Научная статья на тему 'Значение предпринимательских объединений в социально-экономическом развитии региона'

Значение предпринимательских объединений в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкина Виктория Николаевна

В статье рассматриваются наиболее распространенные формы предпринимательских объединений и их значение в социально-экономическом развитии региона, подвергнута анализу институциональная основа объединений, указывается правовая основа формирования и развития предпринимательских объединений. Выявляются целые цепочки проблем, которые долгие годы оставались нерешенными в России. С целью борьбы с этими проблемами рекомендуется ряд мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение предпринимательских объединений в социально-экономическом развитии региона»

УДК 334.7

В.Н. Елкина

Российский государственный торгово-экономический университет

Омский институт (филиал)

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

В статье рассматриваются наиболее распространенные формы предпринимательских объединений и их значение в социально-экономическом развитии региона, подвергнута анализу институциональная основа объединений, указывается правовая основа формирования и развития предпринимательских объединений. Выявляются целые цепочки проблем, которые долгие годы оставались нерешенными в России. С целью борьбы с этими проблемами рекомендуется ряд мероприятий. Ключевые слова: предпринимательские объединения, бизнес-сообщества, саморегулируемые организации; некоммерческие организации; некоммерческие партнерства.

Предпринимательские объединения играют определяющую роль в функционировании современных экономических систем, оказывают активное влияние на социально-экономическую ситуацию не только в регионе, но и в стране в целом.

С древних времен бизнес осуществлялся «группами людей, взаимосвязанными сетями коммуникаций и объединяющими свою деятельность в интересах достижения одной или нескольких задач общего или частного характера» [9, с. 4]. Он опирался на организации и согласованность интересов [2, с. 118]. «Однако все эти многочисленные организации не могут оставаться независимыми, и именно необходимость налаживания взаимных отношений между ними характеризует социальную организацию в широком смысле слова». Взаимоотношения между экономическими субъектами приводили к возникновению «новых видов контрактов и форм объединений, которые способствовали развитию торговли и расширению рынков» [9, с. 4].

Как отмечает А.Г. Воронин, традиционно в России задача планирования развития решается через формирование планов социально-экономического развития региона. Данный подход основан на сравнении основных показателей социально-экономического развития региона с некоторым эталоном или стандартом. Слабостью этого подхода является то, что он на самом деле ориентирован не на местное, а на муниципальное развитие, поскольку орган власти планирует развитие только в пределах своей компетенции, определенной законодательством. Территория не рассматривается во всем ее многообразии. Кроме того, планирование в этом случае неизбежно осуществляется «от достигнутого», а потому концептуальные изменения направлений невозможны [3, с. 51].

Что касается экономики региона, то стратегия ее развития будет определяться по аналогии со стратегией любого хозяйствующего субъекта с той лишь разницей, что речь в данном случае будет идти о централизованном продвижении на определенный товарный рынок определенной продукции совокупности товаропроизводителей. Это не означает, что продвижением будет заниматься какой-то один экономический субъект - такие вопросы должны решать предпринимательские объединения. Но, чтобы принимать подобные решения, они должны обладать четким представлением о своем месте на том или ином рынке [5]. И главное при выборе той или иной стратегии - совладать с разобщенностью интересов каждого из представителей предпринимательских объединений.

С тех пор как люди поняли, что работать сообща для достижения общих целей немного эффективнее, чем делать это в одиночку, частью человеческого опыта стали ассоциации, объединения, палаты, союзы - общественные организации, основанные на взаимной заинтересованности каждого члена в совместном решении общих проблем, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, ос-

новным направлением деятельности которых является лоббирование интересов предпринимателей региона. В широком смысле слова ассоциация - это добровольное объединение людей на основе общего интереса для достижения общей цели. К бизнес-ассоциациям относятся торговые палаты, торгово-промышленные группы, профессиональные объединения, федерации производителей, ассоциации работодателей, объединения представителей малого и среднего бизнеса и т.д.

Все ассоциации являются негосударственными саморегулируемыми организациями. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» определяет отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, органов местного самоуправления [11, ст. 1.1].

В настоящее время создана целая сеть ассоциаций: Союз промышленников и предпринимателей РФ, Торгово-промышленная палата РФ, организация «Деловая Россия» и др., которые имеют статус общественных организаций и занимаются репрезентацией во властных структурах интересов своих членов. Данные организации представляют разные уровни бизнеса и разные отрасли экономики. На основании системы ассоциирования вопросы экономической политики решаются с участием представителей бизнеса.

