Научная статья на тему 'Значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования'

Значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUITY / ACADEMIC DRAWING / CONTINUOUS ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Светлана Олеговна

В статье поднимается проблема преемственности в обучении изобразительному искусству на основе академического рисунка. Раскрывается значимость преемственности академической школы рисунка не только в обучении, но и в воспитании эстетического отношения к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of continuity in fine arts training on the basis of the academic drawing arises in the article. The significance of continuity of the academic school of drawing is not only in training, but also in education of the aesthetic relation to the world.

Текст научной работы на тему «Значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования»

у школьников ценностных ориентаций, основанных на принципах взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции обучающихся за счет расширения ее художественной сферы существования.

Библиографический список

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. - 2002. -№4. - С. 1-4.

2. Зильберквит М.А. Международные музыкальные конкурсы. - М.: Знание, 1985. - 48 с.

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2006. - 176 с.

УДК 373.7

Алексеева Светлана Олеговна

Липецкий государственный педагогический университет

bashkatov_ivan@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье поднимается проблема преемственности в обучении изобразительному искусству на основе академического рисунка. Раскрывается значимость преемственности академической школы рисунка не только в обучении, но и в воспитании эстетического отношения к миру.

Ключевые слова: преемственность, академический рисунок, непрерывное художественное образование.

Современное состояние общества, в том числе и образования, характеризуется драматической противоречивостью, что приводит к непониманию и подмене истинных эстетических ценностей. Новые подходы к образованию и формированию творческого педагогического мышления вносят большие изменения в систему современной школы. Модернизация в непрерывном художественном образовании приводит к отрицанию и забвению многих положительных моментов академической школы рисунка.

В связи с возникновением в нашей стране особой социокультурной ситуации, направленной на гуманизацию и демократизацию общества, на духовно-нравственные ценности, преемственность методов обучения академическому рисунку в непрерывном художественном образовании приобретает особую актуальность. В настоящее время у большинства современной молодежи проявляется низкий уровень художественной культуры, который заключается в утрате преемственности профессионального опыта поколений, отсутствии эмоционально-ценностной культуры изображения, построенного на академических принципах. Как следствие, усиливаются негатив-

ные явления: формалистический подход к художественному творчеству, пассивность в изучении первооснов рисунка, и т.п.

Оппоненты академического рисунка указывают на его «статичность», но следует помнить и о «“плодотворности консерватизма”, под которым скрыто приращение фундаментальных ценностей, а также о том, что каждое десятилетие меняет эстетику этой кажущейся малоподвижности» [1, с. 16].

Наука и техника достигли невиданных успехов, но академический рисунок оказался в оппозиции к завоеваниям компьютерного века. Ведь тайна академического рисунка заключается не только в овладении законами физики и правилами оптики, но и в раскрытии индивидуальности его автора, его мироощущения, в опыте его познания реального мира, которое совершается не только рациональными и научными методами. Основная особенность академического рисунка заключается в том, что в нём сочетаются научное познание, воздействующее на разум человека и, помимо этого, способность воздействовать на чувства. Эта особенность и позволяет осуществлять средствами академического рисунка познавательную, воспитательную и эстетическую функцию.

Ии

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16 © Алексеева С.О., 2010

Именно академический рисунок, как основа художественного познания придаёт образованию гуманистический характер.

Академический рисунок это, в первую очередь, изображение фигуры человека и понимание через этот процесс эстетики строения окружающего мира. Истоки академического рисунка можно усмотреть в греческой культуре, когда фигура человека стала пониматься как микрокосмос и стала основным мерилом всего искусства. В человеческой фигуре можно было выразить всё понимание мира. Содержательная сторона академической школы рисунка со времён Греции не важна, настолько чисты и абстрактны все навыки, приёмы, законы и явления.

Такое понимание академического рисунка воспитывает культурно-эстетическое и нравственное отношение к окружающему, приближает к пониманию структуры мира, воссоединяя интеллектуальное и эмоциональное начала в человеке, является стержнем овладения любой художественной деятельностью, позволяет изучить действительность в художественно-образной форме и даёт большой импульс для развития творческих способностей рисующего.

Таким образом, академический рисунок не снимает проблему творческого подхода к изображению, напротив, выступает как средство воспитания художественного вкуса, необходимого в любом виде деятельности, в том числе и профессиональном художественном творчестве художника и художника-педагога.

