у школьников ценностных ориентаций, основанных на принципах взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции обучающихся за счет расширения ее художественной сферы существования.
Библиографический список
1. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. - 2002. -№4. - С. 1-4.
2. Зильберквит М.А. Международные музыкальные конкурсы. - М.: Знание, 1985. - 48 с.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2006. - 176 с.
УДК 373.7
Алексеева Светлана Олеговна
Липецкий государственный педагогический университет
bashkatov_ivan@mail.ru
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье поднимается проблема преемственности в обучении изобразительному искусству на основе академического рисунка. Раскрывается значимость преемственности академической школы рисунка не только в обучении, но и в воспитании эстетического отношения к миру.
Ключевые слова: преемственность, академический рисунок, непрерывное художественное образование.
Современное состояние общества, в том числе и образования, характеризуется драматической противоречивостью, что приводит к непониманию и подмене истинных эстетических ценностей. Новые подходы к образованию и формированию творческого педагогического мышления вносят большие изменения в систему современной школы. Модернизация в непрерывном художественном образовании приводит к отрицанию и забвению многих положительных моментов академической школы рисунка.
В связи с возникновением в нашей стране особой социокультурной ситуации, направленной на гуманизацию и демократизацию общества, на духовно-нравственные ценности, преемственность методов обучения академическому рисунку в непрерывном художественном образовании приобретает особую актуальность. В настоящее время у большинства современной молодежи проявляется низкий уровень художественной культуры, который заключается в утрате преемственности профессионального опыта поколений, отсутствии эмоционально-ценностной культуры изображения, построенного на академических принципах. Как следствие, усиливаются негатив-
ные явления: формалистический подход к художественному творчеству, пассивность в изучении первооснов рисунка, и т.п.
Оппоненты академического рисунка указывают на его «статичность», но следует помнить и о «“плодотворности консерватизма”, под которым скрыто приращение фундаментальных ценностей, а также о том, что каждое десятилетие меняет эстетику этой кажущейся малоподвижности» [1, с. 16].
Наука и техника достигли невиданных успехов, но академический рисунок оказался в оппозиции к завоеваниям компьютерного века. Ведь тайна академического рисунка заключается не только в овладении законами физики и правилами оптики, но и в раскрытии индивидуальности его автора, его мироощущения, в опыте его познания реального мира, которое совершается не только рациональными и научными методами. Основная особенность академического рисунка заключается в том, что в нём сочетаются научное познание, воздействующее на разум человека и, помимо этого, способность воздействовать на чувства. Эта особенность и позволяет осуществлять средствами академического рисунка познавательную, воспитательную и эстетическую функцию.
Ии
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16 © Алексеева С.О., 2010
Именно академический рисунок, как основа художественного познания придаёт образованию гуманистический характер.
Академический рисунок это, в первую очередь, изображение фигуры человека и понимание через этот процесс эстетики строения окружающего мира. Истоки академического рисунка можно усмотреть в греческой культуре, когда фигура человека стала пониматься как микрокосмос и стала основным мерилом всего искусства. В человеческой фигуре можно было выразить всё понимание мира. Содержательная сторона академической школы рисунка со времён Греции не важна, настолько чисты и абстрактны все навыки, приёмы, законы и явления.
Такое понимание академического рисунка воспитывает культурно-эстетическое и нравственное отношение к окружающему, приближает к пониманию структуры мира, воссоединяя интеллектуальное и эмоциональное начала в человеке, является стержнем овладения любой художественной деятельностью, позволяет изучить действительность в художественно-образной форме и даёт большой импульс для развития творческих способностей рисующего.
Таким образом, академический рисунок не снимает проблему творческого подхода к изображению, напротив, выступает как средство воспитания художественного вкуса, необходимого в любом виде деятельности, в том числе и профессиональном художественном творчестве художника и художника-педагога.
С.А. Гавриляченко отношение к академическому рисунку называет своеобразным тестом, «с помощью которого разделяются сознание, почитающее традицию и канонические ценности, видящие смысл в их постепенном сущностном приращении в развитии, и сознание, аффектированно ценящее «новаторство», «инаковость», гипертрофированное авторское самоутверждение» [1, с. 15].