Рассмотрим наиболее влиятельные ассоциации предпринимательского сообщества. Общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)», которая уцелела в годы реформ и накопила мощную сеть по всей стране (более 100 отраслевых и региональных союзов и ассоциаций, представляющих ключевые секторы экономики). В настоящее время важнейшими задачами РСПП являются: налаживание равноправных и конструктивных отношения между бизнесом и государством; самоорганизация делового сообщества и организация его влияния на федеральный и региональный уровни власти; улучшение деловой среды при условии баланса интересов общества, власти и бизнеса.

Стремление власти к созданию новых механизмов взаимоотношений со всеми уровнями предпринимательского сообщества послужило образованию ассоциаций среднего и малого бизнеса. Так, Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации, представляющая интересы как крупного, так и среднего бизнеса, включает в себя обширные региональные сети (171 территориальная палата, 68 коммерческих организаций федерального уровня, 16 зарубежных представительств и 5 смешанных палат). Основными задачами данной организации являются: активизация деятельности по формированию социальной ответственности и позитивного имиджа российского предпринимательства; участие в реализации административной реформы; взаимодействие с федеральными органами власти; взаимодействие с региональными структурами государственной власти и управления; взаимодействие с федеральными, региональными и отраслевыми бизнес-объединениями; сотрудничество с Общественной палатой России и общественными палатами субъектов Федерации; выстраивание долгосрочных отношений с некоммерческими организациями и независимыми экспертными структурам; участие в реализации приоритетных национальных проектов и т.д.

Еще одной некоммерческой общественной организацией, объединившей средний и малый бизнес России в большей степени по инициативе власти, является «Деловая Россия», которая была создана в 2002 г. и включает в себя 110 организаций и 80 региональных отделений. Эта организация представляет несырьевой бизнес (переработка, легкая промышленность, машиностроение, торговля, строительство и т.д.). Организации «Деловая Россия» призвана налаживать взаимодействие с обществом и властью в целях консолидации предпринимателей для участия в формировании благоприятных политических, экономических, социальных, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в РФ при обеспечении эффективного развития экономики. Задачи данной ассоциации ее лидеры видят в подготовке проектов законодательных актов, призванных создать благоприятные условия

для предпринимательства в частности и экономического развития страны в целом, подготовке экспертных заключений и т.д.

За рубежом идея интеграции бизнес-структур уже давно находит свое практическое применение. В мировой практике создания интегрированной структуры преобладают две основные модели: американская и европейская.

Американская модель интеграции, предполагающая создание жестких, структурированных по вертикали корпораций с лежащей в ее основе идеологией диктата, могла сформироваться и функционировать только в такой сверхдержаве, как США. Подобные структуры в большой степени лишены внешнего контроля со стороны общества, а это создает условия для реализации коррупционных схем. Европейский путь создания интегрированной структуры более гибкий и менее радикальный. В его основе лежит последовательное продвижение от консорциумов к построению промышленных объединений на базе совместных стандартов и технологий и далее к созданию корпораций [6, с. 29-34]. Однако в случае применения европейского пути развития интегрированной структуры в нашей стране возникают некоторые трудности, одной из которых является необходимость концентрации финансовых ресурсов в целях технического и технологического перевооружения предприятий на начальном этапе развития.

О важности той роли, которую бизнес-ассоциации играют в общественной жизни за рубежом, и об их силе свидетельствуют, в частности, данные Американского общества должностных лиц ассоциаций, согласно которым:

• на сегодняшний день в США насчитывается 147 000 разнообразных ассоциаций, представляющих практически каждую профессию, отрасль, хобби, интерес и т.д.;

девять из десяти взрослых американцев принадлежат хотя бы к одной ассоциации, а один из четырех - к четырем и более ассоциациям;

• ежегодно в США возникает около 1 ООО новых ассоциаций;

• численность наемного персонала ассоциаций США составляет 295 ООО человек;

• американские ассоциации ежегодно тратят 5,6 млрд долл. на печатные издания и публикации;

• 2,2 млрд долл. ассоциации ежегодно тратят на технологию;

• 95% ассоциаций предлагают своим членам собственные образовательные программы;

• 71% ассоциаций проводит отраслевые исследования или занимается сбором статистических данных.