С.А. Гавриляченко отношение к академическому рисунку называет своеобразным тестом, «с помощью которого разделяются сознание, почитающее традицию и канонические ценности, видящие смысл в их постепенном сущностном приращении в развитии, и сознание, аффектированно ценящее «новаторство», «инаковость», гипертрофированное авторское самоутверждение» [1, с. 15].

Такое понимания основы академического рисунка не возможно достигнуть за пяти, шести летний период обучения в художественно-педагогическом вузе, поэтому необходимо внедрение методов обучения академическому рисунку в систему непрерывного художественного образования начиная с начальных классов общеобразовательной школы и перенос на основе преемственности из одной ступени обучения в последующую.

Эмоционально-ценностный, духовно-нравственный и художественный опыт, полученный ребенком в процессе художественного образования на основе преемственности методов обучения академическому рисунку, должен стать базовой основой мировосприятия, художественной культуры, творчества, созидания себя в жизни. Недооценка принципа преемственности в методах обучения академическому рисунку в художественном компоненте образования на ранних этапах развития ребенка впоследствии может привести не только к несостоятельности его как профессионала, к низкому уровню художественной предпочтительности, но и к вакууму духовности.

Первые задания должны быть наиболее аналитическими, их цель приучить детей видеть в окружающем многообразии конструктивную первооснову, объёмность предметов с тем, чтобы в дальнейшем перенести полученные умения и навыки в изображение более сложных структур (при изображении животных, головы, фигуры).

Формирование профессиональных навыков должно проходить на основе преемственности методов обучения академическому рисунку через систему последовательно усложняющихся заданий, укладывающихся примерно в 13-15 лет постоянного обучения.

В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова определяет понятие «академично» как «в высшей степени научно, на основе последних достижений науки» [2, с. 18]. Изучение основ академического рисунка есть сложный познавательный процесс, развивающийся вместе с научными достижениями. Он требует определенного, чёткого понимания листа, последовательности операций, перенесения некоего визуального образа натуры или воображения на лист. Закрепление на листе изображения не в его импрессионистическом моментальном восприятии, а в строгой последовательной закономерности. Каждая стадия имеет свою собственную ценность. Таким образом, происходит выстраивание сложного образа, прикреплённого к определённой реальности. Ценности рисунка можно достичь на любой его стадии, потому что сама по себе каждая стадия является не сменой последовательно производимых операций, а сама по себе имеет онтологическую значимость. Ведение академического рисунка предполагает постепенную, точно рассчитанную методологию построения предмета, выстраивание света-тени, объёма, пространства, фактуры и среды.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

Под академической художественной школой понимается строгая научно обоснованная система образования и воспитания художников и ху-дожников-педагогов, начало которой должно закладываться в общеобразовательной и художественной школе.

Однако существующие в настоящее время традиционные формы и методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе практически не используют тот мощный потенциал, который заложен в академическом рисунке, более того, во многих специальных художественных школах академическому рисунку не в достаточно полной мере уделяется внимание. И лишь в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля академический рисунок по праву считается основной дисциплиной. В системе непрерывного художественного образования нарушается преемственность методов обучения академического рисунка. Каждая последующая ступень художественного обучения, как правило, не связанна с предыдущей. Возникает определённое противоречие между неограниченными возможностями преемственности методов обучения академическому рисунку и недостаточным использованием её в системе непрерывного художественного образования. В данный момент не уделяется должного внимания решению проблемы,

которая сводится к одному из важных положений теории и методики преподавания: преемственности в обучении изобразительному искусству на основе академических традиций.

Обращение к проблеме преемственности методов обучения академического рисунка в системе непрерывного художественного образования призвано заполнить пробел, заключающийся в частичном забвении принципов академической школы с целью введения их на всех ступенях художественного образования от общеобразовательной школы к художественной и т.д. к подготовке профессионала.

Академическое обучение рисунку, являющееся строгой научно обоснованной системой и одной из форм художественного образования, должно вновь обрести роль эталона, по которому должна происходить сверка эффективности художественно-образовательных нововведений, обеспечивая стабильность существования не только высшей художественной школы, но и всей системы непрерывного художественного образования.

Библиографический список

1. Гавриляченко С.А. Рисунок «академический» и рисунок «творческий» // Художественная школа. - 2003. - №1. - С. 14-18.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 717 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.