Такое понимания основы академического рисунка не возможно достигнуть за пяти, шести летний период обучения в художественно-педагогическом вузе, поэтому необходимо внедрение методов обучения академическому рисунку в систему непрерывного художественного образования начиная с начальных классов общеобразовательной школы и перенос на основе преемственности из одной ступени обучения в последующую.
Эмоционально-ценностный, духовно-нравственный и художественный опыт, полученный ребенком в процессе художественного образования на основе преемственности методов обучения академическому рисунку, должен стать базовой основой мировосприятия, художественной культуры, творчества, созидания себя в жизни. Недооценка принципа преемственности в методах обучения академическому рисунку в художественном компоненте образования на ранних этапах развития ребенка впоследствии может привести не только к несостоятельности его как профессионала, к низкому уровню художественной предпочтительности, но и к вакууму духовности.
Первые задания должны быть наиболее аналитическими, их цель приучить детей видеть в окружающем многообразии конструктивную первооснову, объёмность предметов с тем, чтобы в дальнейшем перенести полученные умения и навыки в изображение более сложных структур (при изображении животных, головы, фигуры).
Формирование профессиональных навыков должно проходить на основе преемственности методов обучения академическому рисунку через систему последовательно усложняющихся заданий, укладывающихся примерно в 13-15 лет постоянного обучения.
В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова определяет понятие «академично» как «в высшей степени научно, на основе последних достижений науки» [2, с. 18]. Изучение основ академического рисунка есть сложный познавательный процесс, развивающийся вместе с научными достижениями. Он требует определенного, чёткого понимания листа, последовательности операций, перенесения некоего визуального образа натуры или воображения на лист. Закрепление на листе изображения не в его импрессионистическом моментальном восприятии, а в строгой последовательной закономерности. Каждая стадия имеет свою собственную ценность. Таким образом, происходит выстраивание сложного образа, прикреплённого к определённой реальности. Ценности рисунка можно достичь на любой его стадии, потому что сама по себе каждая стадия является не сменой последовательно производимых операций, а сама по себе имеет онтологическую значимость. Ведение академического рисунка предполагает постепенную, точно рассчитанную методологию построения предмета, выстраивание света-тени, объёма, пространства, фактуры и среды.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
Под академической художественной школой понимается строгая научно обоснованная система образования и воспитания художников и ху-дожников-педагогов, начало которой должно закладываться в общеобразовательной и художественной школе.
Однако существующие в настоящее время традиционные формы и методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе практически не используют тот мощный потенциал, который заложен в академическом рисунке, более того, во многих специальных художественных школах академическому рисунку не в достаточно полной мере уделяется внимание. И лишь в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля академический рисунок по праву считается основной дисциплиной. В системе непрерывного художественного образования нарушается преемственность методов обучения академического рисунка. Каждая последующая ступень художественного обучения, как правило, не связанна с предыдущей. Возникает определённое противоречие между неограниченными возможностями преемственности методов обучения академическому рисунку и недостаточным использованием её в системе непрерывного художественного образования. В данный момент не уделяется должного внимания решению проблемы,
которая сводится к одному из важных положений теории и методики преподавания: преемственности в обучении изобразительному искусству на основе академических традиций.
Обращение к проблеме преемственности методов обучения академического рисунка в системе непрерывного художественного образования призвано заполнить пробел, заключающийся в частичном забвении принципов академической школы с целью введения их на всех ступенях художественного образования от общеобразовательной школы к художественной и т.д. к подготовке профессионала.
Академическое обучение рисунку, являющееся строгой научно обоснованной системой и одной из форм художественного образования, должно вновь обрести роль эталона, по которому должна происходить сверка эффективности художественно-образовательных нововведений, обеспечивая стабильность существования не только высшей художественной школы, но и всей системы непрерывного художественного образования.
Библиографический список
1. Гавриляченко С.А. Рисунок «академический» и рисунок «творческий» // Художественная школа. - 2003. - №1. - С. 14-18.
2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 717 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16