Немаловажной представляется нам взаимная интеграция компаний, которая обеспечивается установлением различных форм долговременных отношений юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов. В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений стратегических альянсов. Например, М. Бобина [1, с. 99] определяет стратегические альянсы как доверительные долгосрочные взаимовыгодные отношения между фирмами, позволяющие каждому из партнеров более эффективно достигать стратегических целей, координировать использование совместных ресурсов и оптимизировать транзакционные издержки. Е. Карпухина [8, с. 88.] называет стратегическими альянсами принимающие различные формы долговременные объединения двух или более юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов. Т. Дас и Б. Тенг [13, р. 33] считают стратегическим альянсом добровольные межфирменные соглашения о сотрудничестве, направленные на получение партнерами конкурентных преимуществ. Все эти определения содержат одну основную мысль: важно объединение ресурсов независимых компаний для достижения совместных целей. В рамках данной статьи будет использоваться следующее определение, приведенное М.Л. Лучко [10, с. 188-189]: стратегический альянс - это объединение научного, технологического, кадрового и финансового потенциала разных компаний для достижения определенных целей, которых эффективнее всего достичь с помощью сотрудничества.

Стратегические альянсы в состоянии уменьшать риск каждого из партнеров посредством распределения рисков крупного проекта между несколькими фирмами [8, с. 90]. В условиях быстрых технологических изменений особенно важно распределение риска исследований и разработок, так как им свойственны высокие издержки и неопределенность результатов. Альянсы также могут уменьшать риск посредством снижения остроты конкурентного противостояния. Стоит отметить, что, в отличие от предыдущего мотива, целями здесь являются не извлечение выгоды, а организация рынка, снижение риска и неопределенности. Другими словами, вместо поисков путей максимизации прибыли на уровне приемлемой безопасности, компании могут стараться обеспечить свою безопасность на уровне приемлемой доходности производства. [4, с. 62-65].

Для успешного сотрудничества необходимо наличие в компании лидера, который будет продвигать идею альянса и направлять ресурсы на ее реализацию. Эффективное лидерство -один из ключевых факторов успеха альянсов. После того как потенциальный партнер определен, необходимо провести с ним переговоры. В рамках переговоров представители компаний согласуют цели, а также определяют будущую структуру альянса, которая должна соответствовать установленным целям компании. Уже на стадии переговоров возможна некоторая утечка информации, поэтому важно ограничить (в разумных пределах) доступ к ней потенциального партнера, а также использовать договоры о неразглашении.

Если переговоры завершатся успешно, то компании переходят к реализации стратегического альянса. Выделяются следующие факторы, влияющие на успех сотрудничества: система управления и контроля, система коммуникаций и система планирования. Существование системы управления и контроля позволяет снизить неопределенность и риск оппортунистического поведения, повысить предсказуемость действий партнера [12, р. 47-52]. Система коммуникаций обеспечивает всех участников альянса необходимой информацией, что повышает степень открытости и доверия между партнерами. Наконец, система планирования позволяет установить четкие промежуточные цели, определить ответственность каждого из партнеров за их достижение и оценить успешность альянса. На этапе реализации стратегического альянса следует уделить особое внимание управлению конфликтами между партнерами, стремясь к взаимовыгодному решению проблем и широкому участию всех заинтересованных сторон при интенсивном обмене информацией между ними [14, р. 222-224]. Даже в случае следования всем вышеприведенным рекомендациям стратегические альянсы остаются весьма нестабильными: они часто подвергаются серьезным изменениям или распаду, не запланированным со стороны, по крайней мере, одного партнера. Это можно объяснить внутренней противоречивостью стратегических альянсов как институционального феномена. Выделяют три основных внутренних противоречия: соперничество или сотрудничество, гибкость или жесткость, кратко- или долгосрочная ориентация [13, р. 85-88]. Альянс предполагает нахождение компромисса для каждой из этих трех пар противоборствующих сил. Чрезмерное нарушение равновесия вызывает перерождение альянса в другую институциональную форму: преобладание соперничества, гибкости и/или краткосрочной ориентации ведет к распаду альянса (т.е. к переходу на принципы рыночного взаимодействия), а преобладание сотрудничества, жесткости и/или долгосрочной ориентации - к поглощению совместно проводимых операций одним из партнеров. Таким образом, для повышения эффективности стратегических альянсов следует: внимательно выбирать партнеров; сформировать структуру альянса, соответствующую целям компании; обеспечить эффективную работу систем управления и контроля, коммуникаций и планирования, а также регулярно оценивать эффективность альянса в смысле достижения целей, стоящих перед компанией, и предпринимать корректирующие действия.

