художественная и историческая специфика прикладного искусства Западно-Сибирского региона сложилась в результате проникновения, адаптации и интерпретации стилевых направлений и форм прикладного искусства европейской России. Это подтверждается в исследованиях Л.В. Чуйко, которая отмечает, что культура коренных народов (самодийских, финно-угорских, тюркских) на протяжении всего исторического развития Сибири переживала процесс взаимного культурного проникновения (ассимиляции) и осваивалась выходцами из центральных областей России, русского Севера, Украины, а также представителями казачества, старообрядцев, польских ссыльных [10]. В круг эстетических представлений мастеров входят лаконизм форм, выявляющий красоту материала, понимание его художественно-практических особенностей. Мастерам присуще глубокое понимание особенностей природного материала (шерсть, дерево, кость). Так, древесина липы наиболее выразительна в тонкой резьбе, из березы точили посуду, из сосны изготавливали предметы мебели, дома ставили из кедра [10].

К специфическим чертам деревянных изделий мастеров Западно-Сибирского региона относились прочность, добротность, основательность, ярко выраженный синтез утилитарного и эстетического начал. Художественные изделия должны были украшать быт и удовлетворять утилитарные потребности человека. Например, брошь из кости, созданная тобольскими мастерами в первую очередь необходима для скрепления краев одежды, а затем уже служит украшением.

Традиции урало-сибирской росписи исследуют Л.Г. Алферов, В.А. Барадулин, А.С. Максяшин, раскрывая ее художественные особенности: колорит, композицию, ритмический строй, трактовку мотивов. Для росписи изделий из металла и дерева характерна техника двухцветного кистевого мазка, широкая цветовая гамма; роспись по цветным фонам и в то же время тонкость колористических решений, мягкая живописность цвета, объемность. Основные элементы росписи, символизирующие солнце и изобилие, - многолепестковые розетки, бутоны, листья, ягоды - объединяются в мотивы: венок, символизирующий солнце, древо - символ райских садов, гирлянду - символ изобилия. Колорит росписи строится на сочетании красных, желтых, синих, зеленых тонов. Красный цвет является символом очага и жизни, синий - водной стихии, желтый - хлебосольства, изумрудно-зеленый - надежду на хороший урожай [1].

Сибирское ковроткачество рассмотрено в трудах С.А. Давыдовой, Н.И. Сезевой. Спецификой сибирского ковра является длинный и густой

ворс, создающий дополнительный живописный эффект, рисунок имел обобщенный характер и строился на крупных растительных формах, глубоко насыщенных красках. Контрастное сочетание темного поля и ярких цветов составляют главную отличительную особенность сибирских ковров. Ведущие элементы узора - изображение пышной розы, мака, бутонов - выражали радость жизни, стремление к счастью. Традиционные композиционные мотивы: гирлянды, символизирующие изобилие, венки, ассоциирующиеся с кругом вечного движения, букеты, ассоциирующиеся с «древом жизни». Цветовая гамма ковров строилась на сочетании красных, зеленых, синих, желтых цветов, которые объединяют белые, коричневые, черные цвета [9].

Косторезный промысел Тобольска изучают А.А. Валов, В. Кириллов и выявляют особенность: объемная миниатюрная резная скульптура, объединенная в сложные композиции, характеризующиеся, с одной стороны, реалистичностью изображения, с другой - декоративностью силуэта, пластикой линий, ориентацией на северные мотивы [2].

Деревянную резьбу Западной Сибири рассматривают Л.В. Чуйко, Н.Х. Шайхдинова, отмечая ряд особенностей: преобладание глухой и накладной объемной резьбы, своеобразие растительных мотивов и приемов обработки дерева. Глухая резьба украшается «графичным» рельефным рисунком, состоящим из стилизованных стеблей и листьев. В глухой резьбе распространены мотивы занавеса с кистями, обычно невысокие, мягкие по пластике со скругленными выпуклостями. В объемной накладной резьбе мотивами украшения являются: яблоко, цветок, сложная розетка, мотивы виноградной лозы, сибирских шишек, символизирующие радость и изобилие [10].

Обзор источников по декоративно-прикладному искусству Западной Сибири позволяет утверждать, что этот вид искусства тесно связан с национальным и социальным укладом жизни и таким образом не может быть вычленен из своей этнографической среды. Декоративно-прикладное искусство представляет сложный синтез духовного и материального начал в силу того что оно одновременно и элемент быта и элемент сознания человека.

Выявленные особенности декоративно-прикладного искусства ЗападноСибирского региона необходимо включать в содержание обучения (в вариативную часть), что позволит формировать у подростков опыт восприятия и оценки художественных качеств произведений народных мастеров, систему знаний о материальных и духовных ценностях своего края, совершенствовать умения и навыки работы с разнообразными художественными материалами, опыт творческой деятельности, создавая необходимую основу для успешного развития художественного вкуса.

Список литературы:

1. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани: серия «Учебный курс» / Л.Г. Алферов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 335 с.

2. Валов А.А. Тобольская резная кость / А.А. Валов. - Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1986. - 199 с.

3. Витовтова Г.И. Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в.: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Г.И. Витовтова. - Барнаул, 1995. - 21 с.

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

5. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Российская газета. -1992, 31 июля. - С. 3-6.

6. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов: монография / Л.А. Ивахнова. - Алма-ты: Гылым, 1995. - 192 с.

7. Некрасова М.А. Современное народное искусство: по материалам выставок 1977-1978 гг. / М.А. Некрасова. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - 207 с.

8. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства: учебно-методическое пособие / И.Н. Полынская. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского института, 2001. - 149 с.

9. Сезева Н.И. Ковры России. Тюменский ковер: альбом / Н.И. Сезева. -М.: Интебук-бизнес, 2009. - 160 с.

10. Чуйко Л.В. Резной декор деревянной архитектуры: Омск и Тара, конец XIX - втор. пол. XX в.: монография / Л.В. Чуйко. - Изд. 2-е, испр. и доп. -М: Наука, 2005. - 295 с.

11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1974. -159 с.

РАЗВИТИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА МАТЕРИАЛЕ УПРАЖНЕНИЙ И ГАММ

© Зверева Л.И.*

Детская музыкальная школа № 3, г. Иркутск

В статье рассматриваются важные моменты приобретения первоначальных технических навыков пианиста: особенности посадки и расположения рук на клавиатуре, начальные штрихи - non legato, legato, staccato, исполнение гамм. Приведены примеры упражнений, проверенных многолетней практикой преподавания.

Ключевые слова: посадка за инструментом, позиция руки, штрихи, упражнения, гаммы, техника.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.