Большая часть из функционирующих на сегодняшний день предпринимательских объединений не предполагает институционального строительства, осуществляемого в виде разработки формальных и неформальных правил взаимодействия как между членами бизнес-сообщества, так и с внешними контрагентами, а также не предполагает тесного взаимодейст-

вия между фирмами-членами с целью взаимного регулирования, когда предложения одной фирмы сталкиваются с интересами других и изменяют производственные возможности каждой фирмы.

Саморегулируемые территориальные бизнес-сообщества существенно отличаются от современных бизнес-ассоциаций ориентацией на стратегическое планирование деятельности входящих в них фирм.

Что же такое бизнес-сообщество? Системный подход предполагает, что для обеспечения успешной деятельности компании и ее стабильного развития руководитель должен оценивать и принимать во внимание большое количество факторов, связанных как напрямую с деятельностью организации, так и с деятельностью ее бизнес-среды. Люди всегда объединялись, чтобы снизить свои накладные расходы за счет общего труда во имя удовлетворения общих для всех потребностей. Мотивы этих объединений были самые разные. Принцип же объединения всегда оставался одним и тем же: развить общность для удовлетворения своих потребностей путем подбора участников и создания условий развития.

Таким образом, под бизнес-сообществом мы будем понимать консолидацию предприятий малого и среднего бизнеса, вступающих друг с другом в долгосрочные отношения, направленные на постоянное совершенствование продукции, производственных и управленческих процессов, и обладающих возможностью установления формализованных правил регулирования собственной деятельности [7, с. 59].

В качестве причин создания бизнес-сообщества можно выделить следующие:

Во-первых, доступ к ресурсам и рост эффективности их использования в снижении трансакционных издержек и повышении эффективности своей деятельности в целом. Каждая организация выполняет работу, в которой она наиболее компетентна, издержки на единицу продукции снижаются для всех партнеров.

Во-вторых, целью объединения в бизнес-сообщества может явиться обретение новых знаний.

В-третьих, желание фирм получить доступ на рынки других регионов. Бизнес-сообщество обеспечивает его участникам снижение рисков, лучшие условия для экспорта продукции из собственного региона.

Все бизнес-сообщества можно условно разделить на три типа: бизнес-сообщества по сырьевой цепочке, бизнес-сообщества технологической кооперации и бизнес-сообщества управленческой кооперации.

Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах по сырьевой цепочке является сохранение гарантированных финансовых поступлений от цепочек товарно-денежных отношений. Вокруг конечного покупателя формируются цепочки товарно-денежных отношений вне зависимости от того, что является конечным продуктом. Фирмы начинают создавать свои бизнес-сообщества, в которых объединяются представители компаний, находящихся в одной цепочке от конечного потребителя до сырья. В такой цепочке всегда выделяется лидер - то предприятие, у которого более высокий уровень менеджмента и у которого максимальная добавочная стоимость своего продукта. Лидер имеет максимальную прибыль и максимум ресурсов для развития, поэтому лидер имеет возможность диктовать условия работы всем, кто стоит за ним. Ввиду высокого уровня менеджмента лидер начинает «тянуть» своих партнеров по бизнесу. Причем если партнеры развиваются, как того требует лидер, то партнерам гарантируется стабильность денежного потока. В результате партнеры остаются в цепочке лидера и поставляют ему свой товар либо получают от него продукцию на выгодных условиях.

Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах технологической кооперации является обмен опытом среди производителей однотипной продукции. Лидером в таком бизнес-сообществе является предприятие, производящее передовую технологию, которую члены бизнес-сообщества могут адаптировать для собственной специфики. Путем использования передовых технологий предприятия снижают свои производственные издержки, тем са-

мым повышая прибыль. При этом другим важным фактором, обеспечивающим повышение прибыли, является поддержание цен на сырье на требуемом уровне.

Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах управленческой кооперации является улучшение качества своего менеджмента за счет использования наиболее удачных технологий управления.

Возможно также осуществить классификацию бизнес-сообществ по типу взаимоотношений между фирмами-членами (таблица).

Классификация бизнес-сообществ по _ типу взаимоотношений между членами

Характер взаимоотношений Компании, функционирующие в различных географических регионах и их местные партнеры Клиент/ поставщик Компании, принадлежащие различным отраслям

Кооперация Региональные бизнес-сообщества Вертикальные бизнес-сообщества Межотраслевые бизнес-сообщества

В рамках региональных бизнес-сообществ кооперационные отношения устанавливаются между компаниями, функционирующими в различных географических регионах. С помощью членства в бизнес-сообществе партнеры, базирующиеся в других регионах, могут открыть для себя новые рынки, а местным партнерам предоставляется продукт, который можно будет распространять.

Вертикальные бизнес-сообщества предполагают членство предприятий, действующих в двух и более смежных секторах производственной цепочки, т.е. вступающих в отношения поставщика и клиента.

Межотраслевые бизнес-сообщества объединяют предприятия, которые не только относятся к различным секторам, но и выпускают не связанную единой производственной цепочкой продукцию.

По мере развития бизнес-сообщества и укрепления связи между предприятиями улучшается понимание потребности потребителя бизнес-сообщества, происходит дележка рынка этой потребности, предприятия бизнес-сообщества начинают более четко позиционироваться в цепочке добавленной ценности и прибыльности, они начинают более эффективно использовать свои ключевые компетенции и получать прибыль адекватно своему вкладу в удовлетворении потребности. Эта прибыль увеличивается по мере развития бизнес-сообщества.

Экономической основой объединения является принцип снижения издержек за счет консолидации в бизнес-сообщества. Доверие позволяет минимизировать трансакционные издержки, связанные с обменом правами собственности в ситуациях неопределенных технологических и контрактных перспектив. Восприятие партнера как потенциального оппортуниста налагает большие риски на возможность успешной реализации целей стратегического альянса, функционирующего в отрасли, характеризующейся интенсивными потоками сложного и неявного знания [15, р. 794-829].

Спектр направлений деятельности саморегулируемого территориального бизнес-сообщества весьма широк и включает в себя:

обмен опытом и информацией между предприятиями сектора; анализ состояния отраслевых рынков (спрос, цены, тендеры по госзакупкам, загрузка мощностей, планы развития отдельных компаний и т.д.);

коллективное взаимодействие с представителями смежных отраслей (поставщики, потребители, инфраструктура), урегулирование возникающих конфликтов с ними;

• анализ нормативно-правового обеспечения деятельности предприятий в секторе;

• взаимодействие с государственными органами (в целях лоббирования полезных и/или предотвращения вредных для сектора изменений в регулировании);

взаимодействие с профсоюзами и госорганами в качестве коллективных представителей работодателей;

• содействие продвижению фирм - членов сообщества на новые рынки; формирование системы отраслевых стандартов, устранение недобросовестной конкуренции;

• содействие развитию инфраструктуры, необходимой для предприятий сектора;

• разработку планов (программ) развития сектора или региона; выявление общеэкономических проблем развития бизнеса (налоги, таможенные пошлины, тарифы естественных монополий, доступность банковских кредитов, согласование инвестиционных проектов, условия для создания новых фирм и т.д.), разработку и лоббирование мер по улучшению инвестиционного и делового климата.

В широком понимании бизнес-сообщество - условное объединение людей, аморфное, без четких границ. В мировой практике бизнес-сообщество образуется тогда, когда предприниматели осознают, что у них есть общие интересы, связанные с формированием деловой среды. Эти интересы толкают их к объединению в союзы, ассоциации, клубы - это первая стадия. На второй стадии общие потребности формулируются и транслируются заинтересованным сторонам - власти и обществу в целом. О следующей стадии зрелости бизнес-сообщества можно говорить, когда его идеи и интересы восприняты и поняты обществом, а само сообщество четко выделено и обозначено в общественном сознании.

Итак, можно констатировать, что существующая в России система предпринимательских объединений все еще находится в стадии становления и пока не может в полной мере претендовать на роль полноценного выразителя интересов отечественного предпринимательства. Существует объективное различие в подходах к решению экономических и социальных вопросов у крупного, малого и среднего бизнеса, которое объясняется различными «весовыми категориями» и экономическими возможностями. Естественным для предпринимательского сообщества, действующего в конкурентной среде, является столкновение экономических интересов конкурентов или партнеров. Можно отметить и различную степень активности регионального экономического сообщества, которая не везде является достаточной. Вместе с тем, до сих пор предпринимательские объединения недостаточно уделяют внимания контролю качества товаров, работ и услуг, выполнению обязательств перед потребителями. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» обязывает разрабатывать стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами организации, обеспечивать имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством создания системы личного и (или) коллективного страхования, формирования компенсационного фонда, создания третейских судов, применения к нарушителям мер дисциплинарного воздействия [11, ст. 3.3, 4.6.1, 13.1]. Это будет нацеливать на качественное и добросовестное выполнение своей работы.

Перспективы развития предпринимательских объединений находятся в русле решения двух фундаментальных задач. Во-первых, необходимо, чтобы сами участники рынка осознали потребность в эффективно работающей структуре саморегулируемых предпринимательских объединений, способствующей цивилизованному развитию, выявлению недобросовестных участников рынка, разумному решению спорных вопросов. Во-вторых, государство должно обеспечить реальные возможности для предпринимательских объединений стать полноправными партнерами. Институциональные задачи нужно решать при создании наиболее работоспособных стимулов, например, защиты интересов членов предпринимательских объединений в «диалоге» с государством и с иными «третьими лицами» (организованный лоббизм); добровольного обмена опытом и «односторонних» наблюдений за поисками новых технологий коллегами-конкурентами, входящими в предпринимательские объединения; возможности организованно участвовать в законотворческом процессе.

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на небольшой срок действия новой системы и все сложности периода ее становления, уже сейчас понятно, что за саморегулируе-

мыми предпринимательскими объединениями в России - будущее. По-настоящему сильными предпринимательские объединения будут, если, во-первых, сами участники рынка осознают потребность в эффективно работающей структуре, способствующей цивилизованному развитию, выявлению недобросовестных участников рынка, борьбе с демпингом и разумному решению спорных вопросов, во-вторых, государство признает и «позволит» саморегулируемым предпринимательским объединениям стать реальными и полноправными партнерами, играющими немаловажную роль в социально-экономическом развитии региона. В результате позитивный эффект должен почувствовать конечный потребитель - житель России за счет обеспечения качества и безопасности продукции и услуг, гарантированной компенсации за причинение вреда от недобросовестных участников рынка.

Библиографический список

1. Бобина, М. Стратегические межфирменные альянсы / М. Бобина // Вопросы экономики. - 2002. -№ 4. - С. 99.

2. Бродель, Ф. Динамика капитализма / Ф. Бродель. - М. : Полиграмма, 1992. - С. 118.

3. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 176 с.

4. Гарретт, Б. Стратегические альянсы / Б. Гарретт, П. Дюссож. - М., 2002. С. 62-65.

5. Гриценко, Г.М. Развитие стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий : монография / Г.М. Гриценко, О.В. Борисова, С.А. Фисак. - Барнаул : Азбука, 2007. - 154 с.

6. Егоров, С. Создание интегрированных структур в высокотехнологическом комплексе / С. Егоров, С. Маринин // Экономист. - 2004. - № 4. - С. 29-34.

7. Елкина, В.Н. Становление территориальных бизнес-сообществ как фактор повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства / В.Н. Елкина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - № 2 (10). - С. 59-64.

8. Карпухина, Е. К характеристике международных стратегических альянсов / Е. Карпухина // Российский экономический журнал. - 2004. - № 7. - С. 88.

9. Котта, А. Капитализм и рыночная экономика / А. Котта, Ж. Ривуар - М. : АНОР, 1995. - С. 4.

10. Лучко, М.Л. Конкурентные стратегии транснациональных компаний в 90-е гг. XX - начале XXI в. / М.Л. Лучко. - М., 2004. - С. 188-189.

11. О саморегулируемых организациях : Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 (с изм. от 22, 23 июля 2008 г., 28 апр., 7 дек. 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 21 нояб., 3 дек. 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «Гарант»: http://www.base.garant.ru (дата обращения - декабрь 2012).

12.Anderson, S. Risky Business / S. Anderson, M. Christ, K. Sedatole // Internai Auditor. - 2006. -Dec. Vol. 63. - № 6. - P. 47-52.

13. Das, T.K. A Resource-Based Theory of Strategic Alliances / T.K. Das, B. Teng // J. of Management. -2000. - Vol. 26. - № 1. - P. 33.

14. Kale, P. Learning and Protection of Proprietary Assets in Strategic Alliances: Building Relational Capital / P. Kale, H. Singh, H. Perlmutter // Strategic Management J. - 2000. - March. - Vol. 21. - № 3. - P. 222-224.

15. Parkhe, A. Strategic Alliance Structuring: A Game Theoretic and Transaction Cost Examination of Interfirm Cooperation / A. Parkhe // Academy of Management Journal. - 1993. - Vol. 36. - № 4. - August. - P. 794-829.

© Елкина В.Н., 2013

Автор статьи - Виктория Николаевна Елкина, кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный торгово-экономический университет, Омский институт (филиал), e-mail: Elkina_v2004@mail.ru. Рецензент - А.Е. Миллер, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.